Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Конфессиональные праздники. Языческие праздники, ставшие православными

Конфессиональные праздники. Языческие праздники, ставшие православными

Для наших читателей: религиозные праздники россии с подробным описанием из различных источников.

Духовенство в России всегда имело особое место в истории страны, всегда имело значительную политическую силу, хоть данное влияние и не всегда можно отнести к непосредственной деятельности церкви.
Религиозные праздники в христианской России имеют вековые традиции, более подробно о наиболее популярных религиозных праздниках вы можете узнать из данного раздела нашего сайта.

Рождество – это день, когда в мир с любовью вошел Иисус Христос. Это день всепрощения, светлых чувств, день, когда торжествует любовь. Пусть в этот праздник замолкнут пушки и не поднимется в воздух ни одна ракета, кроме фейерверка! Пусть бог даст тишину и отдых солдатам! И пусть в наше сердце войдет любовь к ближнему и дальнему! С Рождеством Христовым!
В этой категории вы найдете не только о том как в наш мир пришел Иисус, но и поздравления к Рождеству в прозе и стихах, для всех близких и дорогих вам людей.

Крещенский сочельник – это приготовление к празднованию Крещения Господня. По словам евангелистов, крестился Иисус в реке Иордан, а крестил его Иоанн Предтеча, после крещения Христа получивший имя Иоанна Крестителя.
В Сочельник христиане придерживаются строгого поста. В этот день можно есть только кашу, или сочиво, как называют его православные христиане. От названия этой каши и пошло название праздника. Обычно сочиво готовилось из меда, изюма и риса или ячменя. Но в разных регионах России сочиво готовят по-разному.
Кроме того, в этот вечер происходит водоосвящение. Водоосвящение происходит и на следующий день – в день Крещения господня. Поскольку порядок освящения воды одинаковый, то и сама вода считается святой, несмотря в какой день прошло освящения – в Сочельник или в Крещение Господне

Крещение Господне один из самых древних и почитаемых праздников среди христиан. Иисус пришел к Иоанну Предтече и просил крестить его. Но Иоанн не соглашался, говоря, что это «ты должен крестить меня». На что Иисус отвечал, что такова Воля Божья. После обряда крещения, разверзлись небеса, и Бог сказал, что Иисус его сын, и в качестве подтверждения с небес прилетел голубь.
После этого считается, что сам Иисус и его ученики пошли проповедовать слово Божье по разным городам и странам. А сам обряд Крещения стал не столько обрядом очищения, а обрядом причащения к таинству Святой Троицы, и каждый причастившийся должен был проповедовать Слово Божье по странам и весям

Благовещение Пресвятой Богородицы – это особый праздник. Сбылось Слово Божье и Сын божий стал человеком во чреве Девы Марии. Архангел Гавриил, принесший благую весть Деве Марии, сначала спросил ее согласия на то, чтобы родить Богомладенца. Дав согласие, Дева Мария стала спасительницей мира. Потому так велико почитание Пресвятой Богородицы.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Масленица – это веселый праздник, длящийся целую неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который закончиться только в Пасху. Начиналась Масленица в зависимости от даты Пасхи, в период с 3 февраля по 14 марта. Хотя Масленица досталась нам в наследство от язычества, она хорошо вписалась в православный религиозный календарь. Нет ничего зазорного в том, чтобы веселиться и объедаться перед строгим Великим постом.
Самая распространенная еда в Масленицу – это блины. Круглые, румяные, они символизировали Солнце, которое появлялось все чаще на небе и светило все теплее. Поэтому второе значение Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Символом проводов зимы было сжигание чучела Зимы

Прощёное воскресенье – это последний день Масленицы. Со следующего дня начинается Великий пост. Православные христиане в прощёное воскресенье каются в грехах, просят прощения за обиды перед друг другом. Этот обряд необходим для того, чтобы с чистой душой держать Великий пост, а затем встретить Светлый праздник Воскрешения Христова – Пасху.
Не забудьте и вы простить и попросить прощения в этот день, ведь это такая прекрасная возможность помириться!

В последнее воскресенье перед Пасхой христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Иисуса, как Царя небесного в человеческом обличье. Они встречали его песнями и пальмовыми ветвями. Но поскольку в России нет пальм, то их заменили веточками вербы, которая начинает расцветать в это время.
По словам евангелистов – Иоанна, Луки, Матфея, Марка, – вступление Господа в Иерусалим символизируем вступление Иисуса на путь страданий, но взамен приносящий Царство небесное и избавляющего человека от рабства греху

В Чистый или Великий четверг на Страстной неделе, христиане вспоминают Тайную вечерю, на которой собрались все апостолы во главе с Иисусом Христом. На Тайной вечере Христос, омыв ноги своих апостолов, установил таинство Евхаристии или Святого причастия, показав тем самым пример смирения и благочестия.
Именно в этот день все верующие прибирают свои дома и омываются, так как до Пасхи этого делать будет уже нельзя. А для того чтобы понять как, что и почему, мы предлагаем ознакомиться с небольшими статьями из этой категории, а также со стихами на этот день – Чистый Четверг.

Пятница Страстной недели самый печальный день для верующих. В этот день был распят на кресте и умер Иисус Христос. Тем самым он искупил людские грехи. В этот день верующие вспоминают страдания Христа и проводят длительные богослужения. Все богослужения проводятся перед Плащаницей в которую был завернут Спаситель, когда его сняли с креста.
Верующие, молясь и веруя в чудесное воскрешение Христа, в этот день соблюдают строгий пост.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так, с радостью на сердце и со светлой душой православные христиане приветствуют друг друга в самый великий христианский праздник – Пасху. Пасха – Светлое Христово воскресение! Пасха – это надежда всех православный христиан на воскрешение и вечное Царство небесное.
Перед Пасхой христиане держат самый длительный – почти 50 дней, и строгий Великий пост. Смысл Великого поста заключается в телесном и духовном очищении христианина перед встречей Пасхи.
У Пасхи дата празднования меняется год от года. Общее правило вычисления даты для Пасхи гласит: «Пасха отмечается в первое воскресенье, после первого полнолуния весны»
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Радоница приходиться на 9-й день от Пасхи. Еще ее называют родительским днем. Радоница относиться к особым дням поминовения усопших. Именно в этот день необходимо посещать кладбища, где похоронены ваши родители или родственники. И ни в коем случае нельзя посещать кладбища в Пасху, как делают многие люди, наслушавшись рассказов «образованных» бабушек. Пасха – это радость воскресения Христа, а Радоница – печаль об усопших, и в тоже время радость, что они приобрели жизнь вечную. Главное в ритуале посещения кладбища – это молитва о душах усопших. И не надо оставлять на могилах еды или, тем более, спиртного. Молитва – вот, что надо делать на кладбище

День Святой Троицы празднуется на 50-й день от Пасхи. В большинстве случаев праздник именуют кратко, просто Троица. Из-за 50 дня со дня Пасхи, Троица имеет и второе название – Пятидесятница (греческое).
В этот день православные христиане вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов, которые собрались в это время в Сионской горнице в Иерусалиме. Святой Дух благословил апостолов на священство и строительство Церкви на земле. Кроме того, Святой Дух дал им силу и разум для проповеди Слова Божьего

Праздник Ивана Купала связан с днем рождения Иоанна Крестителя. Хотя этимологически имя Купала связывают с купанием, тем не менее, более глубокое, первоначальное значение имеет смысл крещения, ведь по-гречески крещение и означает «омовение», «погружение». Поэтому Иван Купала – это православное имя Иоанна Крестителя.
В этот праздник даже не верующие часто устраивают своеобразные оргии купания и обливания. Впрочем кто попадал в такие ситуации, тому и объяснять ничего не надо, как это бывает…

Ильин день празднуется в последнем месяце лета, в августе. Этот праздник несет в себе сразу несколько эмоциональных ноток. Во-первых, грустные, так как после этого праздника уже не искупаешься в теплой воде, по крайней мере, так принято считать. Хотя это больше зависит от того в каком регионе ты живешь. Во-вторых, положительные, так как в августе начинаются праздники урожая. Яблочный спас, Хлебный спас, Медовый спас, то есть у нас появиться возможность вкусить плоды труда лета, что согласитесь не так уж и плохо! А теперь обо всем этом и о поздравлениях к Ильину дню в нашей категории…

14 августа - Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу, и начало Успенского поста. Полное церковное название первого Спаса - ‘Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня’. Возникновение этого праздника объясняется церковью так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не ‘происхождение’, а ‘предысхождение’, то есть вынос.
Назывался первый Спас еще и Медовым. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов и начинают закрывать соты. Именно отсюда и наименование этого праздника – спаса.
Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде.
Можно сказать, что праздник этот с большой историей, а значит отмечается многими и порой с размахом. Чтобы не остаться не удел, а также не разочаровать наших поситителей, мы подготовили для вас категорию с поздравлениями на этот праздник. Именно здесь вы найдете поздравления в стихах, для друзей, коллег, шуточные и прикольные с Медовым спасом.

19 августа – дата, когда православные христиане отмечают один из важнейших праздников, Преображение Господне. По преданию, в этот день Иисус явил ученикам свою божественную природу. Он открыл трем апостолам таинство своего происхождения и предсказал, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Этот праздник символизирует духовное преображение каждого из нас. В народе Преображение известно как Яблочный Спас.

Третий спас, а также его называют Хлебный или Ореховый спас, сродни Яблочному и Медовому спасу. Фактический, Третий спас (Хлебный или Ореховый спас) знаменуется сбором очередных «плодов осени», которые позволяли обывателю на Руси не бедствовать в долгие холодные зимы. От того, в какой степени удачны и соответственно «полновесны» были каждый из Спасов, зависело благосостояние большинства. Именно поэтому каждый из этих праздников знаменовался не столько сбором, сколько радостным событием того, что что-то все-таки собрано. Так третий спас по своему наименованию был приурочен к уборке хлебов, то есть злаков и к сбору орехов, если таковые имелись в регионе.
Празднование отмечалась богослужениями в церквях и гулянием среди обывателей.

В Х веке 1 октября во Влахернской церкви, где собрались сотни молящихся, случилось чудное явление. В этой церкви хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса. Во время ночного бдения над молящими появилась сама Богородица и начала молиться со всеми присутствующими. Затем Богородица сняла покров со своей головы и накрыла им всех находящихся в церкви, защищая их от настоящих и будущих напастей. Богородица просила Иисуса принять все молитвы людей, находящихся в храме и выполнить их. После того, как Богородица растаяла в воздухе, с людьми осталось ее благословение и благодать от ее присутствия

В православном календаре день Святого Николая празднуется два раза – 22 мая и 19 декабря. Святой Николай очень почитаем на Руси. Вероятно, за то, что мог простить самого глубокого грешника, если тот искренне раскаялся в своем деянии. Это очень близко русской душе. Святого Николая считают чудотворцем. Его молитвами останавливались бури и стихали ветра. Возможно, именно поэтому Святого Николая почитают как покровителя путешественников.
За свою решительность против несправедливости, за милосердие и бессребреничество, помощь людям, Святой Николай еще при жизни почитался как святой. Скончался святой Николай, дожив до глубокой старости, в 345 году, и похоронен в городе Бари, что на самом юге Италии.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

Правосла́вные пра́здники - общецерковные торжества в православии, посвящённые особому воспоминанию священных и чтимых событий, святых и икон Божией Матери. Дни их празднования относятся к годовым (неподвижный и подвижный) и седмичномубогослужебным кругам общественного богослужения в Православной церкви.

В праздники Типикон предписывает совершать особое богослужение, обычно заканчивающееся Литургией. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в христианстве можно полагать все дни, в которые Богослужебный устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.

Согласно катехизису митрополита Филарета (Дроздова), православные христиане обязаны свято чтить свои важнейшие праздники: готовиться к ним постом, в дни праздников посещать храм, заниматься молитвой и чтением, вместо своих мирских дел помогать немощным и нуждающимся.

История

Церковь рассматривает праздники как Божественное установление (Быт. 2:3, Исх. 20:8-11).

В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:

Классификация

  • По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха - Воскресение Христово, затем следуют Двунадесятые праздники, среди которых Господские праздники имеют статус выше, чем Богородичные праздники. Далее следуют пять Великих недвунадесятых праздников, за ними - средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова вспоминается и в каждый воскресный день (неделю ) - совершается всенощное бдение.
  • По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
  • По месту празднования подразделяются на общие , одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные . К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых . По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
  • По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (и соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.

Следующая таблица поясняет иерархию праздников в православном богослужении:

Пасха - Пасхальное богослужение. Служба наиболее торжественная, почти всё поётся (чтений немного).
  • Пасха;
  • Светлая седмица;
  • Отдание Пасхи (Пасхальное богослужение по благословению настоятеля).
Великие Бденные Всенощное бдение: малая и великая вечерни, бденное начало вечери, лития в конце вечерни.
  • Двунадесятые праздники;
  • Обрезание Господне и Василия Великого, Покров Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи (Рождество и Усекновение главы), Апостолов Петра и Павла;
  • Каждоевоскресенье в году.
Средние Бденные Служится всенощное бдение с каноном Богородице на утрене. Нет повечерий и полу́нощниц.
  • Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, 26 сентября (9 октября);
  • Свт. Иоанна Златоуста, 13 (26) ноября;
  • Свт. Николая Чудотворца, 6 (19) декабря;
  • Храмовые (престольные) праздники.
Полиелейные Служба с полиелейной утреней, однако всенощного бдения нет. Уставом предусматриваются повечерия и полунощницы, но в приходской практике они почти никогда не совершаются.
  • Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов;
  • Обретения честно́й главы Иоанна Предтечи (Первое и второе - 24 февраля (8 марта) в високосные годы, в невисокосные - 9 марта, третье - 25 мая (7 июня));
  • 40 Севастийских мучеников, 9 (22) марта;
  • Владимирская икона Божией Матери, 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября);
  • Казанская икона Божией Матери, 8 (21) июля (обретение), 22 октября (4 ноября).
Малые Славословные На утрене вместо чтения вседневного славословия поётся Великое славословие с праздничным окончанием.
  • Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме, 13 (26) сентября;
  • Положение честно́й ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 2 (15) июля.
Шестеричные Поются 6 стихир святому на «Господи, воззвах» (если в Минее приведено только 3, то они повторяются дважды). Читаются оба канона октоиха и канон святому на 6 тропарей: обычно 3 тропаря повторяются дважды.
  • Праведных Захарии и Елисаветы, 5 (18) сентября;
  • прор. Даниила и трёх отроков Анании, Азарии и Мисаила, 17 (30) декабря;
  • Поклонение честны́м веригам ап. Петра, 16 (29) января.
Вседневные - без знака Вседневные службы не являются праздничными в собственном смысле. Их иногда называют малыми праздниками потому, как каждый день вспоминается память тех или иных малых святых .
  • Мученика архидиакона Евпла, 11 (24) августа;
  • К этому разряду относится бо́льшая часть памятных дней Месяцеслова.

Пасха

Пасха - самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств» . Перед Пасхой происходит самая напряжённая подготовка, и продолжается этот праздник дольше всех. Он переходящий, или подвижный, т.е., каждый год меняются дни его празднования.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится все двунадесятые праздники, а также пять других. В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычным ) и богородичными . По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

непереходящие двунадесятые праздники:

  • Рождество Пресвятой Богородицы - 8 (21) сентября (богородичный праздник) ;
  • Воздвижение Креста Господня - 14 (27) сентября (господский праздник) ;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник) ;
  • Рождество Христово - 25 декабря (7 января) (господский праздник) ;
  • Крещение Господне - 6 (19) января (господский праздник) ;
  • Сретение Господне - 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников) ;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник) ;
  • Преображение Господне - 6 (19) августа (господский праздник) ;
  • Успение Пресвятой Богородицы - 15 (28) августа (богородичный праздник) ;

переходящие двунадесятые праздники:

  • Вход Господень в Иерусалим - Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник) ;
  • Вознесение Господне - четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник) ;
  • День Святой Троицы - Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник) .

Следует отметить, что современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) - 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого - 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) - 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

  • Предпра́зднество - это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
  • Попра́зднество - это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника - это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих не двунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также Таблица дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников .

Средние праздники

Средние праздники установлены в честь святых, икон Божией Матери и событий, особо почитаемых Церковью. Могут быть бденными (со всенощным бдением), которые совершаются, в первую очередь, в честь наиболее почитаемых святых, и полиелейными (с полиелеем). Их количество точно не определено. Согласно Типикону (Уставу), средние праздники со всенощным бдением (в некоторых случаях бдение по желанию настоятеля) совершаются в честь:

  • апостола Иоанна Богослова;
  • святителя Иоанна Златоуста;
  • святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста;
  • равноапостольных Кирилла и Мефодия;
  • равноапостольного князя Владимира;
  • преподобного Саввы Освященного (по желанию настоятеля);
  • святителя Николая Мирликийского (по желанию настоятеля);
  • преподобного Антония Великого (по желанию настоятеля);
  • преподобного Евфимия Великого (по желанию настоятеля);
  • великомученика Георгия Победоносца (по желанию настоятеля);
  • перенесения из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Иисуса Христа (по желанию настоятеля).

К средним праздникам со бдением также относятся храмовые праздники (престольные праздники) и в честь святых, чьи мощи находятся в храме. Согласно Уставу, также по желанию настоятеля всенощное бдение может совершатся в честь Димитрия Солунского, Собора Архангела Михаила, святителя Григория Богослова, пророка Илии.

Малые праздники

В православной церкви фактически в каждый день есть несколько малых праздников: в каждый день года чествуется больше или меньше прославленных Церковью святых, и каждый день недели отмечен малым праздником.

Праздники преимущественно Русской православной церкви

Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими поместными православными церквами-сёстрами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти общерусских святых и местночтимых святых, в Земле Российской просиявших.

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни , которые подразделялись на:
    • Высокоторжественные - дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии - молебен со звоном;
    • Торжественные - дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;
  • Кавалерские дни - дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
  • Викториальные - в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня - в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

См. также

  • Православный календарь
  • Непереходящие праздники
  • Переходящие праздники
  • Господские праздники
  • Богородичные праздники

Примечания

  1. Так как каждое воскресенье, с точки зрения богослужения, является праздничным днём.
  2. Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катехизис
  3. даже если не обозначается знаком
  4. Дни праздников в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению (новому стилю) в XX и XXI веках. В Типиконе и иных богослужебных книгах РПЦ обычно указана дата только по юлианскому календарю. При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций - см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
  5. Бдение может быть, «аще хощет настоятель» (Типикон: «если желает настоятель»).
  6. Следует отметить, что при совпадении праздника двух обретений Предтечевой главы со Вселенской родительской субботой (Мясопустной) служба Крестителю Иоанну переносится обычно на 8 марта
  7. ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ//Православный календарь на сайте Православие.RU
  8. Служба памяти Василия Великого в Месяцеслове тесно связана со службой Обрезания, служится литургия Василия Великого, и обе они обозначены знаком креста в круге. 1 января служба Василию Великому не только совмещается со службой праздника Обрезания Господня, но и является главной для этого дня (святителю Василию посвящено бо́льшее количество песнопений, величание после полиелея, Евангелие на утрене). Поэтому память этого святого причисляется к великим праздникам. (см. Василий Великий // Православная энциклопедия. - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. - Т. VII. - С. 131-191. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-010-2.)
  9. Словарь русского языка, 1992, с. 206.
  10. Типикон. Глава 48. Месяцеслов
  11. Митрополит Иларион (Алфеев). Праздники Православной Церкви. Формирование годового богослужебного круга
  12. И. В. Гаслов, А.С. Кашкин Православное богослужение. Практическое руководство для клириков и мирян. Часть II. Богослужение седмичных дней. - С. 69–79.
  13. «Царские дни» и их влияние на религиозную жизнь Петербурга первой четверти XIX века
  14. С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей . Киев, 1913, стр. 810.

Литература

  • Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 18 (Потка - Преначальный) / гл. ред. Г. А. Богатова. - М.: Наука, 1992. - 288 с. - (Российская академия наук. Институт русского языка).
  • Праздники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Ссылки

  • Православный календарь
  • Годичный круг церковных праздников
  • Православный календарь на сайте Свято-Троицкого прихода в Балтиморе
  • Великие двунадесятые праздники на сайте Православный поклонник на Святой земле
  • Схема: Церковные праздники
  • Двунадесятые праздники и Святая Пасха – протоиерей Павел Матвеевский

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского “два на десяте” – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха епископ Александр Милеант
  • От Рождества до Сретения Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Праздничная минея в современном переводе
  • Двунадесятые праздники и их особые песнопения
  • Тропари двунадесятых праздников
  • Тропари великих недвунадесятых праздников
  • Праздничный ряд икон в русском иконостасе

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Православные праздники. По важности воспоминаемых событий они разделяются на большие, средние и малые.

Большие праздники в свою очередь делятся на три разряда. К первому относится величайший из праздников – Пасха; ко второму – праздники, известные под названием двунадесятых, и к третьему – великие.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Православные праздники на Руси

Православные праздники По важности воспоминаемых событий они разделяются на большие, средние и малые. Большие праздники в свою очередь делятся на три разряда. К первому относится величайший из праздников – Пасха; ко второму – праздники, известные под названием двунадесятых, и к третьему – великие.

Двунадесятые праздники: К двунадесятым праздникам принадлежат: 1) день Рождества Пресвятой Богородицы; 2) Воздвижение Честнаго и животворящего Креста; 3) Введение во храм Пречистой Девы Марии; 4) Рождество Христово; 5) Крещение Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявление; 6) Сретение Господне; 7) Благовещение Пресвятой Богородицы; 8) день Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесение Господне; 10) день Пятидесятницы - Троица; 11) Преображение Господне; 12) Успение Божией Матери.

Неподвижные и подвижные праздники По времени торжеств праздники разделяются на неподвижные и подвижные. К неподвижным относятся те, которые ежегодно приходятся на одни и те же числа месяца. Подвижными называются такие, которые всегда приходятся на одни и те же дни недели, но числа ежегодно меняются – в зависимости от времени Пасхи.

Великие праздники: К великим праздникам относятся: 1) день Покрова Пресвятой Богородицы; 2) Рождество Иоанна Предтечи; 3) день святых апостолов Петра и Павла; 4) Усекновение главы Св. Иоанна Предтечи.

Рождество Богородицы – 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы празднуется с IV - V вв. как память рождения Марии от весьма престарелых родителей св. Иоакима и Анны.

Воздвижение Честнаго и животворящего Креста Воздвижение Креста Господня (23 сентября по новому стилю) отмечается с начала IV в., со времени обнаружения матерью императора Константина I Еленой на горе близ Иерусалима креста, принятого за тот, на котором был распят Иисус Христос. По преданию, отраженному в различных версиях в трудах историков: Руфина, Сократа, Созомена, Феодорита, Никифора Каллиста, в древнем колодце для сбора дождевой воды, в который после казни римляне свалили все кресты, было найдено три кипарисовых креста, но лишь на одном из них воскрес умерший. Именно этот крест епископ Макарий поднимал (воздвигал) для демонстрации верующим. Отсюда и название праздника. До наших дней обнаруженный на Голгофе крест не сохранился: начиная примерно с XII в. от него стали отделять частицы и помещать их в реликварии различных храмов и монастырей, пока окончательно не раздробили весь.

Введение во храм Пречистой Девы Марии Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет - отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, - ибо сам праведный Иоаким был из царского рода, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского, - а также хор непорочных дев; приготовили много свечей и окружили Пречистую Деву Марию царским благолепием, как все сие свидетельствуется святыми отцами.

Рождество Христово Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

Крещение Господне 18 января (по новому стилю) - Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Ранним утром совершается первое великое освящение воды. Православные верят, что «крещенская вода» (освящение) обладает особыми свойствами. Ею «причащали» вместо Св. Даров людей, находящихся под церковным «прещением» - наказанием.

Сретение Господне Сретение Господа нашего Иисуса Христа празднуется верующими 15 февраля (по новому стилю) и связано с новозаветным рассказом о принесении Марией и Иосифом младенца Иисуса в храм на день после рождения для принесения очистительной жертвы и «выкупа» первенца у Бога. У храма их встретили праведные Симеон Богоприимец и Анна пророчица. «Сретение» - встреча. Известен праздник с III - IV вв.

Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы отмечается 7 апреля (по новому стилю) и считается днем воплощения Спасителя. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, она перешла жить в дом своего обручника Иосифа. По Евангелию, ей явился архангел Гавриил с вестью о том, что она станет матерью Сына Божия. Установлен праздник в IV в. в Константинополе

день Входа Господня в Иерусалим; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) празднуется с первых веков христианства. По Евангелию, вскоре после воскрешения Лазаря Иисус въехал в Иерусалим, сидя на молодом осле. Люди приветствовали Его как царя, с пальмовыми ветвями в руках. Переходящий праздник. За ним следует Страстная седмица и Пасха.

Вознесение Господне Праздник "Вознесение Господне" установлен православной церковью в память о вознесении Иисуса Христа с горы Елион на небо в присутствии апостолов. Двунадесятый праздник православной церкви Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхи.

Вознесение Господне Евангелие повествует, что Иисус Христос после своего Воскресения пробыл на земле еще сорок дней, совершая чудеса, встречаясь с апостолами и рассказывая им о Царствии Божием. На сороковой день он пришел со своими учениками в Иерусалим, дошел до Вифании и поднялся на Елионскую гору. Там Иисус дал своим ученикам последнее благословение и вознесся на небо.

Троица Троица, или "Пятидесятница", – один из наиболее важных праздников православной церкви – отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Она была введена в обрядовую практику православной церкви в начале XV в. Сергием Радонежским. В этот день церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Согласно христианской легенде, на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа апостолы собрались в доме Божьей Матери, чтобы ещё раз помянуть Иисуса. Там на них сошел Святой Дух, после чего они стали славить Господа на разных языках, дотоле им неизвестных. Святой Дух дал апостолам способность и силу нести учение Христа другим народам.

Используемые сайты: paskha.ru pravmir.ru pravoslavie.ru


Духовенство в России всегда имело особое место в истории страны, всегда имело значительную политическую силу, хоть данное влияние и не всегда можно отнести к непосредственной деятельности церкви.
Религиозные праздники в христианской России имеют вековые традиции, более подробно о наиболее популярных религиозных праздниках вы можете узнать из данного раздела нашего сайта. О каждом из праздников будет приведена подробная информация о том, когда он отмечается в году, как, а также здесь можно будет найти поздравления и открытки с конкретным религиозным праздником.
Прежде чем перейти к конкретным праздникам, приведем сводную таблицу, в которой представлены наиболее важные даты, так называемые великие религиозные праздники.

Рождество Христово

Рождество - это день, когда в мир с любовью вошел Иисус Христос. Это день всепрощения, светлых чувств, день, когда торжествует любовь. Пусть в этот праздник замолкнут пушки и не поднимется в воздух ни одна ракета, кроме фейерверка! Пусть бог даст тишину и отдых солдатам! И пусть в наше сердце войдет любовь к ближнему и дальнему! С Рождеством Христовым!
В этой категории вы найдете не только о том как в наш мир пришел Иисус, но и поздравления к Рождеству в прозе и стихах, для всех близких и дорогих вам людей.

Сочельник крещенский

Крещенский сочельник – это приготовление к празднованию Крещения Господня. По словам евангелистов, крестился Иисус в реке Иордан, а крестил его Иоанн Предтеча, после крещения Христа получивший имя Иоанна Крестителя.
В Сочельник христиане придерживаются строгого поста. В этот день можно есть только кашу, или сочиво, как называют его православные христиане. От названия этой каши и пошло название праздника. Обычно сочиво готовилось из меда, изюма и риса или ячменя. Но в разных регионах России сочиво готовят по-разному.
Кроме того, в этот вечер происходит водоосвящение. Водоосвящение происходит и на следующий день – в день Крещения господня. Поскольку порядок освящения воды одинаковый, то и сама вода считается святой, несмотря в какой день прошло освящения – в Сочельник или в Крещение Господне

Крещение Господне

Крещение Господне один из самых древних и почитаемых праздников среди христиан. Иисус пришел к Иоанну Предтече и просил крестить его. Но Иоанн не соглашался, говоря, что это «ты должен крестить меня». На что Иисус отвечал, что такова Воля Божья. После обряда крещения, разверзлись небеса, и Бог сказал, что Иисус его сын, и в качестве подтверждения с небес прилетел голубь.
После этого считается, что сам Иисус и его ученики пошли проповедовать слово Божье по разным городам и странам. А сам обряд Крещения стал не столько обрядом очищения, а обрядом причащения к таинству Святой Троицы, и каждый причастившийся должен был проповедовать Слово Божье по странам и весям

Благовещение Пресвятой Богородицы – это особый праздник. Сбылось Слово Божье и Сын божий стал человеком во чреве Девы Марии. Архангел Гавриил, принесший благую весть Деве Марии, сначала спросил ее согласия на то, чтобы родить Богомладенца. Дав согласие, Дева Мария стала спасительницей мира. Потому так велико почитание Пресвятой Богородицы.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля

Масленица

Масленица – это веселый праздник, длящийся целую неделю. После Масленицы начинается Великий пост, который закончиться только в Пасху. Начиналась Масленица в зависимости от даты Пасхи, в период с 3 февраля по 14 марта. Хотя Масленица досталась нам в наследство от язычества, она хорошо вписалась в православный религиозный календарь. Нет ничего зазорного в том, чтобы веселиться и объедаться перед строгим Великим постом.
Самая распространенная еда в Масленицу – это блины. Круглые, румяные, они символизировали Солнце, которое появлялось все чаще на небе и светило все теплее. Поэтому второе значение Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Символом проводов зимы было сжигание чучела Зимы

Прощеное Воскресенье

Прощёное воскресенье – это последний день Масленицы. Со следующего дня начинается Великий пост. Православные христиане в прощёное воскресенье каются в грехах, просят прощения за обиды перед друг другом. Этот обряд необходим для того, чтобы с чистой душой держать Великий пост, а затем встретить Светлый праздник Воскрешения Христова – Пасху.
Не забудьте и вы простить и попросить прощения в этот день, ведь это такая прекрасная возможность помириться!

Вербное воскресенье

В последнее воскресенье перед Пасхой христиане празднуют Вход Господень в Иерусалим. Жители Иерусалима встречали Иисуса, как Царя небесного в человеческом обличье. Они встречали его песнями и пальмовыми ветвями. Но поскольку в России нет пальм, то их заменили веточками вербы, которая начинает расцветать в это время.
По словам евангелистов – Иоанна, Луки, Матфея, Марка, - вступление Господа в Иерусалим символизируем вступление Иисуса на путь страданий, но взамен приносящий Царство небесное и избавляющего человека от рабства греху

Чистый Четверг

В Чистый или Великий четверг на Страстной неделе, христиане вспоминают Тайную вечерю, на которой собрались все апостолы во главе с Иисусом Христом. На Тайной вечере Христос, омыв ноги своих апостолов, установил таинство Евхаристии или Святого причастия, показав тем самым пример смирения и благочестия.
Именно в этот день все верующие прибирают свои дома и омываются, так как до Пасхи этого делать будет уже нельзя. А для того чтобы понять как, что и почему, мы предлагаем ознакомиться с небольшими статьями из этой категории, а также со стихами на этот день - Чистый Четверг.

Страстная Пятница

Пятница Страстной недели самый печальный день для верующих. В этот день был распят на кресте и умер Иисус Христос. Тем самым он искупил людские грехи. В этот день верующие вспоминают страдания Христа и проводят длительные богослужения. Все богослужения проводятся перед Плащаницей в которую был завернут Спаситель, когда его сняли с креста.
Верующие, молясь и веруя в чудесное воскрешение Христа, в этот день соблюдают строгий пост.

Пасха

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Так, с радостью на сердце и со светлой душой православные христиане приветствуют друг друга в самый великий христианский праздник – Пасху. Пасха – Светлое Христово воскресение! Пасха – это надежда всех православный христиан на воскрешение и вечное Царство небесное.
Перед Пасхой христиане держат самый длительный – почти 50 дней, и строгий Великий пост. Смысл Великого поста заключается в телесном и духовном очищении христианина перед встречей Пасхи.
У Пасхи дата празднования меняется год от года. Общее правило вычисления даты для Пасхи гласит: «Пасха отмечается в первое воскресенье, после первого полнолуния весны»
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Радоница

Радоница приходиться на 9-й день от Пасхи. Еще ее называют родительским днем. Радоница относиться к особым дням поминовения усопших. Именно в этот день необходимо посещать кладбища, где похоронены ваши родители или родственники. И ни в коем случае нельзя посещать кладбища в Пасху, как делают многие люди, наслушавшись рассказов «образованных» бабушек. Пасха – это радость воскресения Христа, а Радоница - печаль об усопших, и в тоже время радость, что они приобрели жизнь вечную. Главное в ритуале посещения кладбища – это молитва о душах усопших. И не надо оставлять на могилах еды или, тем более, спиртного. Молитва – вот, что надо делать на кладбище

Троица

День Святой Троицы празднуется на 50-й день от Пасхи. В большинстве случаев праздник именуют кратко, просто Троица. Из-за 50 дня со дня Пасхи, Троица имеет и второе название – Пятидесятница (греческое).
В этот день православные христиане вспоминают о сошествии Святого Духа на апостолов, которые собрались в это время в Сионской горнице в Иерусалиме. Святой Дух благословил апостолов на священство и строительство Церкви на земле. Кроме того, Святой Дух дал им силу и разум для проповеди Слова Божьего

Ивана Купала

Праздник Ивана Купала связан с днем рождения Иоанна Крестителя. Хотя этимологически имя Купала связывают с купанием, тем не менее, более глубокое, первоначальное значение имеет смысл крещения, ведь по-гречески крещение и означает «омовение», «погружение». Поэтому Иван Купала – это православное имя Иоанна Крестителя.
В этот праздник даже не верующие часто устраивают своеобразные оргии купания и обливания. Впрочем кто попадал в такие ситуации, тому и объяснять ничего не надо, как это бывает...

Ильин день

Ильин день празднуется в последнем месяце лета, в августе. Этот праздник несет в себе сразу несколько эмоциональных ноток. Во-первых, грустные, так как после этого праздника уже не искупаешься в теплой воде, по крайней мере, так принято считать. Хотя это больше зависит от того в каком регионе ты живешь. Во-вторых, положительные, так как в августе начинаются праздники урожая. Яблочный спас, Хлебный спас, Медовый спас, то есть у нас появиться возможность вкусить плоды труда лета, что согласитесь не так уж и плохо! А теперь обо всем этом и о поздравлениях к Ильину дню в нашей категории…

Медовый спас

14 августа - Первый Спас, Спас медовый, Спас на воде. Это первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу, и начало Успенского поста. Полное церковное название первого Спаса - "Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня". Возникновение этого праздника объясняется церковью так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не "происхождение", а "предысхождение", то есть вынос.
Назывался первый Спас еще и Медовым. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить медовую взятку с цветов и начинают закрывать соты. Именно отсюда и наименование этого праздника - спаса.
Кроме того, 14 августа повсеместно совершались крестные ходы к воде.
Можно сказать, что праздник этот с большой историей, а значит отмечается многими и порой с размахом. Чтобы не остаться не удел, а также не разочаровать наших поситителей, мы подготовили для вас категорию с поздравлениями на этот праздник. Именно здесь вы найдете поздравления в стихах, для друзей, коллег, шуточные и прикольные с Медовым спасом.

Яблочный спас

19 августа - дата, когда православные христиане отмечают один из важнейших праздников, Преображение Господне. По преданию, в этот день Иисус явил ученикам свою божественную природу. Он открыл трем апостолам таинство своего происхождения и предсказал, что ему предстоит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. Этот праздник символизирует духовное преображение каждого из нас. В народе Преображение известно как Яблочный Спас.

Хлебный спас

Третий спас, а также его называют Хлебный или Ореховый спас, сродни Яблочному и Медовому спасу. Фактический, Третий спас (Хлебный или Ореховый спас) знаменуется сбором очередных «плодов осени», которые позволяли обывателю на Руси не бедствовать в долгие холодные зимы. От того, в какой степени удачны и соответственно «полновесны» были каждый из Спасов, зависело благосостояние большинства. Именно поэтому каждый из этих праздников знаменовался не столько сбором, сколько радостным событием того, что что-то все-таки собрано. Так третий спас по своему наименованию был приурочен к уборке хлебов, то есть злаков и к сбору орехов, если таковые имелись в регионе.
Празднование отмечалась богослужениями в церквях и гулянием среди обывателей.

Покров Пресвятой Богородицы

В Х веке 1 октября во Влахернской церкви, где собрались сотни молящихся, случилось чудное явление. В этой церкви хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса. Во время ночного бдения над молящими появилась сама Богородица и начала молиться со всеми присутствующими. Затем Богородица сняла покров со своей головы и накрыла им всех находящихся в церкви, защищая их от настоящих и будущих напастей. Богородица просила Иисуса принять все молитвы людей, находящихся в храме и выполнить их. После того, как Богородица растаяла в воздухе, с людьми осталось ее благословение и благодать от ее присутствия

День Святого Николая

В православном календаре день Святого Николая празднуется два раза – 22 мая и 19 декабря. Святой Николай очень почитаем на Руси. Вероятно, за то, что мог простить самого глубокого грешника, если тот искренне раскаялся в своем деянии. Это очень близко русской душе. Святого Николая считают чудотворцем. Его молитвами останавливались бури и стихали ветра. Возможно, именно поэтому Святого Николая почитают как покровителя путешественников.
За свою решительность против несправедливости, за милосердие и бессребреничество, помощь людям, Святой Николай еще при жизни почитался как святой. Скончался святой Николай, дожив до глубокой старости, в 345 году, и похоронен в городе Бари, что на самом юге Италии.

Крещение Руси не смогло быстро искоренить языческие верования наших предков. Долгое время в народе существовало двоеверие, когда христианские традиции пересекались с языческими.

На Руси многие православные праздники приурочили к языческим, даже сохранив их даты. Да и многие языческие божества со временем трансформировались в христианских святых. Например, бог Перун стал Святым Илией Пророком, а богиня Макошь - Параскевой Пятницей.

С какими проблемами столкнулись христианские священники на Руси

С приходом христианства на Русь у народа появились некоторые трудности. Народный славянский календарь не совпадал с календарём от Рождества Христова. Новый церковный календарь стали подгонять под народный. Стали запрещать одни праздники и переносить другие. Так, день Купалы стали называть днём Иоанна Крестителя, а день Триглава стал Троицей. Но от этого стало только хуже.

В народе поднялись бунты, поэтому Ивану III пришлось узаконить двоеверие. Официальным стали считать церковный календарь, а старым пользовались в народе. Получилось так, что языческие и христианские праздники слились. Многие праздники отмечаемые осенью, стали спасами. А, например, весенние сгруппировались вокруг Пасхи. Даты поклонения мелким богам стали одинаковыми с престольными праздниками.

Обряды, ходившие в народе на дохристианские праздники, полностью искоренить не удалось. Священники понимали, что русские, привыкшие отмечать праздники с размахом, не могут быстро перестроиться. Разумеется, монотонные богослужения и молитвы не шли ни в какое сравнение с языческими гуляниями. Поэтому многие элементы древнерусских обычаев включили в православные праздники.

Какие языческие праздники на Руси стали христианскими

Поскольку точные даты того или иного христианского праздника достоверно не были известны, их легко меняли. Как уже было сказано выше, языческий праздник Купалье или день бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя. Впрочем, его быстро стали называть Иван Купала. Несмотря на обращение в христианство, многие славяне так и продолжали искать цветок папоротника и купаться в реке голышом.

Такие языческие праздники, как Святки и Триглав, тоже нашли своё место в православии. Например, святочные весёлые гуляния трансформировались в славления. Дети и ребята постарше стали ходить по домам и прославлять не бога Коляду, а Христа. Но название песен - колядки - сохранилось неизменным. Праздник Триглав же превратился в праздник Святой Троицы. И на него сохранилась языческая традиция украшать дома ветвями деревьев и цветами.


«Ночь накануне праздника Купалы». В. Иванов

Масленица и Пасха

В народном календаре славян на границе зимы и весны был праздник Масленицы, предваряющий Пасху. На масленичную неделю было принято развлекаться, печь блины и ходить в гости. А ещё сжигать чучело Масленицы, чтобы прогнать зиму. Кажется знакомым, не так ли? Современные православные христиане тоже празднуют Масленицу. Только церковью она называется Сырная седмица. В эту неделю запрещено есть мясо, но разрешено употреблять молоко и яйца. Поэтому верующие не отказывают себе в удовольствии напечь блинов и отправиться с ними в гости. Весёлые гуляния на Масленицу, бывшие языческими обрядами, находят место и в жизни современных людей.

Также славянские народы ещё до принятия христианства праздновали Пасху. У южных славян она называлась весенним Юрьевым днём. По традиции Пасху отмечали три дня. В это время красили варёные яйца и пекли пасхальный хлеб. А до конца XIX века на Пасху жгли костры, что было отражением языческих истоков этого праздника. Современная Пасха приурочена к Воскресению Христову и является переходящим праздником. Однако традиция печь куличи и красить яйца в этот день сохранилась.