Меню
Бесплатно
Главная  /  Беременность  /  Диагностика эстетического восприятия в средней группе. Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие

Диагностика эстетического восприятия в средней группе. Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие

Диагностика уровня творческих способностей у старших дошкольников
Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.
Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.
Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы. Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:
1. Дорисуй геометрическую фигуру
2. Нарисуй какой хочешь узор
3. Весёлые картинки
4. Сказочная птица
Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».
Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.
Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).
Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор»
Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.
Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.
Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.
Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).
Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная работа: рассматривание открыток.
Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.
Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Четвёртое задание «Сказочная птица»
Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).
Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.
Диагностика проводится на НОД по рисованию и вне образовательной деятельности.
При разработке занятий в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников мы опирались на следующие источники:
.1.Программа Веракса «От рождения до школы»
2. Комарова. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.
Каждое занятие было направлено на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима была подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо было учитывать и уделять внимание мотивации к занятиям, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности.
Соблюдение перечисленных условий способствовало стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. В каждое занятие вошли следующие средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); слушание музыки; картин, иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры (приложение)
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. На занятии наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
На занятиях была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Нами была создана обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Детям в интересной форме сообщалось о теме занятия, детей заинтересовали и настраивали на практическую деятельность. На следующем этапе мы сообщали детям о структуре творческой работы и побуждали детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания мы оказывали помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности воображения, творчества.
После выполнения задания все работы были анализированы совместно с детьми.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступали к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течение всего занятия.
У детей наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.
Дети были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия и показали неплохие результаты.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей.
Подводя итоги можно сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с помощью воспитателя придумывать образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что рисование по замыслу может служить эффективным средством развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.
Мы смогли убедиться на практике, что при правильной организации занятий можно добиться улучшения показателей творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

развития старших дошкольников

искусство эстетический воспитание дошкольник

Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.

В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы Доу№21 «Семицветик» г.Оренбург. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе дети были поделены на две группы контрольную и экспериментальную (таблица 2).

Цель опытно-экспериментальной работы: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

  • 1. Выявить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;
  • 2. Провести целенаправленную работу по эстетическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, в процессе приобщения детей к художественно-эстетической деятельности;

Таблица 2. - Список детей контрольной и экспериментальной групп

Как отмечалось выше в области эстетического восприятия художественно-эстетической деятельности искусства и действительности дети должны:

  • · видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
  • · знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
  • · знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства художественно-эстетической деятельности: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

Диагностические методики были разработаны в соответствии этим критериям.

Методика №1. Диагностика восприятия музыкальных произведений

Стоит обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.

Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара Прокофьева С.С.:

«Марш Бармалея»

«Дюймовочка»

После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения (рис. 7, рис. 8) этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.

В ходе наблюдения за ними оценивались следующие параметры:

  • 1) * В полной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, слуховой самоконтроль - 3 балла;
  • * В достаточной мере имеет простейшие навыки культуры слушания музыки, имеет недостаточный слуховой самоконтроль - 2 балла;
  • * Не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль - 1 балл;
  • 2) * Легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом. - 3 балла;
  • * Умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом после наводящей подсказки взрослого - 2 балла;
  • * Затрудняется в соотношении прослушанного с иллюстративным материалом после одной подсказки взрослого - 1 балл.

Параметры оценки:

Методика №2. Диагностика уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям

Предварительная работа заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов:

  • - Любишь ли ты слушать музыку?
  • - Какая музыка тебе больше нравится?
  • - Слушаешь ли ты музыку дома?

После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений

Прокофьева С. С.: «Прогулка», «Сказочка»

Шостаковича Д. Д. из цикла танцы кукол: «Полька», «Вальс - шутка». После прослушивания были заданы следующие вопросы:

  • - Какая мелодия тебе больше всего понравилась?
  • - Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?

Параметры оценки:

  • * Проявляет разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время, отзывчиво и эмоционально реагирует на нее, способны чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части, активно отвечает на вопросы о прослушанном - 7-9 баллов;
  • * Проявляет интерес к музыке, довольно эмоционально реагирует на нее, способен чувствовать характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической беседе о ней - 4-6 баллов;
  • * Слабо проявляет интерес к музыке, спокойно, малоэмоционально реагирует на нее, затрудняется в оценке характера прослушанной музыки, не имеет желания к аналитическому восприятию музыкального произведения - менее 3 баллов.

Методика №3. Диагностика восприятия художественных произведений

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

Детям были предложено несколько репродукций картин (рис. 9-10)

«Большая вода» И.И. Левитана; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Во время просмотра включалась музыка А. Вивальди из цикла «Времена Года» «Весна» в исполнении Лондонского Филармонического оркестра. После детям было задано несколько вопросов.

  • - Что за время года изображено?
  • - Как называется картина?
  • - Кто ее написал?
  • - Понравилась ли вам картина?

Параметры оценки:

Отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика. - 3 балла;

Затрудняется и после подсказки. Выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» - 1 балл.

Менее 6 баллов - низкий уровень.

От 7 - 12 - средний уровень.

От 13 до 18 высокий уровень .

Анализ результатов детей экспериментальной и контрольной групп осуществленный на констатирующем этапе диагностики представлен в ниже (таблица 3-4).

Таблица 3. - Результаты диагностики уровня эстетического развития детей экспериментальной группы на констатирующем этапе диагностики

Имя, фамилия ребенка

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Виктория Б.

Ильмир Г.

Владлена М.

Светлана Н.

Ильмир Н.

Таблица 4. - Результаты диагностики уровня эстетического развития детей контрольной группы на констатирующем этапе диагностики

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Алексей О.

Полина С.

Виктор У.

Таблица 5. - Сравнительные данные уровней эстетического развития


Рис. 1.

старших дошкольников

Данные результаты переведем в проценты и получим что на:

Высоком уровне - 25%

Среднем - 50%

Низком - 25%

Как видно из таблицы 9 детей (55%) находятся на среднем уровне, 5 детей (25%) на низком уровне. С высоким уровнем 4 (20%) ребенка.

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что небольшое затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений. Так, при выполнении первого задания на восприятия музыкальных произведений у 7 детей (37,5%) диагностика показала низкий уровень. На высоком уровне 4 (25%), на среднем 7 (37,5%).

При определении особенностей восприятия художественных произведений стоит отметить, что в целом все дети принимали активное участие. Но 5 детей (27%) проявили незначительный интерес, что и показала диагностика - низкий уровень. У 11 (55%) детей диагностика вывела средний уровень. 2 (18%) детей активно принимали участие знали название репродукций картин правильно соотнесли их с музыкальным сопровождением легко и не принужденно отвечали на вопросы без помощи взрослого.

Что же касается познавательного интереса к музыке 4 (22,5%) детей на низком уровне, 3 (22,5%) детей на высоком уровне, 11 (55%) на среднем уровне.

Рис. 2.

Рис. 3.

На основании данных диагностики было определено, что у детей в контрольной и экспериментальной группах эстетическое развитие было примерно на одинаковых уровнях, распределение детей по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно.

Диагностика художественно-эстетического развития

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) .

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". .

К художественно-эстетической деятельности относится:

    Изобразительная деятельность;

    Музыкальное восприятие;

    Восприятие художественной литературы.

Цели и задачи в рисовании красками:

Обучение умению правильно и аккуратно использовать краски, обмакивать в них кончик кисточки или пальчика; правильно пользоваться кисточкой: держать кисточку; легкими движениями проводит линии, рисовать точки и т.д.; мыть кисточку и хранить ее щетиной вверх.

· Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

· Развитие чувства цвета.

· Развитие эмоций и фантазии.

· Развитие мелкой моторики.

· Развитие речи.

Цели и задачи рисования карандашом

    Обучение умению правильно держать карандаш;

    ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.

    · Развитие мелкой моторики.

    · Ознакомление с окружающим миром.

    · Развитие речи.

    · Формировать интерес к рисованию.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Проблема оценки уровня художественно-эстетического развития детей связана с проблемой выбора критериев качества обучения и тех методологических позиций, на которых строит всю свою работу педагог. Развитие художественной культуры - развитие познавательной активности, художественно-изобразительных способностей, художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений. .

Каждый педагог стремиться объективно оценить развитие художественных способностей ребенка. Но встает ряд вопросов: Какие качества художественного мышления можно и нужно оценивать? Как оценить воображение и фантазию? и др. Большую трудность вызывает оценка развития эстетического чувства,способности к творчеству. .

Художественная выразительность детских рисунков предмет многих исследований. Однако их результаты создают больше проблем, чем дают решений. Показатели, используемые для анализа рисунков, часто имеют слишком широкий разброс и очень малую устойчивость.

Ценность результатов анализа детских рисунков повышается в случае
использования метода «компетентных судей» (Уровень знаний
анализирующего в области изобразительного искусства,его художественный вкус и симпатии, знание детской и возрастной психологии, педагогики), но и в этом случае выводы могут быть недостаточно точными, поскольку ответ на вопрос о наличии или отсутствии в рисунке того или иного качества, «судьи» дают не на основании определенных критериев, а путем интуитивных
умозаключений.

Проблема правильной оценки уровня развития художественно-творческих способностей волнует каждого педагога, поэтому мы обращаемся к исследованиям педагогов в этой области. Это, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Лыкова И.А, Ветлугина Н.А, Шайдурова Н.В.

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи. .

Цель : выбор эффективных методов и приемов ознакомления старших дошкольников с искусством живописи для развития художественно-эстетического восприятия.

Для сравнения мы взяли две методики.

    Диагностическая ситуация «Что люблю, о том и говорю»

Содержание задания определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М.Зубарева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.А.Курочкина, Н.П.Сакулина, А.М.Чернышова)

Цель – выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у дошкольников.

Условия диагностирования . Проводится индивидуально или с подгруппой детей (6-8 человек). В данном случае можно обратить внимание детей на необходимость самостоятельного ответа.

Стимульные материалы : репродукция знакомого детям произведения (например, И.Левитана «Золотая осень»), бумага, карандаши, фломастеры.

Мотив . Ребенку (детям) предлагается (в продолжение предыдущей игры-задания «Интервью с художником») «пройти» в залы «музея» и рассказать, «как настоящим художникам», о предметах, там представленных.

Предъявляемые задания .

Ребенку предлагается:

    Рассказать о картине «все что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, о чем думается».

    После рассматривания репродукции ответить на вопросы.

В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия произведения (понимание художественного образа, выделение и понимание средств выразительности, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, проявление эстетической эмпатии, творческие проявления в процессе восприятия образа).

Обобщаются полученные данные и определяются перспективные линии развития детей:

В активизации проявлений эстетического отношения к окружающей действительности;

В обогащении представлений об эстетических категориях;

В развитии эстетического восприятия разнообразных объектов..

    Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор Комарова Т. С.)

Задание на дорисовывание шести кругов, носившее диагностотеский характер, состояло в следующем: детям давался альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предмета, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Диагностического задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт..

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность»-количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл. Так, если в образы оформлялись все 6 кругов, то выставлялась оценка 6, если 5 кругов, то выставляется оценка 5 и т.д. Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе. Оценка 3- высокий уровень-ставится тем детям, которые наделяли предмет ориганальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверюшек (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа Оценка 2 -средний уровень - ставится тем детям, которые наделяли образным значением все или почти все кру-га, но допускали почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.). Оценка 1 -низкий балл - ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

Оценивают не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания).

Несмотря на видимую простоту, данная методика является весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволяют обнаружить различия в уровне развития творчества детей. При подсчете количества оригинальных изображений по группе учитывается не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображений разными детьми. Если тестирование осуществлялось индивидуально, то возможность копирования фактически исключается, и каждый образ, созданный ребенком, можно считать оригинальным (хотя он и повторяется в рисунках других детей). .

Результаты выполнения задания оцениваются в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображении);

2) по группе в целом(выводя общее число баллов)

Анализ выполнения детьми задания позволяет получить представления о передаче ряда свойств предметов: формы, цвета; осмыслении образной стороны действительности и др.

Использование цветовой гаммы, ее разнообразие во многом определяются уровнем общего развития ребенка и его личностными психическими особенностями, например, использование цвета в рисунке может ограничиваться одним-двумя цветами, что не оправдано выбором изображенных предметов

Разный уровень развития мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть операции, способствующих развитию когнитивных структур, определяемых психологами при оценке интеллектуального развития детей, выражается в следующем: -- в умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение, образ (это и один из показателей творчества), например, объединение 2-3 кругов в единый предмет (очки, светофор, танк и т. п) или необычный для данного возрастного периода образ: ведро, паутинка, глобус;

-- в способности активизировать образы-представления, имеющиеся в опыте соотнося их с поставленной задачей;

-- в готовности увидеть общее в частном и частное в общем (общность формы различных предметов и характерные особенности каждого из этих предметов цвет, детали, дополняющие основную форму и позволяющие отличить общее от частного);

Выполнение детьми диагностического задания и анализ результатов позволяют

оценить уровень воспитательно-образовательной работы в группе. В одном и том же учреждении в одинаковых по возрастному составу группах могут быть получены различные результаты, и выше они в той группе, где выше уровень воспитательно-образовательной работы с детьми.

С целью более глубокого анализа полученных результатов выполнения диагностического задания можно ввести дополнительные критерии и усложнить математическую обработку уже выделенных критериев.

Критерий «разработанность образа» образа включает передачу в изображении признаков предмета (объекта), закрашивание изображения. Высшая оценка по этому критерию определяется в 3 балла.

3 балла-рисунок, в котором передавалось более трех характерных признаков предметов и изображение было красиво закрашено.

2 балла- изображение, в котором передавалось 2-3 признака и аккуратно закрашивалось.

1 балл - дорисовывание с передачей 1 признака (или аккуратное закрашивание изображений).

Примечание. К общему баллу добавлялся 1 балл в случае передачи признаков, наиболее ярко характеризующих созданный образ.

Сравнительный анализ двух методик диагностирования уровня художественно-эстетического развития даёт нам возможность утверждать, что диагностика С. Т. Комарова « Дорисовывание фигур» даёт более подробную интерпретацию. Данную диагностику можно проводить как индивидуально, так и группой. По своей структуре она проста, но в то же время глубже рассматривает уровень развития творчества детей, больше критерий оценивания.

Литература.

    Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу. Программа совместой художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.,2007

    Закон об образовании в Российской Федерации.

    Зацепина, М.Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.

    Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа:

    Концепция дошкольного воспитания.

    Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. 128 с.

    ФГОС. – М.- Центр педагогического образования 2014.

    Шакурова, М.В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа:

10.

11.

надежда соболь
Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Педагогическая диагностика детей четвертого года жизни по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие » (ПОП ДО «Истоки» ) Изобразительная деятельность

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие умений пользоваться карандашом или иным средством изображения ; создавать образ разными способами : мазками, пятнами, штрихами, линиями.

«Неваляшка»

Материалы : карандаши, краски, фломастеры и др.

Инструкция : Нарисуй неваляшку.

Критерии оценки :

1 балл – низкий уровень – ребенок плохо справляется с заданием, формообразующие движения освоены недостаточно. Недостаточно развито умение , пользоваться изобразительными материалами .

2 балла – средний уровень – с заданием справился, работа выполнена точно, передал образ .

3 балла – высокий уровень – с заданием справился очень хорошо. Изображение дополнено декоративными деталями.

Приобщение детей к лепке из глины , теста, пластилина с целью создания образа разными способами : отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания, раскатывания комка между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями, соединения готовых частей друг с другом.

«Зёрнышки для птичек» .

Материал : пластилин, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить зёрнышки для птичек, способом отщипывания.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, создает выразительные образы разными способами .

1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается от выполнения задания.

«Оладушки для матрёшек» .

Материал : пластилин (глина, тесто, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить оладушки для матрёшки, способом сплющивания.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

«Угощения для кукол» .

Материал : пластилин (тесто, глина, доска для лепки.

Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку : конфету - круговыми движениями, баранку - раскатав столбик и соединив его концы, тарелку - сплющив комок между ладонями, пирожное - сплющенную форму украсить шариками или столбиками.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.

2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.

1 балл - ребенок не справляется с заданием.

Приобщение к созданию в аппликации ярких образов из готовых элементов.

«Укрась салфетку»

Материалы : готовые формы для аппликации, клей, клеенка, салфетка, кисточка.

Инструкция : Укрась салфеточку по образцу .

1) раскладывают формы на листе бумаги.

2) берут деталь.

3) намазывают клеем на клеенке.

4) аккуратно кладут на прежнее место.

5) прижимают салфеткой.

Критерии оценки :

Низкий уровень – путают последовательность действий, аппликацию выполняют не аккуратно.

Средний уровень – используя готовые формы, последовательно выполняю действия.

Высокий уровень – выполняет аппликацию самостоятельно и аккуратно, проявляет творчество.

«Шарики катятся по дорожке»

Педагог отслеживает аккуратность при наклеивании, правильно ли назван цвет (сравнивает с образцом ,

обращается за помощью к взрослым,

Художественное конструирование

Конструирование из бумаги

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Закрепление способов «сминания» и «разрывания» бумаги, знакомство с новым - «скручивание» .

«Цветочек»

Материалы : салфетки (для сминания и скручивания, прямоугольники цветной бумаги зеленого цвета (разрывание - листья, образец .

Инструкция : Ребенку предлагается выполнить работу по образцу .

Критерии оценки :

3 балла - делает все самостоятельно,

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью к взрослым,

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями.

Формирование первой ориентировки на большом листе бумаги.

«Изучение ориентировки на листе бумаги»

Материалы : лист бумаги, цветные геометрические формы.

Инструкция : Положи красный кружочек вверху листа, синий квадратик в центре, а снизу – зеленый треугольник.

Критерии оценки :

обращается за помощью к взрослым

Освоение действий достраивания и построения выразительного образа .

«Девочка с зонтиком»

Материалы : картинки девочка, зонтик, капельки, белый лист бумаги.

Инструкция : Расположи картинки на листе бумаги.

Критерии оценки :

1 балл – не справился с предложенным заданием.

2 балла – справился частично, при затруднении обращается за помощью к взрослым

3 балла – выполняет задание самостоятельно.

Художественная литература и фольклор

Четвертый год жизни

Образовательные задачи

Развитие у детей привычки к книге как постоянному элементу жизни , источнику ярких эмоций и поводу к позитивно окрашенному общению с взрослым.

Настольно-печатная игра «Литературная страна» .

Методика диагностики . Для проведения педагогической диагностики ли-тературного развития ребенка предлагается форма настольно-печатной игры «Литературная страна»

Остановка «Книжкин дом»

Смотри, какой необычный дом! Как его можно назвать? Как ты догадался, что в нем находятся книги? Это - Книжкин дом - главный дом Литературной страны, потому что тут хранятся все-все книги. Обычно тут порядок, но недавно был ремонт, и теперь все книги перепутались, и пока ты не наведешь здесь порядок - дальше путешествовать невозможно!

В Книжкином доме - несколько комнат, в каждой живут одинаковые книги, ты можешь их расположить по своему желанию. Начнем?

Любишь ли ты книги?

Какие книги ты любишь больше всего?

Во всех книгах напечатаны литературные произведения. Какие литературные произведения ты знаешь?

Что тебе нравится больше : сказки или рассказы? Почему? Какие сказки ты помнишь? Какие рассказы слышал? Что больше нравится, то и расположи на первом этаже в первой комнате.

О чем ты любишь слушать книги? Расположи в разных комнатах книги по разным темам! Приведи примеры!

Какие книжки ты расположишь ближе, а какие - дальше : веселые, по-учительные, познавательные (объяснить ребенку при необходимости, с кар-тинками или «толстые» повести?

Ты здесь поселишь только детские книги? А какие «взрослые» книги ты знаешь?

Молодец, полный порядок в Книжкином доме навел! Дальше тебя ждут но-вые интересные задания.

Критерии оценки

Низкий уровень проявляется в бедности литературного опыта ребенка, от-сутствии у него выраженного интереса к литературе. Ребенок с трудом назы-вает знакомые книги, иногда ограничиваясь формулировкой «про то, как.» , «где этот герой был» . Не знает жанров литературы. Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может. Предпочтение отдает одному виду литературы, как правило сказкам. Ребенок без особого интереса участвует в задании, отвлекается, стремится перейти к следующей «остановке» на карте.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное, недостаточно осознанное отношение к литературе. Читательские интересы более раз-нообразны , но неглубоки и слабо мотивированы. Ребенок называет по 1-2 примера литературных текстов. Знания о видах и жанрах фрагментарные и не всегда адекватные. В ходе выполнения заданий ребенок начинает интересо-ваться темой, задает взрослому вопросы, стремится к совместному обсужде-нию.

Высокий уровень образен . Интерес к книгам более устойчивый, осознанный и мотивированный. Ребенок предпочитает произведения определенного вида, жанра или тематики. Стремится объяснить свой выбор. Показывает знания некоторых жанровых особенностей литературных текстов, особенно любимых. Охотно и эмо-ционально участвует в задании, задает вопросы на выяснение позиции взрос-лого по теме.

Остановка «Литературная гостиная»

Методы : Индивидуальная беседа с ребенком с использованием диагностической игры «Литературная страна» .

Где тебе чаще читают книги : дома или в детском саду?

Любишь ли ты, когда тебе дома читают книги?

Часто ли это бывает?

Ты попал в Литературную гостиную. Так называется место, где люди об-щаются с литературой, то есть читают книги, беседуют о них с другими людь-ми.

Есть ли такое место в вашем доме?

Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит?

- Каких книг там больше : для детей или для взрослых ?

Достаточно ли тебе тех детских книг, которые есть дома?

Где они хранятся?

Критерии оценки

Низкий уровень : недостаточность литературного опыта ребенка, отсутствие у него выраженного интереса к литературе определяются недочетами се-мейного воспитания. По утверждению ребенка : ему мало и редко читают книги дома, домашняя библиотека небогата, место для детской библиотеки отсут-ствует, в ней немного книг. Дома родители и сами читают редко, они и ребенок предпочитают просмотр телепередач.

Средний уровень : для ребенка характерно общеположительное отношение к слушанию книг и совместному «чтению» с родителями. В семье ребенку чи-тают книги довольно часто, но непродолжительно. Местом для чтения является диван, кровать ребенка или любое другое случайное место. Библиотека с книгами для взрослых намного богаче детской библиотеки, для которой выде-лено место рядом с играми и игрушками ребенка. Ребенку нравится слушать чтение взрослых, но, по его признанию, гораздо чаще он смотрит телевизор.

Высокий уровень : литературный опыт ребенка достаточно богат и разно-образен ввиду серьезного отношения к литературе и литературному развитию в семье . Разные члены семьи проявляют к книгам устойчивый интерес, разви -вая его и у дошкольника, постоянно читая ему книги. По словам ребенка, дома богатая библиотека, для нее выделено специальное место, рядом расположены полки с детскими книгами, которых тоже достаточное количество. Книги для взрослых и детей постоянно пополняются. Дома есть специальное место для чтения и обсуждения книг. Ребенок любит слушать чтение взрослых, сам не-много читает (или любит часто «смотреть» книги сам). В семье есть подборка аудио- и видеосредств для ознакомления с литературными произведениями.

Четвертый год жизни

Слушание музыки

Образовательные задачи

Приобщение детей к слушанию небольших музыкальных пьес и фрагментов более крупных сочинений в исполнении оркестра и отдельных музыкальных инструментов (фортепиано, баян и др.) .

Наблюдение за детьми в экспериментальных ситуациях

Ход диагностики . Выявление особенностей реагирования на музыку у детей четвертого года жизни в следующих ситуациях.

Ситуация 1. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная детская песня) .

Ситуация 2. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (фрагмент классического произведения, например А. Вивальди «Времена года . Весна» ).

Ситуация 3. Звучание музыки во время свободной деятельности детей (любая популярная современная музыка) .

Ситуация 4. Внесение в музыкальный уголок нового, но знакомого музыкального инструмента, например дудочки.

Ситуация 5. Внесение в музыкальный уголок нового, незнакомого музыкального инструмента, например трещотка.

Ситуация 6. Игра воспитателя на музыкальном инструменте.

Ситуация 7. Пение воспитателем знакомой детской песни.

Ситуация 8. Проблемно-игровая ситуация : «В гости пришла кукла Таня. Она хочет, чтобы мы устроили ей музыкальный концерт. Что будем делать; петь, танцевать или играть на дудочке? А может быть, послушаем музыку?»

Ситуация 9. Одеваемся на прогулку под музыку.

Ситуация 10. Собираемся ко сну под музыку.

Критерии наблюдения за детьми во время организации диагностических ситуаций :

Избирательность, предпочтение вида музыкальной деятельности;

Сила и устойчивость эмоциональной реакции на музыку.

Формирование эмоционального отклика на музыку, умения слушать ее, чувствовать ее общее настроение.

Наблюдение в условиях специально организованного процесса восприятия музыки (Н. А. Ветлугина)

Цель : изучить особенности внешнего проявления эмоциональной отзывчивости детей в процессе слушания музыки.

Подготовка исследования. Подобрать 3-4 незнакомых детям музыкальных произведения разных жанров в соответствии с их возрастом (например : «Камаринская» М. Глинки, «Марш Фортинбраса» Д. Шостаковича, «Аквариум» К. Сен-Санса; «Шутка» И. -С. Баха, «Осенняя песнь» П. Чайковского,

Ход наблюдения. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения. Изучают непосредственные реакции детей на музыку . Музыкальные произведения исполняют или слушают с ребенком с интервалом в 1-2 дня, наблюдая за его мимикой, пантомимикой, речью.

Критериями оценки эмоциональных проявлений ребенка становятся :

желание слушать музыку;

сосредоточенность, устойчивость внимания;

продолжительность восприятия;

двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализация;

сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

Результаты.

По уровню экспрессивности в процессе восприятия музыки детей делят на 3 группы .

1 группа - высокая степень экспрессии в процессе восприятия музыки;

2 группа - средняя степень экспрессии при восприятии музыки;

3 группа - неэкспрессивное восприятие музыки.

Диагностическая игровая ситуация «Кукла спит - кукла пляшет»

Цель : выявить особенности эмоциональной реакции детей на музыку .

Организация игры. Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения (плясовая и колыбельная) в аудиозаписи :

«Лошадка» , муз. Е. Тиличеевой;

«Колыбельная» , муз. В. Агафонникова.

После прослушивания педагог предлагает детям выбрать игровое действие с куклой под музыку (покачать куклу или показать, как кукла пляшет) .

«Игра с лошадкой» , муз. И. Кишко;

«Дождик» , русская народная песня в обработке Т . Попатенко;

«На парад идем» , муз. Ю. Слонова;

«Праздничная» , муз. Т. Попатенко.

Детям предлагаются следующие игровые действия : кукла играет с лошадкой, кукла под дождем, кукла идет на парад, у куклы праздник.

Критериями оценки реакции ребенка на музыку являются :

эмоциональность (проявление эмоций в процессе слушания) ;

сопровождение звучания музыки непроизвольными движениями; ^ внимание и сосредоточенность;

адекватность игрового действия музыкальному произведению.

Образовательные задачи

Обеспечение бережного отношения к певческому и речевому голосу ребенка, недопущение громкого пения и форсированного звучание речи.

Игровое творческое упражнение «Песенное творчество»

Цель (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Организация игры. Ребенку предлагается спеть знакомую песенку (определяется степень точности интонирования) .

Пение малознакомой песни с сопровождением (вокальная память, точность интонирования) .

Критерии оценки :

3 – поет протяжно, напевно, интонирует соответственно мелодии песни;

2 – старается петь напевно, интонация не устойчивая, дикция до конца не выработанная;

1 – «поет» говорком на одной высоте, звуки проговаривает не четко;

Диагностика исполнительской (песенной) деятельности.

Цель : изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей четвертого года жизни .

Используемые методы диагностики : беседа, наблюдение, диагностическая ситуация , анализ продуктов детской деятельности.

Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы.

1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?

2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?

3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?

4. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь : дома или в детском саду?

В ходе беседы необходимо выявить следующее :

Какие песни предпочитают дети;

Кто чаще всего является героем детских песен;

Отношение детей к пению ;

Песенный репертуар, характерный для детей данной группы .

Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т. д.) проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия .

Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям :

Музыка звучит в повседневной жизни детского сада ;

Дети поют по своему желанию;

Проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы;

Занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;

Сочиняют песни по собственному желанию;

Проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;

Привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Обучение детей правильному звукообразованию , позволяющему петь естественным звуком, без крика и напряжения, передача настроения и характера песни.

Игровое творческое упражнение для выявления чистоты интонирования «Эхо» , муз. Тиличеевой.

Цель : выявить уровень умения чисто интонировать.

Методика проведения : дети хором поют заданный текс, а ребенок повторяет его, точно воспроизводя мелодию :

Дети : Эхо!

Дети : Отзовись!

Реб : Отзовись!

Дети : Чисто петь

Не зевай!

Все за мной

Повторяй!

Критерии оценки :

Высокий уровень : интонационно точное воспроизведение мелодии и вслух и про себя;

Средний уровень : нестабильно точное воспроизведение мелодии;

Низкий уровень : неточное воспроизведение мелодии.

Построению оптимального процесса художественно-эстетического развития детей во многом способствует изучение особенностей художественно-эстетического опыта воспитанников. Это обеспечивает соотнесение поставленных целей, выбранной программы с возможностями детей группы и внесение необходимых корректив в педагогический процесс.

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетического развития дошкольников (на материале освоения изобразительного искусства).

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей дошкольного возраста;

Обоснование задач диагностики. Современные образовательные программы, научные исследования по данному направлению, ориентированы на обсечение условий становления эстетического отношения у детей. Категория «эстетическое отношение» на данный момент имеет ряд различных трактовок и подходов к пониманию его структуры и рассматривается как сложное многокомпонентное образование. В более широком понимании (принятом в современных образовательных программах) эстетическое отношение интегрирует четыре компонента: эмоциональный (эстетические эмоции, чувства, состояния, обеспечивающие эмоционально-чувственное ребенком освоение мира), гносеологический (складывающийся на основе эстетического восприятия, эстетических суждений и представлений, и обеспечивающий эстетическое познание), аксиологический (включающий эстетические оценки, вкусы, идеалы,; составляющий основу эстетических ценностей и определяющих формирование эстетических мотивов, потребностей), деятельностный («эстетические деяния» (Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова), своего рода «проявление в действии»). Данный подход может определять основные направления построения диагностики, критерии, группы и уровни. При этом, художественно-эстетическое развитие обусловлено как «биологическими предпосылками», так и социальными факторами. Это требует сопоставительного изучения особенностей развития сенсорных, эстетических, творческих способностей детей, а также влияния среды на данный процесс (что предусматривает изучение педагогических условий данного процесса).

При этом, ориентируясь на становление у детей эстетического отношения к действительности, а также идеи полихудожественного подхода, при анализе результатов ценно более интегрировано трактовать данные по «родственным» направлениям (во взаимосвязи освоения разных видов и жанров искусства (музыкального, изобразительного, игрового, литературного), овладения художественными деятельностями (изобразительным, музыкальным, литературным творчеством, театрализованными играми). На данный момент развития научных исследований представляется сложным (и ненужным!) подобрать«универсальное задание », которые позволят выделить уровень формирования эстетического отношения у дошкольников (это определено и возрастными возможностями детей – во многом конкретностью осваиваемых представлений, начальным этапом освоения способов создания изображения). Выводы относительно сформированности эстетического отношения целесообразнее формулировать на основе «дифференцированного» изучения (по детским видам продуктивных деятельностей, разным осваиваемым детьми видам и жанрам искусства), но при условии использования сопоставимых показателей (например, проявление самостоятельности, инициативности, творчества; развитие умений создавать выразительный образ (в рисовании, игре, пластическом этюде, сказке) и сопоставимых диагностических заданий (наблюдение творческой игры ребенка и придумывания им пластического этюда, поведение в процесс конструирования и рисования). При этом, наряду с результатами заданий, тестов, на первый план выступают «говорящие мелочи», которые можно заметить преимущественно в процессе повседневного наблюдения за детьми (замечает ли ребенок проявления красоты в повседневных ситуациях, окружающих предметах, как реагирует на эстетические проявления; есть ли эстетических предпочтения и др.).

В исследованиях Н.М. Зубаревой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, Н.П. Сакулиной, Р.М. Чумичевой, Е.М. Торшиловой, Е.А. Флериной и других, представлены интересные диагностические задания, показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально (глубоко, по отдельным направлениями, видам деятельности, представлениям о разных видах искусства) изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. Представленные далее диагностические задания являются возможным вариантом и выступают своего рода ориентирами для исследования детского опыта и построения педагогического процесса. В зависимости от целей, задач, специфики образовательных программ, а также особенностей детей группы, возможно их уточнение, дополнение, использование в сочетании с другими диагностическими методиками.

Обоснование выбора диагностических заданий . В проведении диагностики учитывают следующие моменты:

Ø На «содержательном» уровне в большинстве общеобразовательных и парциальных программ гармонично сочетается содержание, обеспечивающее решение двух взаимосвязанных задач: ознакомление с искусством и развитие собственно изобразительной деятельности детей . В современных программах данные два раздела тесно взаимосвязаны: развитие художественно-эстетического восприятия признается одним из ведущих условий активизации и обогащения детской изобразительной деятельности. Однако, в ряде программ, учитывая неравномерный темп развития восприятия и деятельности, предусматривается как бы «изолированное» освоение искусства и развитие детского творчества. В этой связи следует использовать задания, позволяющие выявить особенности освоения детьми обоих направлений ;

Ø Учитывая особенности возраста – «деятельностное» освоение мира дошкольниками, в осуществлении своеобразной экспресс-диагностики следует, прежде всего, особое внимание уделять развитию детского творчества (освоение видов деятельности).

Ø В выборе критериев, формулировании описаний уровней художественно-эстетического развития детей, больше внимание следует уделять не столько сформированности «конкретных представлений, развития умений», сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа, использовании средств выразительности, освоении способов создания изображения, освоения эстетических категорий, интереса к освоению прекрасного в окружающем и творческого отражения в продуктивной деятельности, самостоятельного использования детьми освоенного художественно-эстетического опыта в разнообразной деятельности, высказывания собственного мнения и проявления индивидуальности (собственное понимания красоты, видение художественных образов).

Ø Для активизации желания детей участвовать в диагностических заданиях необходимо использовать игровых персонажей и создавать интересные игровые ситуации . Вариантами персонажей (для проведения промежуточных и итоговой диагностик) в зависимости от возраста детей и субкультуры, и последующей педагогической работы могут являться:

Малыш-Кисточка , который не умеет рисовать (не знает что такое картины, жанры живописи, не умеет «рассказывать» о картине и т.п.) и предлагает детей научить его. Вначале диагностирования Малыш-Кисточка может быть представлен Палочкой, которая хочет превратиться в Кисточку. Общий мотив – помочь превратиться в Кисточку. После каждого задания у него появляется (рисуется самим ребенком) ворсинка кисти;

Клякса , которая считает себя великим художником, но не умеет рисовать и ничего не знает. Детям предлагается помочь кляксе;

– использование «игрового поля» (лист бумаги с нецветным конкурным изображением различным предметов или сюжета). За каждое выполненное задание ребенок получает карандаш (одного цвета) и право раскрасить часть изображения. Общим мотивом может являться - «помощь Фее Красоты» вернуть краски в Волшебную страну - раскрасить стертую Злодейкой-Резинкой картинку разными цветами.

Ø Проведение диагностических заданий может осуществляться как индивидуально (в этом случае исключена возможность «подсматривания» ребенком выбора предпочитаемого эстетического предмета, темы для работы, средств выразительности у других детей), так и фронтально (на специальном занятии диагностической направленности). В данном случае ценно увидеть «поведение» каждого ребенка (легкость начала выполнения работы, обращение за советом, подсказкой, общение со сверстниками в процессе деятельности и по поводу результатов).

Ø Относительно выявления особенностей эстетического отношения, проявления творчества в изобразительной деятельности ценно не «сиюминутное» изучение (единовременное проведение всех диагностик), а продолжительный процесс наблюдения и фиксации значимых фактов. Так как, творчество носит субъективный и индивидуальный характер, в его процессе выделяют так называемую «латентную» фазу (вынашивание замысла) иногда требуется время для «раскрытия» эмоциональных впечатлений, выбора формы их представления. В связи с этим, не предполагается проведение всех заданий в 1-2 дня. Следует выделить так называемые «диагностические» недели (например, сентябрь–январь–май), в течение которых будет проводиться изучение. При этом часть заданий могут использоваться в «оперативном порядке » (в течение всего года) - например, для изучения особенностей интереса и «принятия» детьми возможности рисования нетрадиционными техниками используется ряд вопросов беседы, а также создание рисунка различными материалами. Это позволит увидеть «проблемные моменты» в освоении нетрадиционных техник (с чего начать, какие технические и изобразительно-выразительные умения необходимо развивать, какой материал более интересен детям).

Ø При определении содержания бесед с детьми, критериев наблюдения, мы сознательно избегали «узких» вопросов, показывающих знание детьми «конкретных» ответов (например, определять отличительные особенности филимоновской и дымковской народной игрушки; назвать авторов-иллюстраторов). Во-первых, содержание образовательных программ несколько варьируется в данном аспекте; во-вторых, учитывая различия в социокультурных традициях в разных регионах страны, а также, стихийном опыте детей принципиальнее выявить понимание (их собственное «видение») детьми «красоты», проявление интереса, развитие умений «откликаться» на интересный выразительный образ, эстетически привлекательный предмет. Ряд вопросов, посвященных выявлению некоторых представлений об искусстве, также носит не «констатирующий» характер («знает - не знает»), сколько ориентировочный («что думает», «как размышляет», «что успел в стихийном опыте заметить»).

Обобщая, можно выделить несколько направлений , по которым рекомендуют проводить диагностику художественно-эстетического развития дошкольников

Иерархия диагностических методов

Возможные задания, позволяющие выявить особенности эстетического отношения у детей дошкольного возраста.