Меню
Бесплатно
Главная  /  Кулинария  /  Консультация речевое развитие детей раннего возраста. Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия

Консультация речевое развитие детей раннего возраста. Консультация для педагогов и родителей: «Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста»

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте.

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок.

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?»… Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: «Что это?», «Зачем?», «Куда?».

Словарный запас увеличивается в 3 – 4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех предметов, которые находятся в ближайшем окружении. Ребёнок начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений. Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые по прочитанному. «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием.

Возраст от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако, речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

«Разговор с самим собой»

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка стоит на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай».

«Параллельный разговор»

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

«Провокация, или искусственное непонимание ребёнка»

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

«Распространение»

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например: Ребёнок: «Суп». Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп едят ложкой»… Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

«Приговоры»

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки.

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

«Выбор»

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?»)

«Игры с природным материалом»

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В «возне» с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности»

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками, заменяющими слова – жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием. Более доступными являются продуктивные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Они развивают не только речевые способности ребёнка, но и сенсорные, которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности. Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать», дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям и родственникам.

«Замещение»

«Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: «Угадай, что я сейчас делаю?» Начинайте с простых действий: причёсываться, чистить зубы, наливать сок в чашку…

«Ролевая игра»

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощеряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

«Музыкальные игры»

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «По кочкам»… Поощеряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем». Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии – так рождается творец!

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!


Лейля Халимова
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше , чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться . Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте .

Для малыша в этом возрасте – родители , это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям , заключается в том, что с ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т. е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.

Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите : «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит свое имя вместе с вами, когда вы спрашиваете : «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.

Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.

Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.

Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. За всё дошкольное детство детская речь претерпевает множество изменений, формируются и развиваются все стороны речи – фонетическая, грамматическая, лексическая. Только при полноценном владении ребёнком дошкольного возраста родным языком , мы сможем продуктивно решать задачи его всестороннего воспитания в самый подходящий период развития . Чем раньше мы начнём обучать малыша родному языку, тем привычнее он будет чувствовать себя в общении в дальнейшем. Закладывая прочную основу для развития речи в самом детстве, мы готовим ребёнка к систематическому изучению родного языка. Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребёнка . Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. Речь не является исключением, ведь дошкольник активно усваивает разговорный язык, общается с окружающими людьми, устанавливает связи с миром. Всё это происходит благодаря тому, что головной мозг ребёнка имеет возможность очень быстро усваивать информацию в больших количествах. Поэтому за первые несколько лет жизни наша речь формируется до уровня взрослого человека.

Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов . Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Советы родителям по развитию речи детей .

1. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь : она должна быть четкой,правильной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью,за ее правильностью.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье- это мама, папа, бабушка, дедушка. И если вы заметили,что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу) .

3. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка , он усваивает новые слова, обороты, развивает слух . И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным,выразительным. И обязательно обсуждайте прочитанное.

4. Уделяйте больше внимания развитию связной речи : рассказыванию сказок, пересказу сказок, составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам,составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше» ,»Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5. Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

6. Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

7. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Загадки учат детей делать выводы , анализировать, развивают мышление . Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы :«Как догадался?» , «Почему?»

8. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей –это игра , через игру ребенок усваивает все быстрее.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» В методике обучения языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием детей в повседневной.

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук Очень важно развивать мелкую.

Консультация для родителей и воспитателей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет» Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Речь – одна из основных линий развития ребенка.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» Речь самого педагога, которая имеет общую и воспитательную направленность. Работая с детьми мы должны помнить, что дети, приходящие в детский.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем.

. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Материал с сайта www.logoped.ru Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

Совет №1. Позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения. Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность. Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён – значит вооружён. В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту. Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша – всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка. В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 – начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения – он морщится, улыбается, поднимает бровки. Если этого не происходит – можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем. Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции. Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки. Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

Совет №2. Предречевой период – показатель того, как будет развиваться речь. Первый крик ребёнка после рождения – важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно анемично (неподвижно), это может быть связано с психическими нарушениями.Важная функция предречевого периода – грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит – есть повод обратиться к врачу.В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки – появляется гуканье, потом гуление. Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести кречевым патологиям.Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцевПроблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту. Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности. Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

Совет №3. Поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

Совет №4. Чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения.

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи. Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форам языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье.Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка. Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносит сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести “режим молчания”. Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло – стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу. Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное – своевременно показаться врачу.

Совет №5. Мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному.

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек – на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать – “Дай!”, девочка попросит – “Мячик”. Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое – за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

Совет №6. Создать ребёнку благоприятные условия для развития речи.

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше – активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность. Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи. Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит – повторять за ним, плачет – уделять внимание. Произнёс первый слог – обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова.Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать “как сорока-ворона кашу варила”, “ладушки-ладушки жили у бабушки”.Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия. Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы и возможные сбои в её развитии.

Совет №7. Ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно.

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов “дай”, “ам-ам”, “ту-ту” при общении с ребёнком до года. Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: “Ту-ту!” - мама отреагировала: “ Да, поезд поехал”. Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте – неправильное формирование речи в семье.Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать. У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными. В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов – телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь – это может привести к психологическим и речевым комплексам. Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции. Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту. Главный принцип – польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт. Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё большею Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям – некритично. Речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной – уже тревожный сигнал.

Совет №8. Любые нарушения речи можно исправить. Не упустите время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Совет №9. Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи.

Главное условие овладения речью - это подражание, но чтобы ребёнок сам по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т.е. когда необходимо назвать предмет. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, нельзя давать словесный образец: “Скажи - часы, скажи - ложка”.Для стимулирования появления речи предлагаются следующие приёмы: -диалог-имитация и звукоподражание

Стих

Чтение

Диалог - Инсценировки. Легче всего получить ответ при инсценировке песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок, особенно если вы сделаете иллюстрации к ним. Когда ребёнок затрудняется дать ответ с помощью слова, он может показать на картинку. А вы сопровождайте чтение жестами превращая это занятие в спектакль. Пример:

Что ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай: Знаешь кто мои соседи? Лисы, волки и медведи.

Вопросы. “Да-нет” (Хочешь есть? Идём спать? Видишь машину? Ты сидишь?, Ты не играешь?) заставляют ребёнка проанализировать утверждение содержащееся в вопросе.

Кто это? Что это? Кто там пришёл? Что тут растёт? И т.д. Вопросы задают о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребёнком.

Что делает? (учимся использовать глаголы) Что делает мама? Что делает собака? И т.д.- Команды. Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи ребёнка на ранних этапах. Наиболее значимые команды в реальной жизни: иди, сядь, уйди, пусти, спи, пей, ешь, встань.... Посторайтесь чтобы в течение дня такие ситуации чаще возникали естественном образом.- Домашний театр. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем он начинает копировать интонации, отдельные звуки, слова. “ Куклы разговаривают”, “Кормление зверей” и т.д.

Имитация и звукоподражания.

Говорить за разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква. Междометия: ой, ай, ох. Желательно создавая игровую ситуацию. Гуси, гуси! - га-га-га! -Есть хотите! -да-да-да и т.д. Сказки, где ребёнок добавляет за мышку: пи-пи- пи, за курицу: ко-ко-ко и т.д.

Стихи.

Сначала ребёнок только слушает стихи отхлопывая при этом в ладоши ритм.Далее можно учить с договариванием только последнего слова. Стихи должны быть хорошо знакомы ребёнку. Те которые ребёнок выучит проговаривайте их многократно.

Чтение.

Чтение доступных для понимания текстов с последующей беседой по картинкам.

При отборе речевого материала следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трёхсложным. Весь картинный материал должен быть хорошо знаком ребёнку. На начальном этапе у ребёнка возникают трудности в звуковом оформлении слов, например на вопрос Кто там пришёл? Малыш вместо “дядя” отвечает “дя”, на вопрос Что тут растёт? Вместо “дерево” отвечает “веве”. Взрослый должен принимать любой вариант ответа, сам в это время утрированно проговаривать правильно.

Консультация для родителей

«Развитие речи детей раннего возраста ».

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка . Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности . В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше , чем в последующие годы . Задачиродителей в этот период : помочь детям овладеть родным языком , накопить значительный запас слов , научить произносить звуки .

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком , тем лучше он будет развиваться . Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта . Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте .

Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок .

У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении и сверстниками . Ребёнок понимает простые вопросы , например : «Где лежит мяч?» , «Куда мы положили игрушки ?» … Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа : «Что это?» , «Зачем ?» , «Куда ?» .

Словарный запас увеличивается в 3 - 4 раза . Ребёнок знает названия многих предметов : игрушек , посуды , одежды , то есть тех предметов , которые находятся в ближайшем окружении . Ребёнок начинает пользоваться глаголами , прилагательными , обозначающими не только размеры предметов , но и их цвет , форму , качество , например : красный , зелёный , круглый , длинный , зелёный…

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений . Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки , может отвечать на некоторые по прочитанному . «Курочка Ряба » , «Репка » , «Колобок » , «Теремок » ,«Волк и семеро козлят » - эти произведения доступны пониманию детей , но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова , либо группы слов . Небольшие тексты , многократно прочитанные , малыши почти полностью запоминают наизусть , самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило , не могут , хотя некоторые дети к концу третьего года легко справляются и с таким заданием .

Возраст от 0 до 3 лет - сензитивный период речевого становления - период наиболее чувствительный к воздействию , будь - то воспитание или развитие . Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим психическим развитием . Занимаясь развитием речи , мыспособствуем интеллектуальному развитию .

Чтобы речь малыша развивалась полноценно , необходимы соответствующие условия . Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы . Однако , речь является важнейшей социальной функцией , поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно . Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми .

Очень важно в этом возрасте развивать активный и пассивный словарь ребёнка .

Когда вы гуляете с ребенком , старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их , но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду

(это дуб, а это береза ).

Старайтесь не только называть , но и обозначать составные части разных предметов малышу , возможность сравнивать предметы , сопоставлять их по величине , форме , цвету , ведь крыши бывают красные и серые , стены — высокие и низкие , окна — маленькие и большие .

Попробуйте комментировать всё то , что делает ваш малыш .

Если вы играете с ребенком , старайтесь привлечь его к активным действиям и вместе их проговаривать .

Малыши очень любят игры , связанные с поиском спрятанной игрушки и т. п.

Задача не только в том, чтобы найти и сказать , что где было . Вообще , очень полезно интересоваться тем, кто что делает .

Старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах

На этапе становления речи ребёнка очень важен хороший эмоциональный контакт

с окружающими его взрослыми .

Ежедневный многочасовой просмотр телепередач и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой . У них наблюдаются проблемы с концентрацией внимания , задержка развития речи . Их словарный запас очень скуден . На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными — ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора . Тем не менее , Детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств . Для полноценного развития малышам необходимо живое общение , когда задействуются не только органы слуха , но и чувства и мысли малыша .

Ученые считают , что телевидение отрицательно влияет на развитие речи ребенка , в первую очередь потому , что родители отвлечены от общения со своими детьми . Чем дольше в доме работает телевизор , тем меньше внимания мама с папой уделяют ребенку .

В результате дети испытывают недостаток общения в раннем возрасте , когда оно просто необходимо для развития всех психических процессов , в первую очередь речи .

Развитие речи в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей . В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию — это благоприятный фактор для развития активной речи .

Заметно увеличивается

словарный запас , ребенок использует в общении почти все части речи , понимает значение простых предлогов и формы множественного числа , овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка .

Дыхательный и артикулляционныйаппарат только развивается , к трем годам остаются некоторые несовершенства в произношении звуков , многосложных слов , слов со стечением нескольких согласных , отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная . Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом : например , не могут достаточно громко отвечать на вопрос взрослого и говорить тихо , когда этого требует ситуация

Очень важно , чтобы в семье для ребёнка были созданы такие условия , чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми , получал от них не только новые знания , но и обогащал свой словарный запас , учился правильно строить предложения , чётко произносить звуки , интересно рассказывать .

«Разговор с самим собой »

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите , слышите , думаете , чувствуете . Говорить нужно медленно (но , не растягивая слова ) и отчётливо , короткими простыми предложениями - доступными восприятию ребёнка .Например : «Где чашка ?» , «Я вижу чашку » , «Чашка стоит на столе » , «В чашке чай» , «Я буду пить чай» .

«Параллельный разговор »

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка : что он видит , слышит , чувствует , трогает . Используя «параллельный разговор » , вы как бы подсказываете ребёнку слова , выражающие его опыт , слова , которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно .

«Провокация , или искусственное непонимание ребёнка »

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость . Например , если малыш показывает на полку с игрушками , просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете , что нужно ему в данный момент . Попробуйте дать ему не ту игрушку . Конечно же , первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью , но это будет и первым мотивом , стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет . При возникновении затруднения подскажите малышу :«Я не понимаю , что ты хочешь : кошку , куклу или машинку ?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности , чувствуя себя намного сообразительнее взрослого . Этот приём эффективен не только для называния предметов , но и словесного обозначения действий , производимых с ними .

«Распространение »

Продолжайте и дополняйте всё сказанное малышом , но не принуждайте его к повторению - вполне достаточно того , что он вас слышит . Например : Ребёнок : «Суп» . Взрослый :«Овощной суп очень вкусный » , «Суп едят ложкой » … Отвечая ребёнку распространённым предложением с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики , вы постепенно подводите его к тому , чтобы ребёнок заканчивал свою мысль и, соответственно , готовите почву для овладения контекстной речью .

«Приговоры »

Использование игровых песенок , потешек , приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость . Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи , улавливать её ритм , отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл . Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания ) контакте со взрослыми . Большинство детей по своей природе - кинестетики : они любят , когда их гладят , прижимают к себе , держат за руки .

Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке , в физическом контакте .

«Выбор »

Предоставляйте возможность выбора своему ребёнку . Формирование ответственности начинается с того момента , когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности . («Ты хочешь играть с куклой или медвежонком ,«Тебе налить полстакана молока или целый стакан )

«Игры с природным материалом »

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов , которые он время от времени может исследовать : смотреть , трогать , пробовать на вкус , экспериментировать… (ребёнок рвётся к песку , воде , глине ) . В «возне » с ними заключён большой смысл : ребёнок занят делом , он знакомится с материалом , изучает его свойства…

«Продуктивные виды деятельности »

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми разнообразными языками , заменяющими слова - жестикуляцией , мимикой , звукоподражанием . Более доступными являются продуктивные виды деятельности : лепка , рисование , аппликация . Ониразвивают не только речевые способности ребёнка , но и сенсорные , которые имеют особое значение в формировании мыслительной деятельности . Старайтесь любой рисунок ребёнка превратить в рассказ , а рассказ - в рисунок , к которому нужно неоднократно возвращаться , «прочитывать » , дополнять . Когда таких рассказов и рисунков наберётся достаточное количество , можно сшить их в книжку и «читать » своим друзьям и родственникам .

«Замещение »

«Представь , что…» - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой . В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет , что кубик - пирожок , коробка из - под обуви - домик…В этом возрасте детям очень нравятся игры - пантомимы , игры - имитации , которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка . Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом - предложением : «Угадай , что я сейчас делаю Начинайте с простых действий : причёсываться , чистить зубы , наливать сок в чашку…

«Ролевая игра »

Этот вид детской деятельности только ещё формируется .

Например , игра в телефон , когда ребёнок , используя игрушечный аппарат , может звонить маме , папе…Такая игра стимулирует речевое развитие ребёнка , формирует уверенность в себе , повышает функцию общения . Поощряйте склонность детей к подражанию - это развивает внимательность к деталям , осознание прямого и переносного смысла слов .

«Музыкальные игры »

Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить . Дети с удовольствием подпевают , обожают музыкальные инструменты , игры , типа , «Каравай » , «По кочкам » Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку , подпевать . Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова . Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком ; помогайте ему, пойте вместе с «главным исполнителем » . Ребёнок танцует и поёт о том, что видит вокруг , слышит , придумывает собственные песни и мелодии - так рождается творец !

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка !

Поэтому , чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками , тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь .

Речь взрослого должна быть :

- чёткой , неторопливой ;

- доступной для понимания малыша , то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями ;

- грамотной , не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения .

При отсутствии такого образца , сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым , нормальное речевое и психическое развитие замедляется , поэтому , очень важно общаться с ребёнком , читать ему стихи и сказки .

Таким образом , чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком , разумеется , не переутомляя его, и доступным , правильным языком , рассказывать ему сказки , разучивать вместе с ним стихотворения , потешки , играть , тем скорее он овладеет правильной речью !

Разделы: Работа с родителями

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Именно, в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, сформировать правильное звукопроизношение.

Возраст от 0 до 3 лет – это возраст сензитивного периода, период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь – то воспитание или развитие. Развитие речи ребёнка тесно связано с его психическим развитием. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

Для полноценного развития речи малыша, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Вот самое главное – это потребность в общении, которая формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Очень важно, чтобы в семье для ребёнка были созданы речевые условия, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, умел правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать сказки, стишки самостоятельно, играть в пальчиковые игры, петь песенки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. У ребёнка раннего возраста возрастает потребность в общении не только, с взрослыми, но и со сверстниками. Ребёнок понимает простые вопросы, например: “Где лежит мяч? ”, “Куда мы положили игрушки? ”... Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами: “Что это? ”, “Зачем? ”, “Куда? ”.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением фразы (простая, сложная). Ребёнок воспринимает простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на вопросы по прочитанным сказкам “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят” - эти сказки доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов.

Увеличивается словарный запас. Ребёнок в этом возрасте знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды. Начинает пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающие не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество. Например: красный помидор, круглый помидор, вкусный помидор.

Предлагаю вашему вниманию несколько приемов по стимулированию речи детей раннего возраста.

“Разговор с самим собой”

Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: “Где чашка?”, “Я вижу чашку”, “Чашка стоит на столе”, “В чашке чай”, “Я буду пить чай”.

“Параллельный разговор”

Этот приём отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя “параллельный разговор”, вы как бы подсказываете ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно.

“Провокация, или искусственное непонимание ребёнка”

Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент. Попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: “Я не понимаю, что ты хочешь: кошку, куклу или машинку? ” В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий.

“Приговоры”

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умения вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения и поглаживания) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе – кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

“Игры с природным материалом”

Огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка оказывают разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть, трогать, пробовать на вкус, экспериментировать... (ребёнок рвётся к песку, воде, глине). В “возне” с ними заключён большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства...

“Замещение”

“Представь, что...” - эти слова наполнены для ребёнка притягательной силой. В этом возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кубик – пирожок, коробка из – под обуви – домик... В этом возрасте детям очень нравятся игры – пантомимы, игры – имитации, которые активизируют наблюдательность и любознательность ребёнка. Вовлечь ребёнка можно в игру вопросом – предложением: “Угадай, что я сейчас делаю?” Начинайте с простых действий: причёсываюсь, чищу зубы, наливаю сок в чашку...

“Ролевая игра”

Этот вид детской деятельности только ещё формируется.

Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе. Эта игра стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает функцию общения. Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.

“Музыкальные игры”

Значимые игры в речевом развитии ребёнка. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры “Каравай”, “По кочкам”... Поощряйте желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать. Ничего страшного в том нет, что ребёнок проговаривает только окончания или последние слова. Впоследствии ребёнок начнёт пропевать небольшие песенки целиком; помогайте ему, пойте вместе с ним.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

Речь взрослого должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, не переутомляя его, и доступным, правильным языком, рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью!