Меню
Бесплатно
Главная  /  Вторые блюда  /  Развитие психолого-педагогической компетентности современных родителей. Программа повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей Компоненты психолого педагогической компетентности родителей

Развитие психолого-педагогической компетентности современных родителей. Программа повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей Компоненты психолого педагогической компетентности родителей

Неверова Яна Эдуардовна

студент 5 курса, кафедра педагогики СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

Гилева Анжела Валентиновна

научный руководитель, декан психологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент СГПИ (филиала) ФГБОУ ПГНИУ, РФ, г. Соликамск

В условиях модернизации общества и социокультурной среды в целом наблюдается нарастание противоречий как в подходах к воспитанию, так и методах и средствах, используемых в семьях. Следует признать тот факт, что семья моделирует основные принципы воспитания, основываясь на неких инновационных и современных тенденциях общества. Все это обуславливает необходимость в просветительской и направляющей работе с родителями, которая поможет найти баланс между требованиями общества и учетом личностных особенностей детей.

Под условиями понимают обстоятельства, от которых что-нибудь зависит и которые имеют по отношению к субъекту активности объективный характер . Таким образом, достижение высокого уровня психолого-педагогической компетентности родителей, их саморазвития, а также развития любых личностных качеств, обеспечивается рядом условий, от которых непосредственно зависит продуктивность.

Несмотря на разнообразие инновационных процессов, происходящих в сфере современного воспитания, в большинстве случаев эти процессы практически не касаются родителей, т. е. они не осведомлены о необходимости повышения своего психолого-педагогического потенциала, что и является одним из основных факторов, определяющих уровень конфликтности поколений. Родители часто не осознают значимости собственного психолого-педагогического потенциала, и особенно остро проблема подготовки к родительской роли проявляется в условиях отсутствия преемственности родителей и детей: традиции и нормы меняются настолько быстро, что каждому следующему поколению приходится создавать во многом новую модель родительской роли.

Данный вопрос на сегодняшний день является одним из актуальных, и исследователи, как педагогики, так и психологии не обходят его стороной. К числу таких исследователей относятся Л.А. Алексеева, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, Ю.Я. Левков, С.Н. Щербакова и многие другие.

Выделяются следующие организационно-методические условия для становления психолого-педагогической компетентности родителей:

· формирование готовности родителей к личностному развитию, развитию родительского самосознания и самосовершенствованию;

· диагностика, оценка и предъявление родителям их индивидуальной динамики личностного развития;

· включение родителей в систематические коллективные формы просвещения, позволяющие организовать общение, сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, а также способствующие развитию мотивационной готовности к самовоспитанию, познавательной активности;

· владение системой знаний о развитии психолого-педагогического потенциала, умений и навыков на основе обобщенного метода движения в материале, для которого характерно овладение системой способов действия при решении дифференцированных педагогических задач и осознания оснований их применения при переносе в реальные условия;

· предоставление родителям максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия родителей в целостном процессе обучения;

· сотрудничество специалистов и родителей.

Выделенные условия определяют необходимость высокого уровня подготовки специалистов (педагогов, психологов и т. д.), которые бы помогали и направляли как будущих, так и настоящих родителей. Это в свою очередь определило бы создание благоприятной среды для воспитания в целом.

Развитие психолого-педагогического компетентности родителей подразумевает реализацию практико-ориентированного подхода, который бы объединял традиционные и современные подходы, базирующиеся на инновационном введении психолого-педагогических знаний, касающихся воспитания родителей, их личностного и социально-психологического развития и навыков в формировании индивидуального подхода к воспитательной деятельности. Естественно, что центральным объектом в организации воспитательного процесса является родитель, как носитель социокультурного опыта и как следствие от того как он его передает, какими методами он пользуется, зависит, будет ли личность ребенка гармоничной и разносторонней.

На наш взгляд одним из важнейших направлений работы педагогов и психологов является непосредственно помощь родителям в выборе направления воспитания, в создании благоприятных условий, в просвещении о необходимости учета индивидуальных особенностей детей, о том, что их ребенок это личность, которая нуждается в постоянной поддержке. Одним из важнейших компонентов становления психолого-педагогической компетентности является формирование внутренней готовности к личностному развитию , а также развитию родительского самосознания и непрерывного самосовершенствования, ведь развитие общества и среды не стоит на месте, и родители должны быть готовы к возможным изменениям и все возрастающим требованиям.

Основная роль в работе просвещения родителей отводится специалистам (педагогам, психологам, социальным педагогам), которые могут дать возможность раскрыться их потенциалу, показать его неограниченные возможности, с помощью которых можно интегрировать собственный опыт и опыт, приобретенный в процессе непрерывного саморазвития.

Психолого-педагогическая компетентность родителей включает в себя не столько доскональные теоретические знания, а желание и стремление создать гармоничную личность, способную комфортно существовать в динамическом мире, и возможность в полной мере реализовать себя как самодостаточного члена общества. Взаимодействие в семье осуществляется посредством нескольких критериев, а именно:

А.Взаимопонимание, эмоциональная искренность;

Б. Личный пример;

В. Безусловное позитивное принятие ребенка .

Вышеперечисленные компоненты представляют собой фундамент, на котором происходит продуктивное взаимодействие, благодаря которому складывается успешное воспитание личности. Каждый из этих критериев необходим, и без них невозможно выстроить гармоничную и полноценную систему взаимодействия между родителями и детьми.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов выделены три уровня психолого-педагогической компетентности родителей: низкий, средний, высокий.

Низкий уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей проявляется в неадекватной самооценке своих родительских функций, характеризуется плохо сформированными инновационно-прогностическими способностями, нежеланием принимать критику, низкой степенью выраженности потребности в достижении, неразвитой эмпатией, неэффективной адаптацией в группе, нежеланием что-либо делать в целях самосовершенствования, саморазвития, несформированной готовностью к работе над собой.

Средний уровень развития психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется не совсем адекватной самооценкой своих родительских функций, частично сформированными инновационно-прогностическими способностями, недостаточной сформированностью большинства вышеназванных показателей, несистематичностью их проявлений, неполным использованием получаемой через обратную связь информации, средним уровнем развития творческих потенций родителей.

Высокий уровень развития психолого-педагогического потенциала проявляется в: адекватной самооценке своих родительских функций, стремлении к самопознанию и самосовершенствованию, индивидуальном подходе к воспитанию детей, наличии инновационного взгляда на воспитание, самокритичности, внутренней готовности к переменам, открытости к обучению, навыках самоанализа, уверенности в себе, знании своих возможностей и недостатков, заинтересованности в полноценном детско-родительском общении, стремлении и возможности помочь себе и своим детям, чуткости, внимании к ребенку, доброжелательности к себе, желании стать лучше.

Указанные выше уровни развития психолого-педагогической компетентности выделены на основе проводимых исследований и показывают основополагающие компоненты, которые в совокупности образуют целостную систему знаний, способную помочь родителям в вопросах воспитания.

Развитие психолого-педагогической компетентности родителей происходит в контексте двух факторов: инновационность и прогностичность .

Инновационность как процесс становления психолого-педагогического потенциала родителей характеризуется следующими признаками:

А. формирование представлений об актуальных тенденциях в воспитании;

Б. формирование инновационного мышления, которое позволит применять новые и традиционные методы в воспитании;

В. структурирование огромного количества актуальной информации и создание благоприятной воспитательной среды.

В свою очередь прогностичность представляет собой синтез следующих признаков:

А.способность гибко реагировать на происходящие изменения с целью возможного и адекватного прогнозирования;

Б. максимальное уменьшение уровня неопределенности;

В. при возникновении ошибок, вызванных изменениями - распознать эти изменения и осуществлять дальнейшее прогнозирование с учетом этих изменений;

Г. уметь своевременно отмечать полезные изменения и поддерживать их.

Психолого-педагогический потенциал родителей - явление закономерное, которое должно стимулировать возможность внесения изменений в существующую социокультурную среду, и как следствие в воспитание, что позволит обеспечить высокий уровень решения возможных проблем в детско-родительских отношениях. Грамотное и планомерное создание необходимых организационно-методических условий будет способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Список литературы:

  1. Гильфанова Д.З. Инновационно-прогностическая модель воспитания родителей // Вестник Государственного университета управления. 2011, № 7 (издание, рекомендованное ВАК РФ) 1 п.л. - С. 56-69.
  2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-н/Д.: ИПО ЮФУ. - 2013. - № 2 (28). - С. 93-98.
  3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С. 97-100.

«Психолого-педагогическая компетенция родителей

как важнейший фактор воспитания ребенка в семье»

(из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для человека для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации.

Сегодня ни для кого не секрет, что семья как социальный институт переживает острый кризис, причинами которого являются как внешние противоречия (между обществом и семьей), так и внутрисемейные противоречия, которые приводят к увеличению количества неблагополучных детей, разводам, что, естественно, не способствует успешному воспитанию и развитию детей.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.

Закон Российской Федерации «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Основные направления научного рассмотрения проблемы педагогической культуры родителей определены еще в работах Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, что педагогическая и психологическая культура является составной частью общей культуры человека. Под психолого-педагогической культурой следует понимать их достаточную подготовленность к воспитательной деятельности, умение проявлять качества воспитателя в процессе семейной жизнедеятельности. Кроме этого содержание этого понятия предполагает совокупность специфических средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями.

К таким средствам относятся:

    четкое осознание воспитательных целей;

    определенные психолого-педагогические знания;

    необходимые педагогические навыки и умения;

    формирование на основе знаний и умений педагогического мастерства (педагогический такт, наблюдательность, разумная требовательность к детям и уважению к ним) и т.д.

В нашем обществе большое внимание обращается на формирование всесторонне развитой личности. Поэтому очень важно повысить эффективность всех звеньев воспитательной работы. И, прежде всего, уровень воспитания в семье, где ребенок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а также в дошкольных учреждениях, где решаются задачи физического и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с учетом возрастных этапов. Отсюда – необходимость творческого союза родителей и педагогов.

На заседаниях клуба мы стараемся убедить родителей в том, что от их деятельности во многом зависит создание того педагогически целесообразного комплекса условий, которые играют решающую роль в формировании и развитии личности, изменении в воспитательных целях микросреды ребенка. Она, что не менее важно, активизирует и процесс воспитания самого воспитателя. Всякая недооценка воспитательной деятельности семьи ведет к самотеку и стихийности формирования личности ребенка.

Воспитание как целенаправленная деятельность зависит от целого ряда обстоятельств:

    соответствие воспитания требованиям общества;

    характер семейных отношений;

    опытсоциального общения родителей;

    семейные традиции;

    психолого-педагогическая культура родителей.

Психолого-педагогическая культура дает возможность осуществлять воспитательный процесс более целенаправленно и организованно, в какой-то мере снижает элементы стихийности в семейном воспитании.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз ставится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.

Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.

Многие молодые родители понимают необходимость формирования личности ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одной из существующих причин является – недостаточная педагогическая и психологическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.

Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому отцов и матерей? В нашем дошкольном учреждении созданы условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В последнее время у нас в стране все большую популярность приобретают разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями: семейные клубы, тренинги и другие, которые мы успешно применяем в работе психологического клуба для родителей и в дошкольном учреждении в целом. С их помощью успешно преодолеваются многие проблемы, связанные с воспитанием детей.

В современных условиях одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции и многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения, используемые в работе клуба, помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ними, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные ситуации.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, музыкальный работник, специалисты по дополнительному образованию, родители) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Привлекая родителей к совместному воспитанию детей, мы были в поиске новых эффективных форм работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в детском саду, активизировать участие родителей в воспитании детей. Так, в процессе общения с родителями у нас возникла идея создать клуб для родителей «Воспитываем вместе» с целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания ребенка в семье. На заседаниях клуба родители получают возможность обсудить проблемные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей. При этом приобретают ценный опыт для своей семьи, где огромное влияние на взаимоотношения ребенка и взрослого оказывает формирование новых, положительных, установок детско-родительских отношений.

Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В психологии существует постулат: в каждом человеке живет дитя с его естественными желаниями, родитель со знанием норм и правил и взрослый, который может найти «золотую середину» между этими двумя полюсами. Если верить психологии, то «родитель» в каждом из нас должен знать, в том числе, и как правильно и в соответствии с какими нормами воспитывать собственного ребенка. Так ли это? Ведь профессия родителя едва ли не единственная, которой никто не учит. Азы профессии и секреты мастерства здесь постигаются на практике. Достаточно ли корректно это выглядит, когда «материалом» для профессионального становления родителей служит его собственный ребенок? Проведя небольшое исследование среди родителей детского сада, мы получили интересные данные:

Большинство родителей не видят связи между собственным знанием возрастной психологии, законов общения и проблемами в воспитании ребенка,

Далеко не все родители готовы принимать помощь в воспитании только от воспитателя, они хотят общаться со специалистами, занимающимися глубоким изучением той или иной проблемы,

Родители готовы не только слушать лекции, а и участвовать в тренингах, деловых играх, обмениваться опытом воспитания,

Формы работы с родителями в клубе разнообразны: семинары-тренинги, круглые столы, лекции, диспуты, тренинги, тематические выставки литературы, папки-передвижки, буклеты, деловые игры и др. Вся работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями – это беседы, консультации психолога и педагога, online -консультации педагога-психолога на первом психологическом сайте города Пятигорска.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, общие и групповые родительские собрания, конференции, выставки, лекции, диспуты, круглые столы, семинары, практические занятия с элементами тренинга, тренинги и т.д. Кроме этого, для родителей оформляются тематические стенды, папки-передвижки, видеопрезентации и т.д.

Более подробно и полно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, которые оформлены в каждой группе детского сада. Обычно в них подбирается тематический материал с практическими рекомендациями, который систематически пополняется.

Общаясь с родителями индивидуально, мы получаем возможность установить с ними отношения на взаимном уважении, наметить пути дальнейшей помощи семье, дать родителям конкретные рекомендации по воспитанию ребенка.

Таким образом, проводимая работа с родителями по повышению психолого-педагогической культуры проводится так, чтобы у каждого родителя была возможность ознакомиться, принять участие в просветительской работе.

В начале периода функционирования клуба самым сложным оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.

Тщательная подготовка к каждому заседанию клуба, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

Критериями эффективности работы клуба являются:

    Высокая посещаемость родителями всех планируемых занятий.

    Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.

    Положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.

С целью изучения уровня родительской мотивации в плане сотрудничества с дошкольным учреждением проведено анкетирование родителей воспитанников младшего и старшего дошкольного возраста. При проведении исследования были изучены следующие вопросы:

    адекватность оценки состояния своего ребенка;

    готовность к полноценному сотрудничеству;

    степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ;

    продуктивность использования рекомендаций.

Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным учреждением соответственно определяет различные уровни родительской мотивации.

Результаты изучения уровня родительской мотивации в плане готовности к сотрудничеству с ДОУ за 2008 – 2011 гг представлены в таблице ниже:

Критерии

2008-2009

уч.год

2009-2010

уч.год

2010-2011 уч.год

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Адекватность оценки состояния своего ребенка

16%

48%

36%

18%

45%

37%

23%

52%

25%

Готовность к полноценному сотрудничеству

29%

62%

15%

28%

57%

42%

32%

26%

Степень инициативы в плане сотрудничества с ДОУ

19%

72%

18%

20%

62%

28%

31%

41%

Продуктивность использования рекомендаций

18%

68%

14%

29%

56%

15%

33%

52%

15%

ИТОГО

13%

41%

46%

20%

37%

43%

32%

42%

27%

Мониторинг развития уровня родительской мотивации

2008-2009

2009-2010

2010-2011

высокий уровень

13%

20%

32%

средний уровень

41%

37%

42%

низкий

уровень

46%

43%

27%

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получиться.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в деле воспитания ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создадут оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Выполнил:

педагог-психолог

МДОУ детский сад № 4 «Солнышко»

г. Пятигорска

Командин Е.Н.

Керницкая Елена Сергеевна, студентка, направление «Педагогическое образование»,профиль подготовки «Начальное образование», Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Формирование педагогической компетентности родителей в работе учителя начальных классов

Аннотация. Поступая в школу, ребенок становится центром «педагогического треугольника» (учительученикродитель). Успехи и неудачи в воспитании и развитии ребёнка во многом зависят от того, какими будут отношения в этом«педагогическом треугольнике.Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации организационных и содержательных психологопедагогических условийпо повышению педагогической компетентности родителей.Особое внимание обращено на формирование педагогической культуры, педагогической грамотности и осознанного родительства. Объединение психологопедагогических методов и форм работы с родителями в систему сопровождения (программа «Обучение родителей младшихшкольников адаптивным моделям семейного воспитания»), а также использование технологии повышения педагогической компетентности родителей –все это способствует достижению поставленной цели исследования –сформированности педагогической компетентности родителей.Ключевые слова: семейное воспитание, педагогическая культура, грамотность,компетентность.

Введение.Среди проблем, с которыми сталкиваются учителя в работе с родителями детейподросткового возраста, нежелание родителей сотрудничать со школой, игнорирование ими родительских собраний, проводимых мероприятийв классе и т.п. Причину такого отношения следует искать в начальной школе, когда родители хотят сотрудничать с педагогом, готовы оказывать ему необходимую помощь и поддержку, а учитель поройигнорирует или недооценивает эту готовность родителей и уделяет им минимум своего внимания .

Формулирование цели и задач статьи.Педагогическое руководство семейным воспитанием предполагает помощь семье для разностороннего развития личности; консультирование по выбору методов, приемов воспитания ребёнка.И в первую очередь помощьдолжна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей на основе развития профессиональной компетентности. Изложение основного материала статьи.Решению данной проблемы были посвящены труды многих ученых, но до сих пор не разработаны организационные и содержательные аспекты формирования педагогической компетентности родителей младших школьников в работе учителя.В своем исследовании мы опирались натеоретические подходы к пониманию и развитию педагогической культуры,компетентности родителей, идею эффективного родительства (Р.В.Овчарова); исследовательские методики по выявлению уровня сформированности педагогической компетентности родителей (И.А.Меркуль),(Э.Г.Эйдемиллери). Анализ исследований нам дал возможность «высветить» ряд проблем в практике взаимодействия «педагогребенокродитель». Необходимо отметить низкий уровень психологопедагогической культуры участников взаимодействия; непонимание родителями самоценности периода младшего школьного возраста и его значения для формирования личности в целом; отсутствие у родителей и учителей «педагогической рефлексии». Учителя затрудняются в определении содержания, форм и методов работы школы с семьей. Нишкола, а родители, семья –вот кто являются социальными заказчиками. Недостаточная информированность родителей о специфике деятельности детей в школе, а учителей -о воспитании детей в семье; консервативность родительской позиции, опека ребенка младшего школьного возраста; распространённое отношение педагогов к родителям не как к субъектам воспитательной деятельности, а как к объектам; шаблонные, стандартные представления учителей о том, что родителям нужны не «жизненные», а строго научные психологопедагогические знания о своих детях –все это осложняет процесс организации работы учителя с семьей. Говоря о педагогической культуре родителей,имеется в виду достаточная подготовленность, личные качества, отражающие уровень совершенства воспитателя.

Под «педагогической компетентностью» мы понимаем: интегральную характеристику, включающую в себя совокупность знаний, умений, навыков и опыта в воспитании ребенка; способность с опорой на имеющиеся знания, опыт, ценности решать проблемы и задачи, которые возникают в процессе жизнедеятельности; способность создавать условия для безопасной жизнедеятельности детей; способность родителей включить ребенка в деятельность, направленную на формирование у него социальных навыков, умений, интеллекта посредством включения в реальные жизненные ситуации.В исследованияхР.В. Овчаровой определяются следующие составляющие педагогической компетентности родителей: когнитивная, эмоциональная, поведенческая.Е.П. Арнаутова предлагаетв структуре педагогической компетентности выделить такие компоненты,как мотивационный, личностный, организационнокоммуникативный, и др.

Тем не менее,многоаспектность интерпретации педагогической компетентности родителей и ее состава, в содержании компонентов устанавливается обязательноеприсутствиемотивационного элемента,личныхкачеств,знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных.Поэтому, на основе обобщения, группировки возможно выделение таких компонентов, как: мотивационноличностный, гностический (когнитивный) и коммуникативнодеятельностный.Мотивационноличностный

компонент предполагает определенную позицию взрослых по отношению не только к ребенку,но и к самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), заинтересованность родителей в успешном воспитании детей.Гностическийкомпонент описывает сферу познаний родителей: поиск, восприятие и отборинформации,и связан сналичием у родителей психологопедагогических познаний о воспитании и развитии детей.Коммуникативнодеятельностныйкомпонент, по мнению А.В. Мининой[ܲ9],содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.Поэтому педагогическую компетентность мы рассматриваем, как интегративное качество. Анализируя работы педагоговпсихологовможно сделать вывод о том, что методики повышения педагогической компетентности родителей предполагают разнообразие психологических практик в работе с семьей ребенка. И в данный процесс должны быть вовлечены все: родители, дети, учителя.

Сочетание современных форм работы с семьей и применение методов активизации родительского опыта, способствует повышению уровня каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Использование системы различных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов, будет являться важным условием повышенияпедагогическойкомпетентностиродителей.

Это является делом не простым, так как предполагает «рождение»у родителейсовершенно новых смыслов деятельности, самоизменениеличности, появлениеновых механизмов саморегуляции в деятельности.Следовательно, процесс формирования педагогической компетентности родителей длительный и эмоционально напряженный .Анализ психологопедагогических исследований показал, что дополнительными условиями, помогающими развитию родительской компетентности, являются: фасилитационная направленность человека; домашняя и социальная среда;признание самоценности опыта родителей в воспитании детей; субъектсубъектное взаимодействие педагога и родителейна основе психологопедагогического сопровождения.Работа учителя с семьей школьника может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс, вовлечение родителей в управление школой. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями направлены на реализацию указанных направлений. Исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения Исетская средняя общеобразовательная школа № 2(село Исетское, Исетского района, Тюменской области). Анализ опыта по развитию педагогической компетентности родителей начальных классов был проведен с родителями 1«А» и 1 «Б» классов в количестве 65 человек. Экспериментальная группа: родители учащихся 1 «А» класса в количестве 32 человек. Контрольная группа: родители учащихся 1 «Б» класса в количестве 33 человек.Была сформулирована характеристика уровней проявления компонентов педагогической компетентности родителей: высокий, средний, низкий.В рамках нашего исследования были использованы следующие методики изучения педагогической компетентности родителей: Анкета для родителей «Стили и методы воспитания ребенка в семье»(направлена на изучение уровня знаний возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и способов взаимодействия с ним); Тест «Я и мой ребенок» (на определение социальной направленности мотивов и потребностей родителей в воспитании; определяет мотивационно–личностного компонент); Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»(предназначен для изучения влияния родителей на процесс воспитания ребенка и поискошибок в родительском воспитании, что позволяет диагностировать нарушения процесса воспитания в семье). Низкий уровень педагогической компетентности у 13 родителей (41%) в экспериментальной группе и у 13 родителей(41%)в контрольном классе. Такие родители недооценивают роль социальной культуры в личностном развитии ребенка. У них отсутствует информация об особенностях психического созревания детей. Они не ориентируются в выполнении соответствующих воспитательных функциях, не хотят признавать ни родительскую ответственность, ни праворебенка на самоутверждение или творчество. Детские сады, школы, государство –вот кто несёт ответственность за воспитание их детей. Функция семьи ими сводится к материальному обеспечению. В большинстве случаев такие родители не совсем осознают отрицательного влияния плохихсемейных отношений, они не хотят общаться с педагогом. Данные родители не считают необходимым приобщение своих детей к культурным ценностям. Перспективы дальнейшего развитиясвоего ребенка, как правило,они подчиняют меркантильным интересам: получение образования, зарабатывание денег. Средний уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе у 8 родителей(25%) и у 8 родителей (25%) в контрольной группе. Круг интересов в воспитании и социальном развитии своих детей достаточно широк, но не может бытьреализован в полной мере по причине «нехватки времени», «собственной инфантильности», а также ситуативности осуществления воспитательной функции. Эти родители знают о необходимости и значимостисоциального воспитании. Тем не менее,ограничиваются участием в тех акциях, которые предлагает образовательное учреждение. Они не доверяют преобладающему влиянию семейнобытовой культуры на результаты социального развития детей, не всегда проявляют интерес к процессу повышения уровня собственной социальной культуры.Высокий уровень педагогической компетентности в экспериментальной группе был отмечен у 11 родителей (34%), в контрольной группе у 12 родителей (36%). У этих родителей хорошо развито стремление к познанию индивидуальных особенностей развития своего ребенка. Они проявляют интерес к организации педагогически оправданной среды. Принимают активное участие в жизни школы. Данные родители показали устойчивость познавательных интересов к психологопедагогическим аспектам воспитательного процесса.Общие результаты исследования показали высокий процент родителей с низким уровнем педагогической компетентности, что еще раз подтверждает актуальность исследуемой проблемы, и убеждает нас в необходимостиболееактивного включениясемьи в педагогический процесс социального развития и воспитания младших школьников.На основе результатов констатирующего этапа эксперимента нами была разработана и внедренапрограмма по повышению педагогической компетентности родителей младших школьников, разработан комплекс профилактических, обучающих и развивающих мер. С целью повышения педагогической компетентности родителей быларазработанаи реализована программа «Обучение родителей младших школьников адаптивным моделям семейного воспитания».Программа состояла из вводного (диагностического)цикла занятий, цикла лекционных занятий, обучающих (тренингов) занятий.Данная программа призвана была решить следующие задачи: повышение педагогической компетентности родителей;обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;обучение родителей технологии предъявления педагогического требования;коррекция стиля родительского воспитания.Тренинги проводились одновременно с родителями и с учащимися.В течение всего эксперимента упор делался на то, чтобы формировать знания о специфике младшего школьного возраста: здоровьесбережение, планирование учебного и свободного времени, умение общаться с одноклассниками и педагогами. Педагогический словарь всех участников эксперимента пополнился такими понятиями, как «педагогическая грамотность», «здоровьесберегающие технологии», «культура здоровья» и др. По просьбе родителей была рассмотрена тема «Дисциплина и дисциплинированность», в виду многочисленных вопросов на индивидуальных консультациях. Понятие «сознательная дисциплина» как осмысленное усвоение воспитанниками правил поведения, норм нравственности, умение анализировать свои поступки и поведение других людей, режим дня, ответственное отношение к учению, развитие учебных умений, деятельность и устойчивые межличностные отношения, использование педагогических мер воздействия, направленность на развитие личности -это всё мы отнесли к сознательной дисциплине. Причем направленность на развитие личности предполагает раскрытие познавательного интереса, привитие культуры чтения, занятия спортом и искусством, творческую активность, занятия в кружках и клубах. Родителям было предложено несколько формулировок,по которым надо было определить,насколько дисциплинированны их дети: ребёнок умеет планировать работу; ребенок в состоянии хорошо выполнить ответственную работу; ребенок никогда не откладывает на завтра то, что можно сделать сегодня; ребёнок без промедлений выполняет порученное дело; ребёнок всегда ходит в школу без опозданий; ребенок

позитивно внушаемый; ребенок уважает мнение других.Ответы послужили данными для размышления и изменения ситуации с помощью воспитательных воздействий, которые раньше предлагались. Работа с родителями была организована на основе актуализации мотивационноличностного, гностического, коммуникативнодеятельностного компонентов педагогической компетентности посредством включения родителей в организацию и проведение:

родительских собраний в традиционной и интерактивной формах, лекций, конференций, презентаций, днейоткрытых дверей (мотивационноличностный компонент);

дискуссионных вечеров, родительскихчтений, тренингов(гностический компонент);

ролевого проигрыванияпедагогических ситуаций, практикумов(коммуникативнодеятельностный компонент). Родители были включены в решение самообразовательных (восполнение пробелов в педагогических знаниях, развитие креативного мышления в образовательной области), коммуникативно

консультативных (совместныйпсихологопедагогический поиск индивидуальных методов воздействия на ребенка) и просветительских (видеть и понимать происходящие с детьми возрастные изменения) задач. Завершилась программа контрольным диагностическим исследованием. Выводы.Обобщая результаты исследования, мы можем со всей ответственностьюутверждать(данные количественных и качественных методов исследования), что уровень педагогической компетентности родителей существенно повысился по всем компонентам, что говорит об эффективности предложенной программы работы с родителями. Результативность формирования педагогической компетентности родителей была достигнута. Работа по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников дала основание нам сделать вывод о том, что уровень сформированности педагогической компетентности родителей зависит от того, как организовано взаимодействие учителя, образовательного учреждения с семьей.Просвещение родителей в вопросах воспитания, возрастных особенностей, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка; «научение» родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, тренинги по преодолению кризисных ситуаций в процессе воспитания детей, помощь в освоении новых педагогических знаний и навыков –все это способствует гармонизации сложившихся напряженных отношений в семье.

Ссылки на источники1.Кочетова A.A.От ребенка и семьи к совместному сотрудничеству: аспекты взаимодействия семьи и школы//Народное образование, 2005, №8, С. 196 202.2.Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. М., 2006. –257с.3.Меркуль И.А. Проблема формирования психологопедагогической компетентности родителей//Актуальные проблемы психологического знания, 2010. №4. –С.41.4.ЭйдемиллерЭ.,Юстицкис В. Психологияи психотерапия семьи. Питер, 2008. –672 с. 5.Фугелова Т.А. Человек в трудных жизненных ситуациях: Учеб. пособие. Тюмень, Издво ТюмГНГУ, 2010. 167 с.6.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.7.АрнаутоваЕ.П. Практика взаимодействиясемьии современного детскогосада.М. 2002. 120 с.8.Fugelova T.A.DIALOGUE METHOD IN THE PROCESS TEACHING //The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2016.№31. С. 5356.9.Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности // Педагогика и психология, 2014. №1. –С.42.10.Fugelova T.A.THE REALIZATION OF DIALOGUE INVOLVEMENT METHOD IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICALPEDAGOGICAL SUBJECTS TEACHING//In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2.№2. С. 1621.11.Боднева H.A.Семейная педагогика и домашнее воспитание. Пятигорск: ПГЛУ,2009.198 с.

Семья – первый и основной институт, который всегда напрямую связан с процессом формирования личности ребенка.

Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский

Закон Российской Федерации «Об образовании»:

участниками образовательных отношений являются в том числе и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

Участие родителей в образовательном процессе неотъемлемая часть развития нашего общества.

Понятие «педагогическая культура семьи» сегодня трансформировалось в понятие «педагогическая компетентность родителей» .

От уровня сформированной педагогической компетентности родителей зависит успех семейного воспитания — важнейший компонент сегодняшних изменений в образовании и обществе.

Впервые о важности формирования педагогической культуры родителей в конце XIX века заговорили педагогические деятели России: К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев.

Семья закладывает основы всего дальнейшего образования ребенка. Отсутствие педагогических знаний у родителей приводит к тому, что они не могут сознательно влиять на духовное становление ребенка. П.Ф.Каптерев

В.П.Вахтеров основной целью воспитания в семье и школе считал развитие наследственных способностей и возможностей ребенка. По его мнению, окружающая среда часто негативно влияет на саморазвитие личности.
Родители не понимают значения детских интересов и желаний, жертвуя ими ради воспитательных предрассудков.

Отсюда В.П.Вахтеров делает вывод о необходимости просвещения родителей в сфере развития человека.

В.П.Кащенко подчеркивал роль родителей, как воспитателей в семье, сомневался в возможности построения сбалансированной, продуманной системы воспитания ребенка без научно-теоретической базы
знаний о семейном воспитании.

Индивидуальное консультирование является самой продуктивной формой работы с семьями:

  • совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;
  • анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;
  • индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это:
а) совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.
б) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность — 1) мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.

Компетентность — это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность коммуникативная — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Педагогическая компетентность в отношении ребенка с особенностями развития – это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей — педагогически развитые семьи.
Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок.
Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители знают, чего они хотят и как этого добиться, прекрасно понимают, что результаты
напрямую зависят от собственных затрат и усилий. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации что бы помочь ребёнку добиться успехов.

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей.

Уклад семьи часто противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний.
Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, но отношения между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты по разным поводам. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны. Они не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и вытеснение ими духовных, индивидуалистическая направленность членов семьи, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, порой равнодушие. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Наблюдается насильное погружение ребёнка в деятельность без учёта его желаний. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы.

В понятие «воспитание родителей» входит:

  • усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;
  • приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыках;
  • деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;
  • ориентация на поставленные задачи.
  • Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб.: БукИздат. 1995. - 186 с.
  • Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. М.: «ПЕР СЭ». 2010. - 336 с.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник. 2005. - 944 с.
  • Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 8. - С. 9-13.
  • Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. Ростов н/Д: Феникс. 2011. - 314 с.
Программа

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей особых детей

Составила учитель Абдулова Н.Ш.

2013 год

Структура программы

    Пояснительная записка

    Содержание работы

    Л итература для педагогов

    Л итература и сайты для родителей

    М етодические рекомендации для специалистов по организации занятий с родителями

    З адания для детско-родительского взаимодействия

    П сихолого-педагогические ситуации для родителей

    П рактико-ориентированные или тренинговые упражнения для родителей

    М атериал для контроля и самоконтроля

Пояснительная записка

Возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей.

Увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.

Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.

Компетентность родителя - это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.).

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в собственных силах, способствует пониманию своих возможностей компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

Исходя из выявленных потребностей родителей детей с ОВЗ, была составлена программа «Я - компетентный родитель»

Принципы построения программы:

    научности, предполагающий отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;

    доступности, обеспечивающий адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;

    последовательности и концентричности, обеспечивающих постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;

    интегративности, предусматривающий возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);

    диалогичности, ориентирующий на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.

О рганизационные основы реализации (функциональные блоки):

    Административно-информационный. Сведения об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в учреждении;

информация об обязанностях родителей и опекунов;

сведения о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями;

сообщения о деятельности общественных организаций в России и за рубежом.

    Медицинский. Ответственный : медицинский работник (штатный, приглашенный);

Содержание работы : сообщения о причинах и профилактике возникновения психоневрологических заболеваний («Городская (краевая) система психоневрологической службы. Медицинские диагностико-консультативные учреждения», «Детские инфекционные болезни и их профилактика», «Особенности режима питания детей с некоторыми заболеваниями», «О недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача» и др.).

    Педагогический. Участники : специалисты (дефектолог, логопед, инструктор ЛФК), учителя, воспитатели;

Содержание: обучение отдельным методическим приемам (формирование навыков чтения, письма, счета, развитие речи и т.п.), принципы усвоения программного материала, этапы работы

Формы: групповые и индивидуальные консультации («Первый раз в первый класс», «Как научить ребенка считать и выполнять домашние задания по математике»); Учитель-логопед: правила организации речевого режима дома, установление контакта с ребенком, особенности речевых нарушений, последствия речевых нарушений, требования к речи родителей.

Инструктор ЛФК: правила организации лечебного режима, перечень гимнастических упражнений;

Учитель: правила организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.

    Психологический. Общие проблемы психофизического развития детей

Особенности психической деятельности детей

Особенности поведения

Знакомство с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и в связи с обучением в школе

Характеристика неадекватных форм семейного воспитания

Внутрисемейные циклы и кризисы

Перспективы развития ребенка (возрастные изменения и др.)

    Социально-правовой поддержки. Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком

Доведение информации о юридических правах родителей и ребенка

Правовое сопровождение ребенка при трудоустройстве, решении жилищных и наследственных дел

Ответственный : юрист, социальный педагог (частично, при отсутствии юриста). Социальный педагог :

Социально-психологическое сопровождение семьи

Осуществление контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами

Взаимодействие с психологом, совместное проведение психокоррекционных мероприятий. Сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.

Формы организации работы с родителями:

Групповые : семинары, консультации, лекции, собрания, круглые столы, групповые тренинги.

Индивидуальные : беседы, консультации.

Цель: способствовать формированию компетентности родителей особых детей в вопросах воспитания, обучения, развития и коррекции отклонений в развитии.

В соответствии с целью программы, необходимо обеспечить решение следующих задач в сфере основных компетенций:

информационная компетенция:

    сформировать у родителей знания об особенностях и закономерностях развития детей с различными отклонениями в развитии;

    способствовать расширению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания, обучения и развития детей с отклонениями в развитии в домашних условиях;

    сформировать знания о структуре и содержании детско-родительских отношений.

Мотивационная компетенция:

    содействовать формированию потребности и интереса родителей к изучению особенностей своего ребенка, прогнозированию перспектив его развития;

    способствовать возникновению интереса к реализации воспитательной функции родителей;

    способствовать преодолению излишней эмоциональной дистанции родителей с ребенком;

    способствовать преодолению гиперопеки и инвалидизации ребенка, формированию установки на поощрение активности ребенка.

Технологическая компетенция

    формировать у родителей навыки установления глазного, тактильного и речевого контактов;

    формировать способы поведения в различных ситуациях детско-родительского взаимодействия.

    способствовать формированию направленности родителей на установление диалогических форм взаимодействия и общения с ребенком как с равным партнером.

Рефлексивная компетенция:

    способствовать формированию осознанного отношения к оценке условий семейного воспитания с точки зрения их соответствия особенностям ребенка.

Содержание работы с семьей

Тема мероприятия

Форма

Задачи

Организация психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Семинар

Повышать уровень родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания, выработав единый взгляд педагогов и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка..

Особый ребенок. Кто он?

Лекция

Познакомить родителей с общими и специфическими закономерностями развития детей с нарушениями в развитии, приемами выявления отклонений в развитии, доступными родителям.

Приемы выявления отклонений в развитии, доступные родителям

Групповой

тренинг

Формировать навыки анализа.

Значение различных видов чувствительности в жизни человека.

Лекция

Расширить представление о значении различных видов чувствительности в жизни человека, особенностях эмоционально-личностного развития детей с отклонениями в развитии.

Роль речи в жизни человека

Практические занятия

Формирование представлений о роли родителей в развитии речи детей с отклонениями в развитии, развития общения детей с отклонениями в развитии.

Обычные родители особых детей

Групповой

тренинг

Знакомство с понятием, структурой, общей характеристикой детско-родительских отношений; понятием «нормальных» и «нарушенных» детско-родительских отношений; влиянием нарушенных детско-родительских отношений на развитие ребенка.

Правила общения с ребенком

Семинар

Помочь в осознании родительской позиии: безусловное принятие, правила вмешательства и невмешательства.

Тактильный контакт. Визуальный контакт.

Индивидуальная

консультация

Познакомить с понятием, характеристикой, функцией, способами установления.

Давай играть и учиться вместе…

Роль и возможности родителей в коррекционно-развивающей работе.

Практические занятие

Убедить родителей в необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с ребенком с отклонениями в развитии в домашних условиях.

Повышать практические навыки педагогической компетенции родителей.

Литература и сайты для родителей

    Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2005.

    Самощенко, И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение: опыт матери и сурдопедагога / И.В. Самощенко. – Донецк, 2003.

    Смирнова, А.Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье: пособие для родителей / А.Н. Смирнова. – М., 1967.

    Солнцева, Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – М., 2004.

    Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит... / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М., 1995.

    www.defectolog.ru

    Программа рассчитана на работу в течение 6 месяцев. Реализация программы предполагает организацию занятий с родителями и детско-родительской группой.

    На занятиях с родителями психологом проводится работа по формированию представлений об особенностях развития детей с отклонениями в развитии, особенностях детско-родительских отношений, формированию и отработки навыков установления различных видов контакта. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приемов, групповых дискуссий, библио- и сказкотератии, решения педагогических задач, разыгрывания ситуаций и т.д.

    Отработка и применение усвоенных детьми и родителями знаний и навыков происходит на занятиях с детско-родительской группой. Занятия с детско-родительской группой проводит психолог, привлекая при необходимости воспитателя.

Задания для родительско-детского взаимодействия

    «Пройди по следам Таты». Из мягких модулей выложена «дорожка» разной сложности: начало дорожки простое и ребенок может сам пройти по ней, в конце дорожки ребенок вынужден обратиться за помощью к взрослому.

    Игра «Охота на динозавриков». Группа участников встает в круг – родители позади своих детей. Психолог выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного динозаврика. По окончании счета тот, у кого находится зверек, вытягивая руки вперед, закрывает его ладошками (мама закрывает ладошки ребенка своими). Остальные участники повторяют этот жест. Задача водящего – найти, у кого в руках динозаврик. Затем водящими становится та детско-родительская пара, у которой в руках был динозаврик.

    Игра «Сиамские близнецы». Взрослый и ребенок становятся рядом друг с другом. Одной рукой обнимают друг друга за талию, соприкасающиеся ноги можно связать веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд психолога: встать, сесть, попрыгать, повернуться. Затем «близнецам» предлагается разделиться на 2 команды и справиться с эстафетным заданием: принести как можно больше конфет для чаепития (каждая пара может принести за один раз только одну конфету).

Психолого-педагогические ситуации для родителей

    Обсудите ситуацию, проанализируйте ее, определите причины поведения ребенка и предложите варианты решения ситуации:

    Ребенок с нарушением слуха (ХНСТ IV ст.), 2.5 года. В свободной деятельности использует звукоподражания и лепетные слова, осуществляет выбор предметов на слух из 2-3. При организации деятельности в рамках занятия действует неадекватно, отказывается от выполнения задания, отказывается произносить даже частотно употребляемые в свободной деятельности звукоподражания.

Тренинговые упражнения для родителей

    Упражнение «Говори, сосед слева!». Все участники сидят (или стоят) по кругу. Психолог по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него. Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе. Список примерных вопросов:

    Какой сегодня день недели?

    У вас есть домашнее животное?

    Где вы работаете?

    На какой улице вы живете?

    Сколько у вас детей? и т.д.

    Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при их общении с детьми.

    Упражнение «Глядение в глаза». Взрослые разбиваются на пары. По команде психолога они начинают глядеть друг другу в глаза с различными эмоциональными состояниями.

    Обсуждение. Участники обмениваются своими чувствами, возникшими в ходе выполнения упражнения. Задача психолога – подвести к осознания того, что важен не только сам факт визуального контакта, но и время этого контакта, а также то эмоциональное состояние, на фоне которого этот контакт происходит.

    Упражнение «Эффективное взаимодействие».

    1 этап Вербальный вариант. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями.

    2 этап Невербальный вариант. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

    Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы: «Когда было легче просить предмет?», «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?».

Материал для контроля и самоконтроля

    Что общего между развитием ребенка с отклонениями в развитии и без них?

    Объясните понятие «безусловное принятие».

    В чем заключаются основные задачи семейного воспитания детей с отклонениями в развитии?

Материалы экспресс-опроса

    Экспресс-опрос родителей по завершению процесса освоения программы.

    Дорогие друзья! Вы прошли обучение по программе «Компетентный родитель». Надеемся, что наше взаимодействие было интересным и познавательным. С целью дальнейшего совершенствования дальнейшей работы в этом направлении мы просим ответить на ряд опросов, раскрывающих Ваше отношение к реализации программы.

    а) узнать как можно больше об особенностях развития и воспитания своего ребенка;

    б) обсуждать трудности и проблемы, возникающие в общении с детьми;

    в) познакомиться с единомышленниками, родителями сверстников моего ребенка;

    г) познакомиться с опытом других родителей по организации семейного воспитания;

    д) удостовериться в том, что я правильно воспитываю своих детей.

2. В результате посещения занятий я узнал(а):

    а) о необходимости грамотной реализации воспитательной функции;

    б) об особенностях разностороннего развития и воспитания детей в семье;

    в) о нормативных и правовых документах, регламентирующих воспитательную функцию семьи;

    г) как организовать детский досуг;

    д) как организовать дома развивающую среду.

3. В результате посещения занятий я научился(лась):

    а) партнерскому взаимодействию с ребенком;

    б) организации разных видов детской деятельности;

    в) созданию необходимой развивающей среды;

    г) анализу собственных достижений в реализации воспитательной функции;

    д) отслеживанию результатов семейного воспитания.

4. Занятия помогли мне:

    а) не бояться высказывать свое мнение и суждения по обсуждаемым вопросам;

    б) правильно выстраивать взаимодействие с ребенком;

    в) делиться опытом воспитания ребенка и приобретать новый опыт;

    г) по-новому организовывать деятельность ребенка дома;

    д) почувствовать себя увереннее в совместной игре с ребенком.

6. Считаю, что предложенная программа является:

    а) эффективной, к участию в ней надо привлекать как можно больше родителей;

    б) в целом эффективной, но необходимо обратить больше внимания на практическую подготовку родителей;

    в) в целом эффективной, но следует расширить круг обсуждаемых проблем и тем;

    г) неэффективной, так как она не отвечает актуальным запросам родителей, осуществляющих домашнее воспитание детей;

    д) неэффективной, так как перегружена теоретическим материалом и в недостаточной степени обеспечивает активность самих родителей.

9. Оцениваю личные достижения и результаты участия в программе и ее освоения как

    а) отличные;

    б) хорошие;

    в) удовлетворительные;

    г) неудовлетворительные;

    д) особое мнение _______________________________________________

    10. Предлагаю привлечь к реализации программы специалистов (медицинских работников, юристов, дефектологов, логопедов и др.):______________________________________

    11. Общие пожелания:

    Благодарим за участие. Желаем счастья, здоровья и успехов в воспитании Ваших детей.

Ожидаемые результаты

    Осознание роли и влияния семьи на формирование личности ребенка с ОВЗ.

    Формирование родительской позиции: безусловное принятие и изменение уровня родительских притязаний.

    Овладение практическими навыками педагогической компетенции родителей.

Приложение

Результаты опроса родителей

Потребность

Мне важна информация о нарушениях моего ребенка

Мне необходимо знать о диагнозе, последствиях нарушения, о необходимом моему ребенку лечении

Мне необходима информация о перспективах развития ребенка

Мне нужна информация о проблемах поведения моего ребенка

Мне важно участвовать в программах (занятиях), которые помогут мне лучше понимать поведение ребенка и управлять им

В классе Особый ребенок учится 4 ребенка. В опросе принимали 4 родителя.

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

Мне необходимо знать о тех программах, которые осваивает мой ребенок, и мере моей включенности в обучении ребенка

Мне необходима информация о дополнительных услугах или специалистах, которые помогут моему ребенку

Мне необходима помощь, которая позволит справляться с трудностями в семье (ревность других детей, проблемы с мужем, с родственниками)

Я хочу сам(а) участвовать в разных занятиях, которые помогут мне стать учителем моего ребенка

Потребность

Я действительно нуждаюсь в помощи в этой области

Я хотел(а) бы помощи, по настоятельной нужды в этом нет

Я не нуждаюсь в помощи в этой области

10.

Я хочу посещать лекции для родителей по вопросам обучения ребенка

11.

Мне кажется важным принимать участие в активных формах обучения, где я сам(а) могу научиться управлять поведением своего ребенка и обучать его

12.

Я считаю важным посещать группы родителей имеющих сходные с моей проблемы

13.

Я испытываю большую потребность только в индивидуальном консультировании специалистами

14.

Мне важна информация о наличии в городе ассоциации родителей особых детей