Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечимся сами  /  Взаимосвязь семьи частной собственности и государства. Происхождение семьи, частной собственности и государства

Взаимосвязь семьи частной собственности и государства. Происхождение семьи, частной собственности и государства

Работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» одно из основных произведений марксизма. В этой работе дан научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показаны общие черты этого общества, выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно – экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.

Ф.Энгельс сделал обзор развития взглядов на историю семьи от Баховена до Моргана и добавил некоторые разделы и также Энгельс заново переработал экономические обоснования Моргана.

Ф.Энгельс исследовании Моргана сделал критические замечания которые относятся к этой теме: « Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но оно само бывает двоякого рода. С одной стороны производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого инструментов; с другой стороны производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи определенной страны, обуславливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой основанной на родовых связях структуры общества все больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность обмен, имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течении поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока наконец, несовместимость того и другого приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых обледенениях, взрывается в результате столкновения новооброзовывавшихся общественных классов; его место занимает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развиваются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писанной истории вплоть до нашего времени.»

Изучение семьи начинается с 1861 года, когда в свет вышла работа Баховена « Материнское право». Автор выдвинул в этой работе следующие положения:

у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил выражением «гетеризм»,

такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии – согласно материнскому праву, - как первоначально это и было у всех народов древности;

вследствие этого женщины как матери, единственно известные родители молодого поколения и они пользовались уважением и почетом, доходившим, по мнению Бахофена до полного господства женщин;

Доказательство этих положений Бахофен находит в цитатах классической литературы древности. Развитие «гетеризма» от материнского права к отцовскому происходит, по его мнению, как вследствие религиозных представлений, появления новых божеств, новых воззрений, в традиционных богов, олицетворявших старые взгляды, оттесняются на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей вызвало, по Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины.

Эта книга была написана Энгельсом в течение двух месяцев. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги американского ученого Л.Г.Моргана «древнее общество», составленный Марксом в 1880 - 1881 гг. и содержащий много критики и собственных положений, а также дополнений из других источников Прочитав конспект и убедившись в том, что книга Моргана подтверждает выработанное Марксом материалистическое понимание истории и первобытное общество. Энгельс счел необходимым написать специальную работу, широко использовав замечания Маркса, а также некоторые выводы и фактический материал, содержавшийся в книге Моргана. Энгельс рассматривал это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса.

Экономические факторы.

В основе социально – экономических факторов развития лежат первобытное общество, неолитическая революция, общественное разделения труда, подъем производительности труда и орудий труда также появление прибыли и частной собственности.

Морган был первый, попытался внести в предысторию человечества в определенную систему. Эта система состоит из трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации. Каждую из этих двух первых эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом производства и средств жизни.

Дикость.

Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

Средняя ступень. Начинается с введения рыбной пищи и с применением огня. Но с этой новой пищей они люди стали независимыми от климата и местности; они могли уже расселятся на большом расстоянии. Заселение новых мест и постоянное стремление к поискам, в соединение с обладанием с огнем, добывающийся трением, доставляли новые средства питания.

Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычной отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством можно найти некоторые зачатки поселения деревнями, известную ступень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество каменные орудия. Огонь и каменный топор уже дают возможность делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.

Варварство.

Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства. Оно было обязано своим возникновением обмазыванием плетенных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными.

Характерной особенностью этого периода является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми пригодными для разведения видами животных и видами злаков, кроме одного; западный материк, Америка, из всех поддающихся приручению животных только ламой, а из культурных злаков только одним – маисом. Вследствие этого различия в природных и условиях население каждого полушария развивается по своему собственному сценарию, и межевые знаки на границах отдельных ступеней развития становятся разными для каждого из полушарий.

Средняя ступень, На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и употребления построек из адобов и камня. Приручение стад и образования крупных стад вело к пастушеской жизни. Возделывание злаков было вызвано, прежде всего, потребностью в корме для скота и только в последствии стало важным источником питания для людей.

Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате буквенного письма и применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

Произошло изобретение железного плуга, топора, лопаты; благодаря этому земледелие стало в большом размере, полеводство, увеличение жизненных припасов. Начался также быстрый рост населения, которое стало более густым на небольших пространствах, появляются задатки центрального управления. Появились железные орудия, обработка металлов, переходящие в художественное ремесло, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями, гомеровский эпохи вся мифология – вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию.

3 Социальные факторы.

Варварство – период ведения скотоводства и земледелия, период овладением методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период введения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности и искусства.

Возникнув на средней ступени дикости и продолжавшиеся развиваться на высшей ступени, род, насколько позволяет судить источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. Родовой строй – это простая организация вполне соответствует общественным условиям, из которых он возник. Он представляет собой естественно выросшую структуру; он в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с тем его ограниченность проявляется в том, что здесь нет господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Разделение труда – естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. Здесь, таким образом, существует придуманная юристами и экономистами цивилизованного общества « собственность, добытая собственным трудом», на которое опирается современная капиталистическая собственность. У некоторых наиболее передовых племен – арийцев, семитов, туранцев – главной отраслью труда сделалось сначала приручение скота, а потом разведение за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первым разделением труда. На этой ступени развития обмен мог возникнуть только в нутрии племени. Первоначально обмен производился между племенами посредством родовых старейшин каждой стороны. Главный предмет обмена, был скот, скот сделался товаром, посредством которого оценивали все другие товары.

На следующей ступени произошло крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности влекло за собой рабство. Из первого крупного разделения труда возникло и первые два класса – господ и рабов. Появилось потребность в привлечении рабочей силы. Война доставляла ее: военнопленных стали обращать в рабов.

На высшей ступени варварства человеку стало служить железо. Оно сделало полеводство на более крупных площадях. Богатство быстро возрастало, но и как богатство отдельных лиц. Возрастала степень разнообразия и совершенства ремесел, столь разнообразная деятельность не могла уже выполнятся одним лицом. Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. С разделением производства на две крупные отрасли возникает товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем не в нутрии племени, а с заморскими странами. Золото становится преобладающим товаром – деньгами, их еще не чеканят, а обменивают по весу.

Различие между богатыми и бедными выступает наряду с различием между свободными и рабами, - с новым разделением труда возникает новое разделение общества на классы. Имущественные различия между отдельными главами семей взрывают старую коммунистическую общину везде, где она сохранилась; вместе с ней исчезает, и совместная обработка земли средствами этой общины пахотная земля предоставляется в пользование отдельным семьям – сначала на время потом на всегда. Отдельная семья становится хозяйственной единицей общества. Союз родственных племен становится повсюду необходимостью, делается необходимым даже их слияние и тем самым слияние отдельных племенных территорией в одну общую территорию всего народа. Появляется народное собрание. Военачальник, совет, народное собрание, образуют органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Война становится регулярной. Богатство соседей возбуждают жадность народов. Они варвары: грабеж им кажется более легким, чем труд. Война, которую раньше вели только, чтобы отомстить за нападения или для расширения территорий, приобретает форму грабежа, становится постоянным промыслом. Недаром высятся грозные стены вокруг городов: в их рвах зияет могила родового строя, их башни достигают уже цивилизации. Тоже самое происходит и в нутрии общества.

Грабительские войны усиливают власть верховного военачальника, как и его приближенных; установленное обычаем избрание их приемников из одних и тех же семей переходит в наследственную власть, закладываются основы наследственной королевской власти. Органы рода отрываются от своих корней и постепенно превращаются в цивилизацию.

В этих трех эпохах: дикости, варварства и цивилизации прослеживается процесс постепенной эволюции в социальной и политической сфере общественной жизни родового общества. Так, здесь проявляется антагонизм и дифференция.

Антагонизм – это одна из форм противоречий, непримиримой борьбы между разными силами, классами, борьбой между разным политическим строем. С возникновения общества, начиная с эпохи дикости по цивилизацию, происходит борьба между классами в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом строях в формациях к социализму, показательно, что антагонизм разрешается путем классовой борьбы, формы собственности. Содержание антагонизма определяется конкретно – историческими условиями их развития.

Дифференция – это расчленение в процессе эволюции Единой группы на две несколько групп, приводит к возникновению новой группы. Неизбежно сопровождается возникновением иерархической системы формируя классы, разных видов власти. Связанна с интеграцией; становится в своих жизненных проявлениях более сложным, отдельные части гармонично дополняют друг друга и возникает возможность эволюции.

В результате дифференции происходит расчленение социального целого, ведет к образованию рационализации норм, ценностей, отношений. Наличное составляющие ведет к возникновению различных классов и социальных ролей. Связана с разделением труда, сферой производства, взаимоотношениями в нутрии общества, выделением отдельных сфер общества.

Появление государства.

Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством.

Цивилизация усиливает все возникшие до нее виды разделения труда, путем противоположности между городом и деревней. Создается новый класс – купечество, это класс, который не принимая участия в производстве, экономически подчиняет себе производителей, становится их посредником и быстро приобретает богатство. В период цивилизации подчиняет себе производство, пока, не создается периодические торговые кризисы. Появляются металлические деньги, чеканная монета – новое средство господство непроизводителя над производителем. Был открыт товар товаров, который превращался в любой товар. Вслед за покупкой товаров на деньги появляется денежные ссуды, а вместе с ними – процент и ростовщичество.

Государство поднимается на развалинах родового строя. Афины представляют собой чистую классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового общества. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженной бесправным обществом. У германских победителей Рима государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не создает никаких средств.

Итак, государство никаким не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стаи развития; государство есть признание, что общество запуталось, раскололось нанепримеримые противоположности, классы. А чтобы эти противоположности не пожрали друг друга необходима сила, стоявшая над обществом, сила, которая умеряла столкновение, держала его в границах порядка. Эта сила, происшедшая из общества и есть государство.

По сравнению со старой родовой организацией государство отличается:

разделением подданных государства по территориальным делениям

учреждение публичной власти, которое уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооруженная сила. Эта особая публичная власть необходима, потому, самодействующая сила армии сделалась невозможной со времени раскола населения на классы.

Появились взносы граждан – налоги. Они небыли известны родовому обществу, займы, государственные долги.

Так как государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих этих столкновениях, то государство является самым могущественным политическим классом эксплотирует все другие классы. Государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего.

Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него. На определенной ступени развития, которая необходимо связанна была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся к такой ступени развития производства, когда классы станут помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они возникли в прошлом. С исчезновение классов исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного и свободного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если они могли завоевать его, они должны добывать уважение путем исключительных законов, в силу которых они приобретают святость и неприкосновенность. Самый могущественный монарх или государственный деятель мог бы позавидовать тому не из под палки приобретенного уважения, которое оказывали самому незначительному старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены представлять нечто вне его и над ним.

С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им таким умелым, что это богатство неодолимой силой, противостоящей народу. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, ели только прогресс не останется в будущем. Если богатство единственная конечная цель, угрожает людям гибелью. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой стремятся опыт, разум и наука.

Вывод.

Итак, согласно сказанному, цивилизация является ступенью общественного развития, на которой разделение труда и вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе.

Производство на всех остальных предшествующих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление сводилось к прямому распределению продуктов внутри больших коммунистических общин. Это коллективный характер производства осуществляется в самих узких рамках, но он влек за собой господство производителей над своим производственным процессом продуктом производства. Они знают что делается с продуктом: они потребляют его, он не выходит из их рук, и пока производство ведется на этой основе, оно не может перерасти производителей, не может породить чуждые им силы, как это бывает в эпоху цивилизации.

Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация, экономически характеризуется:

Введением денег, капитала, ростовщичества;

Появление купцов как посреднического класса между производителями;

Возникновением частной собственности на землю;

появление рабского труда как господствующей формы производства.

Итак, основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то все ее противоречия совершаются в развитии. Всякое благо для одних является злом для других, всякое новое освобождение одного класса – новым угнетением для другого.

Список литературы

Ф.Энгельс « Происхождение семьи, частной собственности и государства» Москва 1985 год.

До 60-х годов XIX века господствовали религиозные взгляды и патриархальную семью считали самой древней. Формы семьи, существующие у других народов не выстраивали исторически и никак не связывали между собой. Это было время накопления сведений о разных формах семьи, в особенности у отставших в развитии народов. Первым семью изучил Баховен (1861 г. «Материнское право»). По Баховену не улучшение условий жизни, а восприятие людьми этих изменений вызвало изменение в социальном положении мужчины и женщины . Ближайший приемник Баховена Дж. Мак-Леннан. Мак-Леннан предположил, опираясь на существование аналогичных традиций у современных народов, что в древности существовал обычай похищать жен на стороне у других племен. Леннан так же определил экзогамию и эндогамию . Он же указал на большое распространение экзогамии и признал порядок происхождения по материнскому праву первоначальным . Мак-Леннан выделял только три вида брака: многомужество, многоженство и единобрачие.

Морган появился на научной сцене в 1871 г. Он указал, что эндогамии и экзогамия вовсе не должны противопоставляться. По его мнению при групповом браке племя делилось на роды, в которых половые связи запрещались. Морган открыл первоначальный род, основанный на материнском праве, предшествовавшем отцовскому праву культурных народов.

Существует производство двух видов: средств к жизни (предметов питания, одежды, жилища) и самого человека (продолжение рода). Общественные порядки зависят от обоих видов производства (от труда и от семьи).

Морган и Энгельс считали: экзогамия и эндогамия не составляют противоположности; при групповом браке племя делилось на группы связанные по материнской линии, внутри которых брак был запрещен. Этим опровергаются теории Мак-Леннана. Т.о. материнский род, основанный на материнском праве как стадии, предшествовавший основанному на отцовском праве роду культурных народов, имеет для первобытной истории огромное значение.

Доисторические ступени культуры: дикость, варварство, цивилизация. Дикость и варварство делятся на три ступени (низшая, средняя, высшая).

В первобытном обществе половые связи не ограничивались . Доказательство существования: современные малоразвитые племена. При попытке опровержения ссылаются на животный мир. О семейных и других совместно живущих групп обезьян мы почти ничего не знаем. В животном мире известны только две формы семьи: многоженство и сожительство отдельными парами; всегда допускается лишь один супруг. Ревность самца, одновременно скрепляющая и ограничивающая семью животных, приводит ее в противоречие со стадом; из-за этой ревности стадо может сильно пострадать это доказательство того, что первобытная и животная семьи несовместимы. Для выхода из первобытного состояния требовалось объединение стада для совместных действий. Групповой брак, оставлявший мало места для ревности, сменяется многомужеством, так же исключающим ревность, а потому неизвестного животным. Согласно Моргану из первобытного состояния неупорядоченных отношений весьма рано развились:

1. Кровнородственная семья (супружеские права и обязанности исключаются только между предками и потомками).

2. Пуналуальная семья (исключала половые связи между братьями и сестрами, между родителями и потомками). С П. семьей появляется род - основа общественного порядка в древнем обществе. Род или несколько родов сестер становились ядром одной общины, их единоутробные братья ядром другой - так произошла П. семья.

Т.к. при групповом браке происхождение может быть установлено только с материнской стороны, признается только женская линия. Поэтому признание происхождения называют материнским правом. Групповой брак представляет собой брак между классами, массовое супружество целого класса мужчин, часто рассеянных по всему материку, со столь же разбросанным классом женщин. Нравственный закон, который предназначает их друг другу, воспрещает под угрозой позорного наказания всякую половую связь вне принадлежащих дуг другу брачных классов. При появлении обычая похищать женщин появляются признаки перехода к единобрачию в форме парного брака. Брак целыми классами представляет собой первоначальную форму группового брака, тогда как пуналуальная семья является высшей ступенью его развития

3. Парная семья - мужчина имел главную жену среди многих жен, и он был для нее главным мужем среди других мужей. Брачные узы могут быть легко расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде принадлежат только матери. Парная семья слишком слабая и неустойчивая, чтобы вызвать домашнее хозяйство. Коммунистическое домашнее хозяйство, при котором большинство женщин принадлежит к одному роду, тогда как мужчины принадлежат к различным родам, служит основой господства женщины. Широко распространенной формой перехода от группового брака к парному был выкуп , которым женщина приобретала право принадлежать только одному мужчине. Переход к единобрачию совершился главным образом благодаря женщинам. Только после того как женщинам был осуществлен переход к парному браку, мужчины смогли ввести строгую моногамию (только для женщин). С введением скотоводства, обработки металлов, ткачества и полеводства, по мере того как богатства росли, они, с одной стороны давали мужу более влиятельное положение в семье, чем женщине, а с другой порождали стремление использовать это упрочившееся положение для того, чтобы изменить традиционный порядок наследования в пользу детей. Это привело к отмене материнского права. Вводилось право происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии. Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола.

4. Моногамная семья - возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варварства, основана на господстве мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью (только муж имеет право отвергнуть свою жену). Новая форма семьи была у греков. Греческая женщина является для мужчины только матерью его наследников, его главной домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями. Именно существование рабства, наличие рабынь в полном распоряжении мужчины сделали моногамию только для женщин. Моногамия была первой формой семьи в основе которой лежали не естественные, а экономические условия. Таким образом единобрачие появляется в истории как порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между полами.

Под гетеризмом Морган понимает наряду с единобрачием небрачные половые связи мужчин с незамужними женщинами. Впервые была создана предпосылка, на основе которой из моногамии смогла развиться индивидуальная половая любовь, которая была неизвестна всему древнему миру.

Брак, для того, чтобы быть действительным должен представлять собой договор, добровольно заключенный обеими сторонами, и обе стороны должны иметь равные права и обязанности по отношению друг к другу. С юридическим равноправием мужчины и женщины в браке введение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер, оно стало частным занятием; жена сделалась главной служанкой, была отстранена от участия в общественном производстве.

Три главные формы брака соответствующие трем главным стадиям развития человечества : дикости соответствует групповой брак, варварству - парный, цивилизации - моногамия. Своеобразие прогресса, который проявляется в этой последовательности форм, заключается в том, что половой свободы, лишаются женщины, но не мужчины.

Мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие основы моногамии исчезнут , как и проституция. Предстоящий общественный переворот превратит в общественную собственность средства производства. Тогда моногамия станет действительностью так же и для мужчин. Хозяйство превратиться в общественную отрасль труда, уход за детьми и их воспитание станут общественными. Вступает в действие новый момент - индивидуальная половая любовь. Современная половая любовь предполагает у любимого существа взаимную любовь. Появляется критерий взаимности, которого не могло быть в древнем мире. С торжеством частной собственности заключение брака стало целиком зависеть от соображений экономического характера. Согласно буржуазному пониманию брак был юридической сделкой. Поднимающаяся буржуазия стала признавать свободу заключения договора так же и в отношении брака. Брак оставался классовым браком, но внутри класса предоставлялась известная свобода выбора. Брак основанный на половой любви по природе своей является единобрачием . Равноправие женщины будет в бесконечно большей степени способствовать моногамии мужчин, чем полиандрии женщин. От моногамии отпадут те характерные черты, которые ей навязаны ее возникновением из отношений собственности, а именно господство мужчин и нерасторжимость брака.

Морган доказал, что род - это учреждение общее для всех народов.

Род состоит из всех лиц, которые путем пуналуального брака и согласно неизбежно господствующим при этом браке представлениям образуют признанное потомство одной определенной родоначальницы. (у ирокезов):1. род выбирает своего сахема и вождя 2. род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. 3. никто из членов рода не может вступать в брак внутри рода. 4. имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода. 5. члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. 6. род имеет определенные имена или группы имен. С родовым именем связаны и родовые права. 7. род может усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени. 8. во время религиозных празднеств сахемы и военные вожди отдельных родов выполняли жреческие функции. 9. род имеет общее место погребения. 10 род имеет совет - собрание всех взрослых членов рода. Совет был верховной властью в городе. Индейское племя в Америке характеризует: 1. собственная территория и собственное имя, 2. особый, лишь этому племени свойственный диалект. 3. право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей, 4. право смещать их даже против желания их рода, 5. общие религиозные представления и культовые обряды, 6. регулирование отношений с другими племенами, 7. у некоторых племен мы встречаем верховного вождя, полномочия которого, однако, невелики. Дальше объединения в племя большинство американских племен не пошло. Основные черты немногочисленных союзов племен: 1. вечный союз родственных по крови племен на основе полного равенства и самостоятельности во всех внутренних делах племени. 2 . органом союза был союзный совет, состоявший из сахемов 3. места для сахемов распределены между племенами и родами. 4. союзные сахемы были так же сахемами и в своих племенах. 5. все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно. 6. голосование производилось по племенам.7. союзный совет мог быть созван каждым из советов племен. 8. заедания происходили в присутствии собравшегося народа. 9. в союзе не было никакого единоличного главы. 10 союз имел двух высших военных вождей с равными полномочиями.

Основной общественной ячейкой является род, из него развивается система родов, фратрий и племен. Появившиеся позже классовое общество представляло картину развития незначительного меньшинства за счет эксплуатации большинства.

Греки уже в доисторическое время были организованы сообразно американцам. Но род греков не архаический род ирокезов. Материнское право уступило место отцовскому. Частное богатство пробило первую брешь. Вторая брешь - обязательность для девушки выходить замуж внутри своего рода.

Многие роды имели свои общие религиозные обряды. Система кровного родства, соответствующая роду в его первона-

чальной форме обеспечивала знание родственных отношений всех членов родов друг к другу. Фратрия, как и у американцев была расчленившейся на несколько дочерних родов и объединенная их первоначальным родом.

Образование различных диалектов у греков, скученных на сравнительно небольшой территории получило меньшее развитие, чем в обширных американских лесах. Организация управления: 1. совет старейшин 2. народное собрание 3. военоначальник. Сыновья могли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, что отнюдь не говорит о признании законным наследование помимо такого избрания. В греческом строе героической эпохи существовала древняя родовая организация еще в полной силе, но вместе с тем и начатым ее разрушением. Право на эксплуатацию и деление на классы утвердило государство. Должность басилея имела судебные и судейские полномочия.

Перемена состояла в том, что в Афинах было учреждено центральное управление. Произошло слияние в единый народ живущих по соседству племен. Должность басилея утратила свое значение; во главе государства встали избранные из среды благородных - архонты. Производство велось в самых узких рамках, но продукт целиком находился во власти производителей. Как следствие отцовского права и моногамии появляется факт явление продажи отцом детей. Каждая общественная группа имела ряд новых общих интересно. Были созданы новые органы для защиты своих интересов и учреждены новые должности. Такие учреждения создавали публичную власть, и впервые в истории разделяли народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Были установлены максимальные размеры земельной собственности, которой могло владеть отдельное лицо. Начали вытесняться старые кровнородственные объединения. В организацию управления вводится новый элемент - частная собственность. Господствующие занятия: торговля, ремесло (на основе рабского труда) и художественное ремесло. Копилось движимое имущество. С введением новой организации управления и с допущением большого числа рабов органы родового строя были оттеснены от общественных дел; они выродились в союзы частного характера и в религиозные братства.

Общепризнано, что римский род был таким же институтом, как и род греческий. Устройство: господствовало отцовское право, существовали общие религиозные празднества, общее место погребения, женщина с выходом замуж утрачивает свои агнатические права, выходит из своего рода; имело место общее владение землей, члены рода обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь, существовало право носить родовое имя, право принимать в род посторонних, право избирать и смещать старейшину. Римские женщины принадлежавшие к какому-нибудь роду, могли первоначально вступать в брак только внутри своего рода, т. о. римский род был экзогамным (по Моммзену). Десять родов объединялись во фратрию, которая в Риме называлась курией и имела более важные общественные функции, чем греческая фратрия. К римскому народу мог принадлежать только тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и племени. Организация управления: общественными делами ведал сенат (состоял из старейшин трехсот родов). Сенат имел право принимать окончательные решения по многим вопросам и предварительно обсуждать наиболее важные из них. Народ собирался по куриям, в куриях - по родам. При принятии решений каждая из тридцати курий имела один голос. Собрание курий имело огромную политическую власть (в том числе и назначало rexa - царя). Должность rexa не была наследственной, а выбиралась по предложению своего предшественника. У римлян в период царей существовала военная демократия, основанная на родах, фратриях и племенах. Население возрастало за счет иммиграции и за счет завоеванных народов. Все жители вновь покоренных народов были лично свободными людьми. По новой организации управления было создано новое народное собрание, в котором участвовали, или из которого исключались populus и плебеи . Военнообязанное мужское население было разделено соответственно своему имуществу на шесть классов. В народном собрании центурий граждане размещались по военному образцу. К этому новому собранию центурий перешли все политические права прежнего собрания курий. Было создано новое государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях.

В XI веке существует обработка земли селами, парный брак отнюдь не был еще вытеснен моногамией. Женщины пользовались правом голоса в народных собраниях. Ирландские крестьяне часто делятся на партии - это искусственное возрождение уничтоженных родов. Впрочем, в некоторых местностях члены рода все еще живут вместе на старой территории. Германцы вплоть до расселения народов были сформированы в роды. Брат матери считал своего племянника своим сыном - пережиток рода, организованный в соответствии с материнским правом. Следы материнского права обнаруживаются и в эпоху средневековья: женщину они видят священной и пророческой, дома господство жены бесспорно. Формой брака был постепенно приближающийся к моногамии парный брак, допускалось многоженство знатных, целомудрие же девушек, в общем соблюдалось строго. Из родового строя вытекало обязательство наследовать вергельд - искупительный штраф, уплачиваемый вместо кровной мести за убийство или нанесение ущерба. Поселения германцев состояли не из деревень, а из больших семейных общин, которые охватывали несколько поколений, занимали под обработку соответствующий участок земли и пользовались окружающими пустошами вместе с соседями, как общей маркой. Когда число членов общин сильно возросло, то эти общины распались, луга стали делить отдельные домашние хозяйства. Повсеместно существовал совет старейшин. Старейшины живут отчасти за счет почетных приношений от членов племени скотом, зерном и проч. Выборное начало сменяется наследственным правом. Возникает знатная семья в каждом роде. Военоначальники избирались независимо от происхождения, власть сосредотачивалась у народного собрания. Суд вершат все сообща, под председательством старейшины, когда приговор выносился всем коллективом. Образовались союзы племен, от которых ведет свое начало большинство новой знати . Возникновению королевской власти содействовал институт дружины. Военный вождь, приобретший славу собирал вокруг себя отряд жаждавших добычи молодых людей. Появление дружин привело к упадку старинной народной свободы. Система военного наемничества позволила создать вторую из главных частей позднейшей знати.

Германцы были весьма многочисленны. К III веку распространена обработка металла и текстильные изделия, велись активные сношения с Римом. Шло наступление германцев по всей линии Рейна - росло население. В пятом веке был открыт путь в обессилившую Римскую империю. Римское правление основывалось на беспощадной эксплуатации захваченных земель, все большую роль приобретало земледелие, распространилось мелкое хозяйство. Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. В провинции мелкие крестьяне, чтобы оградить себя от произвола чиновников и судей искали себе покровительства. Германцы отняли у римлян две трети всей земли и поделили ее между собой. Со смешивание германского населения с римским родственный характер связи отступал на задний план перед территориальным. Кровная связь в городе вскоре утратила свое значение в результате завоевания. Органы родового строя превратились в органы государства. Наступил момент превращения власти военоначальника в королевскую власть. Общественное расслоение и распределение собственности Римской империи периода упадка вполне соответствовали тогдашнему уровня производства в земледелии и промышленности; уровень производства в течение последующих четырехсот лет вновь породил такое же распределение собственности и те же самые классы населения, город потерял господство над деревней.

На низшей ступени варварства нет места для господства и порабощения. Мужчина и женщина - каждый хозяин в своей области: женщина в доме, мужчина в лесу. Первое крупное общественное разделение труда, произошло, когда пастушеские племена выделились из общей массы варваров. Это породило регулярный обмен. Скот приобрел функцию денег. Деньги начинают активно совершенствоваться. Важными достижениями стали ткацкий станок и плавка металлических руд. Появился свободный (прибавочный) продукт. С увеличением потребности на ежедневные затраты в труде появилось рабство. Появились эксплуататоры и рабы. Разделение труда в семье обусловливало распределение собственности между мужчиной и женщиной. Развивается единовластие мужчин. Семья начинает противостоять роду. Со вторым крупным разделением труда ремесло отделилось от земледелия. Союз родственных племен становиться повсюду необходимостью, а вскоре становиться необходимым и слияние их, и тем самым слияние отдельных племенных территорий в одну общую территорию всего народа. Появляется военный вождь, как глава, т.к. ведется активная завоевательная политика (отсюда название военной демократии). Грабеж становиться постоянным промыслом. Грабительские войны усиливают власть верховного военоначальника. закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати. Органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения. Это граница цивилизации.

Цивилизация открывается новым шагом вперед в разделении труда и усиливает все существовавшие до этого виды разделения труда, особенно путем обострения противоположности между городом и деревней. С появлением цивилизации появляется класс купцов. Этот новый класс захватывает управление производством. Вместе с купечеством появляются металлические деньги. Вслед за покупкой товаров за деньги появляется ссуда, а вместе со ссудой процент и ростовщичество. Появляется земельное богатство. Право отдельных лиц на владение земельными парцеллами, предоставленными ему первоначально родом или племенем, упрочилось теперь на столько, что эти парцеллы стали принадлежать им на правах наследственной собственности. Полная свободная собственность на землю означала не только возможность беспрепятственно и неограниченно владеть ею, но так же и возможность отчуждать ее. Появилась ипотека. Происходила концентрация и централизация богатств в руках немногочисленного класса, а вместе с этим росло обнищание масс. Оттеснялась родовая знать. В результате переворота в условиях производства и вызванных им изменений в общественной структуре возникли новые потребности и интересы не только чуждые древнему родовому строю, но и во всех отношениях противоположные ему. Родовой строй был уничтожен разделением труд и разделением на классы, он был заменен государством.

Афины представляют наиболее классическую форму развития государственности: государство возникает из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества.

Государство есть продукт общества на определенной ступени развития.; государство есть признание того, что это общество запуталось. Государство отличает от родовой организации территориальное деление своих подданных, учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим самое себя как вооруженная сила и налоги, необходимые для содержания публичной власти. Обладая публичной властью и правом взимать налоги чиновники становятся как орган общества над обществом. Государство возникло из потребности удерживать противоположности классов и потому оно является инструментом самого могущественного из этих классов. В большинстве известных истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением. Высшая форма государства - демократическая республика.

Государство существует не извечно, были народы, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени развития государство становится необходимостью.

Мы приближаемся к ступени, когда существование классов становится помехой к развитию производства. Цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющие оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе. Производство на всех предыдущих ступенях общественного развития было по существу коллективным, равным образом и потребление сводилось к прямому распределению продуктов внутри больших или меньших коммунистических общин . Постепенно товарное производство становится господствующей формой. При товарном производстве продукты переходят из рук в руки. Производитель отдает свой продукт. Появляются деньги в роли посредника , купец. Процесс обмена становится еще запутанней, конечная судьба продуктов еще непонятнее. С появление рабства появляется эксплуатирующий и эксплуатируемые классы.

Ступень товарного производства, с которой начинается цивилизация экономически характеризуется введением металлических денег, появлением купцов, возникновением частной собственности на землю и ипотеки, появлением рабского труда как господствующей формы производства. Цивилизации соответствует моногамия. Связующая сила - государство. Для цивилизации характерно противоречие между городом и деревней, введение завещаний. Так как основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, то всякий шаг вперед в производстве означает шаг назад в положении угнетенного класса. Наиболее ярким примером этому является ведение машин, последствия которого общеизвестны.

По расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию - иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает в наем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.

  • Групповой брак фактически существует для мужчин и по настоящее время. То, что со стороны женщины считается преступлением и влечет за собой тяжелые правовые и общественные последствия, для мужчины считается чем-то почетным или, в худшем случае, незначительным моральным пятном, которое носят с удовольствием. Но чем больше старинный гетеризм изменяется в наше время под воздействием капиталистического товарного производства и приспособляется к последнему, чем больше он превращается в неприкрытую проституцию, тем сильнее его деморализующее воздействие. При этом мужчин он деморализует гораздо больше, чем женщин.
  • Заключение брака в современной нам буржуазной среде происходит двояким образом. В католических странах родители по-прежнему подыскивают юному буржуазному сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является наиболее полное развитие присущего моногамии противоречия: пышный расцвет гетеризма со стороны мужа, пышный расцвет супружеской неверности со стороны жены. Католическая церковь, надо думать, отменила развод, лишь убедившись, что против супружеской неверности, как против смерти, нет никаких средств. В протестантских странах, напротив, буржуазному сынку, как правило, предоставляется большая или меньшая свобода выбирать себе жену из своего класса; поэтому основой для заключения брака может служить в известной степени любовь, как это, приличия ради, постоянно и предполагается в соответствии с духом протестантского лицемерия. Здесь гетеризм практикуется мужем не столь энергично, а неверность жены встречается не так часто. Но так как при любой форме брака люди остаются такими же, какими были до него, а буржуа в протестантских странах в большинстве своем филистеры, то эта протестантская моногамия, даже если брать в общем лучшие случаи, все же приводит только к невыносимо скучному супружескому сожительству, которое называют семейным счастьем. [...] Но и в том и в другом случае брак обусловливается классовым положением сторон и поэтому всегда бывает браком по расчету.
  • Не лучше обстоит дело с юридическим равноправием мужчины и женщины в браке. Правовое неравенство обоих, унаследованное нами от прежних общественных отношений, - не причина, а результат экономического угнетения женщины. В старом коммунистическом домашнем хозяйстве, охватывавшем много брачных пар с их детьми , вверенное женщинам ведение этого хозяйства было столь же общественным, необходимым для общества родом деятельности, как и добывание мужчинами средств пропитания . С возникновением патриархальной семьи и еще более - моногамной индивидуальной семьи положение изменилось. Ведение домашнего хозяйства утратило свой общественный характер. Оно перестало касаться общества. Оно стало частным занятием, жена сделалась главной служанкой, была устранена от участия в общественном производстве. Только крупная промышленность нашего времени вновь открыла ей - да и то лишь пролетарке - путь к общественному производству. Но при этом, если она выполняет свои частные обязанности по обслуживанию семьи , она остается вне общественного производства и не может ничего заработать, а если она хочет участвовать в общественном труде и иметь самостоятельный заработок, то она не в состоянии выполнять семейные обязанности. И в этом отношении положение женщины одинаково как на фабрике, так и во всех областях деятельности, вплоть до медицины и адвокатуры.
  • Нерасторжимость брака уже в настоящее время нарушается в тысячах случаев. Если нравственным является только брак , основанный на любви , то он и остается таковым только пока любовь продолжает существовать.
  • Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом. Свободного, добровольного уважения, с которым относились к органам родового общества, им уже недостаточно, даже если бы они могли завоевать его; носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительных законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность. Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства имеет больше "авторитета", чем все органы родового общества, вместе взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому не из-под палки приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному родовому старейшине. Последний стоит внутри общества, тогда как первые вынуждены пытаться представлять собой нечто вне его и над ним.
  • Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины, а современное общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его молекул. Муж в настоящее время должен в большинстве случаев добывать деньги, быть кормильцем семьи, по крайней мере в среде имущих классов, и это дает ему господствующее положение, которое ни в каких особых юридических привилегиях не нуждается. Он в семье - буржуа, жена представляет пролетариат. Но в области промышленности специфический характер тяготеющего над пролетариатом экономического гнета выступает со всей своей резкостью только после того, как устранены все признанные законом особые привилегии класса капиталистов и установлено полное юридическое равноправие обоих классов; демократическая республика не уничтожает противоположности обоих классов - она, напротив, лишь создает почву, на которой развертывается борьба за разрешение этой противоположности. Равным образом, своеобразный характер господства мужа над женой в современной семье и необходимость установления действительного общественного равенства для обоих, а также способ достижения этого только тогда выступят в полном свете, когда супруги юридически станут вполне равноправными. Тогда обнаружится, что первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества.
  • Согласно буржуазному пониманию, брак был договором, юридической сделкой, и притом самой важной из всех, так как она на всю жизнь определяла судьбу тела и души двух человек . В ту пору формально сделка эта, правда, заключалась добровольно; без согласия сторон дело не решалось. Но слишком хорошо было известно, как получалось это согласие и кто фактически заключал брак.
  • Среди женщин проституция развращает только тех несчастных, которые становятся ее жертвами, да и их далеко не в той степени, как это обычно полагают. Зато всей мужской половине человеческого рода она придает низменный характер.
  • Глава 2

    Основу моей работы составляет анализ труда Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой он изложил результаты исследований Льюиса Г. Моргана о материалистическом понимании истории, комментарии Карла Маркса, а также свои критические замечания к данному произведению.

    Морган переодизует историю на три главные эпохи - дикость, варварство и цивилизация, две первые эпохи он разделяет на низшую, среднюю и высшую ступень согласно с процессом в производстве средств к жизни.

    Анализируя Моргана Энгельс выделяет несколько этапов развития общества: род, франтия, племя, союз племен, государство. Род возник на средней ступени дикости и достиг своего рассвета на низшей ступени варварства. В каждом роде господствуют свои обычаи, такие как, выборность сахема (старейшину на мирное время) вождя, смещение сахема и вождя, запрет вступления в брак внутри рода. Многие индейские рода объединялись и образовывали франтии (братство), вершившие суд, делящие затраты на похороны «выдающихся лиц», выбирающие вместе сахема для одного из родов. Как несколько родов образуют франтию, так несколько франтий образуют племя, характеризующееся собственной территорией и именем, диалектом, правом торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей, право смещать их, общими религиозными представлениями, советом племени, а в некоторых племенах мы даже можем увидеть верховного вождя, «прообраз должностного лица», большей частью не получивший дальнейшего развития. Иногда племена объединялись в союзы, ярким представителем которого является ирокезский союз, характеризующийся союзным советом, голосованием, заседаниями, проходившими в присутствии народа. Энгельс восхищается родовой организацией: «И что эта за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте. Домашнее хозяйство ведется сообща на коммунистических началах. Вот как выглядели люди и человеческое общество до того, как произошло разделение на различные классы».

    В своей книге Фридрих Энгельс проследил разложение родового строя на трех наиболее изученных примерах - греков, римлян и германцев. Выделим основные условия возникновения государства, которые созданы экономическими причинами.

    В родовом строе нет господства и порабощения, не существует никакого различия между права и обязанностями у людей, не возможно расслоение племени и рода на классы. Что же повлекло за собой создания государства?

    Разделение труда - естественное явление, существовавшее только между полами. Так, женщина работает по дому, а мужчина защищает родовой очаг и обеспечивает пищей. Каждый из них является собственником изготовленных ими вещей и делится ими на коммунистических началах между несколькими семьями. То, что изготавливается и используется сообща, составляет общею собственность: хижина, огород, лодка.

    У многиз развитых племен (арийцев, семитов) главной отраслью труда стало приручение и разведение скота. «Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров - это было первое крупное общественное разделение труда» . Скот давал его хозяину шерсть, молоко, мясо, кожу и многое другое, что привело к появлению регулярного обмена, а скот приобрел функцию денег. Появлялись достижения в области промышленной деятельности: ткацкий станок, плавка металлических руд и обработка металла , что привело к увеличению производительности и усовершенствованию оружия. Также теперь хозяином земли могло выступать отдельное лицо и иметь на нее известные права и обязанности, что также увеличило доход этой земли. Увелечение производства сделало рабочую силу человека способной производить больше продуктов, чем это было необходимо для ее поддерживания. Вместе с тем оно увеличило ежедневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, что повлекло за собой возникновение потребности в привлечении новой рабочей силы, то есть рабов, обеспечиваемых войнами. Так, общество разделилось на два крупных класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. Стада и земля из общего владения племени или рода перешли в собственности глав отдельных земель, появилась частная собственность, что привело ко второму разделению общества на богатых и бедных.

    Возрастающая плотность населения вынуждает к более тесному сплочению, созданию союзов родственных племен, а как следствие и военного вождя, военачальник , совет, народное собрание образовывают органы родового общества, развивающегося в военную демократию. Военная защита становится нужной, потому что «богатство соседей возбуждает жадность народов. Право быть военачальником постепенно становиться наследуемым и закладывает основу для наследственной королевской власти.

    Таким образом, алчное стремление к богатству, которое привело к расколу общества на богатых и бедных, и если бы «в результате распространения рабства добывание средств к существованию собственным трудом не начало уже признаваться делом, достойным лишь раба, более позорным, чем грабеж».

    Что же происходило с родовым строем при столь масштабных переменах? Роды перемешались, благодаря частой переменой мест жительства из-за развития торговли, потеряли свою роль союзы и советы, люди требовали более совершенные органы власти, которые смогли бы обеспечить их новые интересы, возникшие благодаря разделению труда. Родовому строю были чужды внутренние противоречия, которые теперь появились в виде рабов и свободных, эксплуататоров и эксплуатируемых. «Такое общество могло существовать только в непрекращающейся открытой борьбе между этими классами или же под господством третьей силы, которая, якобы стоя над взаимно борющимися классами, подавляла их открытые столкновения и допускала классовую борьбу самое большее только в экономической области, в так называемой законной форме. Родовой строй отжил свой век и был заменен государством». Так, государство является не принудительное являние, навязываемое обществу, а лишь «продукт общества на известной ступени развития», при потребности «держать в узде противоположность классов»

    Льюис Генри Морган(1818–1881) – выдающийся американский этнограф и археолог, социолог, историк первобытного общества, прогрессивный общественный деятель, один из родоначальников социальной антропологии.

    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: пер. с нем. - М..: Издательство политической литературы, 1985 С.150

    Там же С. 166

    Там же С.172

    Там же С.187

    Там же С. 270

    Работа К.Маркса и Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» одно из основных произведений марксизма. В этой работе дан научный анализ истории человечества на ранних этапах его развития, раскрыт процесс разложения первобытнообщинного общества и образования классового общества, основанного на частной собственности, показаны общие черты этого общества, выяснены особенности развития семейных отношений в различных общественно – экономических формациях, вскрыты происхождение и сущность государства и доказана историческая неизбежность его отмирания с окончательной победой бесклассового коммунистического общества.

    Ф.Энгельс сделал обзор развития взглядов на историю семьи от Баховена до Моргана и добавил некоторые разделы и также Энгельс заново переработал экономические обоснования Моргана.

    Ф.Энгельс исследовании Моргана сделал критические замечания которые относятся к этой теме: « Согласно материалистическому пониманию, определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но оно само бывает двоякого рода. С одной стороны производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого инструментов; с другой стороны производство самого человека, продолжение рода. Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи определенной страны, обуславливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и богатство общества, тем сильнее тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Между тем в рамках этой основанной на родовых связях структуры общества все больше развивается производительность труда, а вместе с ней – частная собственность обмен,имущественные различия, возможность пользоваться чужой рабочей силой и тем самым основа классовых противоречий: новые социальные элементы, которые в течении поколений стараются приспособить старый общественный строй к новым условиям, пока наконец, несовместимость того и другого приводит к полному перевороту. Старое общество, покоящееся на родовых обледенениях, взрывается в результате столкновения новооброзовывавшихся общественных классов; его место занимает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения, - общество, в котором семейный строй полностью подчинен отношениям собственности и в котором отныне свободно развиваются классовые противоречия и классовая борьба, составляющие содержание всей писанной истории вплоть до нашего времени.»

    Изучение семьи начинается с 1861 года, когда в свет вышла работа Баховена « Материнское право». Автор выдвинул в этой работе следующие положения:

    у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил выражением «гетеризм»,

    такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии – согласно материнскому праву, - как первоначально это и было у всех народов древности;

    вследствие этого женщины как матери, единственно известные родители молодого поколения и они пользовались уважением и почетом, доходившим, по мнению Бахофена до полного господства женщин;

    Доказательство этих положений Бахофен находит в цитатах классической литературы древности. Развитие «гетеризма» от материнского права к отцовскому происходит, по его мнению, как вследствие религиозных представлений, появления новых божеств, новых воззрений, в традиционных богов, олицетворявших старые взгляды, оттесняются на задний план первыми. Таким образом, не развитие действительных условий жизни людей, а религиозное отражение этих условий в головах тех же людей вызвало, по Бахофену, исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины.

    Эта книга была написана Энгельсом в течение двух месяцев. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги американского ученого Л.Г.Моргана «древнее общество», составленный Марксом в 1880 - 1881 гг. и содержащий много критики и собственных положений, а также дополнений из других источников Прочитав конспект и убедившись в том,что книга Моргана подтверждает выработанное Марксом материалистическое понимание истории и первобытное общество. Энгельс счел необходимым написать специальную работу, широко использовав замечания Маркса, а также некоторые выводы и фактический материал, содержавшийся в книге Моргана. Энгельс рассматривал это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса.

    Экономические факторы.

    В основе социально – экономических факторов развития лежат первобытное общество, неолитическая революция,общественное разделения труда, подъем производительности труда и орудий труда также появление прибыли и частной собственности.

    Морган был первый, попытался внести в предысторию человечества в определенную систему. Эта система состоит из трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации. Каждую из этих двух первых эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с прогрессом производства и средств жизни.

    Дикость.

    Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди находились еще в местах своего первоначального пребывания, в тропических лесах. Пищей служили им плоды, орехи, коренья; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

    Средняя ступень. Начинается с введения рыбной пищи и с применением огня. Но с этой новой пищей они люди стали независимыми от климата и местности; они могли уже расселятся на большом расстоянии. Заселение новых мест и постоянное стремление к поискам, в соединение с обладанием с огнем, добывающийся трением, доставляли новые средства питания.

    Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычной отраслей труда. Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством можно найти некоторые зачатки поселения деревнями, известную ступень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество каменные орудия. Огонь и каменный топор уже дают возможность делать лодки и изготовлять бревна и доски для постройки жилища.

    Варварство.

    Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства. Оно было обязано своим возникновением обмазыванием плетенных сосудов глиной с целью сделать их огнеупорными.

    Характерной особенностью этого периода является приручение и разведение животных и возделывание растений. Восточный материк, так называемый Старый свет, обладал почти всеми пригодными для разведения видами животных и видами злаков, кроме одного; западный материк, Америка, из всех поддающихся приручению животных только ламой, а из культурных злаков только одним – маисом. Вследствие этого различия в природных и условиях население каждого полушария развивается по своему собственному сценарию, и межевые знаки на границах отдельных ступеней развития становятся разными для каждого из полушарий.

    Средняя ступень, На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений при помощи орошения и употребления построек из адобов и камня. Приручение стад и образования крупных стад вело к пастушеской жизни. Возделывание злаков было вызвано, прежде всего, потребностью в корме для скота и только в последствии стало важным источником питания для людей.

    Высшая ступень. Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате буквенного письма и применения его записывания словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени. К ней принадлежат греки героической эпохи, итальянские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времен викингов.

    Произошло изобретение железного плуга, топора, лопаты; благодаря этому земледелие стало в большом размере, полеводство, увеличение жизненных припасов. Начался также быстрый рост населения, которое стало более густым на небольших пространствах, появляются задатки центрального управления. Появились железные орудия, обработка металлов, переходящие в художественное ремесло, зачатки архитектуры как искусства, города, окруженные зубчатыми стенами с башнями, гомеровский эпохи вся мифология – вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию.

    3 Социальные факторы.

    Варварство – период ведения скотоводства и земледелия, период овладением методами увеличения производства продуктов природы с помощью человеческой деятельности. Цивилизация – период введения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности и искусства.

    Возникнув на средней ступени дикости и продолжавшиеся развиваться на высшей ступени, род, насколько позволяет судить источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. Родовой строй – это простая организация вполне соответствует общественным условиям, из которых он возник. Он представляет собой естественно выросшую структуру; он в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возникнуть внутри такого общества. Величие родового строя, но вместе с тем его ограниченность проявляется в том, что здесь нет господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями. Разделение труда – естественного происхождения, оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю и изготовляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых им орудий труда. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколькими, часто многими семьями. Здесь, таким образом, существует придуманная юристами и экономистами цивилизованного общества « собственность, добытая собственным трудом», на которое опирается современная капиталистическая собственность. У некоторых наиболее передовых племен – арийцев, семитов, туранцев – главной отраслью труда сделалось сначала приручение скота,а потом разведение за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров – это было первым разделением труда. На этой ступени развития обмен мог возникнуть только в нутрии племени. Первоначально обмен производился между племенами посредством родовых старейшин каждой стороны. Главный предмет обмена, был скот, скот сделался товаром, посредством которого оценивали все другие товары.