Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  На что похожа буква l. Тема: «Звук Л — Л’

На что похожа буква l. Тема: «Звук Л — Л’

К нам в гости буква Л пришла,
Её Лариса нам нашла,
Подарила Лене, Алле,
А вы её узнали?

Стихи про букву Л

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Стихи про букву Л

Любит лосиха лосёнка,
Любит лисица лисёнка.
Мамочка львица
Львёнком гордится.
А для лягушки
Её лягушонок
Лучший из лучших…
Подумаешь, львёнок!

Стихи про букву Л

Лейка, Лейка, поЛивай,
Лук и репка — прорастай!
Лето жаркое настаЛо,
Луж на уЛице не стаЛо!

Стихи про букву Л

Листик в Лодочку ВЛетеЛ
Не зимой, а Летом.
Нам поможет буква Л
Рассказать об этом.

Стихи про букву Л

На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ,
Приземляться не хотеЛ.

Стихотворения про Л

Лев могуч, красив и гЛадок,
Любит он во всём порядок.
Лишь причёска подкачаЛа –
Льву одной расчёски маЛо.

Стихи про букву Л

Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.

Загадки про букву Л

ПЛАВАТЬ ЛЮБИТ по ВОЛНАМ
Эта буква тут и там.
И на ЛЕСТНИЦУ похожа,
И на крышу дома тоже.
В наконечниках у СТРЕЛ
Есть такая буква - …

Загадки про букву Л

Лев — он лев, он царь зверей,
Потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой … [Л]

Раниса Фазлутдинова
Тема: «Звук Л - Л’. Буква Л». «На лесной полянке»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Сравнение, различение и правильное произношение звуков Л - Л" в речи .

2. Звуковой анализ и синтез слов с опорой на звуко-слоговую схему .

3. Продолжать учить самостоятельно составлять предложения с заданным словом,

используя изученные предлоги.

4. Знакомство с буквой Л .

5. Развитие логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

Материал :

Предметные картинки на звуки Л - Л" ;

Символы звуков ;

Схемы для звукового анализа слов ;

Карточки для определения наличия и позиции звука в слове ;

Игровизоры, фломастеры, ручки, тетради;

Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Пирамида любви» .

Цель : воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности.

Логопед говорит : «Каждый из нас что-то и кого-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (следуют рассказы детей) . А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно?

Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, а всё потому, что мы умеем любить сами и любимы».

1. Сравнение, различение звуков Л - Л" .

На лесной полянке жила маленькая белочка. Мама бельчиха попросила её собрать к обеду вкусные орешки. Но орешки не простые, сказала мама, а

с интересными звуками . А какие это звуки , ты догадайся сама.

На лужок пришли лисята,

Лягушата и волчата.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок.

Чем похожи звуки ? (Они согласные, язычок создаёт преграду воздуху, звонкие т. к. горлышко работает)

Чем они отличаются? (Звук Л – согл , твёрдый, звонкий)

Каким цветом мы его обозначим? (синий кружок с колокольчиком)

Звук Л" – согл , мягкий, звонкий (зелёный кружок с колокольчиком)

Чем ещё эти звуки отличаются друг от друга? (При произнесении звука

Л - язычок находится близко у верхних зубов, звук Л" – далеко )

Игра «Близко – далеко»

На что похож звук Л ? (гул большого самолёта) ЛЛЛЛ…

На что похож звук Л" ? (маленький самолётик) . ЛЬЛЬЛЬ…

Игра «Большой – маленький» Большой самолёт приближается : ллллЛЛЛЛ., самолёт удаляется :ЛЛЛЛлллл…

Маленький самолётик приближается : льльльльЛЬЛЬЛЬЛЬ, удаляетсяЛЬЛЬльль.

2. Упражнение «Цветочек»

Белочка хочет поиграть с вами. У неё в корзинке лежит цветочек с разными словами. Она предлагает определить, какой звук слышится в слове . Если вы услышите в слове твёрдый звук Л – покажите синий цветок, если мягкий звук ЛЬ – зелёный .

ёлка, лес, липа, пчела, волк, мотылёк, улитка, галка, лиса, шмель

3. Работа в альбоме.

Соедините слова с твёрдым Л синим фломастером, с мягким Л" зелёным.

Какие слова вы соединили синим фломастером, а какие зелёным? Почему?

улитка, ёлка, лес, лось, мотыль, дятел, волк, ласточка, галка, лиса.

4. Упражнение «Скажи наоборот»

ла – ля, ло – лё, лу -, лы -, ал – аль, ол – оль, ул – уль, оль-ол, уль-ул 5. Упражнение «Превращалки»

лук – люк угол – уголь пыл -, дал -, мел -, ел -, полка -,

галка -, лысый -, был -, мол - …

6. Дифференциация звуков в словах .

Теперь мне понятно, какие орешки мне собрать надо, сказала белочка и побежала в лес.

Долго по лесу белка скакала

Вкусных орешков к обеду искала.

Только орешков брала не все,

А те, в которых слышатся звуки Л и ЛЬ .

Как вы думаете, ребята, какие орешки попали в корзинку?

Мама бельчиха орешки разделила : со звуком Л – супчик сварила ,

со звуком ЛЬ – для друзей отложила.

Как вы думаете, какие орешки она в суп сложила?

Какие орешки для друзей убрала?

7. Игра «Бабочка» (определение позиции звука в слове )

А тут белочка увидела свою подругу бабочку. И бабочка пригласила поиграть в интересные игры :

«Что изменилось?» , «Короткие, длинные слова» , «Куда спрятался звук

8. Физминутка. Шмель

Шмель тяжёлый, полосатый

Целый день летал по лесу.

Он не просто так летал

Он кругом цветы искал.

Он садился только на те цветы, в которых слышатся звуки Л , ЛЬ.

(василёк, ромашка, колокольчик, лютик, ландыш, клевер, купальницы)

На какие цветы садились шмели?

9. Звуковой анализ : липа, дупло. (работа со схемой)

10. Составление предложений со словом «белка» . Анализ предложения (работа в тетрадях)

11. Знакомство с буквой Л .

- Буква Л обозначает два звука Л - Л" . Захотела белочка увидеть эти звуки побежала и увидела букву на цветке .

* На что похожа буква Л ? Из каких элементов состоит буква ? (из двух палочек наклонных) Чем отличается звук от буквы ? (звуки мы слышим и произносим, а букву – видим , пишем и читаем)

* изобразите букву с помощью ниток на бархатной бумаге.

(какие красивые буквы получились , давайте проведём пальчиком снизу вверх, сверху вниз)

* Составьте слово из первых звуков таких слов :

* На каждом цветочке найдите лишнюю букву и прочтите слово .

* Составьте буквы от самой высокой к самой низкой – прочтите слово.

* Расположите буквы от самой толстой к самой тонкой – прочитайте слово.

* В одинаковых фигурах соберите буквы , расставьте их правильно и прочитайте слово.

12. Скороговорка «Дятел» .

Дятел ель долбил – долбил.

Ствол у ели толстый был.

Дятел выдолбил дупло.

Дятлу в том дупле тепло.

13. Предлоги В, ПОД. (сюжетная картина «Кто как от дождя спасается» )

Вдруг над лесом нависла чёрная туча и закапал дождик. Вот капелька упала на носик белочке, на хвостик и решила она укрыться под большую ветку.

Думает белка, куда же спрятались от дождя другие зверюшки.

Расскажите, ребята, кто как от дождя спрятался? Где укрылся зайчик?

*Заяц укрылся под кустом.

*Дятел спрятался в дупло.

Где нашла укрытие лиса?

* Лиса спряталась в своей норе.

Где же спрятался хозяин леса?

*Медведь забрался в берлогу.

Где прячутся от дождя лягушки?

* Они не прячутся, потому что не боятся дождя.

Перестал дождь и тут белочку позвала мама к обеду.

Из каких орешков мама сварила суп? (Из орешков в которых слышится зв. Л)

Какие орешки она насушила на зиму? (со звуком ЛЬ )

Чем отличается звук Л от ЛЬ ?

Назовите слова с этими звуками .

А вот эти сладкие орешки белочка приготовила для ребят.

14. Итог занятия.


Буква Л - 13 буква русского алфавита. Буква Л обозначает согласный звонкий звук: твёрдый [Л] и мягкий [Л"].

Слова, начинающиеся на букву Л : лес, лето, лекарство, ласточка, липа, лоб, луч, люк, лёд, лифт, лягушка, лыжи, лампа, ландыш, ласты, лодка, лилия, лев, лагерь, ладошка, Латвия, лгун, лаванда, левша, лёгкий, лекция, лекарство, лепить, лётчик, липкий, лечить, лоджия, лосьон, лысина,

Буква Л в середине слова : слон, улица, улыбка, апельсин, белка, блины, дело, ёлка, дупло, капли, пчела, улитка, Юля, хлеб, Алиса, блузка, весло, вилка, волосы, глина, голос, клоун, малыш, пугало, фильм, дельфин, железо,

Буква Л в конце слов : стол, стул, ель, мел, пыль, овал, рояль, угол, узел, ангел, бокал, вокзал, бал, дятел, котёл, пенал, сокол, чехол, факел, шакал, футбол, минерал, Стамбул, мотоцикл,

Несколько букв Л в слове : колокольчик, лилия,


Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.

Стихотворения ( , )

Мы с мамой учим буковки.
На "Л" есть слово "луковка".
Кусачая, плаксивая,
Почти как "А" красивая...
/Н.Рыбакова/

Лисёнок по лесу гуляет,
Лисёнок буквы повторяет,
Раз, два, три, четыре, пять,
Как бы букву Л не потерять.

Прислонились к ели ель -
Получилась буква "Эль".

Мы летели высоко,
Мы летели низко.
Мы летели далеко,
Мы летели близко.

Мы косили, мы устали,
Под кустом легли, поспали.
Сели, посидели
И снова полетели.

Лебеди летели
И на воду сели
Воду лили, лили, лили,
Поливали, полиали,
Ляленьку купали.

Первой букву Л напишем.
Две доски покрыты крышей.
Пояс букве Л наденем -
Л на букву А изменим.
Снова букву Л напишем.
Подчеркнём чертой пониже,
Ножки ставим по бокам -
Буква Д выходит к нам.
Если ты две буквы Л
Рядом написать сумел,
То они на радость всем
Превратятся в букву М.

Скороговорки ( , )
На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьес
У неё большая дача.

Сел и всё съел.

Палку толкал лапой Полкан.

Мама Милу мыла с мылом.

Маланья-болтунья молоко болтала,
Мила мыло не любила.
Болтала, да не выболтала!

Загадки ( , )

У лягушки Лушки -
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлёп! Квак-шлёп!
М в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль её не съел,
Лушка стала буквой...

Стёр с бумаги ластик наш
Всё, что сделал карандаш,
А чернила не сумел -
Превратился в букву...

На лугу под лопухом
У лягушки летний дом.
А в болоте лягушачьем
У неё большая дача.

Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

Малосольный огурец
Сын солил, а съел отец.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Мыло Мила уронила.

Чистоговорки ()

АЛ-АЛ-АЛ - у нас будет бал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зале надо вымыть пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ - в зал поставили мы стол.
УЛ-УЛ-УЛ - у стола поставим стул.
АЛ-АЛ-АЛ - вот заходят гости в зал.
АЛ-АЛ-АЛ - Леонид разбил бокал.
ЛУ-ЛУ-ЛУ - лежат осколки на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - надо подмести полы.
АЛ-АЛ-АЛ - ах, какой весёлый бал!


Изображение буквы Л и картинки на букву Л ()










Логопедия. Дефектология.

Как-то нечаянно я заметила, что мой сынишка, которому 4г 9м, не может выговорить твёрдую букву Л (до этого была обратная проблема - согласные звуки он слишком твёрдо выговаривал и в них не было мягкости). Т.к. логопед (а) долго надо ждать своей очереди (мы уже ждём 2 месяца) и (б) дорого сторит, я решила поискать информацию как же самой исправить этот дефект речи.

Вот рекомендации, которые я нашла (источник №1 и №2 , внизу добавила из источника №3):
1) прикусить кончик распластанного языка и, растягивая губы в очень широкой улыбке, произносить в таком положении губ, зубов и языка звук "ы-ы-ы";
2) улыбаться, при этом открыть рот (между верхними и нижними зубами должна быть щель около 2 см), и спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук "ы-ы-ы";
--> Когда будет чистый звук "Л", переходить к произнесению звука в слогах "АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ", "ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ", затем "АЛА, ОЛО, УЛУ, ЫЛЫ, АЛО, УЛА...", потом к словам, фразам, скороговоркам.
3) широко открыть рот, язык положить на нижнюю губу, и, открывая и закрывая рот, произносить звуки "ла", "ло", "лу", "лы", при этом подбородок удерживать рукой, чтобы он не двигался;
4) Упражнение "Чистим зубы": Широким языком двигать по верхним и нижним губам, как будто чистим зубы, с внутренней и внешней стороны;
5) "Вкусное варенье": Широким языком слизывать с верхней и нижней губы;
6) Высунуть язык и попытаться дотянутьсяим до кончика носа;
7) "Маляр": Кончиком языка водить по верхнему нёбу, как будто вы его красите
--> После 1-2 недель упражнений надо выучить стихотворение. Очень важно чётко и громко произносить все звуки.
"В гости к нам зима пришла,
Стали белыми дома.
Снег летает там и тут.
Малыши гулять идут.
Во дворе белым бело.
Много снега намело.
Слышны крики детворы,
Санки катятся с горы"
8) кончик языка надо "вжать (вдавить)" в передние верхние два зуба и пробовать произносить "Л";
9) Прижмите кончик языка к верхним резцам. Язык должен ощутимо упереться в зубы. С усилием оттолкнитесь языком от зубов, произнося при этом «лак», «лужа», «лебедь», «люстра», «ложка», «лыжи». Обратите внимание, что в зависимости от гласного звука после «л», положение языка слегка меняется. При произношении слова «люстра» язык упирается уже не в зубы, а в верхнее небо. А во время произношения слова «лыжи» — в самый краешек верхних резцов. Но принцип произношения звука «л» одинаков — язык с усилием отталкивается от препятствия.
10) Если у вас сразу не получается сказать отчетливое «л», значит нужно заставить работать ваш язык. Для этого выполняйте следующее упражнение:
— при произнесении звука «л» в вышеперечисленных словах зажимайте язык кончиками верхних и нижних резцов, как будто прикусывая его. Таким образом вы зафиксируете язык и приучите его к правильному положению
11) Повторяйте медленно и отчетливо следующие скороговорки:
— «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»;
— «Тридцать три корабля лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вылавировали»;
— «Полосатые матрасы полоскала дочка Власа, полоскала-полоскала, полосатой речка стала»

Дописано позже:
1) Надо объяснить характерную особенность артикуляции звука Л и подкрепить зрительно: "Когда мы правильно говорим звук Л, кончик языка поднимается к верхним передним зубам, прижимается к передним зубам, толкает зубки, губы улыбаются и видны все зубки".



2) Закрепляем в упражнении "Силач": кончик языка поднимаем к верхним зубам, упираемся в верхние зубы и с силой толкаем со звуком [л-л-л].
3) Упражнение "Звук Л путешествует по дорожкам": сколько пальчик бежит по дорожке, столько мы поём "Л-л-л" (можно придумать, что бежим по дорожке в магазин за Л..опатой, Л..ошадкой....)

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "В" - читайте .

Хитрости, если вместо "Л" ребёнок выговаривает звук "ЛЬ":
1) Просим ребёнка повторять речевой материал с сильно высунутым языком, зубы соприкасаются почти со спинкой языка. В то же время ведётся фонематическая работа. Далее кончик языка постепенно заводится за верхние зубы.
2) Прикусывать острый кончик языка на звук "Л" в автоматизируемом матермале.

Постановка и закрепление звука Л из книги Е.М.Косиновой .

Артикуляционная гимнастика - читать и смотреть !

Сказка про букву Л ()


Буква Л расстраивалась, что она не самая лучшая, не самая главная.
- Вот на букву М на чинаются слова "мама", "мир", "море".
- На букву С - "солнце", "свет", "счастье".
- На букву У - "ум", "удача", "успех".

Буквы М, С, У её успокаивали.
- На твою букву тоже начинаются хорошие слова: лбди, лес, литература, луч (солнечный и тёплый).
Повеселела буква Л.
-И вправду, много хороших слов начинается на мою букву: лето, ласточка, лошадка, луна.
-А ещё есть хорошее, доброе слово "ласка". Ласка - это проявление нежности, хорошего расположения, доброты.
А другие буквы Алфавита сказали букве Л:
- Буква Л! Мы тебя любим! Ведь одно из самых главных слов - "любовь" начинается именно на букву Л.

Сказка про букву Л ()

— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.

Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».

— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.

«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.

Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.

На этаже, чуть ниже буквы «К», жила-была буква «Л». Это была самая добрая и весёлая, самая ласковая буква Алфавита. Всегда-всегда она была в хорошем настроении, никто никогда не видел, чтобы она плакала, или расстраивалась, нет! Наоборот, она всегда ходила и напевала какую-нибудь мелодию, вот так:

– Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

И всем, кто с ней встречался, становилось легко и весело тоже. Ведь с буквы «Л» начинается слово «любовь»! И буква «Л» всех любила, и другие буквы отвечали ей взаимностью!

Однажды к ней пришла опечаленная буква «О». Она очень обиделась из-за чего-то и плакала, и вздыхала:

– Ох, ох, ох, мне плохо, обидно, ох!

– Не плачь, буква «О», я тебя сейчас обласкаю и напою «любовью»!

У буквы «Л» стоял в шкафу на кухне горшочек с жидкостью, на котором было написано: «любовь». Об этом все знали, и если кому-то было плохо, шли к букве «Л» за помощью. Она поила больных этим напитком, «любовью», ведь это самое лучшее лекарство, верно? И все сразу же выздоравливали.

И буква «Л», как обычно, открыла свой шкаф, чтобы достать этот горшочек, но увы, в шкафу было пусто! Горшочка с любовью там не было!

– Ах, что же мне делать? – воскликнула буква «Л». – Как же я смогу помочь букве «О»?

Она побежала к букве «А», которая была самой главной и самой умной в Алфавите и всё знала. Рассказала она букве «А» о том, что произошло, а та сразу же созвала все буквы на совещание и спросила:

– Где найти горшочек с любовью?

Думали буквы, думали, но ничего не могли придумать. Тогда вдруг буква «Я» сказала:

– А может быть нам спросить у Земли?

– У Земли? – удивились все.

– Ну да, у Земли. Она же ведь полна любовью, она всех любит! Вон, какие на ней красивые цветочки, деревья растут, и всех она любит, кормит, и птичек, и рыбок, и зверей, и нас, и ребяток тоже.

– Ну, хорошо, – сказала буква «А», – тогда вы, буква «Л» и буква «Я», идите и спрашивайте, а я пойду по делам, у меня очень много дел!

И она распустила совет и ушла по делам.

А буква «Л» и буква «Я» спустились на самый первый, самый нижний этаж, где жила буква «Я», вышли в сад, который она выращивала. Сели они на травку-муравку под яблоню в саду и давай Землю-матушку спрашивать:

– Земля! Земля! Послушай нас, пожалуйста! Ответь ты нам на вопрос: «Где находится горшочек с любовью, куда он пропал у буквы «Л»?

– Ах, глупенькие вы мои буковки! Ищите горшочек с любовью, а любви то в том горшочке и не было вовсе!

– Как это не было? – удивились наши буквы.

– А так! Эта любовь всё время находилась в сердце у буквы «Л»! Просто оно у неё большое-большое и доброе! И там много любви! И когда она давала другим буквам жидкость из горшочка, то она, жидкость, пропитывалась её любовью и вылечивала другие буквы! И у них тоже, у всех-всех в сердце есть любовь.

Просто те, кому плохо, о ней забыли. Им надо помочь её снова найти.

– Так что же мне сейчас делать с буквой «О», которая там сидит и плачет? – спросила буква «Л»?

– А ты возьми моих листиков от малины, смородины, вишни, ромашки цветы ты сорви, и всё это в чай завари! И буковку «О» напои! Только делай всё с любовью, как и раньше. Помни, она в тебе, а не в том горшочке!

– Спасибо! Спасибо! – весело закричали буквы, нарвали листиков и побежали наверх, в квартиру буквы «Л», где сидела и плакала обиженная буква «О».

И буква «Л» заварила ароматный чай с любовью и с любовью его дала букве «О». И пожелала ей от всего сердца поскорее выздороветь и не плакать никогда!

И буква «О» выпила этот чудесный чай, который весь пропитался любовью – самым хорошим лекарством, и ей сразу стало лучше. Она послушала себя: «О! Мне уже стало хорошо! Внутри меня бьётся сердце, и оно наполнилось любовью!»

Послушай, есть в твоём сердце любовь? Тук-тук, тук-тук… Чувствуешь, как оно бьётся, как тепло в груди? Значит есть там любовь!