Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Как сделать развивающую дугу своими руками. Детский развивающий коврик: варианты и композиции, правильные решения, изготовление

Как сделать развивающую дугу своими руками. Детский развивающий коврик: варианты и композиции, правильные решения, изготовление

Любящие родители, стараясь развивать своего ребенка от самого рождения, используют современные методики и всевозможные дорогие игрушки. В последнее время специально для этих целей были придуманы развивающие коврики. Купить такой коврик можно в магазине, но многие женщины предпочитают изготавливать его своими руками, ведь сделать это совсем не сложно. В этой статье мы расскажем вам, как изготовить развивающий коврик своими руками для детей от 0 до 3 лет , и покажем фото самых оригинальных идей.

Развивающий коврик для маленького ребенка

Развивающий коврик это текстильное или вязаное полотнище, оформленное яркими аппликациями, с размещенными на нем подвижными элементами для игры. Он иногда дополняется каркасом для подвешивания игрушек. Такой коврик дает детям возможность развиваться с первых дней жизни, и рассчитан на использование до 3-летнего возраста.

Развивающий коврик для новорожденного

Игра с развивающим ковриком поможет:


Знаете ли вы: мозг ребенка к моменту рождение развит не до конца. В первые месяцы и годы жизни идет самый активный рост и развитие нервных связей в мозгу. На этот процесс, и на количество создаваемых связей, влияние оказывает то, в какой окружающей обстановке растет ребенок и как с ним занимаются.

Развивающий коврик для малышей

Для ребенка развивающий коврик станет самой большой и полезной игрушкой, которая никогда не надоедает, а для мамы – главным наглядным пособием для занятий с малышом. Когда ребенок подрастет и начнет самостоятельно сидеть, он сможет играть с ним и развиваться без посторонней помощи. Яркие аппликации и большое количество всевозможных элементов займут внимание ребенка надолго, и вы получите возможность немного отдохнуть, или заняться домашними делами. Во время совместных занятий необходимо показывать ребенку, какие действия можно производить с предметами, размещенными на коврике, и добиваться от него выполнения поставленных заданий.

Развивающий коврик для самых маленьких

Преимущества коврика, изготовленного своими руками


Совет: делайте коврик с запасом по размеру, чтобы по мере взросления ребенка добавлять на него новые развивающие элементы, подходящие по возрасту. Он будет «расти» вместе с ребенком и всегда будет новым и интересным.

Изготовление развивающего коврика

Изготавливаем развивающий коврик своими руками

Для начала необходимо определиться, что именно вы хотите видеть на вашем коврике, и нарисовать на листе бумаги примерный эскиз. Затем подобрать подходящий по размеру и фактуре материал для основы коврика и для его подкладки. Чтобы коврик получился мягким и теплым, вам понадобится синтепон или теплая пальтовая ткань. Последняя поможет коврику лучше держать форму и не сминаться во время игры.

Идеи развивающего коврика из квадратов

Совет: выбирайте для лицевого полотнища натуральные или наполовину синтетические ткани. Они должны иметь устойчивый цвет и не накапливать статическое электричество. Хорошо подойдут ситец, лен, габардин, костюмные ткани с натуральными шерстяными волокнами. Для подкладки возьмите материал, который не скользит. Не используйте атлас и сатин. Лучше взять ситец, хлопковый трикотаж, лен или вельвет, шерстяные костюмные ткани.

Яркий и цветной развивающий коврик для детей

Подготовка фурнитуры

Соберите все лоскутки и ненужные вещи, которые не жалко порезать. Старайтесь подобрать разные по фактуре, яркие ткани, с интересными рисунками. Все выстирайте и прогладьте. Поищите у себя в доме нитки, кнопки и замочки. Найдите разные по цвету шнурки, пуговицы и бусины. Соберите вместе маленькие игрушки и коробочки. Все это вам пригодятся в работе и для начала этого хватит.

Фото модельного развивающего коврика для детей

Дальше по мере необходимости вы сможете подыскивать и подбирать необходимые материалы. Вам могут понадобиться ленты, резинки, липучки. Пригодятся металлические и пластмассовые кольца, коробочки от киндер-сюрпризов и сломанные погремушки. Можно использовать разноцветные шерстяные нитки разной толщины.

Важно! Не используйте игрушки с мелкими деталями, которые невозможно закрепить на коврике, маленькие дети все тянут в рот и могут их проглотить! Не используйте материалы, которые крошатся, ломаются или отрываются!

Подготовка основы

Развивающий коврик для малыша своими руками

Вырежьте из основной ткани, из подкладочной и из синтепона одинакового размера полотнища. Разложите их в три слоя так, чтобы синтепон был внутри, и соедините вместе. Обработайте края оверлоком, при помощи окантовки, или простой подгибкой. Основа для коврика готова.

Фото развивающего коврика с накладными деталями

Создание игрового поля

На подготовленной основе создаем игровое поле согласно эскизу. Это могут быть лес, озеро, или цветочная клумба, дорога для машин и река для кораблей. Можно сделать зеленую поляну и синее небо с облаками. Кроим детали нужного размера и цвета, подгибаем края и нашиваем их на коврик, сначала вручную, а потом на швейной машинке.

Развивающий коврик с мелкими деталями для маленького ребенка

Совет: посадите детали на мягкую клеевую основу (флизелин), работать с ними станет легче и выглядеть они будут лучше.

Изготовление игровых элементов

Это основная и самая трудоемкая часть работы. Вы можете изготовить цветы, бабочки или грибочки, придумать сказочные домики и замки. Изготовить машинки, самолетики или кораблики, сшить каких угодно маленьких зверюшек или птичек. Проявите свою фантазию. Они могут быть пришиты или закреплены подвижно, на шнурах или лентах, крепиться на коврике при помощи липучек или кнопок.

Развивающий коврик в ярких тонах

Совет: чтобы игровые элементы получались объемными, используйте синтепон для их наполнения.

Интересные идеи


Совет: чтобы сделать озеро, используйте кусочек прозрачного полиэтилена или органзу, и поместите под ними рыбок. Для травки подойдет подходящая по цвету ворсистая ткань.

Развивающий коврик с домиками, бабочками и игрушками

Закрепление элементов на коврике

Согласно придуманному эскизу расположите готовые элементы на коврике. Пришейте кнопки, шнурки и липучки, закрепите игрушки, разместите игровых персонажей по местам. Закройте замочки, и зашнуруйте кармашки. Завершите каждую развивающую композицию согласно созданному вами эскизу.

Важно! Проверяйте надежность крепления мелких деталей, прочность шнуров и ниток с бусинами, целостность петелек и коробочек!

Оригинальная идея развивающего коврика для малыша

Развивающие занятия с ковриком


Знаете ли вы: дети, с которыми регулярно занимаются, к двум годам опережают своих сверстников в развитии, а их словарный запас выше на 300 слов.

Идея красивого развивающего коврика

Потратив немного времени на изготовление развивающего коврика, вы несколько лет будете использовать его для развития вашего ребенка. У вас всегда найдется, чем занять малыша, и во что с ним поиграть. Яркий и красочный коврик украсит детскую комнату и станет любимым местом для игры. Сделанный вашими руками с любовью, он принесет сыну или дочке много радости, и оставит теплые воспоминания на всю жизнь.

Развивающий коврик для малышей

Развивающий коврик своими руками для детей от 0 до 3 лет 39 фото идей:

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик “Подводный мир”

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Развитие крохи в раннем возрасте очень важно. Для этого не обязательно осваивать сложные методики и уделять много времени занятиям: это только утомит малыша. Гораздо проще приобрести коврик для новорожденных. В игровой форме ребенок разовьет зрение, моторику, сенсорику, координацию движений. А если нет средств, чтобы приобрести этот полезный гаджет в магазине, то можно сделать его самостоятельно.

Польза развивающего коврика

Современные развивающие коврики для малышей стали известны не так уж давно. Это полноценный игровой комплекс, развивающий интеллект ребенка. Если раньше мамочки использовали одеялко в качестве обычной подстилки, чтобы малышу было теплее играть и ползать на полу, то сегодня простая подстилка уже не актуальна.

Выбирать коврик лучше с дугами, на которые подвешиваются различные игрушки, это дополнительно развивает координацию и стимулирует малыша к фокусировке зрения.

Очень хороши музыкальные элементы и различные пищалки, они развивают слух. А чтобы нажать кнопочку, нужно построить в голове логическую цепочку: кнопка-нажатие-музыка. Такие действия разовьют мышление крохи.

  • Для развития сенсорики детские коврики должны быть оснащены различными шуршащими элементами, а также фрагментами тканей с различной текстурой.
  • Часто в таких гаджетах можно увидеть специальное «безопасное» зеркало. Такой элемент очень полезен. С его помощью ребенок познает себя, рассматривает лицо. Такое зеркальце не разобьется, даже если малыш его уронит или начнет грызть.
  • Ну и еще одно неоспоримое преимущество такой игрушки в том, что она может занять ребенка на довольно длительное время, что дает возможность маме заняться чем-то еще.

Все нужные элементы уже предусмотрены в покупных моделях. Но стоят такие коврики недешево. За самый простой вариант с минимумом развивающих элементов придется отдать не менее 2000-3000 р. При этом не факт, что малыш надолго заинтересуется таким приобретением с малым количеством интересных «штучек».

Гораздо интереснее будет поэкспериментировать и смастерить подобную игрушку для новорожденного самостоятельно. Если в семье есть старшие детки можно привлечь к созданию такого игрового центра и их тоже. Так младший член семьи обзаведется развивающей игрушкой, а старшие дети интересно и творчески проведут время.

Как сшить развивающий коврик своими руками

На самом деле все не так уж сложно, как кажется. Чтобы сделать такой подарок младенцу, понадобится лишь немного терпения, фантазии и доступные материалы.

С чего начать

Для начала нужно трезво оценить свои швейные возможности и усидчивость. Если с этим туго, то не нужно браться за сложные модели. Для начала вполне подойдет простой вариант, сделанный из старого одеяльца, тканевых аппликаций и пуговиц. Хоть и выглядит такой гаджет простовато, но для крохи он будет очень интересен.

На основу из старого одеяла нашиваются аппликации разной формы и цвета из плотной ткани (можно взять фетр). Хорошо украсить все пуговками, а несколько элементов сделать отстегивающимися – это разовьет моторику. Чем больше декора и цвета – тем лучше!

Чтобы сделать такой коврик для малыша, понадобится минимум времени и материалов

Если есть желание сделать что-то посложнее, то нужна более основательная подготовка. Нужно заранее запастись материалами, найти подходящие идеи в интернете или придумать их самостоятельно. Лучше заранее нарисовать будущий коврик на бумаге, чтобы четко представлять то, что должно получиться. Этот шаг поможет подобрать ткани и фурнитуру.

Подбор материалов

Выбор исходных материалов зависит от задумки. Но есть общий набор, который точно пригодится:

  • Нитки разного цвета для шитья и вышивки.
  • Иголка.
  • Ножницы.
  • Швейная машинка. Конечно, можно ограничиться руками, но со швейной техникой коврик получится аккуратнее, и работа будет идти быстрее.
  • Лента «липучка».
  • Застежки «молния» небольшой длины и ярких цветов.
  • Обычная бельевая резинка.
  • Различные виды тесьмы.
  • Пуговицы разных форм, цветов и размеров.
  • Лоскуты ткани разных текстур и рисунков.
  • Обертки от конфет для «шуршащих» элементов.
  • Пищалки от старых игрушек, чтобы сделать музыкальный коврик. Можно использовать музыкальные элементы с кнопками на батарейках от книжек или игрушек.
  • Пластиковые кольца от старых пустышек и держателей для сосок.
  • Старое одеяло для основы. Вместо него подойдет синтепон или любой другой утеплитель, который не собьется в комки и быстро сохнет.
  • Яркая ткань для облицовки коврика. Нужно использовать гипоаллергенные материалы (хлопок, флис, фланель и т.д.).

Этого набора вполне достаточно, чтобы сшить потрясающую развивающую игрушку. Исходя и замысла, можно дополнить список.

Основные этапы изготовления развивающего коврика

1. Необходимо продумать дизайн и сделать выкройки


Вот такая выкройка подойдет для основы коврика. На ней уже предусмотрено деление на секторы. Каждый из секторов будет нести свою смысловую нагрузку. При раскройке нужно оставлять припуски на швы

Выкройки для декоративных элементов также лучше заранее выполнить на бумаге в натуральную величину. Шаблоны можно взять в интернете или нарисовать самостоятельно.
2. Затем надо раскроить ткань для основы и сшить. Внутрь подкладывается старое одеялко или синтепон, чтобы основа получилась теплой и ребенок мог играть на полу.
3. Когда основа готова, можно приступать к основной работе – декору. Игровые элементы могут быть самыми разными.


Домик с открывающейся дверкой. За дверцей скрывается яркая аппликация


Божья коровка с застежкой «молния», которая тренирует моторику


Объемное солнышко, которое можно дополнить «пищалкой»


Палатка из материала гладкой фактуры (можно использовать плащевую ткань) на липучке и «молнии»


Ягодка на шнурке, которую можно дергать туда-сюда


Мостик через речку на липучке


Туча с кармашком, из которого можно вытащить «дождь» из тесьмы


Объемные облачка с синтепоном внутри и складками из тюля снаружи. Их можно пришить к основе, а можно сделать на «липучках»


Цветок из фактурной ткани с объемной серединкой, куда можно положить шуршащий элемент, кнопку с музыкой или пищалку

Идей для игровых элементов может быть масса. Для начала весь декор шьется отдельно. Затем аккуратно пришивается к основе. Вот лишь несколько вариантов готовых самодельных ковриков:


Идея с секторами, оформленными в соответствии с временами года


А вот так можно оформить края. С помощью тесьмы их можно превратить в бортики. Вместо тесемок можно использовать кнопки


Яркий коврик «Петрушка»

4. Если хочется усложнить задачу и смастерить коврик с дугами, то сделать их можно с помощью гибких пластиковых труб небольшого диаметра или дешевого пластмассового обруча.


Пластиковые трубы, подходящие для дуг. Если имеется пластмассовый обруч, то его нужно разрезать пополам


Дуги нужно обернуть синтепоном. Подойдет и фольгированный утеплитель. Вся конструкция хорошо обматывается нитками для фиксации. Манипуляция проводится с обеими дугами


Сверху дуги обшиваются материалом, подходящим к основе коврика


Чтобы закрепить игрушки, нужно вшить в чехлы дуг вот такие петельки из тесьмы


Еще один вариант крепления игрушек – манжеты на липучке. Такая конструкция может легко перемещаться по дуге

Чтобы закрепить дуги на основе можно использовать разные способы. Лучше выбрать те, при которых дуги будут съемные. Так коврик будет легче складывать и хранить.

Первый способ – пластиковые карабины
Понадобится четыре карабинчика, можно взять те, которые остались от старых стульчиков для кормления, колясок, санок и т.д. А также не составит труда купить их в магазине швейной фурнитуры.


Одна часть карабина закрепляется с внутренней стороны коврика по всем четырем углам


Вторая часть закрепляется на концах дуг. Для закрепления используется чехол дуг, который для этого нужно делать чуть длиннее

Чтобы закрепить дуги, нужно просто застегнуть все четыре застежки, а сверху зафиксировать крестовину лентой или тесьмой, перевязав крест-накрест. Вторая часть липучки пришивается к концам дуг


Дуги вставляются в отверстия крест-накрест и фиксируются с изнанки липучками. Сверху надо завязать тесьму для дополнительной фиксации. Вместо тесьмы можно использовать все ту же ленту «липучку», которая пришивается снизу верхней дуги и сверху нижней

Выбирать способ крепления дуг можно любой. Кто-то использует кнопки или просто пришивает дуги к основе.

5. Осталось подвесить игрушки к дугам. Их можно приобрести в магазине заранее или сшить своими руками. Подвесные игрушки тоже нужно оснастить интересными деталями, например, вставить внутрь бубенчик от погремушки.


Вот такой зайчик может стать отличной подвесной игрушкой. Для шитья не потребуется выкроек. Достаточно пары лоскутков для головы и платья, ленты для ушек, шнура для ручек и ножек

С помощью этой инструкции можно сшить отличный развивающий коврик для новорожденного, который окажется даже лучше покупного.

Купить игровой коврик – дело несложное. Но не все модели, которые продаются в магазинах, отвечают необходимым условиям безопасности. Зачем рисковать, при этом тратя свои деньги? Гораздо лучше смастерить этот полезный гаджет своими руками. И можно быть абсолютно уверенным в том, что все материалы качественные, а вещь сделана добротно и с любовью.

Кроме того, вещица будет оригинальной и представленной в единственном экземпляре – отличный вариант для подарка. По мере роста крохи можно наблюдать за ним и дополнять вещь игровыми элементами в соответствии с интересами малыша. А еще лучше сделать несколько ковриков с элементами разной сложности. Так малыш точно не заскучает, а у мамочки освободится немного времени для себя или домашних дел.

Родители задаются целью всесторонне развивать своего малыша, начиная от его рождения. Помочь в этом может коврик для ползания. Приобрести приспособление можно в детском магазине. Но гораздо интереснее изготовить его своими руками.

Любящие родители, стараясь развивать своего ребенка от самого рождения, используют современные методики и всевозможные дорогие игрушки.

Коврик являет собой полотно, выполненное из пряжи или плотной ткани. Может иметь разные формы. Главная задумка при создании развивающего коврика своими руками – сделать его ярким и красочным, чтобы заинтересовать малыша. Состоять он должен из разных фактур с пестрыми аппликациями, дополненными кнопками, погремушками, музыкальными деталями.

Благодаря подвижным элементам, у ребенка будет развиваться мелкая моторика.

Функции ковриков:

  • Развитие фантазии, воображения.
  • Тренировка концентрации внимания, памяти и мелкой моторики.
  • Развитие логического мышления.
  • Базовое изучение алфавита, цифр, предметов, геометрических фигур.
  • Распознавание цветов, оттенков.

Купить такой коврик можно в магазине, но многие женщины предпочитают изготавливать его своими руками, ведь сделать это совсем не сложно.

Основные требования к развивающим коврикам

При изготовлении детского коврика своими руками важно придерживаться определенных требований.

Развивающий коврик это текстильное или вязаное полотнище, оформленное яркими аппликациями, с размещенными на нем подвижными элементами для игры.

  • Качество материалов и комплектующих, задействованных при сборке, должно быть наивысшим. Они не должны вызывать аллергии у ребенка.
  • Все швы и соединительные элементы должны быть плотно прошиты и скреплены между собой. Особенно это касается мелкой фурнитуры, которую ребенок может поместить в рот или нос.
  • На сенсорном коврике должны содержаться только исправные комплектующие.

Нельзя допускать сколов, трещин, распускающихся швов.

  • При изготовлении полотна, необходимо учитывать универсальность. Через несколько месяцев интересы ребенка поменяются. Потребуется заменить часть деталей или дополнить уже имеющиеся. Можно изготовить своими руками детский коврик для ползания, оснастив его откидывающимися бортиками, позволяющими со временем расширять игровую площадь.
  • Игрушка должна обладать мобильностью и компактностью, что бы при желании ее можно было легко транспортировать, складывать.

Такой коврик дает детям возможность развиваться с первых дней жизни, и рассчитан на использование до 3-летнего возраста.

  • При выборе либо создании сенсорного коврика для детей, важно учитывать возрастные особенности. Не рекомендуется оснащать ковер для младенца множеством игрушек и музыкальных элементов, так как в этом возрасте малыш еще не воспринимает сложные конструкции и механизмы.
  • Все пластиковые детали должны легко отстегиваться для удобства стирки.
  • При изготовлении развивающего коврика для детей своими руками желательно задействовать различные цвета и фактуры, множество интерактивных, шумящих элементов.

Они помогут привлечь внимание ребенка, заинтересовать его.

Материалы для изготовления

Для изготовления коврика в детскую своими руками потребуются следующие материалы.

Материалы и инструменты для коврика.

  • В качестве основы лучше всего использовать поролон или синтепон.
  • Учитывая, что на коврике ребенок будет проводить много времени, материалы для отделки должны быть натуральными. Они не вызывают аллергических реакций и раздражений. Обратите внимание! Ткань не должна накапливать статическое электричество.
  • Цветовая палитра игрушки должна быть разнообразной. Однако следует учитывать, что слишком яркие, контрастные сочетания будут оказывать негативное влияние на психику ребенка, утомляя и надоедая ему.
  • Для украшения можно использовать крупные пуговицы разных цветов, резинки, плотные нитки и тесемки, веревки и липучки.
  • Для изготовления игрового коврика своими руками потребуется приобрести качественные пластиковые и механические детали.

Для ребенка развивающий коврик станет самой большой и полезной игрушкой, которая никогда не надоедает.

Идеи для оформления

Перед тем, как приступить к работе, нужно определиться с формой и декоративными элементами. Для удобства, желательно нарисовать эскиз полотна на бумаге. Заранее посмотрев идеи оформления развивающих ковриков для детей от 0 до 3 лет своими руками, будет гораздо проще придумать интересный и занимающий дизайн. Для совсем раннего возраста подойдут сенсорные, дидактические полотна, либо изготовленные из мягких помпонов.

Для детей постарше отличным вариантом станут те, где можно развивать не только мелкую моторику, но и логику – коврики-паззлы, головоломки, мозаики.

Отдельно стоит выделить коврики для девочек – чаще всего они круглые или овальные, с несколькими зонами, отображающими интересы дочки. Дополнить его можно клапанами и карманами. Преобладают оттенки розовой гаммы. Для мальчиков чаще всего используется автомобильная тематика. Чем старше ребенок, тем более детализированным должен быть рисунок. Популярные цвета – синий, голубой, зеленый. Активным детям-непоседам рекомендуется соорудить коврик с мягкими бортиками. В качестве барьера можно использовать не только наполнитель, но и дополнительный слой из помпонов.

Когда ребенок подрастет и начнет самостоятельно сидеть, он сможет играть с ним и развиваться без посторонней помощи.

Для изготовления развивающих ковриков для детей своими руками потребуются выкройки из ткани. С их помощью шьются различные фигурки для декорирования, аппликации. Это могут быть животные, деревья, растения, окна, автомобили, облака, сказочные и мультипликационные герои.

Яркие аппликации и большое количество всевозможных элементов займут внимание ребенка надолго.

Создаем развивающий коврик для детей своими руками

Процесс создания детского развивающего коврика своими руками не сложный. А главное, что изделие будет индивидуальным, с учетом всех потребностей малыша.

Играя с такой игрушкой, ребенок почувствует ваше тепло, любовь и заботу.

Начинать работу следует с разработки эскиза. Начертить схему можно на ватмане. Далее нужно придерживаться инструкций, в которых подробно описано, как сделать развивающие коврики для ребенка своими руками.

Подготовка фурнитуры

Первым делом следует приобрести всю необходимую фурнитуру – пуговицы, ленты, застежки, бусинки, липучки, нитки, крепления. Из инструментов понадобятся ножницы, иголка, канцелярский нож, невидимки. На этом же этапе желательно нарисовать схемы будущих аппликаций и вырезать их.

Ниже будет описано все подробно на тему, как сшить развивающий коврик своими руками.

Подготовка основы

Этап предусматривает создание схемы готового полотна. Также нужно подобрать материалы. Рекомендуется отдать предпочтение натуральным, нескользящим составам, обладающим антистатическими свойствами. К ним относится бязь, байка, фетр, хлопок. Если предполагается создание вязаных элементов, необходимо выбирать хлопковую пряжу.

Мягкие материалы вызывают приятные тактильные ощущения, не провоцирует аллергических реакций.

Важно! Необходимо позаботиться о качественном внутреннем наполнителе. Детский коврик предназначен для ползания и чаще всего размещается на полу. Он должен быть хорошо утеплен. Рекомендуется использовать синтепон или поролон.

Перед тем, как сшить детали развивающего коврика для малыша своими руками, нужно определиться с лицевой и изнаночной стороной. После этого, можно приступать к выкройке верхней и нижней части, наполнителя. Обязательно следует оставить отступы для швов со всех сторон. Затем необходимо обметать края, не пропуская торчащих нитей.

Создание игрового поля, изготовление игровых элементов

На этом этапе потребуется пришить все заранее подготовленные аппликации, рисунки. Затем следует прочно прикрепить фурнитуру, механические и музыкальные элементы, погремушки. Особое внимание необходимо уделить качеству крепежа мелких деталей, таких как пуговицы, бусинки. Ребенок не должен иметь возможности оторвать их. Рекомендуется не использовать клей, заменив его плотными нитками.

Клеевые основы допустимы для крепежа тканевых элементов, аппликаций.

Закрепление элементов на коврике

Крупную фурнитуру можно сделать как прочно прикрепленной к основанию, так и подвижной. Безопасные мягкие детали можно приладить при помощи кнопок и липучек.

Так их проще будет снимать перед чисткой и стиркой.

После завершения подготовительных работ можно переходить к объединению всех частей. Для этого потребуется плотно сшить все составляющие с изнаночной стороны и вывернуть на лицевую.

Преимущество изготовленного коврика для детей своими руками заключается в его уникальности. Создавая его, есть возможность учитывать все особенности и интересы малыша. Ниже будут представлены несколько идей, которые помогут родителям определиться с сюжетом игрового поля для детей от 0 до 3 лет.

Вы сами выбираете материалы для его изготовления и будете точно знать, из чего он сделан.

  • Пчела, спрятавшаяся в яркий цветок.
  • Елка с кнопками для крепежа игрушек.
  • Замок для мультипликационных героев, оснащенный открывающимися дверьми и окнами.
  • Корабли, лодки, машины, прикрепленные с помощью ленты подвижным способом. Таким образом малыш сможет самостоятельно передвигать предметы.
  • Разноцветные деревья, облака, растения.
  • Для детей постарше можно выбрать более сложные аппликации – дорожное движение, сюжеты из сказок.
  • Коврики рекомендуется оснащать карманами, в которые ребенок может складывать любимые игрушки.

Коврик с дугами самостоятельно

Хорошая идея для создания коврика для детей своими руками – оснастить его специальными дугами. К ним можно крепить игрушки, музыкальные механизмы, погремушки.

Благодаря таким элементам, можно сконцентрировать внимание ребенка.

Процесс создания полотна в детскую комнату состоит из этапов, перечисленных ниже. Чтобы сшить элементы развивающего коврика для детей от 0 до 3 лет, нужно придерживаться следующей последовательности.

Основа коврика

Для изготовления сенсорного коврика для детей своими руками, оснащенного дугами, потребуется несколько метров натуральной ткани и материал, служащий уплотнителем – синтепон или поролон. Если нет желания создавать из ткани выкройки для аппликаций, можно приобрести ту, которая уже декорирована детскими узорами.

Для изнаночной стороны подойдет однотонная бязь.

Для создания коврика для детей своими руками, размером 1 кв. м. потребуется:

  • Основная ткань с нанесенным рисунком – 2 м.;
  • Пластмассовый обруч диаметром 90 см.;
  • Фоновая ткань без узоров – 4 цвета по 30 кв. см.;
  • Поролон – 1,5 кв. м.;
  • Ленты, липучки, цветные веревки, помпоны;
  • Липкая лента, желательно разных цветов;

После выбора тканей для основы, необходимо приступить к выкройке:

  1. Первой раскраивается нижняя часть. К выбранной основе прикладывается заранее подготовленная бумажная схема, аккуратно обводится мылом или карандашом. Обязательно следует оставить зазоры для швов. После нанесения разметки, можно вырезать ткань.
  2. Далее следует вырезать ровные квадраты из фоновой ткани, которые поочередно сшиваются между собой. Должен получится контрастный узор. Важно все швы делать плотно и качественно, оставляя их изнутри изделия.
  3. К верхней части пришиваются развивающие игрушки.
  4. После этого, лицевую сторону можно пришивать к уплотнителю – поролону или синтепону.

Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

Дуги

Выбранный обруч делится на две равные части при помощи канцелярского ножа.

  1. Обруч делится на части – 125 см и 132 см.
  2. Для придания мягкости полученным дугам, рекомендуется плотно обернуть их синтепоном, фиксируя его нитками.
  3. После этого, дуги необходимо декорировать цветной тканью.

Кусочки синтепона необходимо прикрепить к каждой половине обруча, плотно прижимая и обматывая их нитками с периодичностью 2 – 3 см.

Соединение дуг и основы коврика

Оптимальный вариант – продеть дуги через отверстия, закрепить при помощи широкой липучки с внутренней стороны.

Для того, чтобы дуги не выскакивали, нужно крепко обмотать кармашки с дугами с помощью материала.

  1. Сквозные прорези следует делать недалеко от мест соединений фона и центра.
  2. Затем их рекомендуется обметать.
  3. На нижней части пришиваются липучки (ближе к наружным углам).
  4. Вторые половинки липучек крепятся к дугам на передней поверхности.
  5. Дуги складываются накрест, к нижней крепится плотная тесьма для фиксации конструкции.
  6. Сенсорный коврик готов.

Развивающие занятия с ковриком

Функции изготовленного своими руками сенсорного коврика очень разнообразны.

Осталось только при помощи атласных ленточек или хлопковой тесьмы подвесить на дуги игрушки.

  • Младенцев можно укладывать на живот. В таком положении они смогут разглядывать пестрые картинки, пытаясь дотянуться до них руками. Это развивает концентрацию и тактильные ощущения.
  • После того, как ребенок научится сидеть, можно поместить полотно на полу и присоединиться к нему, показывая в игровой форме, что можно делать с разными игрушками.
  • Дети постарше могут самостоятельно застегивать кнопки и молнии, двигать элементы. Эти действия развивают мелкую моторику рук.
  • По мере взросления, изготовленный своими руками развивающий коврик для новорожденных, можно оснастить буквами и цифрами.
  • Важно проговаривать все действия и названия предметов во время игры. Так ребенок будет тренировать внимание и память.

Сшитый своими руками ковер в детскую будет радовать ребенка на протяжении нескольких лет. А родителям поможет освободить немного времени, заняв малыша. Сделанный с любовью, он принесет радость и веселье малышу, оставив только теплые воспоминания.

Когда в семье появляется такое маленькое чудо как ребенок, молодые родители начинают задумываться о том, как обеспечить правильное физическое, эмоциональное и умственное развитие малыша. Столкнувшись с такой задачей, начинаются нелегкие походы по детским магазинам в поисках верного решения.

В наше время современная индустрия по производству дидактических игр, пособий и игрушек для детей разных возрастов не только находится на высоком уровне, но и продолжает стремительно набирать обороты. В частности, на сегодняшний момент немалым спросом пользуется такой универсальный товар, как развивающие коврики для детей - их можно легко сделать самостоятельно.

Один из мастер-классов по изготовлению небольшого круглого коврика вы можете увидеть ниже.

Назначение

Детский коврик – это своеобразное первое дидактическое пособие для малышей и родителей. При разработке такого изделия, главной идеей являлось размещение на красочном и ярком полотне разного размера всевозможных развивающих элементов: тканей разных фактур и цветов, музыкальных деталей, погремушек , грызунков и т.д.

Целью такого атрибута является развитие слуха, двигательной активности, познавательной сферы и сенсомоторных навыков крохи. С помощью таких ковриков ребенок в процессе игры учится дотягиваться до игрушек, ползать, сидеть, ходить, различать цвета и формы.

Важно, чтобы коврик соответствовал следующим требованиям:

  • Материалы должны быть качественными. Это требование относится не только к ткани, но и к комплектующим элементам, дабы избежать аллергической реакции у малыша.
  • Целостность материалов, т.е. отсутствие различного рода повреждений, трещин, сколов, некачественно выполненных швов и т.д.
  • Качество сборки изделия надлежит быть высоким. Декоративные элементы и различная фурнитура не должны болтаться, а должны быть прочно пришиты и прикреплены.
  • Универсальность полотна. Так как малыши достаточно быстро растут, возникнет необходимость в усовершенствовании данного детского аксессуара. Стоит обратить внимание на то, возможно ли при необходимости менять и дополнять развивающие детали и игрушки на приобретаемом коврике. К примеру, если такой развивающий товар шьется для новорожденных детей, малышей до 3 месяцев и планируется использоваться в дальнейшем, идеальным выбором будут модели с раскладывающимися мягкими бортами и прочными навесными дугами, к которым и может крепиться различный дидактический материал. Наличие в данном изделии дуг и откидных бортиков дает возможность модернизировать и увеличивать игровую площадь.

  • Возрастные особенности ребенка. Не стоит шить младенцу переполненное музыкальными и электронными элементами полотно, а также делать коврики-паззлы. Малыши такого возраста только начинают свое знакомство с окружающей средой и не способны логически думать и устанавливать причинно-следственные связи.
  • Разнообразие комплектующего материала. Чем больше шумящих, шуршащих, звенящих, сенсомоторных, движущихся, интерактивных, зеркальных, светящихся и т.д. элементов, различных по фактуре, цвету, размеру и форме – тем быстрее и легче ребенок заинтересуется игрой. Такое полотно не только развивает малыша, но и развлекает его, когда родители заняты и не могут на какое-то время уделить ему внимание.
  • Мобильность. Возможность при желании легко сложить и транспортировать данное изделие.
  • Все элементы детского развивающего коврика должны легко сниматься и отстегиваться, особенно музыкальные и электронные. Это необходимо учитывать, так как полотно временами будет нуждаться в стирке.

Поиски товара, который бы соответствовал всем вышеизложенным требованиям, могут привести родителей к такому результату, где цена на такой детский атрибут будет достаточно высокой. Прекрасный выход из данной ситуации – сделать такой развивающий центр самостоятельно.

Процесс пошива своими руками

Без сомнения, достаточно очевидна и ясна польза от такого изделия для развития малыша. Поэтому, если выбор сделан в пользу самодельного центра, следует немного потрудиться, запастись терпением и фантазией. А для начала надо подумать и решить, как будет выглядеть коврик и какой вариант выбрать для его изготовления, чтобы в результате получился оригинальный атрибут, наполненный родительской любовью, заботой и теплотой.

Для того, чтобы не допустить ошибок в работе по созданию полотна и не навредить малышу, важно учитывать следующие моменты:

Во-первых, присутствие зеркал на коврике недопустимо. Это опасно не только тем, что зеркало может разбиться или его часть может отколоться, но и вредно для зрения малыша, поскольку отражаясь от зеркальной поверхности, свет поляризуется на 100%.

  1. Предметы для мелкой моторики пальцев рук не должны быть однообразны. Ребенок быстро потеряет интерес к данной игровой деятельности. Необходимо чередовать различные на ощупь фактуры. Это нужно и для того, чтобы всесторонне развивать тактильные ощущения крохи.
  2. Для основы полотна не стоит выбирать насыщенные однотонные ткани с глянцевым эффектом. Глаза малыша быстро устанут и увлечение игрой пропадет.
  3. При декорировании изделия важно учитывать уровень развития крохи. Не стоит слишком детализировать и усложнять композицию. Лучше оставить немного свободного пространства для дальнейшего внесения желаемых изменений.
  4. Использовать в изготовлении данного детского атрибута тканей как холодных, так и теплых оттенков. Цвета должны быть яркие, но не кричащие.
  5. Важно продумать и то, на какие зоны будет разделено полотно. Подобрать декорированные элементы таким образом, чтобы они уместно смотрелись и отражали идею задуманного.

Выбираем модель

Вариаций детских развивающих полотен достаточно много. Ориентируясь на понравившуюся модель, гораздо легче будет спроектировать свою, сделав ее более совершенной и индивидуальной.

Развивающие мини-площадки можно классифицировать следующим образом.

По возрасту ребенка

  • Для новорожденных. Полотно мягкое, яркое. Обязательно наличие бортиков и дуг. Игрушки расположены так, чтобы малыш мог до них дотянуться. Используются дополнительные элементы в виде мягких шнурков, полосок ткани разного материала, гремящих и шуршащих игрушек. Часто такие коврики выпускаются по типу «трансформеры». При желании они достаточно легко складываются, могут перевоплощаться в сумку для игрушек или люльку.
  • Для крох от 6 месяцев до 1 года. Чаще всего это коврики с музыкальной атрибутикой. Малыш в это время учится сидеть, ползать и ходить. Пространства для игровой деятельности должно быть много. Ребенку становиться удобней и интересней играть на полу. Исходя из этого, развивающее полотно шьется с поролоновой или синтепоновой вставкой. Низ такого изделия – клеенчатый. Это помогает в чистке его от возможных загрязнений.
  • Для малышей от 1 года. Для детей данного возраста выбор можно сделать в пользу двустороннего полотна. Если возникнет желание сменить поле деятельности для игры, просто следует перевернуть изделие. Ребенку – годовичку интересны так же будут музыкальные или электронные коврики, так как кроха стремительно развивает свои слуховые навыки и танцевальные движения.
  • Для детей от 2 лет. В это время у малыша развитие речи набирает обороты. Предметно - дидактическая среда игрового поля должна стимулировать кроху активизировать словарный запас по темам: размер, первые цвета, животные и звуки, которые они издают. На этот возраст приходится становление сюжетно – ролевой игры. Идеальным будет выбор развивающего атрибута в виде игровых домиков и дорожек – лабиринтов;
  • Для ребят от 3 лет. В этом возрасте дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Основной вид деятельности – сюжетно–ролевая игра. Малыши учатся находить новое применение уже знакомым игрушкам. Активно развивается логика и мышление. Весьма полезны и интересны для ребят такого возраста коврики – паззлы, усложненные дорожки-лабиринты.

С дугами и бортиками

Изделия такой модели достаточно распространенные и востребованные. Дуги, перекрещиваются между собой, довольно просто открепляются от коврика. На них можно подвешивать различные игровые элементы, музыкальные детали и т.д. Бортики–ограничители шьются из мягкой ткани, иногда выполнены в форме валиков.

Для мальчиков и для девочек

Такие полотна могут отличаться по цвету, форме, комплектующим составляющим. Способов, как сделать такие гендерные коврики, огромное количество. Все зависит от фантазии и навыков мастера, взявшегося творить подобное изделие.

У мальчишек преимущественно использование в изделии оттенков синего и голубого цвета и изображение дорожной и строительной техники. Такие «автоковрики» помогут ребенку познакомиться с правилами дорожного движения. В качестве идеи декорирования полотна для юных автолюбителей можно смастерить светофор, в котором необходимо правильно подобрать и прикрепить цвета с помощью липучей ленты или заклепок. Достойно так же будут выглядеть и самодельные машины, умеющие пищать или бренчать из-за помещенных в них мелких деталей.

В декорировании ковриков для девочек за основу берутся красный и розовый цвета, изображены куклы, цветочки, сердечки и т.д. Интересными и актуальными для юных леди покажутся полотна с уклоном на хозяйственный труд: уместно использование различных глубоких карманов, вкладышей, вставок, аппликаций в виде печей, шкафов, в которые при помощи ленты – липучки или клепок можно поместить маленькие тканевые кастрюльки и кукольные платья.

В виде паззлов

Самые распространенные полотна такого вида – это изделия из поливинилхлорида (ПВХ), так как он стойкий к ударам, не жесткий, долгосрочный и теплоудерживающий. Благодаря перечисленным качествам такого сырья, можно быть уверенным в том, что ребенку, играющему на полу, будет тепло и комфортно.

Есть и текстильные коврики-паззлы, которые мамы с удовольствием делают самостоятельно.

Этапы работы

Определившись с моделью детского развивающего коврика, можно приступать непосредственно к его изготовлению. Намного удобней будет работать, опираясь на составленный план действий.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе нам нужно:

  • Сделать рисунок игрового полотна, учитывая все декоративные добавочные элементы и развивающие детали.
  • Подобрать ткань. При выборе ткани, важно учитывать ее гипоаллергенность. Таким качеством обладают: хлопок, бязь, джинсовый материал, байка, атлас, фетр. Если в проекте есть вязаный элемент декора, необходимо выбирать хлопковую пряжу, так как она не только приятна на ощупь, но и не вызывает раздражений на нежной коже ребенка. Не стоит забывать про поролон или синтепон, которые позволят крохе играть на теплом и мягком полотне.
  • Подготовить все необходимые инструменты и фурнитуру: ножницы, иголки, нитки, аппликации, фантики, пуговицы, ленточки, замочки-молнии, липкую ленту, шнурки, бусины и т.д.

Второй этап – работа с тканью.

Игровой коврик состоит из двух основных частей – изнаночная и лицевая стороны. Определившись с тканью, формой и размерами изделия, начинаем делать выкройку низа и верха полотна, не забывая про отступы для швов. Далее, следует тщательно обметать края, убедившись в отсутствии торчащих ниток.

Третий этап – работа с декоративной отделкой.

Выбранные тканевые аппликации пришиваем на верхнее полотно, которое является основой коврика. Те же самые действия проделываем с подготовленной фурнитурой, шуршащими и звуковыми деталями, игрушками. Работая с декорированием полотна, особо важно следить за тем, чтобы пристрачиваемые элементы были прочно прикреплены.

Четвертый этап – завершение работы.

На этом этапе с изнаночной стороны сшиваются части полотна – основа и дно. Но для того, чтобы коврик был мягким, необходимо вложить между тканями поролон или синтепон (если он очень тонкий, то понадобится два слоя).

Мастер-класс по изготовлению коврика

Рассмотрим пошагово, как изготовить развивающий коврик с дугами для новорожденного.

Процесс изготовления можно посмотреть на видео:

Шаг первый. Подготовка необходимого инструментария и материала.

Внимание! Ткань для полотна нужно подбирать максимально качественную, например, хлопок. Этот материал достаточно прочный и абсолютно натуральный. Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

  • примерно 1 метр однотонной яркой ткани на днище и дуги;
  • 8 лоскутов ткани в горошек, цветочек, полоску, клеточку или в другой любой рисунок;
  • хлопковая тесьма, атласные ленты или полоски ткани (на выбор);
  • гимнастический пластиковый обруч, диаметр дуги которого будет равен приблизительно 65 см;
  • бумажная выкройка в форме квадрата со сторонами длиной 45см;

Внимание! Стороны квадратной бумажной выкройки будут меняться в зависимости от диаметра выбранного обруча. Если дуга будет длиннее, соответственно размер изделия получиться больше.

  • ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож, булавки;
  • синтепон: 2 метра на дуги и 1 метр на основание полотна.

Шаг второй. Выкройка материала.

Раскроить первую основу – дно полотна.

На выбранную ткань накладывается бумажный квадрат, который аккуратно обводится мелком или мыльцем. По сторонам нужно оставлять отступы примерно 1,5 – 2 см, это так называемые зазоры для шва. Далее, выкройку следует вырезать.

Необходимо бумажный квадрат сложить 4 раза по диагонали так, чтобы получился треугольник. Далее он поочередно накладывается на 8 лоскутов ткани, затем обводится и вырезается. Важно не забывать про оставление расстояния для прострочки материала. В результате получится 8 тканевых треугольников. Именно из них будет состоять верхняя часть коврика.

Каждые два треугольника складываются большими сторонами друг к другу и сшиваются. Итогом таких действий окажутся 4 квадрата, которые также необходимо прострочить между собой таким образом, чтобы в конце получился один большой квадрат. Сшивать весь материал следует так, чтобы все швы оставались внутри.

Теперь нужно будет поработать с синтепоном. Из него следует выкроить два квадрата со сторонами 50 см.

Результатом данного этапа работы будут готовые верх, мягкая основа и низ изделия.

Шаг третий. Изготовление дуг.

Выбранный обруч делится на две равные части при помощи канцелярского ножа. Получаются дуги, которые тоже должны быть мягкими. Для этого, кусочки синтепона необходимо прикрепить к каждой половине обруча, плотно прижимая и обматывая их нитками с периодичностью 2 – 3 см. Далее, такие своеобразные арки следует закрыть тканью и обшить. Однако, в середину одной из дуг нужно будет вставить две полоски тесьмы, ленты или ткани, которые будут завязываться наверху и держать конструкцию.

Внимание! Использование булавок значительно облегчит работу с частями обруча, так как они будут фиксировать ткань и не дадут ей сползать.

Шаг четвертый. Создание «кармашков» для дуг.

Для того чтобы дуги прочно крепились к основанию коврика, необходимо изготовить четыре «кармашка» из кусочков материала. Нужно сшить своего рода трубочки, ширина которых должна быть чуть больше диаметра дуги, обмотанной синтепоном и тканью, а длина – примерно 10 – 12см. Дуга должна свободно входить в кармашек, но не болтаться.

Шаг пятый. Завершение работы.

Необходимо сначала вшить кармашки по углам полотна. Затем нужно прострочить низ и верх изделия наизнанку, лицевыми сторонами внутрь (как наволочку), оставив небольшой проем, через который внутрь поместится синтепон. Основа коврика готова.

Далее следует установить дуги. Они должны быть вставлены в кармашки, размещаясь по диагонали изделия, перекрещиваться между собой и соединяться наверху вшитой лентой или тесьмой. Для того, чтобы дуги не выскакивали, нужно крепко обмотать кармашки с дугами с помощью материала.

Развивающий коврик для новорожденных готов. Осталось только при помощи атласных ленточек или хлопковой тесьмы подвесить на дуги игрушки, прорезыватели для десен или погремушки.

Процесс создания следующего коврика представлен в двух частях. Обязательно посмотрите - увидите много интересных идей.