Меню
Бесплатно
Главная  /  Лицо и тело  /  Аттестация примерный анализ работы с родителями. Анализ работы с родителями (законными представителями) воспитателя Анализ мероприятия с родителями в детском саду

Аттестация примерный анализ работы с родителями. Анализ работы с родителями (законными представителями) воспитателя Анализ мероприятия с родителями в детском саду

Цель анализа работы с родителями: определение эффективности работы в ДОО по сотрудничеству с семьей, путем всестороннего обследования процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Задачи:
- активизация усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитие наглядных форм работы с родителями;
- улучшение взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОО позволили выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОО их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

1) проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

Оценка состояния взаимодействия ДОО с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Предлагаются следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;

2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;

4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;

7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

8) «открытость» ДОО для родителей;

9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);

4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает:

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников

6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Вывод (закрепление):

1. Какова цель оказания педагогической помощи семье?

2. Каковы методы и приемы оказания педагогической помощи семье?

3. По каким направлениям ведется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

4. Какова цель и задачи анализа работы с родителями?

5. Каковы критерии анализа работы с родителями?

Анализ работы с родителями за 2012 - 2013 учебный год.

Сделать образовательную деятельность более эффективной нам помогала совместная работа с родителями (законными представителями воспитанников), которая осуществлялась в режиме сотрудничества. Составили план работы на год. В группе наладили контакт с родителями, установили доверительные отношения, построенные на доброжелательности и сотрудничестве. При общении с родителями заинтересовали их в необходимости тесного сотрудничества. Отмечали положительные стороны ребенка, подчеркивая его способности, которые выделяют их из круга сверстников. Наблюдали за каждым из детей, с тем, чтобы в ходе игровой и учебной деятельности можно было наиболее точно расставить акценты в разговоре с родителями.

Для обеспечения эффективного сотрудничества с родителями мы выделили три основные цели:

1. Установление контакта с родителями и воспитанниками группы.

2. Умение с первого момента работы с родителями сделать их своими союзниками.

3.Совместными усилиями с родителями сделать жизнь воспитанников более насыщенными и интересными.

Старались привлечь родителей к участию жизни детей в детском саду, помогая увидеть мир с позиции ребенка.

Для достижения цели использовали нетрадиционные формы работы:

Групповые родительские собрания с чаепитием, показ фрагментов занятий, участие специалистов в различных формах работы, родительские собрания-практикумы, родительские собрания-игры, сбор и изготовление материала для проектов, участие родителей в конкурсах. Семья Ливандовского Ярослава учувствовали в конкурсе поделок «Природа - чудо из чудес», за поделку получили грамоту и заняли 3 место. Семья Мормуль Ивана участвовала во Всероссийском пластилиновом конкурсе, и получили в награду диплом лауреата II степени конкурсного тура «Кто таков? Я из сказок и стихов». Активное участие в различных выставках принимала также семья Мельниковой Ани, за выставку «Наш светофорчик», заняли второе место, семья Федоровой Дианы - 3 место.

Наши родители приняли активное участие в выставке «Книги своими руками», были изготовлены очень интересные книги на разные темы.

В папке для родителей предлагали консультации на актуальные и интересующиеся темы. Например: «Мои пальчики расскажут, мои пальчики покажут», «Здоровье ребенка в наших руках», «Закаливание», «Воспитание любви к родному городу и природе в детском саду и семье», «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить! Защита прав и достоинство маленького ребенка», «Совместная работа детского сада и семьи по пред школьной подготовке». Семья Обуховых приняла участие в городских соревнованиях «Папа, мама, я - спортивная семья» среди дошкольных образовательных учреждений и получили грамоту за 4 место в соревнованиях. Семья Мельниковой Ани создали проект о нашем городе, и Аня защищала его на конкурсе проектов. По сравнению с прошлым годом, активность родителей не уменьшилась, а увеличилась. Родители интересовались своими детьми, как они прошли ЭМТ, как занимались на занятиях, какие конкурсы у нас проходили.

В федеральных государственных требованиях говорится о том, что дошкольное учреждение должно обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Портретом выпускника ДОУ считается, когда ребенок физически развит, овладевает культурно-гигиеническими навыками, любознателен, активен, эмоционально отзывчив, овладевший учебной деятельностью, овладевший необходимыми умениями и навыками.

Для полноценного комплексного развития воспитанников работу по подготовке к школе проводим в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом и учителем-логопедом. Галина Аркадьевна - логопед вначале года обследовала детей, выявила какие у детей нарушения в речи. У детей имеющих нарушение звукопроизношения, планировали дополнительную работу над артикуляцией звука, заучивание стихотворений с нужным звуком, пальчиковую гимнастику. Включали в свою работу и проводили с детьми такие игры, как «Лабиринты», «Шнуровка», «Выкладывание из палочек», «Графические диктанты» для развития мелкой моторики. Для речевого развития детей проводили такие игры, как «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Послушай и расскажи», «Многозначные слова», «Как зовут родителей» и т.д. Учитель-логопед каждый месяц давала рекомендации для детей, с которыми надо заниматься. В течении года велась работа с родителями по звукопроизношению, была выставлена консультация, индивидуальная работа в тетрадях. Рекомендации для учителя - логопеда проводить с детьми развлечения, групповые занятия, мастер - классы для воспитателей.

Наталья Владимировна - психолог проводила с детьми индивидуальные занятия и групповые. Она проводила с детьми тесты по готовности детей к школе, обращала внимание на кого надо больше уделить внимание и с кем нужно больше заниматься индивидуально - это с Димой М, Валерой Л, Димой С, Аней М.Р.

Тесный контакт с руководителем по физическому воспитанию. Она предоставила для нас комплексы утренней гимнастики, подвижные игры, в случае если она болеет, то всю ее работу проводили сами, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Она не раз проводила с детьми развлечения по физическому развитию. Татьяна Вячеслава готовила детей к спартакиадам, активно готовила детей к ЭМТ, где по итогам дети неплохо сдали свои нормативы.

Музыкальный руководитель предоставляла нам песни, которые мы учили с детьми, сценарии утренников, правда не всегда они нравились, но если что-то нас не устраивало, то мы совместно его пересматривали и переделывали. Когда Ирина Валерьевна уезжала на сессию, то она всегда оставляла музыку к песням и танцам.. Старались работать всегда в контакте с Ириной Валерьевной.

Хореограф - Полина Викторовна - брала детей и разучивала с ними танцы, на Новогодний утренник не получился Восточный танец с девочками, так как у нас девочек мало и когда учили танец - наши девочки почти все болели. К выпускному балу мы испытываем большую помощь, так как все танцы с детьми проводила Полина Викторовна.

С социальными педагогами также налажен контакт, старались вовремя сдавать информацию социальным педагогам, которую они нам предоставляли для родителей, работали с родителями по оплате за детский сад, злостных задолжников у нас никогда не было, родители старались вовремя оплачивать за детский сад. Дерунову Ольгу Александровну приглашали на родительское собрание, где она разъяснила родителям проводимое анкетирование.

Такое взаимодействие со всеми специалистами позволило добиться неплохих результатов в работе с детьми и таким образом можно сделать вывод, что «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С.Высотский.

Анализ работы по самообразованию за 2012 - 2013 учебный год

по теме «Развитие речи и творческого воображения у детей дошкольного возраста» С.Н. Пуховой воспитателя МАДОУ «Волшебница».

В начале учебного года была поставлена цель и задачи по теме «Развитие речи и творческого воображении» детей дошкольного возраста. Для их выполнения были взяты результаты мониторинга по образовательной области «Коммуникация». Мониторинг позволил выявить наиболее важные представления в работе по данной теме, а также позволил построить систему работы.

Системность состоит из основных блоков:

  • Занятия, как специально организованная форма обучения;
  • Совместная деятельность педагога и детей.

Вместе с тем специальных занятий недостаточно, поэтому в течение всего года были внедрены в работу и другие виды деятельности, особенно связанные с развитием речи:

  • Чтение книг;
  • Рассматривание картин и предметов;
  • Творческие задания на придумывание детьми сравнений, эпитетов, загадок помогает ребёнку почувствовать и понять, как эти средства делают языковой материал поэтическим;
  • Наблюдение за объектами природы обеспечивают наиболее оптимальное общение детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, сообщать о своих впечатлениях;
  • Работа со схемами и мнемотаблицами;
  • Творческие недели; Сочинение сказок; Создание рукописных книг;
  • Литературные викторины, др.

На конец учебного года был проведён мониторинг по образовательной области «Коммуникация», который позволил выявить результаты навыков по данной теме.

В целом считаю поставленную задачу « раскрытие творческого потенциала детей» - выполненной:

  • Дети участвовали в мастер классе, где показали умение работать с мнемотаблицами и сами умеют их составлять;
  • Повысился интерес к книге и её самостоятельное чтение;
  • Участвуют в коллективном обсуждении, высказывают своё мнение, отвечая на вопросы «Почему?»; «Как ты это понимаешь?», др.
  • Без особых затруднений подбирают определения к именам существительным, ставя их в грамматически правильную форму;
  • Участвовали и были победителями конкурса чтецов. Развитие речи тесно связано и с воспитанием звуковой культуры речи. Элементы ЗКР влияют на связность изложения текста (сила голоса, дикция, интонационная выразительность).

Таким образом, считаю работать по данной теме необходимо начинать с детьми раннего возраста, чтобы виден был результат в развитии речи и творческого воображения.

В тесном контакте велась работа по теме самообразования с родителями:

  • В рубрике «Играйте дома» родителям были предложены игры и упражнения по развитию речи и творческого воображения.
  • создали альбом «Мудрые пословицы»; книги «Загадки в картинках», «Мои сказки»; схемы к сказкам «Мои любимые сказки» др;
  • Велась консультативная работа.

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрание, консультация, совместные выставки, конкурсы, праздники и другие). При организации работы с семьями воспитанников педагоги используют различные формы сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка-анализ

по теме:

«Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

Форма контроля: оперативный.

Цель проверки: проанализировать организацию работы педагогов с родителями воспитанников.

Объект контроля: все группы.

Проверку проводил: старший воспитатель Маленькая Н.А.

Работа с родителями

Группа

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Информационный стенд для родителей

Перспективный план работы с родителями

Родительские собрания

Наглядная информация для родителей

Индивидуальные беседы

Участие родителей в совместных мероприятиях

Участие родителей в конкурсах, выставках

В каждой группе в раздевалке имеется информационный стенд для родителей, на котором размещена следующая информация: визитная карточка группы, сетка занятий, режим дня группы. Ежедневно воспитатели размещают на стенде меню. На информационном стенде вывешиваются консультации для родителей по вопросам воспитания, по соблюдению прав дошкольников. Воспитатели всех групп обновили информационные стенды для родителей

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрание, консультация, совместные выставки, конкурсы, праздники и другие).

При организации работы с семьями воспитанников педагоги используют различные формы сотрудничества.

Воспитателями всех групп запланированы родительские собрания (3 собрания в год). На момент проверки в каждой группе проведены по 1 родительскому собранию.

С целью ознакомления родителей с работой ДОО, особенностями воспитания детей, формирования знаний у родителей о воспитании и развитии дошкольников используется наглядная информация (консультации, папки-передвижки, выпуск стенгазеты, памятки).

Ежедневно педагоги проводят индивидуальные педагогические беседы с родителями воспитанников по проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста. При необходимости воспитатели организуют посещение детей на дому с целью выявления условия проживания ребёнка.

В работе с семьями воспитанников педагоги используют досуговые формы организации общения с родителями: участие родителей в совместных мероприятиях, участие родителей в конкурсах, выставках. Участие родителей в конкурсах, выставки работ родителей и детей демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

  1. В работе с родителями продолжать использовать разнообразные формы общения, таких как проведение совместных праздников которые помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников образовательных отношений.
  2. На информационных стендах размещать планирование НОД.
  3. Подготовить памятки и буклеты для родителей по профилактике ДДТТ.

Старший воспитатель: ________ Н.А. Маленькая


Управление Общего Образования администрации города Обнинска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр Развития Ребенка – детский сад «Россиянка»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:

« Работа с родителями в детском саду»

Выполнила:

воспитатель разновозрастной группы №9

Москаленко С.Н.

Обнинск, 2012

Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи

Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» .

Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.

Формы общения педагога с родителями в детском саду

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

Анкетирование родителей.

Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам "Поговорим о маме".

Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

Пример 2. Конференция для пап "Самый дорогой мой человек".

Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).

Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.

Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: "Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу "Спокойной ночи, малыши", и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?" Расскажите ребенку сказку "Колобок" или "Репка".

Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.

Тематика конференций для родителей

  1. Эстетическое воспитание дошкольников.
  2. Растим будущих мам и пап.
  3. Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  4. "Школьное завтра" наших детей.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.

Наглядная пропаганда

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств - привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.

Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды - разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).

Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.

Первые визиты в детский сад.

Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Вводные собрания.

После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.

Когда приводить и забирать ребенка

Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.

Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

Конференции родителей и воспитателей.

Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.

Как использовать письменные формы общения?

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.

Брошюры.

Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия.

Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень.

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки.

Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки.

Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты.

Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений.

Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений.

Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты.

Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Член родительского совета.

Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.

Сотрудничество родителей друг с другом.

Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.

Информация для родителей и их обучение.

Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.

Неформальные встречи родителей и воспитателей.

Это тематические встречи, вечера и т. п.

Использование коммуникативных ресурсов.

Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.

Обмен литературой.

Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» - это взаимный, а «act» - действовать.

Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.

Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:

Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:

В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:

Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.

Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:

Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.

Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ результативности моего опыта показал следующее:

У родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,

Родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,

Возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.

Библиография

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис - пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)

5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.

6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.

8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.

10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.


Анализ работы с родителями.

Воспитатель А.Д.Никоненко МАДОУ№313

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2015 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели : инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  • Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители – критические наблюдатели .

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

  • активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей
  • заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов
  • равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
  • У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

  • Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  • Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  • Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи :

  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  • Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

  • общие и групповые родительские собрания
  • консультации
  • занятия с участием родителей
  • выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями
  • совместные экскурсии
  • Дни добрых дел
  • Дни открытых дверей
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
  • оформление фотомонтажей
  • совместное создание развивающей предметно- пространственной среды
  • утренние приветствия
  • работа с родительским комитетом группы
  • беседы с детьми и родителями
  • тренинги
  • семинар-практикум
  • родительские гостиные
  • мастер- классы

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить» объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе .

Были разработаны конспекты совместных занятий, викторин, развлечений, досугов «Страна Знаний», «Новые приключения Колобка», «Мы – дети планеты Земля», квест « По дороге знаний», проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в пред школьной и школьной жизни ребенка». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе».

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в пред школьный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по математике, по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление

Наглядно-информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • папки-передвижки «Неболейка», «По Совету всему свету»
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»
  • библиотека – передвижка
  • фотомонтажи «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»
  • фотовыставки «Моя бабушка – лучше всех», «Папа, мама, я – дружная семья», «Квартира моей мечты»
  • семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,
    «Учись быть папой»
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»
  • копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание». В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок, конкурсах говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В группе проведены:

  • праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»
  • развлечения «Семейные посиделки», «День смеха»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)
  • спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления»
  • вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»
  • совместные проекты «Путешествие в царство математике», «Моя семья»
  • выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей».
  • выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»
  • спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»
  • экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу»
  • Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.


Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  • Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов.
  • Консультации для родителей
  • Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
  • Распределение ролей взрослых
  • Изготовление пригласительных билетов.
  • Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
  • Составление памятки-помощницы для родителей и для детей
  • Индивидуальные встречи и консультации
  • Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник : дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки». Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх «родители-дети», потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Праздник закончился словами:

Берегите друг друга!
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга,
Рядом вместе побудьте!
(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями . Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», – писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочный плакат для именинников, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, стенд для детских работ по художественному творчеству, изготовили рамки с фотографиями детей.

С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин», «библиотека». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, и посмотреть групповой или семейный альбомы.

Есть у нас и кафе «Одуванчик», куда дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» – ремонт игрушек, мебели, группы, обустройство участка горкой для скатывания на ледянках, поделками из снега, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы. Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа и спальня, красиво оформлена приемная комната, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал : позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.