Меню
Бесплатно
Главная  /  Любовь  /  Рецепт здоровых волос от Посланника Аллаха (мир ему). Прическа (стрижка) в Исламе Главные реликвии верующих

Рецепт здоровых волос от Посланника Аллаха (мир ему). Прическа (стрижка) в Исламе Главные реликвии верующих

«БИЗНЕС Online» выяснил, что одна из семей Казани с древних времен хранит свою частицу бороды Мухаммеда

Пока Болгар гордился обретенным на днях волосом Мухаммеда, десятки тысяч мусульман стекались в село Шыгырдан Чувашии. Накануне, в преддверии Рамадана, там завершилась выставка сразу 13 ценных реликвий ислама. На фоне всплеска интереса к мусульманским артефактам «БИЗНЕС Online» выяснил, не обидно ли башкирам отдавать свою святыню Татарстану, почему ни одна сакральная вещь не может покинуть Абу-Даби без позволения Рамзана Кадырова и сколько всего волос оставил потомкам основатель ислама.

СВЯТЫНИ В ШЫГЫРДАНЕ И БОЛГАРЕ

В преддверии начала Рамадана мусульмане Татарстана, всего Поволжья, других регионов страны и ближнего зарубежья спешили посетить выставку благодатных реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. В течение трех дней начиная с 15 июня впервые в истории Центральной России в селе Шыгырдан Чувашской Республики были представлены 13 реликвий, связанных с пророком Мухаммедом. Это его волосы, ключи и замки Каабы (кубовидное построение в середине самой посещаемой в мире мечети «Аль-Харам» в Мекке - прим. ред. ), кувшин Биляла ибн Рабаха аль-Хабаши - муэдзина пророка Мухаммеда и другие.

Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из организаторов выставки, муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики Альбир Крганов , все эти реликвии на три дня любезно предоставил муфтий Дагестана Ахмад хаджи Абдуллаев . По его словам, за это время центральную Соборную мечеть имени «Трех сподвижников» посетили порядка 25 - 30 тыс. верующих, желающих получить благодать пророка, отстояв для этого длинную очередь. Возникший ажиотаж напоминает нашумевшие православные выставки - пояса Богородицы, даров Волхвов и т.д. Посетил выставку и муфтий Татарстана Камиль Самигуллин , который приехал не с пустыми руками, добавив к выставке хранящуюся у него частицу хаджар асвад (черный камень с угла Каабы) и покрывало усыпальницы имама Раббани.

«В исламе есть табаррук - обретение благодати. Конечно, всю, полную благодать дает только Аллах. И тем не менее по милости Всевышнего есть вот такие благодатные вещи, к которым верующие люди относятся с особым уважением», - пояснил Крганов.

Напомним, в минувшее воскресенье, то есть за день до открытия выставки, как уже писал «БИЗНЕС Online», в ходе праздника «Изге Болгар җ ыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял из рук председателя центрального духовного управления мусульман РФ Талгата Таджуддина волос пророка Мухаммеда, который, как было объявлено, отныне навечно будет храниться в Белой мечети. В церемонии принял участие внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди , а глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев назвал поступок Таджуддина великим и выразил надежду, что на священной земле Болгар «будет баракат» (благополучие). Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии.

Город Болгар - первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада». По словам источников «БИЗНЕС Online», щедрый дар оказался полной неожиданностью для всех. И, к слову, нет окончательного решения, как конкретно хранить и выставлять артефакт.

Передача волоса пророка Мухаммеда в Белую мечеть и выставка в Чувашии, естественно, вызвали интерес к реликвиям не только со стороны мусульманской общественности. Насколько можно верить в то, что переданный в Болгар волос действительно принадлежит пророку Мухаммеду? Откуда он появился в Уфе? Насколько редко встречаются такие реликвии и в чем их ценность? В этом попытался разобраться «БИЗНЕС Online».

ВОЛОСЫ В ПОДАРОК ИЗ ТУРЦИИ И ИНДИИ

«110 лет волос хранился в Уфе, - пояснил предысторию своего дара сам Таджуддин. - До этого - в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

Как сообщается на официальном сайте ЦДУМ РФ, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) в начале прошлого века в составе официальной делегации из пяти человек от Российской империи отправился в Мекку для совершения хаджа. До того муфтии ездили только как частные лица. На обратном пути он был приглашен в Стамбул, где турецкий султан Абдул-Хамид II в знак большой признательности российским мусульманам выделил ему из своей сокровищницы три (по другим данным, два) волоса с бороды пророка Мухаммеда. С тех пор эта священная реликвия хранится в духовном управлении в Уфе и бережно передается от муфтия к муфтию.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель центра исследований Корана и Сунны РТ Фарид Салман , в Турцию волосы пророка в свое время попали, по всей видимости, из Мекки и Медины. «Перед тем, как ваххабиты захватили священные города и разграбили их (начало XIX века - прим. ред. ), турецкие султаны успели вывезти большинство реликвий в Стамбул», - сказал Салман. По преданию, после смерти пророка преданный ему цирюльник сбрил бороду Мухаммеда и сберег ее. Сегодня эта реликвия хранится во дворце-музее «Топкапы» в Стамбуле и ее могут видеть все желающие. В день дворец посещают несколько тысяч человек. Также несколько волос из бороды священного пророка хранятся и в индийской мечети «Хазратбал», и в Тюменском областном музее. Туда волос пророка попал в конце XIX века стараниями тюменского купца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышкова-Сейдукова и хранился в мечети Юрт Ембаевских, пока в 20-х годах прошлого века не был изъят и передан в музей.

К слову, Салман считает недопустимым, что такая реликвия используется, как музейный экспонат. «Волос должен быть возвращен верующим, - отметил Салман «БИЗНЕС Online». - Если русская православная церковь находит в музеях что-либо, связанное с житием святых, или имеющий ту или иную ценность церковный предмет, она юридически добивается возвращения этой ценности в свою юрисдикцию. Поэтому полагаю, мусульманам тоже стоит вести себя активнее в деле возвращения законному владельцу подобных реликвий».

Также Салман сообщил «БИЗНЕС Online» сенсационную новость! «В Татарстане есть еще один человек, у которого хранится священный волос пророка, - поделился мусульманский ученый-теолог. - В свое время, когда я работал муфтием Ямало-Ненецкого автономного округа, этот человек жил там. Я просил его более трепетно и бережно относиться к этому дару, который когда-то был принесен в его семью из Индии - подарен индийскими мусульманами его прадеду. Но, к сожалению, этот человек, хотя он уже в преклонном возрасте, не прислушался к моим просьбам: по состоянию на тот момент реликвия хранилась в неподобающем состоянии. Боюсь, что после него этот священный артефакт может быть утерян. Между тем если бы он пошел навстречу, то мог бы официально получить статус хранителя волоса пророка и войти в историю. Сам этот человек живет сейчас в Казани. Называть его имя я считаю неэтичным. Тем не менее молю Всевышнего наставить его на принятие ответственного в своей жизни решения», - сказал Салман и добавил, что в европейской России, насколько ему известно, других волос пророка Мухаммеда нет. Остальные российские мусульманские реликвии хранятся в Дагестане и Чечне.

ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ КАДЫРОВА!

В отличие от Татарстана, в Чечне реликвии, связанные с Мухаммедом, не в диковинку, последние несколько лет в Грозный регулярно привозят из исламских стран реликвии, принадлежавшие пророку и его сподвижникам. Тысячи мусульман из разных регионов России приезжают в Чечню, чтобы увидеть и прикоснуться к святыням, которые выставляют в мечети «Сердце Чечни».

В 2011 году в Чечню из Англии на вечное хранение были переданы чаша и два коврика, длительное время покрывавшие могилу пророка Мухаммеда. В феврале 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган передал Чечне сразу три волоса пророка Мухаммеда, которые хранились в знаменитом турецком «Топ Капы». За несколько дней до этого из Узбекистана в Грозный был доставлен еще один волос Мухаммеда. В том же 2012 году хранитель из ОАЭ шейх Ахмад бин Мухаммад аль-Хазраджи назвал главу Чечни Рамзана Кадырова «хранителем священных реликвий», объявив, что отныне вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены из Абу-Даби только с его согласия.

В 2013 году в Грозном открылся филиал фонда по хранению реликвий пророка Мухаммеда. В праздничные дни экспонаты музея выставляются в мечетях республики. Главным же предметом музейной коллекции является чаша пророка, которой более 1,4 тыс. лет. По легенде, после смерти пророка святыня хранилась у его потомков, которые со временем покинули родину. Позже она оказалась в Великобритании, откуда несколько лет назад ее и доставили в Чечню. В знаменательные дни ее наполняют водой, которую затем раздают местному населению.

В январе прошлого года в Грозный спецрейсом из Абу-Даби прибыли реликвии, находящиеся на постоянном хранении в ОАЭ: волосы пророка, окаменелый след стопы, а также тюбетейка двоюродного брата пророка Али ибн абу-Талиба . Кадыров тогда сообщил, что их привез сын хранителя - шейх Мухаммад аль-Хазраджи и, в соответствии с ранее достигнутой договоренностью, увез три другие реликвии. По словам главы Чечни, такой обмен будет происходить каждые шесть месяцев.

В ноябре 2014 года из Узбекистана в Чечню привезли две чаши и волос пророка Мухаммеда. Реликвии направил в Чечню в знак уважения к семье Кадыровых их хранитель - Абдулхафиз Хан Тура . Один волос при этом остался в Узбекистане, символизируя братство чеченского и узбекского народов. Эти реликвии были подарены в начале XIX века правителю Кокандского ханства (территория современного Узбекистана, Таджикистана, южного Казахстана и Киргизии) турецким султаном. Правитель построил специальное здание для их хранения и завещал оберегать святыни уважаемой в ханстве семье - потомкам пророка Мухаммеда.

НЕ ОБИДНО ЛИ БАШКИРАМ?

Возвращаясь к волосу пророка, переданному в Болгары, хочется спросить, как отнеслись к жесту Таджуддина в Башкортостане? Не воспринимают ли мусульмане Уфы передачу реликвии Татарстану как утрату? «Да, наверное, некоторые так и воспринимают, - признался «БИЗНЕС Online» Мурсаль Ахметов - проректор Российского исламского университета в Уфе. - Но надо понимать, что благодать у нас не уменьшилась, пребывание на протяжении более века этой священной реликвии в Уфе нам на все времена хватит. Кроме того, все мусульмане должны быть выше деления на национальности, территориальные границы и прочие надстройки, которые приняты в обществе. Мы свято верим в возрождение мира, спокойствия на всей земле. И пусть центром этого влияния будет священный Болгар, а мы все как бы участвуем в восстановлении исторической справедливости. Надеюсь, и в Болгаре эта реликвия будет находиться не одно столетие. К слову, я присутствовал на этом важном для всех мусульман мероприятии в Болгаре. Это очень значимое событие! Вы должны понимать, что 110 лет пребывания этой реликвии - волоса пророка Мухаммеда - на уфимской земле дало мощный культурный подъем нашему региону. И верховный муфтий, приняв во внимание то, что возрождение ислама идет из Болгара, куда пришли три сахаба (сподвижника пророка), решил передать волос пророка в Татарстан. Это основное место возрождения ислама - это Серебряный Булгар, как мы его называем. Несомненно, на статусе Болгара наличие этой реликвии отразится самым позитивным образом, привлечет паломников. Это как новое время, переломный момент бытия. Пророк прибыл туда: сначала отправил своих сподвижников, а теперь и сам обозначил свое присутствие на этой священной земле».

К слову, если из Абу-Даби вещи, принадлежавшие пророку Мухаммеду, могут быть вывезены, как было сказано выше, только с разрешения Кадырова и других хранителей, то, как сообщили в пресс-службе ЦДУМ России, Таджуддин лично принял решение о передаче волоса пророка в Болгар.

К слову, тут есть одна загвоздка. Ряд экспертов «БИЗНЕС Online», в том числе и Салман, уверенно говорят о том, что в Уфе хранилось два волоса с бороды пророка. Но как мы уже отмечали выше, на официальном сайте ЦДУМ РФ говорится о том, что турецкий султан выделил российским мусульманам из своей сокровищницы три волоса с бороды пророка Мухаммеда. Вопрос, куда подевался еще один волос, остается открытым...

«КТО ДОКАЖЕТ, ЧТО ЭТО ИМЕННО ВОЛОС ПРОРОКА?»

Справедливости ради стоит отметить, что в мусульманском сообществе существует неоднозначное отношение к предметам, оставшимся от пророка, членов его семьи и ближайших сподвижников. Одни верующие почитают эти реликвии как священные и обладающие чудодейственной силой. Другие же сохраняют скептицизм, не придавая подобным предметам сакрального значения. Председатель исламского культурного центра, член исполкома союза исламских организаций в России Мохаммед Хенни , оценивая по просьбе «БИЗНЕС Online» то, что татарстанскому Болгару преподнесли волос пророка, сказал: «Безусловно, любовь к пророку - это святое, это часть нашей веры. В то же время любовь к мощам, распространенная в христианстве, в исламе не так сильна. Со времен пророка прошло 1400 лет. Кто докажет, что это именно его волос? Или кто-то хочет, чтобы мусульмане превращались в идолопоклонников?»

Считается, что всего по белу свету было распространено более 100 тыс. волос пророка Мухаммеда. Выше мы уже сообщали, что борода пророка хранится во дворце-музее «Топ Капы» в Стамбуле. Напомним также, что, выступая 14 июня на празднике «Изге Болгар җ ыены», глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Бердиев сообщил, что еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». «Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как он смог это сделать - отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», - эмоционально выступил Бердиев.

«В свое время пророк Мухаммад (мир ему!) неоднократно брил свою голову и укорачивал бороду, а затем раздавал волосы своим последователям, - пояснил Салман. - Почему? С точки зрения религиозного человека это большая благодать. Мы знаем, например, что волос, который в свое время попал в руки одного из наиболее близких сподвижников пророка (мир ему!) Анаса ибна Малика, был после его смерти, по его же просьбе, положен ему под язык. Хотя мусульмане считают Анаса ибн Малика святым и набожным человеком, он все равно, невзирая на все свои заслуги, надеялся, что волос пророка принесет ему большую пользу. Пророк Мухаммед, мир ему, в свое время сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня живым. Тот, кто посетил меня, будет достоин моего заступничества и свидетельства в судный день».

«Поэтому, когда человек находится в присутствии священного волоса, это практически означает, что он находится в присутствии самого пророка. При этом мусульманин читает особую молитву, молитвословия в честь пророка (мир ему!), то есть разговаривает с ним. Историки в своих рукописях оставили описание множества достоверных чудесных случаев, произошедших в подобных случаях. Есть такой тонкий момент в исламской теологии: посланник Аллаха (мир ему!) сказал, что пророки даже после смерти не умирают, а в местах упокоения находятся в молитвенном состоянии. Их тела нетленны. Поэтому и волос пророка - это часть его: там, где находится его волос, он присутствует сам. Разумеется, в иной плоскости, ином параллельном мире», - пояснил Салман.

«В ГЛАЗАХ ТРАДИЦИОНАЛИСТОВ ЭТО СОБЫТИЕ ОГРОМНОЙ ВАЖНОСТИ»

«Верующие люди относятся к благодатным вещам с особым уважением, - подтвердил Крганов. - Сейчас Болгар превращается не только в туристическую достопримечательность, а в некое место, где есть сакральные ценности. Там имеются захоронения сподвижников пророка, сейчас вот есть волос пророка, думаю, в дальнейшем появится еще что-то. Болгар реально становится духовной столицей мусульман Поволжья».

По мнению Салмана, преподнесение волоса пророка болгарской Белой мечети, безусловно, приподнимает статус Татарстана в странах, которые относятся к ареалу традиционного ислама. «В глазах традиционалистов Турции, Ирака, Сирии, Египта, эмирата Дубай (ОАЭ), Индии, Пакистана и других это событие огромной важности. Самое главное, чтобы была проведена, не побоюсь этих слов, грамотная пиар-компания на основных для мусульманского мира международных языках - арабском и английском. Это еще благотворнее скажется на имидже нашей республики и, безусловно, сделает ее еще более узнаваемой в мусульманском мире. Радует, что Татарстан возвращает себе подобающее ему значение как в российском, так и в международном масштабе. Президент РТ Рустам Минниханов недавно был назначен председателем группы стратегического видения «Россия - Исламский мир». Это синхронные события одного ряда», - подчеркнул Салман.

Правда, с этим утверждением не совсем согласен Хенни, член исполкома союза исламских организаций в России. «Насколько я знаю, Россия уже давно пытается открыть окно в исламский мир через Татарстан. Казань - это фактически третья столица России, поэтому она должна играть важную роль. Это все очень хорошо, но, по моему мнению, отношения с исламским миром пока все равно не складываются. Даже в самом Татарстане, на мой взгляд, ситуация с исламом напряженная: убийства 2012 года, преследования инакомыслящих, запреты некоторых книг, которые ни к чему не приводят... Возможно, поэтому у замысла Владимира Путина о сотрудничестве с исламским миром пока никакой удачи. К сожалению, есть люди, которые вроде бы оседлали это направление, а на самом деле тормозят его».

Так или иначе, обретение аутентичной мусульманской святыни, подлинность которой никем не оспаривается, безусловно, мощная заявка Болгар на статус одного из центров притяжения для мусульман. В этом смысле волосок пророка весит для верующих во сто крат больше, чем самый большой в мире печатный Коран (800 килограммов). Но, как видим, в этом качестве республики Северного Кавказа пока что дают Татарстану сто очков форы.

«БОЛГАРСКИЙ ПРОЕКТ ДОЛЖЕН ЗАРАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ»

Другие эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поделились своим видением того, что же все-таки означает передача волоса пророка Мухаммеда из Уфы в Болгар.

Али-Вячеслав Полосин - исламский богослов, разработчик социальной доктрины российского ислама:

Я присутствовал на мероприятиях в Болгаре, в которых приняли участие тысячи людей. Большинство из них, как мне кажется, объединяли национально-исторические корни, что нисколько не мешало федеральному смыслу этих событий. Параллельно мы подписали в Болгаре социальную доктрину российского ислама в четырех экземплярах, по количеству подписантов, а пятый экземпляр как памятный исторический документ оставили на вечное хранение в древнем городе.

Подарить волос пророка - это, конечно, очень большой жест со стороны верховного муфтия России. Он говорит по меньшей мере о большой любви Талгата хазрата Таджуддина к этому месту. Еще не так давно, в 1989 году, Болгар представлял из себя просто городище, где велись археологические раскопки. Тот вид, который древний город приобрел сейчас, сформировался во многом под влиянием Талгата хазрата, который каждый год бывал здесь и проявлял всяческую заботу, а также при поддержке Минтимера Шаймиева. Нет сомнений, что у Болгара огромные перспективы, он будет и дальше развиваться и совершенствоваться. Уже решено, что здесь, вдали от суеты, будет размещена Исламская богословская академия. Ее работа в таком историческом, таком намоленном месте будет очень органична, и это тоже идея Талгата хазрата.

Впрочем, наличие в Татарстане столь важных религиозных символов не будет навязывать что-либо тем, кто придерживается других взглядов и другого мировоззрения. В Татарстане грань между светским и религиозным давно определена и очень четко соблюдается. Когда идешь по улицам Казани, легко встретить женщину в хиджабе, а сразу же следом за ней - девушек в шортах и юбках. Все это сосуществует рядом, и никто никому ничего не навязывает.

Ринат Набиев - завкафедрой КФУ, экс-председатель совета по делам религии РТ:

Талгат Таджуддин неоднократно привозил подобные реликвии в Болгар. Для верующих людей это всегда имело очень большое значение. Мусульмане считают волос пророка очень ценной реликвией. В этом вопросе вряд ли могут быть противоречия или разные толкования. Передача этой реликвии в Болгар - это воля Талгата Таджуддина и желание укрепить позиции Татарстана в исламском мире как обладателя ценной реликвии. То, что волос Мухаммеда передан в руки президента Татарстана, я считаю вполне закономерным явлением, поскольку республика является основным носителем мощных исламских традиций и духовности в России. Эту реликвию будут рассматривать и с мистической, и с исторической точек зрения. Если историческая сторона вопроса может вызывать толкования, то с точки зрения веры и духовности для мусульман в этом вопросе нет сомнений. Для мусульман Татарстана факт хранения волоса пророка должен быть предметом гордости.

Рафик Мухаметшин - ректор Российского исламского института, директор ГБУ «Центр исламоведческих исследований», председатель совета по исламскому образованию:

Дело в том, что болгарский проект должен заработать по-новому. До сих пор Болгар для мусульман был, по сути, местом, где они раз в год собирались по 50 - 60 тысяч человек. Сейчас разработана концепция, президент Татарстана обратился к президенту России с тем, чтобы болгарский фактор был показан по-другому, чтобы он стал постоянным исламским центром. Скорее всего, уже с осени Болгар начнет функционировать в этом статусе, здесь будут введены различные формы обучения и повышения квалификации, со временем будет создана исламская академия. Болгару придается сегодня большое значение как фактору консолидации мусульман в основном Центральной России. Естественно, он должен стать привлекательным не только для туристов. То, что Талгат хазрат передает волос пророка Мухаммеда, - это важно, это усиливает религиозную привлекательность Болгара.

Вот только я бы предостерег от разговоров о паломничестве. Это звучит не совсем корректно, поскольку паломничество - это совершение хаджа. Неслучайно в 1990-е годы было много споров о том, надо ли ездить в Болгар. Даже официальные структуры в Татарстане говорили, что не надо, потому что поездка в Болгар - это такой малый хадж. Поэтому речь не идет о превращении Болгара в центр паломничества, это звучит рискованно. Сегодня необходимо четко расставить акценты. Болгар является одним из древних очагов исламской цивилизации, местом, где предки татар добровольно приняли ислам и развивали государство. Это наша гордость, и тут скорее следует говорить, может быть, о духовном туризме, но не о паломничестве.

Группа стратегического видения, которую по поручению президента России возглавляет президент республики (я тоже являюсь ее членом), недавно собиралась в Москве в первый раз после большого перерыва. Когда мы говорим о работе с мусульманскими странами, помимо политических и экономических направлений мы обсуждаем и сферу духовности. Для этого нужны определенные площадки, четко подчеркивающие, что Россия является государством, в котором есть мусульманские анклавы, где ислам получил широкое распространение. В 922 году был Болгар, а Дербент аж в VII веке! Намного легче разговаривать с мусульманами зарубежья, когда мы можем сказать о том, что мусульмане в России являются коренным населением и что ислам здесь имеет многовековую историю. Думаю, мусульманские страны по-другому смогут смотреть на Россию.

В мечети "Атбасар" в селе Садовый в Акмолинской области, состоялась церемония передачи волоса Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Духовному управлению мусульман Казахстана, сообщает Azan.kz .

Ранее, священная реликвия находилась у Фатимы Абденкызы, жительницы села Атбасарского района Акмолинской области. По словам Фатимы-аже, волос Пророка, мир ему, передавался в ее семье из поколения в поколение, от деда Бокея хаджи Сандыбай улы к отцу Фатимы - Абдибеку, а затем и к ней.

Вместе с волосом был сохранен и документ, подтверждающий подлинность реликвии, в котором сообщается:

"Шейх Ахмадуддин получил этот благословенный волосок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, находящийся под покровительством Османской империи 12 мухаррама 1273 г. (12 сентября 1856 г.) в присутствии общины мусульман в Высокочтимой Мекке, да приумножит Аллах ее святость, от Саид Масъуда ибн Саид Махмуда".

Далее перечисляется цепь передатчиков реликвии с соответствующими печатями тех времен, и передается: "Когда это волосок будет доставлен в Бухару, пусть богословы и улемы Бухары признают его и проявят к нему почет и уважение. Этот договор заключен 11-дня месяца сафар 1287 г. (10 июнь 1870 г.) в соответствии с сунной в г. Рум в накшбандийской такийе узбеков".

К деду Фатимы аже, Бокею хаджи, реликвия попала в 1921 году, о чем также сообщается в свидетельстве. По словам Фатимы-аже, семья берегла ее как зеницу ока, но она все же приняла решение передать реликвию ДУМК. В благодарность, хранительнице были вручены ключи от квартиры.

На церемонии передачи волоса в Астане присутствовали наиб-муфтии и другие представители ДУМК, сотрудники акимата Акмолинской области, а также ученые и интеллигенция. Встреча Фатимы-аже с Верховным муфтием Ержаном хаджи Малгажыулы состоялась ранее, в Алматы.

Достоверно известно, что волосы Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, были розданы его сподвижникам им самим, после того, как он обрил голову во время хаджа. Известный сподвижник Пророка, мир ему и благословение Аллаха, полководец Халид бин аль Валид, не проигравший ни одного сражения, никогда не расставался с волосом благородного Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Волос был зашит в его одежду и он выходил на бой только с ним.

Нахождение волоса Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на казахской земле, является для нас великой честью и свидетельствует о крепкой связи наших предков с Исламом.

Исторический документ подтверждающий подлинность благословенного волоска из бороды Пророка да благословит его Аллах и приветствует

Бисмиллахир-рахманир-рахим

Вся хвала принадлежит Аллаху который даравал нам Коран, повел нас по пути веры, дал возможность посещать Запретный Дом находящийся в Высокочтимой Мекке и могилу господина сынов Аднана благочестивого Пророка Мухаммада мир ему и благословения Аллаха.

Просим Всевышнего Аллаха собрать нас в Райских садах вместе с теми, кто следовал своим знаниям и творил благое. Мир и благословение Пророку обладающему наилучшим нравом а также его семье и сподвижникам.

Почтенные ученые и религиозные деятели!

Шейх Ахмадуддин получил этот благословенный волосок Пророка, мир ему и благословение Аллаха, находящийся под покровительством Османской империи 12 мухаррама 1273 г. (12 сентября 1856 г.) в присутствии общины мусульман в Высокочтимой Мекке, да приумножит Аллах ее святость, от Саид Масъуда ибн Саид Махмуда.

Сам Саид Масъуд получил этот благословенный волосок 18 шаабана 1267 г. (9 июля 1849 г.) в Высокочтимой Мекке от жителя Лучезарной Медины Саида Абдулла ибн Хашима.

В свою очередь Абдулла ибн Хашим получил это благословенный волосок 14 шавваля 1265 г. (2 сентебря 1849г.) в Высокочтимой Мекке от Саида Асъад ибн Саид Мухаммада.

Покорный слуга (т.е. Ахмадуддин) пятого числа Рамазана 1257 г. в присутствии мусульманской общины подарил этот благословенный волосок из бороды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, почтенному муфтию г. Рум Мулле Иуаз Мухаммаду.

Иуаз Мухаммад 8-дня месяца сафара 1287 г. (7 июня 1870 г.) в г. Исламбул передал этот волосок сыну Дамуллы Рахманберди кажы Мулле Абдулханифу.

Пусть не будет никаких сомнений касательно этого волоска. Когда это волосок будет доставлен в Бухару, пусть богословы и улемы Бухары признают его и проявят к нему почет и уважение.

Такийа является приютом для путников Бухары. Ее основателям явялется покойный шейх Кажибай.

Йуртике хаджи получил этот благословенный волосок примерно в 1869 г. Я получил этот благословенный волосок от Иуртике хаджи в марте 1921 г. Имя получившего Бокей хаджи Сандыбайулы.

После кончины Бокей хаджи благословенный волосок перешел к его сыну Абдибеку. Бокей хаджи скончался в феврале 1924 г.

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел мальчика, у которого часть головы была побрита, а другая часть - нет. Он запретил им [его родителям или находившимся рядом взрослым] это [то есть брить отдельными участками], сказав: «Либо побрейте его полностью, либо не трогайте вовсе» .

В другом достоверном хадисе сказано, что «пророк Мухаммад запретил аль-каза‘ » . Когда у передавшего данный хадис спросили, что такое «аль-каза‘ «, он ответил: «Это когда ребенку часть головы бреют наголо, а часть волос вот здесь оставляют [небритой]», указав при этом на переднюю часть (чуб, хохол) и обе стороны головы (по бокам) . Аль-каза‘ в богословской литературе поясняется как «выбривание отдельных участков волос на голове, подобно разорванным облакам» . Что, конечно же, выглядит некрасиво и странно .

Важно отметить, что данные хадисы по мнению всех мусульманских ученых несут в себе смысл нежелательности (макрух танзихэн) , а не запретности (харам) . По подобного рода запретам в Сунне шейх Махмуд Шальтут , например, сказал: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия , в окружении которых живет индивидуум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, одежда, внешний вид не являются религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет . Стрижка может быть любой, но главное, чтобы мусульманин выглядел опрятно.

Когда стрижка может быть греховной?

Запрет (несущий в себе каноническую запретность, влекущую за собою грех) на ту или иную стрижку имеет место быть только тогда, когда ею мусульманин преднамеренно старается походить на представителей какого-то движения, секты, группы, очевидным образом пропагандирующих антигуманный или антимусульманский образ жизни.

Мусульманину важно быть и оставаться самим собой, придерживаясь мусульманских принципов и ценностей. Один из принципов гласит, что нельзя преднамеренно следовать тем или иным немусульманским модным тенденциям.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто старается походить на других, тот - из них» .

Мусульманин свободен в выборе стрижек, причесок, если это вписывается в нормы приличия общества, в котором он живет, и не вызывает отвращения. Как сказано в достоверном хадисе «станьте украшением общества, в котором живете» . И именно этого принципа следует придерживаться как в стиле, форме одежды, так и в прическе, не стараясь походить на кого-то, а выбирая свое индивидуальное.

Прекрасной половине общества следует принять во внимание переданное имамом ‘Али: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) запрещал женщинам брить налысо волосы на голове» . Подобное действие также относится к нежелательному (макрух). В то же время нежелательность аннулируется необходимостью, например, медицинской .

Стрижка волос в хадже

Стрижка волос является одним из ритуалов паломничества. Вот что сказано об этом в Коране:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) подтвердил правдивость сна Своего посланника. Вы непременно войдете в Священную Мечеть, если будет на то воля Божья, [войдете] в состоянии безопасности, сбривая либо подстригая волосы на голове , не опасаясь [что кто-то помешает вам совершить все необходимые действия паломничества]. Он [Господь миров] знал то, чего не знали вы. И помимо этого предоставил вам близкое открытие [определил для вас победу в противостояниях с язычниками, которая должна быть одержана в ближайшем будущем]» ().

Волосы можно как сбривать полностью лезвием, например, или машинкой, а также подстригать на свое усмотрение, на желаемую человеком длину либо форму.

Стиль (прическа) пророка Мухаммада

Какой длины были волосы пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует)?

По этому поводу есть несколько хадисов. Например, ‘Аиша говорила: «Волосы Пророка были выше мочек ушей и не доходили до плеч» . В других хадисах от Анаса ибн Малика сказано: «Волосы Пророка доходили до плеч» ; «длина волос Пророка была до мочек ушей» ; «волосы его «били» по плечам (ложились на плечи)» . Есть несколько риваятов (вариантов хадисов по теме), и все они передают примерно такой смысл . В комментариях к ним ученые говорят: «Длина была разной, но обычно от середины ушей до плеч».

Заплетал ли он такие длинные волосы в косы?

Да, заплетал. Например, в достоверном хадисе сказано, что «когда пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся в Мекку, его волосы были заплетены в четыре косы» .

Как пророк Мухаммад относился к волосам?

Абу Хурайра передает слова Пророка: «У кого растут волосы, тот пусть будет щедр к ним [ухаживает за ними]» . Ухаживание подразумевает своевременное мытье, аккуратную стрижку, использование того, что укрепляет корни волос и сами волосы, а также расчесывание их и укладывание. Например, сам пророк Мухаммад и его сподвижники для оздоровления и укладки волос использовали различные благоухающие масла .

Что касается поседевших волос, то пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не вырывайте седые волосы! Кто седеет, являясь мусульманином (мусульманкой), для того его седые волосы станут светом в Судный День. За каждый седой волос записывается единица вознаграждения и стирается единица греха» .

В наше время порой можно встретить в мечети человека внешне очень набожного (присутствуют внешние атрибуты - определенная одежда, борода, арабские слова через предложение), но при этом выглядящего неприятно: грозное выражение лица, растрепанные волосы, длинная бесформенная борода. Это нормально с точки зрения мусульманской этики и поведения?

Конкретным ответом является следующий достоверный хадис: «Однажды к пророку Мухаммада, находившемуся в это время в мечети, пришел мужчина с беспорядочно растущими в разные стороны волосами на голове и бороде [не подстрижены, не причесаны, не ухожены, не уложены]. Пророк указал на выход (движением руки дал понять, что в таком виде в мечеть не следует заходить) [побудил привести в порядок волосы на голове и бороду]. Мужчина так и сделал. Через некоторое время он вернулся [но уже аккуратно подстриженный, причесанный и ухоженный]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Разве так не лучше?! А ведь кто-то из вас приходит с всклокоченными (растрепанными) волосами подобно Дьяволу!»

Ответы на вопросы по теме

У меня длинные волосы, 25 см, и я их выпрямляю специальным средством для волос. Мне нравится носить длинные волосы. Хочу узнать, не является ли это уподоблением женщине? Ибрахим.

Если намерения уподобляться женщинам у вас нет, если в жизни вы столь же мужественны, как и любой другой мужчина, тогда в этом нет проблемы и нет какого-либо элемента греха.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4195, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 2/1641.

Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5921; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, хадис № 113–(2120); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4193, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, хадис № 1/1640.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1879, хадис № 5920.

См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 345, пояснение к хадису № 2/1641.

Имам Муслим, например, главу, в которой упомянул данный хадис, назвал «нежелательность аль-каза‘ «См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 878, глава № 31.

Единое мнение ученых (иджма‘, иттифак) по этому вопросу см.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 33. С. 165; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 447.

Отмечу, что нежелательность канонически аннулируется при малейшей необходимости.

Махмуд Шальтут (1893–1963 гг.) - один из ведущих египетских ученых-богословов прошлого столетия (аль-имам аль-акбар). Был руководителем университета «аль-Азхар» (шейхуль-азхар).

Уместным считаю упомянуть и климатические условия, в которых живет человек.

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 441, хадис № 4031, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8593, «хасан»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 7. С. 2782, хадис № 4347 и пояснение к нему.

В вопросе степени достоверности данного хадиса есть разногласия, но он все-таки больше достоверный (хасан), нежели недостоверный (да‘иф). См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 442; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. 2001. Ч. 2. С. 214, хадис № 2434 и пояснение к нему.

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость». Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 518, хадис № 5049, «да‘иф»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, хадис № 4/1643; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 140.

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 346, пояснение к хадису № 4/1643.

Данное действие является одним из ритуалов паломничества.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4187, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 146.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 135, хадис № 147.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4185, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадис № 95–(2338). Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадис № 4183, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 456, хадисы № 4183–4187; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 953, хадисы № 92–96 (2337, 2338).

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 457, хадис № 4191, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 21. С. 166.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 454, хадис № 4163, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 1. С. 136, хадис № 148; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 26. С. 110; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2678.

См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 2. С. 352; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 282, 283.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 458, хадис № 4202, «хасан сахих»; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2830, хадис № 4458 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 723, хадис № 1770; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2679.

Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) был ниспослан в качестве Милости для миров. Каждому мусульманину рекомендуется следовать его примеру во всём, что касается не только религии, но и обыденной жизни.

Играет немаловажную роль, так как верующий должен подавать хороший пример во всём. А как же выглядел сам Пророк (с.г.в.)?

Очертания лица

Сподвижник Анас бин Малик (р.а.) описывал Посланника Аллаха (с.г.в.) так: «Кожа была не слишком белая и не слишком смуглая, а волосы были и не кудрявыми, и не прямыми» (Бухари, Муслим).

Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал, что у предводителя мусульманской уммы были очень густые волосы, длина которых достигала мочек ушей (Бухари, Муслим).

Зять Пророка (с.г.в.), один из ближайших сахабов - Али бин Абу Талиб (р.а.) утверждал: «У него была большая голова и немного округлое лицо. Его волосы нельзя сказать, чтобы вились или лежали прямо, но были волнообразными. Цвет глаз - очень чёрный, а ресницы были длинными» (Тирмизи, Хаким).

Наиболее подробное описание оставил после себя внук Посланника Всевышнего (с.г.в.) Хасан бин Али. «Лицо Пророка (с.г.в.) сияло лунным светом, а лоб выглядел широким. Мой дед был с большой головой и волнообразными волосами, которые он укладывал на пробор. Посланник Аллаха (с.г.в.) обладал изогнутыми бровями. Его нос имел утончённый кончик. Он обладал густой бородой и широким ртом. Между зубами имелись промежутки» (Табарани, Байхакы).

По словам Джабира (р.а.), у Милости миров (с.г.в.) был большой разрез глаз и широкий рот (согласно хадису от Муслима и Тирмизи). Абу Хурайра (р.а.) говорил, что у Мухаммада (с.г.в.) лицо было светлым и «похожим на чистое серебро». Человек по имени Абу Туфаиль утверждал, что у Божьего Посланника (с.г.в.) была белая кожа (Муслим, Ахмад).

Телосложение

Из воспоминаний ибн Малика (р.а.) известно, что Мухаммад (с.г.в.) был ростом не высок и не низок. Аналогичным образом его описывает и Бара бин Азыб (р.а.), добавляя такой признак, как широкоплечесть (оба хадиса приводят и Бухари, и Муслим). Как утверждал Али бин Абу Талиб (р.а.), от груди до пупка тянулись волосы, а посередине спины была печать пророков - родинка красного цвета размером с яйцо. (Тирмизи).

Хасан бин Али говорил, что рост его деда - чуть выше среднего. Между грудью и пупком находилась линия волос, также волосы покрывали руки, верхнюю часть груди и плечи. Его телосложение было в меру упитанным, грудная клетка и живот не выдавались вперёд. Пророк (с.г.в.) обладал длинными предплечьями и большими ладонями (Табарани).

Походка

Анас бин Малик (р.а.) вспоминал, что Заключительный Божий посланник (с.г.в.) слегка наклонялся вперёд при ходьбе (Бухари). От Али бин Абу Талиба (р.а.) же известно, что его походка была энергичной и живой. Причём Мухаммад (с.г.в.) слегка наклонялся, «как будто он поднимался в гору». А когда оборачивался, то делал это всем телом, а не только головой (Тирмизи). Как рассказывал Хасан бин Али, Пророк (с.г.в.) ходил энергично, бодро отрывая ноги и делая широкие шаги. При этом он опускал голову и постоянно направлял свой взгляд на землю. Когда он входил куда-либо или выходил, то всегда пропускал вперёд сахабов, а уже после них следовал сам (Табарани, Байхаки).

Одежда

Посланник Всевышнего (с.г.в.) любил длинные рубашки (камис), рукава на них доходили до запястий (Тирмизи, Абу Дауд). Также он надевал китрийские плащи с узорами, которые носили жители Йемена (Бухари, Муслим).

Одежда Мухаммада (с.г.в.) была разных цветов. Бара бин Азыб (р.а.) вспоминал: «Я никогда не видел человека в красном одеянии более красивого, чем наш Пророк (с.г.в.)» (Бухари, Муслим). А человек по имени Абу Римса называл ещё два каких-то зелёных одеяния. При этом сам Милость миров (с.г.в.) призывал верующих: «Носите одежду белого цвета, ибо она - лучшая из ваших одеяний» (Тирмизи, Абу Дауд). бинт Абу Бакр (р.а.) говорила, что однажды Мухаммад (с.г.в.) накинул на себя полотнище из чёрной шерсти с полосками (Абу Дауд, Тирмизи).

Кроме того, поверх другой одежды он надевал румийскую джуббу (верхняя удлинённая одежда с широкими рукавами - прим. сайт). Об этом свидетельствует хадис, переданный со слов Мугиры ибн Шугбы и приводимый в сводах хадисов Тирмизи, Абу Дауда и Насаи.

К тому же Пророк Мухаммад (с.г.в.) носил чёрные кожаные носки, подаренные Ему правителем Эфиопии Асхамой. От Абдуллы бин Бурайды известно: «Негус (титул эфиопского царя) подарил Посланнику Аллаха (с.г.в.) кожаные носки чёрного цвета, и он носил их пока они не испортились» (Тирмизи, Абу Дауд). Также Мухаммад (с.г.в.) надевал сандалии с двумя ремешками и двойным шнурком (Ибн Маджа).

Перстень

В Пречистой сунне говорится, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) носил перстень на правой руке. Анас бин Малик (р.а.) рассказывал, что это был перстень из чистого серебра (Бухари, Муслим). Им Пророк (с.г.в.) ставил печати на посланиях, которые он отправлял. В одном из хадисов, содержащихся в сборниках Тирмизи и Бухари, отмечается, как однажды Мухаммад (с.г.в.) намеревался составить послание персам, но один человек из его окружения сообщил, что они не принимают послания без печати, подтверждающей отправителя. И тогда он попросил изготовить именной перстень. На этом изделии было выгравировано изречение «Мухаммад - Посланник Аллаха». После смерти Пророка (с.г.в.) его носили и праведные халифы - Абу Бакр ас-Сиддик (р.а.), и Усман ибн Аффан (р.а.) до тех пор, пока перстень не уронили в колодец (Бухари, Муслим).

В современном мире выделяют пять основных религиозных направлений - христианство, иудаизм, ислам, индуизм и буддизм. От них произошло еще множество ответвлений - сект и местных верований.

Древнейшие книги мира

Свое видение мира и самые сокровенные знания люди пытались донести потомкам, запечатлев их сначала на камнях и глиняных табличках, а впоследствии на папирусе и бумаге. Так появились священные книги, в которых излагались главные заповеди каждого религиозного направления.

Для христиан это Библия, для иудеев - Танах, для исламистов - Коран, для индуистов - Веды, для буддистов - Трипитака. Предназначение этих книг - донести до человека информацию о сотворении мира и установить определенные правила в человеческих взаимоотношениях. В чем-то религиозные сюжеты священных книг и писаний перекликаются между собой, в чем-то, наоборот, кардинально отличаются друг от друга. Несомненно одно: каждый человек волен сам сделать выбор, какому Богу он будет поклоняться.

Имена и титулы пророков

Мало кто из нас знает, что в Библии Иисус Христос наделен 200 различными титулами и именами. Наиболее известные из них - это Иисус из Назарета, Иешуа (немаловажную роль в этом сыграл роман Булгакова «Мастер и Маргарита»), Иошуа и ряд других. Например, исламским верующим Иисус Христос более известен под именем Иса. Более того, в XVII веке в православной церкви произошел раскол из-за того, как правильно писать по-русски имя Христа - Иисус или Исус.

Также мало кто из людей знает и все имена пророка Мухаммеда, ведь оно включает в себя всю родословную самого почитаемого от сотворения мира. Полное имя великого пророка превышает полтысячи букв. Наибольшее распространение получили такие имена пророка Мухаммеда, как Мухаммад, Мухаммедул-амин, Ахмад, Аль-Хашир, Аш-Шахид, Рахим, Мустафа, Назир и ряд других.

Главные реликвии верующих

У каждого религиозного течения есть свои особенности и реликвии, которым поклоняются верующие. Главной реликвией христиан является Туринская плащаница, в которую после смерти было завернуто тело Иисуса Христа.

Буддисты почитают святые места, относящиеся к Будде, и его мощи - зуб, локон и кости.

Мусульманские реликвии стали востребованы относительно недавно, так как в традициях ислама принято хоронить покойного вместе с его вещами.

Впрочем, многие религиозные реликвии имеют довольно-таки спорное происхождение. Иногда верующие искренне поклоняются искусным подделкам, выдаваемым за святые мощи, и вещам, якобы принадлежавшим святым угодникам.

Святыни ислама. Волос с головы пророка Мухаммеда

Самой почитаемой святыней всех мусульман считается волос пророка Мухаммеда. Этим фактом не преминули воспользоваться мошенники. Пренебрегая всеми этическими и пользуясь доверчивостью людей, под видом святыни они распространяют среди верующих волосы обычного человека, выдавая их за подлинную реликвию.

Ясно осознавая тот факт, что на голове человека не может быть такого количества волос, чтобы приобрести их смогли все желающие, мошенники в свое оправдание придумали легенду, якобы волос пророка Мухаммеда может размножаться сам по себе. Оставим этот обман на их совести. Тем более что желающих приобрести реликвию все еще хватает, и спрос на нее, как говорится, превышает предложение.

Подлинные же святыни бережно охраняются и не всегда доступны для верующих. Их выносят на всеобщее обозрение в особо торжественные дни. Часто это преподносится как совершение специальных ритуалов. Так, у мусульман существует красивый обычай производить омовение подлинной пряди волос пророка Мухаммеда. Чтобы не пропала ни одна драгоценная волосинка с головы пророка, омовение производят в серебряных ванночках, расположенных в нескольких уровнях относительно друг друга. После процедуры омовения с помощью лупы проверяют, все ли волосы остались на месте.

Считается, что вода, в которой был омыт волос пророка Мухаммеда, приобретает целебные качества, поэтому иметь ее у себя мечтает каждый верующий в Аллаха. Благо, что по окончании ритуала воду просто раздают всем желающим.

Священный волос из бороды Мухаммеда

Также священна для мусульман и другая реликвия - волос из бороды пророка. Верующие мусульмане считают, что подлинных экспонатов волос из бороды имеется всего 3 экземпляра. Первый размещен во второй хранится в мечети Хазратбал, расположенной в индийском городе Шринагаре, третий - в Музее областного значения, принадлежащем Тюменской городской Думе. Так что при желании чудо сможет любой житель Евразийского континента.

Каждый образованный человек должен уважать религиозные чувства других народов, ведь все мы - жители одной планеты Земля и в конце пусть разными дорогами, придем в единый для всех дом нашего Бога-творца.