Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Название детско родительского клуба. Детско-родительский клуб «Учимся играя

Название детско родительского клуба. Детско-родительский клуб «Учимся играя

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка»

Искитимского района Новосибирской области

Родительский клуб

« Успешный родитель »

Составитель: педагог-психолог Шамина И.Е.

2014 год

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя

могут дать детям большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, но именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.

В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. Школа утратила монополию на образование ребенка, так как образовательная организация – это не единственный путь получения образования. Следовательно, учитель – не единственный, а порой и не самый лучший источник знаний. Чтобы школа жила и развивалась в современных условиях, в условиях нового законодательства ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. В связи с новым законодательством формируется практика привлечения родителей к управлению школой.

С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей обучающегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей новых форм взаимодействия, поскольку первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между школой и родителями. В современных социокультурных условиях важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от педагогов поддержка, помощь и просто добрый совет. Это становится особенно актуальным в условиях сельской местности, где практически все знают друг друга.

Но, к сожалению, вынуждены отметить и тот факт, что в последние годы неуклонно снижается количество родителей, регулярно и охотно посещающих родительские собрания. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, необходимо изменить парадигму воздействия школы на родителей на парадигму взаимодействия школы с родителями. При этом поменяется и цель, и позиция, и ожидаемые результаты. И как ожидаемый результат – возрастает доверие, взаимное признание ответственности, усиливается уверенность в необходимости расширения взаимодействия.

Закономерно встает вопрос о формах взаимодействия семьи и школы. Как сделать так, чтобы родители и педагоги стали союзниками, чтобы между ними установились партнерские отношения, ведь только в этом случае деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной. Мы остановились на форме родительского клуба.

Цель клуба :

Оптимизация взаимоотношений родителей и педагогов через совместную деятельность в родительском клубе.

Основные задачи :

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания;

Приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса;

Развитие воспитательных ресурсов, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом;

Формирование способности предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;

Развитие непрерывных отношений со школой с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Развитие потребности к самосовершенствованию через воспитание своих детей.

Участники Клуба :

Администрация школы, педагог-психолог, учителя;

Родители и обучающиеся.

Принципы организации работы:

Добровольность участия;

Приоритет интересов родителей;

Открытость;

Партнерское общение;

Свобода и ответственность за выбор варианта решения своей актуальной проблемы;

Объективизация (осознание) родительского поведения.

Формы работы:

Групповое обсуждение проблем;

Совместная деятельность родителей с детьми (мастер-классы по различным направлениям деятельности; спортивные состязания, акции, семейные праздники и т.д.);

Лекции, семинары, круглые столы.

Методы работы / инструментарий

Групповое и индивидуальное консультирование;

Тренинги;

Свободное общение;

Деловая игра;

Дискуссия;

Мозговой штурм.

О рганизация работы родительского клуба:

Основные занятия проводятся 1 раз в месяц.

Ожидаемые результаты:

Повышается психолого-педагогической компетентность родителей в области воспитания;

Совершенствуются методы взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей;

Родители приобретают опыт группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей,

Совершенствуется процесс организации психолого-педагогического сопровождения родителей в школе;

Развиваются воспитательные ресурсы семьи, навыки самопомощи родителей;

Формируется способность предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;

Оптимизируются детско-родительские отношения;

Растет гражданская активность родителей.

Примерная Программа Родительского клуба

Встреча 1: Открытие Родительского Клуба.

    Презентация Родительского клуба . Цели задачи, организационные вопросы

    Тренинг «Конфликты»:

    Знакомство, оформление визиток: назвать имя и положительное качество на первую букву имени.

    Работа с группой : Ассоциации со словом конфликт – запись на доске. Конфликт – это не всегда плохо, это возможность что-то изменить.

    Работа в микрогруппах: 1 группа ищет положительные функции конфликта, 2 – отрицательные стороны, 3 группа продолжает предложение: «Дети плохо себя ведут, потому что…». Представление мнений групп. Обсуждение.

    Упражнение «Неформальное общение ». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.

7. Упражнение «Стили воспитания ». Один участник выходит за дверь, в комнате прячется какой-нибудь предмет, затем доброволец ищет предмет:

С завязанными глазами, направляемый ведущим;

Направляемый аплодисментами группы, по типу «горячо - холодно»;

Жестко управляемый ведущим, с наказаниями за неправильное направление поиска.

Обсуждение.

8. «Солнышко». На листе бумаги каждый рисует солнышко, пишет в круге имя своего ребенка, на лучах его положительные и отрицательные качества.

9. Обсуждение по группам тем и форм работы Родительского клуба .

10. Продолжение разговора за чашкой чая. Подведение итогов занятия. Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Каждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?».

Встреча 2: Конструктивное общение с детьми и подростками

Тема эта неисчерпаема, бесконечна, и сегодня мы поговорим с вами о барьерах в общении с ребенком, а также потренируемся в навыках активного слушания.

Принятие чувств ребенка. Понять ребенка – значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия. Рассказ психолога о психологических механизмах «подавления» чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление – «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.

Упр. 1. Группа делится на пары и участники ведут диалог:

- сидя напротив друг друга;

- один сидит, другой стоит;

- спиной друг к другу;

- на расстоянии 3 метров.

Обсуждение. Когда было комфортнее общаться.

Упр. 2. Один участник выходит за дверь. Задание найти человека, который хочет с ним общаться. Группа получает задание демонстрировать различными способами нежелание общаться с ним, все, кроме одного участника.

Обсуждение. На что ориентировались, что является важным при желании общаться с человеком.

Если вы хотите послушать ребенка:

- повернитесь к нему лицом; ваши глаза должны находиться на одном уровне; ваше положение и поза самые сильные сигналы о том, насколько готовы вы его слушать и услышать.

- желательно, чтобы ответы звучали в утвердительной форме (Не буду больше водиться с Петей.. – Ты на него обиделся. Неправильно: а что случилось? Ты что, на него обиделся? Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.)

- «держать паузу», она помогает ребенку понять свои переживания и одновременно почувствовать, что вы рядом.

- иногда полезно повторить, что вы поняли, а потом обозначить чувство (Не буду больше водиться с Петей. – Не хочешь с ним больше дружить.. Да, не хочу… после паузы - Ты на него обиделся…).

Три эффекта:

    Исчезает, или, по крайней мере, ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, горе уменьшается).

    Ребенок начинает рассказывать о себе все больше.

    Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Упражнение 3. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

«Не смей его бить! Это же твой брат!» («Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).

«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай перейдем на другую сторону»).

«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но может, мы вместе найдем выход?»).

«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).

Упр. 4. В парах (родитель - ребенок) придумывают ситуации и отрабатывают навыки активного слушания.

Барьеры в общении или что нам мешает слушать ребенка. Раздаточный материал.

Встреча 3. Конструктивное общение с детьми и подростками

Введение. В прошлый раз мы говорили с вами о барьерах в общении с ребенком, осваивали навыки активного слушания, которые помогают нам понять его переживания. А что же делать с нашими чувствами, которые также переполняют нас в отдельных ситуациях взаимодействия с детьми. Сегодня речь об этом.

Упражнение 1. Разминка: «Что я люблю, и что я не люблю». Каждый участник пишет на одной половине листа 5 предметов, явлений, людей, книг и т.п., на другой половине – что он не любит, прикрепляют на грудь и в течение 5-7 минут ходят, читают друг у друга написанное. Затем возвращаются на свои места, делятся впечатлениями.

Упражнение 2. «Я хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение 1 минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой и т.д.).

«Я - высказывание» - теоретическая вставка. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Скрыть свои переживания, сохранить спокойствие при сильном волнении все равно не получится. Ребенок без труда «читает» по вашим жестам, позе, интонации что что-то не так. Ведь именно через эти несловесные сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, или его поведении.

- Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.

- Меня очень утомляет громкая музыка.

Упражнение 3. Раздаточный материал. Группа делится на пары, тройки и формулирует Я-высказывания, применяет навыки активного слушания в различных ситуациях взаимодействия с ребенком.

Упражнение 4. «Накорми ребенка». Заранее просят участников принести самую разнообразную еду и напитки. В начале упражнения группа случайным образом делится на две подгруппы: кормящие и кормимые)))) (участникам не надо сразу говорить, что это родители и дети, это делается на разборе упражнения). У каждого кормящего должен быть свой кормимый (пусть они сами друг друга выбирают из противоположной группы).

Кормимым завязывают глаза и озвучивают правило молчания (говорить не имеют право ни те, ни другие участники).

Кормящим предлагают накормить своего партнера. В конце упражнения ведущий шепотом предлагает кормящим покормить их кормимых несочетающимися продуктами (шоколад+соленый огурец, например). В целом упражнение длится довольно долго - минут 10-15. Хорошо, если часть пар закончит упражнение самостоятельно (или кормимый начнет сопротивляться или кормящий решит, что пора остановиться). После этого подождать еще несколько минут, давая возможность закончить наиболее терпеливым самостоятельно. Но сильно долго ждать не стоит, остановить упражнение.

Ведущий должен внимательно наблюдать стратегии тех и других.

В разборе можно сделать выводы:

Родительские стратегии в отношениях с детьми (при чем это касается не только еды, но и повседневного поведения, ожиданий, навязывания своих убеждений и верований, желаний и др.);

Стратегии взрослых как детей (т.е. в отношениях с их собственными родителями);

Отношения со значимыми и подчиненными людьми;

Кроме того, можно отметить случаи вранья (сознательного или нет) и оправдания своего партнера - это стратегии презентации своей семьи в обществе.

Встреча 4: Проблемы дисциплины

Упражнение 1. Интервью. В парах участники берут друг у друга интервью, узнавая как формальные сведения о партнере, так и его привычках, хобби, а также его мнение о том, что ему помогает быть эффективным родителем, а что мешает. Через 10 – 15 минут каждый участник представляет партнера общему кругу, стоя у него за спиной.

Рефлексия: какие чувства испытывали, когда представляли вас и когда представляли сами? Что заметили, узнали о ком-то, о себе что-то интересное, новое?

Упражнение 2. «Давление». Один участник сидит, а второй «давит» ему на плечи, затем поменяться местами. Обмен чувствами.

Теоретическая вставка. Предоставление свободы выбора и логические последствия . Наиболее эффективным методом общения с детьми, по мнению специалистов, является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытать на себе последствия избранного ими образа действий.

Установление границ дозволенного поведения. Предоставление свободы выбора и логические последствия – не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета» по методу Х.Джайнотта:

1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).

2. Четко определить запрет на какое-либо действие («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, т.к....»).

3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.

4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится...»).

Упражнение 3 . «Как можно запретить, не запрещая». Работа с раздаточным материалом. Группа делится на пары, тройки и формулирует высказывания, не употребляя слова нет в различных ситуациях взаимодействия с ребенком.

Упражнение 4 . «Дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.

Упражнение 5 . «О ком я забочусь». Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что, и призвано обратить внимание данное упражнение.

Встреча 5: Повышение самоуважения детей, оказание поддержки

Упражнение 1. «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс. Таким образом, раскрывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.

Способы повышения самоуважения детей. Наши замечания и общение без слов помогают детям быть довольными собой – или чувствовать себя неудачниками. Дети инстинктивно чувствуют, когда родители верят в их способности и таланты, доверяют и уважают их чувство собственного достоинства, когда даже ошибки детей не пугают и не расстраивают родителей, т.к. рассматриваются как необходимый жизненный опыт.

Упражнение 2. «Мозговой штурм». Перед родителями ставится задача найти, как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому.

В дополнение к способам, найденным родителями в результате «мозгового штурма», психолог предлагает познакомиться с понятиями неформального общения, поддержки, семейного совета.

Теоретическая вставка. Основные этапы развития личности ребенка. Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации о содержании этапов развития личности по Э.Эриксону, необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа о внутриутробном развитии плода, другой психологической информации. Преподносить эту информацию необходимо с максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.

Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сделать родителям эта информация?» Часто первая реакция родителей – это ощущение беспомощности, осознание совершенных ошибок, которые очень сложно исправить. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспектив взаимодействия с ребенком, осознанию ресурсов, позволивших воспитывать его до сих пор с определенным успехом.

Домашнее задание.

1) «Знаем ли мы своих детей?» - родителям предлагаются вопросы для определения степени осведомленности их в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей:

Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.

Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.

Моя любимая музыка. Музыка, которая мне не нравится.

В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как...., а не нравится...

Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?

Встреча 6. Праздник Семьи.

Цель: - отработка навыков сотрудничества и равноправных взаимоотношений с ребенком;

- закрепление позитивного опыта неформального общения;

- создание атмосферы взаимопонимания и доверия между членами семьи.

Ведущий: Никто кроме тебя твою Жизнь Праздником не сделает. Тебя могут позвать на праздник. И ты можешь прийти и будешь со всеми этот Праздник творить... А можешь быть гостем на Празднике Жизни, наблюдателем... А можешь и не пойти – твое право, твой выбор... А можешь устроить Праздник для других, вместе с другими. И это будет САМЫЙ-БОЛЬШОЙ-ПРАЗДНИК для тебя. Устрой праздник для тех. кто рядом, для тех, кто в этом нуждается. Научи других устраивать Праздник. И твоя жизнь станет Праздником.

Торжественное вручение благодарностей за участие в работе Родительского клуба. Этот ритуал преследует цель не столько выдачи каких-либо документов, сколько создания атмосферы праздника и закрепления ощущения успешности родителей. Дети, пришедшие на праздник, получают от группы заранее приготовленные подарки, сувениры, символизирующие добрые и открытые взаимоотношения, любовь.

Психологические игры и упражнения. Применение конкретных методик с целью сплочения детей и родителей, получения ими опыта сотрудничества зависит от личных и профессиональных предпочтений психолога.

1. «Пластилиновая композиция» или изготовление открытки своими руками

(Н.А.Сакович. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования").

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различ­ные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Участникам раздают по листочку картона и пластилин. Каждый может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, участники создают композицию на свободную или заданную тему.

Ритуал завершения праздника. Возможно использование следующего приема: все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят о том, как они представляют себе счастливую семью. Чаепитие.

Встреча 7. «Мы рады встрече с Вами!»

Упражнение 1. Знакомство. Нарисуй имя и расскажи о нем.

Упражнение 2. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. Ожидания от работы группы

Диагностика: Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга – В.В.Столина. Интерпретация полученных результатов.

Встреча 8. «Воспитание нравственности»

Вступительное слово ведущего.

Упражнение 1. Каждый участник пишет на листочке качества, которыми должен обладать 17-летний человек. Обсуждение.

Упражнение 2. Работа в микрогруппах:

- высоконравственный человек – это…

- причины падения нравственности

Обсуждение полученных результатов.

Просмотр видеофильма «Виртуальная агрессия». Обсуждение.

Упражнение 3. Работа в микрогруппах – пути решения проблемы, рекомендации родителям.

Литература

    Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.

    Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М.: Прогресс, 1986.

    Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. – СПб.: Питер, 1996.

    Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии, - М.: Класс, 1998.

    Нельсон Д., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания. – ИнтерДайджест, 1997.

    Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: Культура, 1994.

    Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: ООО «Апрель пресс»: ЭКСМО-пресс, 2000.

    Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.

    Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. – М.: Класс, 1997.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного развития детей»

Принятана заседании

Педагогического совета

Протокол № 1

от «__» __________ 2018г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

МАДОУ «Детский сад № 2»

от «__» __________ 2018г. №__

Рабочая программа

дополнительной образовательной деятельности

социально-коммуникативной направленности

детско-родительского клуба

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Возраст детей: 2-3 года

Срок реализации: 1год

Количество часов: 9

Тавда – 2018

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности

социально-коммуникативной направленности детско-родительского клуба

«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»

Разработчик: Крутакова Ирина Эрнстовна, воспитатель 1 квалификационной категории

Содержание

    Пояснительная записка

Работа родительского клуба «Играем вместе » направлена на ознакомление родителей воспитанников с приёмами сенсорного и речевого развития детей 3-го года жизни. Так как, в данный временной промежуток, дети активно растут и расширяют сферу своей социальной и познавательной активности. Обе эти сферы претерпевают стремительный рост и изменения. Этому способствуют игровые и двигательные упражнения. С целью познакомить родителей с их многообразием и возможностью применение в развитии детей был организован родительский клуб «Играем вместе»

Актуальность. Малыш приближается к возрасту 3-х лет, а у родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием, развитием ребенка и адаптацией в детском саду. Родители часто теряются, не совсем представляя, что нужно ребенку в этом возрасте. Становятся актуальными многие проблемы: чему научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием? Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы?

Как известно, лучший способ обучения – это игровой процесс, т.к. он является ведущим в дошкольном возрасте, поэтому мы решили предложить родителям занятия в игровой форме для детей 1 младшей группы.

Социализация начинается с младенчества, в дальнейшем этот процесс становится более сложным и разносторонним. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке, поэтому педагоги детского учреждения дают возможность установить психологический контакт ребенка с родителями в детско-родительском клубе «Играем вместе».

Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Программа детско-родительского клуба обеспечивает развитие личности детей младшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач ФГОС ДО.

Цель: Научить родителей играть с детьми. Повысить компетентность родителей в области сенсорного и речевого развития.

Задачи:

1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

2. Оказать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

3. Научить родителей играть с детьми, приучать детей внимательно наблюдать за действиями взрослых и повторять их.

4. Помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой; научить создавать такую обстановку, в которой ребенок мог бы спокойно жить, нормально развиваться физически, умственно и морально, в которой он чувствовал бы себя свободно, легко и радостно и находил бы отклик всем своим запросам и интересам, соответствующим его возрасту.

5. Выработать единый стиль общения с ребенком в ДОУ и семье.

Организация работы клуба по направлениям:

Физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Речевое развитие.

Познавательное развитие.

Художественно- эстетическое развитие.

Ожидаемые результаты работы клуба для родителей:

Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.

Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.

Умение уважать желание и возможности ребенка.

Активизирование позитивного мышления, помогающего родителям избегать и преодолевать трудности воспитания детей.

Ожидаемые результаты работы клуба для детей:

Адаптация детей к условиям детского сада будет проходить в более легкой форме.

Проявление у детей внутреннего комфорта, уверенности.

Накопление сенсорного опыта.

Улучшение показателей развития речи ребенка.

Развитие мелкой и крупной моторики.

График работы клуба «Играем вместе»

Занятия рассчитаны на один год, частота проведения – 1 раз в месяц. Период занятий – с сентября по май. Каждое занятие проводится совместно дети с родителями. Возраст детей от 2 лет до 3 лет. Длительность одного занятия - от 10 минут до 15 минут.

    Структура программы

Правила поведения родителей на занятиях клуба:

На протяжении занятий выступать в разных ролях: помощник, партнер.

Контролировать поведение своего ребенка без угроз.

Принимать своего ребенка таким какой он есть, независимо от его способностей.

Участники детско-родительского клуба:

Кузнецова Татьяна Петровна,

Кузнецов Александр Николаевич

2. Злобина Полина

Злобина Татьяна Владимировна,

Злобин Артем Анатольевич

3. Долинина Валерия

Долинина Ирина Андреевна,

Хмелев Дмитрий Викторович

4. Глазков Сергей

Перевалова Елена Эдуардовна,

Глазков Александр Эдуардович

5. Салахутдинов Рафаэль

Салахутдинова Анастасия Владиславовна,

Салахутдинов Станислав Рафаэлевич

6. Кузнецова Алена

Кузнецова Ольга Ивановна,

Кузнецов Игорь Владимирович

7. Слюсарь Семен

Пьянкова Алена Витальевна,

Слюсарь Илья Игоревич

8. Кудашев Слава

Яковлева Елена Александровна,

Кудашев Иван Вячеславович

9. Матыкова Настя

Матыкова Елена Викторовна,

Матыков Илья Николаевич

10. Кочухова Флори

Кочухова Наталья Юрьевна,

Кочухов Денис Андреевич

11. Дубовик Миша

Гараймович Екатерина Анатольевна,

Дубовик Максим Александрович

12. Сядус Дима

Сядус Наталья Олеговна,

Сядус Константин Александрович

13. Шаманов Ростислав

Шаманова Стелла Валерьевна,

Суслов Павел Викторович

14. Перевалова Диана

Перевалова Дарья Андреевна,

Перевалов Степан Игоревич

15. Акишева Саша

Акишева Любовь Анатольевна,

Акишев Денис Викторович

16. Петров Рома

Петрова Мира Анатольевна,

Петров Юрий Викторович

17. Лукьянов Артем

Лукьянова Елена Анатольевна,

Лукьянов Евгений Николаевич

18. Храмцов Рома

Храмцова Анастасия Андреевна

19. Земан Матвей

20. Романова Катя

    Календарно-тематическое планирование

План работы детско-родительского клуба «Играем вместе»

Перечень занятий:

Сентябрь. Встреча 1.

Тема: «Наши пальчики играют, говорить нам помогают».

Задача: помочь родителям разучить слова пальчиковой игры

Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка.,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – папенька,

Ну а этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

«Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Октябрь. Встреча 2.

Тема: «Дары Фребеля. Цветные мячики на нитке»

Задача: Учить ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Игра: «Назови цвет» (назвать или показать мячик определенного цвета, обследовать мяч)

Игра: «Высоко - низко»

Игра: «Карусель»

Ноябрь. Встреча 3.

Тема: «Учимся строить дом для друга»

Задача: Формировать у детей умение строить из кубиков с помощью взрослого.

Выбор друга (мелкие игрушки)

Рассматривание кубиков, название цвета

Строим по образцу.

Декабрь. Встреча 4.

Тема: «Рисуем вместе».

Задача: Учимся правильно держать кисть, родители направляют руку ребенка во время рисования.

Физкультминутка.

На горке ёлочка стоит,
Во все стороны глядит. (Повороты в стороны.)
Ей не просто жить на свете -
Ветер крутит, вертит ветер. (Наклоны вправо и влево.)
Но ёлка только гнётся,
Не печалится - смеётся. (Прыжки)

Рассматривание высокой и низкой елочки. Какой мишка (большой или маленький) спрятался за высокой елкой, за низкой.

Рисуем елочки для детей на новый год.

Январь. Встреча 5.

Тема: « Мы катаем снежный ком».

Задачи: Познакомить детей с шерстью, дать поиграть с ней. Сравнить шерсть со снегом (холодный, теплая). Учимся катать ком круговыми движениями.

Из снега можно скатать сежный ком, из шерсти тоже можно скатать ком, похожий на снежный.

Я так люблю играть в снежки!
Бросаю снежные комки. (игры с готовыми снежками).

Февраль. Встреча 6.

Тема: «Мы играем целый день, нам играть совсем не лень».

Задачи: Развиваем память, мышление, внимание. Учимся раскладывать шарики по цвету, кубики по величине.

Дети помогают кукле навести порядок в комнате после игры.

Март. Встреча 7.

Тема: «Подвижные игры»

Задачи: развивать потребности в активной двигательной деятельности. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.

«Зайка серенький», «Воробышки и автомобиль», «Кошка и мыши», «Прокати мяч».

Апрель. Встреча 8.

Тема: «Животные и их детеныши», «Кто как кричит?»

Задачи: Учить распознавать взрослого животного и его детеныша. Подражать голосом и движениями.

У КОРОВЫ есть сынок –
Крепенький ТЕЛЁНОК,
А к СВИНЬЕ свой пятачок
Тянет ПОРОСЁНОК.
Сын ЛОШАДКИ бьёт копытцем –
Это ЖЕРЕБЁНОК,
Появился у ОСЛИЦЫ
Серенький ОСЛЁНОК.
С КУРОЧКОЙ играют в прятки
Детки – жёлтые ЦЫПЛЯТКИ,
У ИНДЕЙКИ – ИНДЮШАТА,
Очень бойкие ребята!
К маме-КОШКЕ сели ближе
Два КОТЁНКА, лапки лижут.
У СОБАКИ – сын ЩЕНОК,
И зовут его Дружок.
СТРАУСЁНКА СТРАУСИХА
Учит бегать очень лихо.
У КРОЛЬЧИХИ – шесть КРОЛЬЧАТ,
У ЗАЙЧИХИ – пять ЗАЙЧАТ.
У КОЗЫ – КОЗЛЁНОЧЕК,
У ОВЦЫ – ЯГНЁНОЧЕК.
У ЖИРАФИХИ – ТЕЛЁНОК,
У СЛОНИХИ – сын СЛОНЁНОК.
И ОРЛИЦУ ждут в гнезде
Птенчики-ОРЛЯТА,
А с ГРАЧИХОЙ в борозде
Кормятся ГРАЧАТА.
В пятнах ЛЕОПАРДИЦА,
Быстрая ГЕПАРДИЦА
Накормить детей хотят –
Маленьких своих КОТЯТ.
Всем на свете малышам,
Даже птичкам и зверям,
Мама добрая нужна,
С ней беда им не страшна!
Лаской и теплом согреет
Своих деток дорогих,
Сделать всё для них сумеет,
Не жалея сил своих!

Май. Встреча 9.

Тема: «Цветочная поляна» (Дар Фребеля № 10)

Задачи: Закрепить знание цвета, формы (круг), умение составлять рисунок с некоторой помощью взрослого.

Учебно-методическое обеспечение программы

Методы и приемы, используемые в работе клуба:

Организационные;

Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное

выполнение).

Логические.

Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Беседы и дискуссии за круглым столом.

Анкетирование.

Консультации.

Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Список литературы

    Психическое и физическое развитие от одного года до трех лет – А.С. Галанов

    Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет – М.Д. Маханева; С.В. Рещикова

    Маленькими шагами в большой мир знаний. - И. П. Афанасьева.

    Рисование с детьми раннего возраста - Е.А. Янушко.

    Аппликация - с детьми раннего возраста - Е.А. Янушко.

    Играем пальчиками и развиваем речь - В.В. Цвынтарный.

    Игры – занятия с малышом от рождения до трех лет – Э.Г. Пилюгина.

    Развивающие игры для дошкольников – А.В. Печерога.

    Игровые занятия с детьми 1 -2 лет – Д.Н. Колдина.

    Сенсорное развитие детей раннего возраста – Е.А. Янушко.

«Пальчиковый сухой

бассейн»,

Задача: помочь родителям овладеть методами руководства детской игрой; научить создавать такую

«Собери бусы», обстановку, в которой ребенок мог бы спокойно жить,

нормально развиваться физически, умственно и

Игры с мазаикой»,

морально, в которой он чувствовал бы себя свободно,

Цель: Закрепление

легко и радостно и находил бы отклик всем своим

знания размера, цвета.

запросам и интересам, соответствующим его возрасту.

развитие мелкой

I часть: "Я играю целый день, мне играть совсем не

моторики, зрительно-

лень" - разговор - беседа с родителями о методах

моторной руководства детской игрой.

координации.

Первые шаги в театр "В гостях у сказки"

«Заюшкина

избушка».

Цели:

развитие

возможность родителям реализовать свои

умения

неиспользованные способности.

ориентироваться

плоскости; развитие

Драматизация сказки «Репка», «Колобок»

пальцевой

моторики;

воспитание

навыка

работы

ведущей

способностей.

Материалы:

игрушечный

шесть

счетных

палочек;

картонный

квадрат

(окно);

картонный домик.

Творческая мастерская "Новогодний фейерверк"

Дид.игры с куклой

Цель: познакомить родителей с разными формами работы

«Одеваем куклу Катю

по развитию творческих способностей детей.

на прогулку», «Собери

Формировать умения распределять трудовые действия

бусы для куклы»,

между взрослым и ребенком.

«Угостим куклу

чаем».

СОД «Нарядим ёлочку», «Найди лишний фонарик»

Цель: вызвать у детей

интерес к игре с

куклой. Уточнить их

знания о строении

тела человека,

расширять и уточнять

их представление о

мебели, посуде,

одежде и обуви.

Обогащать словар.

Страна "СПОРТЛАНДИЯ" "Выше, быстрее, сильнее"

Подвижные игры

Цель: развивать потребности в активной двигательной

«Зайка беленький

деятельности. Формировать положительное отношение к

сидит», «Берегись,

здоровому образу жизни.

заморожу!», «Катание

с горки на ледянках»

Занятие «Снеговик»

Цель: развивать

потребности в

активной

двигательной

деятельности.

Школа художников "И никогда не меркнут краски»

Игры

Цель: Развивать творческие способности детей

Строительным

посредством изобразительной деятельности.

материалом:

«Чудо-кубики»,

Способствовать обогащению эмоциональной жизни

«Строим башенки»

ребенка.

«Фантазёры»

Воспитывать культуру деятельности, формировать

Цель:

Учить

детей

навыки сотрудничества.

простейшим способам

действий

Изготовление поздравительных открыток для пап.

предметами.

Обогащать сенсорный

опыт

малышей

Художественно- продуктивная деятельность (Лепка

процессе знакомства с

«Самолёты»), Рисование фломастерами «Цветной

игрушками.

дождик»».

"Весёлые ладошки" Пальчиковые игры с пением.

П/ игры; «Дружная

Цель: способствовать сплоченности семьи. Воспитывать

семья», «Черепашка»,

развитую творческую личность ребенка. Дать

«Пчёлки», «Улитка».

возможность родителям играть с малышами, развивать

Цель: Развивать у

добрые взаимоотношения.

детей речь, мелкую

Обыгрывание народных потешек.

моторику, внимание,

разнообразные

Занятие « Подарок для мамы»

сенсорные

впечатления.

Творческая мастерская "Очумелые ручки"

Цель: Вызвать у родителей и детей желание создавать,

творить, проявлять свои умения, фантазию в различных

поделках.

Игры с песком, водой, крупой. Опыты с предметами.

Занятие «Капитаны»

"Играем вместе"

«Капитаны»

Цель: развитие умения

сочетать произнесение

единства и сплоченности семьи.

звука

с

началом

выхода,

чередование

Создать взрослым и детям веселое и радостное

длительного

;

настроение. Развлечение "Игры да потехи"

развитие

умения

Цель: научить родителей прислушиваться к мнению и

длительно

желаниям ребенка, способствовать созданию атмосферы

произносить звук Ф на

единства и сплоченности семьи. Создать взрослым и

одном

выдохе

и

детям веселое и радостное настроение.

многократно

произносить звук П (п

I часть: Развлечение "Игры да потехи"

п

п)

на

одном

II часть: Утренник "Здравствуй, лето"!

выдохе.

Активизация

мышц губ.

(Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с

ребенком кружка «Играем вместе с детьми»)

Итоговое мероприятие: «Разноцветное настроение"

Совместное игровое занятие с родителями и детьми

Примерные игровые ситуации.

Капитаны.

Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выхода,

чередование длительного; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном

выдохе и многократно произносить звук П (п –п –п) на одном выдохе. Активизация мышц

губ.

Материал: таз с водой и бумажный кораблик.

Ход занятия.

На маленьком столе таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит

на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. Взрослый предлагает

ребенку» покататься на кораблике» из одного города в другой, обозначив города знаками

на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно

дуть на него не торопясь, сложив губы как для произнесения звука Ф. Можно дуть

просто – вытягивая губы трубочкой, но не надувать щеки. Кораблик при ровном «ветре»

двигается плавно и уверенно плывет к цели. «Но вот налетает порывистый ветер,-

говорит взрослый, - он дует неровно – п-п-п. Ребенок повторяет, и стремиться пригнать

кораблик к определенному месту.

Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука Ф ребенок не надувал

щеки; звук. П произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щеки.

Заканчивая занятие, ребенок и взрослый вместе поют;

Ветер-ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги - реки.

«Найди лишний фонарик»

Цель: Развитие умения составлять целое из частей. Обучение соотнесению

предметов

по

цвету;

совершенствование

мелкой

моторики

руки;

развитие умения сопоставлять предметы по признакам: цвету, форме, размеру.

Материал: фонарик (елочная игрушка); разрезные карточки с разноцветными

фонариками

разной

формы,

по

количеству

детей.

3 карточки, на которых в ряд изображены по 4 фонарика, из них: в первом ряду один

отличается от других размером, во втором ряду – формой, в третьем ряду - цветом.

Ход занятия:

Педагог. Давайте еще поиграем с фонариками. Посмотрите, как они встали в ряд

(показывает картинку с 4 фонариками). Вам нужно найти лишний фонарик, который не

похож на остальные.

Педагог показывает по очереди картинки, дети находят лишний фонарик, объясняя

свой выбор.

Педагог. Каких фонариков много? (маленьких) Какой отличается от остальных?

(большой).

Далее занятие проводится аналогично: педагог демонстрирует несколько больших

фонариков, среди которых - один маленький. Дети называют одним словом большинство,

и определяет «лишний» фонарик.

Нарядим елочку

Цели: обучение сравниванию трех предметов по цвету, восприятию предметов в

количестве одного, двух, трех; развитие умения составлять целое из нескольких частей;

обучение распознанию противоположных понятий «большой», «маленький»; развитие

умения анализировать, сравнивать, выявлять; обучение умению различать предметы по

форме; совершенствование мелкой моторике.

Материалы

:

3

плоские

елочки,

составленные

из

треугольников;

конвертики(по количеству детей) , в которых находятся 6 треугольников: 3 больших, 2

поменьше

и

1

маленький;

карточки

с

силуэтами

трех

елок;

карточки

с

изображением

бус;

карточки

с

изображением

незаконченных

бус;

коробочка (по количеству детей), в которых лежат по 3 больших и 3 маленьких кружка

одного цвета - «бусинки».

Ход занятия:

Педагог. Скоро наступит Новый год. В лесу звери тоже готовятся к празднику.

Они уже и елку выбрали, вокруг которой будут хороводы водить. Только вот игрушек у

них нет. А без них елка не такая красивая. Вот звери и просят вас помочь нарядить ее.

Послушайте, что елка говорит о себе:

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.

Чтобы и у зверей была такая же нарядная елка, сделаем для нее бусы (показывает

картинку). Посмотрите, какие бусы у меня на картинке. Из каких фигурок они состоят?

(из кружочков). Какой первый кружочек (большой). А за ним? (маленький). Потом какой?

(большой). Теперь вместе повторим, из каких фигурок состоят бусы.

Дети повторяют: «Большой кружок, маленький, большой, маленький».

Педагог. Перед вами карточки, на которых вы видите начало бус. Возьмите из

коробочки фигурки - бусинки и сделайте бусы для елочки. Дети выкладывают бусы.

Педагог. Какие замечательные бусы у вас получились. Теперь у зверей в лесу

тоже будет нарядная елка.

Цветной дождик.

Цели: Выработка умения проводить прямые короткие линии, правильно держать

фломастер; обучение соотнесению предметов по цвету; развитие мелкой моторики;

развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и

тихи; развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно

различному звучанию бубна.

Материал: листы бумаги белой (по количеству детей) с нарисованной тучкой

красного, зеленого, желтого или синего цветов; такого же цвета фломастеры, бубен.

Ход занятия:

Перед детьми лежат листы бумаги с изображениями тучек.

Педагог. Посмотрите, какие разноцветные тучки пригнал к нам ветер. Из них идет

разноцветный дождик. Как вы думаете, какого цвета дождик пойдет из синей тучки?

(синий). Посмотрите, как я нарисую синий дождик (показывает). Какого цвета дождик из

красной тучки? (красный) . Какой дождик будет рисовать Оля? Ребенок называет цвет

своей тучки. Нарисовать дождик первым предлагается более способному ребенку.

Педагог. Какой фломастер ты возьмешь?

Дети по очереди рисуют дождик, самостоятельно выбрав цвет фломастера.

Подарок для мамы.

Цели: развитие пространственной ориентации; развитие мелкой моторики;

расширение словарного запаса; обучение составлению цветка по образцу, чередованию

предметов различной формы.

Материалы: вырезанные из бумаги листочки (по два для каждого ребенка) и

лепестки цветов (белые - лепестки ромашки, красные- маки) по 5 для каждого ребенка;

листы картона, на которых нарисованы стебельки и серединка цветка т(по количеству

детей) ; картинки с изображением ромашки и мака; коробочки с тремя кружочками и

квадратиками одного цвета по количеству детей; образец бус.

Ход занятия:

Педагог. Скоро будет мамин праздник. Давайте сделаем подарки для мам -

выложим им красивые цветы(показывает картинку с изображением цветов). Как они

называются? (ромашки и маки). У цветка есть лепестки. У ромашки лепестки белые, а у

мака- красные. Цветок стоит на ножке, и эта называется «стебелек». У цветов есть

листья. Они зеленые- вот какие (показывает листок). Давайте сделаем для мамы цветок.

Какой цветок хочет выложить Оля? (ромашку.). А Ян? (мак) .Какого цвета лепестки

возьмет Оля.(белого).

Педагог помогает каждому ребенку отобрать по пять лепестков.

Педагог. Приложите лепестки к серединке цветка вот так (показывает на образце,

дети выгладывают на картон). Возьмите два листочка и приложите к стебельку.

Педагог контролирует, чтобы дети взяли только два листочка.

Педагог.

Маму я свою люблю,

Ей цветочек подарю.

Мой цветочек не простой----

Самый ей дорогой.

Какие красивые цветочки получились. Похлопаем.

Снеговик.

Цели: развивать умения выкладывать несложные плоскостные предметы на

горизонтальную плоскость; выработка умения ориентироваться на листе бумаги;

развитие мелкой моторики; координация речи с движением; развитие воображения;

развития артикуляторного аппарата.

Материал: игрушечный снеговик; набор фигурок для складывания снеговика, по

количеству детей; образец для выкладывания – контурная прорисовка снеговика на

голубой бумаге или картоне.

Ход занятия:

Педагог показывает игрушечного снеговика.

Педагог. Посмотрите, кто к нам пришел.

Снеговик, снеговик

Появился во дворе,

Нос ---морковкой,

Рот ---морковкой

И ведро на голове.

Из каких частей состоит? (из кругов, ведра.) Сколько белых кругов нам

понадобиться? (два). Какого размера самый нижний круг? (большой). А на нем? (по

меньше) Сколько глаз у снеговика? (два). Что у снеговика на голове? (ведро) Я раздам

вам конверты, в которых находятся части, из которых мы будем делать снеговика.

Достаньте их и выложите снеговика. Дети накладывают детали на контурную прорисовку

снеговика. Более развитые дети выкладывают его по представлению, то есть прямо на

столе.

Педагог. Какие замечательные снеговики у нас получились. Похлопаем.

Заюшкина избушка.

Цели: развитие умения ориентироваться на плоскости; развитие пальцевой

моторики; воспитание навыка работы ведущей способностей.

Материалы: игрушечный заяц; шесть счетных палочек; картонный квадрат (окно);

картонный прямоугольник (труба), по количеству детей; образец домика; фланелеграф,

6 бумажных полосок одинаковой длины; палочки белого, розового, голубого и желтого

цветов.

Ход занятия:

На столе сидит игрушечный заяц.

Педагог. Вспомним сказку «заюшкина избушка».Помните,что у лисы была

избушка ледяная, а у зайки лубяная. У лисы избушка растаяла, она попросилась к зайцу,

а потом его и выгнала. Остался зайка без избушки. Давайте поможем ему сделать новый

домик (показывает образец домика).

Посмотрите, дом какой,

Он с окошком и с трубой.

Возьмите две палочки и сделайте стены домика (с помощью полосок показывает

на фланелеграфе).

Дети

вслед

за

педагогом

выкладывают

на

столе

такую

же

фигуру.

Педагог. Возьмите еще две палочки и положите одну сверху, другую снизу. Какая фигура

получилась? (квадрат). Возьмите еще две палочки и сделайте крышу (над квадратом

изображает крышу, прикрепив 2 полоски). Положите «окно» в середину квадрата

(прикрепляет «окно»). Поставьте «трубу» на крышу.

Педагог помогает по мере необходимости.

Педагог. Замечательные домики получились!

Птички хотят пить

Цели: познакомить детей со свойствами воды: льется, журчит, можно переливать

из кружки в мисочку, развивать зрительное восприятие. Воспитывать доброе чувство к

птицам.

Материал: игрушка - птичка, кружечка с водой, мисочка.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание на погоду за окном: идет дождь (или светит

солнце), как одеты люди. Затем раздаются звуки «чирик-чирик» - появляется воробей.

Дети вместе с воспитателем здороваются с ним, рассматривают: крылья, клюв,

лапки. Далее воспитатель ведет диалог с птичкой;

-Почему ты так жалобно чирикаешь?

- Ты хочешь пить?

Задает детям вопрос:

- Птичка хочет пить. Что мы дадим птички? (водичку).

Где водичка? (в кружке)

Воспитатель пытается напоить птичку:

- Дети, птичка не может напиться водички, кружка большая, а птичка маленькая,

давайте перельем водичку из кружечки в миску.

Дети наблюдают, как воспитатель переливает из кружки в миску, при этом она

обращает внимание, что вода льется, журчит. Затем проводит имитацию, как птичка пьет

воду, предлагает детям напоить птичку.

В конце занятия дети играют с птичкой.

Ладушки, ладошки

Цели: познакомить детей со свойствами песка, развивать внимательность и

моторику пальцев, воспитывать аккуратность и взаимопомощь в процессе игры.

Материалы: формочки для песка, емкость с водой, песочек, дощечки, кукла Таня.

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на то, что скоро в гости придет кукла Таня,

ее надо угостить пирожками и предлагает приготовить пирожки.

Дети сидят полукругом на стульчиках, воспитатель берет песок и формочку для

песка и пытается сделать пирожок, но пирожок не получается, песок рассыпается. Берет

воду, поливает песок, дети рассматривают мокрый песок и возможные варианты

приготовления пирожков из разных формочек.

Воспитатель объясняет, почему получаются пирожки. Далее предлагает детям

самим сделать пирожки с помощью форм из песочного набора.

Ой, ладушки, ладушки,

Испечем оладушки,

Мы Танюшу пригласим,

Пирожками угостим.

Заходит кукла Таня, рассматривает приготовленные пирожки, благодарит детей.

ЛИТЕРАТУРА

1 Психическое и физическое развитие от одного года до трех лет – А.С. Галанов

2 Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет – М.Д. Маханева; С.В. Рещикова

3 Маленькими шагами в большой мир знаний. - И. П. Афанасьева.

4 Рисование с детьми раннего возраста - Е.А. Янушко.

5 Аппликация - с детьми раннего возраста - Е.А. Янушко.

6 Играем пальчиками и развиваем речь - В.В. Цвынтарный.

7 Игры – занятия с малышом от рождения до трех лет – Э.Г. Пилюгина.

8 Развивающие игры для дошкольников – А.В. Печерога.

9 Игровые занятия с детьми 1 -2 лет – Д.Н. Колдина.

10 Сенсорное развитие детей раннего возраста – Е.А. Янушко.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ

Детский сад комбинированного вида №935

ПАСПОРТ

Детско-родительский клуб

«Сила единства»

Составил:

Педагог средняя группа №7

Глубоцкая Екатерина Владимировна

Москва 2013 год

Преамбула

Семья для дошкольника - жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения ребенка. Однако от родителей требуются значительные усилия, чтобы упрочить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства (Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.).

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте (Закона РФ «Об образовании»).

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание «вслепую», интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Некоторые родители считают, что, отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на воспитателей, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действия воспитателей, не участвуя в самом воспитательно-образовательном процессе.

Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

В наши дни вопросы воспитания детей интересуют множество родителей. Зачастую восхищает исключительная готовность людей серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей, несмотря на экономические катаклизмы и стрессы нашей современной жизни. Но порой бывает непросто разобраться в разных направлениях и методиках, понять, какой стиль воспитания не повредит ребенку, а, наоборот, будет способствовать гармоническому развитию его личности.

Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

  • Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.

На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.

Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для активизации педагогических возможностей родителей воспитатель использует разнообразные активные формы общения. Это дискуссионные встречи, например, круглые столы, вечера вопросов и ответов, практикумы и тренинги, помогающие родителям корректировать собственные взгляды на воспитание и способы общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями способствуют также эмоционально насыщенные формы общения - совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т.д. Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.

Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах. Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

ПОЛОЖЕНИЕ

Название клуба: «Сила Единства»

ЦЕЛЬ: Сформировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, повысить психолого-педагогическую культуру родителей, позволяющую осуществлять поддержку и развитие физических, душевных и творческих сил ребенка на более высоком уровне, у ребенка - уважительное отношение к своим близким, что является основным условием, позволяющим успешно осваивать образовательные программы.

Руководитель программы: Глубоцкая Екатерина Владимировна - педагог ДОУ

Участники: Педагоги, специалисты, дошкольники и их родители.

Форма организации: Групповая, очная, заочная

З адачи программы:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях.

Организация деятельности родительского клуба:

  • Работа родительского клуба осуществляется на базе ДОУ №935.
  • Заседания проводятся 1 раз в месяца.
  • Работа клуба проводиться согласно годовому плану.
  • Тематика заседаний касается проблем детей и родителей в сохранении и укреплении здоровья, а также проблем родителей в воспитании детей.
  • Формы организации семейного клуба: семинары-практикумы, тренинги, досуги, лекции, круглые столы, видеопросмотры, открытые-занятия и т.п..

Права и обязанности участников клуба:

  • Активно участвовать в мероприятиях, организуемых как для членов клуба, так и ими самими;
  • Свободно выражать и отстаивать собственную точку зрения;
  • Участвовать в разработке программы деятельности клуба;
  • Обмениваться личным опытом по решению тех или иных проблем семьи.

Документация клуба:

  • Перспективный план работы
  • Конспекты занятий детско-родительского клуба
  • Журнал регистрации посещений семьями занятий клуба

Перспективно - тематический план занятий на 2013-2014 год

Тема занятия

Участники

Форма

Сроки

  1. «Познакомимся поближе».

Цель: Установить доброжелательные отношения с родителями. Обсудить план работы на год.

  1. Консультации для родителей:

«Ребенок имеет право».

Цель: Расширить знание родителей в вопросах охраны детства, познакомить с содержанием основных документов регламентирующих права ребенка.

родители, педагог

презентация, викторина,

анкеты

октябрь

  1. «Истоки. Образовательные области»

Цель: Познакомить родителей с образовательной программой «Истоки», с основные этапы развития детей 4-5 лет. Возможности развитие личности, талантов и способностей.

родители, педагог

презентация, ответ-Вопрос

ноябрь

  1. «Рисуем с детьми»

Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области эстетического развития ребенка.

  1. Консультации для родителей:

«Художественное творчество в дошкольном образовании»

дети, родители, педагог

мастер класс – открытое занятие,

письменная консультация

декабрь

Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми.

родители, педагог

презентация,

обмен мнениями,

буклеты с играми

февраль

  1. «Театр - как возможность лучше узнать своего ребенка»

Цель: познакомить родителей с театральной деятельностью, как особым видом игры дошкольников, научить организовывать домашний театр.

  1. Консультации для родителей:

«Театральная деятельность, изготовление героев сказок из бросового материала»

дети, родители, педагог

мастер класс - открытое занятие, б уклеты, театральная постановка (сказка «Колобок»),

письменная консультация

март

  1. «Здоровье и физическое развитие ребенка»

Цель: Обозначить необходимость и важность организации условий для успешного физического развития ребенка.

родители, педагоги, (воспитатель по физкультуре)

Семинар, Презентация

Обмен мнениями

апрель

  1. «До новых встреч»

Цель: Подвести итоги года. Получить обратную связь от участников клуба.

родители, педагоги, дети

Прогулка в парке, чаепитие

май


Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.

Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название «РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений, стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.

Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений

Задачи:

  1. Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
  2. Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель- ребенок».
  3. Становление родительской компетентности.
  4. Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.

Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу должны входить дети одного возраста, желательно из одного класса. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и их родителей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность занятия - 1-1,5 часа.

Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.

Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа.

1 этап – диагностический

На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р.Бернсу) и тест Р.Жиля.

Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания. В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1)

2 этап – практический

На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми.

Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и родителей.

Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия.

Тематическое планирование занятий

ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство» Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.

ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи»

Цель. Актуализация опыта семейного взаимодействия.

ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые»

Цель. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений во взаимоотношениях, создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.

ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи»

Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.

ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.

ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…»

Цель. Отработка навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков.

ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства»

Цель. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.

ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением»

Цель. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…»

Цель. Развитие партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения.

ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе!» Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ.

Тематическое планирование

№ этапа № темы Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Диагностический этап 1 1
2. 1 Знакомство 1- 1,5 1- 1,5
2 Портрет нашей семьи 1- 1,5 1- 1,5
3 «Трудные» дети и «трудные» взрослые 1- 1,5 1- 1,5
4 Все мы чем-то похожи 1- 1,5 1- 1,5
5 Я тебе доверяю… 1- 1,5 1- 1,5
6 Я тебя понимаю… 1- 1,5 1- 1,5
7 Наши эмоции и чувства 1- 1,5 1- 1,5
8 Как справиться с плохим настроением 1- 1,5 1- 1,5
9 Я тебя слушаю… 1- 1,5 1- 1,5
10 Мы вместе! 1- 1,5 1- 1,5
3. Итоговая диагностика 1 1

Структура занятий

1. Ритуал приветствия

  • Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия

2. Разминка

  • Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность

3. Основное содержание

  • Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы

4. Рефлексия

  • Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
    • Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
    • Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас)

5. Ритуал прощания

  • Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе

Занятие 1. «Знакомство»

1. Упражнение «Давайте познакомимся»

2. Упражнение «Волшебный стул».

Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.

Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент?»

Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул. Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле.

3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука».

Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:

  • «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
  • Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
  • Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
  • «Попрощаться» с партнерами безъимянным пальцем.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).

4. Упражнение «Карандашики».

Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.

Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках, четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.

5. Упражнение «Рисуем вместе».

Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.

Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.

6. Упражнение «Баржа».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч.

Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т.д.

7. Упражнение «Белые медведи».

Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.

Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.

РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»

Ритуал прощания

Список литературы

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
  2. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996
  3. Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1984
  4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002
  5. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006
  6. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007
  8. Григори Н. Связующая нить «Школьный психолог» № 1,2001
  9. Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997
  10. Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998
  11. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.:ТЦ «Сфера», 2001
  12. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002)
  13. Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой) М.,2008
  14. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера,1998
  15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998.