Меню
Бесплатно
Главная  /  Волосы  /  Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Веселая ритмика для детей Образовательная программа ритмика 5 6 лет

Занятия по ритмике для детей дошкольного возраста. Веселая ритмика для детей Образовательная программа ритмика 5 6 лет

«Утверждаю» заведующая
Д/с №89 «Парус» ГО «город Якутск»

Филиппова П.И._______

Рабочая программа

кружка «Ритмика и танец»

для старшей и подготовительной групп

на 2015 -2016 учебный год.

Педагог дополнительного образования:

Борисова К.Ю.

Пояснительная записка.
Программа «Ритмика и танец» является дополнительной общеобразовательной программой художественно-эстетической направленности в образовательной области музыкальное искусство. Ритмике и танцу - как учебно-воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования.

Ритмика - специальный предмет, музыкально-педагогическая дисциплина, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Научить ребёнка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку - именно на это направлены занятия ритмикой и танцем, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.

Настоящая программа по ритмике и танцу предназначена для старших и подготовительных групп детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 6 лет.
Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать её образное содержание.
Задачи программы.

1 . Образовательные:

Развитие физических данных;

Развитие понимания языка музыки и выражение его в танце;

Формирование навыков самостоятельной работы.

2.Воспитательные:

Формирование общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;

Формирование уверенности в своих силах; -воспитание культуры движения.

3. Развивающие:

Формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку;

Развитие творческих способностей, выдумки, фантазии;

Развитие образного мышления.

Все эти задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе.

Отличительной особенностью данной программы является-организация поиска новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельного добывания знаний.) Путём танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способность к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение формировать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию танцевальных навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Актуальность программы связана с ростом числа детских танцевальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, постановками концертных номеров для детей дошкольного возраста.

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков танцевального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и танцевальным концертам.

Следует учитывать, что азбука танца, его выразительные средства требуют определенного уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с детьми можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья и доброты, и не помешают естественному развитию растущего организма.

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста. Этот период в жизнедеятельности ребенка не предполагает глубокого проникновения в школу танца. Ему лишь закладываются основы музыкальности, культуры движения и исполнительской выразительности. Поэтому и занятия называются «Ритмика и танец».

2. Танцевальные ритмические упражнения.

3. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы-импровизации.

4. Танцы и пляски.

5. Музыкально-танцевальные игры. Первые два раздела преследуют обучающую цель, а один последний -развитие творческих способностей.

Ожидаемые результаты:

Примерный объём навыков и умений к концу 1 года обучения :


  1. Знать простейшие музыкальные понятия.

  2. Соблюдать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.

  3. Знать простейшие шаги, прыжки, бег.

  4. Уметь создать заданный образ в танцевальных движениях.

  5. Знать простейшие массовые танцы (народные, бальные, современные).

Примерный объем навыков и умений к концу 2 года обучения:


  1. Уметь ориентироваться в пространстве (шеренга, колонна, круг, врассыпную).

  2. Исполнять танцы-импровизации (изображение предметов, животных, растений, явлений природы).
3. Уметь выразительно исполнять танцевальные комбинации и танцы (в паре
и соло).

4. Освоить музыкально-танцевальные игры, тренирующие внимание, быстроту, реакцию и воображение.

5. Уметь образно, актерски выразительно исполнить танец на празднике, концерте, тематическом занятии.

Итогом работы является создание творческих программ, праздников, уроков-концертов, тематических занятий, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, эмоционально, выразительно в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения.

1. Основная установка работы с детьми - не стремиться к высоким исполнительским достижением, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике и танцу для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу.

2. Основными методами в работе с дошкольниками являются показ и словесно-образное объяснение, базирующееся на взаимодействии и органическом слиянии музыки и движения.

3. Основными принципами планирования, организации и проведения занятий по ритмике и танцу являются: систематичность, последовательность доступность, перспективность, повторяемость, заинтересованность.

При проведении танцевальных занятий нужно разумно дозировать нагрузку на организм школьников. В большинстве случаев физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени звучания, темпу и характеру музыкального сопровождения. Быстрые по темпу и эмоциональные по характеру музыкальные произведения нужно чередовать с более спокойными.

На каждом уроке необходимо умело сочетать материал из всех трёх разделов программы. Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.


Учебно-тематический план.



1 год обучения (5-6 лет)

Наименование разделов


Количество

занятий


1

Музыкально- ритмическая деятельность

30

2

2 Танцы и пляски

32

3 Творческая деятельность

10

Общее количество занятий

72

1 год обучения.

Раздел «Музыкально-ритмическая деятельность».

Тема № 1. Знакомство с основными понятиями предмета.

Тема включает в себя понятия: линия танца, интервал, дистанция. Знакомство с точками класса . Знакомство с темпами музыки: медленный, умеренный, быстрый, а также, с характерами музыкальных произведений и динамических оттенков.

Тема №2. Подготовительные упражнения.

Комплекс подготовительных упражнений, направленных на работу правильной постановки корпуса, знакомство с исходными положениями ног, позициями рук, также порядковых упражнений.

1. Подготовительные упражнения для постановки корпуса:


  • основное положение, стоя в свободной позиции;

  • «Вдох-выдох»;

  • «Деревянные и тряпочные куклы»;
- упражнение «ронять корпус» (расслабление и напряжение мышц корпуса).

2. Подготовительные упражнения для изучения позиций рук (свободная,
подготовительная и 1):

- «Большие крылья»;


  • «Поющие руки»;

  • «Бабочка»;
- упражнение «Твердые и мягкие руки» -упражнение «Мельница» (круговые движения рук) -круговые движения кистями рук.

3. Подготовительные упражнения для изучения позиций ног (свободная и 6) :
- упражнение «твердые и мягкие ноги» (напряжение и расслабление тазобедренных и голеностопных мышц); - «Круговые движения стопами» -полуприседания («напряженное» и «пружинное»).

Тема №3. Танцевальные ритмические упражнения.

Комплекс упражнений, помогающий развивать музыкальное восприятие, совершенствовать движения, развивать способность творчески воплощать музыкально- двигательный образ.

Упражнение №1:

Танцевальный шаг с носка;

Шаг с подскоком;

Приставной шаг;

Шаг с притопом.

Упражнение№2:

Ходьба под музыку;

Ходьба с хлопками;

Ходьба с движением рук;

Ходьба со сменой мест;

Хлопковая комбинация.

Упражнение№3:

Бег легкий и энергичный;

Бег по кругу;

Бег на месте с хлопками;

Бег со сменой мест.

Тема № 4. Самостоятельная работа над созданием музыкально-двигательного образа. Танцы- импровизации.

Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться.

По данной теме учащимся предлагается: 1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.

3.Танцы- импровизации. «Тихий и громкий танец», «Медленный и быстрый», «Большой и маленький».

Раздел «Танцы и пляски»

Тема№5. Изучение танца «Полька».

Тема включает в себя танцевальные комбинации, развивающие у детей умение легко переходить от одного движения к другому в связи с изменением характера музыки.

«Полька» (музыкальный размер 2/4)

Танцевальная комбинация «Найди свое место».

Тема №2. Самостоятельная работа над созданием музыкально- двигательного образа. Танцы- импровизации.

Исполнение учащимися танцевальных движений или комбинаций под музыкальное сопровождение, характер и темп которых может варьироваться. Возможно использование предметов (веер, платок, зонт и др.)

По данной теме учащимся предлагается:

1.Создать музыкально- двигательный образ на предложенное педагогом музыкальное сопровождение, при этом характер и темп музыки может варьироваться.

2.Показ конкретно заданного образа в импровизированных танцевальных комбинациях учащихся.

3.Танцы- импровизации. Изображение предметов, животных, растений.

Раздел «Танцы и пляски».

Тема №3. Изучение танца «Вальс».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе плавные мягкие движения:

Танцевальный шаг «вальсовая дорожка»;


  • покачивание «качели»;

  • положение в паре «лодочка»;

  • свободные вращения.
Тема №4. Изучение танца «Чунга-чанга».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе быстрые, ритмические движения. Движения исполняется в умеренном и быстром темпе:

Подскоки;


  • положение рук наверх;

  • повороты;

  • перестроения;

  • хлопки.
Тема №5. Изучение танца «Ах, вы сени».

Танцевальная комбинация, сочетающая в себе чередование элементарных движений руками, ногами, корпусом, головой:

- «ковырялочка»;


  • повороты;

  • положение в паре;

  • приставные шаги.
Тема №6. Изучение танца «Веселый танец».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию, развивающую координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, а также умение передавать в движении веселый характер украинской музыки:

Легкий бег;


  • кружения в парах;

  • подскоки;

  • воротца;

  • ковырялочка.
Тема №7. Изучение танца «Танец птиц».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре. Танец исполняется энергично, весело.

Шаг галопа и притоп;


  • повороты в паре;

  • подскоки.
Тема№8. Изучение танца «Аннушка».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию в паре развивающую координацию и передачу в движении ритмического рисунка:

Хлопки;


  • 6 шагов в повороте;

  • прыжки.
Тема №9. Изучение танца «Танец снежинок».

Тема включает в себя танцевальную комбинацию, сочетающую в себе лёгкий полётный бег, движения руками с лентами, умение двигаться легко и ритмично.

Лёгкий бег;


  • взмахи руками;

  • кружение в звёздочках;

  • перестроение в цепочку.
Тема №10.

Тема включает в себя разнообразные игры, тренирующие у учащихся устойчивость, внимание, быстроту и воображение:

Музыкальные игры с элементами хореографии: «Круг и кружочки», «Цапля», «Передача мяча по кругу», «Проверь товарища и помоги», «Попрыгунчики».

За период обучения педагог должен:
научить ребенка самостоятельно, грамотно разучивать и выразительно исполнять предлагаемый хореографический текст;


  • давать определенный программный объем знаний, умений и навыков;

  • способствовать формированию музыкально-эстетических чувств ребенка.
Преподавателю необходимо правильно распределить учебную нагрузку и грамотно спланировать формы работы на уроке, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. Пути развития ребенка определяются в процессе занятий. Применяя дифференцированные методы обучения, можно варьировать программные требования по усмотрению преподавателя.
Методическое обеспечение.

Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:


  • постепенность в развитии природных данных детей;

  • строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и техническими приемами;

  • систематичность и регулярность занятий;

  • целенаправленность учебного процесса.
Для эффективности занятий следует постоянно ориентироваться на основные принципы дидактики (сочетания сознательного и эмоционального, теоретического и практического, последовательности, наглядности, творческого подхода к изучаемому материалу). Хореография дает широкий простор для использования в процессе занятий всех названных принципов обучения и воспитания, и чем гармоничнее они увязаны в материале и разнообразной деятельности учащихся, тем эффективнее будет результат работы с учащимися.

Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом и в мышечном ощущении («отпечатываясь» в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе .

Процесс обучения музыкально- ритмическим движениям можно разделить на 3 этапа:

1. Начальное обучение музыкально ритмическим движениям.

2. Углублённое разучивание движений и усвоение навыков для его качественного исполнения.

3. Повторение и закрепление навыков движения.


Формы контроля и критерии оценивания детей.

В подготовительных и старших группах детского сада применяется безоценочная система, так как главная цель обучения- способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

Основной критерий оценки качества выполненной работы-выразительное, согласованное исполнение детьми упражнений и танцев, которые в таком законченном варианте могут быть исполнены на вечерах развлечений, праздниках, концертах.

Перечень программно-методического обеспечения:


  • Просторный кабинет с высокими потолком и зеркальными стенами.

  • Помещение для переодевания учащихся.

  • Видео и аудиоаппаратура.
- Наглядные пособия.

Нотная литература.

Учебная форма учащихся.

Условия эффективности реализации программы:


  • наличие технического обеспечения;

  • гибкость, вариативность программы в зависимости от способности и уровня развития детей;

  • использование эффективных методик обучения;

  • создание психологических условий;

  • создание обстановки доверия (ребенок - педагог - родитель);

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Календарно-тематическое планирование. Группа5-6 лет.


занятия


Дата

Название темы

Кол-во

1

Что такое «Ритмика»? Основные понятия.

1

2-4

Разминка. Поклон. Линия. Танец.

3

5-7

Постановка корпуса. Основные правила.

3

8-9

Позиции рук. Основные правила.

2

10-13

Позиции ног. Танец.

4

14-16



3

17-19



3

20-23

Основные шаги в танце.

4

24-26

Движения по линии танца.

3

27-30

Ходьба. Бег. Комбинации. Танец.

4

31-32

Поскоки. Комбинация. Танец.

2

33-34

Приставные шаги. Комбинация.

2

35-38

Ритмико-гимнастические упражнения.

4

39-41



3

42-44

Танец по выбору педагога.

3

45-48

Упражнения для улучшения гибкости.

4

49-52



4

53-56

Танец по выбору педагога.

4

57-59

Ритмико-гимнастические упражнения.

3

60-63

Разминка. Основные движения танца “Полька”. Разучивание движений.

4

64-66

Общеразвивающие упражнения.

3

67-70

Музыкально-танцевальные игры.

4

71-72

Имитационные игры.

2

ИТОГО __72___Календарно-тематическое_планирование._Группа_6-7_лет.">ИТОГО

72

Календарно-тематическое планирование. Группа 6-7 лет.



Дата

Название темы

Кол-во

1-3

Поклон. Интервал. Линия. Танец.

3

4-6

Разминка. Колонна. Круг.

3

7-8

Постановка корпуса. Позиции рук.1,2.3.

2

9-11

Позиции ног.1 свободная,2.6.

3

12-15

Позиция рук 4, на поясе. Танец.

4

16-19

Ритмико-гимнастические упражнения.

4

20-24

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5

25-27

Основные шаги в танце.

3

28-31

Движения в парах. Танец.

4

32-34

Ходьба Бег. Комбинации.

3

35-37

Чередование шагов. Комбинация.

3

38-39

Острый и мягкий шаг. Комбинация.

2

40-42

Ритмико-гимнастические упражнения.

3

43-44

Создание музыкально-двигательного образа.

2

45-48

Танец по выбору педагога.

4

49-51

Упражнения на перестроение.

3

52-53

Ритмическая комбинация «Ладошки».

2

54-57

Танец по выбору педагога.

4

58-61

Музыкально-ритмические упражнения.

4

62-65

Разминка. Основные движения танца по выбору педагога.

Разучивание движений.



4

66-68

Общеразвивающие упражнения.

3

69-70

Музыкально-танцевальные игры.

2

71-72

Имитационные игры.

2

ИТОГО

72

Список литературы:

1.А.Е.Чибрикова-Луговская. Ритмика.-Л.,2003 г.

2. Т.В.Пуртова. Учите детей танцевать.-М.,2003 г.

3. М.А. Михайлова. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.-Я., 2001г.

4. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике.- М., 1995 г.

5. Е.В. Горшкова. От жеста к танцу. М., 2002 г.

6. И.Бурмистрова. Школа танцев для юных.- М., 2003 г.

7. Г.П. Гусев. Методика преподавания народного танца.- М., 2004 г.

Сюжетно-игровое занятие по ритмике «Поездка в лес» для детей 5-6 лет

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по ритмике

Сюжетно игровое занятие «Поездка в лес»

Цель занятия : улучшение эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы.
Задачи:
Воспитание любви и интереса к музыке,
Обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
Знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
Развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
Обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
Развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.
Тип занятия: урок закрепления и совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма занятия: урок
Основные методы работы:
- наглядный (практический показ);
- словесный (объяснение, беседа);
- игровой (игровая форма подачи материала).
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр (ТСО);
- CD – диски с фонограммой
-проектор со слайдами леса

Ход урока:

Вход детей в танцевальный класс. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычное занятие, как вы думает куда мы с вами отправимся? (показ иллюстраций)
Ответ детей: В лес
Педагог: Правильно, в лес. Но для начала отгадайте загадку на чем мы туда отправимся:
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь, прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь…
(паровоз)
Ответ детей: Паровоз
Педагог: Правильно, паровоз. Для того чтобы попасть на паровоз, мы отправляемся на станцию.

Поворачиваемся друг за другом. Идем, высоко поднимаем колени, энергично работаем руками. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Ну вот мы и пришли на станцию и садимся на паровоз.
Идем друг за другом топаем ногами (паровоз едет), руки сгибаем локти прижмем к груди (колеса крутятся). Когда паровоз набирает ход бежим друг за другом. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Вот мы и приехали с вами в лес. И что же мы видим? Отгадайте загадку:
Стоят в лугу сестрички:
Золотой глазок, белые реснички.
(ромашка)
Ответ детей: Ромашка
Педагог : Давайте с вами соберем букет?
Идем друг за другом, делаем 2 шага, наклоняемся и срываем цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педагог : Молодцы, большие букеты получились.
Слушаем загадку, кого еще в лесу мы видим:
Кто по елкам ловко скачет,
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белочка)
Педагог : Правильно, белочка. Давайте и мы с вами поиграем в белочек.
Делаем большой круг, прижмем ручки перед собой (лапки), 4 раза киваем головой, делаем 8 пружинистых приседаний, прыгаем 3 раза вперед – поворачиваемся друг другу спиной, 3 прыжка вперед – поворачиваемся лицом друг к другу. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)

Педаго г: Молодцы.
Послушайте еще одну загадку, кого мы видим:
Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза
Это чудо…
(стрекоза)
Ответ детей: Стрекоза
Педагог : Правильно, стрекоза. Поиграем с вами в стрекоз?
Поворачиваемся друг за другом, ручки раскрыли в стороны (крылышки), бежим на носочках, в конце музыки присели на цветочек. (Е. Железнова «Игровая гимнастика»)
Педагог: Молодцы. Встаем имитируем с вами лес:
Ветер дует нам в лицо Машут руками по направлению “к себе”, как веером
Закачалось деревцо. руки вверху, плавные наклоны из стороны в сторону
Ветерок все тише, тише плавные движения руками вперед – вверх – вниз
Мы присядем ниже, ниже. Приседаем

Педагог: Ребята вы заметили здесь проскакали лягушки? Давайте и мы поиграем в лягушек?
И.П. - Садятся в одну линию, колени широко раскрыть в стороны, руки на полу перед собой.
1-8 – 8 раз головой вправо-влево,
1-4 – выпрыгивают наверх первые лягушки
5-8 – вторые лягушки; 1-4 – первые лягушки встают, делают 2 хлопка в правой стороне, сели;
5-8 – делают вторые лягушки, 2 хлопка в левой стороне;
1-8 – все вместе делают 8 хлопков вправо-влево.
С началом новой фразы несколько лягушек выпрыгивают вперед и засыпают, игра продолжается. (Е. Железнова «Лягушата»)

Педагог : Молодцы. А вы знаете ребята, что зверята тоже любят играть? Во что мы с вами поиграем?
Ответ детей: В «Замри»
Описание: Под музыку дети бегают, с окончанием музыки замирают в позе. Педагог просит кого-нибудь из детей изобразить то, что он придумал.

Педагог : Наигрались? Ну что ж, вот и пришло время возвращаться домой. Садимся на паровоз.
Педагог: На этом наше занятие подошло к концу. Давайте будем прощаться.
Дети выстраиваются в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу. Выход детей из танцевального зала.
Список литературы для обучающихся:
1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/ А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5.

Среди большого разнообразия видов деятельности ребенка дошкольного возраста немаловажное значение имеет музыкально-ритмическая деятельность. На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

  • воспитание любви и интереса к музыке,
  • обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,
  • знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,
  • развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,
  • обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,
  • развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика – это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только “живого” аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру – ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.

Занятие 1.

Для детей 4-5 лет.

Тема: Лесная сказка.

Образовательные задачи:

  • формировать представление о различных темпах музыки (“музыка бывает быстрая и медленная”);
  • развивать чувство ритма: учить прохлопывать простой ритмический рисунок;
  • учить передавать характер музыки в движении;

Материалы и оборудование:

  • обручи по количеству детей;
  • картинки с изображением летнего леса, поляны, лесных обитателей.

Ход занятия

Вводная часть.

  • Показ иллюстраций (“посмотрите, что изображено на картинках? Конечно же это – лес”),
  • Сообщение специфики занятия (“сегодня у нас не обычное занятие – мы сегодня отправимся в гости к лесным жителям”).
  • Ходьба: обычная, на внешней стороне стопы (как медвежата), на носках (как лисичка), с высоким подниманием колена (как цапля).
  • Прыжки на двух ногах с продвижением вперед (зайчики).
  • Подскоки.

Основная часть.

  • Имитационные движения (“мы пришли в лес, оказались на полянке. А там веселятся и играют самые разные звери. Давайте попробуем угадать, какие же животные пришли на полянку?”) – дети слушают музыкальные фрагменты, отгадывают животных и имитируют их движения: мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки; мышки, зайчики, лиса, волк, медведь, лягушки, птицы и т.п.
  • Далее можно предложить детям станцевать, “превратившись” в каких-либо лесных зверей. В качестве таких танцев можно использовать композиции А.И. Бурениной (из сборника “Ритмическая мозаика”): “Плюшевый медвежонок”, “Белочка” и т.п.
  • Игра “Птички” (“зверята устали танцевать, они хотят немножко поиграть”) – на полу раскладываются обручи по количеству детей. Под музыку (любая лирическая композиция – например, можно использовать цикл “Времена года” Вивальди) птички летают по всей полянке, клюют зернышки, чистят перышки и т.д. Когда музыка заканчивается птички прячутся в обручи (“гнездышки”). При повторении игры педагог убирает один или два обруча: птички, которым не хватило домиков, выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 играющих.

Стихотворение с движениями:

Игра с мячом (“Зверята очень любят играть в разные игры, особенно они любят играть в мяч”) – дети под музыку передают мяч по кругу. Тот ребенок, у которого мяч останется в конце музыки – выходит в центр и танцует, остальные дети хлопают ему в ритме музыки.

Заключительная часть.

  • упражнение “быстро - медленно” (“Зверята в лесу очень любят слушать музыку и отгадывать – быстрая музыка или медленная. Давайте мы с вами тоже попробуем”) – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают, сидя на полу или на лавочке.

Подведение итогов занятия.

Занятие 2.

Для детей 5-6 лет.

Тема: В царстве Нептуна.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить двигаться в соответствии с размером музыки,
  • способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование:

  • иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира,
  • фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак “Синяя страница”),
  • веревка или длинная скакалка (3-3,5 м),
  • короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть.

  • беседа о море (“каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п.”), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,
  • ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),
  • подскоки,

Основная часть.

  • Игра “Море волнуется”. Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова “Морская фигура на месте замри” - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.
  • Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса “Аквариум” (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника “Ритмическая мозаика”),
  • Игра “Рыбки”. На полу из веревки выкладывается “домик”. Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-“рыбки” двигаются по залу, на вторую часть – “заплывают в домик”. При повторении игры - “домик” становится меньше.
  • Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть:

  • Игровое упражнение “Будь внимателен”. Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: “под музыку вальса – танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте”.

Подведение итогов занятия.

Занятие 3.

Для детей 6-7 лет.

Тема: Путешествие в Танцевальную страну.

Образовательные задачи:

  • развивать чувство ритма,
  • учить различать части в музыке (на примере трехчастных произведений),
  • учить различать динамические оттенки в музыке (громко – тихо),
  • учить передавать в движении характер музыки.

Ход занятия

Вводная часть.

  • поклон (настоящие танцоры всегда приветствуют зрителей поклоном),
  • ходьба (с носка, на носочках, на пятках, хороводный шаг),
  • подскоки, галоп,

Основная часть.

  • Разминка (перед каждым выступлением или репетицией настоящие танцоры всегда делают разминку): подъем на полупальцы, полуприседания, приседания, выставление ноги вперед и в сторону на носок и на пятку, прыжки на месте.
  • Танцевальная композиция “Танцкласс” (в качестве музыкального сопровождения можно использовать минусовую фонограмму песенки “Метро” из сборника Е. Железновой “10 мышек”).
  • Игра “Найди свой кружок”. Для музыкального сопровождения выбирается любая ритмичная трехчастная мелодия. Дети делятся на несколько подгрупп по 4-5 человек. Среди каждой подгруппы выбирается ведущий. На первую часть музыки ведущие исполняют одно танцевальное движение (каждый свое), остальные дети, стоя в кружках вокруг ведущих – хлопают в такт музыке. На вторую часть дети исполняют заранее названное педагогом движение (или композицию), в это время ведущие меняют свое местоположение в зале. После второй части необходимо сделать небольшую паузу, во время которой дети каждой группы должны найти своего ведущего и выстроиться вокруг него. На третью часть музыки каждая группа вместе с ведущим исполняет то движение, которое было исполнено ведущим во время первой части. Игра повторяется 2-3 раза.
  • Танцевальная композиция “Менуэт” (в качестве музыкального сопровождения можно взять произведение В.А. Моцарта “Говорят, это любовь…”)
  • Упражнение “Громко-тихо”. Дети стоят в колонне. Под громкую музыку идут топающим шагом, под тихую – шагом с носка.

Заключительная часть.

  • Упражнение “быстро - медленно” – под быструю музыку дети танцуют, медленную музыку – слушают сидя на полу или на лавочке.
  • Поклон.

Подведение итогов занятия.

Предисловие

В предложенных программе особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей путем совершенствования процесса исполнения и слушания музыки, умения сочинять и импровизировать.

Занятия в танцевальных коллективах совершенствуют координацию движений, способствуют укреплению мышечного аппарата, дают возможность овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов и современной хореографии.

Благодаря систематическим занятиям в кружке (объединении) учащиеся приобщаются к искусству хореографии в широком смысле, осваивая азбуку классического танца, приобретают специальные умения и навыки. Развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию искусства, формирует эстетический вкус, музыкальную и танцевальную культуру.

Чрезвычайно важен в учебно-воспитательной работе с детьми репертуар коллектива. Отобранный педагогом музыкальный и хореографический материал должен помогать ему системно, последовательно, терпеливо, увлекательно проводить занятия, что, в свою очередь, дает широкие возможности для эффективного и естественного музыкального и хореографического развития учащихся.

Программа кружка «Акварельки»

Карекина Юлия Геннадьевна

руководитель кружка «Акварельки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей дошкольного возраста танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога, руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец– это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Еще раз следует упомянуть, что танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей.

Таким образом, танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца - музыки, движения и игры.

Возможность раннего знакомства детей 5 – 6 лет с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение детей языку танцевальных движений с целью формирования у них творчества в танце – вот сущностная основа программы кружка «Акварельки».

Данную образовательную программу можно классифицировать следующим образом:

ðпо целевому назначению – общекультурная;

ðпо срокам реализации – одногодичная;

ðпо уровню развития детей – общая.

Программа разработана на основе типовой программы «Ритмика» (сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением»/ Под ред. О.А. Петрашевича. – Мн.: Национальный институт образования, 2005)

Ведущие педагогические идеи, ценности, принципы обучения и воспитания, следование которым обеспечивает реализацию целевого назначения программы, – это:

ØЛичностно-ориентированный подход. Принцип предполагает помощь педагога воспитаннику в выявлении своих возможностей, реализации своих интересов.

ØПреемственность. После изучения элементарных движений танца задания осторожно усложняются. Освоение последующих заданий гораздо легче на основе предыдущих.

ØСистематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком танцевальных движений. Понимание семантики, значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа, а также умение связывать эти «единицы» языка движений в «речевые» построения, включая их в контекст танца. И здесь главное для педагога – целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети знакомятся не только с семантикой отдельных движений, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.

Ø«Обучение - творчество». Творчество рассматривается в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям их произвольное изменение. В тоже время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал, становятся дополнительным путем его изучения.

Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на самых ранних этапах обучения танцу.

Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи программы:

ð Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода.

ð Развивать воображение и фантазию детей в танце.

ð Познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки.

ð Познакомить дошкольников с простейшими правилами поведения на сцене.

ð Воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на детей – 5-6 лет, воспитанников ДОУ.

Общее количество часов – 64 часа.

Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 час (30 мин.).

Нормы наполнения групп – 15 детей.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Санитарно-гигиенические требования.

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие:

Раздевалки и шкафов для хранения личных вещей;

Аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Для проведения занятий необходимо следующее материально-техническое оснащение: игрушки, другие атрибуты в необходимом для занятий количестве, магнитофон и прочее.

Кадровое обеспечение: педагог, руководитель кружка, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное образование по специализации «хореография», а также обладать необходимыми знаниями по детской психологии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Общее
количество часов

В том числе

практики

Вводное занятие

Азбука музыкального движения

Танцевально-образные движения

Основные виды движения

Портерная гимнастика

Пространственные перестроения. Рисунки танца

Танцевально-образная импровизация

Простые элементы танца

Учебно-тренировочная работа

Обобщающее занятие. Праздник «Раскрасим красками наш танец»

Итого:

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство детей с учебным кабинетом, его оборудованием. Знакомство с правилами поведения в учреждении и в кабинете. Игровой тренинг «Давайте познакомимся».

АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

ØПонятие осанка.Постановка корпуса. Положения головы. Поклон-приветствие. Позиция ног – VI.

ØХлопки в ладоши– простые и ритмические. Положение рук: перед собой, вверху, внизу, справа и слева на уровне головы.

ØПоложения головы. Прямо, вверх-вниз; «уложить ушко» вправо и влево; повороты вправо и влево; упражнения «тик-так» – «уложить ушко» с задержкой в каждой стороне (можно с ритмическим рисунком).

ØМузыкальные темпы:вальс, полька. Импровизационные движения в соответствии с каждым темпом.

Ø«Пружинка»- легкое приседание. Музыкальный размер 2/4. темп умеренный. Приседание на два такта, потом на один такт и два приседания, на один такт.

Ø«Мячик»- прыжки по VI позиции. Музыкальный размер 2 \4. Темп умеренный. Прыжок на два такта, затем на один такт и четыре и более прыжков на один такт.

ØУпражнения для рук и кистей. Руки поднять вперед на уровень грудной клетки, затем развести в стороны, поднять вверх и опустить вниз в исходное положение. В каждом положении кисти делают «фонарики» – это круговые движения кистей с раскрытыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей.

ØУпражнение для плеч. Оба плеча поднять вверх и опустить, изображая «удивление». Поочередное поднятие плеч. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми руками вперед и назад, двумя – поочередно и по одной.

ØПонятия: «птичка», «утюжок», «флажок». «Птичка»- оттянутый носок вперед, в стороны. «Утюжок» - стопа сокращена, вынос ноги на пятку вперед и в стороны. «Флажок» - поднимание ноги до колена с натянутой стопой.

ØУпражнение «Улыбнемся себе и другу». Наклоны корпуса вперед и в стороны с поворотом головы вправо и влево. Исполняться поклоны могут как по VI позиции, так и по IIпозиции.

Ø«Топотушки» -притопы в небольшом приседании на месте и в продвижении.

ØТройные притопы с остановкой.

ØЛогика поворотов вправо и влево.Повороты по четырем точкам шагами на месте – по два шага в каждую точку.

ØПоднимание на полупальцы по VI позиции.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

«Звереритмика» - движения имитирующие повадки зверей, птиц в соответствии с четверостишьями.

ØКошка села на окошко,

Стала кошка лапки мыть,

Понаблюдав за ней немножко,

Мы все движенья можем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки перед собой согнуты в локтях, изображаем кошку, которая моет лапки).

Три, четыре, пять – повтори опять (руками прикасаемся к ушам)

ØЗмея ползет тропой лесной,

Как лента по земле скользит,

А мы движение такое,

Рукою сможем все изобразить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед).

Три, четыре, пять – повтори опять (левой рукой перед собой изображаем змею, которая ползет вперед)

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØСтоит цапля на болоте,

Ловит клювом лягушат,

И так стоять совсем не трудно

Для нас, для тренированных ребят.

Раз, два, три – ну-ка повтори (правую ногу поднять до колена, руки вверх прямые, голову повернуть на правое плечо).

Три, четыре, пять – повтори опять (левую ногу поднять до колена, руки прямые вверх через стороны, голову повернуть на левое плечо)

Ну, просто молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØВетер деревце качает,

ØХочет ветку наклонить,

ØПонаблюдав за ним немножко

ØМы все движенья сможем повторить.

Раз, два, три – ну-ка повтори (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Три, четыре, пять – повтори опять (руки прямые вверху над головой изображают качающееся дерево).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

ØМартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь обезьяны наши предки,

А предкам детки, надо подражать.

Раз, два, три – ну-ка повтори.

Три, четыре, пять – повтори опять (повторяем все движения вместе).

Ну, просто – молодцы! (руки разводим в стороны через I позицию).

Ø Этюд, имитирующий действия человека.

Жила была бабка (руками изображаем как «бабка» надевает платок) у самой речки (правая рука перед собой делает волнистые движения). Захотелось бабке («бабка» надевает косынку) искупаться в речке (руки выводим вперед, затем в стороны, изображая плавание). Она купила себе мочало (на высоких полупальцах на месте разворачиваем пятки то вправо, то влево, при этом кулачками трем животик круговыми движениями). Наша песня хороша (разводим руки в стороны через I позицию) начинай сначала!(топнуть правой ногой и руки закрыть на пояс).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ

ØШаги с носка по кругу. Музыкальные размеры 4/4, 2/4.

ØШаги с высоким подъемом колена. Музыкальный размер 2/4.

ØШаги на полупальцах.

ØШаги на пятках.

ØШаги в комбинации с хлопками.

ØПрыжки «зайчики» в продвижении по кругу в глубоком приседании и на прямых ногах.

ØБег на месте и в продвижении «лошадки» (вперед колени).

ØГалоп (лицом в круг).

ПОРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнения исполняются на полу для растяжки и эластичности мышц ног, спины, живота.

ØУпражнение для подъема стопы. Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, стараемся коснуться большим пальцем пола.

ØУпражнение для выворотности стопы.Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, спина прямая, разворачиваем стопы так, чтобы коснуться мизинцами пола.

Ø«Буратино» - ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 2/4:

1 - 2 такты – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, руками коснуться носка;

3 - 4 такты – вернуться в исходное положение.

Ø«Солнышко» – ноги на полу на ширине 90˚, руки раскрыты в стороны. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса к правой ноге, корпус вытянуть вдоль ноги, левой рукой коснуться носка правой ноги, правой рукой дотронуться до левой ноги.

Движение повторить с левой ноги.

Ø«Складочка» – ноги на полу вытянуты вперед, руки на поясе. Музыкальный размер 4/4:

1 такт – наклон корпуса вперед, руками стараемся достать до носков, подбородок тянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

Ø«Бабочка» - ноги на полу подтянуты к себе, колени раскрыть в стороны, руки на коленях. Стараемся коленями достать до пола «развернуть у бабочки крылья».

Ø«Лодочка» –лежа на животе, ноги прямые, руки вытянуты вперед. Поочередно поднимаем ноги и руки, изображая качающуюся лодочку.

Ø«Рыбка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, руки вдоль корпуса.

Ø«Русалочка» – лежа на животе, ноги вместе, стопы раскрыты в стороны, пятки прижаты к полу, ладошки возле плеч прижаты к полу, руки согнуты в локтях. Музыкальный размер 3/4:

1 – 2 такты – выпрямляем руки и прогибаем корпус назад, запрокинуть голову.

3 – 4 такты – вернуться в исходное положение.

Ø«Колечко» – упражнение для мышц спины.Музыкальный размер 4/4. Лечь на живот, опереться впереди на руки, прогнуть корпус назад так, чтобы достать головой носки согнутых назад ног. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

Ø«Ушастый заинька» –упражнение для мышц спины. Музыкальный размер 2/4. лечь на спину, руки вдоль корпуса, поднять прямые ноги вверх и опустить их вниз за голову, достать носками до пола. Зафиксировать это положение, вернуться в исходное положение.

Ø«Корзиночка» –упражнение для мышц спины. Лечь на живот, руками взяться за щиколотки с внешней стороны, ноги потянуть вверх. Слегка покачаться на животе, голова поднята вверх.

Ø«Дощечка» –упражнение для укрепления мышц живота. Стоя на коленях, руки прижаты к корпусу. Исполняются покачивания корпуса вперед-назад, не садясь на ноги.

РИСУНКИ ТАНЦА. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПЕРЕСТРАИВАНИЯ

Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг.

ØКруг. Отработка навыковдвигаться по кругу:

Лицом и спиной;

По одному и в парах.

Собираться в маленький круг и расходиться в большой круг.

Перестроения из свободного расположения в круг и обратно.

ØЛиния. Движения в линиях, смены линиями, движение в линиях вправо и влево, вперед и назад. «Змейка» - движение по линии друг за другом, перестраиваясь в круг.

ØКолонна.Понятие «колонна». Движение в колонне вперед. Движения в колонне на месте: наклоны в стороны через одного и все вместе.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

Отработка умений выразить в импровизации свое образное представление в движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов.

Танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.

Изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы; едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.

Через танцевальные элементы предложить детям изобразить как помогают дома маме, папе (например: забиваем гвоздь, подметаем пол, моем посуду, стираем белье и т.д.).

ПРОСТЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА

Изучение комбинаций из основных, ранее выученных движений.

Комбинации движений на месте.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – упражнение «тик-так» головой.

5 такт – отвести левую ногу на носок вперед («птичка»).

6 такт – вернуться в исходное положение.

7 – 8 такты – упражнение «тик-так» головой.

II комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – шаг правой ногой в сторону, корпус наклонить вперед, шею вытянуть вперед.

2 такт – вернуться в исходное положение.

3 – 4 такты – то же повторить еще раз.

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

1 такт – отвести правую ногу на носок вперед («птичка»).

2 такт – перевести правую ногу на пятку («утюжок»).

3 такт – поднять правую ногу согнутую в колене («флажок»).

4 такт – вернуться в исходное положение.

Комбинацию повторить с левой ноги.

IV комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки опущены вдоль корпуса. Музыкальный размер 2/4.

1 – 2 такт – правая рука изображает волнистые движения справа налево.

3 – 4 такты – левая рука изображает волнистые движения слева направо.

5 – 6 такты – руки перед собой согнуты в локтях, кисти в кулачках. Исполняются круговые движения «кулачок за кулачком».

7 – 8 такты – руки разводим в стороны.

Комбинации движений в продвижении по кругу.

I комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Музыкальный размер 2/4.

Три шага с правой ноги – приставить. Три хлопка в ладоши – исходное положение.

II комбинация.Исходное положение – ноги вместе, руки свободно вдоль корпуса. Музыкальный размер 4/4.

Четыре шага со свободными движениями рук, затем поворот вправо на полупальцах, руки поднять вверх («раскрытый цветок»).

III комбинация. Исходное положение – ноги вместе, руки в стороны. Музыкальный размер 2/4.

1 – 4 такты – мелкий бег на полупальцах.

5 – 8 такты – присесть в глубокое приседание, руки опустить вниз.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА

Направлена на отработку и закрепление полученных умений и навыков.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

Проводится в форме итогового праздника «Раскрасим красками наш танец».

МЕРОПРИЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

ðигровой тренинг «Давайте познакомимся»;

ðвикторина-конкурс «Наш друг - светофор»;

ðигра «Ты и я – вместе мы друзья»;

ðвикторина «Все зверюшки, все птицы – хотят веселиться»;

ðконкурсно-игровая программа «Испекли мы каравай»;

ðигра – конкурс «Угадай-ка любимые мультфильм»;

ðконкурс красоты «Кто на свете всех милее»;

ðигра «Путешествие в страну Бережливию»

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

К концу учебного года кружковцы должны уметь:

1. Ориентироваться в характере, темпе, ритме музыки.

2. Уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы.

3. Уметь сочинять элементарные образные движения.

4. Владеть простейшими правилами поведения на сцене.

Занятия по данной программе будут способствовать: развитию координации движений дошкольников, воображения, отработке механизмов межличностной коммуникации, воспитанию внимательного отношения друг к другу, умению искренне радоваться достижениям своих товарищей, желанию помочь им в преодолении встречающихся трудностей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направленность и содержание программы носят практический характер и определяются задачами творческого и духовно-нравственного развития ребенка.

Уровень умений двигаться зависит от качества представлений о реальных вещах. Задача руководителя – развивать детские представления, прежде всего путем наблюдения, и на их основе строить обучение, последовательно ведя детей к овладению основами изображения художественных образов языком танца.

Осмысление, переживание и воспроизведение художественного образа активизирует процесс творческого, духовного развития. Поэтому при организации учебной деятельности важный аспект – опора на эмоциональную сферу:

ðувлекательный, эмоциональный рассказ (наглядность, образность, занимательность и т.п.);

ðвызов удивления, восхищения;

ðвызов заинтересованности в изучении языка танца;

ðэстетическое оформление кабинета;

ðстимулирование положительных переживаний, связанных с передачей художественных образов посредством танцевальных движений;

ðиспользование игр и игровых приемов; музыки.

Иными словами, для реализации программы используются следующие методы обучения и воспитания:

Øнаглядные: объяснительно-иллюстративные;

Øпрактические: упражнения, этюды;

Øпознавательные игры;

Øсоздание «ситуации успеха»;

Øсловесные;

Øнаблюдение;

Øрассказ;

Накопление эстетических впечатлений и воплощение собственных художественных образов являются средствами самовыражения и развития нравственно-эстетической сферы. При этом выбор заданий определяется направленностью на развитие творческих способностей через следующие способы организации педагогического взаимодействия:

Øстимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;

Øсоздание условий, позволяющих детям проявить инициативу к творчеству и поиску;

Øучет психологических особенностей, индивидуальных предпочтений, интересов и склонностей кружковцев;

Øвключение в работу эффективных методов и приемов;

Øсоздание особого психологического климата в детском коллективе, способствующего свободному обмену мнениями, формированию чувства внутренней свободы;

Øсоздание условий для правильной организации творческой деятельности.

Методы диагностики личностного развития кружковцев:

ðнаблюдение;

ðсравнение и анализ выполняемых упражнений, этюдов; итоговый анализ полученных умений и навыков кружковцев за период обучения.

Виды и формы контроля освоения программы:

ðтекущий (после каждой темы);

ðитоговый (в конце учебного года проводится обобщающее занятие).

Формой проведения обобщающего занятия является праздник «Раскрасим красками наш танец». Организуется с использованием театрализации и приглашением родителей.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Литература для педагога:

1. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.

2. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.

4. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение. – М., 1972.

5. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. – Дошкольное воспитание, 1991. – №12.

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. – М., 1973.

7. Сборник «Программы общеобразовательных школ (классов) с хореографическим направлением». – Научный руководитель Н.М. Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт образования. – 2005.

Для проведения занятий понадобятся:

ðиллюстрации с изображением животных;

ðсказки, стихи;

ðподборка музыкальных произведений;

ðподборка упражнений и этюдов;

ðвидеофильмы;

ðкомплекс игр и заданий по разделам тем.


Карекина Юлия Геннадьевна

Данный урок составлен по адаптированной рабочей программе «Ритмика и танец» для детей 1 года обучения (5-6 лет). Это открытое занятие первого полугодия. В нем представлены танцевальные игры, на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения.

Данный материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов для детей, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок. Предназначен для тех, кто работает с детьми 5-6 лет, для хореографов, работающих с дошкольниками, а также для работников дошкольных учреждений.

План урока

1. Тема урока : «Навыки выразительного движения. Работа в парах»

2. Тип урока: комбинированный

3. Цель : всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

4. Задачи:

Развивать чувство ритма;

Учить слушать и слышать музыку;

Способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении;

Прививать учащимся культуру общения между собой

5. Форма работы: групповая, парная, игровая

6. Оборудование и источники информации:

Музыкальный центр

Аудио записи

Фортепиано

7. Методы обучения : практический, словесный

8. Структура урока:

1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине: (разогрев всех групп мышц) - 10 минут

3. Прыжки по кругу - 7 минут

4. Основная часть: игроритмика (танцы - игры по кругу под чтение стихов), музыкально - ритмические этюды, упражнения на ориентировку в пространстве (перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре) - 20 минут

5. Заключительная часть: упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон - 5 минут.

6. Подведение итогов. - 5 минут.