Меню
Бесплатно
Главная  /  Лечимся сами  /  Картотека пальчиковых игр группа раннего возраста. Пальчиковые игры для самых маленьких дошкольников

Картотека пальчиковых игр группа раннего возраста. Пальчиковые игры для самых маленьких дошкольников

Составитель: воспитатель Ряписова Е.П.

«Пальчики здороваются»

Цель:

Ход игры : Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель : развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель :

Ход игры : (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Как у нашего кота…»

Цель : развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель : развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Бумажный мячик»

Цель

Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

« Водичка, водичка…»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход занятия : Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель:

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход игры : дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Капуста»

Цель : развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Пальчики»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Коготки»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

«На работу»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«Маленькая мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе(коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит:

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

Остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты

Глазки на макушке, (большой палец выполняет функцию нижней челюсти),

А все её слова – которые то раскрываются, то закрываются.

Только «Ква!» да «Ква!».

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,

Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножками
ушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!


Олеся Сафронова
Пальчиковая гимнастика для детей второй группы раннего возраста

Сентябрь

1. «В детский сад идти пора…»

Этот пальчик хочет спать, (поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура! (помахать кистями рук)

В детский сад идти пора.

2. «Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

3. «Цветы»

Как у нас

На нашей грядке

Сколько цветиков растет! (крутят руками – фонариками перед собой)

Маргаритки, (загибаем пальчики по – одному)

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой? (делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх)

4. «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (согнуть пальцы левой руки в кулачок, по

очереди разгибать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Октябрь

1. «Капустка»

Мы капусту рубим, рубим. (попросите малыша ребрами ладоней ударять по столу)

Мы морковку трем, трем. (попросите ребенка сжать руки в кулачки и потереть ку-лачки друг о друга)

Мы капустку солим, солим. (попросите малыша изобразить, как он посыпает капусту солью)

А потом все жмем, жмем. (попросите малыша сжимать и разжимать кулачки)

2. "Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.

3. "Грибы"

Раз, два, три,четыре, пять! (ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

4. «Ветерок»

Ветер дует нам в лицо, (руками машем себе в лицо)

Закачалось деревцо. (руки вверх и качаемся)

Ветерок все тише, тише, (медленно приседаем)

Деревцо все выше, выше. (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх)

Ноябрь

1. «Домик»

Молоточком постучу. (стучим кулачками друг о друга)

Дом построить я хочу. (складываем ладошки в крышу)

Строю я высокий дом. (поднимаем руки с крышей вверх)

Буду жить я в доме том. (хлопаем)

2. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, листья рябины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики тополя, листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средним и указательным пальцем)

3. «Сорока-белобока»

Сорока-белобока,

Где была?

Кашку варила,

Деток кормила (круговыми движениями указательным пальцем проводите по тыль-ной стороне ладони малыша)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала (поочередно загибайте пальчики ребенка)

А этому не дала.

Ты кашу не варил,

Воды не носил,

Дров не рубил – тебе нет ничего (возьмите большой палец малыша и потрясите его)

4. «Кисонька - мурысенька»

Кисонька-мурлысонька,

Где была?

На мельнице. (вращаем руками перед грудью)

Кисонька-мурлысонька,

Что там делала?

Муку молола. (стучим кулачками друг о друга)

Кисонька-мурлысонька,

Что из муки пекла?

Прянички.

Кисонька-мурлысенька, (лепим прянички)

С кем прянички ела?

Не ешь одна! Не ешь одна! (грозим указательным пальцем)

5. «Зверюшки»

На лужок пришли зайчата: (сгибание пальцев рук поочерёдно при перечислении

животных)

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок,

Приходи и ты, дружок.

Декабрь

1. «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (чертим руками круг)

Очень гладкий, (одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозим пальчиком)

2. «Снеговик»

Мы слепили снежный ком, (лепим двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем, (соединяем руки в кольцо и кладем на голову)

Нос приделали и вмиг (приставляем кулачки к носу)

Получился снеговик. (обрисовываем двумя руками фигуру снеговика)

3. «Ёлочка»

Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

4. «Праздник приближается»

Праздник приближается,

Ёлка наряжается:

Шарики висят (упражение - фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

Звёздочки горят, (пальчики растопырить)

А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

Конфетти кругом!

Январь

1. «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочерёдно соединяют большой палец с осталь-ными)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

2. «Снежный ком»

Взяли дети белый ком, (изображаем ком)

Будем строить снежный дом (движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой, (имитируем движения)

Домик будет ледяной

Ком за комом мы кладем, (ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом. (рисуем в воздухе ладонями домик)

3. «Профессии разные есть»

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть: (ритмично сжимают – разжимают кулаки)

Доктор лечит людей, (поочередно загибают пальцы на правой руке на каждое название профессии)

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом: (сводят руки над головой – «крыша»)

Все дружно жить будем в нем.

Стены покрасит маляр, (поочередно загибают пальцы на левой руке)

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,

А если ты хочешь все знать, (покачивают указательным пальцем)

Ученым тебе надо стать. (дотрагиваются указательным пальцем до лба)

Февраль

1. «Игрушки»

Есть у нас игрушки: (хлопки).

Пластмассовые погремушки, (встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой, (сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной, (делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный, (руки сложить в круг перед собой).

Шарик легкий надувной, (руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой. (хлопают в ладоши).

2. «Сказки»

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок - румяный бок.

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

3. «Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идём. (пальцы маршируют по столу.)

В нашу армию, ребята,

Просто так не попадёшь. (пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. (ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

4. «Транспорт»

Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Март

1. «Тортик»

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)

Серединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку - сладким кремом. (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою крошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай -

В гости друга приглашай! (одна рука пожимает другую)

2. «Аленький цветочек»

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают, (производятся покачивания головой цветка)

Головой качают.

3. «Мастер шкафчик мастерил…»

Мастер шкафчик мастерил, (ставим ладони ребром и «пилим» по поверхности

стола, совершая движения вперед-назад)

Ровно досточки пилил,

Молотком по ним стучал, (сжимаем руки в кулаки и стучим по столу, «забивая гво

Точно гвозди забивал.

Дверки сделал и замок, (соединяем боковые поверхности больших пальцев, раскры

ваем и закрываем «дверки»)

Ключик сделать он не смог. (соединяем пальцы обеих рук в замок)

4. «Стирка»

Постираю чисто с толком (движения кулачками, имитация стирки)

Рубашку, кофту и футболку, (поочередное загибание всех пальцев)

Свитерок и брюки -

Устали мои руки. (встряхивание кистей рук)

Апрель

1. «Клён»

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)

Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)

Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)

Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

2. «Апельсин»

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один. (показываем только один палец)

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)

Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

3. «Цветы»

Наши алые цветки распускают лепестки, (медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (покачивать кулаки вперед – назад)

4. «Этот пальчик в лес пошёл…»

Этот пальчик - в лес пошёл, (перебираем пальчики)

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.

Май

1. «Бабочка, кузнечик…»

Дружно пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха, (поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячем руки за спину)

2. «Во дворе…»

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Во дворе цыплятам накрошили крошек, («крошим хлеб»)

Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)

Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)

Как они устали - ладушки – ладошки!» (поглаживание рука об руку)

3. «Мальчики – пальчики»

Мальчик- пальчик, где ты был? (разгибаем большой палец)

С этим братцем в лес ходил, (разгибаем указательный палец)

С этим братцем щи варил, (разгибаем средний палец)

С этим братцем кашу ел, (разгибаем безымянный палец)

С этим братцем песни пел. (разгибаем мизинец)

4. «Насеком ые»

Дружно пальчики считаем (сжимают и разжимают пальцы)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом. (поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начав с боль-шого)

Это кто же тут звенит? (вращают мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Козлова Татьяна Александровна , воспитатель
саратовская область.село Дмитриевка

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Картотека

пальчиковых игр для детей раннего возраста

Составила:

Козлова Татьяна Александровна

с.Дмитриевка

«Пальчики здороваются»

Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Ход игры: (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала

Этому дала,

Этому дала

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого.)

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.

(Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы.)

«Наши ручки»

Где же наши ручки? Вытягивают ручки впередГде же наши ручки? Показывают ручки Где же, где же наши ручки? Спрятали ручки за спину Нету наших ручек.Вот, вот наши ручки,Вот наши ручки Опять показывают ручки

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок –

И сжали в кулачок.

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Водичка, водичка…»

Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками, закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножкамиушками махали Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и разгибаем сомкнутые пальцы,

обеих рук

Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую руку

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«Кулачки»Кулачки сложили,Кулачками били.Тук-тук!Тук-тук!Тук-тук!

Сложить кулачки обоих рукБьют кулачками.

«Апельсин»Мы делили апельсинАпельсин всего один.Это долька для кота,Это долька для ежа,Это долька для улитки,Это долька для чижа,Ну а волку – кожура.

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Прятки»В прядки пальчики игралиИ головки убирали.Вот так, вот так,Так головки убирали.

Сжимание и разжимание пальцев.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 села Успенского

Воспитатель: Нагайник Г.А.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой

деятельности. "Пальчиковые игры" способствуют отображению реальности окружающего мира

Предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук, что влияет на вырабатывание

ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Почему же так происходит? Пальцы рук снабжены большим количеством нервных рецепторов. На кистях расположено множество акупунктурных точек (по этому указателю кисть не уступает уху и стопе), массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Ещё в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

«Пальчики здороваются»

Цель:

Ход игры : Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка ёж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

«Ладушки – ладушки»

Цель : развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки .

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

«Сорока – сорока»

Цель :

Ход игры : (указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой , руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики

мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока

Кашу варила

Деток кормила

Этому дала ,

Этому дала ,

Этому дала

Этому дала ,

Этому дала

«Как у нашего кота…»

Цель : развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые, зубки беленькие.

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Ладошки»

Цель : развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок .

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: Выполняют движения«Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять,

Обезьянки стали танцевать,

И одна из них пошла домой поспать,

Потому что надоело танцевать.

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Бумажный мячик»

Цель

Ход игры: ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик

Перекатывать мячик по столу.

« Водичка, водичка…»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход занятия : Движения выполняются в соответствии с текстом. Подставить ладони под воображаемую струю воды; ладонями «умываем» лицо; поморгать глазками; потрите ладонями щеки; пощёлкать зубами; широко улыбнуться.

Водичка, водичка…

Умой моё личико.

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.

И кусался зубок.

Чтоб смеялся роток

«Пальчик о пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход занятия: стучат пальчиком о пальчик,хлопают в ладоши, топают ножками,закрыть лицо руками. Повторить 2 раза

Пальчик о пальчик тук да тук

Хлопай, хлопай, хлопай

Ножками топай, топай

Спрятались, спрятались

Пальчик о пальчик тук да тук

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель:

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли в садик погулять.

Ходим – ходим мы по лугу.

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

«Сидит белка на тележке»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход игры : дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

«Капуста»

Цель : развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трём, трём,

Мы капусту жмем, жмём.

«Пальчики»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

«Коготки»

Цель : развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши!

«На работу»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»

На работу им пора.

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук..

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу;поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика

Потопали на речку.

Воды они боялись

И в речке не купались.

На скрипочках играли –

Всех рыбок распугали.

«Маленькая мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу,лежат на тыльной стороне одной из рук на столе(коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Маленькая мышка

По городу бежит.

Глядит ко всем в окошки,

И пальчиком грозит:

«А кто не лёг в кроватку?

А кто не хочет спать?

Такого непослушного

Я буду щекотать!»

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук,

Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям; ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны первоначальным-«Паучки» ползают по голове

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

«Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.

Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а

остальные вверх

Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.

«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Лягушка – попрыгушка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры:

Лягушка – попрыгушка,

(смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты)

Глазки на макушке,

(большой палец выполняет функцию нижней челюсти),

А все её слова –

Только «Ква!» да «Ква!».

(которые то раскрываются, то закрываются).

А щёки раздувает

И рот свой разевает,

Чтоб комары и мушки

Летели в рот лягушке.

(одной рукой продолжаем изображать рот лягушки

а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»)

«На лесной лужайке»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры:

На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем расслабленными кистями

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши

ногами топали, притопываем ножками
ушками махали

(прикладываем раскрытые ладони к ушам, сгибаем и разгибаем

сомкнутые пальцы, обеих рук)

Выше всех скакали,

(поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то одну, то другую

руку)

Глазками глядели, Машем руками

Песенку пропели:

«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Ля-ля-ляйки!»

Ах, какие весёлые зайки!

«Наши ручки»

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Вытягивают ручки

вперед

Показывают ручки.

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Спрятали ручки за спину

Опять показывают ручки.

«Кулачки»

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тук

-

тук!

Тук

-

тук!

Тук

-

тук!

Сложить кулачки обоих рук

Бьют кулачками.

«Очки»

Бабушка очки надела

И детишек разглядела.

И детишки очки н

адели

Бабушку разглядели.

Колечки подносят к глазам

Дети повторяют действия за

воспитателем.

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик,

Кап да кап, кап...

Мокрые дорожки.

Все ровно пойду

гулять,

Пусть промокнут ножки.

Дети повернули ладошку кверху и

Указательным па

льцем имитируют

Капельки дождя и повторяют за

взрослым: «Кап..»

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка:

Пых, пых...

Дети обе сложенные ладони

поворачивают влево и

вправо,

повторяют за взрослым: «Пых..»

«Надоели нам дожди»

Дождик

, дождик! Подожди!

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

Дети по очереди поворачивают

ладошки кверху и пальцами другой

руки имитируют капельки дождя,

повторяя за взрослым: «Кап, кап»

«Ладушки, ладушки»

Ладушки, ладушки,

Пекла ма

ма оладушки,

Маслом поливала,

Деткам давала:

«На

-

на

-

на»

Дети хлопают в ладошки и

повторяют слова: «На

-

на

-

на»

«Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

Имитировать движения в

соответствии с

текстом, повторяя за

взрослым слова

текста.

Разожмутся,

То зароются в песке.

«Еду к деду, еду к бабе»

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровненькой дорожке,

На одной ножке

Гоп

-

гоп

-

гоп...

Дети катают карандаш между

ладонями

и повторяют слова за взрослыми:

«

Гоп

-

гоп

-

гоп»

«Катя гуляет»

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Катя по дорожке идет

Топ

-

топ

-

топ..

Дети катают карандаш между

ладонями

и повторяют слова: «Топ

-

топ

-

топ».

«Белка»

Я

белка в шубке ме

ховой,

Пушистый хвост

Помощник мой,

Он помогает мне скакать

Везде успею побывать.

Прыг

-

скок, прыг

-

скок.

Дети проводят ворсом кисточки по

ладошке и повторяю слова за

взрослым:

«Прыг

-

скок, прыг

-

скок»

«Капустка»

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку со

лим, солим

Мы капустку трем, трем

Мы капустку жмем, жмем.

Движения ладонями вверх, вниз.

поглаживание подушечек пальцев.

потираем кулачок о кулачок.

сжимаем и разжимаем кулачки.

«Хоровод среди цветов»

Хоровод среди цветов,

Вокруг розовых кустов.

Среди тр

ав и цветов

Водим, водим хоровод.

У ребенка в ладошках грецкий орех,

круговыми движениями кистей

ребенок выполняет движения за

взрослыми и повторяет слова текста.

«Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать.

Крепкие и дру

жные

Все такие нужные.

На другой руке опять

Пальчики быстрые

Дети загибают пальчики на левой

руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Дети загибают пальчики на правой

руке.

Сжимают и разгибают кулачки.

Хотя не очень чистые.

«Этот пальчик хочет спать»

Этот

пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит

Тише дети не шумите,

Пальчики не разбудите.

мизинца.

«Дружат наши дети»

Дружат наши дети

Девочки и мальчики.

Мы с тобой

подружим

Маленькие пальчики.

Дети загибают пальчики, начиная с

мизинца.

«Моя семья»

Этот пальчик

дедушка.

Этот пальчик

бабушка.

Этот пальчик

папочка.

Этот пальчик

мамочка.

Этот пальчик

я,

Вот и вся моя семья.

По

ходу чтения, загибается на ручке

ребенка

пальчик, начиная с

большого пальчика.

«На лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зеленый, на лужок,

Приходи и ты,

дружок.

Сгибают пальчики поочередно в

кулачок.

«На полянке д

ом стоит»

На поляне дом стоит

Путь к нему пока закрыт

Мы ворота открываем

В этот домик приглашаем.

Сложить ладони домиком, так,

чтобы

большие пальцы не соприкасались.

Большие пальцы опускаются и

соприкасаясь друг с другом.

Пальцы по

-

прежнему под углом,

то

лько широко расставлены.

«В детский сад идти пора»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик

прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики, ура!

Дети поочередно загибают пальчики

руки.

Дети машут

кистями рук.

В детский сад идти пора.

«Сорока»

Сорока

белобока,

Кашу варила

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала.

Этому дала.

Этому дала.

А этому не дала.

Ты воды не носил,

кашу не варил,

тебе нет ничего.

Указательный палец правой руки

делает

Круговые движения на левой

ладон

и.

Поочередно, загибаем пальцы левой

руки.

Большой палец поднять вверх.

«Из

-

за леса, из

-

за гор»

Из

-

за леса, из

-

за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Пальчики передвигаются по столу с

разным т

емпом.

«В гости к большому пальчику»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик

-

малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики

друзья,

Друг без друга нам нельзя

Поднять вверх большой

пальчик

Соединить вместе пальцы, которые

перечисляются.

Сжать пальцы обеих рук и постучать

друг об друга.

Ритмично сжимать и разжимать

кулак.

«Мальчик

-

пальчик»

Мальчик

пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим бра

тцем песни пел.

На первую строку показать большие

пальцы обеих рук и соединить их.

Затем поочередно загибать пальцы

рук.

«Наш малыш»

Этот пальчик

дедушка,

Этот пальчик

бабушка,

Этот пальчик

папочка,

Этот пальчик

мамочка,

Этот пальчик

наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по

очереди разгибать их начиная с

большого.

«Встали наши пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик

прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж зевнул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Вста

ли пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы, к

ладошке начиная с мизинца.

Остался один большой палец.

Кулачок разжать, широко расставить

пальцы в стороны.

«За работу»

Ну

-

ка братцы, за работу,

Покажи свою охоту.

Большаку дрова

рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Поочередно загибать пальцы,

начиная с большого пальца.

Энергично шевелить пальцами.

«Дв

е веселые лягушки»

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки

в кулачки и

кладут

их на стол пальцами вниз. Резко

разжимают пальцы (руки как бы

подпрыгивают над столом) и кладут

ладони на с

тол. Затем резко

сжимают кулачки и опять кладут их

на стол.

«Мы рисуем бегемота

»

Мы рисуем бегемота.

Кто желает поработать?

Каждый палец рвется в бой

И кивает головой.

Дети сгибают руки в локтях,

Держат кисти перед лицом, сгибают

и разгибают пальцы по о

череди,

начиная

С большого пальца правой руки.

«Пальцы в гости приходили»

Пальцы в гости приходили,

«Тук, тук, тук

стучались в дверь.

Только дверь им не открыли:

Думали, что страшный зверь.

Дети постукивают по столу

подушечками всех десяти пальцев

одн

овременно.

С добрым утром!

С добрым утром, глазки.

Вы проснулись?

Дети поглаживают глазки, смотрят в

бинокль.

Прикладывают ладони к ушкам.

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ
«Моя семья»
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить кулачок.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка, Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.

«Встали пальчики»
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

«На работу»
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора.

«Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

«Очки»
Образовать два кружка из больших и VKasamejibHbix пальыее обеих рук, соединить на переносице.
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
«Стульчик»
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легок, то можно менять положение рук на счет «раз два».
Стульчик ты из рук сложи И детишкам покажи.

«Разминка»
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи.
«Погладим котенка»
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющее упражнение для пальцев.
Киса, кисонька, кису ля.!- Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.«Повстречал ежонка ёж»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Здравствуй»
Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. *
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

«Кольцо»
Большой и указательный пальцы соединить сторону.
Выйду на крылечко, Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо»
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести из в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко.
А колечко не простое - Блестит, словно золотое.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка.
У стола четыре ножки, Сверху крышка,
Как ладошка.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой
·- указательный, большой - средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
Пальчики перебираем И цепочку получаем.
Шевелимпальчиками
«Зайка и барабан»
Пальцы сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным, и мизинцем стучим по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам.
«Лошадка»
Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши.
У лошадки вьется грива, По ветру летит игриво.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь смотрит вверх, делаем «козу». Сверху на левую ладонь накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем, в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.«Коза»
Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены перед. Средний и безымянный палы[ы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

«Коло КОЛ Ь Ч И К»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
«Собака»
Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
«Жук»
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.
«Птенчики в гнезде»
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.
«Краб»
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
«Курочка»
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Я здороваюсь везде - Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице.

кольцо, остальные отвести в

«Зайчик в норке»

У козы торчат рога,
Забодать может она. - -