Меню
Бесплатно
Главная  /  Дом и уют  /  Полная не самостоятельность ребенка. Вырос абсолютно несамостоятельный ребенок

Полная не самостоятельность ребенка. Вырос абсолютно несамостоятельный ребенок

То, что дети должны, взрослея, становиться самостоятельными, в общем-то, понимают все родители. Так откуда же появляются «безрукие», ленивые и неумелые мужчины и женщины, которых в нашем мире полным-полно?

Какие ошибки воспитания приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельность – расскажет сайт сайт.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!

В общем, главная проблема современных детей – обычная бытовая несамостоятельность. Ребенок не стремится научиться обеспечивать себя элементарными бытовыми удобствами, потому что многие современные взрослые из лучших побуждений считают, что его еще рано научить варить картошку/мыть пол/штопать носки и т.д. Потому что он же порежется/обожжется/сожжет кастрюлю/не вымоет дочиста, да и вообще – он еще маленький, пусть у него будет детство…

Рецепт от сайта «Красивая и Успешная», как с раннего возраста научить ребенка самостоятельности в быту: будьте помощником для малыша, но не его слугой!

Конечно, все дети развиваются в индивидуальном темпе, но когда вы видите, что ваше чадо уже достаточно ловко владеет своими пальчиками, то начинайте предлагать ему вместо игр развивающие самостоятельность задания. Например, дошкольнику можно поручить почистить мягкие фрукты на варенье, или выдать ему небольшую швабру и ведерко, чтобы он самостоятельно помыл пол в своей комнате и т.д. Да, возможно он будет это делать поначалу плохо, но потом – лучше и лучше!

Главное, малыш должен понимать, что прислуги у него нет — взрослые ему помогут, если он объективно не справился, они могут его научить новым навыкам, но не сделают вместо него то, на что он способен.

Чтобы ребенок не думал, что его нарочно нагружают заданиями, можете просто сказать ему, что вы устали и не хотите убираться вместо него. Не собирайте ему ранец в школу, не гладьте рубашку на завтра (если он умеет гладить), не готовьте каждый раз еду, если знаете, что вашему чаду по силам соорудить себе что-то съестное из имеющихся продуктов. Этим вы не лишаете ребенка детства и не перегружаете его – с наличием современных гаджетов все действия по бытовому самообслуживанию упрощены до минимума и занимают совсем мало времени, да и физически ничего трудного школьнику делать не придется.

Да, конечно, не всегда ваше чадо будет самостоятельно вспоминать обо всех своих домашних делах и делать их вовремя и хорошо. Но это тоже важный воспитательный момент: самостоятельному человеку должна быть присуща не только исполнительность, но и личная инициатива!

Чтобы какие-то полезные действия ребенок делал не по указке, а по собственной инициативе, он должен прочувствовать, что бывает, если этого не делать. Не собрал ранец вечером – пришлось делать это утром, опоздал в школу и забыл две тетради. Не закинул в стиралку джинсы – пошел в грязных.

И да – родители, не бойтесь, что чадо слишком поверхностно отнесется к последствиям своего выбора в пользу лени! Иногда, конечно же, подростку будет лень варить себе кашу и нарезать салат на ужин, и он будет обходиться чаем с бутером, иногда он будет ходить в мятой одежде, и бардак в его комнате будет убираться не так часто, как этого хотелось бы вам.

Но главное – чтобы он это все умел сделать тогда, когда захочет сам.

Поверьте, он уберется, если к нему в гости согласится прийти симпатичная одноклассница, сделает ужин, если действительно задолбается перекусывать чаем и хлебом, и постирает штаны, когда заметит, что среди модно одетых приятелей он один выглядит по-бомжацки. Дети и подростки – не такие уж принципиальные пофигисты: они прекрасно отличают хороший результат от плохого, далеко не всегда сознательно стремятся сделать плохо, и у них так же, как и у нас, взрослых, должно быть право на лень!

Развития самостоятельности из-под палки не бывает – это вообще противоречащие друг другу понятия.

Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?

Еще одна очень типичная в нашем обществе причина, почему из детишек вырастают мужики-«маменькины сынки» и женщины-«принцессы-белоручки» — это педалируемое с раннего детства гендерное воспитание. Разделение необходимых умений и навыков на мужские и женские, наглядная демонстрация того, что «не свои» дела делать необязательно – обыденная реальность во многих постсовковых семьях.

Мальчику намекают, что ему не стоит особо рьяно учиться готовить, штопать, стирать и гладить – это ж не мужские занятия. Теория подкрепляется наглядным примером папы и дедушки, которые действительно ждут от женщин домашние ужины, наглаженные шмотки и сверкающую чистоту в квартире, сами не прилагая никаких усилий к этому. В такой обстановке, если мальчику и покажут пару раз, как ликвидировать дырку на носке, застирать пятно или пожарить картошки, он вряд ли станет это делать по собственной инициативе – папа-то сам свои носки не штопает и ужины на всю семью не готовит.

Так вырастает еще один «безрукий», который потом начинает требовать от девушек и жен всего того, что в родительской семье делали мама и бабушка.

Девочек иногда воспитывают как принцесс. Им с детства внушают мысль, что много работать и полностью самостоятельно обеспечивать себя (и в бытовом, и в финансовом плане) – это удел неудачниц, которым не достался «настоящий мужчина». Может ли вырасти самостоятельной девочка, которая все детство видит и слышит, что «папа работает, а мама красивая»?

Что в доме почти все делается руками «настоящего мужчины» (или оплаченной им домработницы), а маме повезло – она может делать что-то только в моменты особого вдохновения, а не в обязательном порядке? В таких семьях зачастую вырастают те самые блондинки из анекдотов – бесхозяйственные, неосведомленные в простых житейских вопросах.

Что делать? Не надо воспитывать «настоящую женщину» или «настоящего мужчину» — воспитывайте хорошего, ответственного, инициативного и разносторонне умелого человека . Чем универсальнее и разнообразнее будет набор знаний и умений, полученных человеком в детстве, тем легче ему будет во взрослой жизни. А гендерная идентичность от этого никак не изменится!

Как развивать самостоятельность у школьников?

Школа и жизнь школьника вне дома – это сфера, в которой самостоятельность развивается лучше всего. Гораздо самостоятельнее те дети, которые проводят много времени вне круга семьи – расширение круга социальных контактов ребенка обычно напрямую влияет на его умение действовать самостоятельно в разных ситуациях. Даже самый несамостоятельный ребенок быстро понимает, что внешний мир очень редко приносит желаемое «на блюдечке с голубой каемочкой», что для того, чтобы чувствовать себя комфортно, имеет смысл научиться обеспечивать себе этот комфорт самому.

Например, многие дети в детсаду быстро выучиваются одеваться, обуваться, аккуратно и самостоятельно кушать и т.д. Школьник с разносторонними интересами, посещающий кружки или просто много времени проводящий с друзьями, учится сам правильно распоряжаться своим временем и распределять свои дела, нести ответственность за свои поступки и обещания, и т.д.

Несамостоятельному подростку может быть полезно найти какую-нибудь и почувствовать, что ответственность – это не просто требование родителей и учителей, а реально нужное в жизни качество.

Если ваш школьник совсем несамостоятельный, рискните отправить его в летний лагерь (может даже палаточный, типа скаутского, где делается акцент на навыки выживания в диких условиях). Предложите ему заняться каким-нибудь командным видом (футбол, волейбол и т.п.) – игра в команде очень повышает самостоятельность!

В плане развития самостоятельности и инициативности общество сверстников может дать ребенку намного больше, чем времяпровождение со взрослыми!

Еще с раннего детства ребенок учится принимать решения. Например, когда слушает сказку или смотрит на поступки своих родителей. Однако в сказках все довольно просто. В них изначально есть какой-то вспомогательный предмет (яблочко, клубочек, платочек), который и указывает правильное решение, то есть особо не стоит задумываться. А вот в жизни все намного сложнее. Что же такое самостоятельность ребенка ?

Неотъемлемой частью взросления ребенка как личности является его умение принимать решения. Необходимо с детства учить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь чем раньше вы воспитаете в ребенке это качество, тем больших успехов можно будет достичь.

Самостоятельность ребенка – это:

— умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;

— умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;

— умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;

— умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;

— умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.

Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:

1. Для раннего возраста:

а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).

б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.

в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.

2. Для дошкольного возраста:

а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.

б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).

в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием.

г) Воспитывать — находить для себя занятия, если взрослые заняты.

3. Для подросткового возраста:

а) Родителям необходимо научиться «отпускать» своего ребенка. То есть не руководить его жизнью, а только направлять в «правильное» русло.

б) Проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения.

в) Дать ребенку почувствовать и понять ваше доверие к его поступкам.

Главное понять, что вы не сможете научить ваше чадо принимать сразу правильные решения. На это потребуется не одна и не две недели. Основную роль в умении принимать правильные решения играет совершение ошибок. Ведь даже многие взрослые в основном учатся на своих ошибках. Поэтому необходимо и ребенку дать такую возможность.

Прежде всего, необходимо создать для ребенка такие условия, в которых он сам будет принимать решения, и учиться на своих ошибках. Тогда ваш ребенок вырастет самостоятельным и решительным.

Самостоятельность - это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество?

В первую очередь следует уточнить, что, собственно, подразумевается под словом «самостоятельность». Это, если верить толковому словарю Ушакова, предполагает следующее: «существование отдельно от других, независимо». Кроме того, самостоятельность означает решительность, способность на независимые действия, инициативность и отсутствие страха перед ошибками, свободу от влияния окружающих и помощи посторонних.

Очень часто родители неверно истолковывают понятие «самостоятельность». По их мнению, ребенок будет самостоятельным, если будет беспрекословно делать то, что ему скажут взрослые. Но в действительности это, скорее, умение следовать инструкциям и указаниям, то есть повиновение. А самостоятельность ребенка - это в первую очередь его "отдельность" и автономность.

Ребенку очень рано становится интересно выполнять определенные действия. В семь месяцев он радуется, когда у него получается достать самостоятельно игрушку. В год он доволен, если ему дают возможность самому садиться, а после начинает кушать без помощи взрослых. То есть самостоятельность начинает проявляться рано, но при этом это качество требует развития и закрепления.

Приемы для развития самостоятельности у ребенка

Чтобы в будущем ваш малыш старался все, что может, делать сам и получать от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания. Во-первых, очень важно поощрять в ребенке самостоятельность. Маленький ребенок захочет сам выполнить какое-либо действие только в том случае, если его усилия дадут положительный результат. К тому же для него очень важно, как к этому отнесутся окружающие взрослые. Ребенок хочет получать от старших похвалу и одобрение. Именно по этой причине родители должны стараться поощрять самостоятельность в своем ребенке.

Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный, и нужно набраться терпения. Не спешите помогать своему малышу, наберитесь терпения. Постарайтесь, чтобы он сам справился со сложной ситуацией, а затем похвалите его. Помогайте только в том случае, если ребенок точно не сможет сделать это сам, но при этом не делайте вместо него, а действуйте вместе с ним.

Формирование самостоятельности у детей

Пассивность и безынициативность - это главная и детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность школьников формируется еще тогда, когда ребенку не исполнилось семи лет. Но родители часто не придают этому значения, надеясь, что ребенок просто подрастет. До этого же они все делают за него, не дожидаясь, пока он проявит инициативу. Но на самом деле школьный возраст сам по себе не станет тем волшебным периодом, когда ребенок вдруг начнет проявлять такие качества, как ответственность и самостоятельность. Это неправильно, с зависимостью ребенка от взрослого нужно начинать бороться еще в раннем возрасте, когда малыш начнет сам ходить, кушать и так далее.

Постепенно ребенок должен самостоятельно выполнять то, что ему под силу. А родители не должны слишком вмешиваться в его деятельность, но обязаны учить свое чадо связывать его действия с полученным результатом, то есть ответственности.

Как приучить ребенка к порядку

Родителей очень часто огорчает тот факт, что их уже подросший ребенок совершенно не хочет поддерживать порядок и заботиться о вопросах самообслуживания. Постель он заправляет только после напоминаний, вещи разбросаны по комнате, а посуда после еды не убирается. Как не допустить развития такой ситуации? По мнению большинства взрослых, единственной является раскладывание игрушек по местам. Но опытные педагоги уверяют, что приучать ребенка к порядку лучше в возрасте до пяти лет. Позже это будет сделать гораздо сложнее. Малыш в состоянии принести себе чашку, поставить тарелку в мойку и выполнять еще много разных простых поручений уже в полтора года, если вы, конечно, предоставите ему такую возможность. Если же вы все делаете за него, то как же он научится самостоятельности?

Самостоятельность подростков

Вопрос о том, как приучить подростка к самостоятельности, очень важен для родителей. Этот период является кризисным, так как он связан с осознанием ребенка себя как личности со своими особенностями и характером. Для него огромное значение имеет оценка сверстников, через которую преломляется само восприятие подростка. В этот период он, как и двух-трехлетний малыш, старается проверить правила на прочность, для того чтобы сформировать свой морально-этический кодекс. Тем не менее, это лишь продолжение формирования мышления автономного человека, отдельного от взрослых, а не начало развития самостоятельности.

Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что- либо сделать или решить без помощи взрослых.

Для чего нужно развивать в ребенке самостоятельность

Это очень важный процесс взросления человека. При этом цель развития самостоятельности заключается не только в том, чтоб научить ребенка самому себя обслуживать и убирать за собой. Важно уделять внимание и развитию таких сопутствующих самостоятельности качеств, как формирование собственного мнения, уверенности в собственных силах. Ребенок должен учиться принимать решения и брать за них ответственность, не бояться последствий и желания проявлять инициативу, уметь определять цели, достигать их и не бояться совершать ошибки. Ведь гораздо легче приниматься за дело, если оценка окружающих не имеет особого влияния.

Часто родители сталкиваются с тем, что их чаду уже 8 лет, но он до сих пор без помощи мамы не может собрать портфель в школы, почистить туфли и заправить постель.

Когда ребенок просит помощи у родителей или у кого-либо из взрослых, чтобы решить простые вопросы: как убрать за собой игрушки, тарелку, как почистить обувь от грязи и т.д., это означает, что он растет несамостоятельным человеком. С другой стороны, вины ребенка в этом нет. Ведь, зачем самому что-то делать, если под рукой есть любимая бабушка, которая готова, в прямом смысле этого слова, носить внука на руках и мама с папой, которые не чают души в своем ребенке.

Часто такое отношение к своему чаду приводит к большим проблемам в будущем: ребенок абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. И будучи взрослой женщиной или мужчиной будет прибегать к элементарной помощи родителей.

Какие причины того, что дети растут несамостоятельными? Корни лежат, конечно, в воспитании. Сейчас под влиянием большого количества книг и телепередач родители больше уделяют времени таким вопросам, как индивидуальность ребенка, раннее развитие, вопросы здоровья, и порой упускают такую важную составляющую его опыта как самостоятельность. И, конечно, надо учитывать стили семейного воспитания:

- Авторитарный – при таком стиле действия и поступки ребенка контролируются, им руководят, управляют, постоянно дают указания и следят за качеством их выполнения. Самостоятельность и инициатива подавляются. Часто используют физические наказания. Ребенок, как правило, растет неуверенным в себе, запуганным, конфликтным со сверстниками. В подростковом возрасте, скорее всего, будет сложный кризисный период, который усложнит жизнь родителям настолько, что они будут чувствовать свою беспомощность. Конечно, ребенок растет несамостоятельным.

- Гиперопекающий стиль – само название уже говорит нам о том, что самостоятельность при таком стиле воспитания полностью в руках родителей. Причем все сферы под контролем: психологическая, физическая, социальная. Все решения в жизни ребенка родители стремятся взять на себя. Как правило, эти родители либо утратили первого ребенка, либо долго ждали появление малыша и теперь страхи не дают им возможность довериться. К сожалению, при таком стиле воспитания дети растут несамостоятельными, зависящими от родителей, окружения, тревожными, инфантильными (присутствует детскость), неуверенными в себе. Они могут до 40 лет получать помощь родителей и спрашивать совета, как им поступить в той или иной ситуации. Ответственность за ситуации в жизни перекладывают на близких, оберегая себя от чувства вины. Несамостоятельный ребенок растет с трудностями в социуме, ему сложно наладить контакты с лицами противоположного пола.

- Хаотический стиль воспитания один из самых сложных для ребенка, потому что нет четких границ и правил. Ребенок часто тревожится, нет чувства безопасности и стабильности. Воспитание родителей основано на двойственности, когда каждый из них стремится реализовывать свои мнения в отношении ребенка и любое решение оспаривается другим взрослым. Конфликтная семейная среда формирует невротическую личность, тревожную и несамостоятельную. Так как нет образца для подражания, потому что все под критикой, нет уверенности в том, что и как надо делать ребенок растет несамостоятельный, полон сомнений и негативных ожиданий.

- Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Воспитание построено на вседозволенности и безответственности со стороны ребенка. Желания и требования детей - закон, родители всячески стремятся удовлетворить пожелания ребенка, самостоятельность поощряется, но инициатива родителей часто блокирует желания ребенка быть самостоятельным. Ему проще все переложить на родителей. Дети растут несамостоятельными, эгоистичными, перекладывают всю инициативу на близких. Отношения в социуме строят по типу пользовательских, что обуславливает трудности в установлении и развитии контактов.

- Отчужденный стиль – родители безразличны к личности ребенка. Они его кормят и одевают – это главные составляющие их усилий. Интересы ребенка, его пристрастия остаются незамеченными со стороны родителей. Ребенок имеет возможность проявить самостоятельность в любой сфере, но без ошибок. Если данные ошибки усложняют жизнь родителей (напрягают их), то возможны наказания, крики или упреки. К сожалению, при таком стиле воспитания самостоятельный ребенок чувствует постоянную нехватку во внимании родителей и близких. Самостоятельность у них очень развита и в жизни они способны много добиться, но можно с уверенностью сказать о том, что они глубоко несчастны. Могут быть одинокими, неуверенными в себе, иногда агрессивными людьми. У них обостренное чувство несправедливости, что усложняет формирование отношений в социуме.

- Демократический стиль воспитания характеризуется позитивными и прогрессивными позициями родителей в отношении ребенка. Инициатива и самостоятельность развиваются и поощряются родителями. Ребенок в центре внимания, но при этом родители стремятся не забывать о себе, тем самым показывая ребенку, что каждый член семьи имеет свою ценность. Любовь и поддержка родителей помогает принять неудачи в опыте. Отношение к детям как к равным партнерам, поэтому иногда требования со стороны родителей к детям могут быть завышенными. Дети воспитываются в атмосфере принятия и требовательности, твердости и дисциплины. В будущем вырастет личность, которая будет опираться на свои решения и нести ответственность за их реализацию.

На самом деле трудно придерживаться одного стиля воспитания, поэтому чаще всего все стили в то или иной степени находят отражение в реальности семьи. Это как конструктор, который используют в строении личности ребенка. Главное не забывать о том, что задача родителей обучить детей самостоятельности, чтобы они могли рассчитывать на себя и строить свою жизнь со всей ответственностью. Тогда можно рассчитывать на то, что он свою жизнь проживет так, как этого хочет.

Самостоятельность, как код прошита в стремлениях каждого ребенка. Чтобы развить ее и укрепить внутреннюю позицию ребенка в этом вопросе, необходимо ее поощрять, поддерживать и конечно развивать. Все дети проявляют самостоятельность, поэтому искусственно ничего создавать не надо. Главное не мешать, и способствовать даже тогда когда результаты самостоятельности ребенка были неудачны. Поддерживать, верить и говорить ему об этом. Например: «Ты молодец», «Давай расскажем папе, какая ты самостоятельная». Приобщайте детей накрывать стол перед едой, ходить на дачу, заботиться о животных. И позитивно оценивайте, но не преувеличивая – хвалить надо за реально достигнутые результаты. Если мальчик хочет помочь папе в гараже, надо брать его с собой, но при этом не кричать и говорить что он его напрягает, а наоборот дать ему такое задание, которое ребенку будет по силам и он с ним легко справится. Потом оценить его старания и поблагодарить. Через некоторое время он будет хорошим помощником. И заслуга в этом именно родителей.

Самостоятельное проявление ребенком активности всегда ориентировано на похвалу, на желание угодить родителям. Поэтому больше всего на свете самостоятельность ребенка боится критики. Избегайте ее. Акцентируйте свое внимание не на результатах, а на том, что ребенок активно участвовал, хотя иногда это участие усложняет жизнь родителей. Терпение и любовь помогут Вам воспитать своего ребенка самостоятельным.

Обычно, родители сталкиваются с несамостоятельностью ребенка, когда он начинает ходить в школу. И в этом возрасте родители начинают заниматься (или не заниматься) воспитанием. Важно отметить, что это нужно делать намного раньше, тогда можно достичь больших успехов в этом нелегком деле.

Если ребенка научить самостоятельности с самого детства, это решает много проблем: не стоит переживать за него, оставляя одного дома, вы всегда будете уверены в том, что ваше чадо правильно оденется в школу, сможет самостоятельно позавтракать и в дальнейшем, он будет научен мыслить и думать, не прибегая при любой необходимости к помощи родителей, бабушек и дедушек. Позвольте ребенку решать свои вопросы самостоятельно, если увидите, что у него это не получается, постарайтесь натолкнуть на правильный вывод, но ни в коем случае, не делайте это вместо него.