Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Особенности развития костной системы у детей. Скелет и его возрастные особенности Как объяснить ребенку что такое скелет

Особенности развития костной системы у детей. Скелет и его возрастные особенности Как объяснить ребенку что такое скелет

Имеет около 300-350 костей. По мере взросления некоторые кости срастаются и их количество уменьшается. Костная ткань в возрасте 25 лет. В этот период прекращается основной рост тела. Скелет 25-летнего человека состоит из 206 костей, и это количество остается неизменным до конца жизни.

Скелет человека весит всего лишь одну пятую часть от всего веса тела.

Почему же у на 90 с лишним костей больше? Дело в том, что у некоторые кости по структуре скорее напоминают хрящ. По мере роста хрящи оссифицируются, т.е. костенеют, и их структура меняется. В процессе оссификации кости срастаются, формируя скелет человека. Это касается не только скелета тела. Череп новорожденного также разделен на отдельные кости, обеспечивающие прохождение головы по родовым путям. В течение первых двух лет жизни кости черепа интенсивно растут, обрастая соединительной тканью, хотя швы между костями остаются открытыми до 20 лет.

У некоторых людей количество костей может отличаться от нормы из-за различных наростов, дополнительных пальцев или ребер.

Обеспечение роста костей

Кости состоят из четырех типов ткани: надкостницы, компактной кости, губчатой кости и костного мозга. Надкостница - это верхний слой кости; в ней расположены нервы и кровяные сосуды, доставляющие в костную ткань питательные вещества. Этот твердый слой защищает костный мозг от повреждений. Чтобы кости правильно срастались, ребенок должен получать все необходимые микро- и макроэлементы, вести подвижный образ жизни. Полезны физические упражнения. Для здоровья костей необходимы фрукты и овощи и кальцийсодержащие продукты. Солнечный свет обеспечивает организм витамином Д, который способствует усвоению кальция в организме. Без солнечного света, костная ткань не будет здоровой и крепкой.

Важно предотвратить какие-либо травмы костей, а особенно переломы, в детском возрасте. Родители должны следить за тем, чтобы дети носили средства защиты при катании на велосипеде или роликах. При занятиях подвижными видами спорта также необходимо обеспечить ребенка надлежащей формой, наколенниками и прочей защитной экипировкой, так как в детском возрасте риск получения травм достаточно высок. Детские кости быстро растут, поэтому процесс заживления идет быстрее, чем у взрослого. Однако именно до 20 лет идет формирования скелета, который будет служить человеку всю оставшуюся жизнь.


Формирование костного скелета, который словно прочный каркас удерживает все тело, представляет очень длительный процесс. Его эффективность зависит от таких факторов, как функционирование внутренних органов, содержания определенных химических веществ в крови и общего состояния организма ребенка. И все же самым важным условием нормального и полноценного развития костей является правильное функционирование фосфорно-кальциевого обмена. Не менее важен для формирования скелета витамин D.
Кости начинают формироваться во внутриутробном развитии на первых неделях беременности и к концу 15-й недели организм будущего ребенка и его костный аппарат уже полностью сформирован. Но продолжается этот процесс достаточно длительное время, вплоть до полового созревания в подростковом периоде. Поэтому очень важное внимание необходимо уделять достаточному поступлению кальция, фосфора и витамина D уже в период беременности.

О роли кальция в организме:

Кальций - это элемент, который в достаточном количестве присутствует в организме человека. Кости состоят из кальция на 99%. Кроме этого, он отвечает за нормальное функционирование нервов, мышц и участвует в регуляции свертывания крови. Также кальций чрезвычайно важен для правильного формирования и роста зубов у ребенка.

Внутрь организма кальций попадает преимущественно с пищей - молоком и молочными продуктами.

Важно! Суточная потребность в кальции составляет:

У детей от 0 до 6 месяцев 400 мг в сутки;
- У детей грудного возраста от 6 месяцев до 1 года - 50 мг на 1 кг массы тела. Так, малыш во втором полугодии жизни должен получать в сутки около 600 мг кальция. Необходимо учитывать, что в 100 мл грудного молока содержится 30 мг кальция,   а в 100мл коровьего молока – 120 мг кальция;
- От 1 года до 10 лет – 800 мг кальция в сутки;
- Детям в возрасте от 11 до 25 лет – 1200мг в сутки.

О роли фосфора:

Фосфор составляет не более 1% от массы тела человека. Около 85% его сосредоточено в костях, а остальное количество в мышцах и тканях в виде соединений. Продукты, богатые фосфором - мясо и молоко. Чрезвычайно важный элемент для формирования костно-мышечной ткани и зубов.

Важно! Суточная потребность детей в фосфоре составляет:

От 0 до 1 месяца – 120 мг;
- От 1 до 6 месяцев – 400мг;
- От 7 до 12 месяцев – 500мг;
- От 1 до 3 лет – 800мг;
- От 4 до 7 лет – 1450мг.

Важно понимать, что при грудном вскармливании потребность малыша в фосфоре полностью удовлетворяется с молоком матери.

Особенности формирования костей:

Усваивание фосфора и кальция происходит в кишечнике. От нормального функционирования слизистой оболочки пищеварительной системы зависит успешность и полнота всасывания. Сквозь стенки кишечника фосфор и кальций транспортируется при помощи определенных химических соединений -витамина D3 или паратгормона, вырабатываемого паращитовидными железами.

Важно! В первую очередь для поддержания нормального уровня кальция и фосфора в организме важна диета. Оптимальное соотношение кальция и фосфора в потребляемой пище должно быть 2:1 соответственно. То есть кальция должно поступать в 2 раза больше, чем фосфора.

Необходимо учитывать, что при большом количестве кальция может развиться гиперкальциемия. Это состояние опасно тем, что на фоне увеличения количества кальция развивается острая нехватка фосфора, а также происходит обызвествление внутренних органов.
При избытке фосфора развивается гипокальцемия. На ранних сроках такого заболевания организм может справляться самостоятельно, но при затяжном течении возникает нарушение минерализации костей и их искривление.
Очень сильно влияет на формирование костного скелета и процесс усвоения жиров. В результате заболеваний печени, поджелудочной железы увеличивается вероятность нарушений в формировании костного скелета.
Немаловажным фактором, который мешает нормальному усвоению кальция, является так называемая алкализация пищеварительного тракта. Такое явление возникает при приеме обволакивающих лекарств, чрезмерного увеличения количества кишечной палочки. Такими нарушениями чаще всего страдают дети, которые находятся на искусственном вскармливании смесями на основе коровьего молока. Это легко объясняется тем, что при кормлении смесью кальций попадает в организм в виде нерастворимых солей и очень быстро выводится.
Фосфор значительно хуже всасывается при повышенной кислотности кишечника, а также при имеющемся избытке в организме кальция и магния.

Депо кальция и фосфора:

После всасывания кальций и фосфор распространяются по всему организму, в том числе и к костям. Там кальций откладывается в двух формах: легковыводимые и трудновыводимые отложения. Из легкорастворимых соединений кальций легко возвращается обратно в кров при возникновении гипокальцемии или при повышенной кислотности жидкостей внутри организма.

Важно! Повышенная кислотность крови развивается при длительных недомоганиях ребенка, например, при поносе. Это приводит к значительному уменьшению содержания кальция и фосфора в костной ткани малыша. Благодаря такому процессу в организме существует возможность в короткие сроки нормализовать уровень рН. Запасы израсходованных микроэлементов обязательно необходимо восстановить продуктами питания малыша.

У малышей, страдающих хроническими заболеваниями, при которых существенно нарушается уровень рН в крови (заболевания желудочно-кишечного тракта, почек) развиваются очень опасные нарушения такого механизма регуляции. В результате возникают серьезные нарушения фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к значительному замедлению роста ребенка из-за чрезмерного вымывания кальция и фосфора из костной ткани.

Механизм выведения фосфора и кальция:

Конечное звено фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка – почки. В них происходит фильтрация из крови жизненно важных элементов, в том числе кальция и фосфора. Они, в зависимости от потребностей организма либо возвращаются в кровь, либо выводятся с мочой из организма.

Важно! Факторы, которые обеспечивают бесперебойную работу этой системы – это достаточное количество витамина D3 и паратгормона, а также правильное функционирование почек. При нарушении в одном из этих трех факторов развивается достаточно сильное нарушение обмена фосфора и кальция.

У маленьких детей главными проявлениями таких нарушений являются размягчение затылочных костей и излишняя потливость.

О витамине D:

Под воздействием ультрафиолетовых лучей 7-дегидрохолестерол, содержащийся в коже человека, превращается в активную форму – холекальциферол (при этом на коже появляется легкий ожог, который мы именуем как загар). Это самая лучшая для организма форма витамина D3.

Важно! Искусственным образом невозможно воспроизвести холекальциферол. Принимаемый в составе поливитаминов или в монокомпонентых средствах он неактивен и в большинстве своем откладывается в жировой и мышечной тканях.

Одна часть витамина D3 метаболизируется в печени и ее излишек выводится с желчью или почками из организма. Другая часть метаболизируется в почках. Именно такая форма является активной и оказывает прямое воздействие на органы, которые участвуют в фосфорно-кальциевом обмене. Почечный метаболит витамина D3 ответственен за правильное всасывание в кишечнике кальция и фосфора и других веществ и закрепление их в костной ткани.
При избытке витамина D3 часть его откладывается в мышцах в неактивной форме.

Важно! При значительном возрастании содержания в организме витамина D3 развивается отравление ребенка. Существуют малыши, которые испытывают признаки отравления и при нормальном количестве витамина D3. Это связано с такими их особенностями и предрасположенностью. Таким детям требуется меньшее количество холекальциферола.

Симптомы нарушения фосфорно-кальциевого обмена:

Независимо от причин таких нарушений в начальной стадии они проходят практически бессимптомно.

Симптомы нарушения обмена фосфора и кальция в организме следующие:

Повышенное потоотделение в затылочной или других частях головы. Это самый первый признак, который может указывать на нарушения в обмене фосфора и кальция. Таким образом, организм начинает интенсивнее выводить из организма ионы хлора как с мочой, так и с потом, с целью компенсации дисбаланса;
Затылок малыша становится плоским и мягким на ощупь. Если наблюдаются такие симптомы, то уже с уверенностью говорить о наличии сбоя обмена кальция и фосфора в организме малыша;
Деформация костей. Развивается, как правило, если не было принято никаких мер по устранению нарушений обмена;
Переломы костей. Это очень серьезное и опасное осложнение заболевания, которое требует достаточно длительного или пожизненного лечения.

Признаки повышенного содержания витамина D3 в организме:

Сильная жажда. Соответственно, ребенок очень часто просится на горшок или мочится на пеленку;
- Повышенное отделение мочи;
- Отсутствие аппетита;
- Повышенное беспокойство малыша;
- Нарушения сна;
- Срыгивания;
- Рвота;
- Понижение тонуса мышц;
- Отсутствие увеличения массы тела;
- Скрытые симптомы: обызвествление почек, камни в почках, повышенное артериальное давление.

Диагностика:

Очень важно, чтобы доктор как можно раньше установил точную причину нарушения фосфорно-кальциевого обмена у ребенка. Это даст возможность назначить своевременное и правильное лечение.
При сборе анамнеза доктор обязательно уточняет у родителей, чем питается малыш. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то уточняется рацион матери.
Далее, выясняется, имеются ли у малыша проблемы с пищеварительным трактом, поскольку это может приводить к нарушению всасывания жизненно важных микроэлементов. В результате будет нарушено формирование костей у малыша.

Кроме опроса, доктор назначает ряд анализов, среди которых весьма информативными считаются такие:

Исследования кала;
Мазки для бактериологического исследования;
Анализ мочи на выявление выведенного из организма кальция. Для этого анализа мочу собирают утром натощак. На основании результатов этого анализа доктор делает заключение о наличии гиперкальциурии, которая связана в очень высоким содержанием витамина D3 в организме;
Анализ крови, который заключается в определении уровня содержания в плазме кальция, фосфора и щелочной фосфатазы – энзима, который говорит о нарастании новых клеток в костной ткани малыша). Благодаря такому анализу удается также установить правильность функционирования печени и почек;
Анализы крови и мочи на выявление правильности функционирования паращитовидной железы;
Определение уровня витамина D3 и его метаболитов. Этот анализ не является обязательным. Но может понадобиться, если никак не удается установить причину нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме ребенка. Этот анализ является очень сложным и требует ультрасовременного оборудования.

Лечение:

Важно! Никогда не давайте малышу по собственному желанию капли, содержащие витамин D3, поскольку его избыток в организме очень опасен. Любое лечение должен назначать только врач после предварительного обследования.

Основные направления лечения любого нарушения обмена кальция и фосфора сводятся к следующему:

Правильная диета. В зависимости от проблемы, доктор порекомендует продукты, которым необходимо отдать предпочтение, а от каких стоит отказаться или ограничить их употребление;
-         Кальций в больших количествах содержится в таких продуктах: свежие овощи (свекла, сельдерей, морковь, огурцы), фрукты и ягоды (смородина, виноград, земляника, клубника, абрикосы, вишни, ананасы, апельсины, персики), орехи, мясо, печень, морепродукты, молочные продукты.

Фосфором богаты такие продукты, как сыр, творог, печень, мясо, бобовые, цветная капуста, огурцы, орехи, яйца, морепродукты
- Дополнительный прием витамина D3 в составе лекарственных препаратов (монокомпонентных или комплексных поливитаминных) при установленном дефиците;
- Дополнительный прием препаратов, содержащих суточные или повышенные дозы кальция и фосфора;
- Средства для лечения патологий, которые являются причинами нарушений фосфорно-кальциевого обмена в организме малыша.

Потребности в витамине D3:

Очень важное значение для маленького ребенка имеет то количество витамина D, которое получала мама при беременности, в особенности в третьем триместре.

Важно! Доношенные здоровые малыши, мамы которых принимали достаточное количество витамина D, как правило, не требуют дополнительного его количества с пищей.

Малыши, которые находятся на грудном вскармливании, чаще всего не испытывают проблем с дефицитом кальция. Ведь тот кальций, который содержится в грудном молоке, всасывается в организме новорожденного малыша лучше всего.
Дети, находящиеся на полном или частичном искусственном вскармливании, получают дополнительное количество витамина D с молочными смесями. Его концентрация в них, как правило, около 400МЕ. То есть в одном литре смеси содержится суточная норма витамина D.
Витамин D3, который присутствует в коже ребенка покрывает суточную потребность на 30%. В тех местностях, где отмечается очень большое количество солнечных дней, возможно такое покрытие до 100%.

Важно! Обязательно необходимо следить за количеством витамина D3, которое малыша получает с пищей. При недостатке обязательно компенсируйте его.

Важно! Капли для приема внутрь содержат 300МЕ витамина D3.

Заботьтесь о здоровье своих малышей! Они у вас самые лучшие!


Простой способ выучить строение человеческого тела — поиграть с малышами в игру «Собери скелетик». Ориентируясь на возраст ребенка, можно усложнить/упростить правила игры, подобрать соответствующую картинку. Делимся простой идеей создания игры своими руками.

ru.wikipedia.org

Найдите в интернете подходящую картинку и распечатайте на принтере. Вырежьте отдельные элементы и наклейте на картон (для прочности). При желании можно оклеить детали скотчем с обеих сторон.

allfortheboys.com

Когда все готово, расскажите малышу, из каких «запчастей» состоит наш скелет. Все косточки условно можно сгруппировать так:
— кости головы (череп);
— кости туловища (позвоночный столб, грудная клетка);
— кости верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть);
— кости нижних конечностей (таз, бедро, голень, стопа).

Если этой информации покажется мало вашему любознательному почемучке, изучите скелет более детально, расскажите о функциях каждой группы косточек. Попросите ребенка подвигаться и понаблюдать за работой той или иной части тела.

Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей.

allfortheboys.com

Варианты игры

Вариантов игры может быть много:

  • Просто складывать «человечка», как пазл.
  • Спрятать детальки в рисе или любой другой крупе и дать ребенку возможность устроить самые настоящие «раскопки». Представляете, с каким азартом юный палеонтолог будет собирать скелет древнего человека. Вы можете придумать любую историю и откопать хоть самого Дарвина.
  • Играть на скорость. Для этого распечаток нужно несколько (по количеству игроков). Очередность ходов определяется кубиком. Например, у кого больше выпало на костях, тот и ходит. Или кто выбросил дубль на обоих кубиках, тот имеет право присоединить одну деталь скелета.
  • Играть на удачу. Распечатать 2 набора и вырезать делали не по контуру, а простыми прямоугольниками. Перевернуть карточки обратной стороной и тянуть из колоды. В процессе можно меняться «запчастями». Выигрывает тот, кто быстрее соберет своего человечка. Правила можно придумать самим — это даже интереснее.

Скелет из ватных палочек

Ребенок – не уменьшенная копия взрослого, а гораздо более хрупкое существо. И чем он младше, тем более он уязвим. Это очень важно понимать, оценивая степень безопасности ребенка в автомобиле. В этой статье описаны основные анатомические особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе специальных удерживающих средств.

У мягкий скелет

Костная ткань ребенка отличается повышенным содержанием воды, низкой концентрацией минеральных солей и волокнистой структурой. Поэтому его кости гибкие и мягкие, в том числе и кости черепа. При сильном ушибе головы у ребенка с очень высокой вероятностью будет травмирован мозг, и травма эта будет серьезней, чем у взрослого.

Кости и череп (новорожденный). 1 — грудина, sternum, 2 — грудная клетка, compages thoracis, 3 — череп (вид сверху). Синим цветом выделена хрящевая ткань.

В скелете ребенка много хрящевой ткани, гораздо менее прочной, чем кость. Шейные позвонки плоские, состоят из отдельных костей, связанных между собой хрящом. Хрящи замещаются костной тканью только к 3 годам. У взрослого позвонки не только полностью окостеневают, но и имеют седловидную форму. При резком движении головы вперед они как бы поддерживают друг друга. А вот детская шейка при резком толчке может просто сломаться.

Шейной позвонок (axis) ребенка и взрослого человека (справа). Вид сзади. Синим цветом выделена хрящевая ткань.

Только к 12 годам кости ребенка по форме и составу перестают отличаться от костей взрослого человека. Мышцы и связки, которые тоже обусловливают «прочность» организма, у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо и составляют примерно 25% от массы тела (у взрослого человека – не менее 40%).

Пропорции ребенка отличаются от пропорций взрослого

Голова ребенка – самая крупная и тяжелая часть тела. У новорождённого масса головы составляет 25% от общей массы, тогда как у взрослого человека – всего лишь 6%.

При этом шея тонкая, со слабо развитыми мышцами. Маленького ребенка опасно даже интенсивно встряхивать на руках. А при сильном толчке «тяжелую» голову резко отбрасывает, и основная нагрузка приходится именно на область шеи, где «запас прочности» очень невелик.

У детей не сформирован подвздошный гребень

До 8-ми лет таз ребенка имеет округлую форму. Только в период полового созревания таз приобретает такие очертания, как у взрослого. Самым важным отличием тазового пояса ребенка является отсутствие характерных выступов тазовых костей, образующих подвздошный гребень. Именно он препятствует соскальзыванию ремня безопасности вверх и травмированию органов брюшной полости: ремень попадает в этот «зацеп» и не смещается выше. А у детей подвздошный гребень развит еще слабо, поэтому происходит «подныривание» под ремень.

Подвздошный гребень взрослого человека.

Рост ребенка меньше, чем у взрослого

Все штатные средства безопасности – подушки, ремни – представляют опасность для ребенка, поскольку рассчитаны на человека ростом не ниже 150 см. Например, подушки безопасности спроектированы таким образом, чтобы раскрываться на уровне груди взрослого пассажира. Ребенок же может получить очень сильный удар в голову при активации подушки, открывающейся со скоростью 300 км/час.

  • http://bibliotekar.ru/enc-Semya/31.htm
  • http://oybolit.ru/propedevtika/ocenka-sostoyaniya-rebenka/24-kostnaja-sistema.html
  • http://www.deti-deti.ru/articles/interview.php
  • http://fotelik.info/pl/art/po_co_ten_fotelik,11.html

Закладка скелета происходит на 3-й неделе эмбрионального развития: первоначально как соединительнотканное образование, а в середине 2-го месяца развития происходит замещение ее хрящевой, после чего начинается постепенное разрушение хряща и образование вместо него костной ткани. Окостенение скелета не завершается к моменту рождения, поэтому у новорожденного ребенка в скелете содержится много хрящевой ткани.

Сама костная ткань значительно отличается по химическому составу от ткани взрослого человека. В ней содержится много органических веществ, она не обладает прочностью и легко искривляется под влиянием неблагоприятных внешних воздействий.

Молодые кости растут в длину за счет хрящей, расположенных между их концами и телом. К моменту окончания роста костей хрящи замещаются костной тканью. За период роста в костях ребенка количество воды сокращается, а количество минеральных веществ увеличивается. Содержание органических веществ при этом уменьшается. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-24 годам. При этом прекращается рост костей в длину, а их хрящевые части заменяются костной тканью. Развитие скелета у женщин заканчивается к 18-21 году.

Позвоночный столб. Рост позвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. В течение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночника относительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника. Усиление темпов роста позвоночника отмечается в 7-9 лет и в период полового созревания, после завершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.

Структура тканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение, начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всего детского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. В период полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок, которые сливаются с телом позвонка после 20 лет. Процесс окостенения отдельных позвонков завершается с окончанием ростовых процессов – к 21-23 годам.

Кривизна позвоночника формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннем возрасте, когда ребенок начинает держать голову, появляется шейный изгиб, направленный выпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть, образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинает стоять и ходить, образуется поясничный лордоз.

К году имеются уже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы и исчезают при расслаблении мускулатуры. К 7 годам уже имеются четко выраженные шейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже – в 12-14 лет. Нарушения кривизны позвоночного столба, которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом и партой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.

Грудная клетка. Форма грудной клетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжата с боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). У взрослого же преобладает поперечный размер. На протяжении первого года жизни постепенно уменьшается угол ребер по отношению к позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объем легких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений грудной клетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения. Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3-4 лет. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12-13 годам грудная клетка приобретает ту же форму, что у взрослого. На форму грудной клетки влияют физические упражнения и посадка.

Скелет конечностей. Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет. Умеренные и доступные движения способствуют развитию кисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процесс окостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).

У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой и седалищной), сращение которых начинается с 5-6лет и завершается к 17-18 годам. В подростковом возрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость – крестец. После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина, смягчая толчки тела при ходьбе. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Череп. У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Это – роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший – лобный – легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам. У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Развитие мышечной системы

Развитие мускулатуры начинается на 3-й неделе. Начало почти всем поперечно-полосатым мышцам дают миотомы. У 4-х недельного эмбриона миотомы состоят из одноядерных округлых клеток, позднее – из веретенообразных клеток, миобластов. Они интенсивно размножаются и мигрируют в прилегающие области, в том числе в зачатки конечностей. В возрасте 5-ти недель в миобластах начинается синтез мышечных белков – миозина, актина и др., из которых образуются сократительные нити – миофиламенты.

На 5-10-й неделе образуются многоядерные миотрубки. В них усиливается формирование миофиламентов, а затем и миофибрилл. В дальнейшем (20 недель) миотрубки превращаются в мышечные волокна. Миофибриллы заполняют их внутреннее пространство, а ядра оттесняются под сарколемму. Сокращение регистрируется после формирования миофибрилл (5 неделя) и отчетливо проявляются на 10-15 неделях. Сокращение мышц в данный период способствует правильному формированию скелета. Двигательная активность плода проявляется либо в кратковременных толчках, либо в мощных разгибательных движениях, вовлекающих в работу все группы мышц.

Развитие мышечных волокон происходит не одновременно. У плода мышечные волокна в первую очередь образуются в языке, губах, диафрагме, межреберных и мышцах спины. В конечностях волокна развиваются позднее сначала в мышцах рук, затем ног. Таким образом, сначала формируются мышцы, которые более необходимы для выполнения важных функций.

Наиболее интенсивный рост мышц происходит в 1-2 года. Увеличение длины осуществляется благодаря точкам роста на концах волокон, примыкающих к сухожилиям. Рост мышц в толщину происходит за счет увеличения количества миофибрилл в мышечной клетке: если у новорожденного в мышечной клетке их содержится от 50 до 150, то у 7-ми летнего ребенка от 1000 до 3000. Количество клеток возрастает первые 4 месяца после рождения, а затем не изменяется. В 12-15 лет происходит очередное преобразование структуры мышц. Мышечные клетки очень плотно прилегают друг к другу, теряют округлую форму и на поперечном срезе выглядят уплощенными.

В процессе развития ребенка отдельные мышечные группы растут неравномерно. У грудных детей, прежде всего, развиваются мышцы живота, позднее – жевательные. К концу первого года жизни в связи с ползанием и началом ходьбы заметно растут мышцы спины и конечностей. За весь период роста ребенка масса мускулатуры увеличивается в 35 раз. В период полового созревания (12-16 лет) наряду с удлинением трубчатых костей удлиняются и сухожилия мышц. Мышцы в это время становятся длинными и тонкими, и подростки выглядят длинноногими и длиннорукими. В 15-18 лет продолжается дальнейший рост поперечника мышц. Развитие мышц продолжается до 25-30 лет. Мышцы ребенка бледнее, нежнее и более эластичны, чем мышцы взрослого человека.

Мышечный тонус. В период новорожденности и в первые месяцы жизни детей тонус скелетных мышц повышен. Это связано с повышенной возбудимостью красного ядра среднего мозга. По мере усиления влияний, поступающих из структур головного мозга по пирамидной системе и регулирующих функциональную активность спинного мозга, тонус мышц снижается. Снижение тонуса отмечается во втором полугодии жизни ребенка, что является необходимой предпосылкой для развития ходьбы. Тонус мышц играет важную роль в осуществлении координации движений.

Сила мышц . Увеличение мышечной массы и структурные преобразования мышечных волокон с возрастом приводят к увеличению мышечной силы. В дошкольном возрасте сила мышц незначительна. После 4-5 лет увеличивается сила отдельных мышечных групп. Школьники 7-11 лет обладают еще сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособлены к кратковременным скоростно-силовым динамическим упражнениям.

Наиболее интенсивно мышечная сила увеличивается в подростковом возрасте. У мальчиков прирост силы начинается в 13-14 лет, у девочек раньше – с 10-12 лет, что, возможно, связано с более ранним наступлением у девочек полового созревания. В 13-14 лет четко проявляются половые различия в мышечной силе, показатели относительной силы мышц девочек значительно уступают соответствующим показателям мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками-подростками и девушками следует особенно строго дозировать интенсивность и тяжесть упражнений. С 18 лет рост силы замедляется и к 25-26 годам заканчивается. Установлено, что скорость восстановления мышечной силы у подростков и взрослых почти одинакова: у 14-летних – 97,5%, у 16-летних и у взрослых – 98,9% от исходных величин.

Развитие силы разных мышечных групп происходит неравномерно. Сила мышц, осуществляющих разгибание туловища, достигает максимума в 16 лет. Максимум силы разгибателей и сгибателей верхних и нижних конечностей отмечается в 20-30 лет.

Быстрота, точность движений и выносливость. Быстрота движения характеризуется как скоростью однократного движения, так и частотой повторяющихся движений. Скорость однократных движений увеличивается в младшем школьном возрасте, приближаясь в 13-14 лет к уровню взрослого. К 16-17 годам темп увеличения этого показателя несколько снижается. К 20-30 годам скорость однократного движения достигает наибольшей величины. Это связано с увеличением скорости проведения сигнала в нервной системе и скорости протекания процесса передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

С возрастом увеличивается максимальная частота повторяющихся движений. Наиболее интенсивный рост этого показателя происходит в младшем школьном возрасте. В период от 7 до 9 лет средний ежегодный прирост составляет 0,3-0,6 движений в секунду. В 10-11 лет темп прироста снижается до 0,1-0,2 движения в секунду и вновь увеличивается (до 0,3-0,4 движения в секунду) в 12-13 лет. Частота движений в единицу времени у мальчиков достигает высоких показателей в 15 лет, после чего ежегодный прирост снижается. У девочек максимальных значений этот показатель достигает в 14 лет и далее не изменяется. Увеличение с возрастом максимальной частоты движений объясняется нарастающей подвижностью нервных процессов, обеспечивающей более быстрый переход мышц-антагонистов из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

Точность воспроизведения движений также существенно изменяется с возрастом. Дошкольники 4-5 лет не могут совершать тонкие точные движения, воспроизводящие заданную программу. В младшем школьном возрасте возможность точного воспроизведения движений по заданной программе существенно возрастает. С 9-10 лет организация точных движений происходит по типу взрослого. В совершенствовании этого двигательного качества существенную роль играет формирование центральных механизмов организации произвольных движений, связанных с деятельностью высших отделов ЦНС.

В течение длительного периода онтогенеза формируется и выносливость (способность человека к продолжительному выполнению того или иного вида умственной или физической деятельности без снижения их эффективности). Выносливость к динамической работе еще очень невелика в 7-11 лет. С 11-12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми. Хорошим средством развития выносливости являются ходьба, медленный бег, передвижение на лыжах. К 14 годам мышечная выносливость составляет 50-70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.

Выносливость к статическим усилиям особенно интенсивно увеличивается в период от 8 до17 лет. Ее наиболее значительные изменения отмечаются в младшем школьном возрасте. У 11-14-летних школьников самыми выносливыми являются икроножные мышцы. В целом выносливость к 17-19 годам составляет 85% уровня взрослого, а максимальных значений она достигает к 25-30 годам.

Темпы развития многих двигательных качеств особенно высоки в младшем школьном возрасте, что, учитывая интерес детей к занятиям физкультурой и спортом, дает основание целенаправленно развивать двигательную активность в этом возрасте.