Меню
Бесплатно
Главная  /  Кулинария  /  Заметки на старый новый год. Новый старый год

Заметки на старый новый год. Новый старый год

Не хочется писать какие-то тривиальные и общеизвестные вещи про старый стиль и переход с юлианского на григорианский календарь. Но от предыстории никуда не деться. И так, если кто-то еще не уточнил для себя эти нюансы, уточняем. С 1582 г по указу папы Григория XIII начался переход на новый, так называемый григорианский календарь. На момент начала перехода разница между календарями составляла 10 дней.

Поводом к разработке реформы и принятию нового календаря стало смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась Пасха.

Страны переходили на новый календарь прямо скажем очень постепенно. Мы к примеру, перешли на летоисчисление по григорианскому календарю аж в 1918 г. Но мы не рекордсмены, континентальный Китай в полном объеме перешел только в 1949 г. А Эфиопия и Таиланд так и вовсе до сих пор живут в своем летоисчислении!

К тому моменту, когда мы собрались присоединиться к григорианскому календарю, разницы уже набежало 13 дней. Таким образом после 31 января 1918 г. у нас наступило сразу 14 февраля 1918 г.

Надо отметить, что каждые 400 лет разница будет увеличиваться на 3 дня.

Отступая от темы старого нового года, не могу не сказать про Рождество. Если все католики последовали нововведению и перешли на григорианский календарь, то православные приняли, 24 дня пожили по-новому и вернулись к расчету праздников по юлианскому календарю. Разлад пошел по церкви, вот и решили все вернуть на круги своя.

А мы с вами как истинно русские люди, из всего произошедшего, не могли не организовать себе еще один праздник. И стали отмечать новый год еще и по старому стилю, а именно «Старый Новый год!». Привет всем иностранцам, у которых «взрывается» мозг от этого словосочетания. Которое на мой взгляд, для них не искушенных сродни нашему «да, нет не знаю».

Фух, длинноватая получилась предыстория. Но на то он и финальный праздничный аккорд, Все не просто так.

Возвращаемся к празднованию столь молодого еще (ста лет еще нет!) Старого нового года.

Как такой день может пройти без вареников с сюрпризами просто не ясно. И хотя злые языки утверждают, что ну не по всей нашей стране распространен этот обычай. Мы не верим и продолжаем самозабвенно готовить и объедаться варениками с сюрпризами. Чтобы узнать, что же нам уготовано на этот год!

О начинках спорить не буду они могут быть разнообразными. Но мной давным-давно сделан однозначный выбор в сторону вареников с картошкой и луком. Причем если вареники не политы маслом с обжаренным луком, то это однозначно не зачет.

А теперь о сюрпризах в варениках на старый новый год. Безусловно были времена, когда мы писали записки, заворачивали их в нарезанный полиэтилен и впихивали в вареники. Это было очень весело, особенно в большой компании и, если записки было доверено писать кому-то остроумному. Ориентируйтесь на интересы вашей компании и будьте чуть-чуть смелее 😉

несомненно будет забавно если какому-то Сереже попадутся «Лабутены» ,

а Ивану «Сведет тебя Серега на выставку Ван Гога» ,

у какой девочки не ёкнет сердце от «Романтического путешествия в Париж » или «Римских каникул» .

«Вас ожидает миленький котик» , счастливец может заработать массу насмешек, а в случае с детьми боюсь приобретения настоящего кота не избежать:-),

«Завтра ветер переменится, завтра прошлому взамен
Он придет, он будет добрый, ласковый ветер перемен»,

”Найдёт своё счастье Наташа с мужчиной по имени Паша”,

”Найдёт своё счастье Алиса на пыльных дорогах Туниса ”,

«Примите красивую позу, принц уже вылетел » или всякие глупости типа «Поцелуй соседа слева» и «Ой, это не ваш вареник, отдай соседу справа!» .

Но сейчас мы вернулись в лоно традиций и складываем в вареники всякие символические штуки. Значение которых не всегда сходится с тем, что мне удалось увидеть в интернете. Привожу вам проверенный на своей семь и пополненный в анналах всемирной паутины список сюрпризов с их расшифровкой.

Сюрпризы и их толкование

Здесь то, что используется в нашей семье, ну или не используется, но по идейным соображениям:

Грецкий орех – здоровье;

Монеты – к деньгам конечно, чем крупнее монета, тем больше денег, а если какая валютная так и вовсе супер;

Карамелька – мы вместо сахара кладем леденцовые конфетки и это трактуется как сладкая жизнь;

Нитка белая – к путешествию по родной стране;

Нитка красная – заграничное путешествие;

Пуговица — к обновке;

Кольцо — к свадьбе;

Лавровый лист — к славе;

Мука – мучиться;

Перец — неприятности так скажем;

Сахар — сладкая жизнь;

Соль – к слезам;

Фасоль – к пополнению в семье.

А это анналы всемирной сети:

Апельсин – к наслаждению;

Арахис – к любовному похождению;

Вишня – к удаче;

Горох – домашний покой;

Гвоздика — бодрость, повышенная трудоспособность;

Грибы – к долгой и счастливой жизни;

Зерно – к богатству;

Изюм – к великому соблазну;

Капуста попалась — жена к мужу припалась; (вот это для меня вообще загадка 😆)

Карамелька – к любви;

Картошка – к повышению на работе; (у нас видимо все огульно к повышению 🙂)

Клюква – к неожиданным переменам в жизни;

Красный перец – к огорчениям;

Курага – к радости;

Морковь – к новым знакомствам;

Мясо – к благополучию;

Нитка белая – дальняя дорога (дальнее и продолжительное путешествие);

Нитка зеленая — путешествие заграницу;

Нитка с узелками – к непростому году;

Нитка черная – недолгая и не очень дальняя поездка;

Пшено – безрезультатные хлопоты;

Рис — благосостояние в доме

Семечки – к новым плодотворным планам;

Стручковый перец – к сексуальным утехам

Сыр – к выигрышу;

Творог – к новым друзьям;

Тесто, или чешуя рыбы – к пополнению в семье; (вот про чешую просто чудо как хорошо придумали)

Фундук – к удачным приобретениям;

Чёрный перец горошком – к друзьям (к новым дружественным отношениям);

Чеснок – к браку по расчёту;

Яблоко – к заслуженной награде.

Скажу честно, мы ничего плохого в вареники не кладем. Как говорит моя мама, плохое и само приключится, зачем его еще и предсказывать себе. А всякие кольца и фасоль в зависимости от интересов участвующих))

Желаю вам вкусных вареников исключительно с хорошими предсказаниями, которые непременно сбудутся! Со Старым Новым Годом Вас!

Старый Новый год. Если бы его не было, его стоило бы придумать! А как еще успеть не просто доделать все дела, но и поздравить читателей, если последнее в уходящем году домашнее задание проверено меньше чем за час до Нового года? В качестве старо-новогоднего поздравления предлагаю вам небольшой урок по работе со слоями. Слои были, есть и еще надолго останутся сердцем Photoshop. Поэтому можно сказать, что сегодняшнее поздравление не только от всего моего сердца, но и из самого сердца программы.

Наиболее опытные пользователи Photoshop все поймут, просто взглянув на содержание палитры Layers. Новички могут найти пошаговый рецепт обработки под катом.

Мандарины, оливье, икра, шампанское — это все обязательная программа. Душой же любого новогоднего стола всегда была селедка под шубой. Рецептов этого блюда, вероятно, столько же, сколько семей на всем пространстве бывшего СССР. И каждый ценитель авторитетно заявит, что именно его селедка под шубой самая настоящая и правильная.

Не буду спорить. Все мы выросли на бабушкиных и маминых разносолах. И для каждого из нас именно они самые вкусные, долгожданные и любимые. Пусть так и остается. Но сегодня давайте познакомимся с нашим семейным рецептом, а попробовав, Вы сами решите, пришелся ли он по вкусу. Тем более, что такого рецепта нигде за пределами нашей семьи я не встречал.

Для не очень разбирающихся в вопросе (если такие найдутся среди моих читателей), "шуба" — это несколько слоев из разных продуктов, которыми укрывают мелко нарезанную селедку. Именно от вкуса шубы зависит, насколько раскроется вкус селедки, и каким будет впечатление от всего блюда. Поэтому так важно соблюсти в шубе баланс разных вкусов: горечь, кислоту, сладость, мягкость и пиканстность. Этим и определяется набор ингредиентов.

Чтобы сделать совершенную вещь, прежде всего нужно избавиться от всего лишнего. Поэтому морковку и картошку мы отставим в сторону, пускать их в селедку под шубой — это преступление! Да, да, и не надо возмущаться. Я знаю что именно так всегда готовила Ваша бабушка. Я знаю, что они входят во все классические рецепты. И я знаю, что так "...написано в интернете...". Хм, ну мы же уже не раз убеждались, сколько глупостей написано в интернете. А на рецепт Вашей бабушки я не покушаюсь, об этом выше уже написано.

В сторону чувства, будем рассуждать логически! Морковку не стоит класть в "шубу", потому что она даст излишнюю сладость. У нас впереди еще свекла, она и так достаточно сладкая. Картошка засушит блюдо, впитав в себя те соки, которые должны были пропитать все остальные слои. Если хочется, лучше отварить картошку отдельно, и есть ее вприкуску. А морковка вообще вкуснее свежая.

В реальном мире я предпочитаю готовить слой за слоем, сразу пускать в дело очередной продукт. Но сейчас, для удобства восприятия, давайте сначала подготовим все вспомогательные исходники, потом разберемся с главным объектом композиции, а в конце просто соберем коллаж (ау-у-у-у, кто там говорил, что ДЗ к 10 занятию базового курса сложное?) уложим все на слои.

ГОРЕЧЬ

Ее обеспечит репчатый лук. Чистим луковицы и нарезаем (очень, очень, очень) мелким кубиками. Чем мельче будет размер кубиков, тем более нежным будет вкус. Селедка будет просто "таять на языке". Это не мои слова, это в свое время Саша Чалдрян с Димой Шатровым сказали. В один голос!

Нашинкованный лук складываем в салатницу номер один и отставляем в очередь.

КИСЛОТА

Здесь не обойтись без яблок. Исходя из задачи яблоки нужно взять максимально кислыми. Только не зелеными (в смысле не зрелыми), а кислыми именно по сорту. Идеальный вариант — антоновка. У нас в семье ее очень аккуратно собирали по осени и закладывали в опилки, в надежде, что нужное количество долежит до новогодних праздников.

Сейчас в магазинах антоновку днем с огнем не сыщешь, пришлось взять семеринко. Только не обманитесь: не все те яблоки кислые, что с зеленой шкуркой. И постарайтесь не брать сорта, дающие слишком много сока. Однажды в Австралии я готовил селедку под шубой, так она буквально плавала в яблочном соке. Пришлось выкинуть. Шучу, съели, но вкус был совсем не тот.

Яблоки чистим от шкурки, удаляем огрызок и натираем без остатка на крупной терке. Или огрызок не удаляем, крепко держимся за него и без остатка натираем всю мякоть. Мелкой теркой лучше не пользоваться, потому что мякоть яблока очень нежная и после мелкой терки просто превратиться в яблочное пюре. А мы с Вами не в челюстном отделении травмотологии Новый год встречаем, нам пюре не нужно.

Натертые яблоки складываем во вторую салатницу, хотя уже видны не самые приятные результаты преждевременной подготовки. Потемнело. Салатница номер два готова.

СЛАДОСТЬ

Конено, за нее отвечает свекла. Из свеклы даже сахар делают, правда, не из такой. Но и обычная красная свекла даст достаточно сладости нашей "шубе". А кто-то еще морковку хотел добавить...

Свеклу отваривают, чистят и натирают на терке. Вот тут терка нужна мелкая. Свекла более плотная по структуре чем яблоко, поэтому после мелкой терки она не развалится в пюре. А чем мельче все натерто, тем лучше "тает на языке"...

Отправляем в очередь третью салатницу.

МЯГКОСТЬ

Магкость блюду придают куриные яйца. Они и слегка подсушат шубу (только во рту, а не в тарелке, как это сделала бы картошка), и нейтрализуют слишком резкий вкус любого из остальных ингредиентов. Вот только натирать их заранее я не буду, лучше сделать это прямо на блюдо. Слой будет более равномерным и воздушным. Четвертая салатница.

ПИКАНТНОСТЬ

Она же острота, она же привлекательность, она же нескромность, она же смелость, она же вольность, она же игривость, она же рискованность, она же Анна Федоренко, она же Элла Кацнельбоген, она же Людмила Огуренкова, она же Изольда Меньшова, она же Валентина Панеяд, сводня, воровка, четырежды судимая, на левой руке - голубь и три буквы "АНЯ". Упс, это из другой истории.

Как ни странно, но за всеми этими "женскими" эпитетами скрывается ОН. Конечно, куда в новогоднюю ночь без всенародно любимого, истинно русского МАЙОНЕЗА! Рекомендовать конкретную марку не буду. В соусе главное — чтобы он нравился лично Вам. Поэтому берите свой любимый. Только чтобы очень жидким не был. Салатница №5 готова.

СЕЛЕДКА

Теперь переходим к главному персонажу. Использовать готовое филе, во-первых, не спотртивно, а во-вторых, не вкусно. Сельд нужно брать малосольную, бочковую. Деревянные бочки нынче уже не используют, но плавающая в обществе товарок в большом пластиковом ведре рыбина вполне подойдет. И постарайтесь взять рыбу с икрой. Она легко опознается по утолщенному плотному брюшку.

Схемы разделки бывают разные. Я предпочитаю начинать с внешних слоев. Аккуратно вспарываем кожу вдоль хребта и немного отслоняем ее от мяса.

Дальше откладывем в сторону нож, запускаем под шкуру пальцы и плавными нежными движениями спускаем ее как чулок до самого брюха. В районе хвоста шкуру можно слегка надрезать, а впереди она нормально сойдет по линии жаберных щелей.

Теперь начинаем отделять мясо. Аккуратно лезвием ножа отслоняем его от хребта. Только не торопитесь, впереди ждет засада! Я никогда не изучал сельд как ихтиолог, но еще со времен института успел обследовать несколько сотен особей как повар. Кроме больших брюшных костей у селедки есть два ряда горизонтальных костей примерно в середине тела. Верхний ряд короче (от головы до половины тушки), нижний ряд длиннее (на всю тушку).

Именно они чаше всего после разделки остаются в мясе и портят все впечатление от селедки под шубой. С верхним рядом я уже разобрался, а нижний (длинный) ряд наглядно видно на фотографии.

Дойдя до этого ряда, оголите верх костей (см. фото выше), расположите лезвие ножа горизонтально, обухом (толстой стороной) к хребту рыбы и аккуратно (это буквально девиз всего процесса) просуньте его под косточки. После чего начинайте поворачивать лезвие против часовой стрелки. Так, чтобы обух оставался на месте, а острый край плавно поднимался вверх и выдергивал кончики костей из мяса.

Надо ли напоминать, что все это делаем аккуратно. Иначе кости просто обрежутся и кончики остануться в мясе.

После отделения от верхних рядов костей продолжаем снимать филе, сдвигая его лезвием ножа вдоль брюшных костей. Возле головы и хвоста филе можно прорезать поперек тушки до костей, чтобы на краях не застревало. В результате мясо отвалится в сторону, а скелет и внутренности останутся в тушке. Если какие-то из брюшных косточек остались в мясе, поскребите острием ножа по нижнему краю филе, кончики костей оголятся и за них можно будет легко эти кости выдернуть.

Аналогичным образом разбираемся с левым бортом. В результате от цельной рыбины остаются два куска мяса без костей (в идеале), набор из двух кусков икры (если повезет) и скелет с внутренностями, хвостом и головой. На приведенном ниже снимке видно, что на костях осталась часть мяса на брюшке (халтура при разделке).

Это очень вкусное мясо, но оно очень тонкое и его очень мало. Экономные домохозяйки, конечно, могут и его соскаблить в салат. Но, я бы отдал его, вместе с селедочными головами, настоящим гурманам и ценителям, любящим в рыбе "обсасывать кости" и "разбирать головы". Если таких ценителей под рукой нет, просто махните этой рукой и выбросите все в мусорку.

Лирическое отступление

В процессе работы над второй рыбой во всем доме неожиданно погас свет. Пришлось внести элемент романтики в скучные кухонные будни.

Заодно, можете считать этот кадр ответом на все прошлые и будущие вопросы про шумоподавление. Ценность кадра не в бесшумности, а в моменте. А если в кадре Вас беспокоят шумы, значит ничего ценного кроме шумов в нем нет, выкидывайте в помойку смело.

После разделки филе надо нарезать на мелкие кубики. Кладем филе внутренней частью вверх и нащупываем оставшиеся в центре косточки. Вот раньше бывало гулял Козлодоев косточки не прощупывались вообще. А сейчас немного подрастерял сноровку в разделке, что-то из "двух рядов" осталось.

Ничего страшного. Просто вырезаем линию филе с косточками и откладываем в сторону. А оставшиеся куски режем на тонкие продольные полоски, а потом еще более тонко и..., ну, Вы помните как (аккуратно), шинкуем поперек.

В результате половинка селедки превращается вот в такую очаровательную горку селедочных кусочков, а слева вверху лежат отходы. Не стесняйтесь отбрасывать ненужное и вредное. Даже одна неудачно попавшаяся косточка испортит все впечатление от блюда!

После разделки две весьма крупные рыбины очень компактно уместились в салатнице №6. Кстати, очень удобные салатницы. С виду маленькие и компактные, а внутри емкие и вместительные.

Вот так выглядит все вместе, подготовленное к сборке блюда. Поскольку обе рыбы были с икрой, ее я нарезал отдельно и поместил справа от мяса. Не сильно-то кучки отличаются по размеру.

Представление о количестве и пропорции продуктов можно составить по размеру плошек и остаткам в них на следующих фотографиях. Два уточнения. Во-первых, к моменту начала съемки младший научный сотрудник умял три яйца из шести сваренных, поэтому их потом пришлось добавить в процессе работы (итого 6 яиц на две тарелки). Во-вторых, майонеза оказалось мало (всегда все делаю на глаз и по месту), поэтому половину плошки добавил в процессе.

Приступаем к выкладыванию на блюдо. Прежде чем это делать, подложите под блюдо газету или доску. Потому что в процессе работы часть продуктов просыплется мимо, потом будет проще убирать. Если есть, то доску лучше подложить круглую. Удобнее крутить доску вместе с блюдом, чем само блодо отдельно.

Первым слоем идет селедка. Класть нужно плотно, чтобы между кусочками мяса не оставалось пустого места. Но при этом мясо должно лежать в один слой. Чем мельче нарубите селедку, тем тоньше будет слой, тем лучше он пропитается соками, тем... "лучше тает на языке". И тем большего размера можно сделать блюдо из того же количества селедки (на заметку особо рачительной хозяйке).

Обычно икру я перемешиваю с мясом, чтобы никому не было обидно. Но в этот раз грех было не воспользоваться возможностью сделать часть селедки "королевской". Одна треть блюда вместо селедочного мяса выложена чистой селедочной икрой.

Когда селедка уложена и утрамбована, приходит очередь майонеза. В "правильной" селедке майонезом промазывается каждый слой, чтобы все блюдо равномерно связалось и пропиталось им. Вот только майонеза при этом нужно научиться класть как можно меньше.

Для этого зачерпываем столовой ложкой НЕМНОГО майонеза из плошки, и размахнувшись, смахиваем его с ложки на блюдо. Если взять достаточно мало соуса и сделать достаточно хороший энергичный замах, то шлепнувшись о селедку, он размажется в тонкую широкую кляксу. Примерно такие можно увидеть на левой части снимка. При соответствующей сноровке они могут быть раза в два тоньше.

После этого размазываем майонех по всей поверхности блюда. Результат видно справа. Если соуса оказалось слишком много, прижмите ложку к поверхности, слега приподнимите передний край и проведите по блюду. Ложка должна двигаться примерно так, как двигается серфер, оседлавший волну. Мясо останется на месте, а лишний майонез начнет выдавливаться из него. Так можно удалить его излишки со всех слев, кроме свеклы.

Следующим слоем насыпаем лук. Толщина слоя примерно такая же, как толщина слоя с селедкой. Чтобы не забыть, где именно была икра, края сектора помечаем зубочистками или спичками. Так же можно пометить края сектора куда не положили какой-нибудь из компонентов. Например, лук. Не все его любят, хотя, на мой взгляд, "шуба" без лука — это извращение.

Покрываем слой лука майонезом. Обратите внимание на зубочистки. Они сдвинулись! В процессе готовки мы еще не раз повернем блюдо, так что не надо надеятся на свой глазомер и память. Лучша память, в данном случае, на кончике зубочистки.

После лука кладем тертые яблоки. Я уже говорил в начале, что предпочитаю сразу натирать каждый следующий продукт прямо на блюдо. В случае с яблоками это приятно тем, что они не успевают "заржаветь". Натер, быстро закрыл майонезом, и яблочки остались светлыми. Хотя, это чистый вопрос эстетики, на вкус никак не влияет.

Да и эстетика скорее для маньяков. После того, как яблоки намазываются майонезом, и закрываются следующими слоями, никто не узнает, какого цвета они были. "...Но я же помню, что они потемнели...", говорит автор, становясь в третью позицию. "Иди, раскладывай свеклу, пижон!" отвечают ему благодарные зрители.

Кстати, при некотрых эстетических минусах, натерание яблок заранее имеет серьезный практический плюс. Если яблоки были слишком сочные, излишки сока успеют стечь. А при необходимости можно даже дополнительно отжать их перед нанесением на блюдо. Только не переусердствуйте с отжимом. Яблоки нужны не только как клетчатка, но и как источник разумного количества кислого сока.

Привычно закрываем яблоки майонезом и сверху раскладывем свеклу. Толщина каждого слоя примерно соответсвует толщине первого слоя с селедкой. Какой фундамент заложили, так и строим.

Последнее нанесение майонеза. Самый ответственный этап! Этот слой нужно нанести так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы чтобы он максимально закрыл свеклу и не пропустил сквозь себя ее красный сок. Иначе начнет акивно краснеть верхний слой натертых яиц, а это уже не красиво. Поэтому здесь не получится выдавливать майонез и слоя свеклы, старайтесь сразу наносить максимально тонкий слой и делать это... ну, в общем, как обычно. АККУРАТНО!!!

Последний слой. Дань одновременно и гастрономии и эстетике: тертые яйца. Тереть их лучше прямо над блюдом. На мелкой терке. Сначала делать это над краями блюда, чтобы они максимально равномерно и аккуратно закрылись. А остатки растирать над центром.

По окончании процедуры сборки нижний край блюда протирается. Сначала пальцами, которые незамедлительно облизываются! А Вы как думали? Там на нижнем краю к потекам майонеза прилипли по очереди практически все компоненты салата! Это, можно сказать, и есть первая поворская проба блюда, сам-то салат трогать нельзя. Второй раз нижний край пртирается салфеткой. Сухой, влажной, это как будет удобнее и сподручнее по ситуации.

Сделайте это основательно. Ведь при любой дальнейшей переноске блюдо будет браться именно за этот нижний край. И если он останется скользким... Вам еще не приходилось ронять на пол блюдо селедки под шубой димаетром 50 см с переворотом в полете на 180 градусов за 20 минут до Нового года? Вот и не пробуйте! Меня за такое сначала хотели побить. Впятером. Потом посмотрели на мое состояние и все впятером кинулись за водкой. Отпаивать и приводить в чувство.

На этом мы заканичиваем приготовления, но не заканчивается сам процесс готовки. Чтобы приобрести настоящий вкус, селедка под шубой должна еще спокойно постоять 2-3 часа в прохладном месте, целиком пропитавшись всеми соками. Объединив в один неповторимый букет горечь, кислоту, сладость, мягкость, пиканстность и сам незабываемый вкус свежей малосолной селедки. В обычной ситуации этим местом оказывается холодильник, но в преддверии Нового года особенно приятно выставить ее на балкон или лоджию. Пропитаться настоящей, живой прохладой приближающегося Нового года.

Почему еще я считаю селедку под шубой самым новогодним блюдом? Потому что попробовав ее утром 1 января (не брюзжите, 1 января все что раньше 18.00 — уже утро), Вы откроете для себя новый вкус! Он станет более зрелым, уверенным и богатым, чем был в прошлом году! Звучит не просто как пожелание, а почти как тост!

Ниже Вы видите двух главных героинь моего рассказа. Слева — фотомодель. Селедка самого долгого в моей жизни приготовления. Затевая все это я и подумать не мог, сколько времени уходит на съемку всех этапов работы и подготовку к этой съемке. Не бросайте тапкой, что получилось, то получилось. Я не stalic — съемка на телефон, свет какой был на кухне, да и опыта в этом деле никакого. Одним словом, репортажка как она есть. Но если бы знал, сколько времени это занимает, может быть и не решился бы писать этот пост.

Справа — видеомодель. Самая маленькая в моей жизни селедка под шубой. Этакая селедка-эгоистик. Я делал ее на скорость, чтобы уменьшить длинну видео, поэтому пришлось делать такую маленькую (но какая же она была вкусная). Когда profile выпустит этот видеоролик-поздравление, добавлю его сюда как видеорецепт.

Самое последнее замечание, прежде чем перейти к поздравлениям, касается правильной сервировки стола, а точнее, правильного раскладывания селедки под шубой по тарелкам. Вряд ли у Вас хватит духу сделать порционные "эгоистики" для каждого гостя. Меня за всю жизнь хватило на один, да и то ради видео. А раз так, салат придется раскладывать с общего блюда.

Запомните, селедку под шубой мало правильно приготовить, ее нужно правильно есть. Поэтому ее никогда НЕ РАСКЛАДЫВАЮТ ложками и лопатками. Часть ее отделяют от общего тела, а потом СДВИГАЮТ на тарелку так, чтобы не завалить кусок на бок. И потом уже на своей тарелке отделяют кусочек со всеми слоями и в таком же вертикальном положении отправляют в рот. Чтобы селедка легла на язык, а "шуба" оказалась над ней. Именно поэтому (а не из-за призрачной экономии продуктов) все слои по отдельности и салат в целом стараются сделать ниже. Чтобы можно было правильно его есть не разевая рот до неприличных пределов. В крайнем случае, отдельный кусочек на своей тарелке можно примять сверху вилкой. Только не перемешивайте все!

А сейчас я просто хочу поздравить всех вас, мои дорогие друзья, коллеги, знакомые, ученики, читатели с наступающим Старым Новым годом!

И пожелать, чтобы на этом празднике, и в течении всего следующего года, у Вас был теплый уютный дом, на столе всегда было вкусное угощение, а главное, за столом были Ваши родные и близкие люди. А еще спокойствия и мудрости. Ведь мы празднум Старый Новый год, а старость, она, как известно, еще мудростью зовется.

А вот и обещанная видеоверсия рецепта

На территорию Российской Империи постепенно наступал новый 1914 год. Богема кутила...

***
- Господа, к нам едет ревизор!
- Кто вас этому ужасу учит, Хармс? Вам бы в Государственную думу 4-го созыва. Вы бы её изнутри развалили.
- Уж ясно, ясно, душенька моя, Анна Ахматовна, кто! Великая русская литература меня этому учит. Она родимая. Шучу я! Нет ревизора! Ничего нет! Веселимся господа! Есенин, вдарьте в бубен! Вечер начинается!

***
- Друзья мои, кого из вас тут вывернуло на Пастернака? Не смотрите на меня так, Маяковский. Пастернак тоже человек, хоть и пьян в овоща. Нечего на него рвать по поводу и без повода. Я знаю, Маяковский, это вы. Точно вы, Маяковский, кто же еще. Меня, Володенька, тоже от вашего творчества, бывает, подташнивает, но я ж себя сдерживаю... Ещё и товарищем себя называет... Сгиньте, Маяковский, с глаз моих. Прочь-прочь-прочь.

***
- А слыхали такой анекдотец? Приходит как-то Зинаида Гиппиус в гости к Анне Ахматовой…
- Ах, вот и вы, Зинаида Нилолаевна... Кланяюсь. Кланяюсь!

***
- А вы мне денег не займете? Рублей пять? Я напишу, обещаюсь, напишу и все отдам.
- Нет? ну извините. Что ж делать, коли нет.

***
-Вот же, Вертинский и Вы здесь! Надолго ли? Ну что там Москва? А что это за дамочка пришла с вами? Роза с мороза, с вашго позволения!
- А, это, это наша восходящая звезда, Вера Васильевна. Верочка, подойдите сюда, моя душенька! Ах, у вас пальчики совсем озябли. Дунька, раскачегарь камин да подай бутылочку Наполеона! Вере Васильевне холодно.
Дубак у вас тут, господа!

***
- Дамы и господа, королева нашего вечера,а, по совместительству, хозяйка дома - Анна Ахматовна.
Дверь растворяется и в комнату врывается запах скошенной травы. За ним следует женщина с гордым и бледным лицом. Ни на кого не обращая внимания, она читает нараспев

Ты, что живешь где-то в Литве,
Здесь не проходит и дня,
Чтоб я не думала о тебе,
Чтоб не ждала тебя.

Поэтесса заваливается на плюшевое кресло возле камина, достаёт мундштук и обращает свои зеленые глаза к расписному потолку.
- Браво, браво, Анна Ахматовна. Видали, Гумилев у нее в Африке на жирафов охоту держит, а кто-то в Литве… А ей и дела ни до кого нет!

***
- Господа, господа, время конкурсов.
- Простите, Хармс, но вы сегодня невозможны.
- Никаких отговорок. Тушите сигары, господа, будут конкурсы. Строимся строимся.
- Бросьте, Хармс.
- Я в вас сейчас чижом брошу, Анна Ахматовна. 44 чижа вам под юбку, Анна Ахматовна. Не можете прыгать в мешках, отойдите в сторону. Не мешайте веселью.
- Господа-господа, делимся на две команды. Нам срочно нужны две команды.
- Хармс, ей богу, у меня от вас мигрень. Перестаньте гомонить.
- Стоп-стоп-стоп, Нюра, посторонитесь. В одной команде, те господа, что покончат жизнь застрелившись, в другой те, кто повесятся. Смелее, господа, смелее. Расходимся по кружкам.
- Есенин, что стоишь качаясь, я понимаю, что вы хотите быть как Пушкин. Но, во-первых, Пушкину сто лет в обед, а во вторых, дорогой мой Есенин, и вешаться кому-то надо. Вы, мой березоокий Есенин, на Пушкина будете похоже, только, когда вас в фильме Безруков сыграет. Так что давайте, скажите своим друзьям “до свиданья”, Есенин, и перебегаем в группу удавленных. Что значит я отравлюсь тогда? Ну вы еще вены себе перережьте, милый мой. Какая пошлость. Брысь отсюда!

***
- Водки! Водки, господа, срочно водки!
- Братаааан, сколько вам раз повторять, брысьте! Всем абсента и опиума для народа!

***
- Где, где музыка, дорогие мои, серебряные? Музыки!
- Господа, это Блок. В гостиной Блок валяется. Под патефоном! Он, падая, патефон задел. Теперь игла ни к черту. Русского романса не будет.
- Тогда звать цыган. Срочно цыган.
- Ещё и винил поцарапал. Как же можно.
- Ну перестаньте, перестаньте вы! Я вам этих пластинок завтра же сто миллионов новых куплю.
- Вы купите?! Демьян, вы фамилию-то свою видели? Народ хоть бы не смешили!. Что с Блоком то делать будем?
- Блок-Блок. Кому нужен этот Блок. Несите его в залу. Складывайте вот сюда да, прям под table, у них там своё подстолье. Там уже и Есенин, и Пастернак. И Блок сюда же. Кладите его, кладите.
- В белом, ик, вечнике, ик, из роз.
- Впереди лежит матрос!
Успокойтесь, милок. Блок, в ваших глазах бессмысленный и тусклый свет. Вы бы так, Александр Александрович, больше-то не пили.

***
- Горько, горько! ну горько же!
И тут неспеша вошел Горький, потирая ус.

***
Нерешительный стук в дверь.
На пороге Чехов.
- Антон Павлович, какими судьбами? А вы не умерли ли еще? На долго к нам? Проходите, Антоша, проходите.
- Да, я так, только зачекиниться.
- Вы как всегда кратки. Талант! Талантище. Чехов, господа?
- Может мы с вами, прекрасный и душой и телом и мылсями и чем-то еще, Чехов, сыграем с Хармсом, со мной, то есть, в ЧеХарДу?
- Пожалуй, пойду искать третьего дурака.
И Чехов весь вышел.
Был ли это Чехов, или Пушкин переодетый в Чехова, или Гоголь переодетый в Пушкина, который уже в свою очередь нарядился Чеховым, Даниил Иванович так и не понял.

***
- Денег. Мне бы денег. Займите рублика три. Я уже отправил в журналы. Обещали печатать. Деньги будут. Всё верну!
- Что ж если нет, простите.

***
- А никто Булгакова не видел сегодня? Где Булгаков? Врача, нужно врача. Пастернаку плохо, его врет рифмами.
- Перестаньте паясничать, Хармс.
- Булгаков в Москве. Или в Киеве. Черт знает, где его носит.
- А как бы не так. С Булгаковым презабавная история вышла. Третьего дня Миша на дежурстве в больнице в Москве остался, как полагается. Там они морфием накидались и сгрузили Булгакова на поезд до Петербурга. Михаила Александровича отгружать нужно было. Его тут деньги и слава ждут. А поместили Михаила Афанасьевича. А у него и ключ к номеру гостиницы “Континенталь” подошел. Мистика. Ми-сти-ка! Так теперь он не иначе как в Петербурге. Столичный житель. Ай да, искать Булгакова.

***
- Казимииир. Тут где-то был Казимир. Неужто никто Казимира не видел? Казимир, брат мой, вот где вы. Казимир, вы бы знали. Вы бы знали как я вас люблю. Люблю, ценю и уважаю. Казимир, там кто-то на стене в парадной про барышню плохо пишет. Вы бы замазали, Казимир, а? У вас же не рука, у вас же трафарет, а не рука, Казимир. Извольте, друг. Без обид, да, Казимир?
- Казимир, ну куда же вы черной краской-то? Возьмите белую. Подойдите к вопросу творчески, Казимир.

***
- Господа, господа, господа, давайте срочно баловаться! Срочно-пресрочно баловаться! Где аппарат?
- Алло, барышня? Хармс у аппарата. Мне, барышня, пожалуйте озеро Чад. Добавочный 042. Позвать Гумилева.
- Ой умора. Позвала же. Взяла и позвала.

***
- Слышали, война может быть.
- Да уж никак не будет.
- Наверняка говорю, быть войне.
- А я говорю не допустят.
- Да как же не допустят, когда уже все точно решено. Война, война. Скоро война, господа. А вы, дорогуша, на войну пойдете?
- Нет, я сбегу во Францию. Я же интеллигенция.

***
- Господа, госопда-а. Открываем салон шахмат. Кто сразится?
- Чур, я Сашей Белым играю.
- Отлично. Господа, кто играет Сашей Черным?

***
- Салат изысканный государю-императору к новому году изготовили.
- Вы много брешете, отступитесь.
- Наизусть рецепт выучил: зеленый горошек, картофель, огурчик маринованный и колбаса докторская. Такой бы салат Булгакову пошел, честное слово. Колбаса Докторская. Смех, да и только. Оливье, сам Оливье готовил.
- Хармс, вы же первым в этом салате и заснете.
- И засну, ради вас, Анна Ахматовна, в нем и засну. А вы мне потом рожицу оттирать будете.
-Птьфу на вас, Хармс.

***
- Дружок. Мне бы рубль. Займите рубль, а? Гонорар ни сегодня, завтра будет, всё верну.
- Ну вы и зануда порядочный. Вот вам, Осип, ложка серебряная, она моей прабабке в 18 колене от самого Александра Македонского досталась. Цены ложке нет. Продайте её и берите деньги себе. Только, Ося, спокойнее. Успокойтесь, Мандельштам. А денег у Хармса нет, Мандельштам!
- Она же металлическая и вы её со стола взяли только что.
Кто-то распевается в другой комнате: Оооо, люююди гибнут за метал!
- Слово вам даю, серебряная, Мандельштам. как век наш, серебряная! Идите лучше подоприте собой пианино, а то некому подпирать, а оно так и упасть может. Не плачьте, котик мой, не надо!

***
- Мариночка, вот вы где. Прочли бы чего. К Новому году. Хоть малость какую. Порадуйте нас, Цветаева, цветами вашего творчества; la:
- Я кабацкий разгуляй повеса
Без любви, без денег, без стыда.
Чем Цветаева - не поэтесса?
С Новым годом, Дамы-Господа!

Ах нет, не сыскать мне друга
Верный пёс мой давно издох...
- Есенин, вы бы под своим столом спокойно лежали. Сколько можно. Дружбы вам нет. Обнимите Пастернака там.

Ну, Мариночка, где же, где же ваша поэзия. Пролейте её на наши уши.

Берегись порядок старый!
поджарим буржуя как рябчика.
Рушь стены
Кидай снаряды,
Коль нету снарядов,
То тапочки!
- Уймись, Володя, ты ведешь себя, как свинья. Нечего бить чужой хрусталь. Оттащите кто-нибудь его от буфета. И обувь, обувь у него отбирай. Он тут сейчас всё порушит. Лилечка, хоть вы его держите, революционера своего.

Монархию ф топку!
Бросай оковы
Вас с годом, товарищи,
Новым
Новым
Новым!
От Владимира Владимировича!
- Маяковский. Езжайте в Париж. Ваш поэтический водевиль здесь неуместен… Сейчас царя-батюшку слушать будем с поздравительной речью.
Из соседней комнаты: Иглы. Иглы нет!

***
- Ваааааши пальцы пахнут ладаном…
- Вертинский. Блок! К черту! Зачем сломали патефон. Вертинский, уймитесь! Вы же только одну песню знаете. Откройте окно. Хоть бы вы, Гиппиус. У вас же имя звучное - Зинаида! Что стоите без дела, дочь Зевса. Откройте скорее окно. Не слышите, что-ли, ладаном понесло.
- Я могу спеть!
- Медведь! Медведь! Кто позвал медведя?
- Шаляпин, аккуратнее, Пастернаку голову не раздавите. Шаляпин, батюшка, как люблю я вас, как боюсь я вас! Знать увидел вас
Все хором: я в недоооооо-оооооо-оооообрай час!
Звук бьющейся посуды, падающая мебель, голос издалека: Пропили Россию, теперь орут!

Занавес с табличкой “1914”!

За закрытым занавесом оркестр и хор “Очи черные, очи жгучие...”

Начало XXI века совпало со знаменательной датой 2000-летия Рождества Христова. Мы современники, которым посчастливилось стать свидетелями такого знаменательного рубежа веков и многих юбилеев, в первую очередь 300-летие основания нашего города. Незаметно летит время, в ушедшем году мы уже отметили 310 лет рождения града святого Петра. И год грядущий будет наполнен знаменательными датами нашей истории и культуры. В первый месяц 2014 года мы будем отмечать 70-летие полного снятия Блокады, а летом праздновать юбилей 100-летия начала Первой мировой войны.

Мы полтора десятилетия назад, наверное, так же, как и петербуржцы, которые жили в переломные вехи истории, на рубеже веков, встречая век ХХ и провожая в прошлое XIX, вспоминали минувшее и возлагали надежды на век грядущий. Они ещё не знали, что им придётся пережить революционные потрясения и две мировые войны. И, несмотря на все ужасы Блокады в Ленинграде встречали и праздновали Новый год. Давайте вместе перелистаем новогодние страницы истории, начиная с рубежа веков.

Что век грядущий нам готовит на рубеже веков

Безмятежно уходил в прошлое XIX век, не предвещая никаких потрясений. Жизнь шла своим чередом новогодние журналы конца XIX века ещё благодушно встречают очередной новый год. «Биржевые ведомости» 1 января поздравляют своих читателей с наступившим Новым годом.

На новый 1898 год

I.
Новый год! Сколько дум и волнений!..
С упованьем глядя вперёд,
Без вражды и без горьких сомнений
Встретим бодро друзья, новый год.

***
Что же мысль увлекает так нашу?
Где источник любви и добра?
За кого же первую чашу
Выпьем, братья, при криках ура?

***
За Тебя, Просветитель народа,
Обожаемый наш Государь!
В первый час наступившего года
Грянем дружно: «да здравствует Царь»!

II.
Да исполнит Он сердца призванье:
Видит русскую землю, кругом
Озарённую светочем знанья,
Осенённую правды крестом.

***
И за тех, кто народ к просвещенью
Личным подвигом смело ведёт.
И грядущему вслед поколенью
Светлой жизни пример подаёт!

***
О, поверьте, что даль идеала
И за тучами ярко горит…
Но чтоб сказка не сказкою стала -
Пусть Господь Государя хранит!

***
Пусть зло, распростёртое долу,
Не выносит сиянья добра…
За Царя, за народную школу
Грянем дружное, братья, ура!..

Н. Н - евъ

«Новый год, как известно, принято у нас, особенно в больших городах, встречать шумным пиршеством, среди всевозможных греховных забав и развлечений. В виду этого весьма отрадно отметить совершать молебен в храмах в полночь под новый год. Правда он совершается повсеместно 1 января после литургии. Почин такой встречи нового года был сделан сначала только некоторыми священниками Санкт-Петербурга. В 1894 году почти во всех церквах Санкт-Петербурга молебен был совершен накануне Нового года после всенощной. Всенощное бдение под Новый год было совершено позднее обыкновенного в 10 часов вечера, был также прочитан акафист Иисусу Сладчайшему, а в конце было сказано приличное к случаю поучение, чем и был дан тон религиозной настроенности на всю ночь для всех присутствующих. Можно быть уверенным, что торжественные призывы церковных колоколов под новый год укажут многим, вовлекшимся в разгул по своей слабости и легкомыслию, которым особенно необходимо протянуть руку помощи, настоящий путь, как должно встречать новый год». Писал «Церковный Вестник» в 1894 году.

«В городах в последние годы стал устанавливаться обычай среди верующих встречать новый год в церкви, причем и обычное новогоднее молебствие совершается уже в полночь. В Петербурге в газетах не раз высказывалось желание общества, чтобы все церкви, по крайней мире приходские были открыты для встречи нового года. Такие пожелания и письма, рассказывающие о встрече Нового года благочестивыми петербуржцами, публиковались в новогодних номерах «Церковного вестника». Редакция, помещая их на своих страницах, взяла на себя миссию поддерживать этот добрый обычай, столь соответствующий духовным потребностям современного общества.

«31 декабря 1900 года», пишет один петербургский обы-ватель, «в начале двенадцатого часа ночи, живя близ Исаакиевского собора, я выглянул в окно, в твердой уверенности, что увижу факелы собора зажженными и храм освещенным. Но все вокруг было погружено в глубокий сон. Тогда я на-правился в Казанский собор, приветливо всегда идущий на-встречу религиозным запросам общества, но, когда подъехал, и здесь увидел все погруженным в сон. Пешеходы шли, однако, к собору со всех сторон, стучались у дверей и с печалью уходили прочь. Другие останавливались и ждали, не веря, что собор не откроет своих дверей. Подъезжали и на извозчиках и, перекликнувшись со стоявшей на крыльце собора группой, быстро продолжали путь. У моей спутницы навернулись на глаза слезы. Мне самому стало как-то жутко. Двери дома Божия в этот знаменательный полуночный час были за-крыты и как бы говорили: «идите, отверженные, прочь». Улицы были парадно освещены, рестораны, по принятому обычаю, зазывали встречать новый век за шампанским, среди веселья, под звуки музыки и песней. Но больше хотелось пла-кать, страстно желалось быть ближе ко Христу, и так трудно было найти Христа в этом беззаконном Вавилоне. Я все-таки знал, что некоторые церкви, наверное, будут открыты. Извозчик, окрыленный прибавкой на чай, мчался во весь дух по залитому парадным светом Невскому проспекту. На углу Владимирского проспекта послышался сладостный благовест Троицкой церкви общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Еще немного — и пока-зались её ярко освещенные окна. Слава Богу! Здесь со све-тильниками в руках ждали Жениха, грядущего в полуночи».

Но вот и наступил новый ХХ век, напоминающий питерской изменчивой погодой наступающий Новый год. После Рождества только погода и улицы города стали напоминать о начале зимы лёгким морозцем и наконец выпавшем долгожданным снегом. А страницы газет наполнились воспоминаниями о прошлом веке. «Петербургская газета» сокрушалась: «Никаких проводов уходящему веку не делается. Никто и не подумал ознаменовать его владычество каким-нибудь добрым делом: ни сословия, ни учреждения, ни частные кружки и отдельные лица… все собираются лишь проводить старый год и встретить новый.

Человечество озлоблено на XIX век вероятно за то, что важнейшие открытия его послужили именно орудием преступлений. Посредством телефона и телеграфа устраиваются наглые мошенничества. Посредством биржи и тотализаторов учиняются организованные грабежи над массами».

Её конкурент другая столичная газета «Петербургский листок» писала следующее: «Завтра - последний день ХIХ столетия. Пройдёт этот день, ударит роковой полночный час, и мы очутимся в ХХ веке. Что-то сулит этот век? Темна вода в облацех. Гуманный, просвещённый, в свой время пышно воспетый XIX век, век пара, электричества, телефонов и граммофонов кончился плохо. Начался за здравие, а свёлся за упокой - уходит в вечность под грохот пушек, под треск ружей, под стоны и корчи раненных.

Скажут:
- Ах это вы про Трансвааль…
Да, читатель и немножечко про Китай».

Неправда ли жители XXI века узнаваемая картина, звучит вполне современно, только заменить на самолёт, автомобиль, совсем не мирный атом, радио, телевизор, мобильник, компьютер и поменять регион на Ближний Восток и смело можно ставить в передовицу.

А что же ждали от века ХХ? «Наступают последние дни старого века, на пороге стоит уже новый, а между тем ещё неизвестно, какую дань благодарности мы заплатим отжившему столетию и каким торжествами ознаменуем встречу нового. Не может быть, чтобы этот важный момент перехода границы веков прошёл незаметно… Не может быть, чтобы новый век послужил бесцветным продолжением старого и его повторением.

Наука, зарывшаяся в материализме и натурализме, не может расширить своих горизонтов за пределы пока ещё неведомого и неоткрытого. Последнее слово ей сказанное, например, в городском электрическом освящении, нельзя ведь признать за откровение высшей тайны природы, ибо в природе, наверное, ещё таится секрет для более порядочного уличного освещения, которое сейчас в Петербурге ниже всякой критики.

Искусство не остановится на архитектуре пятиэтажных домов, имеющих вид каменных мешков, в которые заключать должно только преступное население.

Литература создаст новые имена, так как старые всем набили оскомину.

Даже конки переменят нынешнее оборудование, а старые извозчичьи санки с отвратительными полостями изъяты будут из употребления.

Грядущий век, без сомнения, всё изменит на новый лад, а в этом отношении каждому будет любопытно переступить через границу и хоть немножко захватить широкую полосу его исторического прогресса».

Опять напрашиваются знакомые всем аналогии нашей жизни. Увы, мы не узнаем, чтобы написал журналист «Петербургской газеты» если бы очутился в Петербурге XXI века, ему представилась бы хорошая возможность с чем сравнить. Но у нас есть возможность последовать за ним. Что ж внемлем его совету, попрощаемся с веком XIX, заглянем и приоткроем двери ХХ века, перенесёмся в начало ХХ века. Но в начале, чтоб не обойти вниманием и милых дам, обратимся ещё к одной статье «Женщина и ХХ век» и узнаем, что ждала и чаяла прекрасная половина человечества.

«И вот, в ожидании полночи, когда к железным дверям подойдёт новый 1901 год и ударит в них молотком, и откроет их широко для принятия новых просьб и всех поздравлений, стоит женщина. Женщина-жена молит ХХ век не карать её, если брачный союз не окажется счастливым и захочется снять с себя непосильное бремя.

Женщина-девушка молит ХХ век внушить её товарищу мужчине, чтобы он не глядел на неё как на ненавистного конкурента в её трудовой карьере, как на узурпатора, желающего вырвать из его рук власть.

Женщина-художница и женщина-писательница тоже молят о справедливости ХХ век, чтобы он указал мужчине всю жестокость, всю ложь, которую он влагает в презрение к женскому труду и женским способностям. Если гений и талант мужского рода, то победа - женского, а ведь только победа венчает успех, так не справедливо ли, чтобы всё прекрасное, всё высокое было без различия пола достоянием таланта и гения».

Два века

И так мой друг прощай!
Дай Бог, чтоб глубже ты проникнул в область духа,
Чтоб род людской не относился глухо
К страданиям людей,
Дай Бог, чтоб братство век твой озарило,
Чтоб перед правым преклонилась сила,
Чтоб общее её презрение клеймило.
Да торжествует свет святых идей,
Пусть люди все живу как братья.
И старый Век Век Новый заключил
В свои объятья
И в область вечности на крыльях воспарил.

«Некалендарный ХХ век»


Начало 1914 года не предвещало великих исторических потрясений ХХ века. Это уже спустя десятилетия Анна Ахматова даст отсчёт ХХ веку, назвав 1914 год началом не календарного ХХ века.

«Последний год, когда столица наша
Первоначальное носила имя
И до войны великой оставалось ещё полгода,
Свершилось, то
О чём должна я кратко и правдиво
В повествовании моем сказать».

С началом Первой мировой войны город сменил имя на Петроград, а август обернулся страшным пророчеством:

«Сроки страшные близятся.
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменье небесных светил.

…Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат».

Так отразила Ахматова в своем стихотворении «Июль 1914» начало новой эпохи, начавшейся с рокового августа началом I Мировой войны, в другом стихотворении « Памяти 19 июля 1914» спустя два года она скажет: «Мы на сто лет состарились, и это / Тогда случилось в час один. Так «Приближался некалендарный - Настоящий Двадцатый Век», названый ей в «Поэма без героя».

«Двадцатый век начался осенью 1914 года вместе с войной, так же как девятнадцатый начался Венским конгрессом. Календарная дата значения не имеет. Мы чувствовали себя людьми двадцатого века.

В сущности никто не знает, в какую эпоху он живёт. Так и мы не знали в начале десятых годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции. Увы!

В начале мая петербургский сезон начал замирать, все понемногу разъехались. На этот раз расставание с Петербургом оказалось вечным. Мы вернулись не в Петербург, а в Петроград, из XIX века сразу попали в XX, всё стало иным, начиная с облика города…» Вспоминала Ахматова в своих автобиографических записках. «А я росла в узорной тишине, // В прохладной детской молодого века…»

Дайджест начала ХХ века

Няня детям говорила:
«Было тихо и темно,
Кто-то стукнул мне в окно…
Я окошко растворила,
Гостя светлого впустила:
Нежный мальчик летунок,
Ясноватый, кудреватый,
Залетел ко мне крылатый
Словно лёгкий голубок
И сказал: «Я Новый год».

Какой же праздник без детей. Отправимся на улицы Петербурга начала ХХ века вместе с «Синим журналом» за 23 декабря 1911 год. «Празднуя Рождество, больше всего думают о детях. Таскают их по магазинам, выбирая подарки, по циркам, гостям… И, в результате, дети не привычные к суматохе, - теряются…

Везде, в крупных центрах города на праздник встречаются забытые дети. Стоят, заплаканные, прижавшись к стене, трут кулачками глаза.

Прохожие останавливаются. Спрашивают: «Где мама?»

А Бог его знает, где «мама!» Стоит где-нибудь в магазине, заваленная материями, свёртками, коробками и до хрипоты торгуется с измотавшимся приказчиком…

Городовые с материнской нежностью отводят ребятишек в участок, а там уж и «маму» разыщут!».

Папа, Мама! Новый Год
Пусть по- старому идёт.
Только б дал вам Бог здоровья,
Сил работать в добрый час. -
И тогда своей любовью
Осчастливите вы нас!...

Васильев вечер в канун Нового года именовался богатым вечером. Согласно русской традиции в центре новогоднего стола обязательно водружалась свиной окорок как символ изобилия и достатка. Газеты и журналы описывали предпраздничную традиционную суматоху. Отправимся и мы на предпраздничный рынок прикупить скоромного для разговения. Вегетарианец С.С. на страницах «Синего журнала» в статье «Чрево Петербурга» сокрушается: «Попробуйте убедить обывателя обойтись без праздничного гуся, без младенчески невинного розового поросенка…» Там же помещены колоритные фотографии с комментариями: «Хвосты на морозе обломились. Спины надрезаны. Весь торс изогнут, в полной готовности послужить аппетитным украшением праздничного стола. Скажет, кто из вас не мечтает на Рождество о жертвенном поросенке с кашей?!..»


Петербургский рынок

За такого поросенка
Пять с полтиной? Ах нахал! -
Разъярённая бабёнка…
Чуть не драка и скандал….

У купца передник белый
И свирепый тенорок…
Продаём «мадам» дебелой
«Чудный ливер на пирог».

Госпожи, купцы, кухарки,
Груды «праздничных» гусей
Рыба, дичь и красно-яркий
Соблазнительный филей.

Суматоха, шум и давка,
Кто купил, кто продаёт…
Каждый ларь, любая лавка
Непременно зазовёт!

А в сторонке «Жук пропащий»
Сам с собой держал совет:
Как бы там кочан упавший
Приспособить на обед!
(Евг. Хохлов)

Читаем в «Петербургской газете» за 1913 г., в разделе «Петербург - перед праздниками»: «Перед рождественскими праздниками заготовляется огромное количество мороженых туш. Последние охотно раскупаются населением, так как гусь и свинья являются традиционными рождественскими блюдами. Это единственный случай, когда вопреки пословице гусь и свинья являются товарищами. Играет тут роль, и то, что свинья является символом материального благополучия. В настоящее время покупка свинины уже началась. И на Сенной рынок беспрерывно подвозят туши. Покупать их надо с осторожностью, так как свинина может быть заражена и, кроме того залита водой, которая, замерзая, прибавляет вес». К репортажу с Сенного рынка прилагалась и соответствующая фотография.


А вот уже и летит над Невским современная Солоха.

Плохо это, иль не плохо,
Но, как опытный улан,
Современная Солоха
Седлала моноплан.

И у дамы этой планы
Удивительно светлы!
Безусловно монопланы
Соблазнительней метлы.

Быстролётной, лёгкой птицей
Тёмной ночью, в блеске дня
Плавно реет над столицей,
Соблазняя и меня.

Юмор «Синего журнала», тем не менее, имел под собой реальные события. Газета «Руль» от 7 января 1911 года поместила заметку «В городском манеже», в которой сообщалось следующее: «В два часа дня здесь состоялось повторное состязание моделей-аэропланов бывшее 29 декабря и 2 января.

Первый приз получил аэроплан-моноплан М. Белицкого; второй приз получил планёр г. Громова; третий приз получила г-жа Чесма за планёр. Они были награждены почётными дипломами.

Всех участников 11, большинство гимназисты и реалисты, одна гимназистка».

Мольбы женщин на рубеже веков были услышаны. В 1913 году в Петербурге вышел первый женский календарь по своему содержанию очень эмансипированный. В его справочном разделе можно найти всю информацию об учебных заведениях и трудоустройстве для женщин, рассказы об их политической общественной жизни не только в столице. Они с лихвой удовлетворяют все высказанные мольбы. В этом же году в России, в Петербурге, впервые отмечался и Международный женский день.


Новогодние газеты 1915-17 гг. встречают читателей военной тематикой. Не только первая страница, но и все номера посвящёны исключительно теме войны это и сатира, патриотически-агитационного содержания и фоторепортажи реалий войны, уделено внимании и сюжетам празднования Рождества в госпиталях и боевых условиях.

Новогодние поздравления



Жизнь пока шла своим мирным чередом, знакомые и родственники поздравляли друг друга с Новым 1914 годом, как всегда традиционно желали «С новым годом, с новым счастьем!» Вместе с этими пожеланиями желали счастья и незатейливые, но милые сюжеты новогодних открыток. На одной открытке можно было увидеть свинок выстроившихся в форме цифр нового 1914 года, надпись на ней гласила на русском и немецком языках: «С новым годом!» и «Мы приносим счастье». Новый год в виде Рождественского Деда и молодой Новый год не на традиционной лошадке, а уже в ногу со временем, ещё мирно парят на аэроплане над городом.

Европейская открытка для России. Нач. 20 в.


Немецкая открытка нач.20 в.


Открытки также являлись своего рода исторической летописью, чутко реагируя и отражая в своих сюжетах происходившие социальные и исторические события. Так с началом Первой Мировой войны это сразу же нашло своё отражение на открытках, появилась военная тематика. Но исчезли немецкие открытки, именно Германия являлась крупным поставщиком на российский рынок новогодних открыток, в частности с цифрами наступающего Нового года. К началу 1914 года их было ещё достаточно выпущено, они успели попасть в Россию, и носили совершенно мирный традиционный характер.

На отечественных открытках наряду с патриотическими сюжетами, как празднование Рождества на фронте - праздник на позициях, где присутствовал и сам царь Николай II в военной форме, изображены зарисовки военного быта и подруг, верно ожидающих солдат, находящихся на фронте. Тема милосердия отразилась в сюжетах: собирания подарков для воинов, раненных солдат, сестёр милосердия, так же в этом образе можно увидеть императрицу Марию Фёдоровну с цесаревичем Алексеем, поздравляющих с праздником раненых в госпитале. Это относится преимущественно к рождественским открыткам. Это были реальные исторические события, которые можно было увидеть на фотографиях в журналах и газетах того времени.

Новогодние открытки сохраняли и свои прежние сюжеты. Поздравления того времени чаще всего не доносят до нас тревожной канонады войны, гремят только традиционные залпы откупориваемых бутылок шампанского. Жизнь будто продолжает идти своим чередом со своими маленькими житейскими радостями, ничем не омрачая наступление Рождества и Нового года.

«Клавдия Фёдоровна!

Поздравляю Вас с Новым годом, желаю Вам на Новый год всех неземных радостей, блаженства, и всего, всего наилучшего». 1.1.13. отмечено почтовым штемпелем это поздравление.

«Поздравляю с Новым годом! Желаю иметь это будущее потомство! Разорюсь приехать посмотреть на мать семейства». Такое пожелание 27.12.13. шлёт своему другу другой отправитель в канун 1914 года.

Мирно реет в небесах Старый и Новый год на рождественской открытке, грядёт 1915 год, её адресат живёт уже в Петрограде в районе, называемом Пески, который официально именовался «Рождественским». «Имеем честь поздравить Вас Иван Иванович и Елена Васильевна С Высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым Годом. Желаем встретить и провести оный в радости и в добром здоровье». Такие слова можно прочитать на её обороте.


Заканчиваем наше новогоднее путешествие тёплым поздравлением, прилетевшим в Северную столицу с Юга, из Тифлиса в 11-ю роту Ея Высокоблагородию Екатерине Васильевне Максимовской.

«Дорогая Катя!

Я и Юля поздравляем Вас с Новым годом и шлём Вам самые лучшие пожелания…»

Вадим Кустов
Материалы периодики и иллюстрации из собрания автора
31 декабря 2013 г.

Сколько людей, столько и желаний. И Новый год по старому стилю - именно то время когда можно их загадывать не просто «горохом об стенку», а с большой долей вероятности их осуществления в ближайшие 12 месяцев. Эти же дни - вплоть до Крещения - отличное время для исправления судьбы и программирования себя на удачу, любовь, здоровье и все, что вы считаете для себя нужным, пишет beautyhalf.ru.

Как гадать на варениках на Старый Новый год?

Как же погадать? И кто на это имеет право - юные девушки и парни, или все-все-все?

Делить гадающих по возрастным категориям стало принято, наверное, после прочтения произведений классиков: там ведь в роли ворожей выступают, в основном, очаровательные девы, которым «уж замуж невтерпеж». Да и неприличным считалось в былые времена гадать людям среднего возраста, и нелогичным - они уже состоялись в жизни, о чем им спрашивать?

Старички не гадали, скорее, с перепугу: что им ждать от жизни, кроме ее завершения?

Но все же… Представьте восторг восьмидесятилетней бабушки, которой в варенике попалась начинка, символизирующая здоровье и долголетие!

Почему говорим о гадании на варениках? Да потому, что это один из самых распространенных и полезных видов ворожбы.

Во-первых, и развлечение, и угощение в одной миске - это здорово.

Во-вторых, лепят вареники большой веселой компанией, что придает атрибуту гадания много различной позитивной энергетики и увеличивает шансы достоверности предсказания.

В-третьих, гадание на варениках - это не настолько жутко, как гадание на свечах и зеркале, или различные хождения среди ночи по перекресткам.

В-четвертых, чтобы не расстраивать присутствующих, хозяйка дома и ее помощницы имеют полное право не класть в вареники «плохих предзнаменований» - только самые лучшие, пусть люди настраивают себя на хорошее.

Начинки для вареников и их значение

Испокон веков каждая начинка, спрятанная в новогодний вареник или пирог, что-то да значила. И если с монеткой и колечком все предельно ясно (богатство и замужество), то остальные необходимо расшифровать.

Укроп или какая другая зелень - к здоровью.

Фасоль, пшеница, гречка - к большой прибыли, только с некоторыми нюансами: если попалась фасолина, богатство придет легко, пшеница - в результате тяжелого труда, греча - неожиданно.

Хлебная корочка - к исполнению заветного желания материального направления (только смотрите, чтобы корка не размокла в начинке и не «потерялась»).

Лавровый лист - к славе и почестям.

Кусочек яблока - к спокойному и стабильному году без каких-либо происшествий и перемен.

Морковка - к приятным неожиданностям.

Нить - к дороге (можно трактовать, как возможность путешествовать).

Огурец - к большому успеху в конкретном деле.

Кусочек теста - к беременности.

Капуста - к знакомству, перерастающему в любовь и брак.

Орех - к множеству поклонников (поклонниц).

Карамель - к романтическому приключению.

Чеснок, мука, черная нитка, кислая ягода - плохие символы, означающие трудную жизнь, мучения, безответную любовь и потерю людей - поэтому не омрачайте ими праздник.

Пишите записки…

Если символические начинки вам не нравятся и кажутся слишком размытыми и ни о чем не свидетельствующими, напишите записочки с конкретным пожеланием и конкретной датой его исполнения. Образец: «Получите повышение по службе в мае» или: «Выйдешь замуж в октябре», или: «Выиграешь 1 000 000 долларов в лотерею через неделю». Игра в «варенички» с такими предсказаниями обещает быть азартной, веселой, аппетитной и запоминающейся.