Меню
Бесплатно
Главная  /  Сад и огород  /  Трудные дети: почему они такими становятся, и как их правильно воспитать? Воспитание трудных детей Что вас затрудняет в воспитании ребенка.

Трудные дети: почему они такими становятся, и как их правильно воспитать? Воспитание трудных детей Что вас затрудняет в воспитании ребенка.

Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.

У вас особенный ребенок. Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.
С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, - была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение - результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.
Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.
Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.
Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден - «больше».
Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения - большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас - больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.
Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера", каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».

Соответствие или несоответствие? Соответствие характеров ребенка и родителя (характер пары) влияет на формирование взаимоотношений в процессе воспитания. Так же как дети появляются на свет с различными характерами, различными способностями и разными уровнями потребностей, так и у родителей различные уровни чувствительности, соучастия и сочувствия. Некоторые родители автоматически откликаются на потребности детей. Другие не находят ответы автоматически, и их воспитательные способности нуждаются во времени, чтобы созреть. Когда уровень потребности ребенка соответствует уровню родительского отклика, проблемы воспитания маловероятны, и если они происходят, то решаются легче. Характер ребенка влияет на характер родителя, и наоборот. Не только характер детей создает проблемы, но и особенности характера родителей создают проблемы воспитания. Некоторые родители пытаются согласовать свои характеры, другие конфликтуют. Чем больше свободы в выборе методов у матери, воспитывающей чувствительного, требовательного ребенка, тем лучших результатов она добивается. Она сосредотачивается на «крупном» и не тратит впустую энергию на «мелочи». Напряженная, легко возбудимая мать столкнется с энергией своего ребенка, и, очень вероятно, появятся трудности в воспитании. Определите ситуации, которые приводят к конфликтам. Интенсивный, властный родитель должен немного ослабить давление на детей. Родители, управляющие послушным ребенком, должны давать больше свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Трудные дети нуждаются в большинстве методов воспитания, которые описаны в этой книге, и нуждаются в них больше, чем другие дети.

Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям - это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.

Усиливайте положительные факторы. Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».

Оставайтесь положительно настроенным. При воспитании трудного ребенка проще всего постоянно употреблять «Нет» в течение всего дня. В конечном счете ребенок подхватывает негативное настроение своих родителей, что усиливает все проблемы его поведения. Труднее оставаться положительно настроенным, когда ваш ребенок (единственный в группе играющих) бьет собаку. Вы не должны даже в такой ситуации срываться на гнев и жалобы. Родители, которые воспринимают своего ребенка негативно/часто используют отрицательные ярлыки, и ребенок ведет себя соответственно. Таким образом, «плохая девочка» становится пророчеством, которое может исполниться.

Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.

Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.

Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.

Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.

Угрозы не работают. Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.
После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.

Разные характеры - разные подходы к воспитанию
Воспитание детей с различными характерами - это сложный, кропотливый труд, требующий знаний и терпения. Вот почему мы постоянно подчеркиваем, что главная часть воспитания - изучение индивидуальности ребенка, чтобы, учитывая его характер, найти выход из любой сложившейся ситуации. Вот как мы решаем вопрос о наведении порядка в детской комнате. Нашему «ответственному» ребенку мы говорим: «Я возлагаю на тебя ответственность за порядок в твоей комнате». Если мы скажем ему, когда и как это делать, он, вероятно, отклонит наше требование, заподозрив давление на него. Для нашего вспыльчивого ребенка требование превращаем в игру: «Посмотрим, сможешь ли ты навести порядок в комнате до сигнала таймера». Нашему противоречивому ребенку мы даем достаточно времени, чтобы настроить его на выполнение задания: «Я бы хотел видеть порядок в твоей комнате к вечеру». Первоначально поиски разнообразных подходов к разным детям требуют много творческого потенциала и энергии, но в конечном счете мы извлекаем пользу в виде растущего взаимопонимания и сотрудничества.

Природа и забота
На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.
Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.
Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ - это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.

Уровень потребности
Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха - процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».
Каждый ребенок появляется на свет с определенным уровнем потребности, и если этот уровень достаточен, ребенок развивает свой потенциал полностью. Он процветает. Например, всех младенцев нужно носить на руках, некоторые младенцы для процветания требуют постоянного ношения. Эти младенцы обычно появляются на свет с соответствующим характером, который требует, чтобы их держали на руках столько времени, сколько им нужно. Эти младенцы кричат, если вы пытаетесь отклонить их требования. Малыши, потребности которых обычно удовлетворяются, получают свою самую первую характеристику: «требовательный». Фактически «требовательный» - это положительная черта, которая помогает ребенку процветать. Если у ребенка высокие потребности, но он не может выразить их, он не будет процветать. Сигналы ребенка - ключ к пониманию его характера, а следовательно, и его потребностей. Как только вы поймете это, вы сможете реагировать на его запросы адекватно.
Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель - ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.
Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а "родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.

Способы воздействия на ребенка
Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.
Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Вырастить и правильно воспитать ребенка- очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста.

Сегодня хотела бы рассказать об особо распространенных проблемах, с которыми сталкиваются родители при воспитании современных детей, и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания - диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания - гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

Отказ соблюдать правила личной гигиены.
Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены - умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход - заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.

Хочу и дай!
Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.


Неумение вести себя со сверстниками.
Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.


Это далеко не весь перечень трудностей в воспитании детей. Тема актуальна во все времена и я обязательно буду ее развивать и дальше. Расскажите,с какими проблемами сталкивались вы? Как выходили из сложных,спорных ситуаций?

Работа нервной системы может отражаться на поведении ребенка. Чем он младше, тем неустойчивее его поведение. Это объясняется в первую очередь малой выносливостью нервной системы, слабостью основных нервных процессов - возбуждения и торможения, их неуравновешенностью. Особенно отстает у маленького ребенка формирование процесса торможения. Понятно, чтобы регулировать свое поведение, затормозить в нужный момент движение, не делать того, что запрещено и т. п., нужна достаточная привычка к торможению. При правильном воспитании и физическом развитии эта привычка развивается постепенно и прочно. Но в тех случаях, когда на поведение ребенка не обращают достаточного внимания или когда в результате болезни его организм ослабевает, нормальное развитие процесса торможения может нарушиться и поведение ребенка станет трудным, хаотичным , появятся вредные привычки.

Вот как объясняет это кандидат медицинских наук М. Файнберг на некоторых типичных примерах:

Невозможный ребенок, никакого с ним сладу нет,- возбужденно говорила мать 7-летнего Саши.- Ни одной минуты не посидит спокойно, никаких слов не понимает. «Нельзя» вообще для него не существует. В школу пошел, чуть не каждый день меня учительница вызывает - жалуется. И вот не прошло и трех месяцев, как его требуют взять из школы.

И мать протянула мне направление на консультацию и школьную характеристику. В характеристике подробно описывалось Сашино поведение в школе: на уроках ни минуты не сидит спокойно, толкает соседей и мешает им заниматься, принес в класс щенка и на уроке стал его щипать, чтобы тот залаял, на переменах носится как угорелый, сбивая детей и даже налетая на учителей, съезжает по перилам лестницы, дерется, дергает девочек за косы. Так как никакие воспитательные меры не действуют на «трудного»ребенка, школа настойчиво просит взять его и перевести в какую-либо «особую» школу.

Что я с ним буду делать? - продолжала мать.- Я уже стыдила его, в угол ставила, на прогулки не пускала, иногда и поддавала сгоряча - с него все как с гуся вода. Соседка говорит, что распустила его; правда, я по характеру не очень крепкая, но вырастила же старшую дочку: хорошая девочка, как все.
- Саша! Зачем ты на окно забрался? Слезь сейчас же! Доктор тебе укол сделает!
- Что, он таким стал, только когда в школу пошел?
- Нет, он с малых лет такой, и дома сладу с ним не было, и в детском саду вечно жаловались, что не подчиняется, своевольничает, дерется, но думала еще мал, станет старше и поумнеет. Детский врач говорил, что ребенок крепкий, здоровый. Вот только сегодня впервые к вам прислали.
- А чем болел он в детстве?
- Воспалением легких, корью, коклюшем. Больше ничем.

Я осмотрел мальчика, и картина стала ясна. Передо мною был ребенок, у которого на почве перенесенной в детстве инфекционной болезни развилась невропатия,- у него отстал в развитии процесс торможения в коре головного мозга. Поэтому такому ребенку трудно обуздать или подавить свои желания, он легко возбуждается, плохо подчиняется запретам и ограничениям. Это действительно крайне «трудные» дети (под таким названием они нередко фигурируют и в специальной литературе), от которых иногда буквально приходят в отчаяние родители, воспитатели, педагоги.

На специальном открытом детском психопрофилактическом приеме среди различных детей с капризами, упрямством, страхами, истерическими реакциями, недержанием мочи, онанизмом и другими дефектами нервной системы - эта группа «трудных» (безудержных) детей превышает 15% всего приема, причем большинство из них, к сожалению, впервые показываются уже в школьном возрасте.

Для того чтобы выработать правильный подход к Саше и ему подобным детям, надо было оттолкнуться от каких-то положительных моментов в поведении ребенка, развить и закрепить их.

Воспитание трудного ребенка в семье

Первым таким моментом было то, что хотя Саша, по словам матери, делал все, что хотел, и ничему не подчинялся, он, оказывается, не пытался драться со взрослыми посторонними людьми, не пробовал выбивать стекол в трамвае, в котором ехал, не выпрыгивал из окон высоких этажей, то есть не делал ничего такого, что действительно было бы абсолютно недопустимым и грозило бы ему тяжелыми последствиями. Второй момент. Многочисленные наблюдения показали, что «трудные» дети, попав в непривычную для них обстановку (другой датский сад, новую школу), некоторое время ведут себя спокойно, так как новизна впечатлений затормаживает их излишнюю возбудимость.

Исходя из этих двух положений, мы разработали и стали применять к таким «трудным» детям определенную систему воспитательных мероприятий, конечно, видоизменяя ее в зависимости от особенностей каждого ребенка. Нужно было щадить и лишь постепенно тренировать хрупкий, недоразвитый процесс торможения. Мы предложили матери Саши на первых порах как можно меньше запрещать сыну, не ограничивать его желаний, особенно активность, предоставить Саше больше самостоятельности, свободы, возможности проявить и разрядить свою энергию. В то же время, если от ребенка что-нибудь требовалось, то это требование должно для него было стать обязательным, непреложным, и, главное, он не должен был ни от кого получать поблажки. Например, Саша обязан был вовремя приходить к обеду, и если он этого не выполнял - оставался голодным до ужина. После одной-двух попыток нарушить это требование он беспрекословно стал его выполнять.

Одновременно мы посоветовали давать Саше как можно больше ярких новых впечатлений, разрешать ему посещать каток, купить санки для катания с гор и даже обещать ему при улучшении поведения завести щенка, о котором он мечтал, были совершенно исключены наказания, связанные с лишением свободы и активности как ослабляющие и без того хрупкий тормозной процесс (ставить в угол, лишать прогулок и т.п.).

Учителям же разъясняли, что никаких специальных школ для таких детей нет, да они Саше и не нужны; надо только на первое время делать мальчику как можно меньше замечаний, не стеснять его активности, давать ему возможность «разрядиться» на переменах и запрещать лишь то, что абсолютно недопустимо, и непременно сообщать о таких нарушениях матери, с которой мы будем поддерживать постоянный контакт. Учительница обещала давать Саше больше общественных поручений, чаще назначать его дежурным по классу. Словом, в воспитании трудного ребенка нужен особый подход.

Через месяц мать сообщила, что поведение Саши стало несравненно лучше, срывы реже, школа уже не ставит вопроса об его отчислении. Еще через месяц поведение мальчика стало еще упорядоченнее; осмотр показал, что сила тормозного процесса возросла. Постепенно расширился круг требований и запрещений дома и в школе, усложнялись поручения. Удалось создать для мальчика продуманный режим дня: ребенок вовремя ложился спать и вставал, своевременно готовил уроки и гулял. Выполнялось и обещанное — наконец-то ему купили долгожданного щенка! Через полгода это был достаточно уравновешенный ребенок. В классе он стал старостой.

На основании наблюдений можно утверждать, что «трудные» дети полностью исправимы, надо лишь твердо и последовательно проводить с ними выработанную линию поведения.

Ребенок-клептоман? Причины клептомании у детей

Иногда у детей появляются вредные склонности и привычки, которые родители и воспитатели, а иногда и врачи совершенно неверно расценивают как особые заболевания - «неудержимые влечения»,- не зависящие от воли ребенка.

Помогите моей Свете,- говорила мать, ласково поглаживая по головке 6-летнюю девочку.- У ребенка врачи нашли клептоманию, советуют лечить гипнозом. Представляете, берет у меня из сумки деньги и покупает себе сладости, у детей ворует игрушки, у соседей тащит безделушки. Сколько я натерпелась всего, а как дочку жалко! И откуда взялась у нее такая болезнь?

Нелегко было убедить мать, что никакой клептомании у Светы нет, что у девочки благодаря попустительству взрослых образовалась привычка без разрешения брать чужие вещи и пользоваться ими в своих интересах. Эта привычка Светы в дальнейшем могла принять устойчивый характер, с чем было бы очень трудно бороться.

Ребенку нужно помочь, разъяснить всю неблаговидность его поведения, решительно пресекая всякую попытку к воровству. Но есть родители, которые, считая это болезнью, прощают детям воровство и этим закрепляют крайне опасную и преступную привычку. Гипноз же здесь не только не нужен, но даже крайне вреден, так как гипноз в детском возрасте, повышая внушаемость ребенка, делает его податливым к различным вредным влияниям со стороны («Стащи у мамы деньги на мороженое», «Убежим с урока» и т. п.) и, главное, снимает с ребенка ответственность за его проступки, расценивающиеся им как «болезнь», за которую отвечает врач.

Когда, наконец, поверив нам, мать заявила дочке, что она ответственна за присвоение чужого и будет за это отвечать, «клептомания» у ребенка очень скоро полностью исчезла. Воспитание трудных детей начинается с семьи.

Патологическая лживость у детей

То же самое можно сказать по поводу «патологической лживости» детей. Так называемые «патологические лжецы» формируются чаще всего в результате многократных безнаказанных попыток получить выгоду от сознательной лжи.

От лжи надо отличать фантазию, часто встречающуюся у дошкольников, когда они выдумывают несуществующие события во время игры, не пытаясь получить от этого выгоду в реальной жизни. Не одергивайте ребенка, когда он фантазирует, хотя и не слишком это поощряйте; с возрастом фантазирование пройдет. Лучше, по мере того как ваш сын или дочь становятся старше, покажите им, что и в реальной окружающей жизни есть достаточно интересного и героического.

К сознательной лжи (попытке благодаря лжи получить незаслуженную награду, свалить вину на другого, чтобы избавиться от взыскания, и т. п,) будьте беспощадны; любая попытка прибегнуть ко лжи всегда должна повлечь за собой разоблачение, и тогда вредная привычка полностью исчезнет. При этом избегайте слишком высоких требований к ребенку, трудных или невыполнимых для него, незаслуженных наказаний, резких упреков; страх перед наказанием нередко толкает ребенка на ложь. Пусть ребенок на собственном опыте убедится, что правда всегда лучше лжи.

Когда ребенок уходит из дома… Дромомания у детей

Встречаются и дети с упорным стремлением к уходу из дому и бродяжничеству, получившему даже специальное название «дромомания». Это тоже результат неправильного воспитания. При выяснении причин, приведших к этой привычке, обнаруживается, что чаще всего ребенок в первый раз уходит из дому либо когда его в порядке наказания длительное время лишают прогулок, либо из страха перед суровым наказанием, ожидающим его при возвращении домой с плохой отметкой или замечанием в дневнике. Привычка эта закрепляется.

Поэтому избегайте вышеуказанных моментов, но в то же время не допускайте, чтобы ребенок получил выгоду (например, прощение), которой он не добился бы без ухода из дому. По возвращении домой он все равно должен ответить за тот проступок, который совершил ранее, а также за то, что надолго ушел без разрешения из дому.

Все эти и им подобные вредные привычки, если их вовремя обнаруживают и правильно проводят определенные воспитательные мероприятия (иногда в сочетании с некоторыми лекарственными и другими лечебными мероприятиями), быстро и бесследно проходят. Если же на них не обращают внимания или считают их «неизлечимой болезнью», эти привычки закрепляются и могут в дальнейшем дорого обойтись как самому ребенку, так и окружающим.

Метки: воспитание трудного ребенка, воспитание трудных детей в семье, причины клептомании у детей, дромомания у детей, ребенок лжет, детская ложь, патологическая лживость у детей.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Елена Панченко
Консультация для родителей «Трудности в воспитании детей»

«Трудности в воспитании детей » .

Наши дети дышат атмосферой дома. От того, хорошая она или плохая, зависит и влияние его на детей – будет ли оно благоприятным или неблагоприятным.

Одна из самых главных задач сегодняшнего дня - воспитание детей . Один мудрый педагог писал :» Начинайте воспитывать ребенка еще до его рождения» Другими словами, это значит :воспитывайте самих себя , только тогда вы сможете правильно воспитывать своего ребенка . Такое самовоспитание родителей является основой для воспитания детей .

Когда между родителями разлад и разногласия, то что же будет с детьми, которым приходится расти в такой атмосфере? Очень важно, чтобы малыши этого не слышали и не видели, особенно если мы спорим о воспитании . Чрезмерная занятость обоих родителей отрицательно сказывается на семейной обстановке и на детях, которые рано попадают под влияние непонятного для них и, порой чуждого мира. Нередко уставшие и нервные родители начинают по всяким пустякам спорить, повышают голос, и даже оскорбляют друг друга. Это создает в доме нездоровую атмосферу, которая сказывается на детях. Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение.

Родителям нужно обратить внимание на средства домашнего развлечения – телевизор, компьютер, музыку, которые так сильно влияют на семейную обстановку. Телевизор был бы прекрасным изобретением, если бы им пользовались умеренно и выбирали полезные программы.

На практике же телевизор и компьютер чаще всего имеют отрицательное влияние на детей . Заняв в доме самые почетные места, наподобие неких идолов, они не только отнимают у детей и у нас много времени, но и приучают к пассивным и легким развлечениям. Большинство программ засоряют детские души. На эту тему написано много книг и статей. Дети, которые много проводят времени у телевизора и компьютера,как правило, плохо учатся, становятся своевольными, нервными, в них рано начинают проявляться отрицательные качества.

Замечено, что телевизор имеет гипнотизирующее влияние не только на детей , но и на взрослых. Поэтому совершенно правы те родители , которые ради собственного блага и блага своих детей строго контролируют время, которое дети проводят у телевизора.

Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течении всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К трем годам появляется у ребенка и осознание своей личности, и он начинает говорить «я» . В это время надо последовательно приучать к послушанию.

Последовательность не обходится без строгости. Строгость же должна сопровождаться любовью, чтобы дети не были подавлены. Если мы хотим, чтобы наши дети относились к нам с уважением, то мы должны быть последовательными в требованиях к ним, строгими и любящими.

Дорогие родители не забывайте , что недостаток последовательности является одной из главных трудностей в воспитании . Заботьтесь о том, чтобы ваши дети слушались вас сразу. Не ждите, когда ваш ребенок будет старше, чтобы проявить последовательность в своем воспитании . Последовательность и настойчивость – вот основные принципы в воспитании . Всем хорошо известно, что дети имеют обыкновение подражать : одинаково подражают как хорошему, так и плохому. Принимая во внимание, будущее своих детей и их благополучие , родители должны выработать привычку говорить и поступать так, чтобы стать хорошим примером для своих детей , проявляя благородный образ мыслей, стремление к справедливости.

При всех трудностях , с которыми сталкиваются родители в деле воспитания своих детей , есть одна безусловно положительная сторона : стараясь направить детей на правильный путь , родители одновременно с этим и сами учатся, воспитывают самих себя .

Отец, мать, кем вы являетесь? Ваши дети судят о вас по тому, что вы из себя представляете. И они перенимают в своей жизни больше из того, что увидели в вас, чем из ваших слов, возможно, весьма подходящих лишь для хороших советов.

Ребенок в семье - это всегда огромная радость для родителей. Однако процесс воспитания детей не всегда проходит гладко и просто. Чудесный, крошечный малыш вдруг начинает постоянно плакать и впадать в истерику по малейшему поводу, перестает слушаться родителей и не дает им спать по ночам. Если не начать вовремя действовать и пустить все на самотек, то со временем это приведет еще к большим проблемам. Ребенок может вырасти и остаться с "тяжелым характером" или обрести всевозможные комплексы. Семья же, не выдержав свалившихся трудностей и не придя к общему согласию при выборе методики воспитания ребенка, может распасться. Чтобы этого не произошло, все родители должны знать основные принципы и подходы к "особому" малышу и понимать, что воспитание трудных детей не столь тяжело и безвыходно, как может показаться на первый взгляд.

Воспитание трудных детей:

  1. Почему дети становятся "трудными".

Почему дети становятся "трудными"

Почему дети становятся "трудными"

У каждого человека свой характер, каждый является индивидуальной личностью и требует особого отношения к себе. Ребенок - это маленький человек, в котором уже заложена частичка его характера при рождении. Взрослея, уже будучи индивидуальностью, ребенок формирует оставшуюся часть своего характера. Осуществляется это в процессе познания окружающего мира. Одним детям это дается легко и быстро, другим же для этого нужно больше времени и помощь родителей. Если же этой помощи они не получают - дети начинают капризничать и становятся непослушными.

Воспитание трудных детей становится легче, когда родители понимают причину, которая поспособствовала возникновению этой ситуации.

Чтобы ребенок рос здоровым и послушным он с маленького возраста должен непрерывно чувствовать любовь родителей. Любить послушного ребенка легко, но когда ребенок меняет свое поведение и становится "трудным" - вместо привычного количества любви он начинает слышать больше криков, получать больше наказаний и даже воздействий физической силы. В результате ребенок может вырасти неуверенным в себе, агрессивным, застенчивым. Чтобы этого избежать, не стоит наказывать ребенка при каждой представившейся возможности.

Сначала нужно спокойно поговорить с малышом, понять причину его поступка и постараться объяснить, почему так делать нельзя и какие плохие последствия могут возникнуть. Будьте готовы, что это не даст ежеминутного результата. Ребенку может понадобиться время, чтоб это осознать, и ваше терпение, чтобы услышать разъяснение еще несколько раз.


Введите в вашей семье несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Расскажите о них ребенку, объясните, почему так важно их придерживаться. Постепенно можете пополнять количество правил.


Важный момент: малыш должен понимать, что если его и ругают - то только за плохое поведение или плохой поступок, а не потому что он сам плохой.

Когда в семье есть "трудный" ребенок - не стоит видеть в этом только негатив. При своевременном и правильном воспитании с этого можно извлечь пользу для ребенка в будущем. Известно, что "особенные" малыши имеют в себе очень много негативной энергии, которую и выплескивают в крики, драки, плачь и всевозможное непослушание. Но это не единственное место, куда можно выплеснуть чрезмерное количество энергии.

Более подходящим и, что особенно важно, полезным будут занятия спортом или танцами, пением или просто игры на свежем воздухе, можете даже побегать с ребенком или покататься с ним на велосипеде. Таким образом, вы проведете незабываемое время с вашим чадом и получите море позитивных эмоций, а ребенок выплеснет скопившуюся в нем энергию и почувствует свою значимость для вас. А такие регулярные занятия запросто могут развить новые таланты вашего малыша.
И кто знает, может именно это сыграет немаловажную роль в его потрясающем будущем!