Меню
Бесплатно
Главная  /  Лицо и тело  /  Решение методобъединения по теме социо игровые технологии. Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии

Решение методобъединения по теме социо игровые технологии. Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии

Цель : Демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер — класса с методами и приёмами социоигровой технологии, применением их при взаимодействии с родителями дошкольников.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии.

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ожидаемые результаты :

  1. Знакомство участников мастер — класса с социо-игровой технологией и ее применением в практике работы воспитателя ДОУ.
  2. Создание условий для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля, который позволил бы укрепить партнерство детского сада и семей дошкольников.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ход мастер – класса:

  1. Теоретическая часть:

Введение

Сегодня я хочу представить вам технологию, применяемую нами для работы с коллективом родителей в группе. Технология называется «СИТ – социо-игровая технология».

Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

«СИТ – социо- игровая технология» — сам термин «социо- игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.

Сущность СИТ:

В.М. Букатов говорит: « Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения ».

Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

У классика (опера П. И. Чайковского «Пиковая дама») есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо — игровая технология (СИТ). Родители – играя как в детстве — будут лучше понимать своих детей. Можно провести прямую зависимость между социоигровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят . Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.

Главная цель нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

Оригинальность СИТ в ее универсальности: Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет — роль «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социоигровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.

Эффективность: Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

Уважаемые коллеги, имеются ли у Вас вопросы по теоретической части?

  1. Практическая часть:

Сегодня мы на практике ознакомимся с приёмами данной технологии

  1. Прием «Волшебная палочка»

Аудитория делится на подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:

1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.

2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).

По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности тех или иных игр/игрушек которые родители покупают детям поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).

Итак, я показала вам лишь один прием, а вы в это время озвучили три золотые правила технологии :

  1. Работа в малых группах со сменой лидерства.
  2. Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);
  3. Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.

Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.

  1. Следующий прием называется «Видимо не видимо» .

Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.

1 шаг: Я даю первой микрогруппе карточки, на которых разбросаны буквы.

Вам нужно найти название сказки (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо). Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –

  1. Прием «Оживление».

Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.

2 шаг — применим прием «Видимо не видимо» с точки зрения педагогики:

Теперь я даю карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.

Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:

— «Мама, папа, я – спортивная семья!» — увлечение в семье спортом;

— «Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!» — праздники, организованные для детей в домашних условиях;

— «Подарки своими руками» — совместные поделки с детьми в кругу семьи.

Когда составите предложение, вслух его не произносите, вместо этого снова применим прием «Оживление». Второй микрогруппе надо показать название семейного досуга, а первой микрогруппе – угадать его.

  1. Есть такой прием, который авторы социоигровой технологии назвали «Разведчики».

Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.

Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.

  1. Следующий прием — «Работа в группах» — его мы рассмотрим практически

Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.

Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.

  1. Прием «Говорим хором».

Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором), не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.

  1. И последний прием, который я хочу вам показать, это

«Шапка «Вопросов и ответов». Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.

Например, какие вопросы могли бы задать вы, уважаемые коллеги? (Какие приемы социоигровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?). Таким образом, родители сами добудут ответы на интересующие их вопросы, а вы будете выступать в роли коллектора.

III. Рефлексия:

Подведем итог нашей работы:

Как вы считаете, основной смысл «СИТ – социо-игровой технологии» – это …

Что получили Вы как педагоги от мастер-класса?…

В заключение нашего мастер – класса, мне бы хотелось отметить, что:

Обычно считается, что к любой педагогической технологии, используемой в работе с семьями воспитанников, нужно относиться как к некой верхней «планке», заставляющей ее последователей «тянуться» вверх. Но при таком отношении она может оказаться потолком при взаимодействии с родителями. Тогда как социо-игровая педагогика, ратует за реабилитацию методической самостоятельности родителя. Любая технология, методика, прием - это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для личных методических поисков и личностного процветания.

Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее и умнее технология, методика — тем бездумнее вынужден следовать по ней воспитатель. Социо — игровой подход, на наш взгляд, достаточно эффективно помогает практикам этот парадокс благополучно преодолевать.

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА

При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться следующих правил и условий социоигровых подходов к педагогике:

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

По профессии;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

2 правило: «смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы в большинстве случаев выражает один человек — лидер. Причем лидера выбирают родители сами и он должен постоянно меняться.

Обращаем ваше внимание, что в недавно созданных группах, где родители еще практически не знакомы, целесообразнее пользоваться приемом «Говорим хором»

3 правило: деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Родители не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют (например с мячом). Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение мероприятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы, слаженность действий во время выполнения каких либо игровых заданий. Это должно стать деловым фоном для всех. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов, что требует определенной сосредоточенности.

5. правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Екатерина Озерова
Семинар-практикум для педагогов «Социо-игровые технологии в логопедии»

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Цель работы : Обучение применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи :

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов , их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии .

2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума :

1. “Социо -игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология” .

2. Практикум : занятие с детьми 6-7 лет «Спасение Планеты Роботоландия»

Ход практикума

Игра для социо -игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг . Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

Современные дети не могут похвастаться богатырским здоровьем. Наши дети – это люди нового поколения, современники информационного общества. Современные дети любят играть, но играют в телефонах, в гаджетах. И почти не умеют играть в коллективные игры и взаимодействовать. И общаются, в основном, с компьютером и телевизором.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Способствуют этому развивающие педагогические технологии , в том числе социоигровая , которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Кроме того, ФГОС дошкольного образования формулирует требования к содержанию и условиям реализации образовательной области «Социально -коммуникативное развитие»

Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда

и творчества;

формирование основ безопасности в быту, социуме , природе

Социально -коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу

Развитие социально -коммуникативной компетентности дошкольников -

важная социальная и психолого- педагогическая проблема

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе .

Формирование этой способности - важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни

Основная идея социоигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он : делает, слушает, смотрит и говорит.

Основатели социоигровой технологии Е . Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов вывели следующие законы общения :

Не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;

Не ворчать, не ныть, не бурчать;

Умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;

Будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;

Относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;

Поддержи, помоги подняться и победить;

Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

Не возноси себя над другими, вознеси ближнего;

- дети фантазёры : не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.

Следуя этим советам :

НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “ социо-игровая” ) и одновременно в каждой из них;

социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи :

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Применение социо-игровой технологии способствует :

– реализации потребности детей в движении;

– сохранению их психологического здоровья;

– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Социо -игровая практика базируется на трех китах.

1. Движения!

2. Присутствие смены, разнообразия, вариативности.

3. Наличие малых групп.

В рамках применения социоигровой технологии авторы рекомендуют использовать разные методы активизации мыслительной деятельности :

Вопрос : Давайте конкретизируем. Какие методы Вы можете назвать?

1. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

Группе равных предлагается интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребёнок будет чувствовать себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже могут быть связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно

2. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Использование игровых приёмов на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

3. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать речевые навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

4. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Перечитав книгу Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой, В. М. Булатова “Социо-игровые подходы к педагогике” . Я определила для себя особенности социо-игрового подхода , применимые в коррекционной работе :

Особая психологическая атмосфера : практический путь коррекции и развитие детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особая позиция логопеда при преподнесении коррекционно-развивающих заданий. Если бы логопед давал задание детям не как лёгкое, а именно как трудное, то трудность пугала бы детей, у которых навык выполнения задания слабо сформирован. Когда трудность открывается детьми самостоятельно, то у них возникает ценное желание справиться с ней. Этим объясняется тот азарт, с которым дети выполняют задания и упражнения. Задача логопеда – следить за качеством выполнения заданий, не допускать переутомления, вовремя предлагать детям другой вид деятельности.

Особые “живые” занятия : занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Основные правила и условия :

1 правило : используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

Кто на каком этаже живет;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило : «смена лидерства» . Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. Можно использовать различные по темпу различные музыкальные композиции.

5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному , физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

6 правило : в своей работе нужно ориентироваться на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» .

Классификация игр социоигровой направленности , предложенная Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и ВМ. Букатовым

1. Игры для рабочего настроя. Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.

2. Игры-разминки (разрядки) . Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша; дадут детям возможность размяться.

3. Игры социо -игрового приобщения к делу. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

4. Игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия.

5. Игры вольные (на воле) . Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой

Т. О., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников

Социо -игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи

Игры-задания для рабочего настроя

Название Правила проведения

“Что изменилось?” Логопед предлагает детям осмотреться вокруг и определить, что стало

по-другому (старое, новое, хуже, лучше и т. п.) Варианты : о чём можно сказать, что это удивительное, радостное, похожее, яркое, жидкое, жесткое, др. ; над, под, ниже, выше, рядом, между и т. п.

“Что слышно?”

(за окном, за дверью и т. п.) Логопед предлагает детям послушать звуки, доносящиеся извне. Всё услышанное дети перечисляют, дополняя друг друга. Звуки не должны быть выдуманными. Варианты : логопед предлагает объяснить связь звуков или составить рассказ (единая сюжетная картинка) по услышанным звукам.

“Шумы” Дети выбирают исполнителя шума, который прячется за ширму. Слушающие определяют : Что? Где? Когда? Вариант : исполнители (2 и более детей) воспроизводят картинку из ряда последовательных шумовых звуков.

“Сядь по знаку” Дети стоят в кругу. Логопед (ребёнок) соединяет ладони и дети садятся, открывает ладони – встают. Вариант : ведущий меняет темы игры (медленно-быстро; быстро-медленно) ; отвлекает игроков разговорами)

“Узнай по голосу” Дети стоят в кругу, водящему завязывают глаза. Один из игроков по сигналу логопеда (ребёнка) произносит слово (фразу) . Водящий узнаёт игрока по голосу. Вариант : “Жмурки” - на ощупь узнать одного из игроков.

“Встань по пальцам”

(игра с пендагогами) Логопед (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова “замри” должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

“Руки - ноги”

(игра с педагогами ) Играющие сидят (на стульях, на ковре) . Логопед (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) . Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.

“Давайте посчитаемся” Логопед предлагает всем вместе найти варианты произношения считалок : по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией, ., рассчитывает один ребёнок, рассчитывают двое (произносят вместе или один произносит, другой – показывает, один говорит и показывает (другие хлопают в ладоши, произносят слова по очереди (с закрытыми глазами, рассчитываются, отвернувшись из круга и др. варианты.

«Найти друга» Используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в группы по определенному принципу : по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.

«Выбор водящего» Варианты жеребьевок : на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).

«Деление на компании»

1. По считалочке. На первых порах, во избежание ссор и недопонимания предлагается использовать любые считалочки. Педагог с помощью подходящей считалки сам формирует состав временных компаний.

2. Разрезные картинки. Берутся четыре-пять почтовых открыток (картинок) (одинаковых или разных; лучше - большого формата) . Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

3. По карточкам. Берутся 4-6 картинок из определенных сказок (сюжетных картинок, состояние природы, игрушки и т. д.) В руках у педагога поднос с картинками . На столах необходимо положить целую картинку. Каждый из воспитанников вытягивает одну и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались другие необходимые для составления единой картины (сюжета и т. д.) Благодаря подобной форме объединения присутствующих в микро-группы (игровые команды, само объединение ученики воспринимают как абсолютно самостоятельное.

Задания для творческого самоутверждения

“Животные” Логопед предлагает играющим выбрать, в каких животных они “превратятся” (диких, домашних) . Дети последовательно совершают определённые действия, характерные для выбранного животного. “Зрители” отгадывают, что было задумано. Вариант : играющие выбирают животных и место обитания.

“Что на что похоже” Логопед предлагает найти сходство одного предмета с другим (ножницы похожи на очки, велосипед) Вариант : назвать или обыграть, показать жестами.

“Превращение предмета” Логопед предлагает с помощью действия-движения превратить один предмет в другой (ручку – в указку, носовой платок – в фартук, пелёнку, скатерть и т. п.)

“Обыграй превращение” Логопед передаёт по кругу предмет, называя его определённым именем, играющие действуют с ним так, как если бы это было то, что назвал ведущий (предмет МЯЧ, ведущий называет его “яблоко”, играющие “едят”, “нюхают”)

“Превращение комнаты” Логопед предлагает с помощью изображения действий превратить комнату в другое место (в парк, лес, цирк, театр и т. п.) . Вариант : сохранить единый замысел для всех играющих (“лес”, где каждый выбирает для себя роль (шумовое оформление, элементы декорации, актёры)

“Времена года” Играющим предлагается придумать и изобразить действия, происходящие в разное время года. Зрители отгадывают “когда”, “что” (зимой катаются на лыжах, летом плывут на лодке)

“Изобрази профессию” Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге) . Дети называют профессию. Варианты : дети называют ряд действий, показанных задумщиком, группой детей; нарисовать предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки, шофёр – автомобиль, руль)

“Волшебная верёвочка” Играющие парами (тройками) выкладывают на полу задуманный предмет, используя верёвочку (1,5 – 2 м, узнают, высказывают варианты сходства с другими предметами.

«Угадай-ка» Ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет» . После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.

Одно и то же по-разному Группке детей предлагается показать, кто как, например, летает. Звучит : покажите, как летает бабочка, – дети показывают. Потом они показывают, как летает комар, самолет, вертолет, голубь, ракета и т. д. Все они летают, но по-разному и эту разницу дети с удовольствием начинают улавливать. Выполнение многих действий может происходить по-разному. Бежать может и спортсмен, и медведь, и мышка, и муравей, и облачко, и даже река. И сидят все по-разному : зайчик не так как курочка, собачка не так как бабочка и т. д. И даже человек сидит у телевизора не так как за шахматной доской, за рулём не так как за чашкой чая, на футболе не так как на концерте и т. д.

«Пишу по воздуху» Выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т. п.

Актеры Дети, разбитые на микро-группы сообща обыгрывают заданную скороговорку (этюд, загадку) с помощью мимики и жестов. Другие компании стараются угадать, что им показали.

«Волшебная палочка» («Знатоки» ) (любая игрушка, любой предмет)

(игра с педагогами ) Дети стоят в кругу, «Волшебная палочка» передается слева - направо, из рук в руки, глядя друг другу в глаза и при этом сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

* на что похож предмет

* какая бывает (зима, весна, природа,

* ласковые слова *домашний адрес

* имя, отчество мамы (папы, свое)

* и т. д. - при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии : глядеть друг другу в глаза; при необходимости называть имя рядом стоящего ребенка

Игровые разминки

“Зеркало” Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - “зеркало”, другой - стоящий перед ним. “Зеркало” должно повторять движения, слоги, слова. Варианты :логопед (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, а играющие – “осколки зеркала”, его отражающие; “отражается” выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный) и т. п.

“Зеваки” Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу логопеда (ребёнка) дети останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются, идут в другом направлении. “Зевака” выходит из игры. Варианты : ходьба спиной вперёд; к хлопкам подключается притопывание, проговаривание слогов , слов, др.

“Тень” (игра с педагогами ) Играющие парами двигаются по комнате : один ребёнок – “тень”, второй – партнёр. “Тень” как можно точнее повторяет действия, слоги, слова партнёра.

“Эхо” Логопед (ребёнок-ведущий) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. “Эхо” по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.) Вариант : проговаривание слогов , слов, фраз, чтение вслух. Говорящий (читающий) произносит – играющие “эхом” повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

“Загадки” Играют 4-6 детей. Логопед (ребёнок-ведущий) загадывает загадку (о предмете, животном, растении и т. п., отгадавшие без слов изображают отгадку. Вариант : дети загадывают загадки друг другу, все вместе решают, какой будет отгадка (с помощью слов, действий, рисунков)

«Испорченный телефон» Как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает , какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.

Игры для социо -игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми , и детей друг с другом

“Люблю – не люблю”

(игра с педагогами ) Дети стоят в кругу. Логопед (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит : “Я не люблю, когда дети ссорятся”, следующий должен предложить свой вариант “Я не люблю. ”. Против часовой стрелки игра продолжается “Я люблю, …”

«Аукцион» (авторская) Дети сидят за столами и определяются со звуком. Затем «выкупают» у логопеда карточку за правильное произнесение слова, причем произносит слово столько раз, сколько определит логопед . Затем составляют предложения с этими словами. Выигрывает тот, кто составит предложение, используя как можно больше выкупленных слов.

«Японская машинка»

(играем с педагогами ) Объяснение игры лучше всего проводить одновременно с тренировкой. Представьте себе, что все участники занятий выполняют синхронно ряд движений (как машина) : 1) хлопают перед собой в ладоши, 2) двумя руками хлопают по коленям - правая по правому, левая - по левому, 3) не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, желательно щелкая при этом пальцами, 4) то же самое делают левой; далее повторяют 1) - опять хлопок перед собой, 2… и т. д. После того как дети начинают справляться с последовательностью движений и выполняют их ритмично и синхронно, вводится речь. (Можно называть например : Имя отчество ребенка (мамы, папы) ; домашний адрес, отвечать на любой поставленный вопрос : какая бывает зима (яркая, снежная, морозная) и т. д.) Данная игра тренирует а) координацию движений, б) связь координации с произнесением слов, в) умение распределять внимание.

Спрятанное слово Тот, кому досталось отгадывать, выходит из комнаты на время, пока все остальные договариваются, какое слово загадать. Затем ведущий (он может быть не один, а с помощником - очень часто так и веселее, и полезнее) возвращается и начинает одному за другим задавать любые вопросы (о съедобности, цвете, размере, весе, способе использования и т. д.) . Тот, кого спросили, отвечать должен коротко и точно. Место водящего занимает тот, на ком слово отгадано.

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад 93 общеразвивающего вида» Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны Республика Коми, г. Сыктывкар






Сущность социо-игровой технологии Занятия организуются как игра- жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин социо-игровая) и одновременно в каждой из них. Технология системно используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Цель: Цель: Формирование коммуникативных навыков общения. Формирование коммуникативных навыков общения.


В рамках данной технологии ставятся задачи: Помочь детям научиться эффективно общаться Помочь детям научиться эффективно общаться Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое. Воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.




Движение: У детей должна быть возможность двигаться во время занятий (очень характерно для дошкольника, он должен обучаться в движении) Вариативность: Смена мизансцен, ролей, видов деятельности Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты) Возможность детей работать в разных местах группы, там, где они решат: за столами, на ковре, в любом другом месте групповой комнаты)


Малые группы: Объединение в малые группы по 3-6 человек при фронтальном проведении занятий 1. Обеспечивается эмоциональный комфорт, в компании с товарищем не так страшно. 2. Обеспечивается возможность сравнивать свои успехи или неуспехи с успехами или неуспехами товарища; 3. Обеспечивается возможность добиваться достижений и оценивать себя и других;






Этапы организации общения детей в рамках технологии: 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 1. Учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь); 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 2. Общение является целью- ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается. 3. Общение – педагогическое средство, т.е. через общение дошкольник обучается.


Группы игровых заданий: Игры-задания для рабочего настроя. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.


Плюсы социо - игрового стиля Отношения: «ребенок - сверстники» Отношения: «ребенок - сверстники» Педагог является равноправным партером; Педагог является равноправным партером; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Разрушается барьер между педагогом и ребенком; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями указаний педагога; Дети самостоятельны и инициативны; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами устанавливают правила игры; Дети сами устанавливают правила игры; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих); Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Общение детей происходит внутри микрогрупп и между микрогруппами; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга; Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.





1. Один за всех и все за одного; 2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана. 3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают. 4. Когда работаешь, не мешай другим. 5. Справился сам, помоги другу. 6. Главное- не бояться доказывать свою правоту. 7. Умей принять помощь. Правила


ИТАК: Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Если подвести итог всему сказанному, то основная забота воспитателя заключается в том, чтобы не учить ребенка, не развлекать и даже не развивать, а формировать такое вне дидактическое понятие как дружба. Е.Е.Шулешко Е.Е.Шулешко



Разделы: Работа с дошкольниками

Цель работы: обучение применению социо-игровой технологии через герменевтический подход в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.
  2. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Программа семинара-практикума:

  1. Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе.
  2. “Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология”.
  3. Практикум: “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

Ход практикума

1.1. Игра для социо-игрового приобщения к делу “По алфавиту”.

(Предлагаю всем участникам семинара встать в круг. Каждый стоящий в кругу называет слово или словосочетание приветствие-напутствие всем присутствующим в зале. Каждое слово-фраза начинаются с последующей буквы алфавита.)

1.2. Окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети. Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или “замещение одних правил игры ” другими. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, которую нужно принять или, по крайней мере, с которой нужно смириться. Перемены самым непосредственным образом касающиеся нас и наших воспитанников, настолько быстротечны, настолько непредсказуемы и неожиданны, что все мы порой не успеваем, не только приготовиться к ним, но даже уследить за ними.

При этом никто не снимает с воспитателя его главной обязанности – поднять и подготовить к самостоятельному “плаванию” своих воспитанников, максимально закалив их при этом как в плане здоровья, так и в устойчивости к будущим жизненным коллизиям.

Известно, что воспитание подрастающего поколения – а воспитание в эпоху перемен в особенности – во все времена считалось чрезвычайно сложной задачей.

Дети по своей природе очень впечатлительны, ведь так много узнают, готовясь к взрослой, школьной жизни. Стремясь выведать как можно больше об окружающем мире и о своем месте в нем, они впитывают в себя буквально все.

Они тянутся к умным, знающим и понимающим педагогам в надежде получить от них защиту, внимание и необходимые советы и знания, новое понимание смысла деятельности.

Эту задачу решает герменевтический подход в воспитательно-образовательной работе, как детского сада, так и школы.

1.3. “Герменевтический подход в воспитательно-образовательном процессе”.

Герменевтика – наука об искусстве понимания. Брокгауз и Эфрон (“Новый энциклопедический словарь”, т.13) называют герменевтику наукой, отклоняющей “всякие директивы, от кого бы они ни исходили”. А.П. Ершова и В.И. Букатов рассматривают герменевтику как науку об искусстве понимания как литературных, так и всяких других текстов: живописных, музыкальных, математических, справочных и т.д.

С позиций герменевтики, воспитание – это обращение к психическому опыту субъекта, к его “жизненному миру”, который проявляется как переживание.

Герменевтическая воспитательная практика строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями. Важными атрибутами воспитательного процесса становятся детские стихи, самодеятельные песни, эссе, автобиографические записки, дневники, письма. Эти продукты детского вербального творчества должны быть приняты воспитателем: не проанализированы и оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, которому позволяется быть самим собой. Герменевтическое принятие ребенка невозможно без рефлексии самого воспитателя собственного детского опыта, своих детских переживаний, “проживания” воспоминаний из детства.

Воспитание в духе герменевтики должно научить ребенка понимать окружающих людей и самого себя. Понимание в герменевтике рассматривается как процедура осмысления: постижение смысла в любых проявлениях человеческой культуры. Поэтому, для воспитания очень важно обращение к классическим образцам в литературе, музыке, изобразительном искусстве, где главные смыслы, уже истолкованы великими авторами, и надо только открыться им.

Герменевтический подход дает новое понимание известным методам и приемам работы с детьми, связан c широким использованием игр (театральных, народных, современных детских…), с организацией работы детей по “микрогруппам” (своего рода “микросоциумам”).

2.1. Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для воспитания, сегодня как никогда актуально “лучшее правило политики – не слишком управлять…” – т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки”.

Следуя этим советам,

  • НОД организуем как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин “социо-игровая”) и одновременно в каждой из них;
  • социо-игровую технологию системно используем как в специально-организованной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

2.2. В рамках данной технологии ставим перед собой такие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

2.3. Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.

2.4. Применение социо-игровой технологии способствует:

– реализации потребности детей в движении;
– сохранению их психологического здоровья;
– формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Таким образом, социо-игровая педагогика ратует за реабилитацию методической самостоятельности педагога. Любая социо-игровая технология, методика, прием – это всего лишь нижняя “планка”, всего лишь “почва” для его методических поисков и личностного процветания.

2.5. Социо-игровая практика базируется на трех китах.

Чего же следует опасаться тем, кто собирается работать в социо-игровом стиле?

1. Отсутствия движений – раз! Если дети на занятии были малоподвижны, то социо-игрового стиля на нем скорее всего не было (что бы там в своих рабочих планах или отчетах воспитатель ни записывал).

2. Отсутствия смены, разнообразия, вариативности – два! Если в деятельности не было хотя бы двух-трех смен и в мизансценах, и в ролях, и в видах деятельности, то смело можно утверждать, что занятие было не вполне социо-игровым.

3. Отсутствия малых групп – три! Если про ходу деятельности дети не объединялись для работы в малые группки, или эти группки между собой не вступали в общение (а только с самим педагогом), то социо-игровая педагогика и “близко не лежала”.

Зато, если эти “три кита” – и движение, и вариативность, и работа в малых группках – в специально-организованной деятельности “были налицо”, то смело можно утверждать, что такое занятие детям не только пошло на пользу, но и очень им понравилось.

3. Практикум “Работа по картине В.Поленова “Московский дворик”.

А сейчас давайте попробуем на практике поискать смыслы деятельности новые понимания происходящего.

Для работы нам нужно разделиться на команды.

1. Игра “Команды”.

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение топнул – хлопнул – покружился – поклонился – оглянулся – поздоровался

По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову (6 команд воспитателей, 2 команды заместителей заведующих).

2. Сегодня мы с вами попробуем выстроить цепочку процедур, которая приведет нас к своему личному пониманию картины В. Поленова Московский дворик”.

Первый этап работы – блуждание по картине.

Методика: Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого:

– Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое;
– Что находится над, в, за, под, перед, позади?
– Что большое, что маленькое?
– Что тонкое, что толстое?
– Что длинное, что короткое?
– Что на земле, что в воздухе?
– Сколько и чего?
– Чего по 2, 3...?
– Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
– Назовите растения, живое и неживое?
– Назовите слова, в которых есть буква а, б....или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.

Задание для команд:

– Сколько живых объектов на картине?
– Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?
– Что общего на картине В.Поленова и в помещении?
– Назовите деревянные предметы, изображенные на картине?
– Назовите все оттенки зеленого цвета?
– Сколько тропинок справа – налево и сверху – вниз?
– Какие породы деревьев и кустарников изображены на картине?
– Какое время года изображено на картине, и который час? Обоснуйте.
– Назовите предметы, изображенные автором, которые начинаются с буквы “з”

На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.

Второй этап работы – поиск странностей.

Любое искусство без странностей не обходится. И еще Пушкин в одном из черновиков записал, что странности бывают двух родов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения.

Яркий пример – речь Е.Е. Шулешко. При избытке мыслей и недостатке слов он то и дело переходил на некий птичий язык, весьма понятный (и даже с полуслова), но только неравнодушным собеседникам.

Хочу еще раз напомнить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Давайте и мы направим усилия в это русло.

Задание для команд:

– Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление.

– Кто нашел больше 20 странностей.
– Кто меньше 20, но больше 10?
– Кто больше 5?
– Назовите
– Какие из названных странностей встречаются у других и т. п.

Замечание:

Когда странностей становится очень много, (и для каждого они свои) возникают новые смыслы, новые варианты. Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности (ВАРИАТИВНОСТЬ СМЫСЛОВ), но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом (ПОЯВЛЕНИЕ ЗАМЫСЛА).

Третий этап работы – вариативность смыслов.

(Обсуждение нелепиц и странностей.)

Часто мы вкладываем один смысл в произносимое слово, а нас понимают по-другому, по-своему. Недаром Тютчев справедливо подметил:

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.

Вот педагог и должен работать на этом со-чувствии, и закручивать обучающую ситуацию так, чтобы в этой социо-игровой ситуации у всех присутствующих возникало подлинное со-чувствие – и детей друг к другу, и у воспитателя к своим воспитанникам.

Четвертый этап работы выражение замысла.

Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров.Выберите посыльного, который возьмет карточку с заданием.

Задание для команд:

На карточках предложены следующие литературные жанры: ХОККУ, ТРИЛЛЕР, ТРАГЕДИЯ. СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗАНИЕ, РАССКАЗ, ПРИТЧА, ОЧЕРК, КОМЕДИЯ, ДИФИРАМБ, ДЕТЕКТИВ, ЮМОРЕСКА, БАСНЯ

Чтобы уточнить правильность выражения замысла представим его на суд зрителей (на подготовку 5 минут).

На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.

Выступление команд: Начинаем презентацию картины В.Поленова “Московский дворик” В роли экскурсовода команда…

Итак, в ходе работы с картиной мы постарались приблизиться к пониманию и своего замысла и ступени своей договоренности с другими и своего понимания ситуации и своего понимания себя.

Работа над пониманием как процессом и результатом смыслодеятельности способствует активизации познавательной активности ребенка, актуализации его творческого потенциала, учит постигать мир средствами искусства и, самое главное, сохраняет человеческое в человеке. Понимание как средство освоения действительности является важнейшим регулятивом человеческой деятельности. Понять что-то - значит осмыслить, выявить, реконструировать смысл. Нет смысла вне понимания. Субъективный смысл и объективное значение - из этих совокупных элементов содержания сознания складывается личностный смысл, выступающий в виде мотивации деятельности и отношения к окружающей действительности. Со смыслом связаны ценности личности, определяющие поведение человека. Для того чтобы сформировать свое ценностно– смысловое пространство, воспитанник должен получить опыт преобразования общечеловеческих ценностей в личностные. В этом и состоит актуализация своего “Я”, начало становления личности.

Рефлексия:

А сейчас попрошу Ваши команды посоветоваться и ответить на предложенные вопросы:

– Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
– Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
– Возник ли у Вас интерес к использованию в практике “Бабочки социо-игрового стиля обучения”

Большое спасибо за Ваше понимание.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

– Зачем я предлагала детям это задание?
– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности