Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Чем знаменит праздник красная горка. Красная горка и Радоница — это разные праздники или нет

Чем знаменит праздник красная горка. Красная горка и Радоница — это разные праздники или нет

5 мая христиане восточного обряда отмечают праздник Антипасхи, который также называют Фоминой неделей и Красной Горкой.

История праздника

Слово «Антипасха» означает «противоположный Пасхе», или «вместо Пасхи», то есть повторное обращение к празднику Воскресения Христового.

Главное событие, связанное с этим днем, описано в Евангелии от Иоанна. Спустя неделю после воскресения Иисуса апостолы собрались вместе, но, поскольку боялись преследований, закрыли дверь комнаты изнутри. И вдруг в закрытом помещении появился Христос! Он «стал посреди, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, он показал им руки и ноги и ребра свои». Ученики пришли в восторг от того, что снова могут видеть учителя.

В тот момент с ними не было апостола Фомы. Когда тот вернулся, апостолы стали наперебой пересказывать ему радостную весть: учитель был здесь! На что Фома резонно ответил: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю».

Через несколько дней апостолы снова собрались вместе. На этот раз был с ними и Фома. История повторилась: в запертом изнутри помещении как бы из ниоткуда возник Иисус. В этот раз он снова сказал: «Мир вам!» и сразу обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим».

И только тогда неверующий апостол поверил. Он сказал: «Господь мой и Бог мой!»

Но Христос горько заметил: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

Название «Красная горка» имеет дохристианские корни. В данном случае слово «красный» является синонимом слова «красивый», а слово «горка» означает место гуляний. Речь идет о празднике, в большей степени приуроченном началу весны – с традиционными кострами, хороводами и «ярмарками невест», чем евангельским событиям.

Суть праздника Красная горка

Иногда праздник называют Антипасхой, что не совсем верно раскрывает его суть. Красная горка скорее не противоположность, а своего рода продолжение Пасхи, праздничное завершение пасхальной недели. В православном календаре это воскресенье называется Фоминым, поскольку по Библии в это день Иисус явился Фоме, после чего недоверчивый апостол окончательно уверовал в чудо воскрешения Христа.

Издавна этот праздник ассоциировался с обновлением, возрождением и расцветом природы, вступлением весны в свои полные права. Холмы и пригорки первыми освобождались и высыхали от снега, покрывались зеленой травой. В народе их называли красными, что означало «красивые». Именно на таких горках отмечали начало настоящей весны, устраивали гулянья, которые сопровождались веселыми игрищами, плясками, пением. Люди жгли костры и водили вокруг них хороводы. В этот день наряжались в лучшие одежды, девушки надевали свои украшения и вплетали в косы праздничные ленты.

Во время празднования Красной горки традиционно устраивали шутливую ярмарку невест и сватовство. Наши предки верили, что именно в этот день можно найти себе наиболее удачную пару. Существовала примета, что те девушки и юноши, которые не пришли на празднование, могут надолго остаться без женихов или невест.

Впоследствии православная церковь стала проводить венчания на день Красной горки. Закончился пост и пасхальные обряды, поэтому влюбленные пары могли заключать освещенные церковью семейные союзы. Считались, что такие браки будут счастливыми, особо прочными и долговечными, благословленные небесными и природными силами.


Народные приметы на Красную горку

Красная горка, как и многие другие праздники, связана с различными приметами, в которые многие люди верят по сей день. Наиболее распространенные из них - на богатство, счастье и здоровье.

Так, чтобы не знать недостатка в деньгах, на Красную горку необходимо умыться перед иконой. При этом самый старший в семье должен умыть тех, кто помоложе.

Для привлечения счастья люди в этот день загадывали желание на монетку и бросали ее в колодец или водоем. Считалось, что это принесет счастье, а загаданное желание обязательно сбудется.

Чтобы получить долголетие и крепкое здоровье, на Красную горку было принято молиться Господу. Люди верили, что в данный праздник их молитвы слышит не только Бог, но и усопшие родственники, которые также будут помогать молящимся.

Тем, кто соблюдает приметы на Красную горку, год сулит материальное благополучие и счастливое супружество. Но следует помнить, что эти суеверия, как и любые другие, церковь не одобряет.


Красная горка: традиции

В этот день на Руси чествовали девушек. Женщины одаривали всех знакомых пасхальными куличами и яйцами. Последние символизируют жизнь. Если снега на улице не было, то люди стелили на землю скатерть и обедали на свежем воздухе.

Во время Великого поста церковь не проводит обрядов венчания. Именно с Красной горки на Руси начинался свадебный сезон. Именно в этот день проходили смотрины женихов и невест. После долгого поста начинались гуляния молодежи: парни присматривали себе невест.

Это интересный рассказ для детей и школьников о празднике Красная горка. Обсудим истории, традиции и обряды праздника красная горка.

Красная горка — это первое воскресенье после Пасхи , а также последний день пасхальной недели. В церковном словаре этот праздник носит название Антипасха. Это греческое слово, а приставка «анти» значит «вместо». Таким образом, Антипасха — праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую и называют Красной горкой.

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. В этот день обновля-ется память Воскресения Христова, обновление Воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апо-стола Фомы и воскресшего Христа.

Антипасха — это первый день длительного перерыва: Масленица, Великий пост , Страстная неделя и Светлая седмица, когда Церковь вновь начинает вен-чать браки и благословлять молодых на супружество.

Из истории праздника красная горка

Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестив Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12 апостолов.

Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю», — говорил Фома о Христе. Таким образом он выражал сомнение в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Так говорят о человеке, который во всём сомневается. Но скорее всего, апостол жаждал сам лично, а не с чужих слов пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошёл со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».

Красная горка — это любимый в народе древнерусский весенний праздник. Не вся земля сразу освобождается от снега, сначала снег тает на пригорках. На них-то и разворачивались народные гулянья, детские игры, песни с хороводами.

А почему «красная», спросишь ты? Раньше в славянских наречиях слово «красный» употреблялось в значении «красивый, нарядный, отрадный, весёлый». Кстати, в словосочетаниях «Красная площадь» и «красная девица» это слово имеет тот же смысл. Да и сами весна и лето испокон веков именуются красными. И природа является во всей красе с тёплыми солнечными деньками. Поэтому во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной на гулянья, называли красными. А потом и праздник получил название «Красная горка».

Традиции и обычаи Красной горки

Красная горка — это во многом девичий праздник. В этот день играли свадьбы, парни сватались к девушкам. А на игры и гулянья приходили все до единого молодые люди. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома. Они не найдут себе пару до следующего праздника, или парню достанется самая незавидная невеста, а девушке — никудышный жених. А ещё с «непослушными» может случиться несчастье.

На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Девушки и женщины разными способами пытались привлечь к себе внимание парней: вплетали в волосы цветные яркие ленты, накидывали на плечи расписные платки. А парни пытались поразить своих избранниц молодецкой удалью, участвуя в различных играх и состязаниях.

В 2020 году Красная горка попадает на 26 апреля. Красная горка - это первое воскресенье после Пасхи, а так же последний день пасхальной недели.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи - так называемому Фомину дню. Красная горка справлялась в первое воскресенье после Пасхи. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!


О празднике Красная горка

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от черного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка - значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.


По народному календарю на Красную горку все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома.



Красная горка - это есть торжество любви, зарождения чувств и надежд. Раньше, на Красную горку знакомились девушки и парни, они выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. По традиции на Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и одежды. Красная горка считалась девичьим праздником, и так как в этот день происходили свадьбы и шло усиленное сватовство, то на игры приходили все девушки до единой. Девушки и женщины разными способами пытались привлекать к себе внимание парней, так, кто из них вплетал в волосы цветные яркие ленты, а кто повязывал расписные платки. Все хотели выделиться из большого числа девиц. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что просидевшие дома все гуляния юноша или девушка не найдут себе пару или ему достанется распоследняя невеста, а ей - никудышный жених, так как самых самых лучших "разберут" другие, и что ещё хуже – с непослушными случится несчастье. Весельем заправляла кума или девица, Лада. Она была лучшим знатоком текстов песен и присказок, руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр.

Обряды на Красную горку

В некоторых селах Владимирской области в Фомино воскресенье исполнялись особые ритуалы. После обедни где-нибудь на открытом месте улицы собирались бабы, а в некотором отдалении от них становились все молодые парочки и начинали подзывать баб к себе. В ответ на этот зов бабы начинали петь песни и медленно подходить к “новоженам”, которые давали им по куску пирога и по одному яйцу.


Красная горка в северном Поволжье имела название кликушино воскресенье, так как в этот день односельчане ходили к домам молодоженов, окликали их, а те за это выносили им по яйцу и по стопочке.

В Пензенской области на Красную горку устраивалось “опахивание села”. В глухую полночь все деревенские женщины шли с песнями за околицу, где дожидались их три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетали косы, а бабы снимали головные платки, и начиналось шествие. Несколько баб садились на доски, положенные поверх сохи, несколько девок брались сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащили соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохой крест.

Перед процессией шли старухи с иконой и молились, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. Парни присоединялись позже, когда женщины, сделав круг и возвратившись на прежнее место, устраивали пирушку. Она продолжалась до третьих петухов (3 часа утра), а затем все расходились по домам, так как гулять после петухов считалось грешно.



В Калужской области в это воскресенье встречали весну. Соломенное чучело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке; вокруг него собирались женщины и мужчины. После песен садились вокруг, угощали друг друга яичницами. Вечером с песнями и плясками сжигали чучело. Из хороводных игр Красной горки было известно во всей России сеяние проса. Красная горка не была фиксированным праздником одного дня. Праздник продолжался в течение нескольких дней и поэтому был настоящим событием в жизни молодых людей.

Свадьба на Красную горку

На Красную горку традиционно приходился пик свадеб, так как это первые дни, когда Церковь после длительного девятинедельного перерыва начинает совершать таинство бракосочетания. Считается, что свадьба, сыгранная именно в это время, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

Антипасха

«Антипасха» - греческое слово, и приставка «анти» значит не «против», а «вместо». Таким образом, «Антипасха» - праздник «вместо Пасхи», как бы возмещающий, восполняющий его.

«Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха. За Антипасхой следует Фомина неделя, которую, собственно, и называют Красной горкой. На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Кстати, поэтому в народе человека, что-либо подвергающего сомнению, называли «Фомой неверующим».

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». Обновление воскресения Иисуса Христа связано с апостолом Фомой, поэтому в этот день Церковь вспоминает встречу апостола Фомы и воскресшего Христа.


Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество.

Апостол Фома стал символизировать сомнение, недоверие. В народе даже бытует определение «Фома неверующий». Правильнее будет назвать его не тем человеком, который сомневается во всём, даже в самом очевидном, а тем, кто стремится убедиться в истинности или, наоборот, ложности тех или иных фактов на собственном опыте. Ведь одно дело - пользоваться свидетельствами других, даже самых близких людей, и совсем другое - знать что-то своим опытом.


Святой апостол Фома родился в галилейском городе Пансады и был рыбаком. Когда он услышал благовестие Иисуса Христа, то, оставив всё, последовал за Ним и стал одним из 12-ти апостолов. На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" - воскликнул святой апостол (Ин. 20, 28). "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

Красная горка проходит в первое воскресенье после наступления Пасхи. Это народный праздник, сопровождающийся массовыми гуляниями, а также связанный со множеством традиций и обычаев.

Празднование Красной горки — одно из любимых событий молодежи. Оно всегда сопровождалось хороводами, пением и весельем. Свое название праздник получил от слова «красный», что значит «красивый». С наступлением христианства Красная горка приурочена к Фомину воскресенью и имеет еще одно название — Антипасха: приставка «анти» в данном случае означает не «против», а «вместо». Праздник как бы продолжает Пасхальную неделю.

Традиции и обычаи праздника

Молодежь в этот день собиралась на гуляния, водила хороводы и славила пришедшую весну.

На пригорках и косогорах собирались молодые люди и с рассветом начинали петь и всячески зазывали весеннее тепло.

Распространенной на Руси была игра, связанная с обрядом бракосочетания . Молодежь вставала по парам, выбирали парня-ведущего. Он должен был догнать одну из пар, разбить ее и увести девушку. Молодой человек, оставшийся один, становился новым ведущим и начинал охоту за новой парочкой.

Молодые люди устраивали кулачные бои. Таким образом они показывали потенциальным невестам свою удаль и молодецкую силу.

Интересным обычаем было и обливание девушки водой. Таким своеобразным жестом молодой человек обозначал свою невесту, а затем посылал сватов в ее дом.

На Красную горку молодежь надевала новые наряды, потому что именно в этот день проходили торжественные свадебные церемонии, а у незамужних была возможность приглянуться друг другу. По этой же причине ни одна девушка не оставалась дома — чтобы не упустить своего суженого и показаться во всей своей красе.

Бросали в праздник монеты в самый глубокий колодец, чтобы привлечь счастье к себе и своей семье на целый год. При этом часто загадывали желания, веря, что в этот особенный день оно обязательно сбудется.

Одним из необычных обрядов было умывание водой с иконы. Сначала их мыли, а затем этой водой ополаскивали лицо. Эта традиция уходит корнями вглубь веков и, по поверьям, снабжает человека силой, здоровьем и благополучием.

Чтение молитв на Красную горку было обязательным. Молились за здоровье близких , просили помощи у Высших сил в любых вопросах, девушки молили о добром женихе.

В праздник обязательно приглашали гостей отовсюду, пекли караваи, готовили праздничный обед, просили у Высших сил доброго Солнца, удачи и счастья на весь год. По традиции оставляли на пригорке за околицей кусок пирога и крашеное яйцо.

Множество традиций и примет канули в лету. Но те, что дошли до нас, свято соблюдаются многими людьми. На Красную горку большинство молодых людей привлекает в свою жизнь любовь, ведь именно этот день заключает в себе таинственные силы, которые помогают в поиске второй половинки . Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Старинные русские праздники являются нашим культурным достоянием. Их можно назвать душой народа. Красная горка хранит историю времени и культуры. Необходимо знать традиции этого праздника, так как он служил не только развлечению, но и учил духовному самовыражению. Восстановить утраченные обычаи сегодня сложно, но мы, взрослые, можем рассказать своим детям об их нравственной сущности.

Важно донести до детей смысл старинных игр, обычаев, поговорок, связанных с праздником. Существовали совершенно другие нравы, ценности, отношения, правила поведения и общения в будни и праздники… Приобщая детей к народной культуре, мы воспитываем уважение к традициям, обрядам, фольклору.

Красную горку отмечают в первое воскресенье сразу после . Слово «красный» во многих славянских языках имело значение «красивый». Красной называли Весну-красну. Известно, что весной первыми просыхают возвышенные участки и пригорки. Такие места обычно выбирали для сельских гуляний. Отсюда и возникло название «Красная горка». «Красную горку» восточные славяне называли Фоминым воскресеньем, первым днем недели, следующей за пасхальной. Этот старинный праздник сохранился до сегодняшнего дня. У праздника интересная история, необычные традиции и обычаи.

Это нужно знать

Фомина неделя начинается на Красную горку и заканчивается в субботу.

Согласно православию, Фомино воскресенье посвящается воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения.

В русском народном быту Красная горка была больше связана не с христианской, а с древней языческой традицией празднования начала весны.

В языческие времена на лесных холмах ставили деревянных идолов славянских богов, перед которыми зажигали большие костры в честь Даждьбога, молились, совершались жертвоприношения, а жрецы вершили праведный суд – «полюдье». На этих красивых горках жрецы благословляли молодых славян на брак.


На Руси с приходом христианства на красных горках стали строить храмы и церкви. Существовал обычай: молодые люди выходили на смотрины в самый первый день Фоминой недели. Заневестившиеся девушки шли по улице, показывая себя и свои наряды женихам. Тут же и шел свадебный сговор (рукобитье).

Молодежь играла в хороводную игру «А мы просо сеяли». В этой игре парни требовали отдать девушку в качестве невесты. Молодые люди не пропускали игр и хороводов на Красную горку. Считалось дурной приметой сидеть в этот праздник дома. Молодежь выходила веселиться, так как избегание веселья грозило девушкам выйти замуж за никудышного жениха или остаться старой девой, а парню – жениться на рябой уродине или остаться холостым.

Люди верили в то, что выбор невесты или жениха, сделанный в этот день, будет удачным. Об этом дне в народе сохранилась поговорка:

«Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся».

На Красную горку парень обливал водой девушку, которая ему нравилась, после чего сватовство должно было быть обязательным. Отсюда и пошла народная примета: дождь в день свадьбы к благополучию и богатству.

В 19 веке Красная горка широко праздновалась по всей Руси. В этот день проводились обряды встречи весны (Кликание весны), ярмарки невест. Это было и началом девичьих хороводов. Одним из распространенных обычаев был обычай красить яйца и катать их с какого-нибудь бугорка. Играющие спускали по очереди яйца с деревянных лоточков с бортиками. Выигрывал тот, чье яйцо скатывалось дальше других.

Забавы с яйцами были любимым развлечением детей и взрослых. Начинались эти игры с первого дня Пасхи и шли до Фомина воскресенья.

Известна старинная игра, в которую любили играть дети, девушки и женщины. В кучках опилок прятали несколько яиц. Игрок должен был с первой попытки угадать, в какой кучке спрятано яйцо. Победитель получал яйцо в собственность.

В Рязанской области Красную горку считали девичьим праздником. Ранним утром девочки-подростки собирались у реки, разжигали костер и жарили яичницу на сковороде. Такая совместная трапеза проходила в виде девичьего обряда, который означал вступление девочек в девичью возрастную группу, переход к периоду молодежных гуляний.

В Пензенской губернии организовывалась игра-хоровод, символизирующая переход недавно вышедших замуж девушек в круг замужних женщин. Девушки и женщины становились друг против друга в два ряда и начинали играть в хороводную игру «А мы просо сеяли…». Первая линия, спев куплет, делала шаг к другой линии, а потом отходила на место. В песне говорилось о том, что одни посеяли просо, а другие угрожают его вытоптать конями и им предлагались разные подарки, чтобы они отказались топтать поле, но они соглашались отступить только за выкуп девушки. Девушки пели:

«У нас в полку убыло.
У нас в полку убыло.
Ой, диди-ладу, убыло!
Ой, диди-ладу, убыло!
Женщины им отвечали:
«У нас в полку прибыло.
У нас в полку прибыло.
Ой, диди-ладу, прибыло!
Ой, диди-ладу, прибыло!

Наши предки понимали, что без праздников жизнь немыслима. Праздник Красная горка был необходим как потребность встретиться, потребность быть вместе, потребность в положительных эмоциях и семейных отношениях.

Уважаемый читатель! Что вам известно об истории празднования «Красной горки»?