Меню
Бесплатно
Главная  /  Любовь  /  Проект путешествие в мир камней. Исследовательская работа "путешествие в мир камней"

Проект путешествие в мир камней. Исследовательская работа "путешествие в мир камней"

Алла Кошелева
Конспект занятия «Эти удивительные камни»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 28 «Елочка» .

ул. Мира 99- А Брянская область, г. Клинцы, 243145

тел. 8- (48336) 5-09-78,

ОГРН 1023201342328, ИНН/КПП 3203005426/324101001

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность

по теме : «Эти удивительные камни » .

Воспитатель :

Кошелева А. В.

Организованная образовательная познавательно- исследовательская деятельность по теме :

«Эти удивительные камни » .

Старшая группа.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Цель : Познакомить детей со свойствами камней , расширить представление об использовании камней человеком в процессе познавательно - экспериментальной деятельности.

Образовательные задачи :

1. Познакомить детей со свойствами камней с помощью элементарного экспериментирования.

2. Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления

о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства и используя условные обозначения составлять схему.

3. Расшрять знания о том, как и для чего человек использует камни , применив презентацию «Мир камней » (использование ИКТ) и игровые приемы для подачи образовательного материала.

4. Активизировать и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней : твёрдый, лёгкий, прочный, тяжёлый, разноцветный.

5. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами камней , умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, побуждать детей к полным ответам.

6. Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

7. Актуализировать формы педагогического партнерства в процессе работы с дошкольниками.

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое» .

Оборудование и материалы : «коробка ощущений» , наборы камней на каждый стол , деревянные брусочки, тесто для лепки, стаканы с водой, гравий, салфетки, большой камень, молоточек, схема-помогалка, интерактивная доска, коллекция изделий из камня , шапки бакалавров, фонограмма «Маг-недоучка» , презентация «Мир камней » .

Организация детей : подгруппа.

I Введение в тему : воспитатель.

Воспитатель приглашает детей в зал, здороваются со всеми гостями.

Воспитатель :-Ребята я знаю, что вы очень любознательные, сообразительные и умные дети, поэтому мне с вами интересно играть. У меня есть коробка и в ней, что-то находиться. Вы хотели бы узнать, что в ней. Мне нужен помощник. Как определим кто будет мне помогать (Считалочка)

Может из вас кто знает интересную считалочку?

Пожалуйста, (Коля) посчитай и выбери ведущего для игры.

Игра «Коробка ощущений» .

Вы все станете там, где вам удобно, ведущему я предлагаю опустить руку в коробку найти на ощупь предмет, который там лежит, но нам он о предмете не говорит, мы сами будем задавать наводящие вопросы, чтобы отгадать.

Вопросы :

Это живое? Это пушистое (тяжелое, мягкое, холодное?

Вы ещё не догадались, что в коробке лежит?

Тогда я вам помогу, загадку отгадайте.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий -

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Верно, это камень…показываем детям…

Ребята изучение камней проходит в лаборатории, хотите вы туда попасть?

II Основная часть ООД. Воспитатель.

Звучит музыка. Открывается занавес. За рабочим столом Ученый- Воспитатель 2.

Выходит к детям.

Здравствуйте мои юные мыслители. Хотите попробовать себя в роли учёных?

Тогда надевайте шапку бакалавра и занимайте места, сегодня мы будем изучать свойства камней .

Обратите внимание у вас на столе поднос с камнями , возьмите понравившийся камень в руку, потрогайте, рассмотрите.

-Камни одинаковые или разные?

Чем ваши камни ребята отличаются ?. (Они большие и маленькие)

Какого цвета камни у вас ?.

А могут быть другого цвета, как вы думаете (серый, красный, синий, коричневый, зелёный.)

Как одним словом охарактеризовать свойство камня - иметь разную окраску (разноцветный)

Чтобы легче запомнить свойства камней мы с вами будем заполнять схему-подсказку (на доску обращает внимание) .

Как вы думаете на нашей схеме можно условно отобразить первое свойство камня (радуга, потому что она имеет разные цвета) . Предложить ребенку вставить в таблицу этот знак.

Что вы можете рассказать о своём камне ? (Камень показать всем-ответы детей)

Верно, камни разные потому что… . ответы детей (он большой, тяжелый, разноцветный, шероховатый, острые имеет края и тупые, гладкий….) у них разный цвет, размер,форма.

-Ответе мне на вопрос : Если мы сожмём камень в одной руке, а в другой тесто, что произойдет?. (ответы детей)

Давайте проверим наши предположения, возьмите любой камень в одну руку и тесто для лепки в другую, сожмите сильно и посмотрите что произошло?

Почему тесто изменило свою форму?. Тесто мягкое и пластичное.

Что с камнем произошло ?. Правильно ничего, камень не изменил свою форму, он твердый.

Ребята вот мы и узнали ещё одно свойство камней -Твёрдость .

Иди (Сабина) подумай и найди ту карточку которая нам может помочь отметить на схеме свойство твёрдости (твёрдый как гвоздь) .Верно эта картинка означает твёрдость.

Продолжим разговор о камнях…

Как вы думаете, что произойдёт с камнем и деревянным брусочком, если мы их в воду опустим?. (Выслушать полные ответы детей) .

А почему вы так думаете (рассуждения детей)

Предлагаю вам самим убедиться, с помощью опыта, правы вы или нет. Подвиньте к себе экспериментальную тарелку и опустите туда одновременно камень и брусок дерева.

Что произошло?. (ответы деревянный брусок не утонул, он плавает по поверхности,а камень опустился на дно.)

Почему не утонул деревянный брусок? (он легкий) .

А камень почему утонул (Камень утонул потому что тяжелый)

Как мы с вами можем сформулировать это свойство камня… .

-(Иван) ….найдёт нам следующее условное обозначение.

Как ты определил что «Гиря» (добиваться полных и развернутых ответов) .

Верно камень не перо - его ветром не унесёт, камни тонут в воде .

Но есть огромные горы, которые состоят из камней .

Вы могли бы стать как гора (да (дети становятся пирамидой)

Физкультминутка.

Стоит гора старушка (поднимают руки вверх прямые, соединив ладони)

До небес макушка. (тянутся на цыпочках вверх)

Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)

Стоит гора страдает, камешки теряет. (прикладывают ладони к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(отбегают дети)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)

Катятся, катятся камешки прочь. (отбегают дети)

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место) .

Подойдите ко мне и найдите на моём столе самый большой камень.

Как вы думаете, он прочный или хрупкий?.

А как мы сможем проверить?. (пробуют : стать на камень, ударить камень о камень)

Попробуем стукнуть по камню молотком…

Кто желает попробовать (предоставить возможность это попробовать,тем кто не проверял прочность камня )

Какой можно сделать вывод? (камни прочные , он не крошится, не ломается)

Да. Камень остался невредим!

Иди (Степан) выбери последнюю картинку для схемы.

Объясни, почему выбрал замок? (он прочный)

Да, замок позволяет прочно закрывать двери.

Как вы думаете, а камень может человеку быть помощником?. (ответы детей об использовании камня )

Я вам хочу показать, а вы мне поможете рассказать, где человек может использовать камни , пройдите и расположитесь перед экраном, как вам будет удобно на стуле или на полу.

Слайд2 -Камни находятся под землёй, на её поверхности и в водоёмах.

Слайд3- В древние века человек использовал камни как орудия труда и для охоты.

Слайд4- Позднее камнями стали украшать одежду.

Слайд5 –Камни служили украшением , оберегом и просто игрушкой.

Слайд6 –Из камней делали и делают сейчас предметы для интерьера дома.

Слайд7 – Используют камни при строительстве дорог, для тротуаров, лестниц и площадок он не заменим

Слайд8 -Широко его используют дачники на приусадебных участках, создавая вот такую красоту.

Слайд9 – Камень незаменим при строительстве памятников. Вы узнали этот памятник? Да –это памятник Героям Отечества.

Слайд10 – В строительстве фонтанов.

Слайд11 – Мало кто знает,что соль это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.

Слайд 12 – Ура! Есть камни съедобные .

Слайд 13 – Камнями в наше время даже лечатся!

Слайд14 -А ещё камни можно собирать в коллекции, привозя из путешествий!

Слайд15 –Камни красивые необычные и интересные.

Я вам покажу свою коллекцию украшений из камней . (показ коллекции) .

Вам понравилось у меня в гостях?

На память я вам отдаю схему подсказку, вам не составит труда рассказать о том, что сегодня вы узнали о камнях .

На сегодня я прощаюсь и буду снова вас ждать в гости (под музыку уходит) занавес закрывается.

III Заключительная часть ООД.

Выходит воспитатель 1.

Вот и мои ребята! Вы мне не хотите ничего рассказать?

А что у вас в руках?

Кто может рассказать, что нового вы сегодня узнали?

А что интересное с вами происходило?

Расскажите мне о схеме, что она означает?

Подводится итог занятия с дифференцированной оценкой результата.

Районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

«Юный исследователь»

Секция: «Физика. Математика»

Проект на тему:

«Путешествие в мир камней»

Выполнил: учащийся 2-а класса

МБОУ «Нововязниковская оош»

Гуреев Андрей Николаевич

Руководитель: учитель начальных классов

МБОУ «Нововязниковская оош»

Лазарева Наталья Александровна

г.Вязники

2017 г

    Введение 2-3

    Что такое камень? 3

    Отличительные особенности минералов и горных пород 3-4

    Как на земле появились камни? 4

    Разновидность камней 4-5

    Истории камней 5-7

    Сравнительный анализ минералов и горных пород 7-8

    Выявление свойств камней 8-10

    Заключение 10

    Используемая литература 10-11

Введение

Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улице, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушк и в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Невозможно представить себе мир без камней. Слово «камень» прочно вошло в наш язык. Существует много пословиц и поговорок со словом «камень». Например, есть такое выражение: «У меня будто камень с души упал». Для нас камни являются чем – то простым, обыденным, однако в тропических лесах есть племена, которые никогда не видели камней.

Цель исследования . Узнать историю появления на Земле камней , их свойства и значение в жизни человека .

Задачи исследования .

    Найти и изучить литературу по данной теме .

    Выяснить , что знают одноклассники по данной теме .

    Изучить отличительные особенности минералов и горных пород.

    Узнать как можно больше о камнях ( что это такое , названия , как они появились на Земле , какую пользу приносят людям ).

    Изучить свойства камней

Гипотеза исследования . Я могу предположить : 1) камни , окружающие человека , могут обладать необычными свойствами ; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя .

Методы исследования :

    анализ научной литературы ;

    анкетирование ;
    наблюдение ;

    сравнение ,

    обобщение .

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы , я расспросил родителей , прочитал книги по данному вопросу , поработал в Интернет - сети . Вот результаты моего исследования .

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников . В нем приняли участие

18 человек . Возраст - 7 - 9 лет .

Вопросы

Ответили « да »

Ответили « нет »

Собирал ли ты камни ?

Если собирал , то зачем ?

13 чел . ( ответы : « в коллекцию », « интересно », « они красивые », « для игры », « для аквариума », « просто так », «для опытов»)

5 чел .

Знаешь ли ты названия камней ? Запиши названия .

14 чел . ( большинство назвали 1-2 камня )

4 чел .

Знаешь ли ты , как на Земле появились камни ?

8 чел .

10 чел .

Как человек использует камни ?

11 чел . ( ответы : « в строительстве », « для поделок », « делают бусы , браслеты »)

7 чел .

Ты хочешь больше узнать о камнях ?

16 чел .

2 чел .

Выводы : ребята мало знают о мире камней , хотят узнать больше .

Что такое « камень »?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет . Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня . Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи , топоры , иглы , копья . Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком .

В словаре я нашел значение слова « камень ».

« Камень твердая горная порода кусками или сплошной массой , а также отдельный кусок , обломок такой породы ».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней .

Отличительные особенности минералов и горных пород.

Планета Земля образовалась 4, 5 миллиарда лет назад. Её верхняя оболочка – кора, по которой мы ходим, – состоит из разных горных пород. Породы, в свою очередь, состоят из минералов.

Для начала стоит разобраться, что – же такое минерал, а что такое камень (горная порода)?

Минералы – это кристаллы, которые встречаются в природе. Минералы образуются в природе из химических элементов, и каждый имеет определённый химический состав. Они однородны по своей структуре, имеют свою определённую форму. Минералы бывают самых разных цветов и оттенков. Искусственно выращенные кристаллы не относятся к минералам. Минералы – это соль поваренная, лёд, горный хрусталь, алмаз, полевой шпат, гипс, тальк, кальцит, топаз и др.

Драгоценные камни – это минералы, которые ценятся за свою красоту.

Минералы различают по цвету, форме, твёрдости.

Горные породы или попросту - камни – это образования, состоящие из множества минералов. Гранит, например, состоит из следующих минералов: кварца, полевого шпата и слюды. Гранит неоднороден по структуре и цвету. К горным породам относятся гранит, мрамор, базальт, песчаник, сланец и др.

Как на Земле появились камни ?

Камни различаются по цвету , внешнему виду и свойствам потому , что « родились » в разных условиях .

Есть горные породы , которые « родились » из магмы расплавленного вещества из глубин Земли . Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине , не дойдя до земной поверхности . Это магматические породы . Так образовались гранит и базальт .
Осадочные породы « родились » из обломков других пород . Их обработала и принесла вода . Например , песчаник , каменная соль .

Горные породы могли « родиться » из остатков древних растений и животных . Так образовались известняки .

Разновидность камней:

Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести , , , , , и .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Драгоценные и полудрагоценные камни - , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства , собирают в , используют как активы.

Применение минералов и горных пород в современной медицине.

Наши предки издавна наделяли камни и горные породы всевозможными целебными свойствами. Достаточно обратиться к истории – почти в каждой стране на протяжении многих веков существовали поверья об оберегах из камней и их положительном влиянии на организм. Но уже в наше время большинство подобных утверждений перешли в разряд «мифов». Вместе с тем, некоторые драгоценные камни и минералы нашли практическое применение в современной медицине – для изготовления инструментов и лекарственных средств (алмаз, рубин, сапфир), жемчуг - источник кальция, гипс применяется в хирургии, тальк - в лекарствах, присыпка для малышей, глина - в косметике.

Истории камней .

Камень первый : каменный уголь .

Этот камень я нашел в нашем дворе . Он черного цвета , с блеском , на ощупь шершавый , твердый , прочный . У камня есть одно замечательное свойство он в огне раскаляется , красным пламенем наливается , горячим , как огонь становится и сам горит . Это каменный уголь .

Откуда он взялся ?

Все началось много миллионов лет назад , когда Земля была царством лесов и болот . Наступая на леса , болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов , подмывала их корни , деревья погибали и падали в мутную болотную жижу . За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений . Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу торф . Сдавленный пластами земли , торф постепенно твердел , каменел и превращался в камень бурый уголь . А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался , то постепенно превращался в черный каменный уголь , а потом в антрацит . Это лучший сорт угля . Он горит почти без дыма и дает много тепла .

При горении уголь дает много тепла . Вот почему человек использует его как топливо .

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков : пластмассовые игрушки , лекарственные и ароматические вещества , автомобильные шины , рыболовецкие сети , краски и лаки .

Камень второй : известняк .

Этот камень я увидел дома , когда родители готовились к побелке . Если его разварить , то получится известка . А сам камень называется известняк . Известняк - это белый или беловато - серый камень , он оставляет белые следы на руках .

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом . Люди , которые добывают в карьере известняк , работают как бы на дне моря . Конечно , сейчас моря в этом месте нет , но оно было много миллионов лет назад ( тогда материки , океаны и моря располагались не так , как сейчас ). Морские организмы , погибая , оседали на дно . Из их скелетов , раковинок образовались постепенно толщи известняка .

Когда нужны крупные , ровные камни известняка , их выпиливают в карьере особыми пилами . Если же необходимы мелкие , неровные камни , их добывают с помощью экскаватора .

Это очень полезное ископаемое . Ни одна стройка не обходится без известняка . Он расходуется на выработку цемента , который нужен для скрепления между собой строительных деталей : кирпича , плит , блоков . Из известняка получают известь , которая идёт на побелку стен , потолков . Известь так же входит в состав штукатурки . Она даже входит в состав стекла .

У известняка есть ещё один « родственник », с которым знаком каждый школьник . Мы пишем и рисуем им на доске , асфальте . Это мел . Он , конечно , мало похож на камень : менее прочный , легко раскалывается на кусочки , крошится . Но при этом мел наш незаменимый помощник в школе .

Камень третий : гранит .

Абсолютно все разновидности гранита образовались вследствие извержения магмы внутри земной коры. В процессе остывания этой магмы и под действием высокого давления, создаваемого вышележащими пластами земной коры, образуется гранит, который характеризуется ярко выраженной полнокристаллической, а иногда и гранобластовой структурой. По своей текстуре гранит очень напоминает мрамор, однако пористость у него меньше, да и минеральные компоненты в нем расположены параллельно. Исходя из величины зерен, гранит разделяют на несколько разновидностей: крупнозернистый - диаметр зерен превышает 5 мм, среднезернистая - от 2 до 5 мм и мелкозернистая - менее 2 мм. От размера зерен напрямую зависят прочностные характеристики гранита: чем крупнее зерна, тем более хрупким будет гранит.

Данный минерал славится своими декоративными, прочностными и износостойкими характеристиками.

Область применения гранита весьма широка, начиная от различных гранитных мемориалов и заканчивая отделочными материалами для стен домов. Очень часто гранит используют там же где и мрамор. Например, при обустройстве ступеней и слэбов. Что же касается гранитных облицовочных плит, то они совершенно не уступают своим аналогам из натурального камня. Нередко гранит используется для создания мозаичных ступеней и напольных покрытий.

Глина: История глины довольно занимательна и интересна. Пожалуй, она начинается с легенд о сотворении мира. И первая легенда касается появления человека, ведь как известно, первого человека - Адама - Бог вылепил именно из глины, а потом вдохнул в него жизнь. Возможно, как раз по этой причине очень долгое время фигурки богов лепились именно из глины, а уже затем стали делаться из камня.

Будучи материалом пластичным, глина использовалась практически во всех сферах и областях жизни. Даже пять тысяч лет тому назад, когда была изобретена письменность, первая бумага представляла собой тонкие глиняные пластины, на которых писали заостренными палочками. Затем таблички сушили на солнце и хранили.

В Древней Руси гончары ле-пили из глины чаши, кувшины, печные горшки и все это расписывали тоже гли-ной, но уже цветной. Эта краска носила название керамической. Но изобретена глиняная краска, конечно же, была намного раньше, еще первобытными племенами, которые расписывали свои тела цветной глиной для устрашения врагов и совер-шения некоторых ритуалов. До сих пор глина является основой для красок, и замену ей еще не нашли.

Глина была незаменима и как лекарственное целебное средство. Из желтой глины, разведенной в уксусе, делали пластырь дли лечения растяжений. При болях в пояснице и суставах применялся пластырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Лишай, которого не избежать людям, постоянно контактирующим с животными, наши бабушки излечивали прикладыванием к нему теплого детского кала, смешанного с глиной.

Шла глина в ход и при ворожбе, лечении сглаза, лихорадки. В глиняных сосудах готовили снадобья, хранили растительное сырье, а маленькие горшочки ис- пользовали для лечения простуды в качестве обычных медицинских банок. Да и первая грелка тоже была глиняной. Она представляла собой кувшин с узень-ким горлышком, в который заливали горячую воду. Затем горлышко плотно закрывали, а грелку подкладывали под больное место.

Сравнительный анализ минералов и горных пород.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Известняк

Коричневая,серая, голубая, черная

Белый, серо-белый

Разноцветный – красный, серый

По внешнему виду, свойствам

Однородный, твердый

Однородный, мягкий,рыхлый, хорошо пишет на доске

В воде становится мягкой, высыхает становится твердой

Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий

Где использ

В изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

В школе, в строительстве

В медицине, косметологии, изготовлении посуды, в строительстве

В строительстве

В строительстве

Выявление свойств камней.

О
пыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Р
ассматривание камней разного размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

П
оверхность у камней одинаковая или разная? Нахождение самого гладкого камня и самого шершавого на ощупь.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней воспользуемся лупами.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Держа камни в ладошках определяем самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5: Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Плотность.

Б

ерем в одну руку камень, в другую - губку и сильно сжимаем. Губка сжимается, а камень - нет.

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Плавучесть.

Берем банку с водой и осторожно кладем один камень в воду. Наблюдаем.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

О
пыт №8. Притяжение магнитом

Я подносил магнит ко многим камням. Вот результат:

Вывод: Некоторые камни притягиваются магнитом.

Заключение:

Из прочитанных книг, сайтов интернета я многое узнал о горных породах и минералах.

    я узнал , что такое « горные породы » и « минералы »;

    узнал , как на Земле появились камни ,

    свойства отдельных камней ,

    как человек их использует .

Камни обладают разнообразными свойствами. Камни используют в различных отраслях: в строительстве, в медицине. Камни мне дарят хорошее настроение, радость, отвлекают от забот. На камнях можно рисовать, а можно просто любоваться их красотой, изучать их, коллекционировать. Камнями можно лечиться.

Тема: «Путешествие в мир камней»

Цели: продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); экспериментировать (классифицировать камни по разным признакам), выявлять их свойства и особенности; развивать у детей представления о ценности природы; воспитывать эмоционально-положительное отношение к ней; вырабатывать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас детей различными терминами, умение строить доказательную речь; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности

Обогащение словаря : природный, искусственный, облицовка, драгоценный.

Ход ОД

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужным лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий – в ладошке лежать

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ребята, о чём это стихотворение? (О камнях). Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали в этом году о камнях. А в этом нам помогут истинные знатоки камней- герои сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Кто скажет, как их зовут? (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). Сегодня гномы у нас в гостях.

А давайте дадим гномам наши имена. Например, по дням недели. В результате многочисленных исследований и поисковой работы у нас образовалась коллекция камней, которая хранится в нашем мини- музее «Удивительный мир камня». Вместе с гномами мы отправляемся туда.

Я гном по имени Понедельник люблю строить и всё знаю о камнях- строителях.). Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей).

А из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т.д.). Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня. Демонстрирует булыжник, известняк, ракушечник, песчаник.

Какой круглый камень! А что это за камень? (галька). А где можно раздобыть гальку? Интересно, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

- В республике имеются крупные месторождения молибдена и вольфрама, свинца, олова, меди, железной руды, золота, мышьяка, каменных и бурых углей, нефти, туфа, вулканической пемзы и пепла, известняков, гипса, огнеупорных и флоридиновых глин, гравий, щебень, мел.

Гном по имени Вторник увлекается драгоценными камнями . Всё своё время я посвящаю драгоценным камням. Я знаю о камнях все мифы, легенды, сказания. В основном все драгоценные камни используют для украшения ювелирных изделий, таких как кольца, серьги, различные подвески, колье и браслеты. (Обращает внимание на презентацию, коллекцию). В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было дано всем камням красного цвета. Все зеленые камни называли изумрудами, а все голубые – сапфирами и топазами. Установилось, что ценность драгоценного камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но также и от его твердости. Самый твердый драгоценный камень – алмаз. Из – за твердости его также применяют в приборостроении.

Я гном Среда - интересуюсь камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (показывает мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге, вы, чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

Я гном по имени Четверг, изучаю камни, образовавшиеся из растений и животных. Что это за камни? (Янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней)

Ребята, покажите мне, пожалуйста, знакомые вам камни и расскажите, чем они вам запомнились? (Дети дают ответы, как зародилась жемчужина (из песчинок). Янтарь – это смола с застывшими кусочками растений и насекомых и т.д.)

- Давайте поиграем в игру «Мешок ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый камень, похожий на пуговичку. Овальный, самый лёгкий камень. Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

- Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

-Гном по имени Воскресенье просит нарисовать ему помощниц- ящерок, охраняющих подземные кладовые сокровища. Дети приглашаются в «мастерскую Данилы - мастера».

Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале). Верно. А кто написал эту сказку? Сказочник Павел Бажов. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит, добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Помните, мы об этом читали? (Дети рассказывают о свойствах камней, о том, что им понравилось, что запомнилось и больше всего удивило т.д.)

- Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие, поблагодарим наших проводников – гномов, за очень интересное путешествие- знакомство с камнями.

Чтобы изучать жизнь нашей планеты, приходится много путешествовать, переносить трудности, лишения; для этого требуются мужество, сильная воля, выносливость.

Еще более необходимы знания — самые разнообразные: об атомах и планетах, о живых организмах и природных водах, о минералах и деятельности человечества.

А еще надо любить камень, удивительное создание природы. Он не наделен жизнью, но все-таки рождается, растет, борется за существование, имеет в подземном мире своих родственников, спутников и неприятелей… Не наделенный жизнью в нашем обыденном понимании, камень живет по-своему, необычайно и непривычно по сравнению с животными или растениями.

Жизнь камней проходит преимущественно в глубинах земли, на дне морей, в пещерах, в огненных жерлах вулканов… Познать ее нелегко. Однако тому, кто научится проникать мыслью в потаенные недра планеты, открывается замечательный мир. Об этом хорошо сказал : «Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку досягнуть возбраняет натура, странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность ».

Таким превосходным умением «выводить на солнечную ясность» тайны подземного мира в полной мере обладал .

Для научных и научно-популярных книг достичь этого очень нелегко из-за постоянной изменчивости, постоянного движения научной мысли. Выясняются новые факты, появляются новые идеи, и прежние труды теряют новизну, безнадежно стареют.

И вот «Занимательная минералогия» , появившаяся в 1928 году, переиздавалась с десяток раз. Опубликованы миллионы экземпляров книги, а спрос на нее все равно велик.

И сейчас книга читается с интересом и поражает обилием интересных и глубоких мыслей.

То же самое относится к другим его популярным книгам «Занимательная геохимия», «Путешествия за камнем», «Воспоминания о камне». Но и они совсем не выглядят устаревшими, а знакомство с ними приносит немало удовольствия и пользы.

"Я сделался страстным любителем минералогии, когда мне было только шесть лет. Каждое лето мы проводили в Крыму, и мальчиком я ползал по скалам около Симферопольского шоссе, вблизи того дома, в котором мы жили. В этих скалах отдельными жилками попадался горный хрусталь — камень прозрачный, как вода, очень твердый и неподатливый, который я с трудом выковыривал из твердой породы перочинным ножом. Еще сейчас я помню, как мы, дети, особенно восторгались горным хрусталем в кристаллах, прозрачных, как бы отшлифованных «драгоценных камнях», которые мы тщательно заворачивали в вату и называли «тальянчиками». Мы сами находили в скале эти отшлифованные природой камешки, и, когда старшие сомневались, что мы сами их нашли, и думали, что эти камешки отшлифованы рукой человека, мы с гордостью возражали им".
Летом 1912 года работал на Южном Урале в районе Златоуста, Челябинска. Об этих краях, как принято у геологов, заранее собрал множество сведений. Не только о тамошних минералах и геологических условиях, но и об истории освоения и изучения природных богатств.
Многие часы проводил в Ильменских лесах, переходя от копи к копи. Беседовал со старожилами, добытчиками камней — горщиками. Подолгу, порой до ночи, просиживал на отвалах, изучая кристаллы топаза, кварца, амазонита, слюды. Упорно разгадывал прекрасные и загадочные «письмена природы». Отмечал особенности уральских минералов. Напряженно продумывал возможные варианты образования таких минералов и их сочетаний.

"Давно мечтал я посмотреть на гору из магнита и навестить наш новый металлургический гигант — . Наконец нашлось время, и я рано утром в Свердловске взбираюсь в кабинку маленького самолета. Мы летим на юг вдоль Уральских цепей, то ныряя под тучи, то плавно и тихо поднимаясь над морем облаков, из которого местами виднеются черные острова высот главной цепи. Скоро останется за нами Челябинск с красивым видом его строительства, потом направо зазубрины Александровской сопки, Юрмы, и снова всё окутывается бешено мчащимися облаками.
Медленно поднимаемся мы с уступа на уступ горы Атач, главной вершины, и уже издали я вижу сверкающие, как металл, знаменитые забои горы Магнитной. Здесь чистый магнитный железняк выходит на самую поверхность земли, и добывают его открытыми работами.
Скоро вы входите в царство сплошного магнетита; не берите с собою часов: их тонкие стальные стрелки намагнитятся и часы перестанут правильно показывать время. Кое-где полярно-магнитные глыбы нанизывают гроздьями кусочки и пылинки железняка; к другим, более сильно намагниченным кускам можете повесить гвоздики, даже ваш маленький перочинный ножик".
В наши дни охране природы придается очень большое значение. Сто лет назад, когда начал заниматься этими проблемами, они даже для многих ученых были неожиданными. Казалось, необходимо покорять природу, быстрее осваивать ее богатства, не считаясь с потерями, и прежде всего использовать самые ценные ресурсы. Пройдет, мол, несколько лет, а то десятилетий, страна расцветет и окрепнет, люди станут жить богато, вот тогда допустимо будет заниматься такими второстепенными вопросами, как охрана природы.
В 1920 году, когда еще не закончилась гражданская война и хозяйство страны находилось в критическом состоянии, по инициативе А. Е. Ферсмана горный отдел представил Советскому правительству проект создания па Южном Урале первого в мире минералогического заповедника. Казалось бы, проект совершенно несвоевременный. Однако он был рассмотрен правительством и 14 мая 1920 года подписан В. И. Лениным. горячо приветствовал создание
"Вероятно, читатель слышал о заповедниках, в которых охраняют вымирающих животных или растения. Так охраняют в нашем Кавказском заповеднике зубра, в заповеднике Аскания-Нова — остатки целины ковыльной степи, в окрестностях Воронежа — остатки дубовых лесов и т. д. Но зачем же устраивать заповедник для камней? Оказывается, что и их надо охранять так же, как зубров и дубы. К сожалению, в этих случаях заповедник нередко приходит на помощь слишком поздно. Такой заповедник устроен у нас на Южном Урале в знаменитых Ильменских горах, около станции Миасс. Кто из любителей камня не слыхал об Ильменских горах? О них говорит любой учебник минералогии, перечисляя редчайшие минералы или отмечая красоту нежно-голубого амазонского камня. Кто из минералогов не мечтает посетить этот минералогический «рай», единственный на земле по богатству, разнообразию и своеобразию своих ископаемых недр?"

"Я постараюсь наиболее подробно рассказать вам о его достопримечательностях. Янтарная комната — это единственное в мире произведение из янтаря начала XVIII века. Янтарная комната — настоящее чудо. Изумляешься не только ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но и прекрасному то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую красоту. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой; неровными по форме и величине кусочками полированного янтаря почти однообразного желтовато-коричневого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырех человеческих чувств. Эти мозаичные картины из цветных камней были вставлены при Елизавете в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произведения!"
Девушки, читающие книги , смогут поближе познакомиться со своими "лучшими друзьями - бриллиантами":

"Вот сверкают ожерелья прекрасно ограненных бриллиантов — как капли воды, чистые, с пестрыми переливами, немного холодные камни горячей Индии, пустынной Африки и тропических зарослей Бразилии. Я представляю себе месторождения Южной Африки — огромные, уходящие в неведомые глубины трубки, заполненные темной породой. Тысячи вагончиков по стальным канатам поднимали из глубин породу, добываемую рабским трудом кафров; большие поля, по которым породу развозили на вагонетках. Потом громаднейшие фабрики, большие чаны сложных промывных машин — и вот сверкающий самоцвет на дрожащих полотнах, смазанных салом. А вокруг — южное, тропическое солнце, черные фигуры измученных рабочих, нарядные дома алмазных компаний. На больших столах, покрытых скатертями, целые кучи сверкающих камней, разложенных на многие сотни сортов, отдельно чистые большие кристаллы для огранки, отдельно камни, окрашенные в желтый, розовый или зеленый цвета, и, наконец, камни для резки стекла, борт, двойники и прочее."
Для любителей других драгоценностей:

"Каждый камень в витрине драгоценностей рассказывает свою историю, и не хватило бы целой книги, чтобы обо всем рассказать. Но если когда-либо в музее вы остановитесь у витрины с драгоценностями, вспомните то, что писалось на этих страницах, и среди безделушек и игрушек прошлого поищите следы отдаленных веков, тех глубочайших явлений природы, о которых я говорил. С этим отошедшим навсегда прошлым не забывайте и о будущем драгоценного камня. Не в щедром богатстве роскоши и красок, не в увлечении редкостью видим мы огромное будущее твердого, неразрушимого, нестираемого, вечного камня. Недаром на хороших часах мы в лупу нередко читаем маленькую надпись: пятнадцать рубинов; это значит, что маленькие оси часов вертятся на еще меньших рубиновых подставочках, которых не побеждает время, ибо они сами его неизменно и упорно отмеряют".
Коварные вопросы задает своим читателям Александр Евгеньевич: "Можно ли есть камни? Как растут минералы? Можно ли определить возраст камня? Все ли камни одинаково тверды? Все ли камни можно разбить молотком, или некоторые из них можно резать и ножницами? Меняется ли камень в разные времена года? Живет ли он так, как живет однолетнее растение, или больше напоминает многолетнее хвойное дерево? Может быть, подобно птице, он меняет свой пестрый наряд или, подобно змее, ежегодно сбрасывает свою кожу?" И непременно сам на них отвечает.

"Я очень хочу вас увлечь в этот мир, хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и каменоломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря, туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду. Там всюду мы найдем чем заняться; и в мертвых скалах, песках и камнях мы научимся читать великие законы природы, по которым построена вселенная".
Глядя на горные вершины, таежные просторы, каменные глыбы или прекрасные кристаллы, находясь в здравом уме, вряд ли посетуем на их «устарелость» или обыденность. Каждое природное явление таит в себе бездну проблем, пищи для ума и для чувств. Только от нас самих зависит, что мы сумеем почерпнуть из этой бездонной сокровищницы: или самые поверхностные, заурядные, серенькие впечатления, или глубокие переживания, идеи, образы.
Так и в творчестве проявляется — хотя бы отчасти — эта особенность «произведений природы». Если прибегнуть к привычному образу, можно сказать: произведения многогранны и отражают жизнь природы с большой полнотой и многокрасочностью.

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки Суры и озера Нават, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:

  1. Изучить камни, которые нас окружают.
  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).
  3. Собрать коллекцию камней на улицах города и дома.
  4. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
  5. Провести опыт (вырастить кристаллы соли на веточке).

Время проведения исследования: 2007–2008 года.

Методика проведения исследования.

  • Просмотр литературы по данной теме;
  • Экскурсии по городу и за его пределами;
  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);
  • Составление описания коллекции;
  • Фотографирование интересных объектов;
  • Создание авторской презентации.

Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку!

Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.

1. Основная часть

Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов.

У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.1. Камень первый

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Откуда же он взялся?

Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!

1.2. Камень второй

Есть такая загадка: “В воде родится, а воды боится”. Этот удивительный камень я нашла у себя дома в солонке. Попыталась взять его в руки, но он рассыпался на мелкие крупинки. Я расстроилась, но мама успокоила, и сказала, что это самый настоящий камень. Конечно же, это была обычная соль – минерал называется галит.

Человек не может жить без соли. Соль помогает нашему организму перерабатывать пищу. Как хочешь, а наш организм должен получать в день около двадцати граммов соли. Не обязательно, конечно, в чистом виде. Можно с водой или пищей. Без соли человек может погибнуть.

С самых давних времен соль ценилась человеком дороже любого раскрасавца-самоцвета. Без драгоценной безделушки прожить можно, а без соли нет. И плитка соли считалась настоящей драгоценностью. В Китае, например, плитки соли ходили как деньги.

О том, что соль когда-то была деньгами, говорит нам и хорошо знакомое слово “солдат”. В звучании слова, действительно есть, что-то соленое. Оказывается, солдаты охраняли соль, когда ее надо было перевозить из одной страны в другую. И платили охране ни чем иным как солью. Солдатами называли в старину военных, которые служили за соляную плату.

О ценности соли говорит нам и известная поговорка “Не солоно хлебавши”. Дело в том, что даже на званых праздничных пирах соль подносили только самым почетным гостям. А гости попроще так и уходили – “Не солоно хлебавши”.

Мы сегодня даже не задумываемся о соли. Людям удалось обнаружить огромные природные соляные кладовые. Ее теперь хватает и для еды, и для прочих важных дел.

Соли на Земле огромное количество. Но на то она и сокровище, чтобы скрываться от человека. Соль и впрямь сокрыта и в земле (целые соляные горы), и в воде (озерах и морях).

1.3. Камень третий

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.

1.4. Камень четвертый

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

1.5. Камень пятый

И эта красочная игрушка в школьной мастерской, и дом, в котором я живу, и теплая деревенская печка, и редкая по красоте посуда – все эти “пироги”, испеченные из одного каменного теста. Удивительное тесто!

Оно одинаково любит и огонь и воду. На воде замечательно замешивается, становится мягким и податливым. Можно из него и простой кирпич сделать, и фигурку затейливую, и посуду изящную – такой вот мягкий камень.

Но положи изделие из этого теста в огонь – оно не сгорит, не рассыплется, а, наоборот, только крепче станет. Этот камень зовется – глина. А еще глину используют в медицине и косметологии.

Выводы.

Я узнала много нового и интересного о чудесном и загадочном мире камня. Совершила пять увлекательных путешествий (побывала в древнем могучем лесу, на дне древнего моря), узнала, откуда берутся камни, как они называются и как выглядят, какую пользу приносят людям. Собрала коллекцию камней, которые встретила в городе, в школе, дама, на речке. Некоторым из них дала описание. Одни камни родились, как и я в Чувашской Республике (торф, глина, песок), а другие пришли к нам из других районов России (гранит, мел, соль, каменный уголь). Я много путешествовала и фотографировала. Поделилась своими открытиями с одноклассниками и подружками. На следующем этапе своей работы я продолжу собирать коллекцию камней, но разделю камни на две группы: камни Чувашской Республики и камни, привезенные к нам из других мест.

Библиографический список

  1. Большая серия знаний. Планета Земля. – М.: ООО “Мир книги”, 2004.
  2. Кленов А.С. Малышам о минералах.- М.: “Педагогика- Пресс”, 1996.
  3. Кэрол Варли, Лайза Майлз. Всемирная география. Энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1997.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Георафия / Авт.-сост. В.А. Маркин. – М.: ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.

Приложение № 1. Описание коллекции горных пород и минералов

План описания горной породы:

  1. Какого цвета горная порода?
  2. Есть ли в породе отдельные слои?
  3. Имеются ли там окаменелости?
  4. На ощупь порода шершавая или гладкая?
  5. Состоит ли она из мелких зернышек?
  6. Насколько порода прочная и твердая?
  7. Как используется человеком?

Порода темно-коричневого цвета, рыхлая, видны остатки растений.

Используется как топливо и удобрение на огородах и полях.

Белого цвета, гладкая на ощупь, однородная, непрочная, быстро ломается.

Используется для письма на школьной доске, в строительстве, а еще весной им белят стволы деревьев.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Порода черного цвета, с блеском, шершавая на ощупь, твердая, прочная.

Используется как топливо. А еще из него делают: пластмасс, шины, краски, лаки…

РАКУШЕЧНИК

Светлая порода, очень хорошо видны окаменелости (раковины малюсков), твердая, но не прочная, шершавая.

Используется в строительстве.

АНТРАЦИТ

Черная, с блеском порода, гладкая, прочная и твердая, гладкая на ощупь, легче, чем каменный уголь, однородная.

Используется как топливо.

Бывает разных цветов от темных до светлых, гладкая, сухая твердая, а в воде становится мягкой, однородная.

Используется в строительстве, а еще из глины можно лепить что угодно: фигурки, посуду, свистульки…

КАМЕННАЯ СОЛЬ

Минерал белого цвета, но бывает разноцветной, кристаллик на ощупь гладкий, имеет форму квадрата, очень не прочный, а в воде растворяется.

Мы каждый день едим соль, а еще она убивает вредные микробы.

Сыпучая горная порода, бывает разных цветов, у нас на Суре желтоватого цвета, состоит из мелких зернышек круглой формы.

Используется в строительстве, мы любим летом позагорать у реки на песочке.

Зернистая порода, красноватого или серого цветов, очень твердая и прочная, шершавая на ощупь.

Используется как строительный материал: им отделывают дороги, набережные, здания. А еще делают памятники.

Порода черного цвета, мягкая, непрочная, гладкая, хорошо пишет на бумаге, однородная.

Им мы пишем и рисуем, из него делают огнеупорные сосуды. А порошок из графита – прекрасная мягкая смазка для трущихся поверхностей.

Приложение № 2. Сравнительный анализ минералов и горных пород

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ МЕЛ ГЛИНА ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ ГРАНИТ
По цвету черный белый Коричневая,

серая, голубая,

Белая с блеском Разноцветный – красный, серый
По внешнему виду, свойствам Однородный, твердый Однородный, мягкий,

рыхлый, хорошо пишет на доске

В воде становится мягкой, высыхает становится твердой Образует кристаллы, легко разрушается, и растворятся в воде Состоит из зерен разного вида и цвета: светлый кварц, темная слюда, цветной полевой шпат, очень твердый и крепкий