Меню
Бесплатно
Главная  /  Волосы  /  Что такое комоедица в масленицу. Великий древний народный праздник - комоедица

Что такое комоедица в масленицу. Великий древний народный праздник - комоедица

Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни, и их календарь основывался на солнечном календаре, по которому сегодня день весеннего равноденствия. В этой статье приведена авторская версия того, как Солнечная Комоедица превратилась в христианскую Масленицу.

С 20 по 26 февраля на всей территории нашей огромной страны с размахом отмечается праздник Масленицы . Местные администрации в меру своих возможностей организовывают во вверенных им населённых пунктах различные развлекательные мероприятия. На территориях парков строятся целые подворья - масленичные городки с деревенскими домами и торговыми рядами, которые ломятся от всевозможных лакомств. Здесь и огромные самовары с чаем, и связки баранок, и горы расписных пряников, и разные соленья-копченья, шашлыки, рыба и икра, но главным лакомством в эти дни являются, конечно же, блины. С пылу с жару, с маслом, сметаной, икрой, грибами или рыбой - на любой вкус.

На Масленицу устраиваются театрализованные представления, хороводы с народными песнями, торжественное сожжение чучела Масленицы и всякие разные пиротехнические развлечения, организовываются специальные «масленичные туры», выставки декоративно-прикладных искусств. Народ с удовольствием катается на санях и огромных каруселях, участвует в забегах на ходулях и конкурсах с призами, водит хороводы, дети с восторгом съезжают с ледяных горок, девушки наряжаются в посадские платки, разгорячённые чаем (и не только) молодые люди без(с)страшно лезут на масленичный столб за подарками.

Всюду царит приподнятое настроение. Да это и понятно. Длинная, холодная зима уже всем порядком надоела, отмечание нового года уже слегка подзабылось, и душа просит праздника. И это правильно - праздновать надо, и отдыхать весело тоже надо. Но вот вопрос: В чём суть этого праздника? Что мы празднуем на Масленицу, русы?

Вариантов ответов будет, в общем-то, немного. Предположу, что правоверные христиане на мясопустной или сырной неделе, ибо так у них этот праздник называется, готовятся к Великому Посту перед , а остальные ответят, что праздник этот языческий, и провожают они зиму, и встречают весну. Но, помилуйте, в феврале в России встречать весну в разгар холодов, среди сугробов и метелей ещё слишком рано. Какая весна? Вы на градусник посмотрите! И не логично ли встречать весну не за месяц до неё, а, собственно, весной? Именно тогда встречали её так называемые «язычники» - в день весеннего равноденствия - день астрономического, а не календарного, начала весны. Интересно, что в некоторых странах Европы, в частности в Испании, весна и сейчас «наступает» 21 марта, а зима - 21 декабря.

К сожалению, истинный смысл этого праздника был давно утерян, вернее его намеренно пытались утерять служители лунного культа чтобы отшибить генетическую память целого народа. В разное время и в разных странах служителей этого чёрного культа называли по-разному, а сейчас мы знаем его под именем . Однако, кое-какие обрывки сохранились, ибо, несмотря на тысячелетнее иго христианской церкви и выжигание истинных народных традиций огнём и мечом, они сидят в нашей генетике. Нам нужно лишь её пробудить. Нам нужно лишь вспомнить , кто мы и откуда пришли.

Дело в том, что никаким древнеславянским праздником Масленица не является , и никаких «языческих» корней она не имеет. Имя «Масленица» этот праздник получил от обильной масляной еды, которую полагалось употреблять в течение всей последней недели перед Великим постом, когда мясо уже есть не разрешалось, а молочные продукты ещё было можно. Кроме того, Масленицу в современной её форме, как таковую, стали праздновать только в XVI веке, когда христианская церковь оставила напрасные попытки вытравить ведический праздник из народной памяти, но и оставить всё на самотёк не желала, и просто решила его слегка «отредактировать», так же, как она сделала с другими ведическими праздниками. Как говорится, не можешь победить врага, примкни к нему, и, добавлю, разрушь его изнутри.

Значительную роль в этом чёрном деле сыграла реформа патриарха Никона в XVII веке, суть которой заключалась совсем не в исправлении богослужебных книг по греческому образцу и измении христианских обрядов, типа двоеперстия на троеперстие, как нам сейчас пытаются это преподнести. Никон запустил информационный вирус замены ведического мировоззрения на мракобесие христианства, «одев» на ведические празники свои одежды. Ко всем ведическим праздникам «пристегнули» по христианскому святому, благо у церкви их было более чем достаточно, или празднику. После чего праздники, которые русы праздновали на протяжении тысячелетий, а некоторые - десятков тысяч лет (например, древний весенний праздник в честь разрушения Даждьбогом луны Лели с базами Тёмных Сил на ней), при сохранении ведической формы, приобрели совсем другой смысл, весьма далёкий от первоначального, но так необходимый для порабощения самого непокорного народа на земле, который Тёмные силы никогда не могли победить в честном бою. Однако, это им почти удалось с помощью обмана, применив социальное оружие - , подложив своего христианского кукушонка в ведическое гнездо русов, который вытеснил из их сознания ведические традиции и заменил их на свои, да так, что подмена и не замечается, дабы усыпить их генетическую память и навязать им свою религию смерти (о «принципе кукушки» см. замечательную книгу академика Н.В. Левашова ]]> «Зеркало моей души» ]]> , Том. 2, Гл. 5).

После кровавого крещения Руси в X веке, которое было настоящим геноцидом славян, после которого население европейской Руси сократилось c 12 до 3 млн. человек, на территории нашей страны установилось двоеверие . Чтобы сохранить свою жизнь, люди формально соблюдали церковные традиции, но продолжали жить по ведическим законам. Так продолжалось веками, но упорная в своей политике навязывания своих мракобесных ритуалов (см. об этом фильм Александра Атакина ) христианская церковь постепенно заменила ведические праздники своими, для чего она также постепенно уничтожила поголовную грамотность среди славян. Неграмотным и невежественным народом управлять гораздо сподручнее! А ведь ещё в X веке обычные новгородские земледельцы из дальних весей писали записки друг другу, подсчитывали урожай, взыскивали долги, обменивались шутками и писали наставления по домашнему хозяйству. И это притом, что в это же самое время король Франции был безграмотен и ставил крестик вместо подписи!

Так вот. Такая же кукушечная петрушка приключилась и с ведическим праздником, который сейчас называется Масленицей . Вполне возможно, что под видом Масленицы нам скрытно навязали празднование еврейского «весёлого праздника» Пурима, ежегодно напоминающего всем о безпрецедентном, кровавом злодеянии евреев, подло вырезавших 2400 лет назад персидскую элиту, которая не сделала им ничего плохого! (В Библии об этом повествуется в книге ).

Христианская церковь «признала» неискоренимый из памяти народной ведический праздник, но обозвала по-своему, перенесла его празднование на неделю, предшествующую Великому Посту (как раз на время празднования Пурима), и теперь под разными названиями Пурим «празднуется» во многих странах мира ничего не подозревающими людьми. Подтверждением этого служит дата этого праздника, которая почему-то оказалась «плавающей» , зависящей от даты «плавающей» же христианской Пасхи, которая, в свою очередь, рассчитывается по лунному календарю. Так что не только у правоверных христиан их бог ежегодно умирает в разные дни, но и по их милости весну мы встречаем тоже в разные дни и даже, бывает, в разные месяцы .

Чтобы понадёжней закрепить «новинку» в народной памяти, к делу празднования Масленицы подключились и светские власти. В начале XVIII века Пётр I, вернее, лже-Пётр (о подмене Петра I см. замечательный фильм Александра Атакина ), желая во всём походить на «просвещённую» Европу, издал указ, по которому Масленица праздновалась на европейский манер по типу карнавалов с весёлыми карнавальными шествиями ряженых, кривляниями шутов, обильными пьянками и гулянками. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».

Так какой же древний ведический праздник был исковеркан на этот раз?

Праздник этот назывался Комоедица . Он всегда отмечался в день весеннего равноденствия - 21 марта по современному календарю, после которого день становится длиннее ночи, и пробуждается природа. Это праздник также имел и функциональное значение. Он был необходим, чтобы взбодрить и укрепить силы людей после долгой и холодной, а часто и полуголодной, зимы весельем и обильной едой перед началом напряжённых земледельческих работ, которые продолжались всё тёплое время года. Торжественный праздник встречи весны длился 2 недели - за неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после него. И сразу за ним начинался тяжёлый интенсивный труд от восхода до заката, чтобы обеспечить себе пропитание на следующую долгую зиму, поправить или построить жильё, запастись топливом и т.д., в общем, «приготовить сани летом».

Помимо главного смысла священного праздника - встречи весны и перехода к земледельческим работам, - в этот день почитался славянский Медвежий бог: хозяину леса приносились в жертву первые выпекаемые праздничные блины, которые торжественно относили в лес. Отсюда русская пословица «Первый блин комам, блин второй - знакомым, третий блин - дальней родне, а четвёртый - мне». Комам , а не комом, как нас приучили говорить, то есть священным животным - медведям. Отсюда и название праздника - Комоедица .

Дело в том, что славяне называли это животное по-разному: медведь - ведающий мёд, бер - отсюда берлога (логово бера) и ком . Отсюда «команика», ягоды кома - малина, которую называли медвежьей ягодой за пристрастие медведей лакомиться малиной. Кроме того, малиновый сок очень часто в народе называли — медвежьей кровью. Старинное название этого растения упоминается в «Славно-Арийских Ведах» - древнейшем источнике информации о прошлом нашего народа.

Растение каждое рядом с Источником
Свойства меняло и рост изначальный.
Грибы поднимались в аршин
над землёю,
Но каменной плотью они наделялись.
Ковыль-трава поднималась до пяди,
А ягоды комы взросли, как деревья…

(«Славяно-Арийские Веды» , Круг Первый, «Источник Жизни», Весть вторая).

Так что наши мудрые, древние предки-«язычники» - дети и внуки богов - встречали весну в гораздо более подходящий для этого день, чем современные правоверные россияне, превращённые в рабов Божиих стараниями . Наши предки имели Ведическое мировоззрение, не религию, потому и знали о законах мироздания неизмеримо больше нас, и, как следствие, их праздники имели больше смысла и связи с природой. Их главными праздниками были четыре астрономически важных дня - четыре праздника, ориентированых на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырёх ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца:

- день весеннего равноденствия (21 марта) - праздник Комоедица в честь крепчающего Солнца-Ярилы .

- день летнего солнцестояния (21 июня) - праздник в честь могучего Солнца-мужа Купала .

- день осеннего равноденствия (21 сентября) - праздник в честь уходящего на покой стареющего Солнца-Световита .

- день зимнего солнцестояния (21 декабря) - праздник в честь нарождающегося Солнца-младенца Коляды .

Наши предки почитали Солнце, исповедовали культ Солнца - культ Жизни , и их календарь основывался на солнечном календаре, который за последнюю тысячу лет вытеснился лунным культом - культом Смерти, навязанным русам, чтобы держать их генетическую память в одурманенном состоянии, чтобы продолжали русы оставаться «Иванами, родства не помнящими» .

Вот именно поэтому ведический празник Комоедицы , отмечавшийся в день весеннего равноденствия, и был заменён на Масленицу с плавающим «графиком», привязанным к христианской Пасхелунному календарю). Именно поэтому ведический праздник Купалы на летнее солнцестояние заменили на «Ивана Купалу», приурочив его ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя (24 июня), праздник дня осеннего равноденствия Солнца-Световита подменён на Рождество Пресвятой Богородицы, а зимнее равноденствие Солнца-Коляды превратилось в .

Мы - русские люди. Мы - русы . И мы должны знать и чтить свои праздники, и праздновать их так, как праздновали их наши предки, и в то время, как требует наш обычай. Нравится кому-то праздновать «святые» даты Смерти, как то - «усекновения голов», «положения во гроб», «воздвижения креста» - орудия казни, это их дело. Нравится кому-то молиться чёрным богам и демонам смерти - это тоже их дело.

Наше же дело и наше право - быть людьми разумными и праздновать Свет и Жизнь !

Елена Любимова

]]> ]]>

Масленица или языческая Комоедица . Комоедица, по древнеславянским обычаям, отмечается 21-22 марта. Эта дата считается началом астрономической весны, а по древнеславянской (языческой) традиции ещё и Новым годом. Этот праздник приурочен к весеннему равноденствию (день и ночь равны по времени), одному из четырёх главных праздников, связанных с Солнцем. Начиная с этого праздника, солнечный день становится длиннее. Кроме того, Масленица связана с миром мёртвых и почитанием духов умерших. Считается, что с приходом весны и поворотом солнца на лето, из Ирия возвращаются души предков, которые улетали из мира людей на всю зиму. Прилетают они, по поверьям славян, прямо на крыльях птиц, которые возвращаются в родные земли.

Название Комоедицы объясняют так: 1. Комы или поедающие комы, то есть в этот праздник ели блюда, которые напоминали комки, возможно это были блины или другие вкусности, напоминающие колобка. 2. Считается, что в эти дни просыпается медведь. «Ком» — могло быть иносказательным наименованием пушистого мишки, который издалека похож на комок.

Сейчас Масленица празднуется в соответствии с христианским праздничным календарём. В древности же Масленица была приурочена ровно к весеннему равноденствию, праздновалась либо в сам равный ночи день, либо на следующий день, когда солнечное время суток, как говорится, стало больше на воробьиный скачок. Кроме всего прочего, именно весеннее равноденствие было древнеславянским Новым Годом.

Масленица была и остаётся до сих пор одним из самых ярких праздников, который сопровождается многочисленными традициями. Масленица-Комоедица — это не просто празднование дня солнцеворота, а целая неделя праздничных дней. Масленичная неделя идёт перед главным праздником. В этот день принято поминать умерших родителей и родственников. Садясь за трапезу, приглашали к столу и души умерших. Для этого ставили блюда с едой, как и всем остальным присутствующим, а также оставляли накрытыми столы на всю ночь. Главным блюдом являются блины. Блины своей формой и цветом символизируют Солнце — можно сказать, съедобный и вкусный солярный знак, маленькие солнышки в честь весеннего бога Ярилы. Первый блин по традиции предназначался душам родственников и его не ели. Также традиционными блюдами считаются: пироги, кисель, мёд, квас, печенье в виде различных зверушек, птичек, жаворонков, которые символизируют приход весны и т.д. Испеченных птичек, жаворонков, ласточек сажали на окошки и украшали дома. В некоторых областях до сих пор сохранился обычай — рано утром посылать детей на улицу покликать весну. Так же не стоит путать древние и современные традиции славянской Масленицы. Ни на Масленицу, ни перед Масленицей, ни после Масленицы в древности никаких упоминаний о постах не прослеживается, и потребление различных вкусных блюд являлось вовсе не говением после или перед воздержанием, а праздником во имя богов и прихода весны.

Самым известным обрядом на Масленицу является сжигание чучела . Несмотря на то, что данный ритуал сохранился до сих пор и происходит везде, где празднуется данный праздник, очень мало людей знает — кого сжигают. На самом деле сжигают Марену. , Мара, Морана — богиня смерти и зимы, которая властвует всё холодное время года. К наступлению весны Марена становится дряхлой старухой и уже не может совладать с молодыми богами, которые пришли ей на замену. Ритуал носит образный характер. Чучело вяжут из соломы, наряжают в разные лохмотья. В некоторых местах принято тащить Марену к костру волоком, в других же местах её везут на соломенной кобыле, в третьих — торжественно несут к костру. Важным моментом является не просто сжигание и поругание тёмной богини, но и её почитание. Мара придёт уже скоро — с приходом следующей зимы, и всем, кто не почитал её в Масленицу, придётся столкнуться с ней в её время года. Чучело сжигают. Часто, вместе с этим действом произносятся магические заклятия, магические ритуалы, бросаются в огонь старые вещи, наузы с наговорами, чтобы вместе со своим уходом Марена забрала с собой и всё плохое, что накопилось за зиму у людей. Также традиционным считается водить вокруг чучела хороводы. После того как Марена сгорела, её остатки кидают в воду.

Так как это один из самых долгожданных и весёлых праздников, то и различных игрищ здесь также предостаточно, вероятно даже больше, чем на . Может быть, в наше время, когда глобальное потепление нарушило многие законы погоды, на Масленицу бывает тепло и от снега не остаётся даже следа, но в древности традиционными играми, без которых не обходился данный праздник, было: заливание гор или склонов берегов водой, чтобы получились горки для катания, постройки снежных крепостей, городков и т.д. Всеобщее веселье, сопровождалось взятием снежных построек, которые символизировали победу весенних богов над зимними. Как и на Коляду, Комоедица сопровождалась ряжением. Ещё одной традицией были Кулачные Бои. Две группы мужчин сходились стенка на стенку и бились всерьёз, на кулаках, без всякой имитации. Одной из обрядовых игр можно считать подкидывание блина, которое также является и гаданием: румяный блин подкидывают в небо, и кто поймает его — тому будет счастье в грядущем году.

Работать в этот день поминания предков и почитания богов запрещалось. Также перед праздником считалось правильным сходить в баню и смыть все следы, которые остались от лютой зимы. В этот день не пряли и не вязали, чтобы мыши не грызли нитки и холсты.

Видео. Масленица-Комоедица . Культурно-просветительский центр ЯРГА.

Начало дня

Чучело Марены

Торжественно везут к капищу на шесте соломенное чучело Марены . Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам На широк двор: На горах покататься, В блинах поваляться, Сердцем потешаться. Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, Сорока бабушек внучка, Трёх матерей дочка, кветочка, Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами

Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком - медведь, отсюда же «команика» - медвежья ягода, она же ежевика (этимологический словарь Фасмера ежевику производит от слова ёж), снобориха), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.

После проводят зачин. Возжигают Огонь. Славят богов и предков, весь Славянский род . Посолонь закручивают хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывают представление, им помогают колоброды:

«Как на масленой неделе Из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгают через костёр, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Считается, что талая вода придаёт лицу красоту.

Величают молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывают на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Сжигание Марены

Затем торжественно сжигают на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела, Всему миру надоела!»

Опять прыгают через костёр, обращаясь к Семарглу , чтобы он зажёг снега. Катают горящие колеса. Затем прославляют Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:

«С горы катись, С весной воротись!»

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, идут «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпается, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинает пробуждаться. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога, Скрипи липовая! И вода-то спит, И земля-то спит. И по сёлам спят, По деревням спят. Одна баба не спит, На моей коже сидит. Мою шёрстку прядёт, Моё мясо варит. Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинаются игрища. Первая игра - городок.

Девушки становятся на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытаются ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц.

Здравствуйте, дорогие читатели!

До весеннего равноденствия в этом году осталась неделя. К этому событию на сайте приурочено несколько статей. Мы уже говорили о том, как встречают весну кельты и об их празднике - Остаре . Говорили о весеннем равноденствии в целом. Настало время рассказать, как славяне отмечали этот день.

Вообще, в марте у славян были интересные праздники:

    Малый овсень (Новый год);

    День пробуждения медведя;

    Закликание весны;

  • Комоедицы (Комоедица, Комоединцы).

Последний нас и интересует. И, как раз, потому, что приходится на весеннее равноденствие.

Комоедица, что за праздник?

Вы, возможно, удивитесь, но это, отчасти, Масленица. Как так? Ведь Масленицу мы отметили еще феврале. Тут есть нюанс: современный праздник - это не совсем то, что надо. Сейчас расскажу почему.

Вспомним, что такое Масленица - это проводы зимы. Но какие проводы могут быть в первых числах марта или, вообще, зимой? Не логичнее ли встречать весну тогда, когда она действительно начинается? Логичнее, наши предки, как и язычники всего мира, так и делали - провожали зиму в день, который имеет под собой твердый фундамент, в день, когда зима, действительно, заканчивается, на что указывает - Солнце. Такой день - весеннее равноденствие .

Комоедица - это великий древнеславянский встречи весны и начала древнеславянского Нового года, которым также отмечался переход к весенним земледельческим работам.

С современной Масленицей у этого древнейшего праздника есть общие элементы, взять хотя бы, некоторые обряды:

    выпечка «солнечной пищи» - блинов;

    сжигание чучела зимы;

Но, тем не менее, общий смысл, все-таки, разный: современная Масленица сильно трансформировалась. Наглядно это отражено в таблице.

Идеи праздника


Чтобы до конца понять, что же такое Масленица-Комоедица и какой смысл в себе несет, стоит рассмотреть ее основные идеи:

Цикличность времени.

Наши предки считали Масленицу рубежом, после которого зима и морозы уступали место весеннему теплу. Уходили холода, природа возвращалась к жизни - вот он, цикл.

Культ плодородия.

Где есть жизнь, есть и ее продолжение. Зима ушла, природа воскресла, земля впитала последний снег и готова была к новому плодородному году. А так как для крестьян урожай был главной ценностью, то наши предки старались помочь земле набраться сил для обильных урожаев.

Масленица на Руси была своего рода литургией, только в роли бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Продолжение рода.

Плодородие земли отражалось и в тех, кто жил на ней. Круговорот жизни... «ты должен дать жизнь другому», как делает это Матушка-Земля.

Культ предков.

Очередная попытка славян поближе рассмотреть тайну жизни и смерти. Наши предки верили, что покойные, чье тело находится в земле, а душа в краю мертвых, могли влиять на плодородие земли. Именно поэтому нужно было задобрить духов. Поминальные действа включали в себя жертвоприношения, траурный плач и обильные трапезы, в которых, по верованиям предков, принимали участие и сами покойники.

Название праздника

Стоит отметить, что помимо встречи весны, в этот день наши предки славили Медвежьего бога .

С самого утра, еще до завтрака все с песнями и плясками шли в лес, там раскладывали на пеньках «блинные жертвы». Это был дар великому Медовому зверю. А уже потом начиналось веселье и пиршество.

Кстати, наши предки называли медведя «ком» (отсюда правило - «первый блин комам», т. е. Медведям). Но, возможно, это иносказательно - ведь истинное имя Владыки леса нельзя было произносить вслух, чтобы ненароком, не призвать.

Также, Комоедицы переводят как «праздник поедания комов» - особых блинов, посвященных священному медведю.

Традиции и обряды Комоедицы

Комоедица - один из главнейших славянских праздников, ее очень ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Работать в эти дни запрещалось, люди отдыхали:

  1. штурмовали ледовые городки, где пряталось чучело Марены;
  2. устраивали кулачные бои, причем бились по-настоящему, до крови. Пролитая кровь - это тоже была жертва богам и будущему урожаю.

Но особо примечателен последний день праздника.

Последний день праздника

    В праздничное утро люди шли на капище. Возле него и на перекрестках дорог сыпали зерно. Это для духов нави, которые в облике сорок его ели и не мешали праздновать.

    Накрывали стол (на столе обязательно должна быть скатерть). Кушали блины, кисель, мед и квас.

    Угощение делилось на несколько частей, обычно пять. Причем пятую часть отдавали духам предков:

Честные наши родители! Вот для вашей души блинок

    К капищу везли чучело Марены (его делали из соломы и крепили на шест). Во время этого действа, народ становился вдоль дороги, кланялись ему.

    Славили богов и предков, возжигали огонь.

    Водили хороводы, «надевши личину», чтобы злые духи не узнали, прыгали через костер, а потом умывались талой водой или снегом. Это делалось для красоты.

    Пили сурью (заговоренное молоко в сочетании с целительными травами, считалась у славян божественным и очищающим дух человека). Первую чашу этого напитка отдавали Марене со словами:

Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой, с цветами, с травой!

    Важно было, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник, иначе снова, как считали наши предки, наступят холода.

    После чучело Марены сжигалось, вместе с различным мусором, старыми вещами и соломой.

    Скатывали с горки горящие колеса, как символ солнца. При этом говорили:

С горы катись, с весной воротись!

    «Будили медведя», затевали различные игрища, одним словом, веселились.

    Также, стоит отметить, что перед последними праздничными днями, чтобы смыть с себя все плохое, ходили в баню.

После всех гуляний, по завершению праздника, люди принимались за сельскохозяйственные работы - начинался новый аграрный год, новые заботы, новые труды. Это продолжалось все теплое время года.

Как относиться к современной Масленице, которая в народном календаре считается «проводами зимы», каждый решает сам. Кто-то отмечает, кто-то игнорирует, кто-то ждет весеннего равноденствия, чтобы встретить весну так, как «предки завещали».

На этом, пожалуй, все. Еще увидимся.

P. S. По материалам сайта slavyans.myfhology.info

ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ ПРАЗДНИК КОМОЕДИЦА

( Масленица )


КОМОЕДИЦА (или Комоедицы) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому первыми выпекаемыми праздничными блинами, которые торжественно относили в лес.

Комоедица — очень древнее празднование европейских народов, существовавшее с глубоких доантичных времен. В Древней Элладе этот весенний праздник назывался по-древнегречески Комодиа (κωμωδια) или Комоидиа (κωμωιδια), т.е. «медвежий праздник»; позднее отсюда возникло античное название увеселительного смешного представления комедия.

Время весеннего равноденствия эллины связывали с чествованием богини-охотницы Артемиды (в древнеримской мифологии - Диана). Артемида, дочь богини Лето и сестра Аполлона часто изображалась с ланью и медведем.

Жрицы богини исполняли священные пляски, облачившись в медвежьи шкуры и принося медведя в жертву. Будучи девственницей, Артемида требовала этого и от своих спутниц. Подругу Артемиды, нимфу Каллисто, соблазнил Зевс. Когда Артемида при купании увидела, что та беременна, то в гневе превратила ее в медведицу и натравила собак. Спасаю свою возлюбленную, Зевс переместил ее на небо в виде созвездия Большая Медведица.

Современное название зверя ранее было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Оно достаточно древнее: не «мёдведь», а «медведь». Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п.
Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести.

Возможно, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера». Отсюда «берендей» (человек, умеющий оборачиваться в бера) и наименование города Берн ("город медведя"), который был основан герцогом Церингенским Бертольдом V в 1191 году, столица немецкоязычного кантона в Швейцарии; город назван в честь медведя (по-немецки Bär), который был первым животным, пойманным в этих местах во время охоты основателем города Берхтольдом фон Церингеном.

Древние кельты и германцы считали этот день первым днем весны и началом земледельческого сезона. Английское название этого праздника (Easter или Ostara). Eostre или Ostara — имя германской богини весны и утренней зари, которой и посвящен праздник. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни.

В День весеннего равноденствия до сих пор начинается Новый год у многих народов и народностей Земли — это великий весенний праздник Навруз (Nowruz). Азербайджан, Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы.

Наши славянские предки отмечали Комоедицы в священный день весеннего равноденствия (по современному календарю в разные годы 20 или 21 марта), после которого день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега.

Нынешние энтузиасты изучения древней славянской истории, объединенные в так называемые «родноверческие общины», почему-то отмечают этот праздник 23 марта — у наших древних предков были более точные знания астрономии и даты дня весеннего равноденствия.

Празднование Комоедицы

Восстановленная по разным фрагментарным источникам одна из современных версий сценария праздника; за многие столетия жестоких христианских гонений истинные исторические обычаи этого древнего славянского праздника утрачены безвозвратно.

Начало праздничного дня

Утром люди торопились на святилище (капище), на высокое место, где уже подсохла земля. Поодаль от капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. Это делалось для того, чтобы навьи (умершие предки), непременно являвшиеся на празднество в образе сорок, поедали своё зерно в стороне и не попадали под ноги играющих и активно веселящихся потомков.

На столы, покрытые скатертью, ставили горячие блины и пироги, овсяный кисель, мёды, квасы и закуски.

Угощение делилось на пять частей, пятую часть помещали на открытое место возле Священного Огня, приговаривая:

«Честные наши родители!

Вот для вашей души блинок».

Чучело Марены (Зимы)

Торжественно везли к капищу на шесте соломенное чучело Марены. Все стояли вдоль дороги, кланялсь в пояс и величали Марену Свароговну:

«Приезжай ты к нам

На широк двор:

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешаться.

Масленица - красная краса, русая коса,

Тридцати братьев сестра,

Сорока бабушек внучка,

Трёх матерей дочка, кветочка,

Ягодка, перепёлочка».

Угощение блинами

Начинали угощать друг друга блинами. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому...

хомяк с ежевикой

После проводили зачин. Возжигали Огонь. Славили богов и предков, весь Славянский род. Посолонь закручивали хоровод, одевши хари, дабы не узнали злые духи, скоморохи показывали представление, им помогали колоброды:

«Как на блинной на неделе

Из трубы блины летели!

Вы блины, блины, блины,

Вы блиночки мои…»

Прыжки через костёр

Потом все прыгали через костёр (вот при таких прыжках в день весеннего равноденствия и растаяла сказочная Снегурочка в пьесе Островского), а после обязательно умывались снегом или талой водой. Справедливо считалось, что мягкая талая вода придаёт лицу особую свежесть и красоту (при нынешней загрязненности атмосферных осадков такое уже не рекомендуется).

Величали молодых, вступивших в брак в течение прошедшего года. Незамужним и неженатым повязывали на руку повязку или верёвку. Чтобы снять её, необходимо было откупиться, принеся с собой на общий стол угощение.

Распитие сурьи

Всем наливали чудесный веселящий и умножающий силы солнечный напиток — сурью (название напитка восходит к санскритскому слову "surya" — «cолнце»). Первую чашу сурьи жрица Марены несла к жертвеннику.

Рецепт сурьи:

· Для приготовления этого напитка необходимо взять 3 литра живого, не «восстановленного» молока,

· налить его в трехлитровую банку и дополнить тремя столовыми ложками натурального меда.

· Затем опустить в молоко смесь трав: 1/4 чайной ложки хмеля, 1/4 чайной ложки донника, 1/4 чайной ложки крапивы, 1/4 чайной ложки полыни.

· Все это перемешиваем по часовой стрелке, с пожеланиями добра и света и закупориваем герметично.

· Ставим на солнце для осуривания на девять дней.

· Все это время напиток надо периодически помешивать.

· Готовый напиток потреблять, предварительно взбалтывая, по стакану в день.

Жрица Живы выбивала эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Марена:

жрица Живы

«Уходи, Зима холодная!

Приходи, Лето жаркое!

Со страдной порой,

С цветами, с травой!»

Сжигание Марены (чучела надоевшей Зимы)

Затем торжественно сжигали на костре чучело Марены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи:

«Марена загорела,

Всему миру надоела!»

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Опять прыгали через костёр, обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега. Катали горящие колеса. Затем прославляли Ярилу, скатывая горящие колёса с горы в честь разгорающегося солнца:
«С горы катись,

С весной воротись!»

«Пробуди»

Затем, вооружившись горящими головнями, шли «будить медведя» (пробуди). В яме, укрывшись валежником, лежал ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водили вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого. Затем начинали бросать в него ветки, снежки, прутья.

«Медведь» не просыпался, пока одна из девушек не сядет ему на спину и не попрыгает на нём. Вот тогда «медведь» начинал пробуждаться. Девушка убегала, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью ногу. Ряженый вставал и начинал плясать, подражая пробуждению медведя, затем шел искать свою потерю, опираясь на костыль:

«Скрипи нога,

Скрипи липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит.

И по сёлам спят,

По деревням спят.

Одна баба не спит,

На моей коже сидит.

Мою шёрстку прядёт,

Моё мясо варит.

Мою кожу сушит».

Поймав свою обидчицу, «медведь» тискал её в объятиях медвежьей хваткой.

Игрища

После пробудей начинались игрища.

Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место (городок). Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц.

После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк…

взятие снежного городка

на кулачки

Обычно Комоедицу праздновали неделю до весеннего равноденствия и неделю после.

Прощание

При прощании одаривали друг друга всякими сладкими "заедками" (позднее - пряниками) и говорили:

«Прости меня, пожалуй, Буде в чём виноват перед тобой».

Прощание заканчивалось поцелуем и низким поклоном.

Сакральное

Духи великих предков, незримо присутствуя на празднике весеннего равноденствия, радовались вместе со всеми своими потомками-соплеменниками долгожданному наступлению преобладания дня над ночью, окончательному изгнанию надоевшего холода Зимы ласковым теплом Весны и грядущего Лета, славили род Славянский, одобряли, что, следуя изначальной традиции, приходят славяне все вместе на великий Праздник Весны, чтобы соблюсти древний священный

Обычай.

В общем, славянский языческий праздник, приуроченный к ежегодному астрономическому событию, проходил всем на радость в потехах и развлечениях. А впереди уже было не за горами и лето красное, особо ценимое в нашем холодном климате.

О подробностях славянских языческих религиозных обрядов дохристианских времен, которыми руководили волхвы, нам известно немногое. Попытки реконструировать их, исходя из дошедших до нас исторических документов Западной Европы, Ирландии и Англии об обрядах подобного славянской Комоедице (Весне священной) западного языческого праздника Бельтайн (тоже весеннего праздника религии друидов), представляются весьма условными и более пригодными для мультфильмов.

Мультипликационный фильм «Снегурочка»

По мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца. Союзмультфильм - 1952

Это попытка мультипликационной "реконструкции" обычаев языческого праздника Комоедицы и славянской встречи Весны священной в День весеннего равноденствия, в который растаяла Снегурочка.

В древности этот день был у наших славянских предков первым днем Нового года.

Масленица — это озорное и весёлое прощание с Зимой и встреча Весны, несущей оживление в Природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали Весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

С введением христианства изменился и обряд празднования. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

В народе каждый день масленицы имеет свое название.

В «Прощённую неделю» на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы» (также именуемое как «чучело Зимы» или "чучело Маслёны"). Обычно «чучело», представляющее собой пук соломы в платке, завязанном «по-бабьи», и кофте, ставили на дрова, сложенные в виде колодца, внутри которого зажигали огонь. Иногда чучело топили в прорубе или разрывали. Иногда в роли "Чучела" выступали живые ряженые люди, которых возили по деревне, а ближе к концу праздника вывозили в сваливали в снег. С чучелом озоровали в течение Масленичной недели, подводя под окна и пугая народ. Однако чаще всего масленицу сжигали. Иногда чучело — "Сударыню-Масленицу" ставили на сани вдвоем с красивой девушкой, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу. За масляницей шествовали другие сани — сопровождая её. Шествие заканчивалось сожжением Масленицы за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало — похороны Зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем — обновление Природы, зарождение весны, новых сил плодородия. К костру приносили блины и угощали друг друга; через костер прыгали; вокруг него водили хороводы и пели народные песни, плясали. У горящего костра люди на Руси кричали: «Куды дым, туды блин, туды Масленка!», «Прощай, Маслена ерзовая!», «Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла!»... На масляницу также проводились разные cостязания - "кулачный бой", ходьба на ходулях, на столбоходах, езда на тачках, тягание гири, метание метлы на дальность, перетягивание каната, и доставание главного приза с верхушки гладкого высокого столба. В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов Зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом.

Традиция этого праздника живет и по сей день.

Слава Жизни! Слава Весне!