Меню
Бесплатно
Главная  /  Десерты  /  Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. Три спаса в августе: медовый спас, яблочный спас и ореховый

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. Три спаса в августе: медовый спас, яблочный спас и ореховый

Медовый, яблочный, ореховый … За вкусными названиями скрываются три важных праздника, посвященных Спасителю: Происхождения честных древ Креста Господня, Преображения и Нерукотоворного образа. Как возникли эти праздники и почему они так стали называться в народе, рассказывает Юрий РУБАН
Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Август богат календарными воспоминаниями. Некоторые приобрели общекультурный характер и знакомы всем, даже не слишком церковным людям. В первую очередь это относится к так называемым "Спасам". Проблема лишь в том, что в церковном календаре таких названий нет! При этом Первый Спас (1/14 августа) именуется в народе «медовым», Второй (6/19 августа) - «яблочным», а Третий (16/29 августа) - «ореховым», «хлебным». Славянское слово «Спас» (Спаситель) - одно из богословских имен Иисуса Христа, Которому посвящены и многие другие праздники. Здравый смысл подсказывает, что основа церковных торжеств - не сельскохозяйственная и тем более не кулинарно-гастрономическая, а потому эти фольклорные названия не имеют к ним никакого отношения.

Постараемся понять - какие же реальные события скрыты за «Спасами»? Сначала - о первом из них.


Русский перевод тропаря Всемилостивому Спасу:
Обращающий взоры с высоты, принимающий бедных, посети нас, угнетённых грехами, о Всемилостивый Владыка, и, по молитвам Богородицы, даруй душам нашим великую милость.

Этот праздничный церковный день совмещает в себе несколько знаменательных событий.

Изнесение Креста

Первое праздничное воспоминание - «Изнесе ние Животворящего Креста Господня». За этим названием стоят жизненные реалии давних лет.

Дело в том, что в столице Византии, Константинополе (Царьграде), в связи с частыми в августе болезнями, существовал обычай носить крест по улицам и дорогам в надежде преградить путь невидимо крадущейся пагубе. Накануне праздника драгоценный крест, включавший в себя сохранившиеся частицы дерева Голгофского Креста, торжественно переносили из царской сокровищницы в главный собор Империи - храм Святой Софии Константинопольской, и полагали на престоле. С этого дня и до Успения Богородицы, в течение двух недель, по всем улицам города проносили крест в процессии, а затем вновь возвращали в императорские палаты. К этому обычаю присоединился ещё один - освящение воды, которое происходило в придворной церкви в первый день каждого месяца. Постепенно местный константинопольский праздник Изнесения Креста распространился по христианскому Востоку, а у нас на Руси появился в XV веке. При этом освящение воды на источниках стало напоминать о крещении Руси, начавшемся, согласно преданию, именно в этот день. (С 2008 года празднование начала крещения Руси, согласно постановлению Архиерейского собора, совмещено с памятью святого князя Владимира, 15/28 июля).

Всемилостивый Спас

Второе церковное событие сегодняшнего дня - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе - память о чудесных знамениях от иконы Спасителя, сопровождавших сражения с сарацинами византийского императора Мануила (1143-1180) и битву с болгарами русского князя Андрея Боголюбского в 1164 году. К этому присоединяется ещё один эпизод. По свидетельству византийского историка Никиты Хониата, впереди триумфальной процессии императора Мануила, после разгрома паннонцев в 1167 году, «ехала серебряная с позолотой колесница, запряжённая белыми, как хлопья снега, конями, а на ней стояла икона Богоматери, непобедимой Защитницы и соратницы царя».

Кто такие Маккавеи?

В этот же день празднуется память ветхозаветных (дохристианских) мучеников - священника Елеазара, семи юных братьев, их матери Соломони и и многих других, принявших мученическую смерть в период «Великого гонения» (167-164 до н. э). Его инициатором стал антиохийский (сирийский) монарх Антиох IV Епифан (175-164 г. до н. э.), в состав империи которого входила тогда Палестина. Справедливо прозванный современниками Епима ном («Безумным»), этот обожествлявший себя язычник воздвиг беспощадное гонение на богооткровенную религию Моисея и издал декрет, повелевающий всем евреям отречься от веры в Единого Бога и поклоняться мифологическим богам. Он осквернил Иерусалимский храм, установив там языческий жертвенник и совершив на нём жертвоприношение Зевсу Олимпийскому (декабрь 167 г. до н. э.). Идольские капища были сооружены и в других местах, и все иудеи, отказывавшиеся участвовать в жертвоприношениях, предавались пыткам и мучительной смерти. Комиссары Антиоха искали по домам книги Библии и, если находили, то «разрывали и сжигали на огне», а владельцев их убивали. Они также «убивали женщин, обрезавших своих детей, а младенцев вешали за шеи» (1 Макк. 56-57, 60-61). Видимо, это была первая в мировой истории попытка лишить целый народ своей религии. (Подобное пытались осуществить в нашей стране другие комиссары - в кожаных куртках и с «товарищами Маузерами».)

Мученики-братья были названы Маккавеями в память о сыновьях священника Матта фии. Вместе с отцом они бежали в горы, возглавили восстание против тирана и после многолетней борьбы создали независимое Иудейское государство (142-63 до н. э., до прихода римлян), управлявшееся династией Маккавеев (иначе - Хасмоне ев). Прозвище «Маккавей» (еврейское слово Макка би значит «Молот») получил сначала один из братьев, Иуда, наделённый талантом военачальника и поражавший врагов, как молот. (Об этом можно прочесть в библейских I и II Маккавейских книгах, а также у еврейского историка Иосифа Флавия.)

Сегодня же - память и ряда других святых, но, по традиции, акцентируются события, о которых мы только что рассказали. С этого дня начинается двухнедельный Успенский пост (до 28 августа).

«Сельскохозяйственный» аспект праздника

Сельскохозяйственные названия христианских праздников оправданны только в формально-хронологическом смысле. Ведь праздники неподвижного цикла, с фиксированными датами, являлись раньше для простых людей единственными календарными сельскохозяйственными вехами. (В их избах не было колхозных календарей, радиоточек и они не выписывали журнал «Крестьянка».) Так, к Первому Спасу приурочили проводы лета. Пасечники начинали выламывать соты: считалось, что к этому времени «пчела перестает носить медовую взятку». Отсюда название «Медовый Спас», а также «мокрый», - из-за начала холодных рос. Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, появление стай грачей и скворцов.


Преображение. Греция, XVIII в.

Русский перевод:
Тропарь
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, показав Свою славу ученикам насколько, насколько они могли её видеть. Да воссияет по молитвам Богородицы и нам, грешным, Твой вечный свет. Податель света, слава Тебе!

Кондак
О Христос Бог наш! Ты преобразился на горе, и Твои ученики увидели Твою славу настолько, насколько они могли её воспринять, - чтобы, увидев Тебя распинаемого, поняли: страдание Твоё - добровольно, и проповедали миру, что Ты - воистину Сияние Отца.

О Преображении Господнем, или о Втором Спасе, мы всё-таки знаем больше, чем о Первом и Третьем. В православном календаре праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». У любителей русской литературы «серебряного века» он, несомненно, ассоциируется с замечательными стихами Бориса Пастернака («Август»).

«Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!»

В народном же календаре он именуется «Яблочным Спасом».

Начнем с выяснения смысла самого евангельского события «преображения». Что означает сам этот термин? Какое событие Священной истории и почему получило такое название?

Преображение: событие и смысл

Преображение (греч. метамо рфосис , лат. transfiguratio) - значит «превращение в другой вид», «изменение формы» (отсюда слово «метаморфозы»). Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нём рассказывают три евангелиста: Матфей (17:1-13), Марк (9:2-13) и Лука (9:28-36).

Через восемь дней после торжественного исповедания апостолом Петром своего Учителя Мессией (Христом), - пишет евангелист Лука, - Иисус, «взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала белой до блистания. И беседовали с Ним два мужа; это были Моисей и Илия. Явившись в сиянии небесной славы, они говорили об исходе , который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Пётр и его спутники забылись дрёмой; когда очнулись, увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Пётр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" Он и сам не знал, что говорил, - замечает Лука и продолжает. - И ещё он не договорил, как появилось облако и осенило их; и они устрашились, когда вошли в то облако. И из облака раздался Голос: "Это - Сын Мой Избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «И когда они спускались с горы, Иисус велел им никому не рассказывать о том, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Они это исполнили, но в беседе между собой допытывались: что это значит - воскреснуть из мёртвых?» (9:9-10).

Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Эти иллюзии сохранялись у апостолов даже после Его Вознесения, вплоть до Пятидесятницы! Поэтому Господь приоткрывает им завесу будущего и являет Себя Сыном Божиим, Владыкой жизни и смерти. Он заранее уверяет учеников в том, что близкие страдания - не поражение и позор, но победа и слава, увенчанная Воскресением.

При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей <...> состоится всякое дело» (Второзаконие 19:15). Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (!) и грозного пророка Илию, - которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, - Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Он надеется, что хотя бы ближайшие ученики не поддадутся отчаянию, но сами станут опорой сомневающимся. Таков смысл празднуемого события.

Преображение: единичное событие и ежегодный праздник

Но когда же произошло само событие преображения - неужели в конце лета, а не перед крестными страданиями Спасителя, как явствует из логики евангельского повествования?

Выдающийся отечественный историк проф. С.-Петербургской Духовной академии Василий Васильевич Болотов († 1900) убедительно доказал, что Христос преобразился перед учениками незадолго до Своей последней Пасхи, в феврале или марте по нашему календарю. При этом, анализируя историю ряда других праздников, он выяснил логику праздничных датировок. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками.

Так произошло и с праздником Преображения. Ранее всего (в V—VI вв.), по мнению В. Болотова, он был учреждён в Армении и Каппадокии (Малая Азия) взамен местного почитания языческой богини Астхик (аналог греческой Афродиты) и приходился на шестую неделю после Пасхи, - то есть был праздником подвижного (пятидесятничного) цикла.

Эта же «миссионерская» логика была актуальна и в других регионах Средиземноморья. Здесь окончание сбора винограда даже среди формально христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» - веселыми празднествами в честь хмельного бога Вакха, «патрона» виноделия. Их сопровождали ночные радения и безудержные игрища. Чтобы христианизировать этот традиционный праздник урожая, было решено торжественно праздновать в это время «Преображение Господне», искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда и прочих «плодов земных». (В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» - первых плодов.) Поэтому дата преображения как события евангельской истории и дата праздника «Преображения Господня» не совпадают.

В Константинополе праздник утвердился лишь при императоре Льве Философе (886-912 гг.), но здесь его зафиксировали по неподвижному (минейному) календарю. (Причина происхождения даты именно 6 августа остается под вопросом.) А от византийцев праздник перешел к славянам. В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника.

При чем здесь яблоки?

Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками - основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»). Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника - «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. С другой стороны, если учитывать климатические реалии наших северных регионов, то благодарить Бога за дарование яблок следует все-таки в сентябре, когда созревают основные сорта.


Спас Нерукотворный. 16 век, В.Устюг.

Тропарь Пречистому Образу
Мы поклоняемся Пречистому Твоему Образу, о Благой Христос Бог наш, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил с радостью!»

Христос и Авгарь

Лето на исходе: на следующий день после Успения наступает последний из трех августовских "Спасов". В церковном календаре этот праздник называется "Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)" и имеет интересную предысторию.

Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем - Авгарь (Абгар) V Черный (13-50 гг. н. э.). Узнав от своих послов в Иерусалиме о чудесных деяниях, совершаемых там неким необыкновенным Человеком, он будто бы направил Ему письмо следующего содержания: «Авгарь Ухама, топарх, - благому Спасителю, объявившемуся в пределах иерусалимских, - здравствовать! Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых - ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь. И всё это услышав о Тебе, положил в уме своем (подумал) одно из двух: или что Ты Бог и, сошедши с неба, совершаешь такое, или Сын Бога, творящий это. И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».

Иисус Христос, удостоив Авгаря ответа, написал ему: «Блажен ты, Авгарь, и город твой, который называется Эдесса. Блажен ты, что уверовал в Меня, не увидев Меня, поэтому здоровье будет тебе обеспечено всегда. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, отвечу: Мне следует прежде всего исполнить то, для чего Я сюда послан. И после исполнения Я буду взят к пославшему Меня Отцу. Я пошлю же тебе одного из учеников Моих по имени Фаддей, он же Фома, который и болезнь твою исцелит, и жизнь вечную и мир тебе обеспечит и всем тем, кто с тобой...» (Разумеется, эта переписка Авгаря с Христом недостоверна, но отражает факт раннего принятия Эдессой христианства.)

Согласно одной из легенд, Авгарь не слишком надеясь увидеть самого Христа, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение. При их встрече, Иисус, прочитав невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. А Нерукотворный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII столетии была занята арабами-мусульманами.

Возникновение же самого праздника относится к событиям, случившимся уже в X веке, когда Византийская империя пыталась вернуть потерянные земли на Востоке. Отвоевав несколько городов, византийцы принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию, перенесение которой и встреча в Константинополе были весьма торжественными. Арабский историк Яхья Антиохийский писал: «И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к "Золотым воротам", чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в 944 г.)».

Поскольку 15 августа (по юлианскому календарю) празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.

Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причем с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знамёнах (вспомним стяг князя Дмитрия Донского). В народе Третий Спас называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне», а также «хлебным», потому что пекли пироги из нового хлеба. Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов. И ещё одна примета осени - пословица «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан

В августе испокон веков считались очень важными событиями. Давайте разберемся, как называются праздники, рассмотрим их особенности, а также кушанья, которые готовят в эти дни.

Названия

Все православные Спасы в августе, помимо народных, имеют еще и церковные названия. Медовый - это Празднество Всемилостивого Спасителя, Яблочный - Празднество Преображения Господня, Ореховый - Празднество перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Все три Спаса в августе имеют свои неповторимые традиции. Также есть блюда, которые принято готовить для праздничного стола.

Медовый

Первый Спас в августе - медовый. Он отмечается 14 августа. По поверью наших предков, до этого дня пчелы собирают неправильный мед. Именно поэтому данный продукт можно было употреблять только после Спаса. Мед, освещенный в церкви во время праздника, считался особенно полезным. В этот день даже существовали приятные традиции. Например, было принято печь различные сладости на меду, а также дарить друг другу баночки с медом. В день Спаса нужно приносить мед в церковь, отдавать его просящим подаяния, детям и старикам. Мало кто знает, что в этот праздник чествовали еще мак и воду. А почему так? Все дело в том, что мак окончательно созревает именно к этому празднику. Поэтому сей продукт также освящался во время медового Спаса. А на праздничном столе в этот день присутствовали всевозможные угощения с маком. Какие только блюда в праздник не готовили из мака - булочки, салаты, сочиво. Недаром все-таки еще одно название этого праздника - Маковейник. Кстати, по народным поверьям, в этот день можно было изготовить оберег под названием «Маковейчик».

Еще четырнадцатого августа священники устраивают малое водосвятие. Именно традиция освящать в этот день воду и водоемы дала третье название празднику - Мокрый Спас. Считалось, что даже роса 14 августа способна дарить духовные и физические силы и смывать грехи, а также усталость. В этот день принято было купаться в различных водоемах. После этого купаться было нельзя, так как вода начинала остывать и цвести.

А что можно приготовить вкусного на Медовый Спас в августе? Давайте для примера рассмотрим один хороший рецепт.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Ингредиенты:

  • маргарин - 50 граммов;
  • сахар - 150 граммов;
  • корица - 2 грамма;
  • мед - 250 граммов;
  • вода - 100-150 граммов.

Приготовление:

  1. Мед, сахар и воду смешать и прокипятить.
  2. Полученную массу ставим остывать.
  3. Из просеянной муки делаем воронку и в середину выливаем остывший сироп, масло, корицу, соду и замешиваем тесто.
  4. Раскатываем из теста круглые лепешки, протыкаем их ножом и ставим в не очень горячую духовку на 30-40 минут.

Август: Яблочный Спас

Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа. До этого праздника есть яблоки или блюда из них нельзя было. Существовало даже такое поверье, что у родителей, съевших яблоко до Спаса, дети в раю будут лишены всяческих лакомств. Правда это или нет, но люди придерживались такой традиции. Поэтому для любого родителя съесть яблоко до того, как наступит считалось страшным грехом. Потому что они думали о своих детях, хотели, чтобы у них было все хорошо, даже в раю.

Что еще происходило на Спас в августе? Близким и родственникам в этот день дарили сувенирные яблоки из дерева или металла, а также различные картинки с этими плодами. Для того чтобы собрать фрукты в праздник, приходилось вставать на рассвете. Затем яблоки следовало отнести в церковь для освящения. Примечательно также, что, прежде чем самостоятельно попробовать хоть один плод, нужно было сначала кого-нибудь угостить - в первую очередь, конечно же, детей и нищих.

На столе в этот день было изобилие блюд из яблок. Это были и пироги, и компоты, и варенья. Кстати, в этот день на столе также можно было увидеть и груши, они тоже освящались в Спас.

Еще одной незыблемой традицией стали вечерние прогулки, которые желательно совершать на закате. Смысл их заключается в прощании с летом и встрече осени. Считается, что, наблюдая за заходом солнца, вы благодарите природу за ее дары. При такой прогулке приветствуется пение. В прочем, если эта традиция не для вас, то просто разговор с солнцем тоже будет уместен.

Давайте для примера рассмотрим рецепт выпечки, которую принято готовить на

Пирог «Боярская шапка»

Ингредиенты:

  • кислые яблоки - 4-5 штук;
  • яйца - 3 штуки;
  • сахар - 1 стакан;
  • маргарин (сливочное масло) - 200 граммов;
  • мука - 2,5 стакана.

Приготовление:

  1. Измельчить маргарин с мукой.
  2. 1/3 стакана сахара растереть с желтками.
  3. Замесить тесто.
  4. Из теста сделать шар и от него отделить небольшой кусочек размером с грецкий орех.
  5. На форму, смазанную маслом, насыпаем сухари.
  6. Выкладываем тесто в нее так, чтобы из него получилась «шапка».
  7. Яблоки чистим, удаляем сердцевину и трем на терке.
  8. Белки взбиваем с оставшимся сахаром.
  9. Отделенный кусочек тесто трем на терке.
  10. Яблоки выкладываем на дно «шапки».
  11. Затем заливаем сливками.
  12. Сверху добавляем натертое тесто.
  13. Края пирога загибаем и запекаем его в горячей духовке.

Ореховый Спас

Как вы помните, три Спаса в августе. Два мы уже детально описали, рассмотрели, что готовят на эти торжества. А какой же третий Спас в августе? Ореховый. Он празднуется 29 августа. Первый урожай орехов принято освящать в церкви. Хоть этот Спас и считался самым важным из всех трех, праздновать его было не принято. Связано это прежде всего с тем, что в этот период убирали хлеб и готовили ниву к озимым посевам. В общем, праздновать было просто некогда. Кстати, второе название орехового Спаса - Хлебный. Именно в этот день можно было испечь первый каравай из новой муки. Хлеб также было принято освящать. В этот день наши предки пекли изделия мучные для нищих и угощали всех орехами.

Если вы хотите в этот день порадовать родных людей подарками, то можно преподнести орехи, выпечку, сделанную своими руками, или холщовое полотенце. Нельзя не упомянуть о том, что третье название этого Спаса - Холщовый. Связано это с легендой о том, что когда-то очень давно к Христу от князя Эдесского пришел художник и попросил разрешения запечатлеть Иисуса, для того чтобы его изображение помогло вылечить князя. Художнику никак не удавалось передать лик Иисуса. Тогда Христос умылся и вытерся холстиной, и на ней чудесным образом появились его черты. Ткань помогла вылечить князя. Холст стал реликвией и хранился в Эдессе, а затем в Константинополе. Это событие произошло 29 августа по новому стилю, поэтому Спас во всем мире и празднуется в этот день православными христианами.

Давайте рассмотрим хорошее блюдо, которое подойдет для Орехового Спаса.

Икра из хлеба и чеснока

Ингредиенты:

  • маслины - 10 штук;
  • грецкие орехи - 20 штук;
  • чеснок - 3 головки;
  • растительное масло - 3 столовые ложки;
  • пшеничный хлеб - 200 граммов;
  • соль.

Приготовление:

  1. Растираем соль и чеснок.
  2. К полученной массе добавляем измельченные грецкие орехи.
  3. Снова все растираем.
  4. Ломтики хлеба замачиваем в воде, затем отжимаем.
  5. Смешиваем хлеб с орехово-чесночной массой.
  6. Полученную массу взбиваем, подливая растительное масло.
  7. В получившуюся «кашу» добавляем лимонный сок.
  8. Украсить блюдо нужно маслинами, после чего его можно подавать на стол.

Заключение

Теперь вы знаете, какие Спасы в августе. Надеемся, что наша статья поможет вам правильно подготовиться к ним. А также вы сможете по всем правилам отметить праздники Спаса в августе.

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя - именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда…

В 1164 году совершенно независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский разгромили врагов. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества - праздник Креста Господня и Спаса - слились воедино.

Первый Спас имеет он несколько названий: Спас на воде, Мокрый, или Медовый. В храме в этот день положено освящать воду, мёд и мак, верующие причащаются.

14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. С тех пор по традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.

Этот Спас ещё называется Медовым из-за того, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору. Только с медового Спаса разрешено было есть освящённый церковью мёд.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь Первый Спас - медовый, это праздник пчеловодов. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издавна уважали мед, ведь он - один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви, часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей.

С этого дня пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь, чтобы освятить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса - Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола. Так Спас получил свое второе название - Маковый, или Маковей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Маккавеев.

В этот день просили Господа и святых о хорошем урожае и неголодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов.

Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая – и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате - Преображению Господню.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Незадолго до распятия Иисус Христос взошел на высокую гору с тремя учениками: Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться. Вдруг они увидели, что Иисус как будто преобразился: лицо Его воссияло как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что Его ждёт. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников.

    С тех пор 19 августа в христианские храмы идут на божественную литургию люди, одетые в белое - это цвет Преображения.

    Яблочный Спас – это символ преображения природы перед наступлением осени. Считается, что с середины августа ночи становятся холодными. По народным приметам, яблоки заканчивают созревать только ко дню Спаса - до тех пор собирать можно только падалицу, а верующие люди совсем не едят яблок до этого дня.

    Существует поверье, что, если родители до Второго Спаса не съедят яблочка, на том свете их детям будут раздавать гостинцы (в том числе и райские яблочки). А если родители ели яблоки - то нет. Потому большинство родителей, дети которых умерли, считают большим грехом есть яблоки до 19 августа. А с этого дня можно срывать разные фрукты нового урожая, в том числе яблоки.

    Вообще, собирают плоды для того, чтобы освятить: в России это яблоки, а первые христиане традиционно к алтарю приносили виноград.

    В деревнях принято варить яблочное варенье, печь пироги с яблоками и угощать ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу: люди, откусывая и проглатывая первый кусочек, загадывали желания - считалось, что они обязательно сбудутся.

    Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины», то есть знамение осени. Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.

    Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.

    По преданию, две птицы прилетают к яблоне из райского сада: Алконост и Сирин, птица радости и птица печали. Сирин-птица первой начинает летать к яблоне и клевать яблоки, взмахивая крыльями, покрытыми мёртвой росой. Поэтому тому, кто сорвёт яблоко раньше срока, может попасться именно такое, на которое попала та роса. Алконост-птица прилетает ко дню Спаса, стряхивает со своих крыльев живую росу. И все яблоки на деревьях с этого дня преображаются, становятся целительными, в них, по преданию, появляется живительная сила.

    Как видим, религиозные традиции тесно переплелись в нем с языческими обрядами. Этим праздником условно проводится черта между летним сезоном и осенью, щедрой на дары и приносящей с собой преображение природы. Название праздника произошло от имени Спасителя, ценой своей жизни принесшего людям, уверовавшим в него, надежду на вечную жизнь и благодать прощения.

    Часть освященных яблок в этот день несли на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освящали также хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

    Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливыми. Вкушая плоды, они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано - то надумано! Что надумано - то сбудется! Что сбудется - не минуется!».

    Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

    Третий спас в августе

    Третий Спас августа, который в народе называют Хлебным, или Ореховым.

    Праздник отмечают 29 августа. Считалось, что к этому дню поспевала лещина (ее собирали в лесу и тоже святили в церквях), а также пекли первый хлеб из зерна нового урожая.

    С 29 августа разрешено было есть орехи этого года. Считалось, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье в будущем.

    Хлебным называется Спас потому, что накануне праздновалось Успение Пресвятой Богородицы, а с ним заканчивали жать хлеб. В этот день пироги пекли только из новой муки.

    Существует также церковное название - Спас Нерукотворного образа Христа Спасителя. В православной традиции эта история связана с больным царем Эдессы Авгарием и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа. Тогда Христос умыл лицо, отер его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Этот нерукотворный образ впоследствии не раз творил чудеса, исцелял людей, пока не был утерян в ходе четвертого Крестового похода.

    Как следует из названий, главные блюда в этот праздник – свежеиспеченный хлеб из муки нового урожая и орехи. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым хлеб должен был попробовать самый старший мужчина в семье.

    На третий Спас люди шли в лес собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть, на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большом кругу гостей.

    В этот праздник торговали холстами и полотнами. Заканчивался один из самых строгих постов, Успенский, во время которого даже постное масло можно было есть только по выходным и который соблюдали с 14 по 28 августа. Но и это не в тягость, ведь разрешалось есть ягоды, фрукты, грибы.

    По материалам сайтов Dailyhoro и «Алые паруса»

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.

В последний месяц лета — август, православные верующие отмечают три самых крупных светлых праздника. Три Спаса в августе 2019: Медовой, Яблочный и Ореховый или Хлебный.

Узнайте, как отмечают эти праздники, их историю и какие традиции следует соблюдать. Какие приметы соответствуют им.

Три Спаса в августе: традиции, приметы

Медовый Спас в 2019 году — 14 августа

Праздник первого Спаса установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил — над арабами в 1164 году. Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень.

Они оба усердно молились ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили.

В церковном календаре этот праздник отмечен как Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.

Праздник сопровождается выносом креста, крестным ходом и торжественным водосвятием рек, озер, водоемов. Поэтому в народе первый Спас называют еще мокрым Спасом. Также первый Спас в некоторых местах зовут медовым.

Этот день — праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты.

«На первый Спас заламывай соты», «На первый Спас и нищий медку покушает», — говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Первые соты обычно несли в церковь: не только на освящение, но еще и «на помин родителей».

С первого Спаса начинался, как правило, посев озимых хлебов: «Первый Спас — первый посев», — говорили наши предки, и непременно приносили в церковь посевные семена, а поля перед севом окропляли святой водой священники. Освящали также и колодцы.

Живы такие народные приметы: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку».

С праздником первого Спаса совпал день памяти ветхозаветных мучеников Маккавеев. Упоминание о них в народном календаре связано со временем собирания мака.

Яблочный Спас в 2019 году — 19 августа

Второй Спас празднуется в день Преображения Господня. Евангелия рассказывают о том, что Иисус, взяв Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору для того, чтобы помолиться. Во время этой молитвы и произошло Преображение — лицо Иисуса озарилось светом, а одежда, в которую он был одет, стала белее снега.

Потом появились два пророка Моисей и Илия, они беседовали с Иисусом о его исходе, который в скором времени произойдет в Иерусалиме. Ученики, ставшие свидетелями преображения, были испуганы.

Но Иисус успокоил их и запретил рассказывать о том, что произошло во время молитвы, пока Христос не воскреснет, как ему было предначертано. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения.

Раньше до второго Спаса нельзя было есть фрукты. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу.

Поэтому в народе второй Спас называется яблочным. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

Василий Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал: «В этот же день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком.

Чудо Ягодница - 3-5 кг свежей клубники каждые 2 недели!

Чудо-ягодница Сказочный сбор подходит для подоконника, лоджии, балкона, веранды – любого места в доме или квартире, куда падает свет солнца. Получить первый урожай можно уже через 3 недели. Чудо-ягодница Сказочный сбор плодоносит круглый год, а не только летом, как на огороде. Срок жизни кустов от 3 лет и больше, со второго года можно добавлять в почву подкормки.

Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день в садах насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и развозят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени.

В старину все верующие люди непременно праздновали яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга.

Спас ореховый в 2019 году — какого числа

Третий Спас — 29 августа 2019 года — Спас «на полотне», назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжкой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты его на полотне, но все труды остались напрасны — никак не мог он уловить черты лица Господня.

Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо свое платком, и к удивлению присутствующих на платке тотчас же получилось изображение Христа.

Этот нерукотворный образ свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в меня, не видав меня. После вознесения моего придет к тебе ученик мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едессе, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это и было совершено 29 августа.

В народе третий Спас означал также окончание жатвы и озимого сева — с «дожинками», «досевками», а нередко и «засевками».

Третий Спас называли ореховым или хлебным, потому что к этому дню, как правило, созревали орехи и заканчивалась жатва хлебов.

И поговорки соответственные были в народе: «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!», «Третий Спас хлеба припас». «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». Бытовали приметы: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса», «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».
В этот день пекли пироги и печенье из нового хлеба.

14 августа Русская православная церковь отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня. В народе же первый день Успенского поста называют - Медовый Спас. В различных регионах Медовый Спас также называют Первый Спас, Маковый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, Маккавей.

Медовым Спас называют потому, что соты в ульях к середине августа заполнены, и пасечники приступают к сбору меда. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами. Хозяйки пекли медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

14 августа отмечается также день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник Макавей — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает.

Спасом на воде Медовый Спас именован в честь малого водосвятия. На Руси было принято совершать крестный ход на естественные водоёмы для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Также именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые.

После Медового Спаса уже не купались: лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые. Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

Поговорки и приметы Медового Спаса

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Яблочный Спас

19 августа 2017 года Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа. Народное название праздника - Великий Спас или Яблочный Спас. К празднованияю Яблочного Спаса были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

В народе в звисимости от региона Яблочный Спас называют также Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы Яблочного Спаса

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.

Ореховый Спас


29 августа отмечается православный праздник, совершаемый Церковью в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. А в народе 29 августа называли Ореховый Спас. В различных регионах праздник получил таки названия как: Хлебный Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Холщовый спас, Посевы, Досевки.

На Хлебный спас пекут пироги из нового хлеба. Освящали на Спас и колосья нового урожая. В народе говорили Спас - в достатке хлеба у нас, Третий Спас хлеба припас. От Спаса, который являлся границей между летним и осенним циклом работ, в некоторых местах начинали сев озимых, копали ранний картофель. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов. Для праздничного стола хозяйки готовили выпечку и другие блюда с орехами. В большинстве сёл России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начиналась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей. А вот в городах с этого дня начинаются великоденские гулянья. На Третий Спас устраивали ярмарки, торговали холсты и полотно, поэтому Сапс называют еще и Холщевым.


На третий Спас примечают отлёт птиц, особенно ласточек и журавлей. Считают, что ласточки отлетают в три Спаса. Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно. В народе Спас считали днем отлета аистов. Было замечено, что если аисты начинали готовиться к вылету за неделю перед Спасом, то зима будет ранней и морозной, а весна теплой; если же после Спаса - осень будет теплая, зима поздняя, а весна холодная. Отлет аистов свидетельствовал о приближении зимы, а присказки напоминали Пришел Спас - и лето от нас, Спас - бери рукавицы в запас.

Поговорки и приметы Орехового Спаса

  • Третий Спас хлеба припас.
  • Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
  • Урожай на орехи — урожай хлеба на будущий год.
  • Урожая на орехи двух лет сряду не бывает.
  • Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно.
  • Отлёт ласточек.
  • Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  • Во что Евдокеи, в то и третий Спас.
  • Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.