Меню
Бесплатно
Главная  /  Беременность  /  Урок христианская семья основы православной культуры. Христианская семья

Урок христианская семья основы православной культуры. Христианская семья

Семья - это самое емкое слово. В нем слышится «семя» - жизни основа. Семь «я» - это семеро, связанных прочно, И будущих жизней - надежный источник. Семья - это радостный детский смех. Семья - то, что в жизни нам дарит успех! Пусть будут опорой друг другу родные, И пусть всех минуют несчастья любые! Семья - нашей жизни надежный оплот, Что в детстве и в старосты нас бережет. Семья - на любви построенный дом, Пусть радость и счастье царствуют в нём!




Библейское повествование о сотворении мира завершается установлением брачного союза. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2, 24). Мужчину и женщину соединяет Сам Бог, дающий их совместному выбору Божии освящение и благословение.


ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ От супругов требуется, чтобы они хранили "брак честен и непорочен", жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех» – говорили старцы. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом,оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…»(1 Пет. 3,7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф. 5, 22–23). Поэтому в христыанской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав.


Хорошая, крепкая, полноценная семья – та семья, где супруги уважают друг друга, не протывопоставляю т себя другому, а стремятся ко взаимному понимаю, где родители учат детей примером собственной жизни и НИКОГДА при детях не делают друг другу замечаний и не ссорятся.




«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Общие заботы супругов облегчают для них скорби, общие радосты для них обоих восхитытельнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудосты само единодушие приятнее богатства. У них одно питые из домашнего источника, которое не вытекает никуда и никуда не притекает» (Святытель Григорий Богослов)


СЕМЕЙНАЯ МОЛИТВА ХРАНИТ ЛЮБОВЬ В ДОМЕ Молитва, усиленная и постоянная, является связующей основой каждой православной семьи. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство во всем остальном. Молитва – это духовная пища для души. Вся жизнь и быт членов православной семьи строятся на молитве. Все вместе молятся, вместе трудятся, ходят в храм, соблюдают посты и другие церковные традиции. Семейная молитва сильна.


РОДИТЕЛИ – ВСЕГДА ПРИМЕР ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ Процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Образ жизни в семье имеет огромное значение. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. Приобресты смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участые в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка в православной семье приучают с детства.


ЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ УДЕЛЯЕТСЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ? С детства в православной семье приучают следующему порядку: старшие деты должны уступать младшим, прислужить им, если нужно, младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Детей приучают помогать друг другу. Когда деты маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком.


Родители – естественные посредники между Богом и своими детьми, так как именно им Господь вверил рождение детей, их воспитание и заботу о них. Вот почему важно и сильно благословение родительское, особенно же, если родители благословляют от всего сердца. Родители должны благословлять детей своих любящим сердцем и стараться возвысить силу родительского благословения. Деты должны дорожить родительским благословением: Делом и словом чты отца твоего и матерь, да найдет ты благословение от них. (Сир. 3, 8. 9).


Должносты в отношении к родителям предписывает пятая заповедь: чты отца твоего и матерь твою, да благо ты будет, и да долголетен будешь на земли. Итак, пятая заповедь предписывает следующие особенные должносты в отношении к родителям: 1) почтытельно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить родителей во время болезни и старосты; 4) после смерты родителей так же, как и при жизни молиться о спасении душ их и верно исполнять их завещания, не протывные закону Божию и гражданскому.


А закончить свою презентацию мы бы хотели стыхотворением о маме… Я мамины добрые Руки люблю. Она мой хороший И преданный друг! В беде утешает Чудесным теплом. И молится Богу Со мной перед сном. Когда я болею, Не спит она ночь, Словами и лаской Мне хочет помочь. Она мне нужнее Всех в мире лекарств. Она мне важнее Всех взятых богатств!



1. Политова Светлана Валерьевна , учитель истории и обществознания

МБОУ Возрожденской средней школы Княгининского района

2. Модуль: Основы православной культуры

3. Урок №27 «Христианская семья»

4. Цели и задачи урока: Формирование у детей понятий семья, семейные традиции; воспитывать любовь и уважение к своей семье; развивать умение вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения. Воспитывать уважительное отношение к старшим.Формировать умения и навыки учебной деятельности, развивать навыки самообучения, самовоспитания, самореализации.

5. Предварительная подготовка учащихся к уроку : 1. Рисуют на тему «Счастливая семья» 2.Приносят фотографии своей семьи для подготовки учителем слайд-шоу « Когда моя семья со мной »3. Подготовленные ученики учат наизусть притчу о происхождении слова «Семья», стихотворение «Дружная семья». 4. Разучивают песню «Когда моя семья со мной».

6. Оборудование : запись фонограммы к песне «Когда мои друзья со мной», учебник А.В. Кураева ОПК, компьютер,мультимедийный проектор, презентация,электронное приложение к учебнику А. В. Кураева,раздаточный материал,рисунки детей на тему «Счастливая семья».

7. План урока:

1.Организационный момент (1 минута)

2.Эмоциональный настрой на урок (2 минуты)

3. Актуализация знаний (2 минуты)

4. Объяснение нового материала (20 минут)

5. Физминутка (1минута)

6. Первичное осмысление и закрепление (10 минут)

7. Рефлексия (2 минуты)

8. Итог урока (5 минут)

9. Домашнее задание (2 минуты)

8. Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Дети приветствуют учителя . Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Все ли готовы к уроку? А сейчас мы поиграем в игру «Желаем всем хорошего настроения».

2.Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Встаньте те, кто сегодня получил пятерки. - Встаньте те, кто знает как зовут прабабушку. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».- - -Встаньте те, кто дорожит своей семьей. Те, кто встал, говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

Учитель: Ребята! Давайте отгадаем загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... Дети хором добавляют(Семья)

Учитель: - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Да, ребята, тема урока - Христианская семья.

3.Актуализация знаний.

Учитель: А знаете ли вы, как произошло слово «семья»?И что означает венчание?Почему святые Петр и Феврония-символы счастливой семьи и любви? Дети предлагают варианты ответов. Об этом и многом другом мы узнаем на уроке.

Работа с выставкой рисунков «Счастливая семья» по вопросам: Кто изображен на рисунке, почему это счастливая семья, какие цвета красок чаще всего использовались и т.д. Дети рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя.

4.Объяснение нового материала (учитель рассказывает новый материал по презентации «Христианская семья»по плану)

Происхождение слова «семья». Подготовленная ученица наизусть рассказывает притчу (см. приложение)

Учитель: А какое определение семьи дается в учебнике? Дети работают со стр.86, поиск определения, записывают его в словарь в тетради.

Смысл Венчания. Дети слушают рассказ и работают с иллюстрациями в учебнике и слайдами презентации.

Рассказ о Петре и Февронии.

Учитель: Почему эти святые считаются покровителями семьи? Дети высказывают свои предположения.

Рассказ о Семье Романовых. (слайд)

Учитель: Посмотрите внимательно на этот портрет. Это счастливая семья? Почему вы так решили? Дети приводят свои аргументы .

Учитель: Действительно, это удивительная семья, глубоко верующая. Семья, в которой жила любовь. Ребята, а вам интересно знать, о чем писали любящие друг друга люди 100 лет назад?
Итак, перед нами строчки из писем русской императрицы Александры Федоровны с начала к своему жениху, а потом уже к мужу императору Николаю Александровичу(читает письма)
.

Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)

Какие слова говорят о любви? Дети ищут в тексте писем нужные слова и называют их.

5. Физминутка

Мы семья - всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем
С полок пыль мы вытираем,
Моем гладкие окошки
Со стола смахнем все крошки,
Протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

Рождение детей-смысл семейной жизни

Учитель: Вспомните 5-ую заповедь об отношениях родителей и детей. Дети читают вслух со слайда: « Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле» - Как вы понимаете эти слова? Дети высказывают свои мысли.

Но иногда дети нарушают эту заповедь и ведут себя не по- христиански, по-хамски, нетактично. Прочитайте на с. 87 рубрику «Это интересно» и узнайте как и почему в нашем языке появилось слово «хамство», а затем значение слова «тактичность» в тексте параграфа с.87 и запишите в словарь. Дети читают про себя текст в учебнике, отвечают на поставленный вопрос, сверяя правильность записи в словаре с слайдом с помощью самопроверки.

Учитель: Семья-это не только дети и родители, но и другие близкие родственники.О них я и буду загадывать вам загадки.(см. приложение) Дети разгадывают загадки.

Семейные традиции

Учитель: Ребята, от каждого из нас с вами завит мир и покой в семье. Но есть еще очень важная ценность, которая связующей нитью протягивается от поколения к поколению и делает семью крепкой и дружной. Это «семейные традиции». Какие семейные традиции изображены на слайдах?(венчание, крещение, семейный обед, праздники )А какие традиции есть в вашей семье мы узнаем, посмотрев слайд-шоу « Когда моя семья со мной ». Дети комментируют фото своей семьи(Кто на фото? Где и когда сделаны снимки? Чем и почему запомнился запечатленный момент? и т.п.)

Учитель: Счастлива та семья, где царит любовь и дружба, как в стихотворении «Семья» М. Тахисовой. Подготовленный ученик наизусть читает стихотворение «Семья» М. Тахисовой.(см. приложение)

6.Первичное закрепление

Работа по раздаточному материалу(см. приложение). Дети работают по раздаточному материалу в парах, при необходимостипомогая друг другу. Задания проверяются фронтально.

Выполнение задания тренажер(Электронное приложение к учебнику А. В. Кураева). Дети работают фронтально с учителем.

7.Рефлексия.

Учитель: Ребята, я вам предлагаю дополнить фразу:

Я сегодня узнал новое….

Я расскажу дома о…

Мне особенно понравилось (запомнилось)… Дети в свободной форме высказывают свои мысли.

8.Итог урока.

Учитель: На память об уроке я подарю вам, ребята, памятки-заповеди о семье. Надеюсь, что они помогут вашим семьям быть счастливыми.(см.приложение). Учитель раздает детям памятки.

В заключении давайте исполним песню«Когда моя семья со мной» (см. приложение). Дети поют хором песню .

9 . Домашнее задание (1 по выбору учащихся).

1.Написать мини-сочинение о своей семье.

2.Составить генеалогическое древо своей семьи.

3.Сделать презентацию о своей семье.

Приложение

Семья.

Когда о нем не слыхала Земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила: «Я»

Кто платья сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, Я» - тихо молвила Ева. - «Я, Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

Вот так на земле появилась семья!

Загадки

1. То сидит носочки вяжет,то пирог нам испечет. На ночь сказочку расскажет или песенку споет. (бабушка)

2.Вместе с бабушкой живет он уже немало лет.

Знаем все мы без сомненья это самый лучший …(дед)

3.В гараже кто пропадает, меры времени не знает, говорит приду сейчас, ждем его четвертый час.(папа)

4.Доброе слово, нежные рукитебя приласкают, возьмут на поруки,Учит нас правде, поступкам красивым, как стать человеком добрым и сильным.(мама)

5. Он для деда лучший друг, потомучтоэто…(внук)

6.Мамина помощница рядом день и ночь. Кто же эта умница? Эта наша …(дочь)

«Семья» М. Тахисова

Мне бабушка сказку расскажет,

И сделает сладкий пирог,

И даст мне немножечко пряжи,

Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,

Гвоздей принесёт, молоток,

И будет готов спозаранок

Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,

Расскажет о травах лесных…

Мы рядом, немного вразвалку

пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,

Затейливый корень найдём,

В забытой лесничьей избушке

Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,

Спокойную песню споёт,

На цыпочках выйдет украдкой

И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,

Я думаю, долго не сплю:

Ну чем мне на это ответить?

Я просто их очень лю блю!

Раздаточный материал

Задание 1. Выберете из предложенных пословиц, те которые подходят к теме урока и подчеркни их.

Любовь пламенная, крепче ограды каменной;

Нет такого дружка, как родная матушка;

Семь раз отмерь и один раз отрежь;

Вся семья вместе — и душа на месте;

Любовь, да совет, на том и стоит свет.

Задание2.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду, и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Попробуй «сплести» такой венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ

ВЕРНОСТЬ

Памятка-Заповедь

1. Свято храни честь своей семьи.

2. Люби свою семью и делай ее лучше

3. Будь внимательным и чутким, готовым всегда прийти на помощь членам своей семьи.

4.Дари родителям радость.

5.Умей приносить пользу своей семье.

Песня «Когда моя семья со мной»

1.Рассказать хочу вам я,рассказать хочу вам я. От друзей не скрою:

Дом родной, моя семья, дом родной, моя семья-самое родное.

Припев:

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Когда моя семья со мной (2 раза)

2.Суп варить и гвоздь забить, суп варить и гвоздь забить здесь меня научат.

Вместе время проводить,вместе время проводить не бывает скучно.

Припев:

3.Мамой я своей горжусь, мамой я своей горжусь, всех она дороже.

Если где-то ошибусь,если где-то ошибусь, мамочка поможет.

Припев:

4.Есть ребята у меня, есть ребята у меня папа самый лучший.

И скворечник смастерить, и скворечник смастерить он меня научит.

Припев:

9.Литература:

1. Учебник А. В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012г.;

2. Дивный свет. Дневниковые записи, М.: Русский паломник, 2005г.

3. М. Тахисовастихотворение «Семья».

4. Концепция просветительского проекта « Сормовская слобода».Выпуск1 Н. Н.2011 г.

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») - в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить - с миром жить. (Мир)

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья начинается с детей. (Герцен А. И.)

Молодые мама с папой!

Год назад стал дом богатый:

Народилося дитя,

Счастье в дом к вам принеся.

Это счастье вас сплотило,

Чувства вам обогатило,

В новый мир открыло дверь -

Полноценный дом теперь.

Настоящая семья:

Мама, папа и дитя -

Дитятко родное,

Солнце золотое!

Милое создание

Вам на любованье,

Радость ваша - навсегда,

Год прошел, а там и два...

Пусть и десять пронесется -

Радость ваша не прервется.

Будет только умножаться,

Если очень постараться!

Что заложите в дитя,

То и двадцать лет спустя

Вы получите в достатке.

Дай вам Боже жизни гладкой!

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Когда образуется семья? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

(с.86 - 87)

Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью?

А как называется вступление в брак в православии?

Что возлагают на голову жениху и невесте?

Что такое венец в понимании христиан?

Что символизируют собой кольцо и венец?

Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»?

«Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе» (с. 86) Подберите к этим словам поговорку и объясните свой выбор.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Что значит эта запись?

СЕМЬЯ = СЕМЬ «Я» = Я + Я +Я + Я + Я + Я +Я

Семья – это отец, мать и много детей.

Ходят папы под окнами,

Маются,

Ходят папы,

Ужасно волнуются,

Ни с того ни с сего

Обнимаются,

Ни с того ни с сего

Вдруг целуются.

То становятся сразу

Слезливыми

И носы утирают

Платочками…

А за окнами

Мамы счастливые

На руках с сыновьями

И дочками.

Светит солнышко

Ласково-ласково,

У крылечка мы с папой

С коляскою,

Я готов во всё горло кричать:

– Мы братишку пришли получать!

У кого есть младшие братишки или сестрёнки?

Кто может рассказать о чувствах, которые пережили вы и ваши родные, когда узнали, что родился маленький малыш?

«Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом»

(с. 87) Объясните эту фразу.

Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (с. 87) (Традиции)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

Послушайте историю из Библии о Ное и его сыне Хаме.

Какое поведение называют хамским?

Что значит быть тактичным? (с. 87)

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

2015

Жук Марина Владимировна учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 139»

2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». ПРЕДМЕТ – ОРКСЭ. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУР Ы »

Методическая разработка

Урок № 27

по теме «ХРИСТИАНСКАЯ Семья»

Цель урока: продолжить знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к семье.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в православной религии на основе примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II , раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

Оборудование и материалы:

    Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

    Слайд-шоу «Семья»;

    Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

    Учебник «Основы православной культуры» для 4-5 классов под ред.

А.В. Кураева

Тип урока: урок-презентация.

План урока:

    Организационный момент (1 минута).

    Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)

    Изучение нового материала (25 минут)

    Закрепление пройденного материала (10 минут)

    Итог урока и домашнее задание (3 минуты)

Ход урока:

К этому уроку по данной теме учащимся предлагается Опережающее домашнее задание : подготовить презентации, фото, рисунки, буклеты, мини-книжки к выставке на тему «Моя семья».

Организационный момент:

(слайд 1)

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас .

Мотивация.
Учитель:

Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

(слайд 2)

Определение темы и целей урока
Учитель

Ребята, как вы думаете, что является опорой в жизни каждого человека?

Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

Учитель:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».Участвуют заранее подготовленные учащиеся.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Изучение нового материала

2. Понятие слова «семья»

Учитель:

Как вы понимаете слово «семья»?

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С. И.Ожегова ищет определение слова «семья» .

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами. (слайд 3)

Вывод : Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

3.Учитель: А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»:

(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)

1.Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

3. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая...(мама)

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка).

5. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед).

(слайд 4)

4. Синквейн «Семья»
Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде
.(слайды 5, 6 )

Пример синквейна:

Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.

Дорожить ею нужно каждому.
Ребенок.

Второй пример:

Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.

Ее нужно беречь.
Родители.


Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь)
, уважению старших.

Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи. Прекрасным примером любви и верности в семье является история о Петре и Февронии . (звучит аудиозапись)

(Слайды 7,8)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II , его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея .(слайды 9,10)

В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

5.Работа с пословицами

Учитель: О семье написано немало пословиц. Объясните смысл данных пословиц: (слайд 11)

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семье и каша гуще.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча.
- На что клад, когда в семье лад.

6. Рассказ о своей семье.

Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью? ( Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся. )

Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

Не причиняй боли родному человеку.

Помогай родителям.

8. Обобщение материала (слайд 13)

- О каком тепле идет речь в стихотворении?

Что означает слово семья?

Что такое генеалогическое дерево?

Какие семейные традиции вы можете назвать?

9. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

Составь генеалогическое древо своей семьи

Нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.