Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе. С чего начинается Родина
Конспект занятия по ИЗО
Подготовительная к школе группа
«С чего начинается Родина»
Задачи: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путём осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Продолжать учить детей находить прекрасное в работах великих русских художников. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.
Оборудование: Репродукции с картин: Юон К.Ф. «Купола и ласточки», «Весенний солнечный день», Шишкин «Рожь», Грабарь «Светлана», Паленов «Заросший пруд», Саврасов «Грачи прилетели». Гуашь, кисти, мольберт. Стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».
Музыкальный ряд : русские народные мелодии.
Предварительная работа: Рассматривание картин на тему «Моя семья», «Мой город», «Родная природа». Беседы с детьми о прошлом и настоящем нашей страны. Чтение художественной литературы о семье. Рассматривание открыток с изображением памятных мест родного города.
Ход занятия .
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята полюбуйтесь на выставку картин, которую я приготовила для вас. Подходите, рассматривайте, задавайте вопросы.
Обратите внимание на панораму этого города. Константин Фёдорович Юон изобразил её с высоты птичьего полёта. Если бы мы были птицами, то увидели бы город так же: крыши, купола - крупным планом, а кусты, людей, животных - очень мелкими.
А вот ещё одна панорама города, только старинного. Художник написал свою семью возле родного дома.
Грабарь изобразил портрет своей племянницы Светланы.
А вот это – самое любимое место отдыха художника Поленова – заросший пруд.
Шишкину же очень нравилась просёлочная дорога, идущая через поле золотой пшеницы. Рассмотрели?
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о Родине.
Скажите, какие картины, которые вы только что рассматривали? (Ответ детей).
Вам понравились и что на них изображено? (Ответ детей)
Воспитатель: Да, художники написали портреты родных людей, панорамы городов, картины родной природы. А как это можно назвать одним словом?
Дети: Родина!
Воспитатель: Предлагаю вам послушать стихотворение Матусовского
«С чего начинается Родина»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле
Под ветром, качаясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колёс
И клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс
Воспитатель: - С чего же начинается Родина для автора этого прекрасного стихотворения?
Дети: с друзей, с букваря, с маминой песни, со скамейки у ворот, дороги, берёзки…
Воспитатель: - А с чего начинается Родина для вас?
Дети: с любимых игрушек, дома, родителей, родственников, сказок, детского садика…
Воспитатель: Родина – это место, где ты родился, вырос, где живут твои друзья, твоя семья. Это твой город, твоя страна, природа, что окружает тебя.
Воспитатель: - Кто знает – какое дерево является символом нашей страны?
Дети: Берёза, дуб.
Воспитатель: - А как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: В России проживает очень много людей, но их объединяет одна Родина. А как Родину можно ещё назвать?
Дети: Отчизна, Отечество.
Воспитатель: Прислушайтесь к этому слову: «Родина». Оно так близко к таким словам, как родня, родной, родимая. Кого мы так называем?
Дети: Маму, папу, дедушку, бабушку, братьев, сестёр…
Воспитатель: Мы произносим эти слова, и от них веет уютом, теплом и спокойствием. Родные люди нам дороги. Мы стремимся всегда быть рядом с ними, беречь их, не огорчать, а всегда радовать.
Воспитатель: Много хороших слов мы сказали про Родину. А сейчас, пробуйте показать в своих рисунках, с чего она начинается для вас.
Подумайте, что вы будете рисовать, с чего начинается Родина для вас.
Самостоятельная работа.
Дети рисуют красками.
Итог занятия.
Воспитатель: Кто желает рассказать о том, что нарисовал?
(Дети рассказывают о своих рисунках)
Я вижу, что ваши работы выполнены с любовью. Очень хорошо, когда люди любят свою Родину. От этого она становится богаче, сильнее, красивее.
Я предлагаю устроить выставку ваших рисунков и назвать её «С чего начинается Родина».
Стадия проекта:
Проект реализован
Цель проекта:
* формировать нравственно-патриотические чувства у детей подготовительной к школе группы на основе исторических, национальных и природных особенностей родной страны;
* привлекать родителей в образовательный процесс для совместной работы.
Задачи проекта:
Образовательные:
* расширять и углублять знания детей о родной стране, её истории, культуре.
Развивающие:
* развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родной страны, чувства гордости за свою малую Родину.
Воспитательные:
* воспитывать любовь к Родине, природе через восприятие её красоты и непосредственное общение с ней;
* воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашей страны;
* воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
Достигнутые результаты за последний год:
Данный проект важен для Московской области тем, что растет будущее поколение нашей страны, которому привита любовь к Родине, любовь к людям. Мои воспитанники знают и уважают прошлое своей страны, проявляют интерес к новым знаниям и, в своё время, принесут славу своей Отчизне.
Социальная значимость проекта:
Прививая ребенку любовь к Родине, развивая нравственно-патриотические чувства сегодня, я верю в то, что в будущем это принесет свой плод. Сейчас дошкольник познаёт мир и те знания, которые он получит в детстве, сформирует в нем такие черты характера, которые помогут ему стать достойным гражданином своей страны. Став взрослым человеком, он обязательно внесет свой вклад в процветание своей Родины. И не важно маленькое это будет дело или большое, оно послужит ко благу своего народа, своей Родины...
Я - педагог, моя задача научить детей доброму, воспитать в них правильные чувства, обогащать и развивать их знания. Значимость моей деятельности будет видна в будущем, когда мои воспитанники станут взрослыми и на деле проявят свои знания, своё воспитание.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
БЛОК "СЕМЬЯ": НОД: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Учимся уважать друг друга», «Как я помогаю дома», «Наши любимые питомцы»; Беседа «Традиции моей семьи»; Разучивание пословиц и поговорок о семье и дружбе; Выставка рисунков на тему "Рисунок моей семьи"; Спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья!»; Оформление альбома «Моя семья», «Отдых с семьей»; Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений (Л.Толстой, К.Ушинский, В. Осеева, Я. Аким, В. Драгунский…); Дидактические игры: «Как мы помогаем родным », «Моя квартира», лото «Моя семья», «Кто ты для бабушки?», «Огорчиться ли мама, если…»; С/р игры: «Дочки-матери», «Семья», «К нам пришли гости», «Дом»; Музыкальный праздник «8Марта»; Подарок к Женскому Дню любимым женщинам; Конкурс рисунков и поделок о профессии родителей, посвященный празднику труда в г. Королёва;
БЛОК " ДЕТСКИЙ САД": НОД: «Я и мои друзья в детском саду», «Кто работает в детском саду?», «Мой любимый детский сад», «Мой любимый уголок в детском саду»; Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «У кого сегодня день рожденья?»; Участие в городском празднике «Идем в гости к друзьям» (Акция в честь Всемирного Дня Здоровья); Выпускной утренник «До свидания, детский сад»; Физкультурно-музыкальный досуг «День Защиты Детей»; Беседы, игры, развлечения на тему «Умеешь ли ты дружить»;
Блок "МАЛАЯ РОДИНА" НОД: «Моя улица и мой дом», «Славный город Королёв», «Город Королев в прошлом и настоящем», «Памятники моего города»; Выставка рисунков "С чего начинается Родина?"; Просмотр презентации «Красная книга Подмосковья»; Разучивание пословиц и поговорок о природе, о Родине; Геокешинг, посвященный Дню Космонавтики; Конкурс поделок и рисунков, посвященных Дню Космонавтики; Экскурсия в Исторический музей нашего города; Подарок на День Победы – открытка, сделанная своими руками; Конструирование «Дом, который построил я сам»; Рисование «Улицы нашего города»; Встреча с поэтом, кавалером ордена «Волонтерская Доблесть» С. А. Беловым
БЛОК "РОССИЯ": НОД: «Широка страна моя родная!», «Люблю березку русскую»; «Флаг и герб России», «Вставай страна огромная»; беседа «День народного единства», «Они сражались за Родину»; «Нам дороги эти позабыть нельзя»; «Дети-герои войны»; «Песни фронтовые»; Выставка рисунков «Широка страна моя родная»; «Какие народы живут в России»; Досуг «Масленица»; Изготовление народной игрушки; Оформление стенгазеты -«Никто не забыт, ничто не забыто»; Рисование «Красная площадь»; Чтение рассказов, русских народных сказок, былины «Илья Муромец и Соловей разбойник; Беседы «Народные промыслы»; Рисование (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка), «Русский народный костюм»; Изготовление диорамы «Битва за Москву»; Заучивание и чтение стихов; Экскурсия и возложение цветов к Мемориалу Славы героям ВОВ; Музыкальный досуг «День Победы»; «Праздник народных игр»
Урок изобразительного искус c тва.
Тема урока: С чего начинается Родина?
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1. Осуществление контроля степени усвоения материала в объёме обязательного минимума содержания материала.
Развивать познавательный интерес учащихся, чувство любви к малой Родине, ее природе средствами изобразительного искусства.
Совершенствовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля учащихся.
Задачи урока.
Создание на уроке необходимого поиска обучающихся дополнительной информации по данной теме.
Формирование навыка более осознанной работы с цветовой гаммой при выполнении пейзажа.
Этапы урока.
Тема. Цели. Задачи.
Формирование новых знаний.
Итог урока.
Ход урока:
Организационный момент.
Встаньте ребята правильно около своих парт и внимательно посмотрите все ли готово к работе на уроке.
Садитесь, внимательно слушайте и старайтесь все запомнить, чтобы потом повторить.
II. Формирование новых знаний.
Учитель: - Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?
Ребенок: - Россия
Учитель: - (учитель на доске вывешивает название, заранее написанное на листке.)
Учитель: - Это наша большая Родина. Необъятные просторы её раскинулись с севера на юг, с запада на восток. Есть прекрасные строки поэтессы Натальи Львовны Забила «Моя страна», я вам хочу их зачитать.
«Моя страна»
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем.
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней-
И то едва домчится….
Учитель: - Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.
Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?
Ребенок: - Москва. (учитель вешает на доске карточку где написано название – Москва.)
Учитель: - Москва ребята - это столица нашей Родины.
Назовите тот город, в котором мы живем, где находится наша с вами школа, музей знаменитого писателя Шолохова, берега нашего города омывает великая русская река Волга? Ребенок: - Николаевск. (учитель вешает на доске карточку с надписью – Николаевск.)
Учитель: - Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем городе Николаевске, стоящем на берегу великой русской реки Волги?
Ребенок: -Это наша малая Родина.
Учитель: - Послушайте песню в исполнении М. Бернеса, и ответе мне на такой вопрос: - С чего же начинается наша Родина?
(звучит песня в исполнении М.Бернеса «С чего начинается Родина?»)
Учитель: - С чего же начинается Родина? (дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель: - Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Дети: - С чего начинается Родина?
(учитель открывает тему, заранее отпечатанную на бумаге и закрытую на доске небольшими плакатами.)
Учитель: - Какие поговорки о Родине вы знаете?
Дети: - Родина мать – умей за нее постоять.
Дети: - Родная сторона – мать, чужая- мачеха.
Дети: - Родной куст и зайцу дорог.
Дети: - С родной сторонки и собачка мила.
Дети: - Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
Учитель: - Наша Родина начинается и с природы родного края. На прошлом уроке мы с вами начинали изображать природу родного края в карандаше. Давали полный анализ репродукциям картин, которые здесь представлены.
Все эти картины изображались художниками в красках, давайте поговорим подробнее о красках на картинах.
Посмотрите на этот лист и скажите: - Какие цвета считаются теплыми?
Дети: (красный, коричневый, желтый, оранжевый и их оттенки, бордовый, вишневый)
Учитель: - Какие цвета считаются холодными?
Дети: (синий, зеленый, голубой, сиреневый, фиолетовый и их оттенки)
Учитель: - Сегодня я вам открою тайну: белый, черный и их производные- это цвета которые не относятся ни к холодным ни к теплым цветам. Если в теплые и холодные краски добавить белый цвет, то картина получается светлая и легкая.
Учитель: - Посмотрите на эту картину. Но если в эти же краски добавить больше черной краски, то картина получается – тяжелой, сумрачной и тревожной.
Учитель: - Посмотрите на эту картину.
Учитель: - Ребята, посмотрите теперь на доску. (на доске вывешены картины известных русских живописцев.)
Учитель: - Посмотрите на картину известного русского живописца, И.И. Шишкина «Березовая роща».
Какое время года изобразил художник на этой картине?
Дети: - Лето.
Учитель: - Какие цвета теплые или холодные взял художник для написания картины?
Дети: - Холодные.
Учитель: - Что же нам помогает увидеть то, что картина теплая и на улице прекрасное время года, лето?
Дети: - Пробиваются сквозь деревья лучи солнца.
Учитель: - Какое настроение передает эта картина?
Дети: - Яркие лучи солнца согревают всю картину, настроение теплое, радостное хотя краски и холодные, очень много холодного зеленого цвета.
Учитель: - Давайте посмотрим на картину известного русского живописца Д.Я.Александрова «Зимняя сказка»
Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Зима.
Учитель: - Какие цвета взял художник для написания этой картины?
Дети: - Много светло-голубого, эти цвета относятся к холодным цветам.
Учитель: - Что же делает эту картину теплее?
Дети: - На деревьях показано, что светит солнце и вся картина согрета его лучами.
Учитель: - Какое настроение передается в этой картине?
Дети: - У художника было спокойное состояние души, а настроение не совсем весёлое, немного тревожное.
Учитель: - давайте теперь посмотрим на картину известного русского живописца, И.Э.Грабарь «Золотая осень».
Какое время года изобразил художник на этой картине? Дети: - Осень.
Учитель: - Какие цвета холодные или теплые взял художник для написания этой картины?
Дети: - Все цвета теплые, веселые.
Учитель: - На картине буйство красок, кажется нет ни одного оттенка теплого цвета который бы не тронул художник своей кистью. Но посмотрите есть и холодные цвета.
Какое настроение передается на этой картине?
Дети: - Веселое.
Учитель: - А ведь на ней осень прощается с теплым летом. Но вы, можете услышать в шуме этих листьев не грусть, а наоборот веселье и счастье.
Учитель: - Можем ли мы сказать, что выбор цвета при написании картины зависит от нашего настроения?
Дети: - Да!
Учитель: - Ребята, я сейчас зачитаю вам стихи, а вы постарайтесь угадать к какому времени года относится эти стихотворения и покажите мне цифрами.
(Около каждой картины поставлены номерки.) (У каждого ребенка на парте лежат цифры.)
Учитель: (не называя названия стихотворения, зачитывает его.)
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учитель: - К какому пейзажу относится эта стихотворение?
(дети показывают номерок с цифрой)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора,
Весь день, как бы хрустальны и лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял
И падал колос, простор везде.
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель зачитывает следующее стихотворение, не говоря его названия.
Поет она – аукает,
Мохнатый лес баюкает.
Стозвоном сосняка.
Кругом с таской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
Покажите номерками, как вы думаете?
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зеленые лягушки
Песенку поют.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
Покажите номерками, как вы думаете?
Зреет рож над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
Покажите номерками, как вы думаете?
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Учитель: - К какому пейзажу относится это стихотворение?
Покажите номерками, как вы думаете?
Учитель: - Ребята, природа нашей Родины разнообразна, но мы с вами не должны забывать о том, что если мы не будем ее оберегать и охранять. То никогда наше будущее поколение не увидеть больше этой красоты.
(дети отвечают на вопрос, рассказывая правила поведения на природе)
Дети: - На отдыхе необходимо убирать за собой пакеты, банки, листки бумаги. Не разбрасывать фантики от конфет, не ломать ветки деревьев, подсаживать молодые насаждения.
Учитель: - Мы ребята устали, давайте с вами отдохнем. Встаньте из - за парт.
Физическая минутка.
(под музыку, под руководством учителя дети совершают небольшие физкультурные упражнения.)
Учитель: - Вы ребята, сегодня маленькие художники и любая кисть в ваших руках безликий рисунок превратит в красивый пейзаж. Возьмите в дорогу улыбку и попробуйте пройти этот отрезок времени в хорошем настроении, передав его красками.
Вспомните ребята, наша кисточка, всегда после работы должна, находится в своем домике. Покажите пальчиком, где ее домик? Нельзя шатать парту во время работы, что бы не разлить воду.
Учитель: - Приступите к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа детей.
(Во время самостоятельной работы учитель подходит и помогает детям в раскрашивании детских пейзажей.)
Итог.
Учитель: - Что нового вы узнали на этом уроке?
- Для чего нам необходимо знать теплые и холодные цвета красок?
- Где вы можете применить полученные на этом уроке знания?
Формирование отношения к стране и государству, Родине начинается с детства. Поэтому одной из главных задач нашего дошкольного образовательного учреждения является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого - с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую Родину - место, где они родились и живут.
Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома окружающие их, которые они видят повседневно.
Реализовывая задачу по патриотическому воспитанию, в работе с детьми педагогический коллектив использует целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном крае. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Так в нашем ДОУ в январе 2016 года прошли ряд мероприятий:
- Воспитатели ДОУ провели открытые занятия. Воспитатель средней группы Дындыс Л.В. показала НОД по социальному миру «Жизнь дана на добрые дела». Воспитатель старшей группы провела НОД в форме игры - викторины «Что, где, когда» на тему «Народные промыслы Тульского края». Агафонова Л.Н., воспитатель подготовительной группы, провела занятие «Моя малая родина - поселок Дубовка». Музыкальный руководитель Шабанова О.А. с детьми подготовительной группы провела занятие в форме путешествия «Родина - моя Тула». На занятии дети познакомились с знаменитым земляком - оружейником Иваном Сизовым - создателем тульской гармони, послушали её звучание; прослушали гимн Тульской области, играли на ложках и инсценировали мелодию «Во кузнеце» и многое другое.
- С воспитанниками подготовительной группы зам.зав. ВиМР Логачева Н.В.совершила интересное и увлекательное путешествие «Узловая - моя Родина», в процессе которой дети знакомились с прошлым и настоящим нашегородного города.
- Среди педагогов ДОУ прошел конкурс профессионального мастерства на «Лучший мини - музей группы». Все мы знаем, что музейная педагогика дает возможность ребенку осознать себя гражданином и патриотом. Посредством музейной педагогики у дошкольников появляется возможность «погружения» в информативную, новую предметную среду. В детской душе прорастают семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей. В группах нашего ДОУ оформлены мини - музеи тематической направленности: «Музей хлеба», мини - музей «Мамины руки», «Музей Дерева». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях детского сада не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, поиграет с нею.
- Был проведен конкурс детских рисунков «Край родной - нет тебя красивей», в котором приняли участие воспитанники старшей и подготовительной группы. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. В своих рисунках дети не просто переносили на бумагу что-то из окружающего мира, они жили в этом мире, вошли в него, как творцы красоты, наслаждались этой красотой. Наиболее яркие рисунки Ксении Р. «Мой любимый детский сад», Романа Б. «Чудо радуга», Насти Б. «У Свиридовского пруда».
- Среди воспитанников средней, старшей и подготовительных групп был проведен конкурс чтецов «Край родной». Дети читали стихи узловских поэтов, стихи о малой родине. Победителями этого конкурса стали Давид Р. со стихотворением «У вечного огня», Андрей Е. «За мир, за детей», Настя Д. «Узловая - мой город».
Таким образом, педагоги нашего ДОУ считают, что воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Необходимо всем взрослым всегда помнить слова академика Д.С.Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15
Конспект НОД в подготовительной группе на тему:
«С чего начинается Родина»
Подготовила:
воспитатель
Ульянова
Ирина Николаевна
Цель:
способствовать воспитанию у детей нравственно-патриотических
чувств, любви к родному городу, гордости за свою Родину.
Задачи:
Уточнить и расширить знания детей о понятиях Родина, малая Родина;
Познакомить с историей Острогожска, с символикой герба города;
Продолжать
учить
детей
находить
прекрасное
в
работах
великих
русских художников;
Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную
деятельность.
Образовательная область:
художественное творчество (рисование)
Интеграция с образовательными областями:
коммуникация, познание,
музыка, физическая культура, социализация.
Предварительная
работа:
рассматривание
открыток
с
изображением
памятных мест города Острогожска; посещение различных выставок музея
им. Крамского; беседы о Родине, родном крае; знакомство с картой России.
Оборудование:
карта
России;
гербы
разных
городов
Воронежской
области;
репродукции
картин
русских
художников:
А.
Саврасов
«Грачи
прилетели»; В. Поленов «Заросший пруд»; К. Ф. Юон «Купола и ласточки» и
др.; открытки с изображением памятных мест г. Острогожска; музыкальная
композиция «С чего начинается Родина» (исполнитель: Марк Бернес, слова
М. Матусовский, музыка В. Баснер); листы бумаги, загрунтованные для
техники
«Граттаж»,
зубочистки
на
каждого
ребёнка;
проектор;
ноутбук;
презентация на тему «История города Острогожска».
Ход НОД:
(Воспитатель и дети стоят около доски полукругом).
В:
На этой карте не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом! (В. Степанов)
В:
Ребята, что висит у нас на доске?
Д:
У нас на доске висит карта.
В:
Какая карта? Карта чего?
Д:
Карта страны, карта России.
В:
Какие интересные ответы я услышала. Да, это карта нашей страны. Как
называется страна, в которой мы живем?
Д:
Страна, в которой мы живем - называется Россия.
В:
Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя
–
Россия. Давайте посмотрим на карту. Что мы видим на ней?
Д:
На карте я вижу Россию, реки, точки.
В:
Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия – это большое и
сильное государство. Посмотрите, какую огромную территорию занимает
Россия. В России очень много рек, гор, лесов, городов. Когда на одном
конце нашей страны люди ложатся спать, то на другом – начинается утро. На
одной стороне может идти снег, а на другой - может припекать солнышко.
Вот какая большая наша Россия.
(Дети садятся на стульчики)
В:
А
теперь
потихоньку
садитесь
на
свои
места.
Послушайте
стихотворение «Необъятная страна».
Если долго - долго – долго
В самолёте нам лететь,
Если долго - долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна. (В. Степанов)
Автор этого стихотворения говорит, что Россия – это наша Родина. Что
такое Родина? Как вы понимаете это слово Родина?
Д:
Слово Родина означает страна, в которой мы живём.
В:
Родина – это значит родная, как мама и папа. Родина это место, страна,
в которой мы живём, где живут наши близкие. Родина у всех одна.
Давайте нарисуем круг такой же, как наша Россия. Какой круг у нас
получился?
(рисует большой круг)
Д:
У нас получился круглый, большой, красивый круг.
В:
Правильно - большой, значит и Россия это наша большая Родина.
В:
Но, у каждого есть и своя малая Родина. А как вы понимаете, что же
такое малая Родина?
Д:
Я думаю, что малая Родина это дом, в котором я живу, это мои
родители,
деревня,
город.
Это
тот
уголок
земли,
где
мы
выросли,
где
находится наш родной дом.
В:
Ребята, а где ваша малая Родина?
Д:
Моя малая Родина здесь, в Острогожске.
В:
Большинство из вас родились здесь, значит это ваша малая Родина. Наш
родной город Острогожск. Как вы думаете, какой надо нарисовать круг,
чтобы изобразить наш город на карте России?
Д:
Нам надо нарисовать маленький круг.
В:
Правильно мы должны нарисовать маленький кружок, точнее поставить
точку
. (Рисует маленький кружочек)
Мы с вами сделали макет нашей Родины, где видно, что малая Родина это
маленькая часть от нашей большой Родины – России.
В:
У каждого человека есть малая Родина, город или село где он родился и
вырос.
А как называют жителей нашего города Острогожска?
Д:
Острогожцы
В:
Давайте поиграем: я буду называть город, а вы как называют людей,
живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч.
(Дети встают в круг)
В:
Приготовились!
Как можно одним словом назвать жителей города
Москва – москвичи;
Воронежа – воронежцы;
Белгорода - белгорОдцы;
Волгограда – волгоградцы;
Новгорода – новгорОдцы;
Сочи – сочинцы.
(Дети садятся на стульчики)
В:
Ребята, а хотите узнать, почему наш город называется Острогожск и
как он появился? Тогда садитесь поудобней слушайте и смотрите.
(Презентация)
«История города Острогожска»
Было это давным-давно: по указанию царя на берегу реки Тихая
Сосна был построен Острог – деревянная крепость, чтобы
обороняться от врагов (слайд).
А река, которая протекала в городе, называлась Острогоща (слайд)
Отсюда и получил своё название наш город.
Главным занятием жителей крепости было земледелие, что
отразилось на гербЕ нашего города. Он представляет собой зелёный
щит, в центре которого золой сноп. Он является символом богатства
нашей земли (слайд).
Трудная и героическая доля выпала нашему городу в годы Великой
Отечественной войны. Очень долго он находился в немецкой
оккупации. Многие здания были разрушены (слайд). Среди жителей
нашего города, было очень много героев, в память о которых сейчас
зажгли вечный огонь и создали аллею героев в городском парке (слайд).
Сейчас в нашем городе строится очень много новых, современных
зданий бассейн «Жемчужина», Физкультурно-оздоровительный
комплекс и др.
В разное время в нашем городе жили такие знаменитые люди как:
известный во всем мире художник И. Н. Крамской (слайд); Детский
писатель С. Я. Маршак (слайд); великий космонавт А. В. Филипченко
(слайд) и многие другие.
В:
Ребята, есть такая пословица «Что ни город, то норов». Вы знаете, что
она означает?
(Ответы детей)
В:
Да, действительно, нет двух совершенно одинаковых городов, каждый
чем-то отличается от других. В каждом городе есть свои герои, свои
достопримечательности. И у каждого города есть свой отличительный
знак – герб. А что изображено на гербЕ нашего города?
Д:
Герб города Острогожска представляет собой зелёный щит, в центре
которого изображён жёлтый сноп. Он является символом богатства нашей
земли.
В:
Давайте поиграем.
Д/и «Узнай наш герб».
(Воспитатель снимает с доски карту под ней висят в ряд гербЫ
разных городов)
В:
Ребята, назовите, какой по счёту герб Острогожска?
Д:
Герб Острогожска 3-й по счёту...
В:
Закрываем глаза (меняет)
3 раза
В:
Наш город очень красивый, в нем много интересных, памятных мест -
достопримечательностей. Вы их знаете, ребята? Сейчас проверим. Я
приглашаю вас на экскурсию по нашему родному городу. Садитесь в
автобус.
Д/и «Экскурсия по родному городу»
(Дети встают, становятся парами, впереди «шофёр» держат в руках
руль)
Д: (бегут по кругу, поют)
Все мы – пассажиры
Едем не в машине
Нас везёт автобус,
Дружно смотрим вдаль.
Вместе нам не тесно,
Всё так интересно.
Гражданин-водитель,
Жмите на педаль! (сл. и музыка Ю. А. Агеевой)
В: (показывает красный кружок
)
Стоп! Машинам красный свет
Дальше вам дороги нет!
(показывает Ворота городского сада)
Посмотрите-ка в окошки,
И подумайте немножко:
Что это перед вами? Куда мы приехали?
Д:
Это ворота на входе в городской парк.
В:
Правильно, молодцы!
(показывает зелёный кружок)
Свет зелёный зажигаю и вас дальше пропускаю
Д: (бегут по кругу под музыку)
...
Памятник А. С. Пушкину; вечный огонь, последняя остановка музей им.
Крамского.
В:
Выходим из автобуса, заходим в музей, там сегодня выставка картин
русских художников.
(«заходим в музей» встаём возле картин)
В:
Все люди любят и всю жизнь помнят свою малую Родину. Люди
выражают восхищение красотой своего родного края в стихах, в песнях, а
как ещё можно это сделать? Правильно, ещё можно нарисовать.
Посмотрите как художники рисовали свой родной город или село
(рассматривание картин)
Здесь художники передали красоту улиц родного города;
на этой картине художник К. Юон показал красоту города с высоты
птичьего полёта, если бы мы были птицами, то увидели бы наш
город именно таким: крыши – крупным планом, а людей, деревья
очень маленькими;
а это любимое место отдыха художника Поленова - Заросший пруд;
а здесь художник показал красоту ночного города.
В:
А вы, ребята, любите свой город?
А давайте, мы тоже выразим нашу любовь к родному городу с помощью
рисунка.
Только я предлагаю вам нарисовать красоту ночного города Острогожска.
Ночью город может быть красивым? Чем?
А сделаем мы это в необычной технике рисования, которая называется
«граттаж» или «цап-царапки». Мы уже рисовали, помните что? А что нам
для этого нужно?
Ответы детей.
В:
Тогда проходите за столы и начинайте рисовать. Можно нарисовать
улицу, на которой вы живёте, своё любимое место в городе: парк и т. д.
Показать примеры.
(дети под музыку рисуют 10 мин)
Воспитатель вывешивает работы на доске, дети любуются.
В:
Посмотрите какой красивый вид города у нас получился. Ребята, о чём
мы сегодня разговаривали? (о малой родине - Острогожске). Что нового
вы узнали? (о том, почему город так называется...); Что вам понравилось
больше всего?
На этом всё, спасибо!