Меню
Бесплатно
Главная  /  Сад и огород  /  Этикет для самых маленьких. Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах

Этикет для самых маленьких. Этикет для самых маленьких: как вести себя в общественных местах

Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом.

1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят.

2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками.

3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт.

4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта.

5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест.

6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол.

7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе.

8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку.

9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться.

10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола.

11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают.

Уроки этикета для дошколят

1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям.

2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет.

3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом.

4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее.

5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости).

7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его.

8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы.

9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку.

10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть.

11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой.

12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали.

13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих.

За «взрослым» столом

1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы.

Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем.

2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности.

3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Приматенные ингаляторы вернулись, но не одобрены для детей до 12 лет!

Все о воспитании

Просмотрено

День, когда я перестала говорить своему ребенку “Давай скорее!”

Детская психология

Просмотрено

33 ответа на «мне скучно», которые ваши дети наверняка ненавидят!

Советы родителям

Просмотрено

Дорогие друзья, я обещаю, что вернусь, но сейчас у меня есть маленькие дети, которые нуждаются в моей заботе!

#воспитание Пока ребенок маленький, и пока ему приятно вас радовать своими успехами, поспешите обучить его основным правилам поведения за столом. 1. Первые навыки «этикета» необходимо прививать на собственном примере. Ежедневно старайтесь устраивать семейный обед или ужин. Пусть он длится не долго, хотя бы полчаса, но это очень многое даст ребенку: он привыкнет находиться за столом в окружении других людей, увидит, как окружающие пользуются столовыми приборами, как они едят. 2. Даже, если вы еще кормите малыша сами, все равно дайте ему в руки ложку. Он должен привыкнуть ее держать, а со временем и понять, что есть ложкой гораздо удобнее, чище и красивее, чем лазить в тарелку руками. 3. Покажите ребенку на примере, что каждое блюдо едят по-разному: суп едят столовой ложкой, вторые блюда – вилкой и ножом, маленькая ложечка нужна, чтобы кушать десерт. 4. Необходимо для еды использовать различную посуду. И малышу надо показать, что суп едят из глубоких тарелок, более мелкие тарелки используют для второго, а блюдца и розетки для варенья и десерта. 5. Не позволяйте ребенку играть за столом с едой, не разрешайте ее выкладывать на стол и лезть руками в тарелку. Не развлекайте его, в надежде, что он больше съест. 6. Проводите перед едой каждый день один и тот же ритуал. Помойте малышу ручки, наденьте нагрудник и только после этого усадите его за стол. 7. После еды не выпускайте кроху из-за стола сразу. Ребенок не должен уходить чумазым. Покажите ему, как нужно пользоваться салфетками – они всегда должны быть на столе. 8. Вытирайте ими ротик и ручки ребенка после еды. Так вы приучите его к аккуратности за столом. Имейте терпение и не ругайте малыша, если он вдруг прольет компот или залезет рукой в тарелку. 9. Старайтесь чаще позволять ребенку есть самому. Научите его правильно держать сначала ложку, затем вилку и позже – нож, обязательно показывая, как ими правильно пользоваться. 10. Накрывая на стол, привлекайте к этому процессу и ребенка: попросите малыша принести к столу салфетки и ложки и покажите, как их надо правильно разложить, за одно расскажите ему доступно о сервировке стола. 11. Дети очень восприимчивы, поэтому не подавайте им дурных примеров: сами никогда не пейте из бутылок или банок, не ешьте прямо из кастрюли. Помните, что дети такие примеры очень легко усваивают. Уроки этикета для дошколят (этап II) 1. Дети должны усвоить, что за столом надо сидеть прямо, нельзя шалить, облокачиваться на стол – это мешает их соседям. 2. Детей нужно учить не растопыривать локти за столом. Можно предложить такое «упражнение»: садясь дома обедать, положите под мышки небольшие книги или другие легкие предметы. Придерживая книги, вы невольно будете есть с прижатыми локтями. Детей можно учить этому с 5–6 лет. 3. Следует объяснить ребенку, что нельзя качаться на стуле, играть со скатертью – можно упасть со стула, потянуть за собой скатерть со всеми приборами и даже опрокинуть на себя тарелку с горячим супом. Не следует закидывать одну ногу на другую, некрасиво обхватывать ножки стула ногами или вытягивать ноги под столом. 4. Нужно научить ребенка держать ложку тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки, и объяснить, как следует есть с ложки: не засовывать ее целиком в рот, не всасывать пищу с самого кончика. С ложки едят, поднося ее ко рту боковой стороной. Зачерпывают пищу можно как к себе, так и от себя, как удобнее. 5. Нужно также приучить ребенка держать вилку наклонно, а не перпендикулярно к тарелке, для того, чтобы она не соскальзывала и не разбрасывала пищу тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок. 6. Когда ребенок научится пользоваться ножом, объясняют, что вилку удобнее держать левой рукой, а нарезать пищу ножом – правой. Если едят только вилкой, ее держат в правой руке. Следует также объяснить, что мягкую пищу, которую можно отделить вилкой, не нарезают. Вилкой без ножа едят такие блюда, как котлеты, вареные овощи и рыбу (ножом только отделяют кости). 7. Покажите ребенку, что если сразу нарезать кусочками все кушанье, которое лежит на тарелке, оно быстро остынет и примет неаппетитный вид, поэтому отрезают по одному кусочку и сразу же съедают его. 8. Не разрешается брать нож в рот: можно порезать язык и губы. 9. Ребенок должен знать, что ложкой едят только жидкую пищу, а рассыпчатые каши, яичницу, запеканки, отварные овощи и т. д. едят только вилкой. Следует помнить, что все использованные приборы кладут не на стол, а на свою тарелку или специальную подставку. 10. Никогда и ничего нельзя брать с блюда своими приборами. Необходимость строгого соблюдения этих правил диктуется элементарными и понятными для всех правилами гигиены. Закончив еду, ребенок должен положить ложку, вилку и нож на тарелку, а не на скатерть. 11. Категорически запрещается извлекать остатки пищи, застрявшие в зубах, вилкой или чем-либо иным, кроме зубочистки (и то не за столом). После еды хорошо прополоскать рот теплой кипяченой водой, можно с питьевой содой. 12. Нельзя тянуться за угощением через стол – нужно попросить, чтобы его передали. 13. Надо приучить детей тщательно разжевывать пищу, есть не торопясь, не брызгая, чтобы у них не создалось привычки есть некрасиво и шумно; это неприятно и неудобно для них самих и для окружающих. За «взрослым» столом 1. Принято считать, что за «взрослым» столом дети должны молчать. Это не совсем верно. Даже маленький ребенок, который еще не научился говорить, требует к себе внимания. Он обязательно что-нибудь сделает, чтобы добиться своего: бросит ложку на пол, разольет молоко. Это нужно знать и никогда не наказывать детей за кажущиеся беспричинными капризы. Однако от чрезмерного внимания взрослых или от длительного застолья ребенок может утомиться и начать капризничать. В этом случае лучше отсесть со своим ребенком от общего стола, но не в качестве его наказания, а для спокойствия всех. Вообще, если собирается исключительно «взрослая» компания и ваш ребенок будет единственным, лучше оставить его дома. Скучающий и капризничающий ребенок может испортить вечер всем. 2. Подросших детей за «взрослым» столом могут попросить рассказать о чем-то, тогда они вежливо должны отвечать на вопросы гостей. Следует научить детей, что самим начинать разговор с взрослыми невежливо. В свою очередь взрослые должны быть внимательны и вежливы с детьми. Нельзя призывать сделать что-то криками, понуканиями, указующими жестами. Не следует также бранить детей и часто извиняться за их поведение. Дети очень чувствительны к бестактности на людях. Воспитывать детей нужно дома. Кроме того, от постоянных замечаний и придирок даже у взрослого человека неловкость усиливается, а у ребенка вообще может развиться комплекс неполноценности. 3. Если вы приглашаете в гости друзей с детьми, организуйте для них отдельный стол и подумайте, чем можно было бы их занять. Хорошо, если дети окажутся примерно равного возраста и интересов.

Воспитание детей - дело трудное и почетное. Маленькие граждане всегда являются отражением своих родителей и зеркалом того, как общаются и насколько нежно относятся к другу другу в конкретной семье. Как привить хорошие манеры с самого раннего детства, рассказывает Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению.

На какие светские мероприятия можно брать с собой детей? И с какого возраста?

Детские мероприятия обычно регламентируются. В случае, если дети приглашены, это прописывается отдельно. Если не прописано - то нет: дети - это центр внимания. Мероприятия бывают или детскими, или такими, куда можно прийти с детьми. Я, например, читаю курс, адресованный детям и их родителям. Это в младшей группе. A в старшей - это уже не курс, а «время вместе»: родители и тинейджеры. Моя роль - донести слова родителей, а часто получается, что и родителям. Дети мне, кстати, помогают и приятно удивляют своих родителей!

На показы мод, коктейли, вернисажи, в гастрономические рестораны лучше детей не брать. Итальянские рестораторы и добродушны, и циничны одновременно. Вечером детей они особенно не ждут. Но понятно, что самим итальянцам нанять бэбиситера дороже, чем купить порцию еды ребенку. Тем более, не одной мне кажется, что все итальянские няни работают в Восточной Европе.

Как себя вести, если у твоего ребенка началась истерика, а ты не можешь покинуть помещение вместе с ним (как, например, в самолете)?

Сделать все, чтобы ребёнок успокоился. У каждой матери есть свои слова и уловки. Самолет - вынужденная ситуация. И для детей, и для родителей, и для всех пассажиров. И это все чаще и чаще испытание. Звон детских погремушек, как и надрывный крик, не входят в цену билета, так что родителям придется проявить изобретательность, чтобы для остальных пассажиров путешествие не превратилось в испытание.

Можно ли делать замечания чужим детям?

Нет. И, поверьте, даже иносказательные рассказы и метафоры не помогают. Дети чаще всего более восприимчивы к замечаниям и смущаются возникших ситуаций. Невысокий рост, распахнутые глаза на мир, который предстоит познать, отсутствие опыта, новизна или стресс от всего происходящего - все сказывается.

Как реагировать, если родитель обижает своего ребенка, а ты свидетель этого?

Не вмешиваться! А это так сложно. Глаза детей и ситуации у меня всякий раз перед глазами. Мне всегда жаль детей. Но теплый взгляд поддержки и даже просто внимание к ситуации считывается детьми. Они ценят поддержку. Мир не жесток. В этом нужно убеждать. Подержать ребенка в этом момент необходимо. Мимикой. Просто взглядом.

Прилично ли кормить грудью в общественных местах?

Нет. Tакже как менять памперсы. Это деликатные моменты. И, прежде всего, это комфорт самого ребенка. Приватность и деликатность - все прививается. Как умение представиться, уместный костюм и слова благодарности.

Можно ли детям разрешать ставить локти на стол?

Локти не так важны. Главное - не класть на стол гаджеты. И следить за выражением лица! Публичный выход - это не одолжение, а роль. Локти? Локти - нет! Этикет же застольный. НЕ настольный. Взрослым после десерта ставить локти на стол позволяется. Нужно же дамам показать кольца, браслеты, статусные символы и семейные раритеты, посверкать каратами и огранками. Свет люстр и свечей работают на ювелиров, стол становится рампой. Поэтому ошибки детей - это ошибки родителей, а не тьюторов, нянь и учителей. Но и замечания прилюдно - тоже недопустимы. Застолье ведь не про еду, а про общение. И это почти как показательное выступление, презентация диалога и взаимодействия с детьми. Не ожидайте, что кто-то будет проводить конферанс для ваших детей. Общение прежде всего ваше! У французов, кстати, в ресторанах традиционно не было детского меню. Все позволялось пробовать, дегустировать. Развивать вкус. А соответственно и навыки поведения. И здесь все зависит от родителей, на них и ответственность, и ошибки. Все на их плечах. А у детей же на голове невидимая корона. Корона - фамилия семьи. И имя отца, поддерживающее имя собственное. По жизни.

С какого возраста нужно начинать учить детей этикету?

Этикет не бывает детским. Бывает один и на всю жизнь. Правила одни. Чем раньше, тем лучше! И главное - не учить, а показывать пример и проговаривать ситуации. Правила ведь полезно знать, чтобы нарушать! И лучший выход из ситуации - умение пошутить над собой. Поэтому и здесь пример подают родители. Дети любят шутить. Пусть шутят! Но только над собой. Никогда над родителями!

Татьяна Полякова, консультант по деловому, светскому и межнациональному общению - @tatyanapolyakova_etiquette.​

Правила этикета для детей — это сборник норм поведения и хороших манер, выполняя которые, ребенок всегда будет выглядеть воспитанным и вежливым. Приучать малыша к этикету следует с самого раннего возраста. Лучше всего, если малыш будет видеть хороший положительный пример своих родителей.

Когда родители воспитанные и культурные, дети впитывают хорошие манеры с молоком матери. Не стоит начинать воспитание со скучных и заунывных разговоров и нравоучений о правилах и нормах поведения в общественных местах. Психологи утверждают, что такая манера обучения вызывает у большинства детей отвращение и недоверие к тому, что стоит соблюдать нормы и правила поведения.

Первое знакомство у детей должно пройти в виде игры. Игровой момент обучения является самым результативным и простым. Дети быстро учат и запоминают, что от них требуют родители. Например, разыгрывайте небольшие сценки с домашними игрушками. Проигрывайте такие ситуации, как:

  • походы в театр;
  • походы в магазин;
  • посещение киносеансов;
  • посещение званых ужинов;

Отлично справляются с обучением детишек и книжки. В детской литературе на простых и доступных примерах, девочкам и мальчикам показывают, как себя вести в различных ситуациях.

Основная цель, которую должны донести близкие и родные до ребенка — это уважение к окружающим. Это будет та аксиома, которая должна выполняться, ведь именно на вежливом и учтивом отношении к людям строится вся наука о поведении и общении.

Правила этикета для детей школьного возраста

Если говорить об обучении детей школьного и дошкольного возраста, оно может существенно отличаться. Уже начиная с 5-6 лет, когда ребенка постепенно готовят к школе, занятия о манерах и нормах поведения должны напоминать интересные беседы.

Когда ребенок взрослеет и идет в школу, рекомендуют следующие формы занятий:

  • беседы;
  • тренинги;
  • игры.

Поговорим о каждом виде более подробно. Итак, занятие-беседа: как оно проходит и из каких основных элементов состоит? Такого рода уроки всегда строятся на тесном общении и взаимодействии педагога и учеников. Преподаватель, в данном случае учитель, рассказывает небольшую поучительную историю, в конце которой происходит обсуждение с ребятами. Такие уроки позволяют понять, как дети схватывают материал, что им интересно и как кони развиваются. Форма уроков «вопрос-ответ», дает возможность общаться не только с одним учеником, а привлекает к диалогу весь класс. При этом каждый ученик должен:

  • аргументировано отвечать на вопросы;
  • продумывать ситуацию;
  • принимать самостоятельно решение.

Если рассматривать уроки-тренинги, то данная методика считается новой и ее главная цель — рассмотреть поведение людей с различных сторон. Эффективность данных занятий достигается благодаря тому, что детям предоставляется возможность проиграть две ситуации: правильную и неправильную, а затем принять решение. Главная задача учителя в таких занятиях — направлять ребят в нужное русло и следить за общей тематикой тренинга. Основной прием занятий — это ответ на вопрос «что будет, если...?». Дети сами продумывают и моделируют поведение персонажей.

Уроки-игры, пожалуй, самые увлекательные и самые любимые среди школьников младших классов. Материал, который будет подаваться в игровой форме, они с легкостью усвоят. Такие занятия позволяют оценить уровень самооценки каждого школьника. Можно по итогам уроков провести индивидуальные беседы.

Правила этикета за столом для детей

Поговорим более детально о нормах поведения за столом и о том, как обращаться со столовыми приборами.

Ребенок должен знать основные правила поведения, которые заключаются в следующем:

  • когда садитесь за стол, на колени обязательно нужно класть салфетку. Если кто-то по невнимательности взял вашу салфетку, не кричите и не оповещайте об этом всех. Тихо спросите у соседа, где взять еще дополнительную салфетку. Большинство родителей, оказываясь в гостях, не понимают, как правильно распорядиться салфеткой. Положить ее на колени или заправить за воротник. Как утверждают специалисты, если ваш ребенок не достиг пятилетнего возраста, тогда лучшим вариантом будет заправить ее за воротник;
  • когда ребенок садится за стол, контролируйте его осанку. Следите за тем, чтобы спина была ровной, подошвы располагались параллельно к полу, спина опиралась на спинку стула;
  • если возникает необходимость, пусть малыш не стесняется и держит стеклянную емкость двумя руками. Маленьким ручкам сложно справится с такими емкостями, пусть они себе помогают, а вы подсказывайте, как лучше взять тот или иной предмет;
  • когда за праздничным столом начинают передавать корзину с продуктами, то делают это всегда слева направо. Если вас попросят подать праздничное блюдо, делать это необходимо левой рукой;
  • перед тем как пить сок, всегда протрите рот салфеткой. Делайте так и себе, и своему ребенку. Тогда явный пример будет у него на глазах;
  • если вдруг понадобилось выйти в туалет, вставайте и, извинившись, уходите по своим нуждам.

Правила разговора по телефону: этикет для детей

Когда сын иди дочь общаются по телефону, отвечают на звонки, важно следить, как они это делают. В случае необходимости, нужно внести коррективы в их поведение.

Когда малыш звонит своему другу, в начале разговора он должен поприветствовать собеседника. Любая просьба, исходящая из уст вашего ребенка, должна сопровождаться вежливыми словами. Если на телефонный звонок ответил не друг, а кто-то из его семьи, очень важно не проигнорировать этот момент, а поздороваться и представиться. Важно соблюдать субординацию. Когда в трубке слышен голос взрослого человека, неуместно говорить: «Привет». В таких ситуациях говорят: «Здравствуйте». Разговор всегда заканчивается вежливым «До свидания».

Правила этикета в транспорте для детей

В общественном транспорте любой человек, невзирая на его возраст, должен придерживаться норм и правил поведения. Если ваш сын или дочь уже достаточно взрослые, объясните им, что когда входит в транспорт пожилой человек, ему необходимо уступить место. Это же касается и беременных женщин. Не стоит громко кричать в транспорте. Ребенок должен вести себя спокойно и не привлекать к себе лишнего внимания.

Правила этикета в обществе для детей

В любом общественном месте на вашего малыша будут смотреть оценивающе. Вам, как и любому родителю, хочется, чтобы ваш малыш вызывал восторг и умиление. Если вы гуляете на улице, тогда учите его уступать дорогу прохожим. Не говорите пустые слова, а показывайте все на личном примере. Не проходите мимо слепого дедушки. Подойдите к нему вместе с ребенком и переведите через проезжую часть.

Правила этикета в магазине для детей

Куда бы вы ни отправились со своим ребенком, в театр, на прогулку, в магазин, в кино, везде необходимо следить за его манерами и объяснять, как себя лучше вести. Если у вас запланирован поход в магазин, заранее постарайтесь поговорить с ребенком о ваших целях. Расскажите, зачем вы идете, какие покупки будете совершать, чтобы избежать ненужных истерик. Следите, чтобы в магазине возле касс он не толкался и не тащил с продукты с прилавков. Говорите, что ему можно делать, а что нет.

Книги о правилах этикета

Если малыш не любит читать книги, и вы не знаете с какого информационного источника лучше начать обучение, то просто начинайте играть. В такой форме любое занятие гарантировано пройдет успешно и быстро. Вам будет интересно с ребенком учить новые правила, а малышу будет любопытно за вами все повторять.

Домашний этикет

Дома ребенок тоже должен помнить о заботе и любви к своим близким и родным. Учите его уважать ваше пространство и заботиться о вас. Если мама или папа просят что-то выполнить, малыш должен помогать, а не спорить. Учите его взаимодействовать и выручать вас.

Правила этикета в гостях

Гостевой этикет, казалось бы, самый простой, но при этом его бывает сложно соблюдать маленьким деткам. Когда ребенок становится старше, ему легче объяснить, что такое хорошо и плохо, какие вещи допустимы, а какие нет. Но когда крошка совсем мал, тут родителям бывает сложно. Не стоит отчаиваться и огорчаться. Просто подождите немного, пока он повзрослеет и сможет выполнять все ваши просьбы.

Основные правила этикета для детей

Нельзя сказать, что есть какой-то сборник правил. Например, есть 10 правил и, соблюдая их, ребенок будет считаться воспитанным и культурным. Есть важные моменты и шаги, выполняя которые, малыш будет становиться приличным и хорошим человеком. Главное, чему должны научить родители своего ребенка — это уважать близких и окружающих людей. На уважении строится вся наука о культуре и воспитании.

ПРИВЕТСТВИЕ
Приветствие было первой формой культуры общения людей. Наверняка люди в глубокой древности, еще не умея говорить, что-то бурчали друг другу при встрече. Охотники на мамонтов здоровались, видимо, поднимая копья или каменные топоры. Ученики кланялись своим учителям. Такие приветствия (приветствия с помощью жестов) существовали еще с давних времен. Даже, когда люди научились говорить, они все равно пользовались жестами. Вот, что интересно: жесты при приветствиях у разных народов были разными, хотя и выражали одно и тоже. Давайте, посмотрим:

Тибетцы – сбрасывают правой рукой головной убор, левую руку забрасывают за ухо, и, наклонившись, показывают язык (в знак доброжелательности).
Японцы
– скрещивают руки на груди и склоняют голову.
Индусы
– кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам и к сердцу.
Кенийцы – в знак высокого уважения плюют на встречного или же сначала на свою руку, а потом позволяют до нее дотронуться.
Лапландцы, Калмыки, а также некоторые племена Н. Зеландии – трутся носом друг с другом;
Эскимосы – трутся носами и высовывают язык во все стороны в знак уважения.
Замбезийцы – хлопают в ладоши и делают реверанс.
Жители о. Тонго – останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.
Арабы, итальянцы, латиноамериканцы – при встрече дотрагиваются до рук, плеч, одежды (арабы иногда скрещивают руки на груди).
Туркмены – засовывают руки в рукава халата.
Американцы – с улыбкой похлопывают по плечу.
Европейцы – приподнимают шляпу и отдают поклон (иногда просто машут рукой или поднимают ее для приветствия).
Русские – обнимаются и целуются в обе щеки (иногда три раза).

ПОКЛОН
Особо следует сказать о поклоне. Он был древнейшей формой приветствия. Одни люди кланялись в пояс, другие падали на колени и даже ударялись лбом о землю, третьи подносили руку ко лбу.

Например, у русских людей – поклон – неизменная часть этикета. Склоняя голову в поклоне, человек как бы пытался сделать себя ниже и тем самым подчеркнуть своё уважение к другому человеку. Обычай этот был заимствован у греков. Но в отличие от других народов русские опускали вниз правую руку и низко кланялись. Когда же хотели поблагодарить великого князя за что-нибудь, то опускали голову почти до земли. Входя в чужой дом, русские люди, как правило, молились иконам и кланялись в пояс 3 раза (богу, хозяевам, всем добрым людям).

ОБЫЧАЙ «СНИМАТЬ ШЛЯПУ»
Обычай снимать шляпу пришел к нам из глубины веков. Еще древние люди, снимая шлем – череп, выражали тем самым знак примирения. Рабы снимали шляпу перед хозяевами, чтобы показать свою бритую голову и продемонстрировать знак рабства. А еще считалось, что чем выше занимали люди положение в обществе, тем выше они должны были носить головной убор. Полагают также, что обычай снимать головной убор пошел от рыцарских турниров. Если поединок затягивался или клонился к ничейному результату, один из рыцарей поднимал забрало в знак миролюбия. Так он давал понять, что готов вести мирные переговоры.

Итак, мужчины снимали головные уборы, делая себя как бы «ниже» того человека, кому он был адресован этот жест, в знак покорности и примирения, готовности к переговорам, открытости и доверия, и наконец, почтения и уважения (в том числе и к умершим). Также мужчины снимали головные уборы, приходя в церковь.

РУКОПОЖАТИЕ
Смысл протягивания правой руки для рукопожатия очень символичен. Он пришел к нм скорее из рыцарских времен, и означал… отсутствие в руке оружия. Кстати, обычай снимать перчатки тоже древний. Не так-то легко было в железной рыцарской перчатке пожать протянутую тебе руку. Обычай этот сохранился и до сих пор и выражает дружеское расположение. Раньше руку можно было пожать только знакомым, ибо прикосновением (как полагали) могла быть передана болезнь или наведена порча. А уж если здоровались с незнакомыми, то непременно в рукавицах или перчатках. Но вскоре этикет изменился: пожимать руку предписывалось (особенно мужчинам) непременно голой рукой – как выражение полного доверия.

СЛОВЕСНЫЕ ПРИВЕТСТВИЯ
Очень любопытно узнать, какими словами приветствуют друг друга разные народы. Например, персы: «Будь весел!», древние греки: «Радуйся!», арабы: «Мир с тобой!», древние египтяне: «Хорошо ли вы потеете?», евреи: «Мир вам!», зулусы: «Я тебя вижу!», индейцы (навахо): «Все хорошо!», китайцы: «Ел ли ты сегодня?», монголы: «Здоров ли твой скот?».

А у русских людей в древности приветствия были на все случаи жизни. Здороваясь, говорили:

  • Заканчивающим жатву – С двумя полями сжатыми, с третьим – засеянным.
  • Молотильщикам – По сто на день, по тысяче на неделе.
  • Девушке, черпающей воду – Свеженько тебе.
  • Женщине, доящей корову – Море под коровой.
  • Едящим и пьющим – Чай да сахар.

Вежливый человек на Руси должен был не просто ответить на приветствие, но и использовать для каждого случая этикетную формулу.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – означает пожелание добра, здоровья. Слово это представляло собой когда-то не простую форму вежливости, а настоящее магическое заклинание. Причем произносивший верил, что его пожелание обязательно сбудется.

Такие же ласковые слова приветствия – «ДОБРОЕ УТРО», «ДОБРЫЙ ДЕНЬ», «ДОБРЫЙ ВЕЧЕР». В них – пожелания добра и благополучия.

Есть чудесное слово «СПАСИБО», которым люди благодарят (от старославянского «благо дарят») друг друга за что-либо. Многие знают, что слово это имеет и религиозный смысл, так как произошло от двух слов «спаси бог» (т.е. «пусть спасет тебя Бог»). Это и благодарность, и уважение, и пожелание добра, чтобы у собеседника все было хорошо.

Для обращения, просьбы или согласия вежливые люди часто пользуются словом «ПОЖАЛУЙСТА». Оно состоит из двух слов: пожалуй и ста. Любопытно, что у наших древних предков слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». А вот слово «ста» когда-то было формой обращения, обычно в качестве приставки к имени. Например: «Андрей – ста, пожалуй ко мне завтра на именины».

Уходя, люди говорили друг другу – «ПРОЩАЙ», т.е. этим как бы просили снять с них вину.

В настоящее время, уходя, мы чаще говорим друг другу: «ДО СВИДАНИЯ!». Это означает, что мы снова скоро увидимся, до следующей встречи.

Любопытно, не правда ли?

Полный курс по правилам этикета для самых маленьких содержится в пособии «ТРОПИНКА ВЕЖЛИВОСТИ».