Словесные игры для детей с зпр. Игры для детей с задержкой развития
Использование игр для развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Игра – это вид деятельности младшего школьника с задержкой психического развития, который остается лидирующим у данной категории детей на протяжении всего младшего школьного возраста.
Прийдя в 1 класс с ЗПР продолжают оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Младшие школьники вместо того, чтобы учиться в школе, приносят на уроки игрушки. У них не развивается мотивация к обучению.
Поскольку младшие школьники с ЗПР любят играть, то учитель может использовать метод игры для развития познавательной сферы у детей с ЗПР.
Выделяют следующие виды игр:
развивающие игры;
воспитывающие игры;
социализирующие игры;
малоподвижные игры;
эстафетные игры;
аттракционы;
массовые подвижные игры.
Рассмотрим игры на развитие внимания и памяти младших школьников с ЗПР.
Игры на развитие внимания.
«Что изменилось»
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
«Выкладывание из палочек»
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Инструкция: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и
т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
3. «Корова Маня и ее хозяйка»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Инструкция: В лабиринте ребенок должен пройти извилистую
линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти
короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове
Мане. «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен
лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова
Маня заблудилась - забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.
Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой
тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить
корову?»
Игры на развитие памяти:
«Картинки»
Цель: развитие зрительной памяти (кратковременную и долговременную).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развитие образной памяти.
Инструкция: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
Мальчик устал - папа читает
Девочка плачет - мама готовит
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Данные игры, направлены на развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР, может использовать как учитель начальных классов КРО, так и родители этих детей дома.
Анастасия Зорина
Дидактические игры для детей с ЗПР (4–5 лет)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
для детей с ЗПР (4-5 лет)
Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой группы - мотивация к познавательной деятельности.
По мнению Е. А. Стребелевой, в определении «задержка психического развития» «. отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как «. замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности».
Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР . Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию.
Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР , что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей .
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье.
В рисовании можно использовать следующие игры - упражнения :
Срисовывание с образца;
Работа с трафаретами;
Обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
Раскрашивание и штриховку.
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц) .
Детям с ЗПР полезны игры- упражнения , направленные на развитие тактильной чувствительности :
Емкости с крупой (например, пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти её и описать, не доставая;
Сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
Выкладывание фигурок из круп;
- игры с кусочками различных материалов и тканей.
Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой.
Особого внимания требует развитие речевого опосредования действия детей .
Можно использовать следующие приемы :
Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки на задании;
Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;
Повторение ребенком задания вслух;
Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;
Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.
В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры , которые способствуют формированию самоконтроля, освоения сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.
Дидактические игры делают процесс обучения более эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.
Дидактические и подвижные игры .
Эмоционально- волевая и двигательная сфера.
Давай познакомимся! (Р. Калинина)
Цель : развитие коммуникативных навыков.
Нарушения
Возраст : любой
Количество играющих : любое.
Необходимые приспособления : надувной мяч.
Описание игры : дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч.
Слушаем хлопки (М. Чистякова)
Цель : развитие внимания, произвольности поведения.
Нарушения : ЗПР, СДВГ, застенчивость/ тревожность.
Возраст : 4-5 лет.
Описание игры : дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановится и превратиться в аиста : поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка- превращение в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки) . Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.
Комментарии : игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.
Радость и грусть (И. Климина)
Цель : развитие эмоциональной сферы, умение дифференцировать эмоции и чувства других людей.
Нарушения : ЗПР, застенчивость/ тревожность, РДА.
Возраст : 4-5 лет.
Количество играющих : любое.
Необходимые приспособления : рисунки.
Описание игры : дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда - радость и грусть - в зависимости от цветовой гаммы.
Комментарии : основная задача взрослого- помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок считают веселым, а другой - грустный.
Познавательная сфера.
Спичечный узор
Цель : развитие произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, пространственного восприятия.
Нарушения : ЗПР, СДВГ, РДА.
Возраст : 4-5 лет.
Количество играющих : двое.
Необходимые приспособления : три спички.
Описание игры : спички прячут в ладонях, затем трясут и бросают на стол. Взрослый вместе с ребенком рассматривает образовавшуюся фигуру : как легли спички? В какую сторону смотрят головки спичек? Лежат ли спички в одну сторону? Взрослый предлагает ребенку повторить образовавшуюся фигуру. После этого оба узора накрывают листом бумаги. Ребенок должен по памяти воспроизвести его - найти брата
(сестру) первой фигуре. После того как ребенок закончит работу, фигуры сравнивают.
Екатерина Евгеньевна Шавлак
Игры для детей с ЗПР
Игры для детей с задержкой психического развития
Игра "Найди отличие" (3-5лет)
Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.
Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.
Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей . В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается) . Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Продолжительность 5-7 минут
Игра "Обезьянки" (1, 5-7 лет)
Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.
Оборудование : кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т. д.
Ход игры : ведущий предлагает детям : "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра) . Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант : построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .
Продолжительность 7-10 минут
Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)
Цель : развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей , страдающих задержкой психического развития.
С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.
Ход : Дети становятся друг за другом.
Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .
Продолжительность 7-10 минут
Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)
Цель : тренировать эмоционально-волевую сферу у детей .
Ход : Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие» ) слова :
Мы длинной вереницей
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей,
Идем за Синей птицей.
Продолжительность 5-7минут
Игра «Флажок» (3-7лет)
Цель : преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.
Ход : Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,
все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Продолжительность 7-10 минут
Игра : «Картинки» (3-7лет)
Цель : развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .
Инструкция : Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды) . А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
Продолжительность 5-7минут
«Игра в слова» (5-7лет)
Цель : развитие слуховой памяти.
Инструкция :
Я назову несколько слов, а вы их запомните : стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например :
Мальчик устал
Девочка плачет
Папа читает
Мама готовит
Бабушка отдыхает
Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
Продолжительность 7-10минут
Игра : «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)
Цель : развивать образную память, речь.
Ход : Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например : этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Чудесный мешочек» . (6-7лет)
Цель : Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .
Ход : В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет : «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок» . Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос : «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .
Продолжительность 7-10минут
Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)
Цель : Формирование мыслительной операции «конкретизация» .
Ход : Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.
Продолжительность 7-10минут
Публикации по теме:
Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.
Игры для детей 2–3 лет Игры на развитие мелкой моторики. Для детей 2-3лет. Материал: небольшая игрушка и фольга Ход игры: Раздаются игрушки детям. В: Даша, посмотри.
Игры для детей 2–3 лет Зима пришла! Цель игры: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде. Ход игры: дети находятся на площадке. По сигналу.
Игры для детей Салки в две команды Две команды «Убегай» и «Догоняй» выстраиваются в две шеренги. По команде ведущего одновременно выбегают по одному.
Игры для детей «Дорожки» На полу (земле, песке) прорисовывают или выкладывают дорожки самых разнообразных форм и протяжённости. Задача ребёнка – пройти.
Шкафчики
Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.
Что исчезло?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Что изменилось?
На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.
Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.
Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов
Художник
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.
Запомни и воспроизведи
Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).
Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".
Приемы, помогающие запоминанию
Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз:
- Мальчику холодно.
- Девочка плачет.
- Папа сердится.
- Бабушка отдыхает.
- Мама читает.
- Дети гуляют.
- Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.
Пересказ
Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.
для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития (ЗПР)
(для интерактивной доски в Smart Notebook)
Актуальность:
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Человек – не собственник природы, а член природного сообщества, поэтому экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Мы работаем с особой категорией детей – дошкольниками и именно в этом возрасте необходимо заложить основы экологической культуры . Малыши накапливают эмоциональные впечатления, первые представления о природе, у них закладываются ценностные ориентации и отношение к окружающему миру.
У детей дошкольного возраста нужно развивать такие черты личности как: отзывчивость, доброту, ответственность. И как раз в этом нам может помочь «древний источник познания» - природа .
Пояснительная записка
Дидактическая разработка по ознакомлению с окружающим миром «Дружим с природой» предназначено для работы с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития .
Дидактическая игра, выполненная в программе Smart Notebook , для работы с интерактивной доской, ориентирована на развитие личности ребенка, его творческих способностей, на формирование целостной картины мира.
Может быть использована для осуществления непосредственно образовательной деятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.
Аннотация к дидактической игре
(для работы с интерактивной доской)
«Дружим с природой»
Игра для детей 6 -7 лет с задержкой психического развития
В игре принимают участие от 2 - 4 человек;
С детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил дети могут играть самостоятельно;
Количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
Продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но лучше, если для дошкольников она не будет превышать 20 - 30 минут;
Не забывайте хвалить детей, если они удачно справились с заданиями; помогайте им, если оно вызвало затруднения.
Уважаемые взрослые!!!
Перед вами игра для детей старшего дошкольного возраста, при помощи которой дети разовьют зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание и логику, научатся соотносить предметы, явления, действия с определенными заданиями.
Предложите детям выполнить ряд заданий на интерактивной доске, например, «помоги мамам найти своих деток», «посмотри на картинку, и определи какой бывает погода, назови явления природы» и т.д. Таким образом дети будут знать, что бывают разные виды животных, растений, птиц; познакомятся с правилами поведения на природе.
Игра развивает сообразительность, делает детей смышлеными и понятливыми.
Желаем успеха!!!
Цель: развитие познавательных способностей, расширение кругозора детей и взрослых.
Задачи:
- образовательные: расширять и закреплять знания о животных, растениях, птицах, природе - об окружающей действительности;
- развивающие: развивать внимание, мышление, речь, быстроту реакции;
- воспитательные: воспитывать любознательность, познавательный интерес, эмоционально - положительное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»;
- «Музыка»;
- «Социализация»;
- «Коммуникация»;
- «Здоровье»;
- «Безопасность».
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- интерактивная доска;
- колонки для ноутбука.
Методы и приемы работы:
- словесные (беседа, рассказ, пояснение);
- наглядные (показ слайдов презентации в Smart Notebook);
- практические (показ действия на интерактивной доске).
Работа с родителями:
1. Памятка «Что возьмем с собой в поход?!».
2. Мастер - класс по опытно - исследовательской деятельности «Юный эколог».
3. Развлечение «Мы защитники природы».
4. Консультация «Книга в экологическом воспитании детей дошкольного возраста».
5. Анкетирование родителей «Зеленая аптека».
Предварительная работа с детьми:
1. Чтение художественной литературы: «Чьи детки?!», «Путешествие бобренка»;
2. Экскурсии: в зимний сад, уголок леса, по территории детского сада;
3. Наблюдения, рассматривание иллюстраций: «Животные», «Овощи», «Деревья», «Времена года», «Погода»;
4. Опытно - исследовательская деятельность: «Холодно - жарко», «Солнце, воздух и вода»;
5. Настольно - печатные игры: «Лесная школа», «Домашние животные», «Парочки»; подвижные игры: «Караси и щука», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»; словесные игры: «Повтори», «Назови ласково»;
6. Работа по УМК .
Подготовка воспитателя (педагогов):
1. Отбор и изучение художественной и психолого - педагогической литературы: «Юный эколог» (Николаева), программа детского сада «Живица», тематические разработки на интернет - ресурсах;
2. Отбор, изучение и проведение: настольно - печатных, подвижных, словесных игр; наблюдений, экскурсий; рассматриваний иллюстраций; опытно - исследовательской деятельности; работы по УМК; чтения художественной литературы; работы с родителями.
Скачать файл с работой можно .