Меню
Бесплатно
Главная  /  Сад и огород  /  Виды кружевных тканей. Виды и особенности техник плетения французского кружева Французское кружево своими руками

Виды кружевных тканей. Виды и особенности техник плетения французского кружева Французское кружево своими руками

И итальянский гипюр, и легкое французское кружево, и фриволите – все эти рукоделия относятся к челночному виду кружева, которое еще издревле было очень распространено в различных странах по всему миру.
Искусствоведы считают, что такая техника вязания кружева была создана в Древнем Египте. И лишь в XVII веке нашла свое распространение в Италии и Франции, а дальше и по всей Европе. В Россию такой вид рукоделия пришел как французское кружево – фриволите.
Для плетения применяются любые х/б нити № 10, 20, 30. Плетется фриволите челноками – вы видите их на фотографии. Это две изогнутые полумесяцами пластины, между которыми находится перемычка, на которую наматывается нитка. Концы пластин должны быть изогнуты так, что бы нить, наматываясь на перемычку не проскальзывала мимо, удерживаясь на месте, пока ее не вытянет кружевница. Схема, каким должен быть челнок дана на фото.

Вся техника плетения основана на узле фриволите. Узел фриволите двойной, состоит из прямой и обратных петель. Это самый сложный элемент в этой технике. Так, что освоив его, вам с легкостью покорится вся техника и вы сможете плести чудесные изделия.
Предлагаю вам выполнить декоративную брошь – розу из несложных мотивов, сплетенных этой техникой.

Для работы нам понадобится: челноки 2 шт, ножницы, вязальный крючок № 1, штопальная игла для распутывания узелков, нитки Ирис, булавка.

Для того что бы выполнить такую брошь розу, нужно сплести пять мотивов из выбранных вами ниток. У меня это нити мак.

Для того, что бы разобраться в схеме (раппорте) плетения техники фриволите, необходимо знать следующие обозначения: К – кольцо, ПК – полукольцо, П – пико, Д – дуга. Итак, приступим непосредственно к плетению наших лепестков.
Раппорт мотива
1.1 – к (4п5п5п5п5п5п1).
2.1 – к (5п5).
2.2 – д .
3.1, 3.3 – к (5п5).
3.2 – д((2п)7 2).
3.4 – (2п2).

После этого, последний, шестой мотив достаточно будет сплести, не доплетая третий ряд. Он будет серединой нашей розы.

Все готовые элементы я пропитала в желатине, для того. Что бы они были достаточно жесткими и держали свою форму.

Теперь начнем собирать наш цветок по лепесткам. Для этого скручиваем последний шестой, саамы маленький элемент в трубочку, тем самым прихватив его ниткой.

К этому элементу по одному добавляем остальные пять, так же скрепляя их иголкой с ниткой.

У нас должна получиться вот такая роза.

Середину цветка я украсила бусиной, для того, что бы она романтично поблескивала.

В магазине для шитья я купила булавку для заготовки нашей броши

Нам осталось только прикрепить наш готовый цветок к этой булавке. Я сделала это с помощью опять же нитки с иголкой – пришила розу к основанию.

Наша брошь готова! Можно смело прикалывать ее.

Со временем, если роза обмякнет и станет не такой жесткой, ее достаточно будет накрахмалить аэрозолем. Они сейчас продаются в магазинах бытовой химии. А затем утюгом лепестки. Такая роза не оставит вас без внимания!

Дорого ценились во все времена, потому что в них всегда было вложено огромное количество времени и мастерства кружевниц. Тончайшие и нежнейшие тюли, изящные в своей неповторимости кружевные воротники и накидки — старинное искусство кружевоплетения по сей день считается источником вдохновения, восхищая нас совершенством и филигранностью ручной работы. Перенесемся в эпоху, с которой начиналась история кружева. Представим себе Венецию на рубеже 15-16 веков.

Венецианская Республика процветает. Склады полны товарами: лен, меха с севера, ковры, шелка и благовония с Востока. Воздух, пропитанный ароматом апельсиновых деревьев и пряностей, смешиваясь со зловонием каналов, напоминает о том, что жизнь, как всегда, полна неожиданных контрастов. Лица великих художников, еще не ставшие тенями, можно запросто встретить в толпе. Зеленоглазый Дюрер, великолепный Тициан, неотразимый Беллини: все они вместе — это и есть Возрождение.

В моде белое льняное полотно, вышивка белым по белому. Тоненькой иглой с золоченым ушком из легкой блестящей ткани — льнобатиста — выдергивают нитки утка, затем обшивают их в соответствии с заранее нанесенным узором. Эта сквозная вышивка получила название «филе». Ею были одержимы почти все женщины Северной Италии. Жена прокуратора Венеции так преуспела в украшении своей спальни, что ее кровать скорее походила на трон.

ВЕНЕЦИАНСКИЕ РУКОДЕЛЬНИЦЫ

Простая крестьянка и дама из общества каждую свободную минуту посвящали рукоделию. Этот вид творчества дал европейской женщине первые уроки достоинства, развивая таланты одних и давая другим возможность приобщиться к прекрасному. Посмотрите как венецианских кружевниц изобразил художник А. Паолетти.

» Венецианские кружевницы » А. Паолетти

Венецианцы — баловни судьбы, безошибочно доверившиеся великим граверам, печатавшим альбомы для вышивок и кружев, использовали как основу пергамент (сколок) с узором и нанесенными на него точками для вкалывания булавок (если мастерица предпочитала работать на коклюшках), но и этот вид кружева казался венецианцам слишком простым. Они достигли немыслимого совершенства в сложном игольном кружеве. К холсту пришивался пергамент с рисунком, прямо по нему шили узор, после чего нитки между пергаментом и холстом подрезались и узор повисал в воздухе. Он так и назывался — «стежок в воздух «.

Игольное кружево, 1620-1640, Италия

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КРУЖЕВНОЙ ВОРОТНИК

Итак, перед изумленной Европой предстал крепко накрахмаленный, мерцающий, как силуэт воздушного замка, Кружевной Воротник. Белый цвет — цвет безопасности и покоя. Это ощущения, уходящие корнями в праисторию человека, опасавшегося темноты. Все особенности этого цвета нашли свое выражение в кружеве не только благодаря моде, но и благодаря скромной игле, чья роль так значительна, что, несомненно заслуживает отдельного рассказа.

15 век — время изобретения ковки в форме. Этим видом ремесла итальянские кузнецы владели превосходно. Инструменты итальянских ремесленников эпохи Высокого Возрождения еще при жизни многих из них стали предметом коллекционирования некоторых европейских монархов. Именно эти коллекции становились впоследствии основанием для музейных собраний Германии и Франции. Через 150 лет после того, как был изобретен способ получения стальной калиброванной проволоки, иглы стали прочными и тонкими.

В те времена никто и представить себе не мог, что пройдут века, мода изменится до неузнаваемости, но кружево не исчезнет, оно достигнет вершин классики (гипюры 17 и тюль 18 века). Кружево завоюет Россию конца 17 века, Латинскую Америку и Китай, где в конце 19 века откроют свое собственное производство. Оно будет постоянно видоизменяться, отражая модные художественные тенденции и стили.

ВОЛШЕБНЫЙ БЕЛЫЙ ЦВЕТ

Особое свойство кружева (белого, слегка сероватого или цвета сливок) — высвечивать на фоне темной ткани лицо и кисти рук — давало возможность быстрого и более отчетливого рассматривания модели. Этот эффект «крупного плана » особенно заметен на полотнах старых мастеров.

Венецианские кружевные манжеты. Кружевное жабо. Венецианский воротник (галстук).

Переменчивость и богатое разнообразие белого цвета пленяли художников. Недаром все портретисты со времен эпохи Возрождения наслаждались его игрой, упивались элегантностью кружева.

Ипполит Коше в книге «Кружево» рассказывает, что старинные кружева хранили в особых шкатулках, выложенных изнутри сукном — чтобы они не отсырели и не покрылись ржавыми пятнами. Их передавали в наследство по женской линии.

Текстилю свойственно долго хранить запахи, тем более, что в 16 веке кружева практически не стирали. Толстый крахмальный слой предохранял нежное кружево от сажи сальных свечей, только иногда их полоскали в проточной воде. Они благоухали Востоком: Трапезунд, караваны до Шираза, Исфахана… Эфирные масла и благовония из розы, корицы, жасмина, иланг — иланга. Шорохи сказочного цветника…

УТОПАЯ В КРУЖЕВАХ

История венецианских кружев похожа на плутовской роман. К середине 17 века шитые иглой венецианские гипюры становятся обязательной частью костюма европейского дворянина. Но, когда многие из них начнут разоряться, не в силах платить сумасшедшие деньги за новые воротники, манжеты, украшения для ботфортов и перевязи шпаги (столько кружев, пожалуй, мужчины не носили и не будут носить никогда!), когда перестанут помогать многочисленные королевские запреты и указы (ведь без кружев нельзя было показаться в Версале и даже понравиться самому себе), вот тогда на радость венецианским кружевницам, чей труд высоко оплачивался всегда, появится господин Жан — Батист Кольбер министр двора (т. е. финансов) Людовика 14.

Его заслуги перед Францией общеизвестны (от флота до знаменитой доктрины «французского меркантилизма «), но все же великому французу польстило бы, что его имя увековечено в существующем по сей день в рукоделии названии шва «кольбер «. Ему пришла в голову простая и замечательная мысль тайно вывезти из Венеции 30 кружевниц, поселить их в своем имении Алансон (поближе к брабантскому льну) и дать им задание научить своему мастерству француженок. Решению месье Кольбера не могли помешать ни угрозы венецианских властей повесить беглянок, ни ужасные проклятия родственникам предательниц. Практичных венецианцев можно понять.

На протяжении 150 лет Венеция и ряд городов Северной Италии были монополистами кружевного дела. Очень трудоемкое игольное кружево, благодаря великим художникам, создавшим для него узоры, традициям ремесла, усердию и артистизму кружевниц не имело себе равных. Это было лучшее, несравненное, роскошное кружево, и соперничать с ним не мог никто. Ведь в кружевном ремесле — так же, как и в парфюмерном, все решают детали, нюансы. В них -то и кроется главный секрет каждого мастера.

Воланы. Шитое иглой кружево “Point de France”, конец XVII в. - начало XVIII в. Алансон или Аржантан.

В имениях господина Кольбера — Алансон и Аржантан — проворные француженки научились шить кружева иглой всего за полгода. Французское чувство меры, безупречный вкус, тщание в отделке всех элементов узора так изменили кружево, что отличить его от итальянского уже не составляет труда. Меняется художественный стиль. В городке Тюль на юге Франции начинают плести тончайшую кружево — сеточку. Прошли времена одиноких кружевниц и безымянных искусниц. Мастерицы объединяются в мануфактуры, и в процессе шитья или плетения кружева каждая делает отведенную ей часть работы.

Вручную, лишь с помощью иглы и нитки, шился тюль, фон для цветов, мушек, гирлянд и букетов. Это кружево — дуновение, отражающее эстетические идеалы рококо. Про ту эпоху можно сказать, что она «утопала в кружевах «.

РУССКОЕ… » ФРАНЦУЗСКОЕ КРУЖЕВО «

К концу 17 века в России уже плели замечательные кружева из золотых и серебряных нитей. Этому ремеслу научили еще раньше русских мастериц генуэзские торговые люди. Ведь именно генуэзская Республика имела в Приазовье свои колонии и была родиной металлического кружева. Но реформы Петра I и хлынувшая через «окно в Европу» западноевропейская мода заставили некоторых дворян создавать в своих вотчинах мастерские по изготовлению игольного кружева. Выписывались брабантский лен, французская кружевница (за немалые деньги) и подбирались крепостные девки со способностями (для изготовления кружева такого качества одного усердия мало). И начиналась работа. Узоры кружев массово печатались во многих странах, первый такой альбом издан в Венеции в начале 16 века.

В затее русских помещиков был верный расчет, ведь настоящие французские кружева — драгоценность. Исторической правды ради можно добавить, что упаковку тоже завозили из Парижа и в столичные магазины кружева сдавали как французские. Зато в работе кружевниц все было без обмана, отдельные изделия ни тогда, ни сейчас отличить от французских невозможно. В петербургских и московских газетах тех лет появляются объявления о купле-продаже крепостных кружевниц, умеющих плести «блонды» (очень популярное в России французское шелковое кружево).

Вологодское кружево

К началу 19 века русское кружевоплетение становится повсеместным, возникают такие знаменитые центры, как Вологда, Елец, Балахна, Калязин. Но тема русского плетения кружева так обширна, что достойна особого разговора.

Русские строчевые подзоры, кружевные подзоры. Из собрания музея Метрополитен.

ВСЕГДА В МОДЕ

Машинный тюль появился в конце 30-х годов 19 века, а изготавливаемое на станках кружево — только к концу века. И хотя люди, даже судя по названиям, смутно представляли себе, откуда произошли эти кружева, не было в Европе женщины, не слышавшей о них.

Со временем старинные кружева станут предметом коллекционирования и музейного соперничества. Появятся знатоки с лупой в руках, отличающие подлинные кружева от поздних и многочисленных подделок. Потом все это перестанет интересовать публику и знатоков почти не останется. Но очаги кружевного дела не погаснут. Славная брюссельская школа, центр ремесел в Брюгге и, конечно же, на острове Бурано в Венеции, на острове Тенерифе в Испании.

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Немного из истории. Ирландское кружево получило своё название, благодаря легенде. Считают, что ирландские моряки, скучая в плаваниях по дому, плели из верёвок различные цветы и узоры. Позже кому-то пришло в голову объединить эти узоры в одно плетение, которое и представляет собой кружево. А так как моряки, придумавшие эту технику вязания были ирландцами, то и кружево называют ирландским. Но это легенда.

Производиться ирландские кружева стали в XIX веке в Ирландии. Их орнамент был взят из гипюр XVII века. Кружева пользовались огромной популярностью в начале XX века. Их ещё называли «ренессанс». Хотя такие кружева встречались во Франции XVII века. Оттуда они пришли в Ирландию и Англию. Это очень кропотливый труд, создать вещь из мотивов ирландского кружева. Но очень красивы и эффектны с эстетической точки зрения.

Именно по эффекту, который создают вещи, связанные способом ирландского кружева, они дают фору фриволите и венскому гипюру. Кстати, иногда ирландское кружево называют венским гипюром, но это абсолютно разные вещи. Сходство с гипюром только в вывязывании отдельных элементов и последующей раскладке по выкройке. Гипюр соединяют бридами или группами брид.

Похоже, что у моряков было достаточно свободного времени, так как кружева по своей сложности и красоте предполагает наличие виртуозности. Это уже настоящее искусство. Но, если ты только решаешь начать, пусть эти слова не пугают. Ведь главное - набить руку. Это относится к рукодельницам самого широкого круга и стиля вязания. Мы просто рассмотрим технику вязания в стиле ирландских кружев, вернее одну из техник - наборное кружево.

Смысл техники в том, чтобы связать отдельные композиции, в основном это цветочные мотивы, и соединить их в одно полотно, будь это салфетка, или кофточка.

Некоторые авторы, описывающие данную технику, утверждают, что ирландское кружево может осилить только опытная вязальщица, с чем мы не согласимся. Ведь отдельные компоненты - звезды, цветы и листочки, связать под силу всем. Затем остается соединить их в одно полотно, а это уже дело времени и терпения. Если есть терпение и появляется время, для занятия вязанием, попробуй связать ирландское кружевное полотно. В любом случае оно станет предметом гордости.

Соединять отдельные элементы в общую композицию можно разными способами. И не обязательно одно полотно соединять только одним способом. Их можно комбинировать, ведь один элемент может быть удобно соединен одним способом, а для другого элемента может оказаться удобнее другой способ. Для начала рассмотрим, как можно объединить в композицию отдельные мотивы.

1. Простейшим способом соединения элементов считают привязывание их друг ко другу в процессе работы. К примеру, ты связала первый элемент, или мотив, когда заканчиваешь вязать второй, то последний ряд ввязывается с краем первого элементы. Или такой вариант. Если большие мотивы будут располагаться вокруг одного мелкого, тогда лучше связать эти большие элементы отдельно, а когда будешь вязать маленький - привязывай крупные к его краям. Конечно, этот способ хорош, когда ты связываешь полотно небольшого размера, и элементы примерно одинаковы. Но когда композиция состоит из очень разных по размеру и форме элементам, собрать всё полотно этим способом становится весьма затруднительным. Мелкие мотивы вязать и соединять очень долго и сложно. Поэтому вязальщицы, неуверенные в своей терпеливости и запасе свободного времени, лучше пусть попробуют связать крупные мотивы.

2. Более известный и используемый способ - это соединение отдельных мотивов сеткой. Принцип создания композиции - это раскладка мотивов на ровной поверхности и заполнение пустот вязаной сеткой. Когда сетка вяжется, происходит объединение мотивов в одну общую композицию. Пустоты не имеют определенной формы, поэтому вязание сотами или филейной сеткой здесь не подойдет. Скорее наоборот, сетка должна быть с произвольной формы ячейками, которые имеют произвольную форму и направление, как тебе покажется красивей. Лучше всего, когда она словно обтекает отдельные части полотна.

3. Если и этот способ слишком для тебя трудоемок, сделай ещё проще. Сначала свяжи сетку, или ажурное полотно. Поверх него привязывай отдельные мотивы. Главное, создать красивую основу.

5. Полотно, которое состоит из мотивов, которые плотно прилегают, многие рукодельницы просто сшивают нитками. При этом, конечно, просветов желательно, чтобы было поменьше. Желательно оставить от мотива кончик нити достаточно большой длины, чтобы можно было его заправить и прошить участок соединения.

6. Бриды - стежки из нитей, которыми можно соединять кружева. После этого они обшиваются швом «ришелье», или же саму сетку выполняют, как игольное кружево.

Не обязательно сразу же браться за изготовление цельного элемента гардероба по технике ирландского кружева. Ведь отдельные мотивы можно применить как декоративные элементы при отделке одежды, накладные украшения или аппликации на ткани или трикотажном изделии. Отделка юбки, платья или кофточки элементами ирландского кружева любую вещь может сделать изысканной и оригинальной.

Взгляни на рисунок. Так выглядит настоящее ирландское кружево. Это не может не впечатлять.

К выкройке такого кружева следует подойти по всем правилам швейного дела со всеми вытачками. Это важный элемент хорошего начала.

Если ты не относишься к разряду профессионалов в портном деле, и сделала выкройку самостоятельно, или же пользуешься журнальными выкройками, тогда поступить лучше следующим образом. На недорогой ткани сделать выкройку, подогнать её под себя, и по подогнанным элементам сделать окончательную выкройку, заново построив детали с учетом корректировок. Эти манипуляции могут показаться излишними, однако они на самом деле позволяют экономить массу времени и нервов, потому что корректировать изделие, когда оно представляет собой вязаное полотно - уже очень трудно. Создав, таким образом, подогнанную до идеального качества выкройку (ошибок успеешь наделать в процессе), собираем детали. Выкройка желательно должна быть сделана из плотного картона. Для сборки деталей, нужно «придумать» какую-нибудь площадку, в которую можно втыкать булавки, чтобы закреплять основу и отдельные элементы. Это может быть ровная доска, обтянутая поролоном и тканью. Выкладываем мотивы на выкройку. Некоторые мотивы могут быть уже собраны в композиции. Сразу все мотивы вязать не следует, кроме случая, когда делаешь по готовому примеру. Обычно вяжут несколько мотивов, собирают в композиции, стараясь создать удачное сочетание. Этот момент, пожалуй, и есть самым важным в ирландском вязании, потому что он не технический, или механически отработанный. Здесь присутствует искусство, творчество. И это так интересно. Если удалось создать красивую комбинацию, остальные мотивы вяжутся уже в рамках задуманной темы.

Иногда прикалывать мотивы на выкройку из бумаги не совсем удобно. В этом случае следует пришивать мотивы на ткань, предварительно нанеся на неё контуры выкройки. Существует и практика приклеивания кружев скотчем. Вязальщицы иногда крепят элементы лицевой стороной вниз, чтобы было удобнее связывать элементы сеткой. Ещё один способ - собрать небольшие завершенные композиции, которые затем легко соединить в общее полотно. К примеру, спинка и полочка.

Главное правило сшивания элементов - места соединений должны быть сшиты незаметно. Заполнив всю пространство выкройки, ты заметишь, что остались незаполненные участки которые и заплетаются сеткой. Сделав одну деталь, переходи к другой. Шов должен быть невидим, особенно в боковых и плечевых местах соединений, поэтому важно продумать эти участки заранее. Если листик или цветок заходит за край соединения, это великолепно! Ведь он как раз и закроет соединение, или же спинку можно делать с учетом, что половинка детали начинается, к примеру, на спинке, а другая заходит на полочку.

Сетка обычно вызывает больше всего вопросов у новичков. Мы уже говорили о том, что сетка может быть правильной и неправильной формы ячеек. Правильной сеткой обычно обвязываются одинаковые, или графически «правильные» детали. Неправильная, или нерегулярная сетка применяется в том случае, если мотивы очень замысловаты, имеют разный размер и форму, то есть сложные элементы. У нерегулярной сетки отсутствуют лицевая и изнаночная стороны, так как она вяжется в произвольном направлении.

Каких-нибудь определённых приемов при вязании сетки нет. Некоторые вязальщицы вяжут её сразу при соединении элементов, другие вяжут её под мотивы отдельно, затем пришивая. Вполне вероятно, что вы выработаете свой стиль крепления мотивов, свою сетку. Здесь мы изучаем только основы.

Для вязания сетки используется обычно более тонкая нить, чем та, из которой связаны мотивы. Вяжите сетку как можно туже, иначе она станет рыхлой. Элементы не должны теряться на сетке, для этого они обязываются «рачьим шагом». Разрывать нить каждый раз, когда закончила обвязывать очередной мотив совсем не обязательно. Можно перейти к следующему по изнанке.

Главное в ирландском кружеве - гармоничное сочетание. При этом можно применить на одном и том-же изделии разные варианты плетения сетки и мотивов. Запомни, что в этом виде вязание нет границ. Вместо сетки можно использовать тесьму и вязаные шнуры, связать их на нужную длину, дальше включай фантазию.

Рукодельницы, которые занимаются ирландскими кружевами постоянно, советуют слегка увлажнить и отпарить мотивы, перед тем, как собирать изделие. Отпаривать, но не отглаживать! Мотивы не должны сесть, иначе придется довязывать, а это может нарушить всю задумку, нарушив отдельные рисунки.

Элементам желательно придавать рельеф, если специально не задумана легкая тонкая вязь. Для придания объема применяют «вязание на бурдоне». Бурдон - это несколько нитей, собранных в одну, или одна более толстая нить. Он становится основой, которая обвязывается столбиком без накида, проходя сквозь вязание. Если нужно участок сделать более толстым, бурдон закладывается внутрь, если нужен более тонкий рельеф, вытягивается наружу.

Надеюсь, что такое детальное описание не слишком утомило. Однако материал вряд-ли можно считать завершенным, если не показать примеры, как можно связать отдельные мотивы.

Как вязать мотивы ирландского кружева

Итак, вяжем лист. Первый листик будет иметь плоскую фактуру. Остальные, приведенные здесь, ребристые.

По этой схеме получается листок, широкий у основания черенка и сужающийся к концу. Если сделать прибавку на арочке делают форму листа острее у черенка. Если набирать больше ВП (10-12) и обычный отступ 2СБН лист будет шире. Зубцы будут сконцентрированы спереди и ориентированы в сторону острия. Из листков такой формы легко создать один сложный лист (фото 7). Если у первоначальной цепочки уменьшить количество ВП (4-6), тогда наш листик получится значительно уже и длиннее при условии многорядного вязания. Зубцы будут располагаться на протяжении всего листа.

Ну, и здесь встает резонный вопрос - а что делать, если нужен такой мотив, как широкий лист с зубчиками по всей длине. Для этого нужно всего лишь увеличить СБН отступа. Чтобы получилась четкая и затейливая композиция, используется несколько видов листьев в одной композиции. Кто любит свободные сюжетные линии, кто строгие и даже геометрически правильные, главное, чтобы в целом это смотрелось гармонично и красиво. Для свободного сюжета рисуют эскиз с листьями разной формы и размеров. Чтобы лист получился изогнутым, вяжут разное количество СБН с одной и другой стороны. Если разница небольшой, к примеру, 1-2 или 2-3, поворот будет плавным а 1-3, это крутой поворот. На фото 9 мы видим лист, который повернут, связан согласно схемы 4. На фото 10 связан лист с поворотом в разные стороны по схеме 5. Для свободной композиции просто необходимы такие разнообразные вариации. Только так она может смотреться достаточно выразительно и эстетически завершенной. Ты сама можешь экспериментировать с различными способами вязания листов, чтобы они были изогнутыми. Можно ещё делать округлые листья и произвольные, которые сегодня ещё более популярны. Нередко в композициях можно встретить маленькие листья, которые связаны одним рядом столбиков различного размера. Чтобы композиция была выразительней и жестче, её обвязывают «рачьим шагом», или рядом СБН (схемы 6 и 7).

Так же, как вяжутся листья небольшого размера, казалось бы вязание листьев среднего размера должно стать аналогичным. Однако такой лист получится несколько рыхлым даже мосле того, как его обвяжешь. Такие листья следует вязать, СБН, ПС, С1Н с обеих сторон от цепочки ВП (фото 12, схема 8). Такой лист нужно обвязать два раза в те же самые головки столбиков. На округлых местах не забывай добавлять СБН с нужной стороны. Черенок провязывается на 6-7 ВП, в обратном направлении вяжется СБН.

В другой разновидности листа разновеликие столбики вяжутся на СБН, которые обвязываются цепочкой ВП с обеих сторон (фото 13, схема 9). Вплетите в такой лист бурдон, то есть более толстую нить, или скрученную в несколько нить, которой вяжется листок.