Меню
Бесплатно
Главная  /  Десерты  /  Проект для детей старшей группы «Дымка». Проект «дымковская игрушка Дымковская игрушка проект для дошкольников

Проект для детей старшей группы «Дымка». Проект «дымковская игрушка Дымковская игрушка проект для дошкольников

Паспорт проекта «Дымковская игрушка»

Вид проекта:

познавательно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта:

воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.

Продолжительность проекта:

2014-2015 учебный год.

Актуальность темы:

история народной игрушки начинается с глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие. Меня заинтересовал не только эстетический аспект изготовления поделок по мотивам дымковской игрушки, но и возможность использовать поделки для развития всех компонентов связной речи, повышение эффективности обучаемости на основе яркого самовыражения в театрализованной и игровой деятельности.

Гипотеза:

знакомство с народным промыслом, изготовление игрушек, игры с поделками расширят кругозор детей, приобщат их к изобразительному искусству, помогут развивать интерес детей к традициям и истории русского народа.

Цель проекта:

Формирование интереса к произведениям искусства;

Воспитание интереса к художественно – творческой деятельности;

Развивать устойчивый интерес к народным промыслам;

Создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи:

Создавать благоприятные условия для самостоятельной художественно-речевой и театрализованной деятельности;

Познакомить детей с историей дымковской игрушки;

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;

Продолжать воспитывать на народных традициях, показывая связь народного декоративно-прикладного искусства, народной музыки и устного народного творчества, прививать детям любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Использовать свои поделки в самостоятельных играх, показывать спектакли, настольный театр, составлять небольшие рассказы по своим поделкам;

Развивать все компоненты связной речи, ее грамматический строй, диалогическую речь, социальную и языковую компетентность, навыки общения;

Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;

Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;

Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.

Основные направления работы с детьми:

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Самостоятельная деятельность детей;

Беседа;

Расширение кругозора за счет сообщения сведений различного характера;

Рассматривание поделок, образцов, фотографий, иллюстраций;

Чтение художественной литературы, разучивание стихов о Дымкове, русских потешек;

Художественное творчество;

Театрализованная деятельность (обыгрывание готовых фигур по сюжетам русских народных потешек);

Игры.

Принципы реализации проекта:

Принцип интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (художественное творчество, художественная литература, театрализованная деятельность, игры, музыка);

Принцип доступности.

Методы и приемы, используемые в работе:

методы, которые использовались, были выбраны, исходя из цели и задач, поставленных нами в данном проекте, его структуры, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, уровня сформированности коллектива.

    Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение, устная инструкция, художественное слово, речевые игры.

    Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами, базовыми формами.

    Практические: упражнения, метод познавательных (дидактических) игр, создание проблемной ситуации.

    Игровой метод.

Для создания мотивации использовались игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применялись художественное слово и музыкальное сопровождение.

Создание фигурок и поделок сопровождаем речью. Используем заучивание стиха, и сочинение сказки. В процессе работы дети и стишок выучат и фигурку освоят, легко запомнят и рассказ-объяснение и новые понятия, обогатят свой словарь, развивая образное мышление.

Важен не только конечный результат, но и сам процесс создания фигуры, художественное слово, вопросы детей, ответы, советы и, конечно, игра. Мы не старалась добиться одновременного окончания работы всеми детьми, кто-то сделал и пошел играть с поделкой, а с остальными мы доделываем.

Фигура готова. Но она белая, не интересная. На помощь приходят краски и детская фантазия. Фигурки оживают, становятся яркими. Каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

Анкетирование «Как мы проводим время с ребенком после детского сада?»;

Беседы с родителями о важности ознакомления с историей и искусством русского народа для всестороннего развития личности ребенка;

Консультация «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»;

Презентация проекта « Мини – музей Дымковской игрушки».

Подбор информации о народном промысле Дымково;

Совместное творчество;

Выставка работ, выполненных по мотивам дымковской игрушки в разных техниках;

Создание условий:

немаловажное значение имеет создание условий для развития конструктивного мышления, творческих способностей, установления атмосферы дружбы и доверия – это наличие необходимых материалов и их свободное пользование, оформление выставок из детских работ, оборудовать место в группе «Мини – музей», подобрать литературные произведения для настольного театра.

Предполагаемые результаты:

Применять полученные знания и умения в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

Проявление творчества при изготовлении поделок;

Применение своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы

3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов

4 этап - Презентация проекта

Обеспечение:

познавательная литература, художественная литература, фотоальбомы, материал для изобразительного творчества, дополнительный материал и атрибуты для театрализованной деятельности.

Коммуникативные навыки:

Дети получают удовольствие от совместной деятельности со взрослым;

Получают положительные эмоции от творческой деятельности;

Пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Испытывают чувство гордости за самостоятельно созданный продукт деятельности и за созданный совместно со взрослым.

Продукт проектной деятельности:

Создание «Мини – музея»;

Детские работы;

Коллекция поделок для «Мини – музея»;

Изготовление дидактических игр: «Поможем художнику», «Волшебные игрушки», «Наряди барышню».

Заключение.

Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи о нравственном и патриотическом воспитании дошкольника через художественно – творческую деятельность и игру с народной игрушкой и знакомство с народным промыслом. Организация деятельности в рамках проекта «Дымковская игрушка» предполагала взаимодействие взрослых и детей, в котором объектом исследования выступала игрушка, как самоценный объект окружающей среды, важный элемент в жизни дошкольника.

Литература

1. Гаврилова В. В. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий / под ред. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 143с.

2. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. рекомендкции. –М.: Мозаика – Синтез, 2008.

3. Мартынова А.Н. Потешки, считалки, небылицы. – М.: Современник, 1989.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –М.: Мозаика – Синтез, 2010.

5. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошкол. Учрежд. М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

ПРОЕКТ

Дымковская

игрушка

воспитатель: Давыденко О.И.

Проект «Дымковская игрушка» разработан и апробирован воспитателем МБДОУ «Детский сад» № 96 «Светлячок» города Прокопьевска Давыденко О.И.

Материалы проекта могут быть использованы педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению детей с народным промыслом России «Дымка».

Паспорт проекта

«Пусть ребенок чувствует красоту

И восторгается ею, пусть в его сердце и

В памяти навсегда сохранятся образы,

В которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Наименование проекта: Дымковская игрушка.

Разработчики проекта: воспитатель Давыденко О. И.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере дымковской игрушки.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами дымковской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно;

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. В нашем городе меньше возможностей реально приобщить детей к народной культуре, так как нет разнообразия выставок народно-прикладного искусства, отсутствуют музеи русского зодчества, краеведческих экспозиций и др. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

  • беседы о дымковских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
  • рассматривание элементов росписи
  • рисование основных элементов дымковской росписи в порядке усложнения
  • занятия
  • познавательные рассказы воспитателя
  • просмотр слайдов
  • дидактические игры
  • чтение и заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках
  • раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • рассматривание иллюстраций и др.

Взаимодействие с родителями:

  • консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • изготовление папки-раскладушки «Дымковская игрушка».

Деятельность педагога:

  • подбор литературы о народном промысле "Дымка"
  • иллюстраций дымковских изделий
  • изготовление плоскостных силуэтов дымковских игрушек
  • создание мини-музея «Дымковская игрушка»

Продукт проектной деятельности:

  • мультимедийная презентация «Дымковская игрушка»;
  • мини-музей «Дымковская игрушка».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
  • кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Сроки и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

Обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

Подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

Составление плана реализации проекта;

Оформление папки-передвижки «Дымковская игрушка»;

Создание презентации «Дымковская игрушка».

Основной:

ознакомление с историей промысла;

Ознакомление с особенностями росписи дымковской игрушки;

Составление орнаментов;

Роспись бумажных силуэтов игрушек.

Итоговый:

Обобщение результатов работы;

Оформление мини-музея «Дымковская игрушка».

Ожидаемые результаты:

дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

выделяют характерные средства выразительности дымковской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.

Информационные ресурсы

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011.

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.


Проект : «Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта :

формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Формировать умение создавать узоры.

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект : « Дымковская игрушка »

Тип проекта : познавательно-творческий

Вид проекта : творческий

Продолжительность : краткосрочный

Срок реализации : 1 неделя

Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели

Актуальность :

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народнойдымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Проблемные вопросы проекта:

Откуда пришло название «Дымковская игрушка» ?

Какие цвета используют художники?

Какими элементами расписаны изделия?

Какое настроение создают эти изделия?

Цель проекта :

Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкойи организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности

Задачи проекта :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Формировать умение создавать узоры.

Развивать умение рисовать простейшие элементы.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.

Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза:

Впроцессе реализации проекта «Дымковская игрушка» дети и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс. У детей формируются такие качества личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Совместные с родителями мероприятия формируют у них потребность в общении с детьми, повышают педагогические знания, помогают осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребенка.

Ожидаемые результаты :

Познакомить детей с историей дымковской игрушки.

Сформировать интерес к русской игрушке.

У детей будет совершенствоваться навык составления узора по собственному замыслу.

У детей совершенствуются способности создавать узоры.

Появится интерес к искусству народных мастеров.

Реализация проекта :

Подготовительный этап :

Создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта:
- Подготовка информационного пространства (консультации для родителей, папки- передвижки.)
- Сбор дидактического материала по теме проекта).

Разроботка стратегии реализации проекта

Основной этап :

Цель:

Создание условий для развития творческих и познавательских способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

План реализации проекта


Познавательно – творческий проект для детей средней группы «Мир дымковской игрушки»

Актуальность : Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Эти яркие и необычные статуэтки не просто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальный сюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. Дымковская игрушка продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа, она привлекает детей яркостью и оригинальностью и прочно вошла в быт детских дошкольных учреждений. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны, даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Вид проекта: познавательно - творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь- январь).
Участники проекта: воспитатель, родители, дети средней группы.

Цель: Познакомить детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла, с элементами росписи.

Задачи:
- Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи.
- Развивать художественный вкус в результате изготовления поделок.
- Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.
- Учить создавать изображения по мотивам дымковской росписи.
- Развивать моторику рук.
- Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству, к народному
творчеству.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.
- Определить цели и задачи проекта.
- Разработать план реализации проекта.
- Выбрать формы и методы для реализации проекта.
- Изучить литературу истории дымковского промысла.
- Подобрать методическую и художественную литературу по теме для организации НОД и бесед с детьми.
- Подобрать информационный материал для родителей по теме проекта.
- Создать необходимые условия для реализации проекта.

II этап – практический.
- Создать в группе центр по народному декоративно – прикладному искусству, пополнить его материалом (иллюстрации, готовые игрушки, альбом зарисовок).
- Привлечь родителей к подбору иллюстративного и фотоматериала по теме проекта для создания альбома.
- Привлечь родителей к подбору энциклопедической и художественной литературы для детей на тему: «Дымковская игрушка».
- Организовать непосредственно – образовательную деятельность с детьми:
1. НОД по формированию целостной картины мира на тему: «История возникновения дымковской игрушки».
2. НОД по декоративному рисованию на тему: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи».
3. НОД по лепке по мотивам дымковских игрушек «Лошадка».
4. НОД по декоративному рисованию на тему: «Роспись дымковских игрушек».
-Раскрашивание карандашами по предложенному образцу (раскраски).
-Беседы с детьми и совместные беседы с детьми и их родителями по теме проекта.
-Развивающие игры.
1. «Дымковское Лото».
2. «Найди такой же узор».
3. «Собери узор».
4. «Собери целое».
Заключительный.
- Выставка рисунков по теме, поделок.
-Оформление консультаций для родителей «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника»
-Организация и проведение выставки семейных работ «Веселая ярмарка».

История создания дымковской игрушки
Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).
Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.
Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.
Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.
Особенности дымковской игрушки
Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.
Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.
Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:
лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку
Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.
Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.
Лепку можно условно разделить на несколько этапов:
1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.
Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.
Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.
В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.
Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.
Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.
Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.
Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Стихи о Дымковской игрушке.

Да, игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И идет о дымке слава –
Заслужила это право!
Говорят о ней повсюду.
Вот какое это чудо!

Водоноска.
За студёною водицей
Водоноска – молодица
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра красные несёт
На коромысле не спеша
Посмотри, как хороша
Эта девица – краса,
Туга чёрная коса,
Щёки алые горят
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебёдушка плывёт
Песню тихую поёт.
Индюк.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Няня.
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню, когда подрастёшь.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Ты подай голосок
Через тёмный лесок.
Через лес, через реку
Прокричи: «Ку-ка-ре-ку!»
***
Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.
В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
-Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.
Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Пословицы и поговорки о труде.
Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Мала пчела, да и та… (работает).
Терпенье и труд, все перетрут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Умелые руки не знают скуки.
Кончил дело, гуляй смело.
Дело мастера боится.

Александра Ершова

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы

«Дымковская игрушка »

ГБОУ СОШ №1159

Участники : воспитанники группы , воспитатель.

Вид проекта : творческий.

Продолжительность : краткосрочный .

Проблема : выявление и усвоение детьми характерных особенностей лепки и росписи дымковской игрушки .

Актуальность : участие детей в проекте поможет максимально обогатить, обобщить их знания и представления о дымковской игрушке .

Цель : расширение представлений детей о русских народных художественных промыслах и ремеслах.

Задачи : учить детей выделять элементы народного искусства;

развивать у них творческие способности, восприятие эстетического отношения к народному искусству;

воспитывать осознанное нравственное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей в реализации проекта : познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка) .

Оборудование : глина, синтетические кисточки, стеки, карандаш, ластик, емкость для воды, влажная и сухая салфетки, губка, деревянная дощечка, гуашь, иллюстрации и сами дымковские игрушки .

Этапы проекта :

I. Подготовительный , теоретический. История происхождения дымковской игрушки .

II. Практический этап.

1. Рисование дымковской игрушки .

2. Лепка из глины дымковской игрушки .

3. Роспись дымковской игрушки .

Предварительная работа :

1. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме : «Дымковская игрушка » .

2. Чтение сказок на тему ремесел. П. П. Бажов «Каменный цветок» .

Предполагаемый результат :

Умение отличать дымковскую игрушку от других игрушек ,

Знание темы и умение рассказать о происхождении дымковской игрушки ,

Создание итогового альбома с отражением поэтапной практической части работы над проектом .

Презентация проекта : итоговое мероприятие, которое представляют педагог и 1-2 ребёнка от группы .

I этап. История происхождения дымковской игрушки .

Воспитатель : На Руси одной из самых красивых глиняных игрушек была дымковская игрушка . Этим ремеслом начали заниматься очень давно. Ребята, как вы думаете, что такое ремесло? И какие бывают ремесла?

Ответы детей .

Воспитатель : правильно ребята. Это работа, которую люди делают своими руками. И людей этих называют ремесленники. Ремесленников всегда, во все времена очень уважали и ценили на Руси.

Давайте попробуем перечислить, какие ремесла вы знаете, а я вам помогу.

кузнечное дело - кузнецы - мастера, занимающиеся обработкой металла (наглядное пособие, описываем работу) ; далее следуют предполагаемые ответы детей :

гончарное дело – гончары - люди, которые делают глиняную посуду;

столярное дело – столяры - люди, которые работают с деревом, вытачивают и изготавливают изделия из дерева;

портняжное дело – портные раскраивают и шьют одежду из ткани.

Воспитатель : молодцы ребята.

А также были такие мастера, которые делали из глины игрушки . Одна из таких игрушек - это дымковская игрушка . Эта игрушка появилась более 400 лет назад. Она появилась в слободе Дымково рядом с городом Вятка. Какое необычное слово «слобода» , правда, ребята? Раньше называли слободой, а сейчас называют селом или деревней. Давным-давно в этом городе праздновали праздник "Свистунья". Это был выходной день, весь народ отдыхал. Обязательно была ярмарка, водили по городу дрессированного медведя. Все веселились, и люди приносили на это гулянье свистульки. Так и повелось, что в Вятке делают игрушки для свиста . Лепят эти игрушки из глины . Фигурки могут быть разные : это и петушки, и индюки, и барыни, нянечки, всадники.

Посмотрите ребята на узор. Что вы видите?

Дети : клеточки, кружочки, точечки, пятна, волнистые полосочки.

Воспитатель : правильно ребята, узор очень простой. Посмотрите ребята, в какие яркие краски раскрашены эти игрушки .

Посчитайте, сколько цветов вы видите на этой игрушке .

Дети : десять цветов.

Воспитатель : правильно, ребята, из-за этого игрушки получаются яркими , красочными и даже пестрыми.

Их до сих пор делают вручную. А кто из вас знает, что это значит - вручную?

Ответы детей .

Воспитатель : правильно, когда каждое изделие, в данном случае - каждую игрушку , делают своими руками, а не при помощи машины на заводе. Игрушки получаются разные , не похожие одна на другую. В этом их ценность. Ещё уникальность этой удивительной игрушки состоит в том , что каждое изделие всегда является произведением одного мастера, начиная с процесса лепки и заканчивая росписью. Вы, как вятские мастера, тоже будете изготавливать игрушку от начала до конца : и лепить и расписывать её.

Чтобы погрузить детей в быт , обычаи, колорит того времени, познакомить с деятельностью простого люда, ремеслами, которыми они занимались, педагог обращается к сказке "Хозяйка медной горы".

Воспитатель : А теперь, ребята, мы с вами обсудим сказку П. П. Бажова «Хозяйка медной горы» .

Чтение отрывков из сказки «Каменный цветок» П. П. Бажова. Читать всю сказку нецелесообразно, так как на это потребуется много времени. Поэтому педагог предварительно дал задание на дом, чтобы эту сказку прочитали родители своим детям дома.

Обсуждение прочитанного произведения.

Воспитатель : Молодцы ребята, вот и подошло к концу наше занятие.

О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что вы узнали нового?

Ответы детей .

II этап. Практический.

1. Рисование и раскрашивание дымковской игрушки на бумаге и

обсуждение рисунков.

Выводы : 1. Для росписи дымковской игрушки используется обширная цветовая гамма : красный, желтый, синий, зеленый и алый цвета.

2. Орнамент самой росписи в основном носит геометрический характер : в самых разных сочетаниях используются клетки, полоски, круги, точки, прямые и волнообразные линии.

3. В росписи используются и различные растительные атрибуты - ростки, зерна, листы, ягоды, цветы.

2. Прослушивание аудиосказки П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (Проводится во второй половине дня или перед дневным сном) .

3. Лепка дымковской игрушки из глины .



Выводы : 1. Глина должна храниться во влажном состоянии, при этом, чем дольше она лежит, тем лучше ее качество.

2. Чем глина жирнее, тем легче она поддается лепке.

3. Сначала лепят отдельные части создаваемых фигур, затем собирают эти части и "долепливают" целую фигуру, используя жидкую глину в качестве связующего материала. Следы лепки сглаживаются.

4. Роспись и обсуждение получившихся игрушек .








Сравнение игрушек с рисунками .


5. Изготовление альбома (одним ребёнком, отображающего основные этапы проекта .

В данном этапе могут принимать участие 1-2 ребёнка, которые впоследствии и будут защищать свой проект .

III. Заключительный этап. Презентация проекта .