Меню
Бесплатно
Главная  /  Вторые блюда  /  Когда повысят пенсии военнослужащим в году. Пенсионная реформа бьет по армии: Путин отдаст долги военным после девальвации

Когда повысят пенсии военнослужащим в году. Пенсионная реформа бьет по армии: Путин отдаст долги военным после девальвации

Президент России В. Путин 14 декабря подписал Федеральные законы «О федеральном бюджете на 2016 год» и "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…. " в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (N367-ФЗ).
Так что ситуация с пенсиями в 2016 году прояснилась и можно сделать первые официальные выводы.

Индексации военных пенсий с 1 января 2016 года не будет (законом N367-ФЗ приостановлено до 1 января 2017 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»).

Военные пенсии с 1 февраля 2016 года проиндексируют на 3,99% за счет увеличения денежного довольствия, учитываемого при начислении военной пенсии с 66,78% до 69,45% (на 2,67%). То есть военные пенсии проиндексируют одновременно и на такую же величину, как и гражданские пенсии.

Вторые страховые пенсии военных пенсионеров, которые продолжают официально работать на гражданке после военной службы, индексироваться не будут. Также как не будут индексироваться пенсии примерно 14 млн работающих гражданских пенсионеров. Причем теперь эта норма постоянного, а не временного действия.

Возможность дополнительной (второй) индексации военных и гражданских пенсий остается. Решение этого вопроса перенесено на вторую половину 2016 года, когда станут понятны результаты экономического развития России в первом полугодии.

У военных пенсионеров пока остается еще один козырь для надежды на вторую индексацию пенсии в 2016 году. Это указ Президента РФ N 604 от 7 мая 2012 года, определяющий индексацию военных пенсий на уровень не ниже, чем инфляция, заложенная в бюджете (6,4%) плюс 2% (итого в соответствии с указом N 604 в 2016 году индексация военных пенсий должна составить не менее 8,4%). Правительство (Минфин) ведет активную деятельность по отмене соответствующего пункта указа Президента, но пока результаты этой борьбы не известны. Остается надеяться, что, как и в 2015 году, Президент не поддастся давлению Правительства и не отменит важнейший для военных пенсионеров пункт своего майского указа.
Для власти, конечно, ничего невозможного нет, если в Госдуме большинство депутатов от «Единой России».

Административный ресурс никто не отменял. Даже при малейшем сомнении в своем однозначном успехе на выборах в Госдуму 18 сентября 2016 года, власть примет решение и, не позднее 1 сентября, проиндексирует все пенсии второй раз. И тогда десятки миллионов пенсионеров нашей страны дружно пойдут голосовать за «своих кормильцев».
Жаль, что выборы в Госдуму всего один раз в четыре года.

В связи со сложной экономической ситуацией, которая пока еще никак не начинает изменяться к лучшему, государство продолжает сдерживать рост, как гражданских, так и военных пенсий. Конечно, пенсионеры вооруженных сил и силовых структур вправе рассчитывать на определенное их повышение, но свежие новости подтверждают, что рассчитывать на значительную прибавку все же не стоит.

Будет ли индексация?

Вопрос об индексации является одним из наиболее болезненных. Дело в том, что даже в самые благополучные годы инфляция была на уровне 3% — 6%, а что тогда говорить о нынешней ситуации, когда ее уровень достигал 17%. Мало того, несмотря на клятвенные обещания властей о минимальном инфляционном уровне в текущем году, ожидать можно чего угодно. Но пенсионеры все же сегодня надеются на лучшее.

В прошлом году индексация пенсий началась с 1 октября. На максимальное повышение пенсионных выплат вправе рассчитывать пенсионеры, более 20 лет прослуживших в рядах советской и российской армии.

С другой стороны, надежды на положительное решение вопроса существуют. К примеру, в прошлом году размер индексации составил 7,5%, причем для этого понадобилась вмешательство самого президента страны. Именно указание главы государства дало возможность изыскать необходимые ресурсы, принесшие пенсионерам увеличение выплат. Так что на вопрос: будет ли прибавка, можно ответить утвердительно.

Будет ли увеличение пенсионных выплат?

В бюджете страны, принятом в конце прошлого года, предусмотрено повышение пенсий на 4% уже в феврале. Помимо этого, при разработке и обсуждении документа правительство приняло решение, что в случае исполнения бюджета за полгода должна быть проведена и вторая индексация, размеры которой пока еще уточняются.

Но февраль уже давно позади, а слухи о повышении пенсионных выплат военным пока все еще остаются слухами. Дело обстоит так, что уже в начале года появился законопроект, в котором идет речь о серьезном урезании расходной части бюджета. Так что второй индексации пенсионеры в текущем году могут и не дождаться.

Военные пенсионеры всегда находились на особом положении, но Россия — это страна, в которой может произойти все, что угодно, так что сегодня пенсионные выплаты военнослужащим в 2016 году были приравнены к тем, которые получает обычный российский гражданин. Пенсия отставных военнослужащих на 1 февраля текущего года будет составлять 69,45%, что на 4 процента выше, чем было.

Информация в прессе и других СМИ.

Согласно сведениям, исходящим из СМИ, повышения пенсии работающим пенсионерам в ближайшее время не предвидится. По крайней мере, годовой бюджет этого не предусматривает. Мало того, даже повышенный оклад военнослужащим никак не отразится на начислении пенсий, величина которых останется прежней и в течение всего 2017 года. Также разговоры о повышении окладов военнослужащим продолжают оставаться только разговорами, поскольку в высших эшелонах власти уже появилась информация, что в ближайшие несколько лет серьезных изменений не предвидится. Но это пока только предположения, поэтому стоит подождать, пока наступит январь.

Как сообщают достоверные источники, в ближайшее время руководство страны планирует увеличивать пенсионный возраст, который, на первое время, составит 63 года. Причем это только первый вариант закона, тогда как второй вовсе предполагает увеличить его до 65 лет.

На данный момент, как военный, так и гражданский пенсионер должен ожидать окончания новой волны экономического кризиса, до которого, к сожалению, еще далеко. Как только ВВП покажет положительную тенденцию роста, социальный вопрос будет немедленно решен и денежная выплата пенсионерам опять станет соизмеримой их заслугам перед страной и обществом. Тем более, оборона страны всегда была одним из приоритетных направлений государства.

Госдума в третьем чтении утвердила закон о бюджете на новый 2016 год, согласно которому военные пенсии будут повышены на 4%. Оклады действующим военнослужащим и работающим пенсионерам повышаться не будут. Закон вступает в силу 1 января.

Проблема повышения военных пенсий – головная боль правительства РФ. При нынешней демографической ситуации в стране, когда соотношение работающих и пенсионеров уменьшается каждый год, вопрос о повышении пенсий стоит очень остро, не говоря уже о реформе всей пенсионной системы. Люди пенсионного возраста и те, кому вскоре предстоит выйти на заслуженный отдых, внимательно следят за телодвижениями правительства в этом направлении.

В январе грядущего года вступит в силу закон о бюджете. Перемены коснуться многих сфер, в том числе, и социальной. Последние новости из официальных источников это подтверждают. Будущий 2016 год обещает быть годом сюрпризов. Но насколько они будут приятными? На что надеяться военным пенсионерам с 1 января?

Добрый ветер перемен

Военные пенсии вправе получать служащие военных ведомств и их вдовы в случае гибели супругов на службе. Выплаты подразделяются на три типа: по выслуге лет, по приобретенной, официально оформленной инвалидности, а также в случае ранней кончины военнослужащего членам его семьи. Правительство активно взялось за реформирование проблемы пенсионных выплат в 2012 году. Это связано с современной обстановкой на политической арене.

В последнее время военный климат весьма неустойчив, а постоянные конфликты вынуждают государство проводить различные мероприятия для обеспечения постоянной боеспособности страны. Одним из них является пенсия. Ее важное социальное значение состоит в том, чтобы привлекать в армию настоящих профессионалов и заранее обеспечивать им достойное будущее. Как говорится, долго сказка сказывается, да быстро дело делается. И начиная с 2012 года оклады военнослужащим постоянно поднимаются. Отставники стали получать 54% от новых окладов. А после октябрьской индексации этот показатель достиг 67%. Последние изменения в расчете денежных выплат сильно изменились.

13 ноября текущего года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона о бюджете 2016. Во время пленарного заседания депутаты с трудом проголосовали за увеличение выплат военным пенсионерам на 4%. В последних новостях сообщается, что согласно данному документу, дефицит бюджета будет 3% ВВП, или 2,36 трлн рублей. 4 декабря 2015 в третьем чтении Госдума утвердила закон о бюджете РФ на 2016 год.

Хитрая индексация

Свежие новости относительно индексации не радуют. Согласно законодательным актам, регулирующим формирование размера выплат, индексация должна проводится два раза в год. В Указе президента РФ №604 сказано, что в грядущем 2016 году увеличение военных выплат необходимо вывести выше уровня инфляции на 2%. Но на практике выполнение указанной нормы оказалось труднореализуемым. Экономическая ситуация в стране заставляет корректировать расходную часть бюджета, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Это говорит о том, что изменить пенсионные начисления одновременно отставникам силовых структур и действующим военным – непосильная задача на текущий день. Ведь прибавка к окладу действующим военнослужащим неизменно ведет к корректировке пособий нуждающимся пенсионерам. В итоге последние новости из дома правительства РФ таковы, что в новом 2016 году перерасчет денежных выплат военнослужащим проводиться не будет. Это же касается и работающих военных пенсионеров.

Отставники же могут вздохнуть спокойно – повышение пенсионных выплат будет проводиться два раза в год.

Однако, на данный момент точно известно про повышение на 4%, но про вторую индексацию – информации нет.

Четырехпроцентное увеличение пенсии ожидается в феврале 2016, но в будущем возможны изменения, в зависимости от того, насколько успешно экономика страны будет преодолевать препятствия.

Забота или обуза?

Российская армия – это опора и защита нашей великой страны. Люди, геройски отдавшие большую часть жизни военной службе, выходя на заслуженный отдых, хотели бы по отношению к себе должного уважения. Обеспечить хорошее качество жизни, достаток медикаментов, продуктов – задача нашего общества. Увеличение пенсии на 4% недостаточно, ведь продовольственная корзина изменяется в своей цене в течение года несколько раз.

В связи с этим пенсионеры уже активно выражают свое недовольство, законно требуя повышений на более высокий процент. Все помнят, что в октябре текущего года состоялась индексация на 7.5% только благодаря участию президента РФ. Чиновники заявляли, что индексацию военных пособий необходимо приостановить из-за сложной экономической ситуации в стране, которая возникла через участия России в двух войнах(Украина, Сирия) и обрушения нефтяного рынка. Тем не менее президент Владимир Путин призвал госслужащих найти дополнительные средства, что было успешно выполнено.

Сейчас пенсионеры надеются, что Минфин и Минобороны в очередной раз смогут объединить усилия, и добиться повышения на более существенный процент. Конечно, это возможно, но пока пенсионерам придется довольствоваться таким увеличением выплат, следить за экономической обстановкой в стране и ждать хороших новостей. К тому же по данным Минобороны, объемы военных пенсионных пособий значительно превосходят выплаты другим категориям граждан. Так средний размер военных выплат составляет 21000 рублей, а для гражданских пенсионеров лишь 13000 рублей.

Свежие новости таковы, что согласно новой инициативе депутатов Госдумы, оклады военнослужащих останутся на прежнем уровне до 2018, индексация будет приостановлена на 5 лет. Такая ситуация отразится на размерах будущих пенсионных выплат. Кроме того, правительство намерено отменить надбавку 2%, а это негативно отобразится на уровне индексации. Военные пенсионеры недовольны происходящим, но экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего.

Все, на что им теперь придется рассчитывать, это ждать восстановления и укрепления российской экономики. Когда рост ВВП приобретет положительную динамику, правительство РФ сможет повысить субсидирование социальных областей.


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин

На военную пенсию вправе рассчитывать все категории военнослужащих, а так же их вдовы в случае гибели супруга при исполнении своих служебных обязанностей.

При назначении такого вида пенсии фактически отсутствует такое общепринятое понятие как пенсионный возраст. Главным условием для назначения этого варианта пенсионного содержания является наличие у гражданина двадцатилетней выслуги в любых военных структурах. При выполнении данного условия можно выйти на военную пенсию в любом возрасте.

Рассматриваемый нами вид пенсионных выплат можно разделить на несколько вариантов:

  • по достижении установленной выслуги лет;
  • при наличии официально установленной инвалидности;
  • в случае гибели военнослужащего пенсия выплачивается членам его семьи.

От лица Министерства финансов очень часто слышны заявления о необходимости повышения уровня жизни бывших военнослужащих за счет периодического индексирования выплачиваемых им пенсий. И надо признать, что в последние годы социальный статус военного пенсионера неуклонно повышался.

Каким будет размер пенсии в 2016 году

До кризиса планировалось увеличить размер военной пенсии примерно на 20%. Если это произойдет то можно уверенно говорить о том, что имеются большие положительные сдвиги именно в данной части социальной политики нашего государства.

Однако, в связи с дефицитом бюджета минфин все настойчивее заговорил о пенсионной реформе и снижении государственных затрат на наполнение пенсионных фондов. Это не обошло стороной и военный пенсионеров.

01.12.2014 г. Президентом РФ Путиным В.В. был подписан Федеральный закон № 397-ФЗ. Статья 1, которого временно в срок до начала 2016 года приостанавливает действие части второй ст.43 Закона № 4468-1, согласно которой денежное довольствие военнослужащих для расчета пенсии вычислялось путем сложения окладов по должности и воинскому званию с учетом надбавки за выслугу лет.

Таким образом, буквально по истечении двух лет с момента введения нового порядка начисления пенсии происходит его изменение. Если объяснить данное решение простым языком, то данный закон фактически отменяет решение о ежегодной 2% индексации военных пенсий.

Мотивирует этот свой шаг Правительство совсем незамысловато. А именно отсутствием в бюджете страны необходимого количества средств на указанные цели. Это решение является своего рода продолжением принятого в 2011 году Федерального закона РФ № 309 вводящего пресловутый понижающий пенсию коэффициент 0,54 и обещавший ежегодную 2% индексацию пенсий.

Кроме всего перечисленного есть определенная вероятность, что в ближайшее время будет принят новый законопроект, предусматривающий некоторое сокращение страховой части пенсии, бывшим военным. В чем заключается его суть? В том случае если бывший военнослужащий по окончании воинской службы официально трудоустраивался и продолжал свою трудовую деятельность на любом гражданском объекте, то кроме военной пенсии ему также выплачивалась страховая доплата.

Сейчас в Государственной думе идет обсуждение внесенного постановления о сокращении данного вида страховой выплаты. Но необходимо отметить, что речь в данном документе идет только о той категории бывших военных, которые являются получателями страховой пенсии. Пенсии основной массы бывших военнослужащих, не получающих кроме военной пенсии никакой страховой доплаты, уменьшаться не будут. Более того как уже было отмечено выше планируется индексация пенсий военным пенсионерам которая запланирована на 2016 год.

Прогнозируемый процент инфляции в 2015 году составил около 16%. Принимая во внимание эти данные можно сделать вывод о том, что военная пенсия в 2016 году должна быть увеличена на 7.5% с учетом уровня инфляции. Правда возможны определенные корректировки размеров пенсии в ту или иную сторону. Какие именно цифры будут откорректированы, пока сказать сложно.

С уверенностью можно сказать лишь о том, что президент нашей страны дал распоряжение соответствующим министерствам и ведомствам о проведении индексации пенсий пенсионерам из силовых структур, в том числе речь идет и о военных пенсионерах. По его словам, одной из первоочередных задач государства является повышение жизненного уровня пенсионеров, учитывая при этом сложившуюся сегодня экономическую ситуацию.